Стоглавый собор

Стоглавый собор 1551 г.

Процесс усиления государственной власти неизбежно вновь выдвигал вопрос о положении церкви в государстве. Царская власть, источники доходов которой были немногочисленными, а расходы велики, с завистью смотрела на богатства церквей и монастырей.

На совещании молодого царя с митрополитом Макарием в сентябре 1550 г. была достигнута договоренность: монастырям запрещалось основывать новые слободы в городе, а в старых слободах ставить новые дворы. Посадские люди, бежавшие от тягла в монастырские слободы, кроме того, «выводились» назад. Это было продиктовано потребностями государственной казны.

Однако такие компромиссные меры не удовлетворили государственную власть. В январе-феврале 1551 г, был собран церковный собор, на котором были зачитаны царские вопросы, составленные Сильвестроми проникнутые нестяжательским духом. Ответы на них составили сто глав приговора собора, получившего название Стоглавого, или Стоглава. Царя и его окружение волновало, «достойно ли монастырям приобретать земли, получать различные льготные грамоты. По решению собора прекратилось царское вспомоществование монастырям, имеющим села и другие владения. Стоглав запретил из монастырской казны давать деньги в «рост» и хлеб в «насп», т.е. — под проценты, чем лишил монастыри постоянного дохода.

Ряд участников Стоглавого собора(иосифляне) встретили программу, изложенную в царских вопросах, ожесточенным сопротивлением.

Программу царских реформ, намеченных Избранной Радой, в наиболее существенных пунктах Стоглавый собор отклонил. Гнев Ивана IV обрушился на наиболее видных представителей иосифлян. 11 мая 1551 г. (т.е. через несколько дней после завершения собора) была запрещена покупка монастырями вотчинных земель «без доклада» царю. У монастырей отбирались все земли бояр, переданные ими туда в малолетство Ивана (с 1533 г.). Тем самым был установлен контроль царской власти над движением церковных земельных фондов, хотя сами по себе владения остались в руках у церкви. Церковь сохраняла свои владения и после 1551 г.

Вместе с тем, были проведены преобразования во внутренней жизни церкви. Утверждался созданный ранее пантеон общерусских святых, унифицировался ряд церковных обрядов. Были приняты также меры по искоренению безнравственности духовного сословия.

Судьба реформ 50-х годов XVI в.

Принято считать, что реформы Избранной рады проводились в целях укрепления социального положения дворянского сословия в противовес тормозящему этот процесс консервативному боярству. В.Б.Кобрину удалось доказать, что в усилении государства были заинтересованы практически все слои общества. Поэтому реформы проводились не в угоду какому-либо одному сословию и не против какого-либо сословия. Реформы означали формирование Русского сословно-представительного государства. При этом подразумевалось и осуществлялось на практике разумное равновесие в распределении власти между рядом сословий (Земские соборы), правительством (Избранная Рада) и царем. Для утверждения этой системы необходимо было время. В силу ряда обстоятельств равновесие властных структур стало неустойчивым уже в первой половине 50-х годов. Реформаторская деятельность была сведена на нет в 60-е годы внешними (Ливонская война) и внутренними (опричнина) причинами. Многое здесь значила и личность царя Ивана — человека государственного ума, но с гипертрофированно развитым властолюбием, и, возможно, на этой почве с некоторыми психическими отклонениями. Впоследствии, как бы оправдывая свои действия, Иван IV писал, чтоАдашевиСильвестр»сами государилися, как хотели, а с меня есте государство сняли: словом яз был государь, а делом ничего не владел». Однако современные историки, отводят ему в государственных делах несколько иное место. «Участие Ивана IV в правительственной деятельности в 60-х годах не противоречит тому, что многие реформы (возможно, даже их большинство) были задуманы деятелями Избранной Рады. Главной заслугой Ивана IV в эти годы было то, что он призвал к правлению таких политиков, как Адашев и Сильвестр, и, видимо, действительно подчинялся их влиянию», — пишет В.Б.Кобрин.

Разрыв с приближенными наступил не сразу. Их колебания во время болезни Ивана в 1553 г., напряженные отношения с родственниками царицы Захарьиными и, возможно, с ней самой приводят к психологической несовместимости. Стремление проводить самостоятельную политику — внешнюю и внутреннюю — к несовместимости политической. К осени 1559 г. прекращается реформаторская деятельность. В 1560 г. происходит развязка. Сильвестр был направлен в ссылку: вначале в Кирилло-Белозерский монастырь, затем в Соловецкий. А.Адашевбыл послан в действующую в Ливонии армию, но вскоре вместе с братом Данилом арестован. Лишь смерть (1561) спасла бывшего главу Избранной Рады от дальнейших преследований.

Стоглав

Стоглав

Титульный лист
Создан 1551
Язык оригинала московский письменный
Автор участники Стоглавого собора
Цель создания религиозно-церковные и государственно-экономические вопросы
Электронная версия в Викитеке

Стоглав — сборник решений Стоглавого собора 1551 года. Решения сборника касаются как религиозно-церковных, так и государственно-экономических вопросов в свете ожесточённых споров того времени о церковном землевладении; содержит разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным правом.

Состоит из 100 глав. После окончания собора в качестве дополнения добавлена 101-я глава. Название утвердилось с конца XVI века. Сам текст памятника содержит и иные наименования: соборное уложение, царское и святительское уложение (гл. 99).

Стоглав пытался решить следующие насущные вопросы:

  • укрепления церковной дисциплины среди духовенства и борьба против порочного поведения представителей церкви (пьянства, разврата, взяточничества), ростовщичества монастырей,
  • унификация церковных обрядов и служб
  • полномочия церковного суда,
  • против пережитков язычества среди населения,
  • жесткая регламентация (а, по существу, введение своеобразной духовной цензуры) порядка переписки церковных книг, писания икон, строительства церквей и т. д.

Название первой главы («В лето 7059-е месяца февраля в 23 день…»), казалось бы, дает точную дату работы Стоглавого собора: 23 февраля 7059 г. (1551 г.). Однако исследователи расходятся во мнении, является ли эта дата указанием на начало заседаний Собора или определяет время начала составления Соборного уложения. Работу Собора можно разделить на два этапа — совещание с обсуждением ряда вопросов и обработка материала, хотя возможно, что это были одновременные процессы. Это предположение подтверждается и самой структурой «Стоглава», последовательностью расположения глав и их содержанием.

В первой главе в общих чертах намечена программа Собора: Собор отвечает на вопросы царя, который предлагал темы для соборного обсуждения. Участники Собора, как следует из текста, ограничивались высказыванием своих мнений по предложенным темам. В первой главе круг вопросов Собора излагается бегло, несколько путано, иногда приводятся ответы, иногда — нет. Составитель не имел здесь задачи целиком раскрыть содержание тех «исправлений», которыми занимался Собор. Но хотя составитель не всегда приводит ответы Собора на вопросы, он знакомит с документами, в соответствии с которыми принимались решения на Соборе. По существующим правилам Собор не имел права принять решение, расходившееся с канонической литературой. Часть памятников этой литературы упомянута в первой главе «Стоглава»: Правила святых апостолов, святых отцов церкви, Правила, установленные на Соборах духовенства, а также поучения канонизированных святых. В следующих главах этот список расширяется.

В двух главах (5 и 41) содержатся царские вопросы, которые должны были обсуждать все участники Собора. Для составления вопросов царь привлек лиц из своего окружения, прежде всего членов «Избранной рады». Двое из них имели духовный сан (митрополит Макарий и протопоп Сильвестр), и поэтому их роль была значительна.

Главы с 6 по 40 содержат ответы на некоторые из первых 37 вопросов царя. Продолжение ответов содержится в 42-й и последующих главах. Этот разрыв объясняется тем, что соборные прения по составлению ответов на царские вопросы, видимо, были прерваны появлением на Соборе царя. В течение дня, а может, и нескольких дней, Собор решал вопросы совместно с царем. С этим связано, видимо, возникновение так называемых «вторых царских вопросов», которые изложены в 41 главе «Стоглава». Они касаются в основном вопросов богослужения и нравов мирян. Царские вопросы можно разделить на три группы:

  1. преследующие интересы государственной казны (вопросы: 10, 12, 14, 15, 19, 30, 31);
  2. обличающие беспорядки в святительстве и монастырском управлении, в монастырской жизни (вопросы: 2, 4, 7, 8, 9, 13, 16, 17, 20, 37);
  3. касающиеся беспорядков в богослужении, обличающие предрассудки и нехристианскую жизнь мирян (вопросы: 1, 3, 5, 6, 11, 18, 21-29, 32-36).

Две последние группы вопросов направлены на укрепление нравственной стороны жизни духовенства и населения. Поскольку государство целиком перепоручало эту область церкви, видело в ней свою идеологическую опору, то естественным было для царя желание видеть церковь единой, пользующейся авторитетом у населения.

Среди особенностей структуры «Стоглава» следует особо выделить наличие 101-й главы — приговора о вотчинах. Она, видимо, была составлена после окончания работы Стоглавого собора и прибавлена к основному списку в качестве дополнения.

Основные положения

Уложение Собора 1551 года затронуло главные стороны церковной жизни; в нем были собраны и систематизированы все нормы действующего права Русской церкви. Исходным материалом, кроме канонических источников, послужили Кормчие книги, Устав св. Владимира, постановления Собора 1503 года, послания митрополитов.

Постановления «Стоглава» касаются архиерейских пошлин, церковного суда, дисциплины духовенства, монахов и мирян, богослужения, монастырских вотчин, народного образования и призрения нищих и других вопросов.

Финансовые вопросы

Вопреки постановлению Собора 1503 года «Стоглав» разрешил взимание ставленнических пошлин, но установил для них, равно и как для треб, твердую таксу. При этом было решено, что все пошлины должны собирать не архиерейские чиновники, а поповские старосты с десятскими.

16 вопрос царя «О церковных и о монастырских деньгах» касался критики ростовщичества в церкви: «О церковной и о монастырской казне, еже в росты дают: угодно ли се Богови и что Писание о сем глаголет? Божественное писание и мирянам резоимство возбраняет нежели церквям Божиим деньги в росты давать и хлеб в наспы? Где то писано во святых правилах? О сем пишет церковное богатство нищих богатство и прочим на потребу достоить? Якоже пишет?».

Вопросы нравственности и контроля над жизнью духовенства

Собор был вынужден признать существование известных беспорядков, порочивших русскую церковь, и даже угрожавших её будущему (эти вопросы включены во 2 и 3 группы — см. выше).

Поэтому одним из самых важных нововведений Собора является повсеместное введение института поповских старост (гл. 6). Это были выборные от священников. Количество поповских старост в каждом городе определялось особо, видимо, епископами по царскому повелению. Собор определил количество старост лишь для Москвы — семь. Этому числу соответствовало и число соборов, то есть центральных по значению в данном округе храмов. Поповские старосты должны были служить в соборах. В помощь им, согласно «Стоглаву», избирались из священников десятские. В селах и волостях избирались только десятские священники. «Стоглав» зафиксировал, что в обязанности этих выборных лиц входил контроль над правильным ведением службы в подведомственных церквях, за благочинием священников.

Предписывались этические требования и к иконописцам, в которых ценилось смирение, кротость, трезвость, законопослушие (гл.43).

Собор 1551 г. вынес важное решение относительно «двойных» монастырей, в которых одновременно проживали монашествующие обоих полов: монастырям было приписано строго соблюдать обособленность полов и выполнять общежительный устав. Также критике подвергалось бесконтрольное бродяжничество и попрошайничество монахов

Обличение безнравственности мирян

Стоглав повелевает организовывать училища для обучения прихожан грамоте (гл. 26). Между тем Стоглав (гл. 40) запрещал стрижение усов и бритье бороды:

Кто браду бриет, и преставится таковой, недостоит над ним служити ни сорокоустия пети, ни просвиры, ни свещи по нем в Церковь, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша

В соборном постановлении осуждались распространенные в народном быту бесчинства и пережитки язычества: судебные поединки, скоморошеские представления, азартные игры, пьянство. Другое постановление Собора касалось осуждения безбожных и еретических книг (Гл. 42). Этими книгами были объявлены: «Secreta secretorum», сборник средневековой мудрости, известный на Руси под названием «Аристотель», астрономические карты Эммануила Бена Якоба, называвшиеся у нас «Шестокрылом». Также был наложен запрет на общение с иностранцами, которые во времена Ивана Грозного стали все чаще приезжать в Россию.

33 глава Стоглава осуждает мужеложество и содомию, лица, уличенные в этих грехах, отлучались от церкви.

Вопросы богослужения

Многие постановления «Стоглава» касаются богослужения. Часть из них были вынесены на обсуждение по инициативе самого Ивана IV, хотя несомненно, что в этом вопросе им руководил митрополит Макарий.

Стоглав официально в 31—32 главах узаконил двоеперстное сложение при совершении крестного знамения и сугубую аллилуию в Московской Церкви. Соборный авторитет данных решений впоследствии стал основным аргументом старообрядчества. Закрепилось убеждение в необходимости крещения через троекратное полное погружение (гл. 17). Которое должно сопровождаться словами:

Крещается раб Божий имя-рек, во имя Отца, и погружает его, первое глаголя аминь; таже и Сына, и погружает его, второе глаголя аминь; таже и Святаго Духа, и погружает его третие, и глаголет и ныне и присно и во веки веков аминь

Стоглав запрещает прохождение через Царские врата служителей без риз и епитрахили (гл. 10). Критерием освященности церкви называется антиминс, изготавливаемый либо из шерстяной, либо льняной ткани. Богослужение осуществляется после колокольного звона (гл. 7) и священник должен быть облечен в ризы и епитрахиль (гл. 8, 10, 14, 15).

Вопросы брака и венчания

Стоглав очерчивает брачный возраст для юношей с 15 лет, а для девушек с 12 лет (гл. 18). Идеальным браком считался первый (гл. 23). Второй не венчался, но мог иметь благословение, за третий полагалось временное отлучение от церкви на 5 лет, а четвертый именовался преступлением, «понеже свинское есть житіе»

Церковный суд

«Стоглав» отменил «несудимые» грамоты, тем самым сделав все монастыри и приходские причты подсудными своим епископам. Светским судам он запретил судить духовных лиц. До этого церковный суд, вверявшийся епископами боярам, дьякам, десятникам, вызывал постоянные жалобы. Но об упразднении этих должностей Собор не мог и помышлять — они ведь существовали и при митрополитах Петре и Алексее. Поэтому было решено дать священникам право участия в судах через своих выборных старост и сотских. Но при этом законодатели совершенно позабыли определить роль этих представителей.

Церковное землевладение

Видимо, этот вопрос, хотя и обсуждался на Стоглавом соборе, но не был включен в первоначальное Соборное уложение. Позже к его тексту была добавлена дополнительная 101-я глава — «Приговор о вотчинах». Приговор царя с митрополитом и другими архиереями о вотчинах отразил стремление царя ограничить рост церковных земельных владений. «Приговор о вотчинах» закрепил следующие пять основных решений:

  1. Приговором запрещается архиепископам, епископам и монастырям покупать у кого-либо вотчины без разрешения царя;
  2. Земельные вклады на помин души допускаются, но при этом оговаривается условие и порядок их выкупа родственниками завещателя;
  3. Вотчинникам ряда областей запрещается продавать вотчины людям иных городов и без доклада царю дарить монастырям;
  4. Приговор не имеет обратной силы, не распространяет своего действия на сделки (договоры дарения, купли-продажи или завещания), заключенные до Стоглавого собора;
  5. На будущее же устанавливается санкция за нарушение приговора: конфискация вотчины в пользу государя и невозвращение денег продавцу.

Значение

Стоглав является не только сборником церковных правил и наставлений, но и многоплановым сводом светского права, ценнейшим источником социально-экономической и политической истории России XV—XVI веков. В нём прослеживается как борьба иосифлян и нестяжателей по поводу церковного землевладения, так и иные конфликты на Руси того времени. В Стоглаве также содержатся яркие картины из жизни русского народа, обычаи, уходящие корнями в языческую эпоху.

Стоглав зафиксировал порядок богослужения, принятый в Московском государстве: «Аще ли кто двемя персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят, святии отцы рекоша»(Стоглав 31); «…не подобает святыя аллилуии трегубити, но дважды глаголати аллилуия, а в третий — слава тебе Боже…» (Стоглав 42).

Указанные нормы продержались до 1652 года, когда патриархом Никоном была проведена реформа церкви, приведшая, в частности, к следующим изменениям:

  • Замена двуперстного крестного знамения трехперстным;
  • Возглас «аллилуйя» во время стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая);
  • Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).

Резкость и некорректность проведения реформ вызвала недовольство среди значительной части духовенства и мирян, что привело к расколу церкви на новообрядцев (принявших реформы Никона) и старообрядцев (не принявших реформы).

На Большом Московском церковном соборе 1667 положения Стоглавого собора были признаны написанными «неразсудно, простотою и невежеством»; сама подлинность Стоглава была подвергнута сомнению.

К началу XX века было известно не менее 100 списков рукописного Стоглава.

Проблема подлинности

В связи с полемикой о подлинности и каноническом значении Стоглава, сложностью, нечеткостью и нелогичностью его структуры и состава проблема происхождения его текста является одной из основных в исторической литературе о Стоглаве и Стоглавом Соборе. До половины XIX века в литературе господствовало мнение о Стоглаве как о не подлинном соборном уложении 1551 года. Митрополит Платон, не сомневаясь в факте созыва Собора 1551 года, усомнился, однако, в том, что положения Стоглава были утверждены на этом Соборе.

В предисловии к первому отечественному изданию Стоглава, вышедшему в 1862 году, было указано, что

эта книга (Стоглав) — составлена кем-нибудь, может быть, даже членом Стоглавого собора (1551 г.), но уже после собора, из черновых записок, бывших или приготовленных только для рассмотрения на соборе, но не рассмотренных (всецело), не приведенных в формы церковных постановлений, не утвержденных подписями и не обнародованных для руководства.

Такая точка зрения объяснялась нежеланием признать подлинными решения официального органа, которые Русская Церковь впоследствии нашла ошибочными, и которыми руководствовались «раскольники».

Только после ряда находок И. Д. Беляева (в частности наказных списков по Стоглаву, неоспоримо подтвердивших факт принятия Стоглава на Соборе 1551 года) подлинность Стоглава была окончательно признана.

В дальнейшем историками Стоглав рассматривался как уникальный памятник русского права XVI века, дающий представление об образе жизни общества того времени, что, однако, не исключает того факта, что «в тексте Стоглава присутствуют явные вставки».

Примечания

  1. Просмотр документа — dlib.rsl.ru
  2. Стоглав
  3. Нравственное состояние монастырей и монашества
  4. О дѣтскомъ крещеніи
  5. О царскихъ дверѣхъ отвѣтъ
  6. Отвѣтъ о обручаніи и о вѣнчаніи
  7. О второмъ же брацѣ, и о троеженцахъ
  8. Мулукаев Р. С.. // Вестн. Моск. ун‑та. Сер. 11, Право. — 1987. — № 1. — С. 77—79. — Рец. на кн.: Российское законодательство X—XX веков : в 9 т.. — М. : Юрид. лит., 1984. — Т. 2 : Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного госу. — ISSN 0130-0113.
  9. Рогожин А. И., Сафронова И. П., Ярмыш А. Н.. // Сов. государство и право. — 1986. — № 8. — С. 143—144. — Рец. на кн.: Российское законодательство X—XX веков : в 9 т.. — М. : Юрид. лит., 1984. — Т. 2 : Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного госу. — ISSN 0132-0769.
  10. Троеперстие: киевский след
  11. http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=215&pagefile=215-0101 Стоглав 31 глава
  12. Стоглав, изд. 2-е, Казань, 1887, с. III.
  13. Стефанович Д. О Стоглаве. Его происхождение, редакции и состав. К истории памятников древнерусского церковного права. Спб., 1909, стр. 137
  14. Стоглав. — Лондон: Trubner & Co, 1860. — 239 с.
  15. Царские вопросы и соборные ответы о многоразличных церковных чинах (Стоглав). — М.: тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1890. — 424 с.
  16. Платон (Левшин). Краткая российская церковная история. Т. 2.М., 1829, ch. 30
  17. Стоглав. — Казань: Типография Губернского Правления, 1862. — 454 с.
  18. И. Д. Беляев. Стоглав. Казань 1862г. Наказные списки соборного уложения 1551 года = Памятники русского церковного законодательства. — М., 1863. — 27 с.
  19. Стоглав и Наказные грамоты: к вопросу об истории и соотношении текстов

Решения собора

Основная статья: Стоглав

Собор принял Судебник, отверг секуляризационные планы правительства, но ограничил дальнейшее приращение церковных владений в городах и финансовые привилегии духовенства; решения, сведённые в сто глав, в литературе имеют название Стоглава.

Царь представил собору также новый Судебник и уставные грамоты, просил прочесть их и рассудить и, если дело будет признано достойным, скрепить их подписями для хранения в казне. Царь говорил, между прочим, на соборе, что его бояре и вельможи впали во многие корысти и хищения, называл их лихоимцами, хищниками, творящими неправедный суд; но в то же время он признал, что всех обид и разорений, происшедших от бессудства и лихоимания властей, исправить невозможно, и просил оставить «друг другу вражды и тяготы». На Стоглавом соборе царь подтвердил, что он предписал боярам «помиритися на срок» по всем делам «со всеми христианы» своего царства.

Некоторые решения Собора, касающиеся обрядов, были отменены Московским Собором 1667 года, наложившим проклятия и на сами обряды и догматы, и на придерживающихся их: двоеперстие, двугубую аллилуйю и пр.

  1. Сергей Левицкий, «Очерки по истории русской философии», т. 1
  2. Стоглавый Собор 1551 года
  3. Судебники 1497 и 1550 гг. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Бочкарев В. А. Стоглав и история Собора 1551 года: историко-канонический очерк. — Юхнов, 1906. — 261 с.
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005 (DVD)
  • Статья посвященная 455-й годовщине Стоглавого Собора
  • Игумен Кирилл (Казанская духовная семинария), «Русские канонические постановления об изобразимости Бога», глава 5
  • Архимандрит Макарий (Веретенников). Стоглавый собор 1551 года // Альфа и Омега, № 1(8), 1996.
  • Сергей Левицкий, Очерк по истории русской философии т.1

> См. также

  • Старообрядчество
  • Стоглав
  • Стоглавый Собор: Антон Карташёв. История Русской Церкви
  • Стоглавый собор (Энциклопедия Кругосвет)
  • Стоглавый собор (Хронос)

Для принятия особо ответственных решений в христианстве происходили собрания. На них приглашались очень важные люди, которые высказывали свое мнение относительно того или иного аспекта и после приходили к общему знаменателю. Не стал исключением подобного и Стоглавый церковный собор 1551 года. Его еще часто называют Грозным, так как именно царь Иван присутствовал на нем. На нем также присутствовала и боярская рада. Основной причиной собрания было укрепление положения Церкви в борьбе с еретическими движениями.

Значение собора

Значение Стоглавого собора заключалось в том, что принятый перечень решений должен был нормализовать каким-то образом взаимоотношения между иосифлянами и нестяжателями. Они несли в себе некий компромиссный характер. Кроме этого он пытался ознакомится с такими насущными вопросами:

  • возвращение полномочий церкви;
  • борьба с порочным поведением представителей церкви и усиление дисциплины;
  • введение цензуры на переписку, перепись книг, церковных имен и прочего;
  • определение полномочий церковного суда;
  • унификация церковных служб и обрядов;
  • борьба с пережитками язычества у населения.

Работа Стоглавого собора русской православной церкви состояла из 2 частей:

  • совещание с обсуждением основных пунктов;
  • обработка материалов.

На соборе царь предоставил некоторые уставные грамоты и новый Судебник. Он просил всех присутствующих ознакомится с ними и принять решение в чью-то пользу. Кроме того он заявлял, что большинство вельмож и бояр начали брать себе т вещи, которые им не принадлежат, тем самым значительно увеличивая свое состояние. Но и в то же время признал, что все, что произошло нельзя исправить и стоит простить друг другу.

Большинство из перечисленных пунктов не утратили своей актуальности и до сегодняшнего дня. А вот некоторые были вскоре отменены и подвержены критике и проклятиям. О данном списке законов просто забыли со временем практически на целое столетие. Только в 60 г. 19 века книгу опубликовали в Англии.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *