Стоглав это в истории

Стоглав

Стоглав


Титульный лист

Создан

Язык оригинала

московский письменный

Автор

участники Стоглавого собора

Цель создания

религиозно-церковные и государственно-экономические вопросы

Текст в Викитеке

Стоглав — сборник решений Стоглавого собора 1551 года. Решения сборника касаются как религиозно-церковных, так и государственно-экономических вопросов в свете ожесточённых споров того времени о церковном землевладении; содержит разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным правом.

Состоит из 100 глав. После окончания собора в качестве дополнения добавлена 101-я глава. Название утвердилось с конца XVI века. Сам текст памятника содержит и иные наименования: соборное уложение, царское и святительское уложение (гл. 99).

Стоглав пытался решить следующие насущные вопросы:

  • укрепления церковной дисциплины среди духовенства и борьба против порочного поведения представителей церкви (пьянства, разврата, взяточничества), ростовщичества монастырей,
  • унификация церковных обрядов и служб
  • полномочия церковного суда,
  • против пережитков язычества среди населения,
  • жесткая регламентация (а, по существу, введение своеобразной духовной цензуры) порядка переписки церковных книг, писания икон, строительства церквей и т. д.

Название первой главы («В лето 7059-е месяца февраля в 23 день…»), казалось бы, даёт точную дату работы Стоглавого собора: 23 февраля 7059 г. (1551 г.). Однако исследователи расходятся во мнении, является ли эта дата указанием на начало заседаний Собора или определяет время начала составления Соборного уложения. Работу Собора можно разделить на два этапа — совещание с обсуждением ряда вопросов и обработка материала, хотя возможно, что это были одновременные процессы. Это предположение подтверждается и самой структурой «Стоглава», последовательностью расположения глав и их содержанием.

В первой главе в общих чертах намечена программа Собора: Собор отвечает на вопросы царя, который предлагал темы для соборного обсуждения. Участники Собора, как следует из текста, ограничивались высказыванием своих мнений по предложенным темам. В первой главе круг вопросов Собора излагается бегло, несколько путано, иногда приводятся ответы, иногда — нет. Составитель не имел здесь задачи целиком раскрыть содержание тех «исправлений», которыми занимался Собор. Но хотя составитель не всегда приводит ответы Собора на вопросы, он знакомит с документами, в соответствии с которыми принимались решения на Соборе. По существующим правилам Собор не имел права принять решение, расходившееся с канонической литературой. Часть памятников этой литературы упомянута в первой главе «Стоглава»: Правила святых апостолов, святых отцов церкви, Правила, установленные на Соборах духовенства, а также поучения канонизированных святых. В следующих главах этот список расширяется.

В двух главах (5 и 41) содержатся царские вопросы, которые должны были обсуждать все участники Собора. Для составления вопросов царь привлек лиц из своего окружения, прежде всего членов «Избранной рады». Двое из них имели духовный сан (митрополит Макарий и протопоп Сильвестр), и поэтому их роль была значительна.

Главы с 6 по 40 содержат ответы на некоторые из первых 37 вопросов царя. Продолжение ответов содержится в 42-й и последующих главах. Этот разрыв объясняется тем, что соборные прения по составлению ответов на царские вопросы, видимо, были прерваны появлением на Соборе царя. В течение дня, а может, и нескольких дней, Собор решал вопросы совместно с царем. С этим связано, видимо, возникновение так называемых «вторых царских вопросов», которые изложены в 41 главе «Стоглава». Они касаются в основном вопросов богослужения и нравов мирян. Царские вопросы можно разделить на три группы:

  1. преследующие интересы государственной казны (вопросы: 10, 12, 14, 15, 19, 30, 31);
  2. обличающие беспорядки в святительстве и монастырском управлении, в монастырской жизни (вопросы: 2, 4, 7, 8, 9, 13, 16, 17, 20, 37);
  3. касающиеся беспорядков в богослужении, обличающие предрассудки и нехристианскую жизнь мирян (вопросы: 1, 3, 5, 6, 11, 18, 21-29, 32-36).

Две последние группы вопросов направлены на укрепление нравственной стороны жизни духовенства и населения. Поскольку государство целиком перепоручало эту область церкви, видело в ней свою идеологическую опору, то естественным было для царя желание видеть церковь единой, пользующейся авторитетом у населения.

Среди особенностей структуры «Стоглава» следует особо выделить наличие 101-й главы — приговора о вотчинах. Она, видимо, была составлена после окончания работы Стоглавого собора и прибавлена к основному списку в качестве дополнения.

Основные положения

Уложение Собора 1551 года затронуло главные стороны церковной жизни; в нем были собраны и систематизированы все нормы действующего права Русской церкви. Исходным материалом, кроме канонических источников, послужили Кормчие книги, Устав св. Владимира, постановления Собора 1503 года, послания митрополитов.

Постановления «Стоглава» касаются архиерейских пошлин, церковного суда, дисциплины духовенства, монахов и мирян, богослужения, монастырских вотчин, народного образования и призрения нищих и других вопросов.

Финансовые вопросы

Вопреки постановлению Собора 1503 года «Стоглав» разрешил взимание ставленнических пошлин, но установил для них, равно и как для треб, твердую таксу. При этом было решено, что все пошлины должны собирать не архиерейские чиновники, а поповские старосты с десятскими.

16 вопрос царя «О церковных и о монастырских деньгах» касался критики ростовщичества в церкви: «О церковной и о монастырской казне, еже в росты дают: угодно ли се Богови и что Писание о сем глаголет? Божественное писание и мирянам резоимство возбраняет нежели церквям Божиим деньги в росты давать и хлеб в наспы? Где то писано во святых правилах? О сем пишет церковное богатство нищих богатство и прочим на потребу достоить? Якоже пишет?».

Вопросы нравственности и контроля над жизнью духовенства

Собор был вынужден признать существование известных беспорядков, порочивших русскую церковь, и даже угрожавших её будущему (эти вопросы включены во 2 и 3 группы — см. выше).

Поэтому одним из самых важных нововведений Собора является повсеместное введение института поповских старост (гл. 6). Это были выборные от священников. Количество поповских старост в каждом городе определялось особо, видимо, епископами по царскому повелению. Собор определил количество старост лишь для Москвы — семь. Этому числу соответствовало и число соборов, то есть центральных по значению в данном округе храмов. Поповские старосты должны были служить в соборах. В помощь им, согласно «Стоглаву», избирались из священников десятские. В селах и волостях избирались только десятские священники. «Стоглав» зафиксировал, что в обязанности этих выборных лиц входил контроль над правильным ведением службы в подведомственных церквях, за благочинием священников.

Предписывались этические требования и к иконописцам, в которых ценилось смирение, кротость, трезвость, законопослушие (гл. 43).

Собор 1551 г. вынес важное решение относительно «двойных» монастырей, в которых одновременно проживали монашествующие обоих полов: монастырям было приписано строго соблюдать обособленность полов и выполнять общежительный устав. Также критике подвергалось бесконтрольное бродяжничество и попрошайничество монахов.

Обличение безнравственности мирян

Стоглав повелевает организовывать училища для обучения прихожан грамоте (гл. 26). Между тем Стоглав (гл. 40) запрещал стрижение усов и бритьё бороды:

Кто браду бриет, и преставится таковой, недостоит над ним служити ни сорокоустия пети, ни просвиры, ни свещи по нем в Церковь, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша

В соборном постановлении осуждались распространенные в народном быту бесчинства и пережитки язычества: судебные поединки, скоморошеские представления, азартные игры, пьянство. Другое постановление Собора касалось осуждения безбожных и еретических книг (Гл. 42). Этими книгами были объявлены: «Secreta secretorum», сборник средневековой мудрости, известный на Руси под названием «Аристотель», астрономические карты Эммануила Бена Якоба, прозванные «Шестокрылом». Также был наложен запрет на общение с иностранцами, которые во времена Ивана Грозного стали все чаще приезжать в Россию.

33 глава Стоглава осуждает мужеложество и содомию, лица, уличённые в этих грехах, отлучались от церкви.

Вопросы богослужения

Многие постановления «Стоглава» касаются богослужения. Часть из них были вынесены на обсуждение по инициативе самого Ивана IV, хотя несомненно, что в этом вопросе им руководил митрополит Макарий.

Стоглав официально в 31—32 главах узаконил двоеперстное сложение при совершении крестного знамения и сугубую аллилуию в Московской Церкви. Соборный авторитет данных решений впоследствии стал основным аргументом старообрядчества. Закрепилось убеждение в необходимости крещения через троекратное полное погружение (гл. 17), которое должно сопровождаться словами:

Крещается раб Божий имя-рек, во имя Отца, и погружает его, первое глаголя аминь; таже и Сына, и погружает его, второе глаголя аминь; таже и Святаго Духа, и погружает его третие, и глаголет и ныне и присно и во веки веков аминь

Стоглав запрещает прохождение через Царские врата служителей без риз и епитрахили (гл. 10). Критерием освященности церкви называется антиминс, изготавливаемый либо из шерстяной, либо льняной ткани. Богослужение осуществляется после колокольного звона (гл. 7), и священник должен быть облечён в ризы и епитрахиль (гл. 8, 10, 14, 15).

Вопросы брака и венчания

Стоглав очерчивает брачный возраст для юношей с 15 лет, а для девушек с 12 лет (гл. 18). Идеальным браком считался первый (гл. 23). Второй не венчался, но мог иметь благословение, за третий полагалось временное отлучение от церкви на 5 лет, а четвертый именовался преступлением, «понеже свинское есть житіе».

Церковный суд

«Стоглав» отменил «несудимые» грамоты, тем самым сделав все монастыри и приходские причты подсудными своим епископам. Светским судам он запретил судить духовных лиц. До этого церковный суд, вверявшийся епископами боярам, дьякам, десятникам, вызывал постоянные жалобы. Но об упразднении этих должностей Собор не мог и помышлять — они ведь существовали и при митрополитах Петре и Алексее. Поэтому было решено дать священникам право участия в судах через своих выборных старост и сотских. Но при этом законодатели совершенно позабыли определить роль этих представителей.

Церковное землевладение

Видимо, этот вопрос, хотя и обсуждался на Стоглавом соборе, но не был включен в первоначальное Соборное уложение. Позже к его тексту была добавлена дополнительная 101-я глава — «Приговор о вотчинах». Приговор царя с митрополитом и другими архиереями о вотчинах отразил стремление царя ограничить рост церковных земельных владений. «Приговор о вотчинах» закрепил следующие пять основных решений:

  1. Приговором запрещается архиепископам, епископам и монастырям покупать у кого-либо вотчины без разрешения царя;
  2. Земельные вклады на помин души допускаются, но при этом оговаривается условие и порядок их выкупа родственниками завещателя;
  3. Вотчинникам ряда областей запрещается продавать вотчины людям иных городов и без доклада царю дарить монастырям;
  4. Приговор не имеет обратной силы, не распространяет своего действия на сделки (договоры дарения, купли-продажи или завещания), заключенные до Стоглавого собора;
  5. На будущее же устанавливается санкция за нарушение приговора: конфискация вотчины в пользу государя и невозвращение денег продавцу.

Значение

Стоглав является не только сборником церковных правил и наставлений, но и многоплановым сводом светского права, ценнейшим источником социально-экономической и политической истории России XV—XVI веков. В нём прослеживается как борьба иосифлян и нестяжателей по поводу церковного землевладения, так и иные конфликты на Руси того времени. В Стоглаве также содержатся яркие картины из жизни русского народа, обычаи, уходящие корнями в языческую эпоху.

Стоглав зафиксировал порядок богослужения, принятый в Московском государстве: «Аще ли кто двемя персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят, святии отцы рекоша» (Стоглав 31); «…не подобает святыя аллилуии трегубити, но дважды глаголати аллилуия, а в третий — слава тебе Боже…» (Стоглав 42).

Указанные нормы продержались до 1652 года, когда патриархом Никоном была проведена реформа церкви, приведшая, в частности, к следующим изменениям:

  • Замена двуперстного крестного знамения трехперстным;
  • Возглас «аллилуйя» во время стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая);
  • Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).

Резкость и некорректность проведения реформ вызвала недовольство среди значительной части духовенства и мирян, что привело к расколу церкви на новообрядцев (принявших реформы Никона) и старообрядцев (не принявших реформы).

На Большом Московском церковном соборе 1667 положения Стоглавого собора были признаны написанными «неразсудно, простотою и невежеством»; сама подлинность Стоглава была подвергнута сомнению.

К началу XX века было известно не менее 100 списков рукописного Стоглава.

Проблема подлинности

Страница рукописи

В связи с полемикой о подлинности и каноническом значении Стоглава, сложностью, нечёткостью и нелогичностью его структуры и состава проблема происхождения его текста является одной из основных в исторической литературе о Стоглаве и Стоглавом Соборе. До половины XIX века в литературе господствовало мнение о Стоглаве как о не подлинном соборном уложении 1551 года. Митрополит Платон, не сомневаясь в факте созыва Собора 1551 года, усомнился, однако, в том, что положения Стоглава были утверждены на этом Соборе.

В предисловии к первому отечественному изданию Стоглава, вышедшему в 1862 году, было указано, что

эта книга (Стоглав) — составлена кем-нибудь, может быть, даже членом Стоглавого собора (1551 г.), но уже после собора, из черновых записок, бывших или приготовленных только для рассмотрения на соборе, но не рассмотренных (всецело), не приведенных в формы церковных постановлений, не утвержденных подписями и не обнародованных для руководства.

Такая точка зрения объяснялась нежеланием признать подлинными решения официального органа, которые Русская Церковь впоследствии нашла ошибочными, и которыми руководствовались «раскольники».

Только после ряда находок И. Д. Беляева (в частности, наказных списков по Стоглаву, неоспоримо подтвердивших факт принятия Стоглава на Соборе 1551 года) подлинность Стоглава была окончательно признана.

В дальнейшем историками Стоглав рассматривался как уникальный памятник русского права XVI века, дающий представление об образе жизни общества того времени, что, однако, не исключает того факта, что «в тексте Стоглава присутствуют явные вставки».

Примечания

  1. Просмотр документа — dlib.rsl.ru
  2. Стоглав
  3. Нравственное состояние монастырей и монашества (недоступная ссылка). Дата обращения 13 августа 2012. Архивировано 12 мая 2013 года.
  4. О дѣтскомъ крещеніи
  5. О царскихъ дверѣхъ отвѣтъ
  6. Отвѣтъ о обручаніи и о вѣнчаніи
  7. О второмъ же брацѣ, и о троеженцахъ
  8. Мулукаев Р. С.. // Вестн. Моск. ун‑та. Сер. 11, Право. — 1987. — № 1. — С. 77—79. — Рец. на кн.: Российское законодательство X—XX веков : в 9 т.. — М. : Юрид. лит., 1984. — Т. 2 : Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного госу. — ISSN 0130-0113.
  9. Рогожин А. И., Сафронова И. П., Ярмыш А. Н.. // Сов. государство и право. — 1986. — № 8. — С. 143—144. — Рец. на кн.: Российское законодательство X—XX веков : в 9 т.. — М. : Юрид. лит., 1984. — Т. 2 : Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного госу. — ISSN 0132-0769.
  10. Троеперстие: киевский след
  11. http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=215&pagefile=215-0101 Стоглав 31 глава
  12. Стоглав, изд. 2-е, Казань, 1887, с. III.
  13. Стефанович Д. О Стоглаве. Его происхождение, редакции и состав. К истории памятников древнерусского церковного права. Спб., 1909, стр. 137
  14. Стоглав. — Лондон: Trubner & Co, 1860. — 239 с.
  15. Царские вопросы и соборные ответы о многоразличных церковных чинах (Стоглав). — М.: тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1890. — 424 с.
  16. Платон (Левшин). Краткая российская церковная история. Т. 2.М., 1829, ch. 30
  17. Стоглав. — Казань: Типография Губернского Правления, 1862. — 454 с.
  18. И. Д. Беляев. Стоглав. Казань 1862г. Наказные списки соборного уложения 1551 года = Памятники русского церковного законодательства. — М., 1863. — 27 с.
  19. Стоглав и Наказные грамоты: к вопросу об истории и соотношении текстов

Литература

  • Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. — СПб.-К., 1909.
  • Стоглав // Российское законодательство X—XX веков. — Т. 2 : Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства / отв. ред. А. Д. Горский. — М.: Юр. лит., 1985. — C. 241—439. — 520 с.
  • Стоглав. — Казань, 1911.
  • Стоглав: Текст. Словоуказатель / предисл. Дж. Манискалько Базиле, А. В. Юрасова; комм. Е. Б. Емченко. — М.; СПб.: Институт российской истории РАН; Центр гуманитарных инициатив, 2015. — 320 с. — (Historia Russica). — 500 экз. — ISBN 978-5-8055-0292-8.

Ссылки

  • Стоглав // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Емченко Е. Б. Стоглав. Введение
  • Емченко Е. Б. Стоглав: исследование и текст
  • 455 лет со дня окончания Стоглавого собора (избранные главы: 6, 17, 31, 32, 40, 42) (недоступная ссылка)
  • Телепрограмма «Час истины», посвященная Стоглавому собору, с участием д.и.н. Сергея Перевезенцева и к.и.н. Максима Емельянова-Лукьянчикова (недоступная ссылка)

Тексты Стоглава

  • Рукопись № 215. (1919.) Стоглав (постановления москов. Собора 1551 г.), полууст. четкий, современный, в четверть, 316 л., заглавная заставка фигурная с золотом. Фонд 304.I. Главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой лавры. Полный текст списка.
  • Стоглав. Рукопись № 194. Фонд 173.I. Фундаментальное собрание библиотеки МДА. Полный текст списка.
  • Стоглав. — М.: тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1890. — 10, 424 с.
  • Стоглав в Викитеке

Стоглавый собор — важнейшее событие в церковной жизни России. Его результатом стало подписание законодательного акта, регламентирующего многие стороны общественной и церковной жизни страны. Одни решения так и остались на бумаге, другие изменили историю России и Русской Православной Церкви.

Почему собор был назван Стоглавым

Стоглавым собором называют само объединение власти и духовенства для решения насущных вопросов. Книгу, в которой были отображены все решения собрания, принято называть Стоглав. Таким образом, Стоглав — сборник постановлений церковно-земского собора 1551 года.

Стоглавый собор был созван по инициативе Ивана Грозного

Свое название книга получила по количеству входящих в нее частей. При редактировании документ был разбит по смыслу на 100 глав. Редакторы документа боялись, что нерадивые писари, переписывая постановления собора для распространения, могут пропустить незначительные, по их мнению, части Стоглава. Поэтому документ пришлось структурировать так, чтобы потеря даже малой части информации не осталась незамеченной.

Участники собора

Стоглавый собор проходил в Успенском соборе Кремля в 1551 году и длился почти 3 месяца. Инициатором собрания был Иван Грозный. Помимо монарха, участниками собора были князья, представители высшего духовенства и Боярской Думы.

Председателем собора был митрополит Макарий. Также на соборе присутствовали архимандриты Трифон Суздальский, Акакий Тверской, Гурий Смоленский, Феодосий Новгородский и другие служители церкви.

Предпосылки и задачи Стоглавого собора

Собрание происходило во времена правления Ивана Грозного, который считал себя преемником византийских императоров и великим реформатором. Стоглавый собор был необходим, так как в государстве накопилось достаточное количество нерешенных вопросов, связанных с духовной жизнью.

Решения, принятые на Соборе, были призваны укрепить дисциплину в рядах духовенства, определить порядок борьбы с пережитками язычества, обличить порочное поведение некоторых священнослужителей, установить порядок возведения храмов и поддержать иконографию.

На соборе были рассмотрены все основные стороны церковной жизни

Царя беспокоило, что неточность и несогласованность церковных обрядов порождали расколы и возникновение различных тоталитарных сект, что становилось причиной народных возмущений и бунтов.

На соборе были подняты проблемы управления церковью, устройства жизни в монастырях, порядка избрания достойных служителей алтаря. Для повышения подготовки священников было принято решение учредить духовные семинарии. Все это подняло бы авторитет церкви и повысило грамотность населения.

Как проходил собор

Собор начался с молебна. После торжественного богослужения царь представил собравшимся обновленный и дополненный Судебник. Иван Грозный предложил для обсуждения 69 вопросов, которые в Стоглаве были названы «царскими».

Всю работу Собора условно делят на 2 этапа:

  1. Совещание по ключевым вопросам;
  2. Обработка собранного материала.

Возможно, работа над обеими частями собора проходила одновременно, одни решения дополняли другие.

Структура Стоглава

В первой главе Стоглава намечены основные цели собора. Затем излагаются ключевые вопросы, на которые собравшимся предстояло найти ответы. Первая часть документации Стоглавого собора вышла путанной. На некоторые вопросы удавалось найти компромиссный ответ сразу, и он сразу же записывался.

Другие проблемы вызывали жаркие дискуссии, и единое мнение по поводу них отображалось в документации собора значительно позже. Некоторые вопросы так и остались нерешенными.

Далее в Стоглаве был отражен список канонической литературы, в соответствии с которой собор принимал свои решения. К таким источникам можно отнести труды Отцов Церкви, послания Святых Апостолов, поучения Святых.

Стоглав собрал все нормы церковного права и многие светские законы

В двух главах содержались царские вопросы, которые обсуждали на Стоглаве. Они касались порядка богослужений и устройства жизни мирян. В частности, обсуждались следующие проблемы:

  • Укрепление нравственности и духовной жизни мирян и служителей церкви;
  • Обличение нехристианской жизни мирян;
  • Беспорядки в монастырском управлении и порядке проведения богослужений;
  • Вопросы вотчин и государственной казны.

Финансовые проблемы и вопросы землевладения, рассматриваемые на соборе

Конфликт между духовенством и государственной властью длился долгие годы. Духовенство имело претензии к государству, так как оно покушалось на монастырские землевладения. Правительство же хотело использовать часть церковных средств на государственные нужды. Финансовые вопросы вошли в пятую главу Стоглава. После долгих дискуссий, были приняты следующие решения:

  • Было осуждено ростовщичество в среде священников;
  • Был установлен единый размер пошлины для всех епархий;
  • Обличалось взяточничество среди мирян и духовенства;
  • Было запрещено отказывать в постриге, если у желающего стать монахом не было денег;
  • Был установлен контроль над монастырской казной;
  • Установлена пошлина для вступления в брак.

    Согласно Стоглаву, церковнослужители не могли быть привлечены к государственному суду

Важно! Одним из самых важных решений было закрепление неприкосновенности церковного имущества. Вопрос о церковных вотчинах рассматривался отдельно, ему даже посвятили отдельную, сто первую главу Стоглава.

Семейно-брачное право

Решения, принятые на собрании 1551 года, регламентировали и семейные отношения.

  • Согласно постановлению собора, юридическим считался только венчанный брак;
  • Молодые люди могли вступить в брак с согласия родителей или опекунов;
  • Возраст жениха для заключения брака — 15 лет, девушки — 12 лет;
  • Законно жениться можно было только 3 раза;
  • Развод был разрешен в случае прелюбодеяния, бесплодия одного из супругов. Расторжение брака допускалось, если супруги не проживали вместе долгое время, или если один из супругов принял решение уйти в монастырь.

Интересно знать! Главный принцип семьи по Стоглаву — безраздельная власть мужчины над женой, родителей над детьми. Если муж был осужден за преступление, жена переносила все тяготы вместе с ним.

Родители распоряжались судьбами своих детей, могли их насильно женить, отдать в монастырь или передать в холопство. Муж мог закладывать жену, наказывать ее, в том числе и физически. Рукоприкладство могло быть ограничено только, если оно было причиной нанесенного тяжкого вреда здоровью.

Итоги собора

  • Главным итогом Собора была систематизация норм действующего церковного права;
  • Собор осудил пережитки язычества, особенно такие, как пьянство и пристрастие к азартным играм;
  • Собранием было принято решение, касающееся монастырей, в которых могли проживать и женщины, и мужчины;
  • Сформирован институт старост духовенства;
  • Было узаконено двуперстное сложение пальцев при крестном знамении;

    Стоглав официально утверждает двоеперстное крестное знамение

  • Поднят вопрос об изображении на иконах Святой Троицы. Обсуждалось традиционное изображение на иконах в виде трех ангелов. Окончательное решение по этому вопросу не было принято.
  • Определялись взаимоотношения между светской и духовной властью. Например, гражданские суды были лишены права судить духовенство. Для этих целей был учрежден церковный суд, отменены «несудимые» грамоты;
  • Обсуждался вопрос о церковном землевладении;
  • Была достигнута слаженность богослужений, унификация обрядов и служб;
  • Установлены правила переписи церковных книг и принципы иконографии;
  • Канонизированы новые Святые.

Поздняя трактовка решений Стоглава

Более ста лет решения Собора пользовались непререкаемым авторитетом. После большого Московского собора эти решения подверглись резкой критике. Были отменены важные догматы о двуперстном знамении, брадобритии, сугубой алиллуйе.

Что явилось следствием деятельности Стоглавого собора?

Стоглавый собор является важнейшим событием не только в истории России, но и Русской православной церкви. Он проходил в 1551 году. Назван стоглавым, так как в него входит 100 частей из постановлений (деяний или уложений) — отдельные главы. Стоглав является своего рода законодательным актом, который касался многих сфер жизни. И этому документу Церковь должна была следовать неукоснительно. Однако некоторые введения остались существовать только на бумаге, на практике им никто не следовал.
Иван Грозный в начале 1551 года принялся за созыв Стоглавого собора. Он взял на себя эту миссию, поскольку был убежден, что он преемник византийских императоров. Во второй главе Стоглава есть упоминание о том, что иерархи испытывали великую радость по поводу царского приглашения. В первую очередь это объясняется необходимостью разрешения многих вопросов, которые были особенно значимы в середине XVI века. К ним относилось укрепление церковной дисциплины среди духовенства, вопросы о полномочиях церковного суда. Надо было бороться против порочного поведения священнослужителей и прочих представителей церкви. Много проблем также было с ростовщичеством монастырей. Продолжалась борьба с пережитками язычества. Кроме того, возникла необходимость в унификации церковных обрядов и служб. Порядок переписки церковных книг, строительства церквей и писания икон должен быть жестко регламентирован. Поэтому Стоглавый собор Русской православной церкви был необходим.Стоглавый собор собрал и систематизировал все нормы действующего права Церкви.
В постановлениях Стоглава говорится об архиерейских пошлинах, церковном суде, дисциплине духовенства, монахов и мирян, богослужениях, монастырских вотчинах, народном образовании и так далее.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *