Суббота у евреев

Астронет | Картинка дня | Обзоры astro-ph | Новости | Статьи | Книги | Карта неба | Созвездия | Переменные Звезды | A&ATr | Глоссарий

планета Астронет | Физика космоса | Биографии | Словарь | Ключевые слова | Астрономия в России | Форумы | Семинары | Сверхновые

5. Персидский календарь | Оглавление | 7. Календарь Французской революции >>

Разделы

  • 6.1. Каково происхождение 7-дневной недели?
  • 6.2. Что означают названия дней недели?
  • 6.3. Каким образом дням недели дали названия планет?
  • 6.4. Прерывался ли когда-либо цикл 7-дневных недель?
  • 6.5. Какой день является днем отдыха?
  • 6.6. С какого дня начинается неделя?
  • 6.7. Что такое номер недели?
  • 6.8. Как можно вычислить номер недели?
  • 6.9. Существуют ли недели различной продолжительности?

6. Неделя

В христианском, еврейском и мусульманском календарях есть 7-дневная неделя.

6.1. Каково происхождение 7-дневной недели?

Разобраться с историей 7-дневной недели очень сложно. Существуют различные мнения об истории недели, и часто предположения преподносятся так, будто это точно установленные факты. Единственное что мы точно знаем о происхождении 7-дневной недели — это то, что мы ничего точно не знаем.

На первых страницах Библии объясняется, как Бог создал мир за шесть дней и отдыхал на седьмой день. Седьмой день стал для евреев днем отдыха — субботой.

Иногда как места, где возникла неделя, называют Вавилон, Персию и некоторые другие. Неделя была известна в Риме до распространения христианства.

6.2. Что означают названия дней недели?

Ответ на этот вопрос зависит от языка, о котором идет речь. В то время как для месяцев в большинстве языков названия одинаковые (за исключением нескольких славянских языков), названия дней недели в разных языках сильно различаются. Несколько примеров будет приведено здесь.

Евреи просто нумеруют все дни недели, кроме субботы.

Похожий метод частично использован в португальском и русском языках:

Английский Португальский Русский Значение русского названия
Monday segunda-feira понедельник после «дня безделья»
Tuesday terca-feira вторник второй
Wednesday quarta-feira среда середина
Thursday quinta-feira четверг четвертый
Friday sexta-feira пятница пятый
Saturday sabado суббота суббота
Sunday domingo воскресенье воскресение

В большинстве языков, основанных на латыни, каждый день недели связан с одной из семи известных с древних времен «планет»: Солнцем, Луной, Меркурием, Венерой, Марсом, Юпитером и Сатурном. Например, во французском языке:

Русский Французский «Планета»
Понедельник lundi Луна
Вторник mardi Марс
Среда mercredi Меркурий
Четверг jeudi Юпитер
Пятница vendredi Венера
Суббота samedi Сатурн
Воскресенье dimanche (Солнце)

Связь с Солнцем была нарушена в французском языке, но по-латыни воскресенье называлось dies solis — день Солнца.

Интересно отметить, что в некоторых азиатских языках (например, хинди, японском и корейском) есть похожая связь между днями недели и планетами.

В английском языке первоначальная связь с планетами сохранилась для субботы (Saturday), воскресенья (Sunday) и понедельника (Monday). Однако для остальных четырех дней имена римских богов, которыми были названы планеты, были заменены на имена англо-саксонских или скандинавских богов. Так, вторник (Tuesday) назван в честь Тиу (Tiw), среда (Wednesday) в честь Водена (Woden), четверг (Thursday) — в честь Тора (Thor), а пятница (Friday) — в честь Фреи (Freya).

6.3. Каким образом дням недели дали названия планет?

Как мы видели в предыдущем разделе, названия планет были даны дням недели в следующем порядке:

Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн, Солнце

Почему именно в таком порядке?

Одна теория говорит: если вы расположите «планеты» согласно их расстоянию от Земли (предполагая, что Земля является центром Вселенной) или их периоду обращения вокруг Земли, то получится такой порядок:

Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн

Теперь, пусть эти планеты (в обратном порядке) соответствуют часам суток:

1=Сатурн, 2=Юпитер, 3=Марс, 4=Солнце, 5=Венера, 6=Меркурий, 7=Луна, 8=Сатурн, и т.д., 23=Юпитер, 24=Марс

Следующий день будет продолжаться с того места, на котором кончился предыдущий:

1=Солнце, 2=Венера, и т.д., 23=Венера, 24=Меркурий

Следующий день будет продолжаться так:

1=Луна, 2=Сатурн, и т.д.

Если вы посмотрите на планеты, соответствующие первому часу каждого дня, вы заметите, что они следуют в таком порядке:

Сатурн, Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера

Это в точности соответствует порядку связанных с ними дней недели.

Совпадение? Возможно.

6.4. Прерывался ли когда-либо цикл 7-дневных недель?

Нет свидетельств о том, что цикл 7-дневных недель когда либо прерывался. Изменения и реформы календаря никогда не прерывали 7-дневный цикл. Весьма вероятно, что он не прерывался по крайней мере со времен Моисея (около 1400 г. до н.э.), а возможно и еще дольше.

Некоторые источники утверждают, что древние евреи использовали календарь, в котором иногда вводилась добавочная суббота. Но это скорее всего неверно.

6.5. Какой день является днем отдыха?

Для евреев суббота — это день отдыха и молитв. В этот день Бог отдыхал после сотворения мира.

Для большинства христиан день отдыха и молитв — воскресенье, потому что в этот день Иисус воскрес из мертвых.

Для мусульман пятница — день отдыха и молитв. В Коране пятница названа святым днем, «царем дней».

6.6. С какого дня начинается неделя?

В Библии ясно сказано, что суббота — последний день недели. Поэтому среди евреев и христиан распространен обычай считать воскресенье первым днем недели (это видно и из португальских названий дней недели, приведенных в разделе 6.2). Однако, например, в русском языке название вторника означает «второй». Это значит, что в некоторых странах понедельник считается первым днем недели.

В Международном стандарте ISO-8601 Международная Организация по Стандартизации установила, что понедельник должен быть первым днем недели.

6.7. Что такое номер недели?

В международном стандарте ISO-8601 (упомянутом в разделе 6.6) каждой неделе года присваивается номер. Для недели, часть которой находится в одном году, а часть в другом, присваивается номер в том году, которому принадлежит большее количество дней. Это означает, что Неделя 1 каждого года включает 4 января,

или

В любом году неделя 1 — это неделя, которая включает первый четверг в январе.

В большинстве годов 52 недели, но в годах, которые начинаются в четверг, и в високосных годах, начинающихся в среду — 53 недели.

Примечание: эта система нумерации не используется в США.

6.8. Как можно вычислить номер недели?

Если вы знаете дату, как можно вычислить соответствующий ей номер недели (как он определен в стандарте ISO-8601)?

  1. Используя формулы в разделе 2.15.1, вычислите юлианскую дату .
  2. Осуществите следующие вычисления (в которых все деления целочисленные и остаток не принимается во внимание, номер недели —):

(Я благодарю Стефана Поттхаста, предоставившего этот алгоритм.)

Заметим, что если номер недели 1, 52 или 53, то неделя может находиться в двух различных календарных годах. Однако считается, что неделя принадлежит тому году, в котором ей присвоен номер. Таким образом 31 декабря года Х может принадлежать неделе 1 года Х+1; аналогично 1 января года Х может принадлежать неделе 52 или 53 года Х-1.

6.9. Существуют ли недели различной продолжительности?

Если мы определим «неделю» как 7-дневный период, то ответ, очевидно — нет. Однако если мы определим «неделю» как имеющий особое название интервал времени, больший чем сутки и меньший чем месяц, то ответ — да.

В Древнем Египте использовалась 10-дневная «неделя», как и в календаре Французской революции (см. раздел 6.1).

В календаре Майя использовались 13- и 20-дневные «недели» (см. раздел 7.2).

В Советском Союзе использовались 5-дневная и 6-дневная недели. В 1929-30 гг. в СССР была постепенно введена 5-дневная неделя. Каждый работник имел один выходной в неделю, но не было фиксированных выходных дней. С 1 сентября 1931 г. эта неделя была заменена на 6-дневную с фиксированным выходным, приходящимся на 6-й, 12-й, 24-й и 30-й дни каждого месяца (1 марта заменяло 30 февраля, а последние дни месяцев с 31 днями рассматривались как дополнительные рабочие дни вне обычного 6-дневного цикла). Возвращение к нормальной 7-дневной неделе было осуществлено 26 июня 1940 г.

5. Персидский календарь | Оглавление | 7. Календарь Французской революции >>

Публикации с ключевыми словами: календарь
Публикации со словами: календарь

См. также: Все публикации на ту же тему >>

Мнения читателей

Все слышали, что есть шаббат. Но не все знают, как устроена израильская рабочая неделя. А она сдвинута на один день относительно всего остального мира.

Шаббат (суббота) — это главный выходной, как воскресенье в остальном мире. А воскресенье — это первый рабочий день очередной недели. Когда тебе говорят «приходите в воскресенье» — это значит, что неделя уже близится к концу, и давай на следующей будем твой вопрос решать.

У обычных людей в нормальных компаниях выходные — это пятница и суббота. Но где-то в пятницу могут и работать полдня. В ночных клубах все тусовки — ночами с четверга на пятницу и с пятницы на субботу. Вечером субботы — тишина: завтра же на работу.

«Шаббат шалом» (буквально: «суббота мир») — это не столько приветствие субботы, сколько пожелание хороших выходных. В четверг, уходя с работы, люди говорят друг другу «Шаббат шалом». Ни разу не слышал, чтобы «шаббат шалом» кто-нибудь кому-нибудь сказал в сам шаббат.

Большинство магазинов и кафе в шаббат не работают. Это бы ещё полбеды, но не работает и общественный транспорт (кроме Хайфы).

При этом с шаббатом есть нюанс: согласно торе или чему-то такому он начинается, когда заканчивается пятница, на улице темнеет и на небе становится видно три звезды. Поэтому в пятницу много мест закрываются довольно рано — в два-три часа дня. Автобусы перестают ходить часам к пяти. А когда темнеет следующим вечером, в субботу, многие магазины и кафе вдруг обратно открываются, а на улицах появляются автобусы.

Именно вечер пятницы в понимании людей, по крайней мере тут, в Тель-Авиве — это главный момент для отдыха и веселья. В субботу можно отсыпаться после бурной ночи, а можно и поработать, если, конечно, ты не слишком религиозен (я обычно по-быстрому отсыпаюсь и иду работать).

Ближайший супермаркет закрывается в пятницу в 18:30 и открывается обратно в 18:30 в субботу. Одна из хороших кофеен, «Нахат», работает каждый день с утра и до 22, но в пятницу — до 18. То есть их нисколько не смущает работа в субботу, но вечер пятницы — это святое. Подобное же расписание у соседней аптеки. А другая кофейня, «Кафеликс», в субботу закрыта весь день, а в пятницу официально работает до 15:30. Но вчера меня оттуда выгнали около трёх, объяснив, что щас зима и шаббат наступает раньше.

При этом тут полно иммигрантов, которые открывают свои бизнесы и работают как им вздумается. Ещё одна кофейня, «Ориджем», которую держат бразильцы, работает каждый день до 19, но в субботу — до 14. Не работать в воскресенье — это экзотика, но вот хорошая бургерная неподалёку в воскресенье закрыта.

В результате пятница, суббота и воскресенье — это такая зона неопределённости. Перед тем, как куда-то пойти, нужно посмотреть расписание, и оно ещё может оказаться неверным, «потому что зима».

Когда живёшь в России, вся эта хрень с неработающими в субботу местами кажется дикостью. Но если честно, с воскресеньями в большинстве городов Европы дела куда хуже, чем с субботой в Тель-Авиве. Тут полно заведений, которые в гробу видали израильские странности, и работают всегда.

Только с транспортом засада. Так что если вы планируете съездить в Израиль, постарайтесь прилететь и улететь не в шаббат, а то из аэропорта и в аэропорт вы сможете доехать только на такси (где-то по 2,5 тысячи рублей в одну сторону) — поезда не ходят с середины пятницы до вечера субботы.

слова песни Guf — Всё за 1$ (и Каспийский Груз)

Принял таблетку, кислота в желудке, воду.
Наблюдал, как языкастые меняются в мертвых.
И говорила мать: My Mama allways told me
Теплее одевайся, когда Бог играет с погодой.
А мы гасим свет не от того, что экономим.
Жизнь не поменяешь, как шину, если проколишь.
Когда-то на надгробном близкие оставят коммент.
Так что голова работай, железо к ладони.
А мы уже который год
Являемся лицом ментовских биллбордов.
Если наше прожитое выставить на аукцион,
Навряд ли лицитатор выкрикнет: продано.
Что-то модно, да. А что-то вечно.
Чтобы дитя не проснулось, у дула наконечник.
И всех вас на вечность в памяти оставляя —
Вам на вечность оставлю только память.
И, врач, снимая перчатку с руки,
Скажет: Или «мне очень жаль», или «будет жить».
Это, как в магазине «Все за 1 доллар».
Кто-то спички и соль домой, а кто-то делать порох.
И это город ветров, ветер ловит *блом.
Ноль эмоций на лице, ноль на лицевом.
И по окнам можно подумать, что нас нету дома,
А мы гасим свет не от того, что экономим.
Умру так и не став пациентом,
Мне от жизни нужно 100 со знаком процента.
Я, как в магазине «Все за 1 доллар»,
А у меня 99 центов.
Мне не отпустят грехи без рецепта.
Думал легко, оказалось прицеп там.
— Алло, Guf. Ты где?
— Алло, я сейчас в центре.
Guf в центре?! *ля, в смысле в центре, ну…
— Аааа…
А я где-то в окраинах, поправленный правильно.
Я популярен, если верить слухам.
Ко мне пришло больше людей на обыск, чем на днюху.
И нам пох** на власть, пока есть че красть.
Бронежилет под костюмом CANALI,
Меня не спалят даже экстрасенсы в финале.
И мы каждый день на движении —
Джума, Шабат, Воскресенье.
А у меня пятерка за сочинение
И двойка за поведение.
Счастья мало, как начинки в кутабе.
Хаваешь суши, но чувствуешь только вассаби.
Это как будто магазин «Все за 1 доллар»,
Но даже его когда-то ограбят.
Гуф…
Я не был никогда фанатиком блатной романтики,
Но с детского садика я крутился с опасными дядьками.
И пока я кашлял от первого в жизни парика на повеляге в падике
Они втирали мне, что рэп тут не прокатит.
Ты сюда слушай, внимательно —
Надо по красоте исполнять, если хочешь чувствовать себя, как мы с Маратиком.
Купи себе штаны по классике в Хуго Боссе на Арбате.
Дурака надо валить, хватит его валять, *лядь.
Ты видел, дядька? Нулевая девятка у Виталика.
В мясо затонированная, цвета темной металики.
Когда и откуда она у него, та сумка найк до краев забитая мелким наликом,
А ты в кепариках, как маленький.
Ты же не поешь, как Иосиф Кобзон.
Ты собираешься читать. Ну да, читать ведь надо о чем-то (а о чем?)
Я давным давно лично слушаю только шансон,
А тебе бы братик посоветовал набраться опыта.
Я думал: о чем это он?
Вот на телефон, если проблемы, набирай, мы с Маратиком подкатим, все уладим.
Я сидел на корточках со своим первым в жизни косяком,
И не успею набрать, через неделю их обоих посадят.
Обрывки памяти… Куда нам идти?
Я каждый день преступаю закон, если вы меня понимаете.
Фарта, Брутто и Веса.
Братва, как надо занимайтесь. Из одной столицы в другую плотный салам летит.

Guf: слова других песен исполнителя

16 – 18 июня в местечке Кракес (Кроки на идиш, прим. ред.) пройдет «Неделя еврейской культуры» – цикл просветительских мероприятий, который познакомит всех желающих с еврейскими традициями, кулинарным наследием, клезмерской музыкой, историей еврейской общины Кракес.

На месте бывшей синагоги местечка, возле сенюнии (староства), будет установлен информационный стенд, рассказывающий историю еврейской общины. Кроме того, будет открыта выставка «Кракес в межвоенное время» и представлен туристический маршрут «Прогулка по еврейскому Кракес».

Евреи жили в Кракес с середины XVII века. В 1847 г. в местечке проживало 399 евреев, в 1897 – 1090 (59% всего населения). В 1863– 1876 раввином Кракес был Залман-Симха Тройб, с 1880 – Меир Рабинович, в 1897–1907 – Элиягу-Меир Файвельзон (1867–1928), в 1907–15 – Бенцион Ноталевич. В начале ХХ в. в Кракес было три синагоги.

В конце XIX – начале ХХ века многие евреи местечка выехали в США и Южную Африку. В 1908 г. выходцы из Кракес организовали в США землячество. В 1912 г. в Кракес действовало Еврейское ссудо-сберегательное товарищество. В 1915 г. многие евреи были высланы во внутренние губернии России; имущество евреев было разграблено.

Основными занятиями евреев Кракес в 1920–30-х гг. были ремесла, извоз, торговля сельскохозяйственной продукцией. Евреям принадлежали 18 из 20 магазинов и мастерских, 2 мельницы, кондитерская фабрика. Оба врача и единственный фармацевт в городке были евреями. В начале 1920-х гг. начал действовать Еврейский народный банк. Раввином Кракес в 1930-х гг. был Довид Гольдберг (?–1941). Работала школа «Тарбут» (преподавание велось на иврите), несколько хедеров, иешива, еврейская библиотека, самодеятельный театр, действовали отделения различных еврейских партий и организаций. В сентябре 1941 г. евреи Кракес были расстреляны.

 Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?

Написано в книге Шмот (31:12—13): «И сказал Всевышний, обращаясь к Моше: скажи сыновьям Израиля: только бы вы соблюдали Мои Субботы, ибо она (Суббота) — знак между Мной и вами во всех ваших поколениях. Чтобы Вы знали, что Я — Всевышний, освящающий вас». Обратите внимание, здесь Суббота названа знаком. Но — знаком для кого и о чем?

Древний еврейский мыслитель рав Саадия Гаон поясняет, что Суббота сообщает народам мира буквально следующее: перед вами — еврей, сын народа, который избран Всевышним. Т.е. еврея всегда можно узнать по его поведению в Субботу. Находясь в городе, он в этот день недели закрывает свой магазин; находясь в пути, останавливается на отдых…

Представьте себе большой торговый город, например, Нью-Йорк. Известно, что в нем половина недельного торгового оборота приходится на один день — на Субботу. Так и говорят, что американцы делают «шопинг» по Субботам. Нетрудно представить себе, как выглядят торговые кварталы днем в пятницу: работа кипит, подвозят новые товары, моют витрины, все готовятся к завтрашнему дню. Вдруг мы замечаем хозяина одного магазина, который ведет себя по меньшей мере странно: вместо того чтобы готовиться к большому рабочему дню, уже в полдень он закрывает свой магазин и спешит домой! Одно из двух: либо приболел, либо еврей. Третьего не дано…

Суббота — своего рода еврейский флаг, именно она выделяет потомков Авраама, Ицхака и Яакова из всех народов мира. Причем выделяет куда больше, чем кашрут или национальные праздники.

И в самом деле, соблюдение законов Субботы свидетельствует о еврейской сути в человеке. Прекратить в Субботу все виды рабочей деятельности — единственное ритуальное предписание, упомянутое Торой в Десяти Заповедях.

Но, насколько велико значение Субботы в иудаизме, настолько же велико непонимание ее смысла за пределами круга изучающих Тору евреев. Законы Субботы вызывают у людей массу вопросов. Вот только некоторые из них:

— Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?

— Почему в Субботу еврей вынужден ходить пешком? Это утомительно, куда удобнее проехать на машине!

— Почему у людей должна быть какая-то установленная форма отдыха? Если кому-то нравится ходить в синагогу — на здоровье. Но другие предпочитают активный отдых (походы, занятия спортом), третьим по нраву ездить на море, четвертым — ходить в театр. Почему все это запрещено в Субботу?

Нетрудно заметить, что эти и многие другие вопросы исходят из одной предпосылки: Суббота — день отдыха. И если это действительно так, то они, эти вопросы, вполне уместны. Но в том-то и дело, что Суббота — не просто выходной, не просто «уик-энд», когда мы можем развлечься, отключившись от нашей профессиональной деятельности, чтобы, отдохнув душой и телом, с восстановленными силами начать новую напряженную трудовую неделю. Нет сомнения, в седьмой день можно помимо прочего и отдохнуть, но разве только для этого дана нам Суббота?

Вернемся к отрывку Торы, с которого мы начали. Суббота в нем названа знаком. Многие комментаторы Торы не соглашаются с раби Саадией Гаоном, трактующим Субботу как знак народам мира о том, что тот, кто ее соблюдает, — еврей. Тогда о чем этот знак, это свидетельство? Как пишут комментаторы о том, что мир создан в шесть дней. Написано в книге Берешит: «И были завершены небо и земля со всем их воинством. И закончил Всевышний в седьмой день Свой труд, которым занимался, и прекратил в седьмой день всю работу, которую делал. И благословил Всевышний седьмой день, и освятил его, ибо в этот день прекратил всю Свою работу, которую, созидая, делал».

Прекратив, подобно Творцу, работу в седьмой день недели, человек свидетельствует: этот мир однажды был создан, у него есть Хозяин, Творец. Другими словами, наш мир существует не потому, что подчиняется вечным и неизменным законам природы. Он был создан Высшей силой с определенной целью, и лишь она дает смысл всему Творению. Таким образом, субботний покой — не что иное, как акт веры!

Впрочем, в Создателя мира верят миллионы людей на земле, им трудно не признать роли Творца, но сознание того, что мир неслучаен, что он сотворен, никак не влияет на их повседневную жизнь. Это сознание, правда, проявляется в посещении храмов, в молитвах и литургиях. Но еврей призван выразить свою веру в действии. Еврейский ребенок, не срывающий цветок в Субботу, даже если ему очень хочется его сорвать, свидетельствует о Творце больше, чем десятки толстых фолиантов религиозных философов.

Так мы подошли к первому выводу. Субботний покой — не способ отдыха в выходной день, а свидетельство перед всеми людьми о том, что мир сотворен и у него есть цель.

Однако субботним покоем еврей свидетельствует о сотворении мира не только перед теми, кто его окружает, но в первую очередь перед самим собой. И снова вопрос: свидетельствовать перед собой — что это значит?

Французский писатель Альбер Камю говорит: «Существует разрыв между теоретическим, воображаемым знанием и знанием реальным. Этот разрыв позволяет спокойно уживаться с идеями, способными перевернуть привычную жизнь, если бы идеи эти были пережиты истинно». Даже тот, кто верит во Вседержателя, может жить так, будто Его нет. Человек ощущает способность преобразовывать мир, в котором живет, подчинять и ставить себе на службу силы природы. Чувствуя власть над природой, он забывает о своем происхождении и начинает мнить себя хозяином миpa. «Человек проходит как хозяин необъятной родины своей,» — пелось в известной песне 30-ых годов. Еще бы, ведь он научился запускать ракеты на луну, перекрывать и пускать вспять реки, выпустил ядерного джина из бутылки. Чем не хозяин!

Спору нет, стремление к подчинению сил природы — в разумных рамках, конечно, — не противоречит замыслу Творца. Наоборот, Всевышний повелел только что созданному первому человеку (Берешит 1:28): «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и осваивайте ее». Беда лишь в том, что, осваивая и завоевывая мир, человек склонен забывать, Кто послал его на эти завоевания.

Рассказывают об одном царе, отправившем боевого генерала усмирять восставшую провинцию. Армия готовилась в поход, а царя стали посещать сомнения. Из истории он знал, что нередко полководцы настолько свыкались с ролью завоевателей, что не в силах были передать власть над покоренными землями своим государям, а потому объявляли себя самостоятельными правителями новых провинций. И хотя генерал казался проверенным и надежным, все же на душе у царя было неспокойно. Долго он решал эту проблему и наконец придумал. Когда генерал пришел на аудиенцию, чтобы получить последние наставления, царь сказал: «Приказываю тебе раз в неделю, какая бы тяжелая обстановка ни сложилась на фронте, бросать всё — штаб и офицеров, абсолютно всё! — и являться ко мне во дворец с докладом о ходе кампании».

Расчет царя был прост: опасность состоит в том, что на фронте генерал чувствует такую власть, что постепенно начинает забывать о своем господине. Забывает, что на самом деле он только солдат, пусть с аксельбантом и эполетами, но все же один из военнослужащих, посланных для того чтобы выполнить задачу царя. То есть, теоретически-то он, конечно, об этом догадывается, ведь когда-то давал присягу, точно такую же как и остальные солдаты, но все же, реально ощущая свое могущество в действующей армии, считает себя хозяином положения, властелином. Несколько раз в месяц прекращать бои, чтобы посетить царский дворец, — для него этого будет достаточно, чтобы истинное положение вещей укрепилось в его реальном знании, а ощущение власти не затмило понимания своей роли при господине-царе, по воле которого он и воюет.

Так и мы — раз в неделю должны приостановить свои «завоевания», отказаться на двадцать четыре часа от проявлений нашего господства над природой, оставить ее в покое. Мы не хозяева земли! Шесть дней мы покоряли природу, ставя ее силы себе на службу. Но в седьмой день не вмешиваемся в естественный ход явлений, не изменяем мир, а только вновь и вновь испытываем удовольствие от служения настоящему Хозяину.

Кстати, кто сказал, что в Субботу нельзя работать? Можно! Ведь Суббота — отнюдь не выходной день. К примеру, человек может работать официантом в гостинице, накрывая и убирая столы хоть все двадцать четыре субботних часа и при этом нисколько ее не нарушать. Или работать сторожем, воспитателем, преподавателем… Работать в Субботу не запрещено! Нельзя только проявлять свою власть над природой.

Однако давайте уточним термины. Есть общая работа, а есть некоторые запрещенные в Субботу действия. У последних в Торе есть общее название — мелаха (множественное число — мелахот). Только за неимением более подходящего эквивалента этот термин обычно переводят как работа. На самом деле в слове мелаха можно усмотреть женскую форму понятия малах, что означает ангел, посланник Всевышнего. Здесь есть своя логика: человек послан Творцом освоить и завоевать мир. Так вот, те самые действия, которыми он выполняет свое посланничество, и должны быть прекращены в Субботу — вне зависимости от того, связаны они с тяжелыми усилиями или нет.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *