Суеверие это грех

Русский народ, приняв Православие, до конца не изжил языческие обычаи. Наиболее зримо они проявляются именно в обряде погребения, тайны и многие страхи которого никому не удалось распознать. Смерть не конец, смерть – начало. Мы скорбим о наших умерших по чувству лишения, но с надеждою соединения с ними в вечности.

Святые отцы и учители Церкви всегда предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Со всей очевидностью можно сказать, суеверия, следование всяким приметам и обычаям, соблюдение нелепых внешних форм некоторых обрядов, в том числе и похоронных, объясняются недостатком знания о них. Суеверие, или суетная вера, – вера, ни на чем не основанная, недостойна истинных христиан.

Православная Церковь учит нас, когда мы вспоминаем о смерти, не думать о ней однозначно – либо как о торжестве, либо как о горе. Образ, который дает нам Бог в Библии и Евангелиях, более сложный. В смерти есть трагедия, смерть чудовищна, смерти не должно быть. Смерть – следствие нашей потери Бога. Однако в смерти есть и другая сторона: как ни тесны ее врата, это единственная надежда избежать порочного круга бесконечности в удаленности от Бога. Смерть не конец, смерть – начало. Эта дверь открывается и впускает нас в простор вечности, которая была бы навсегда закрыта для нас, если бы смерть не высвобождала нас из рабства земли.

Нельзя не скорбеть нам, когда, умирая, оставляют нас те, которых любим. Будем оплакивать наших умерших, потому что ушел от нас любимый человек, но будем оплакивать его по-христиански. Мы плачем над усопшим, потому что человек не призван к тому, чтобы умереть, – человек призван к вечной жизни. Смерть вошла в жизнь через человеческое отпадение от Бога, поэтому смерть как таковая – трагедия. С другой стороны, она – освобождение. Если бы надо было жить, никогда не умирая, в той ограниченности земной жизни, которую мы знаем, был бы неизбывный кошмар…. Есть целый ряд мест в службе по усопшему, где он как бы говорит: не рыдайте обо мне…

Мы скорбим о наших умерших по чувству лишения, но с надеждою соединения с ними в вечности.

Посему великолепие похорон, народное сопровождение гроба, заботливость о погребении, не щадящая издержек, устроение богатых памятников несколько утешают живых, но не помогают умершим. Не помогают, но со всей несомненностью вредят суетные предрассудки, измышления, подобные тем, которые приведены выше.

Русский народ, приняв Православие, до конца не изжил языческие обычаи. Наиболее зримо они проявляются именно в обряде погребения, тайны и многие страхи которого никому не удалось распознать. Существует множество неписаных и подчас странных ритуалов, которые, тем не менее, передаются из поколения в поколение и исполняются едва ли не с большим усердием, нежели церковные молитвенные обряды. В XX веке, когда Церковь находилась в ущемленном положении в обществе, эти языческие суеверия стали повсеместно распространенными. Их исполняют, не задумываясь о смысле, даже люди, считающие себя атеистами.

Например, существует неправославный языческий обычай, когда под гроб усопшего кладут топор, бросают монеты в гроб, в могилу. Или же, когда выносят покойника, в доме переворачивают столы, стулья. В этом нет необходимости. Все это связано с языческими обычаями. Плакальщицы о покойном – тоже нецерковная традиция.

У неразвитых народов считалось, что если человека похоронить без руки или ноги, то и в том мире он будет оставаться калекой. Этот языческий предрассудок послужил основой заблуждения у некоторых христиан, которые боялись, что в Судный день их близкий человек восстанет из мертвых без конечности и на вечность останется инвалидом. Но если отделенную от тела конечность, считали заблуждающиеся, захоронить вместе с трупом, то проблема разрешится, и человек воскреснет в своем полном виде. Отрезанные члены тщательно хранили, чтобы их можно было, когда придет час, положить в гроб. Даже выпавшие или вырванные зубы сохраняли, иногда по многу лет, и клали в могилу вместе с их бывшими владельцами. Эти представления нередко служили причиной смертей, когда ампутацию оттягивали, пока не становилось слишком поздно.

Обычай завешивать зеркала в доме умершего связан также с традицией народного происхождения и не имеет ничего общего с православным обрядом погребения умершего. Объяснения этого обычая до смешного наивны. Зеркала закрывают для того, чтобы душа усопшего, увидев себя, не испугалась. Другой вариант толкования: чтобы покойный не напугал родственников. Считается также, что через зеркало душа может уйти в темный мир «зазеркалья», где царит дьявол и правят бесы.

Надо сказать, что различные предрассудки, связанные с погребением, – проблема не только нашего времени, когда целые поколения вырастают в неверии и незнании Бога. И в дореволюционные времена разного рода суеверий, связанных со смертью и обрядом погребения, было предостаточно.

Назовем некоторые обычаи и верования, которые православные христиане не должны исполнять и принимать во внимание:

— класть в гроб деньги, вещи и продукты;

— класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего;

— считать, что ближайшим родственникам умершего нельзя участвовать в перенесении гроба;

— верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно умрет;

— считать, что нельзя смотреть из окна на похоронную процессию, а не то умрешь;

— на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб;

— сохранять эту «поминальную рюмку» до сорокового дня;

— лить водку в могильный холм;

— произносить: «Да будет тебе земля пухом»;

— верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;

— верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;

— верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;

— верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;

— верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого;

— верить, что тела сгоревших на пожаре не воскреснут в Судный день.

Кремация

Кремация – особая тема. Сейчас в обществе активно обсуждается этот, нетрадиционный для православия, обычай сжигать (кремировать) тела умерших. Вокруг него тоже множество домыслов и суеверий.

Этот новый для России обычай, который становится популярен из-за относительной дешевизны, пришел к нам с языческого Востока. Восточные религиозные учения содержат в себе идею реинкарнации (перевоплощения), согласно которой душа многократно приходит на землю, меняя при этом телесные оболочки. Поэтому язычество видит в теле не храм души, а ее темницу. Закончен срок пребывания в очередной тюрьме – нужно сжечь ее и пепел развеять по ветру.

Православная Церковь дозволяет кремацию только при обстоятельствах непреодолимой силы – отсутствии мест на кладбищах или крайней скудости средств на погребение. Все погребальные молитвы, включая отпевание, совершаются над кремируемым без изменений. Перед сожжением тела икону или распятие нужно вынуть из гроба, а венчик и лист с разрешительной молитвой оставить.

Среди христиан существует боязнь, что сожжение неминуемо обрекает усопшего на адские муки (проводятся параллели между огнем крематория и геенной огненной). На сей счет еще во втором веке апологет христианства Минуций Феликс сказал: «Мы не боимся… никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле». В книге монаха Митрофана «Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти» читаем: «Каким бы способом ни разрушалось наше тело, но элементы его не уничтожаются; и для всемогущества Божия из существующих элементов возможно воскресить тело, будет ли оно сожжено или съедено зверями. Элементы, услышав глас Творца, соберутся для исполнения своего назначения составить тело человеческое; соберутся точно таким же образом, как услышали глас Сына Божия рыбы и немедленно собрались в сети, святыми апостолами по повелению Иисуса Христа в море опущенные. Сие есть великая тайна».

Следует заметить при этом, что кремация, с точки зрения Православной Церкви, – действие не назидательное; оно вселяет в душу, скорее, отчаяние, нежели надежду на воскресение. Посмертная же участь каждого усопшего находится в руках Божиих и не зависит от способа погребения.

Заочное отпевание

В последнее время сложилось множество суеверий вокруг чина заочного отпевания. Этот вопрос заслуживает особого внимания. В связи с этим нужно пояснить нижеследующее. Практика совершать отпевание «заочно» может быть оправдана только в том случае, когда доставить усопшего в храм Божий не представляется возможным.

Ранее заочное отпевание допускалось Церковью только в том случае, когда тело усопшего было недоступно для погребения (пожары, наводнения, войны и другие чрезвычайные обстоятельства).

Сейчас это явление стало распространенным: во-первых, из-за отсутствия храмов во многих городах и селах; во-вторых, из-за дороговизны транспортных и других похоронных услуг, вследствие чего родственники умершего христианина решают сэкономить на отпевании. Последнее крайне прискорбно, так как лучше отказаться от поминок, венков, надгробного памятника, но приложить все усилия и привезти тело в храм, в крайнем случае, позвать священника домой или на кладбище. Тем не менее, Церковь идет навстречу людям и в особых случаях совершает заочный чин отпевания, несколько сокращенный по сравнению с обычным.

Заочное отпевание нужно заказать в день похорон, не забыв взять в церковь свидетельство о смерти. Достаточно, чтобы в храме молился хотя бы один из родственников почившего. Священник даст ему венчик, свиток бумаги с текстом разрешительной молитвы и кулечек с землей. Как уже говорилось, венчик нужно положить на лоб усопшего, молитву – в правую руку, а землю рассыпать по телу крестообразно от головы к ногам и от правого плеча к левому.

Бывает, что заочное отпевание совершается спустя какое-то время после похорон. Тогда погребальную землю нужно рассыпать по могиле, а венчик и молитву зарыть в могильный холм на небольшую глубину. Если могила очень далеко или в неизвестном месте, то венчик и молитву сжигают, а землю рассыпают на любой могиле, на которой установлен православный крест.

Отпевание, как и Крещение, совершается один раз. Но если нельзя доподлинно установить, был человек отпет или не был, нужно, не смущаясь, заказать заочное отпевание, и чем скорее, тем лучше. Верить в предрассудки – значит быть в конфронтации с Церковью.

Верить в предрассудки – значит быть в конфронтации с Церковью

Можно привести множество других примет и суеверий, связанных со смертью и погребением. В любом поселении существуют свои своеобразные традиции погребения, передаваемые от поколения к поколению. В основном пожилые женщины считают себя знающими и просвещенными в этих традициях и берут на себя право во время похорон следить за их соблюдением, зачастую не только игнорируя благословение священника, но откровенно и прилюдно насмехаясь над ним. Они совершенно не понимают, а бывает и, наоборот, умышленно ставят себя в конфронтацию к учению Церкви и святых отцов.

Всякое знахарство и колдовство неприемлемо в православных традициях, в том числе и в традициях погребения. Ко всякой подобной информации нужно подходить с большой осторожностью, помня о том, какой вред для души и здоровья приносят контакты с подобного рода людьми. Нужно помнить, что диавол есть отец лжи и со своим воинством прилагает все усилия, чтобы заблудить человека в истине и отдалить его от Церкви и ее истинного учения. Во время похорон единственным руководством, которое вас может защитить от откровенного колдовства и наведения порчи, может служить только благословение священника.

В заключение надо сказать, что всякий христианин, имеющий хоть капельку мужества и гражданской ответственности, просто обязан помочь единоверцу или человеку, почти готовому ступить на Церковный путь спасения во Христе, в правильном понимании Божественных истин. Все мы смертны, но эта неопровержимая истина лишается духовной глубины и превращается в банальность вне учения Церкви, которое свидетельствует о том, что человек был сотворен Богом для бессмертия. Все суеверия и измышления вокруг этого главного вопроса губительны для души православного христианина.

Иеромонах Дометиан, священник домовой часовни “Спас Нерукотворный”, Новосибирск

Верить ли в приметы?

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Я бы хотела задать вопрос, который меня уже давно интересует. Как Православная Церковь относится к суевериям? Правда ли, что все суеверия не от Бога? Почему же тогда некоторые приметы и суеверия сбываются?
Ирина.
Ирина, приветствую тебя. Суеверия — это суетная вера, уходящая корнями в скверные языческие культы, магию, оккультизм и прочие мерзости, которые исподволь наслаиваются на чистое Православное учение.
Как это происходит? Дело в том, что врагу рода человеческого — дьяволу — совершенно все равно, в какие сети заманивать верующих Православных христиан. Для одних он приготовил алкоголизм, наркоманию, для других — зависть, для кого — то — ненависть, для праведников он готовит гордость, прелесть, или вот как в нашем случае — суеверия.
Ведь посмотрите, что получается: верующий человек ходит в церковь, регулярно исповедуется, причащается, совершает какие — то добрые поступки… Но во что только он ни верит! Если встретилась черная кошка, надо вернуться и обойти квартал, если рассыпалась соль, надо впасть в такое состояние неизбывного горя, что, как правило, это кончается скандалом. Я даже видел таких «верующих», которые соль на стол не ставят. Боятся колющих и режущих предметов, а если уж встретился кто — то с пустыми ведрами, так надо непременно вернуться и ждать, когда пойдут с полными. В праздник до обеда ждут, сбудется сон или нет, и много — много других нелепейших правил и поверий, по которым люди начинают строить свою жизнь.
Так почему все — таки приметы сбываются? Потому что наш враг — завистник нашего спасения, «человекоубийца от начала», «лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44). Он не может терпеть, когда мы живем по заповедям Божиим. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин 14, 15), — говорит Господь. И вот хитрый бес начинает подсовывать свои заповеди вместо Божественных.
Святые отцы говорят, что враг немощен, не может знать будущего, не может творить истинных чудес. Но вот тут ему на помощь приходит наше суеверие — суетное доверие к врагу. Веря в приметы, мы, по своей воле отходя от Бога, делаем врага нашего спасения могущественным. Тогда начинаются «чудеса» и «пророчества». Например, чтобы заставить верить в приметы, надо, чтобы они сбывались. Не имея ведения о будущем, враг в силу своего огромного опыта может, однако, о нем догадываться. И вот начинают сбываться всевозможные приметы, и идет дальнейшее отступление от Бога.
Да, многие приметы сбываются, гадания осуществляются. Но Господь предупреждает нас: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29). Во что верите, то и поведет вас по жизненному пути. Это очевидно. Ведь через веру мы отдаем свою волю тому, кому доверяем. Бог призывает нас подчинить свою волю Его Святой воле, направленной к нашему благу. Поэтому, веря в приметы, мы сами становимся причиной все возрастающей в мире бесовской мерзости, льем воду на его бесовскую мельницу, помогаем ему губить все новые и новые души и своим спасением сильно рискуем.
Здравствуйте, меня зовут Ольга, мне 21. Я полтора года встречалась с молодым человеком и очень его любила, была близка с ним и душой, и телом. Он неверующий, а я как раз года два постепенно приходила к вере и чувствовала, что мне уже не хватает какой — то не душевной, а духовной отдачи от него. Как — то в церкви во время исповеди я покаялась в таком грехе, как блуд, и выслушала от священника целую проповедь о том, что спать с любимым человеком — это один из 3 — х самых тяжких человеческих грехов, я очерняю грехом не только душу, но и тело! Сказал, что живу я даже хуже, чем люди неверующие, так как верующие не могут так себя вести, и что если я не пообещаю ему сейчас больше никогда не совершать этот грех, он не допустит меня к причастию! Для меня, еще только встающей на истинный путь, услышать все это было как ножом по сердцу, слову «блуд» придавала я совсем другое значение… Не знаю, как же дальше быть, ведь мой молодой человек не понял всего этого и подумал, что я просто не в своем уме и помешалась на вере. Что же мне теперь — бросить его и не встречаться ни с кем? — ведь сейчас очень трудно найти понимание со стороны парней, и, боюсь, если я начну встречаться с кем — то другим, он не захочет просто душевного общения. Да и уверенности в том, что наши отношения могут закончиться свадьбой, у меня тоже пока нет…
Здравствуй, Ольга. Благодарю за твой вопрос. Он очень сложный и в жанре «вопросов — ответов» его не разрешить, поэтому могу сказать только следующее:
Самое первое, что тебе нужно сделать, — это постараться найти духовника, который будет в подробностях знать твою ситуацию, у которого ты будешь регулярно исповедоваться, будешь ему полностью доверять, которому откроется твоя душа. Он будет молиться за тебя вместе с тобой и, самое главное, будет понимать твои слова в том смысле, в котором они будут тобой сказаны.
Второе — нужно избавиться от своего страха перед неопределенностью, ненужностью. Твоя ошибка ведь вот в чем: ты думаешь, что отношения должны «закончиться свадьбой». На самом деле свадьба — это начало совместной жизни, декларация перед Богом и людьми той ответственности, которую ты принимаешь на себя за создание семьи, за рождение и воспитание детей, того семейного подвига, который ты собираешься нести всю свою жизнь. Поэтому нужно подойти к этому событию, одному из важнейших в твоей жизни, в чистоте, целомудрии, в полном расцвете той девственной мощи, которую Господь так щедро дает молодым. Вот что ведет к свадьбе.
А если уже совершен какой — то просчет, надо остановиться, собраться и с помощью Божией восстановить в себе растраченные силы, это великое сокровище — целомудрие. (Слово “целомудрие” — церковно — славянское и означает буквально “здравомыслие”; оно происходит от глагола “целить” или же от прилагательного “целый” — крепкий, здоровый — и от глагола “мудрствовать” — рассуждать, размышлять).
Ответственность — один из важнейших законов в системе человеческой нравственности. Совершая безответственный поступок, мы пренебрегаем этим законом, а пренебрегать законами нельзя, это опасно.
О том, как было развито чувство опасности греха у наших дедов, когда еще наш народ был народом — победителем, говорит такой случай, рассказанный мне одним священником. Очень старый человек вызвал его на дом для исповеди и напутствия Святыми Тайнами. Священник понял, что, вероятно, это последняя исповедь старика и решил подробнее расспросить его о грехах, чтобы душа как можно более чистой отправилась в лучший мир. И вот он спрашивает: мол, всякое бывает в жизни, не изменял ли он когда своей жене?
— Что ты, батюшка, грех — то какой! — был ответ.
Так совсем еще недавно вызывал удивление сам вопрос о подобных грехах, мы же удивляемся, когда грехом называют то, что так прочно вошло в нашу повседневную жизнь.
Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Грех ли магия?

Многим людям необходима помощь, а помощи ждать неоткуда, или исчерпаны все традиционные способы её получить, но результатов это не принесло. В таких случаях даже скептики задумываются о том, чтобы прибегнуть к оккультным услугам опытного мага. Однако бывает, люди не могут до конца решиться сделать это, потому что их останавливает сомнение: не грех ли прибегать к магии?

Примечательно, что этот вопрос тревожит даже не слишком религиозных людей, которые и в церкви-то, когда были в последний раз, не помнят, но тут вдруг – нате, пожалуйста! – задумываются о грехе. Причём, такие люди могут направо и налево совершать «грехи» в своей повседневной жизни и не беспокоиться, но как только речь заходит о магии, о «грехе» сразу вспоминают.

На самом деле, это вполне объяснимое явление. Наше восприятие «греха» основано на внутреннем отношении к происходящему вокруг нас и нашим собственным поступкам. А наше внутреннее отношение формируется на основе привычного и допустимого в контексте общества, в котором мы живём.

Например, в викторианской Англии XIX века вовсю использовали детский труд, и это никого так не шокировало, как шокируют людей подобные инциденты сегодня. А если копнуть ещё глубже в историю, то можно убедиться, что были времена, когда грабежи и разбой были обычным делом. И хотя в каждом отдельном случае для жертв грабежей и разбоя это было несчастьем, но на общественном уровне такое поведение не осуждалось.

Людоед из примитивного племени Новой Гвинеи не считает, что поедая такого же людоеда из соседнего племени он «грешит», напротив – он преисполнен благости, поскольку следует «воле богов».

Разумеется, это не значит, что заставлять детей тяжело работать по 12 часов в сутки, грабить и заниматься людоедством, это хорошо. В истории человечества, вообще, много плохого. Много нехорошего, но принимаемого как должное, есть и в современном мире. Но современного человека не беспокоит совесть, когда он, скажем, не уступает место в транспорте женщине, или не подаёт нищему.

Да, что там «место в транспорте»! Будем откровенны, признаем, что большинство людей не так уж редко заключают, как говориться, «сделку с совестью» по тому или иному поводу, иногда вынуждено, а иногда и по доброй воле.

Разве Вам не доводилось делать что-то, зная, что это не очень хорошо?

Недаром Иисус сказал:

«Кто без греха, пусть первым бросит в меня камень».

Однако, спокойно совершая мелкие «грешки» в обыденной жизни, люди всерьёз задумываются о «греховности» магии. Почему? Потому что магия для многих, это нечто выходящее за пределы обыденных вещей, к которым все привыкли и воспринимают как должное. К тому же, магия – это неизвестное, а люди всегда насторожены к неизвестному.

Очень сильно постарались представители церкви, чтобы дискредитировать магию. Да, к чему лукавить, – церковь никогда не была терпима к колдунам. Священники ссылаются на Библию, но многое, что они говорят, противоречиво, да и сама Библия – книга противоречивая.

Да, в Ветхом Завете сказано:

«Ворожеи не оставляй в живых» (Исх.22:18).

Но есть же и прямая заповедь от Бога: «Не убий»! И хотя история знает времена, когда колдунов и шаманов жгли на кострах, сегодня вряд ли кто-либо из служителей церкви призовёт «не оставлять в живых ворожей», т.е. по сути, к физической расправе и убийству колдуна или мага. Опять-таки – потому что изменился контекст общественных отношений, и такие средневековые методы уже считаются неприемлемыми.

А вот уже в Новом Завете, который по христианской традиции почитается значимее Ветхого, можно прочесть:

«Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас».

Изгонять бесов, устранять влияние бесов (например, снимать порчу, наложенную посредством обращения к тёмной энергоинформационной сущности в астральном мире) – это типичное оккультное действо, то, чем занимаются маги и колдуны. А фразу Иисуса «кто не против вас, тот за вас», обращённую к ученикам, следует понимать как «не против Бога и христианской веры». Большинство магов и колдунов, в том числе и я, – ничего против Бога и христианства не имеем. Наоборот, колдуны могут помочь людям избавиться от дурного влияния на уровне астрального мира, совершают магические действа во благо, а следовательно, выступают «за Бога».

Забегая немного вперёд, скажу, что магия, конечно, это не грех!

Понятие «греха», вообще, очень относительно соотносится с понятиями «добра» и «зла», и сами понятия «добра» и «зла» определить однозначно не так просто.

«Зло» для одного оборачивается «добром» для другого, и наоборот. Можно привести классический пример, что для овцы заблудиться в лесу и попасть к волку на обед – зло, а для голодного волка – добро. Но это слишком просто, к тому же люди – не животные, которые не ведают ни добра, ни зла. Но вот пример из жизни людей:

Допустим, мужчина полюбил замужнюю женщину и увёл её из семьи. Для оставленного мужа это зло. К тому же ещё и однозначно грех, согласно христианской традиции. Но если посмотреть глубже, окажется, что брошенный муж плохо обращался со своей женой, изменял ей и прочее, и для неё жизнь с таким мужем была злом, да и «греха» в такой семье было за глаза. А вот, ушла жена от прежнего мужа к другому мужчине – и у них верная семья, любовь, и жизнь в радость, – добро! И что было бы лучше – чтобы мужчина не увел эту женщину из семьи, в которой и грехи, и зло только множились бы, или чтобы он поступил, как поступил?

А теперь представим, что этой женщине не хватало смелости и в целом доверия к людям, чтобы решиться бросить мужа-тирана ради другого мужчины, которого она повстречала. И тогда этот мужчина обратился к шаману, который, не нарушая свободы воли, но воздействуя деликатно на энергетическое поле женщины в астральном мире, помог ей принять решение, которое изменило её жизнь в лучшую сторону. Есть ли в этом «грех», чего больше «зла» или «добра»?

«Божество — благо и преблаго; такова же и воля Его. Ибо то, что Бог желает, — благо», – эти слова принадлежат преподобному Иоанну Дамаскину, одному из святых Отцов Церкви. Но в Послании апостола Павла к Римлянам из Нового Завета сказано: «…непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (т.е. Бога). Поэтому мы не можем наверняка утверждать, что есть «зло», а что – «добро», и в чём «грех». Каждый это решает для себя сообразно своему жизненному опыту и совести. Однако не следует забывать, что «совесть» также понятие относительное. Шахиды-смертники взрывают людей с кристально чистой совестью.

Вот что говорят о грехе признанные церковные авторитеты:

«Грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (противоприродно)»

– преподобный Иоанн Дамаскин.

«Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее. Подобно тому, как и болезнь и уродство не присущи нашей природе, но противоестественны, так и деятельность, направленную к злу, нужно признать искажением врожденного нам добра»

– святитель Григорий Нисский.

То есть, «грех» не существует сам по себе, «грех» может существовать только в неразрывной связи с нашими намерениями и желаниями. «Грех» – это то, что неполезно.

Магия же, или шаманизм – это всего лишь инструмент, если угодно, или метод, посредством которого достигается та или иная цель.

Болезнь в буквальном смысле, согласно словам Григория Нисскина и Иоанна Дамаскина, можно рассматривать как грех. Очевидно, что если колдун, воздействуя на тонкие энергии астрального поля и обращаясь к астральным сущностям, помогает избавиться от болезни, он совершает благо – как и врач, использующий лекарства, – и в том нет греха.

Врачей и знахарей, знающих, как приготавливать лекарства, в древности тоже почитали за колдунов и преследовали. Сегодня фармакология, хирургия и прочие области медицины считаются вполне естественными и согласными с природой вещами. Но не магия! Хотя магия – столь же естественна и не выходит за рамки природы. Потому что – ничего выходящего за естественные рамки природы в природе быть просто не может!

Коль скоро Вы признаёте, что мир и всё в мире создано Богом, необходимо признать и то, что магия и сама возможность совершения воздействия на окружающий мир посредством оккультных практик – также созданы Богом, и всё в этом мире согласовано и имеет божественную природу.

Сегодня медицина и химия, и прочие «чудеса» прошлого – привычные вещи. Наступит день, когда и магические практики станут доступны научному изучению и станут столь же привычными, как, например, «чудеса» современных технологий.

С помощью лекарства можно отравить человека, чтобы, например, получить наследство, а можно вылечить. В одном случае будет совершено зло, а в другом – благо. Грех ли химия, знание которой позволило создать это лекарство? Разумеется, нет. Грех может быть лишь в том, как использовать то или иное знание, тот или иной инструмент. Это же касается и магии.

Но если магия не грех, то почему же церковь с давних времён пытается убедить людей в обратном? Ответ прост и понятен каждому: из-за конкуренции!

Церковь и религия – не совсем тождественные вещи. Церковь – это, прежде всего, организация, в которую входят люди. А человеческие пороки и заблуждения присущи всем, в том числе и священникам.

Церковь заинтересована в монополии на духовную жизнь человека, а колдуны и шаманы предоставляют альтернативные возможности. Причём, заметьте: священников, которые выступают против колдунов много, но колдуны и шаманы, как правило, совершенно ничего не имеют против церкви, признавая её значимость и полезность для общества и даже используя в своих практиках церковные атрибуты и знания.

В тоже время, сама церковь активно занимается оккультными практиками! Ведь что по существу такое таинства и обряды, как не воздействие на окружающий мир посредством влияния на тонкие информационно-энергетические контуры астрального плана? Ведь момент совершения обряда или таинства понятного «практического» смысла действия для священников выглядят для обывателя также загадочно, как и действия шамана в момент совершения ритуала.

Сравните эти фото и вы сами увидите, насколько похожи действия и атрибуты служителей церкви и – шаманов и магов:

Каждение в православной церкви

Ритуал благодарения духов у шаманов

Купание на крещение

Ритуал в воде южноамериканских шаманов

Церковное кандило

Магическая чаша со свечами

Но практический смысл, хоть и непонятный непосвящённым, разумеется, во всех этих действиях есть. Это не скрывают маги, и это трудно отрицать священнослужителям, иначе к чему это всё, – крещение, причастия и т.п.? Только ради традиции? Так может, и почитание Бога и его Заповедей – тоже только дань традиции? Но ни один священник Вам не скажет, что Бог – это всего лишь традиция, такое было бы неслыханным богохульством!

Молебны, богослужения – те же сеансы экстрасенсорики и магии, способы с помощью определённых практик вступить в контакт с высшими астральными сущностями, обитающими в энергоинформационной сфере. И нужно это, чтобы воздействовать на окружающий мир – добиться для себя и других благополучия, причём не только в этом мире, но и в иных мирах после смерти (например, для этого нужны молитвы за упокой).

Конечно, не все церковные служители нападают на колдовство и шаманизм из таких практических и даже экономических соображений, как борьба с конкурентами в лице профессиональных магов и шаманов. Некоторые это делают искренне и бескорыстно, потому что заблуждаются, не понимают, что такое магия. Но в любом случае такие нападки на оккультные практики легко поддаются критике.

Например, вот в этом видеоролике с выступлением священника Максима Каскуна можно увидеть типичную «атаку» на магию и колдунов:

Максим Каскун часто выступает в передачах посвящённых религиозным вопросам. В этот раз основной мишенью послужили экстрасенсы, предсказывающие будущее, однако общий вектор затрагивает всех представителей оккультной сферы услуг. Давайте разберёмся, прав ли священник!

Во-первых, следует признать, что Максим Каскун совершенно прав, когда говорит, что среди прорицателей и магов много мошенников. Увы, это так, и сообщество профессиональных колдунов и шаманов всегда признавало это.

Во-вторых, признаем и некоторую справедливость слов священника о том, что будущее знать никому, кроме Бога не дано. Однако не следует путать понятия! Колдуны и экстрасенсы, как правило, не претендуют на то, чтобы видеть ВСЁ будущее, касающееся всех и каждого на земле. Но так же как можно предсказать, например, погоду основываясь на метеорологических изысканиях, можно и приоткрыть некоторую часть будущего, которое касается одного человека. Речь всегда идёт об одном или нескольких аспектах будущего: например, о перспективах бизнеса или любовных отношений, или какой-то опасности, которая угрожает человеку. И будущее, действительно, не определено до конца, и варианты всегда существуют, ведь само обращение к экстрасенсу – уже поступок меняющий будущее человека! Экстрасенсы или колдуны способны увидеть лишь наиболее вероятные варианты будущего, которое наступит, если не предпринять никаких действий. Именно ради этого и обращаются за предсказаниями – чтобы избежать опасности, или не упустить удачную возможность.

В предсказаниях будущего нет ничего противоестественного и «противного Богу», как и в предсказаниях погоды, которая тоже когда-то была «сокрыта от человека». Но разве «неполезно человеку» знать о грядущем шторме?

Бог не «сокрыл будущее от человека» полностью, как утверждает Масим Каскун. Бог его оставил приоткрытым – посредством магов и экстрасенсов – ровно настолько, насколько счёл полезным для человека. Всё действительно в божьей власти и благодаря Его милости.

Слова Максима Каскуна о «бабушках – служителях демонов», вообще, могут вызывать только улыбку – достаточно лишь представить себе такую бабушку, стоящую в огненной пентаграмме, как в фильме ужасов. Про бабушек это уж слишком сильно сказано: «служители демонов». К демоническим астральным сущностям (а по сути, просто обладающим мощным и агрессивным информационно-энергетическим полем) даже многие опытные и сильные шаманы относятся с большой опаской и осторожностью. Не говоря уж о бабушках-шептуньях, которые обычно используют примитивные методы бытовой архаичной магии, и такие высокие уровни тонких энергий, где можно столкнуться с «демоном», им попросту недоступны.

Также Максим Каскун говорит, что мошенники в сфере оккультных услуг «тупо зарабатывают деньги», а «бесы ими гнушаются», потому что «бесы заставляют делать всё бесплатно». Не знаю, что и как заставляют делать «бесы», но соглашусь, потому что никаким «служителем бесов» я никогда не являлся, и как опытный и сильный колдун держу всегда ситуацию в момент совершения ритуала под собственным контролем. И – да, я получаю деньги, как и все шаманы и колдуны, правда, отнюдь не «тупо», а затрачивая на это много сил и энергии, которая требуется для соприкосновения с астральным информационным полем. И я не вижу ничего зазорного и «противоестественного» в том, чтобы зарабатывать деньги с помощью того, что умею делать профессионально, и помогать при этом людям. Врачи и пожарные тоже ведь работают не бесплатно!

В видеоролике упоминается, что в «Правилах святого Василия Великого» сказано, что обратившиеся к колдунам люди «да будут отлучены от Церкви». Что ж…

Во-первых, отлучение от церкви не происходит автоматически по факту свершения какого-либо поступка, акт отлучения должен быть совершён высокопоставленными священнослужителями. То есть слова Василия Великого – это даже не «заклятье», а говоря по-простому – рекомендация.

Во-вторых, Василий Великий, к «Правилам» которого апеллирует собеседник Максима Каскуна, жил в 4 в. н.э. С тех пор отлучению подвергались многие известные и талантливые люди, которые уж никак с «бесами» не связаны. Среди них – Галилей, Спиноза, русский первопечатник Иван Фёдоров (чей «грех» состоял в открытии типографии и установления первого на Руси печатного станка), и Лев Толстой, который по поводу отлучения даже не слишком расстроился.

А однажды (в 1054 году) легаты Папы римского Льва IX отлучили от Церкви константинопольского патриарха Михаила Керулария! А он в ответ предал анафеме их и Папу, который, правда, успел незадолго до этого скончаться. Данное событие ознаменовало раскол христианской Церкви на Православную и Римско-Католическую. Взаимное отлучение было обоюдно снято представителями высшего духовенства обеих Церквей лишь в 1965 году.

Вот и думайте сами после этого, что почём: не Бог отлучает, а люди, и не от Бога отлучают, а от церкви, – нравы и взгляды которой отнюдь не незыблемы, они меняются, хотя и очень медленно.

В знаменитой Нагорной проповеди Иисус Христос сказал:

«Не судите, да не судимы будете». (Матф. 7:1)

Не стоит ли прислушаться к этим словам иным священникам, прежде чем порицать людей, которые обращаются за помощью в трудную минуту к магии, и тех, кто эту магию совершают, – шаманов и колдунов!

Магия – всего лишь инструмент, возможность данная Богом, а потому Богу не противная и не противоестественная природе, и греха в магии нет никакого. Грех могут творить только люди, а делают они это с помощью магии, или, так называемыми, «естественными» способами – разницы нет.

В завершение скажу, что при обращении к опытному профессиональному шаману и колдуну возможные негативные последствия от неправильного или неумелого вмешательства в области тонких астральных энергий исключены. Опасаться же следует шарлатанов и неопытных начинающих магов, которые сразу обещают многое и чуть ли не бесплатно. Тонкие манипуляции в астральном плане требуют от шамана опыта и большой психоэнергетической отдачи. Только профессиональный колдун с собственной сильной энергоинформационной оболочкой астрального тела способен гарантировать безопасность и положительный результат магического воздействия. Поэтому работа профессионала не может быть простой и стоить дёшево.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *