Суеверие

Вера и знание, мистика и реальность, наука и религия — понятия, которые спорят между собой все время, что существует человечество. Чаще всего первое конфликтует со вторым, тем самым создавая черно-белую систему координат, где дух противопоставлен материи, ученый — священнику, и одно пересекаться с другим не может по определению.

Но в действительности картина гораздо сложнее. Да, религии основаны на постулатах и символах веры, принимаемых их последователями по умолчанию. Но и в академической среде были и есть свои светила-патриархи, чей авторитет порой столь же силен, как у ветхозаветных пророков, а догмы неоспоримы — так, геоцентрическая система мира оставалась незыблемой веками. При этом храмы не раз оказывались местом для дискуссии, а религиозное право часто содержало в себе не только жесткие предписания, но и последовательную, рациональную полемику по целому ряду житейских вопросов.

История взаимоотношений

Религиозная и научная сфера человеческой жизни на протяжении истории взаимодействовали по-разному. Древность показывает нам скорее их смешение, частое дополнение друг друга и лишь немногие примеры противостояний. Средние века — время жесткого конфликта, гонений и преследований ученых. В Новое время роли начинают меняться, а в минувшем столетии уже приверженцы религии все чаще обвинялись в мракобесии и порой жестоко преследовались. В наши дни положение усложнилось — отношения веры и науки обрели множество форм, где есть место и конфликтам, и диалогу, и взаимному проникновению идей и концепций.

Античный период

В эпоху самых первых цивилизаций Древнего Востока уже можно говорить о преднауке — приведении существующих знаний в систему для решения насущных проблем и задач. Важную роль играли служители культа, а также разного рода знахари: в рамках астрологии стали возникать зачатки астрономии, а целительство методом проб и ошибок закладывало основы медицины.

Вместе с тем преднаука носила почти полностью прикладной характер. Геометрия Древнего Египта имела большую практическую ценность как набор руководств к действию, но ей были не знакомы понятия теоремы или доказательства.

Однако уже в Древней Греции положение начинает меняться:

  • практические знания соединяются с первыми научными методами;
  • вводится понятие гипотезы;
  • формируется логическое мышление;
  • приемы исследований систематизируются и классифицируются.

Главная роль в этих процессах принадлежит Аристотелю. Возникает платоновская Академия и первые научные дисциплины, а греческие и индийские мыслители независимо друг от друга разрабатывают основы теории элементарных частиц и понятие атома.

Рационализм против магического сознания и логика против догмы — два главных признака научно-религиозного противостояния в эпоху античности.

В этот же период возникает атеизм как форма мировоззрения, а ученых за критику религии начинают преследовать и даже убивать. Один из первых материалистов — Гераклит — отвергает идею сотворения мира высшими силами, высмеивает поклонение богам. Великий ученый-медик Гиппократ яростно боролся с магией и колдовством, противопоставлял медицинскую науку и религиозные предрассудки, связанные с лечением болезней. Аристотель подвергался преследованиям за свои взгляды, а Сократ был и вовсе казнен по обвинению в богохульстве.

Средневековье

Начало данного периода часто именуют Темными веками — временем деградации почти всех областей человеческого знания, культуры и искусства. Так было в Европе.

Но на Востоке дело обстояло иначе:

  1. Арабы активно заимствуют научные достижения завоеванных стран, античное наследие сохраняется и переводится.
  2. Особенно активно развивается астрономия и математика, само слово «алгебра» — арабского происхождения.
  3. В 970 году в Каире основывается университет Аль-Азхар — один из старейших в мире.
  4. Самаркандец Улугбек создает обсерваторию.
  5. Иранец Ибн Сина пишет медицинские трактаты, развивается алхимия.

В рамках исламского богословия и законотворчества широко развивается восточная школа философии. Ведутся диспуты как о высоких материях, так и о вполне земных делах — например, трактовка тех или иных положений шариата и их применение. Для этого арабский язык создает собственный понятийный аппарат для логического и аналитического метода.

В исламском мире раннего Средневековья религиозная вера и научное знание не только мирно сосуществуют, но даже дополняют друг друга.

Европейская средневековая наука долгое время занималась в основном вопросами богословия, светские науки пришли в упадок. Однако в рамках теологии развивалась схоластика — дисциплина, где религиозно-догматический подход сочетался с аристотелевской логикой. Но в целом этот период отмечен абсолютным господством религиозной картины мира в обществе. Служители церкви активно выступают против научных знаний.

С XII века контакты с мусульманским миром, отвоевание Сицилии и Реконкиста в Испании возвращают Европе наследие античной науки — теперь уже в арабском переводе. Продолжает развиваться схоластика, во Франции возникает ученое сообщество, известное как Шартрская школа. Ее участники пытались сочетать научную методологию с христианской религиозной философией. В их трудах получила окончательное оформление концепция о том, что Вселенная, будучи сотворенной, развивается по заложенным Богом законам уже самостоятельно, а человек наделен разумом и потому может познавать окружающий мир.

Попытки схоластиков и натурфилософов найти место науке в религиозном взгляде на мир встретили жесткую критику со стороны церкви. Пути служителей религии и ученых расходятся.

В эпоху Возрождения эта тенденция усиливается. Географические открытия и изобретение печатного станка способствуют накоплению и распространению новых знаний. В 1440 году в Италии выходит трактат «О подложности Константинова дара». В этом труде была доказана подложность документа VII века, который декларировал примат церковных властей над светскими. Трактат являлся образцом, заложившим основы научной и исторической критики, а также филологического анализа.

Новое время

В этот период начинается общий поворот от догматического и религиозного мировоззрения к научному. Идет жесткая борьба, церковь обвиняет ученых в ереси, подвергает их гонениям и казням — в этом усердствуют не только католики, но и «прогрессивные» деятели протестантизма. Инквизиция преследует Галилео Галилея, а Джордано Бруно и Мигеля Сервета сжигают на кострах заживо. В 1559 году римская курия начинает издавать «Индекс запрещенных книг», куда католическая цензура включала и крамольные научные труды.

В научной методологии происходит настоящая революция. Ранее главной идеей была передача и сохранение знаний, преобладал дедуктивный подход — выводы делались от общего либо авторитетного постулата к частному заключению. Логика признавалась более годным инструментом, чем практический опыт.

Индуктивный подход — от частного или экспериментального опыта к общей закономерности. Он побеждает и становится главной чертой науки Нового времени.

Открываются законы физики и механики, развивается астрономия и медицина. В 1687 году Исаак Ньютон издает эпохальный труд под названием «Математические начала натуральной философии», где были изложены основы классической механики и закон всемирного тяготения. Книга подхлестнула интерес к научному знанию и его популяризации. Следующий XVIII век стал эпохой Просвещения и отмечен изданием множества энциклопедий, несущих мировоззрение, которое уже слишком сильно отличалось от религиозного.

Философия отделяется от богословия — теперь она способна существовать как светская научная дисциплина. Выходят труды Канта и Вольтера, сфера влияния религии неуклонно сужается. Возникает все больше вопросов, на которые церковь, в отличие от ученых, не может найти ответа. Атеистические идеи находят все больше поклонников.

Современность

В XIX веке наука продолжает теснить религию в сознании людей. Быть ученым теперь — профессия. Новые открытия в естественнонаучной сфере делают мир в глазах еще более понятным, в нем все больше рационального и меньше таинственного и мистического. Но главный удар был нанесен биологом Чарльзом Дарвином — его теория эволюции признается официально и напрямую ставит под удар идею сотворения мира.

Теперь уже светское мировоззрение активно теснит религиозное, причем последнее нередко считается признаком мракобесия и отсталости. Коммунистические режимы в ряде стран открыто пропагандируют атеизм и преследуют людей за религиозную точку зрения. Теория эволюция становится частью школьного курса биологии.

Многие явления наука по-прежнему не может объяснить. Возникновение и развитие Вселенной, ее границы, возможность загробной жизни, человеческая душа как субстанция — на эти вопросы ученые не могут дать однозначные ответы.

На сегодняшний день научный и религиозный подходы находят разное применение. Помимо воинствующих атеистов и ортодоксальных верующих, понимающих библейские тексты буквально, достаточно людей, которые вполне верят как в Бога, так и в науку одновременно. В новом столетии ученые и священники нередко находят общий язык.

Сходства и различия в картине мира

В течение многих веков не существовало четкой грани между научными и религиозными дисциплинами. Разделение на духовную и светскую сферу жизни и границы между ними — явление позднее. Окончательно церковь отделилась от государства лишь в ХХ столетии.

Объект и предмет познания

В древности роль религии была всеобъемлющей — она являлась и источником знаний о мире, и морально-нравственным императивом, и основой мировоззрения. Скудные практические знания лишь дополняли эту картину. Теперь же именно наука несет людям знания об окружающем мире и его материальных явлениях.

Для религии главный вопрос — место человека в этом самом мире и его взаимоотношения с высшими силами. Судьба души при земной жизни и после нее, грех и добродетель, загробное воздаяние и искупление — вещи, выходящие за рамки материалистического взгляда.

Цели и задачи

Для ученого целью является изучение окружающего мира в его материальном аспекте. Новые открытия тем самым могут улучшить качество жизни людей.

Служитель церкви видит свою задачу в спасении души верующего и обеспечении ее благого загробного существования и спасения от греха. Акцент в повседневной жизни ставится на морально-нравственные вопросы.

Особенности изучения

Для научного подхода характерна опора на факты и опытное знание как источник, дедуктивный, индуктивный и иные методы осмысления реальности. Изначально допускается, что тот или иной факт либо закономерность могут быть переформулированы, дополнены или даже опровергнуты.

Основа религии — символ веры и набор догматических постулатов, которые ее последователь принимает по умолчанию. Они не могут быть пересмотрены или опровергнуты, а в роли авторитетного источника выступает священный текст и постановления иерархов либо ученых-богословов. Но дискуссия вполне может оказаться уместной, как в изначально религиозной науке — схоластике.

Точки соприкосновения

Оба подхода особенно часто встречаются и взаимодействуют в сфере антропологии и психологии. Сформировавшийся во многом на почве идей Просвещения светский гуманизм нередко пересекается с гуманизмом христианским. Методы психологии и психотерапии напрямую заходят в поле религии, раскрывая тайны человеческой души и затрагивая вопросы о смысле жизни. Одновременно ученые-физики и биологи исследуют вопрос жизни и смерти, не оставляя без внимания религиозный опыт людей.

Место религии в науке

Иногда и научная сфера может обретать религиозные черты — например, такие, как ориентир на догму и набор непогрешимых утверждений, а также иметь собственных непоколебимых авторитетов и «пророков». Созданный в советское время диалектический материализм и некоторые течения в сфере биологии и агрономии имели все черты научной религии без Бога.

Религиозные течения в научных дисциплинах

Креационизм — концепция, стремящаяся обосновать идею сотворенности мира и человека Богом и опровергнуть теорию эволюции. Она часто использует для аргументации научную методологию и инструментарий, хотя материалистически настроенные ученые эти доводы не признают.

Трансперсональная психология — направление, возникшее как результат осмысления мистических практик разных народов и измененных состояний сознания человека путем экспериментов с техниками гипноза и психоактивными веществами. Пользуется известной популярностью в эзотерической среде, но большинством психологов осмысливается критически.

Мнения ученых о сторонниках и противниках религии

Среди самих ученых мужей было и есть множество верующих — так, великий физик Ньютон являлся глубоко религиозным человеком. Но в целом научная среда склонна к светскому, атеистическому или агностическому осмыслению действительности. Однако некоторые аспекты могут отличаться в зависимости от страны и менталитета.

Общее мнение исследователей таково — религиозность зависит от степени развития общества и уровня образования, и это общемировой тренд. Особняком здесь стоят США: в этой весьма развитой стране очень большой процент людей верит в Бога, регулярно ходит в церковь и читает Библию, причем это далеко не всегда небогатые фермеры. При этом форпостами атеизма и левых убеждений являются именно университеты и научная среда. В СМИ и социальных медиа наблюдается острое идейное противостояние между ними и набожными консерваторами из американской глубинки.

Место науки в религии

Библейские сказания всегда притягивали исследователей. Лингвистика, физика, биология и археология занимаются анализом событий, персонажей и артефактов, упомянутых на страницах Писания. То, что одни принимают на веру, другие пытаются логически доказать либо опровергнуть. Археологические экспедиции продолжают искать гробницу семейства Иисуса Христа, скрижали Моисея, обломки Ноева ковчега и свитки с текстами апокрифических Евангелий. Там, где одним достаточно догмы, другим нужна доказательная база. Есть вопросы, в которых знание и вера вряд ли легко придут к согласию.

Видео о проникновении религии в науку

Американский ученый опасается, что проникновение религии в сферу науки и образования может исказить сознание людей.

НАУЧНЫЙ АТЕИЗМ О СПЕЦИФИКЕ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Глава XXIII

НАУЧНОЕ И ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АТЕИЗМА

Раздел пятый

Основные черты религиозного мировоззрения. Религия как социальное явление выполняет в обществе функцию массового мировоззрения. К. Маркс назвал религию «превратным мировоззрением».

Значение мировоззрения в жизни людей обусловлено социальной природой человека. Необходимость ориентироваться в меняющейся социальной и природной среде порождает потребность у каждого человека, у класса, у человечества в целом в обобщенной системе взглядов на мир, на свое место в нем, на смысл и цель жизни. В мировоззрении находят свое отражение отношение человека, социальных групп, классов к окружающему миру, их устремления и интересы. История свидетельствует, что в антагонистических общественно-экономических формациях интерес господствующего класса проявляется в насаждении и закреплении превратных, иллюзорных систем мировоззрения.

В нашей стране на основе социалистических преобразований утвердилось и впервые в истории стало господствующим научно-материалистическое мировоззрение. В новой редакции Программы КПСС, принятой XXVII съездом партии, отмечается: «Социализм обеспечил господство в духовной жизни советского общества научного мировоззрения, основу которого составляет марксизм-ленинизм как цельная и стройная система философских, экономических и социально-политических взглядов»‘.

Религиозное мировоззрение, стихийно сложившееся в глубокой древности, менялось в зависимости от обще-

‘ Программа Коммунистической партии Советского Союза Новая редакция. С. 52

ственных изменений, оставаясь господствующим во всех досоциалистических общественно-экономических формациях. Существует множество разновидностей религиозного мировоззрения. Всем им присущи, хотя и в разной степени, некоторые общие характерные черты и особенности.

Самой существенной чертой, главным принципом любого религиозного мировоззрения является признание реального существования сверхъестественных сил и сфер, бога или богов. Реальное существование природы и общества не ставится под сомнение, но изменения в них, а также в судьбах людей объясняются прямым или косвенным вмешательством сверхъестественных, потусторонних сил. Взаимоотношения с богом или богами рассматриваются как главный факт бытия, определяющий судьбы людей и всего сущего.

Религиозному мировоззрению присущи признание сотворенности мира (креационизм), целесообразности и целенаправленности явлений действительности, началом и завершением которых признается бог (телеология), представление о божественной направляющей силе в управлении миром (провиденциализм).

Идеи божественного творения мира, присутствовавшие еще в древних мифах всех народов, догматически отстаиваются теологами и наших дней. Так, иудейско-христианское учение о создании богом всего существующего из ничего полностью противоречит научным представлениям, и тем не менее современные теологи продолжают его отстаивать.

С идеями креационизма тесным образом связано и характерное для религиозного мировоззрения учение о целесообразности и целенаправленности явлений природы и общества. Все в мире с этой точки зрения создано и действует в соответствии с разумным божественным планом. Телеология представляет собой попытку объяснить с религиозно-идеалистических позиций реально существующую упорядоченность, закономерность и всеобщую связь явлений.

Утверждаемый религиозным мировоззрением принцип провиденциализма означает, что бог не только создал мир ради определенных целей, но и постоянно управляет им, предопределяя все события и судьбы людей. Социальный смысл теологического провиденциализма заключается в том, что все бедствия и невзгоды, обрушивающиеся на чюдей, оправдываются тем, что они якобы выражают

высшую, недоступную человеческому пониманию божественную справедливость и целесообразность. Провиденциализм и телеология были и остаются одними из основных приемов религиозного истолкования социальной действительности, направленных на оправдание всех несправедливостей классового общества.

Религиозное мировоззрение отличается также особой трактовкой места и роли человека в мире, получившей выражение в концепции антропоцентризма. Человек объявляется центром Вселенной, венцом божественного творения, образом и подобием бога, связующим звеном мира божественного и мира земного, сотворенного. Антропоцентризм игнорирует действительную историю становления и развития человека, а социально обусловленные свойства его сознания, его мышление, нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства объявляются проявлениями божественного начала. В свете этой концепции происходит смещение интересов человека из сферы общественных в сферу сугубо личных, индивидуальных, среди которых главным объявляется личное спасение.

Религиозное мировоззрение отражает и закрепляет человеческую несвободу, зависимость от природных и социальных сил. Оно не может служить действенным средством преобразования мира на основе разума в интересах людей, и все попытки современных богословов модернизировать его не затрагивают его сущности.

Идеалистическая метафизическая сущность религиозного мировоззрения. Для характеристики любого мировоззрения определяющим является решение вопроса о соотношении материального и духовного. Материалистическое мировоззрение, опираясь на историческую практику человечества и научные данные, утверждает взгляд на природу, материю как на первичные по отношению к сознанию. «…Мир есть движущаяся материя, — ее можно и должно бесконечно изучать в бесконечно сложных и детальных проявлениях и разветвлениях этого движения, движения этой материи, но вне ее, вне «физического», внешнего мира, знакомого всем и каждому, ничего быть не может»2. В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и мир един в своей материальности. «Действительное единство мира,— писал Ф. Энгельс,— состоит в его материальности,

2 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 365.

а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания»3. Движение материи по своим объективным законам на определенном этапе привело к появлению жизни, человека и его сознания, отражающего этот мир. Иное сознание, помимо человеческого, науке неизвестно.

Религия исходит из противоположных принципов. Признание первичности духа, сознания по отношению к материальному миру роднит ее со всеми направлениями философского идеализма. Ф. Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» показал, что истоки идеалистического решения основного вопроса философии коренятся в ранних религиозных представлениях.

Между религией и философским идеализмом существует тесный союз, который основан на совпадении интересов в борьбе против материалистического мировоззрения. Этот союз постоянно поддерживается усилиями обеих сторон. Религиозные идеологи заимствуют выводы и аргументы идеализма в пользу первичности духа, ограниченности человеческого познания, используют философские категории для придания более современного, наукообразного вида традиционным религиозным взглядам. Современный же философский идеализм, распавшийся на множество мелких школ, усматривает в религии более общую и широкую мировоззренческую основу и все теснее смыкается с религиозным иррационализмом.

Религиозное мировоззрение метафизично в обоих смыслах этого понятия: оно признает, что наряду с естественным, «физическим» миром существует мир сверхъестественный, сверхприродный; оно метафизично и в смысле антидиалектики. Наиболее отчетливо метафизичность религиозного мировоззрения проявляется в его догматизме, в признании божественных неизменных, абсолютных истин, касающихся принципов устройства мира и человеческого бытия. Отмеченные выше черты религиозного мировоззрения имеют в религии значение догматов, т. е. неизменных, данных свыше истин. Метафизичность религиозного мировоззрения проявляется в том, что движение отрывается от материи и конечные причины всех изменений в реальном мире выносятся за его пределы; такой причиной объявляются бог, дух.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 43.

В противоположность этому научное мировоззрение рассматривает мир как многообразие форм движущейся материи. Материя не существует вне движения, движение есть способ ее существования. Основные законы материалистической диалектики вскрывают источник движения, показывают, каким образом и в каком направлении происходит развитие. Особенно велико мировоззренческое значение закона единства и борьбы противоположностей, составляющего суть диалектики и раскрывающего внутренний источник самодвижения материи. Незнание или сознательное игнорирование этого закона приводит к тому, что «остается в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится вовне — бог, субъект, etc.)»4. Защитники религиозного мировоззрения вопреки научным данным продолжают рассматривать материю как некую инертную массу, не обладающую внутренним источником самодвижения и саморазвития. Это делается для того, чтобы объявить бога источником всякого развития.

Отношение теологов к проблеме закономерности, упорядоченности развития мира остается противоречивым. Было время, когда теология не признавала существования закономерностей в мире, усматривая в каждом единичном изменении и событии проявление творческого акта бога. Успехи науки вынудили теологов признать наличие закономерностей в природе. Но последние трактуются ими как божественные принципы, как мысли бога, возникшие вначале в божественном разуме и затем воплощенные по его воле в природе. Однако даже такое признание закономерностей в духе объективного идеализма вступает в противоречие с принципами религиозного мировоззрения, в частности с принципом провиденциализма. Действительно, если допустить, что бог установил законы и предоставил миру развиваться на их основе, то тогда следует отказаться от понимания бога как промыслителя и чудотворца.

Религия не может отказаться от признания божественного чуда, не нанося удара по своим позициям. Поэтому наряду с признанием закономерностей теологи настаивают на реальности чудес, помещая их в область явлений, недостаточно изученных наукой. Так, протестантские и православные идеологи говорят о чуде вну-

4 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 29. С 317

треннего преображения, происходящем якобы в душе верующего при «прикосновении» к божеству. Последователи Фомы Аквинского пытаются обосновать реальность чуда ссылками на случайные явления. Рассматривая случайность как нечто не зависящее от естественной причинной связи, они выдают ее за проявление свободной божественной воли. Случайные явления — это и есть, по их мнению, чудеса, постоянно творимые богом. На самом же деле случайность подчиняется закону естественной причинной связи, она есть форма проявления необходимости, и случайное в одном отношении может быть необходимым в другом.

Несостоятельность религиозного учения о превосходстве веры над разумом. Противоположность научного и религиозного мировоззрений проявляется и в решении вопроса о природе и возможностях человеческого разума, о целях и формах познания. Материалистическая философия рассматривает сознание как продукт высокоорганизованной материи — мозга и признает способность человека к беспредельному познанию мира. Неопровержимым аргументом в пользу материалистического понимания проблем познания является вся история развития человечества, преобразования природы и революционного переустройства общества.

Религия извращает действительные цели и способы познания. Опираясь на донаучные мифологические представления о мире и человеке, она ориентирует верующих не на активное, творческое отношение к миру, а на подчинение религиозным принципам и предписаниям, не на самостоятельное изучение и познание мира, а на усвоение ранее созданных иллюзий о мире. Основной целью познания теология объявляет познание бога, т. е. несуществующего объекта. На деле это означает, что познавательные усилия направляются на усвоение ранее созданных представлений о боге. Кроме того, теологи утверждают, что человеческий разум не в состоянии познать сущность бога. Следовательно, они ставят перед познанием такую задачу, которая оказывается неразрешимой.

Поскольку богопознание выступает в религии как высшая и главная цель познания, то и способы богопознания теологи рассматривают в качестве принципов всякого, в том числе и научного, познания. Религия предлагает два способа богопознания: так называемое открове-

ние и естественное богопознание. Под откровением имеется в виду вера в то, что бог сверхъестественным способом открывает людям абсолютные «истины» о себе, мире, об отношении людей к богу, миру, друг к другу. Откровения удостаиваются только те, кто избран богом по их вере. Священные книги христианства, ислама объявляются результатом такого откровения, и верующим для познания бога предлагается принять на веру все их содержание. Что же касается естественного богопознания, то оно сводится к предписанию оценивать все явления действительности через призму основных принципов религиозного мировоззрения, за естественными причинами явлений усматривать сверхъестественные, божественные. Как видим, теология предлагает вначале поверить в бога и лишь потом получить возможность познавать его. Не случайно важнейшей категорией религиозной гносеологии объявляется религиозная вера.

Научное познание мира рассматривается теологами как второстепенное, нацеленное на исследование грубой материи и неспособное постичь духовные процессы, и поэтому оно якобы может удовлетворять только материальные потребности человека. Одновременно они пытаются принизить значение рационального познания, подчеркивая несовершенство человеческих органов чувств, ограниченность логического мышления. Высшей духовной ценностью человека теологи считают не его способность к мышлению и творческой деятельности, а веру в бога, которая объявляется особой формой познания, более совершенной по сравнению с рациональной.

Религиозные идеологи продолжают отстаивать возникшее еще в древности учение о душе как органе познания. Согласно христианскому вероучению, душа человека имеет божественную природу и способна не только к дискурсивному познанию, но и к особому, интуитивному постижению тайн бытия. Вера как особая форма познания, по мнению теологов, — это такая интуиция, с помощью которой истина открывается с наибольшей полнотой без предварительной работы разума.

Стремление возвысить веру над разумом присуще всем религиям. Оно проявлялось и в борьбе против науки, и в осуждении рационалистических тенденций в самой религии. В христианстве прослеживается внутреннее противоборство откровенного и утонченного, рационализированного фидеизма. Откровенный фидеизм

полностью отвергает притязания разума на истинное познание в пользу веры. Эта тенденция, возникшая в раннем христианстве, нашла яркое выражение в тезисе Тертуллиана «Верую, потому что абсурдно». Поскольку с точки зрения логики и здравого смысла триединство бога, богочеловечность Христа и другие догматы объяснить и понять нельзя, то последователи Тертуллиана предлагали отказаться от разума ради веры. Несовместимость этих догматов с разумом человека они пытались выдать за признак их божественного происхождения В духе этой тенденции Лютер учил, что разум мешает вере в бога.

Для другой тенденции, начало которой положил Климент Александрийский, характерно стремление к примирению веры и знания, к использованию разума для обоснования религии. Развивая эту линию, Фома Аквинский провозгласил учение о гармонии веры и разума. Согласно этому учению, разум человека в силу своей божественной природы не может противоречить божественной мудрости, и только по причине своей ограниченности и малости он не в состоянии вместить всю полноту истин, заключенных в откровении. Поэтому, по мнению Фомы, эти истины считаются «сверхразумными» и их следует принимать на веру. Таким образом, гармония веры и разума лишь провозглашалась, на деле же оставалось в силе требование подчинить разум вере. Концепция Фомы Аквинского о соотношении веры и разума полностью сохранена современными неотомистами. Ныне, в условиях бурного роста научного знания, теологи все чаще прибегают к утонченным формам фидеизма.

Возвышению веры над разумом и религии над наукой призвана служить и теологическая концепция истины, которая находится в противоречии с историческим процессом возрастания человеческих знаний и с научным пониманием истины. Диалектико-материалистическое учение об истине основывается на теории отражения: человечество отражает мир в своих понятиях, гипотезах, теориях, и проверенное практикой правильное, адекватное отражение этого мира представляет истину. Иной истины, кроме человеческой, не существует.

Высказывания теологов об истине противоречивы: с одной стороны, они продолжают отстаивать традиционное представление о том, что истина — это бог как воплощение абсолютного знания обо всем; с другой стороны, пытаясь примирить религию и науку, они прибе-

гают к концепции множественности истин, согласно которой каждая сфера бытия имеет свои истины, неприложимые к другой сфере. Исключительной сферой религии оказывается мир сверхъестественный, потусторонний, а также область духовной жизни и мировоззренческие принципы. К этой сфере якобы неприложимы истины науки. Сферу науки теологи ограничивают преимущественно проблемами естествознания, отказывая ей в праве делать мировоззренческие выводы. Выходит, что только за религией должна быть признана монополия на решение мировоззренческих вопросов, а также вопросов, относящихся к области индивидуального и общественного сознания (мораль, искусство, психология и т. п.). Как видим, эта концепция представляет собой попытку объявить религию единственно возможной и истинной системой мировоззрения.

Религиозные идеологи утверждают, что материалистического миропонимания, основанного на научном знании, якобы существовать не может, поскольку науки дробят единый космос на множество систем. Материалистические системы миропонимания теологи изображают не как философские обобщения научных данных, а как произвольное добавление к ним, чуждое им по существу.

Несостоятельность богословского отрицания научно-материалистического, атеистического миропонимания опровергается самим фактом его существования и все более широким распространением. Выдающиеся естествоиспытатели П. Ланжевен, Ф. Жолио-Кюри, Дж. Бернал, С. И. Вавилов подчеркивали огромное значение диалектического материализма как философской методологической основы естественнонаучного исследования. Показательно и то, что многие ученые буржуазных стран, субъективно приемлющие религию, стихийно проводят диалектико-материалистические идеи как единственно способные обеспечить успех научной деятельности. Научно-материалистическое, атеистическое миропонимание не есть какая-то произвольная конструкция: оно основывается на диалектико-материалистической философии, представляющей собой глубокое обобщение как естественнонаучных знаний, так и истории развития человеческого общества, всей человеческой культуры.

Итак, анализ основных принципов религиозного мировоззрения показывает, что религия извращает действительную картину мира, ставит перед людьми иллю-

зорные цели и не может служить основой преобразующей творческой деятельности.

Атеистическая критика идеи бога. Представление о боге как о какой-то таинственной силе, определяющей судьбы мира и каждого человека, занимает центральное место в современных системах религиозного мировоззрения, и все усилия защитников религии сводятся в конечном итоге к попыткам доказать реальное бытие бога. Одной из таких попыток является ссылка на то, что у всех народов имелась вера в бога. Некоторые представители монотеистических религий утверждают даже, что первоначально народам была присуща вера в единого бога. Наука располагает убедительными данными, свидетельствующими, что в ранних формах религии отсутствовали представления о богах.

Основоположники марксизма вскрыли социальные и гносеологические причины возникновения идеи бога. Ф. Энгельс указывал, что первобытный человек осваивал чуждые и враждебные ему силы природы путем олицетворения: «Именно это стремление к олицетворению создало повсюду богов…»5 Солнце и ветер, гром и молнии, реки и моря и т. д. при олицетворении превращались в особые одушевленные существа, обладающие волей и могуществом. Усложнение социальных отношений, появление классового неравенства обусловили то, что эти существа стали наделяться и общественными признаками. «Фантастические образы, — писал Ф. Энгельс, — в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил» б. Так, древнегреческий бог огня Гефест становится одновременно покровителем ремесел, бог Гермес, первоначально охранитель стад и пастушества, превратился в покровителя купцов, путников.

С объединением племен утверждается приоритет одних богов над другими, верховными богами становятся боги господствующих племен. Ф. Энгельс указывал, что национальные боги были скроены по мерке определенной национальной общности и их власть не распространялась далее границ поклонявшихся им народов. Национальные боги существовали до тех пор, пока существовала создавшая их нация, и гибли вместе с ней. Он отмечал

5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 639.

6 Там же. С. 329.

также, что тенденция к утверждению единого бога появляется только с возникновением государств с единым правителем, монархий, деспотий.

Фантастические представления о боге уже в древности стали объектом критики. Античные атеисты, вольнодумцы средневековья, материалисты Нового времени показали несостоятельность, рациональную бездоказательность идеи бога. Критика этой основной идеи — бога вынуждала богословов искать приемы обоснования его существования.

Критика теологических доказательств бытия бога. Каждая религия в соответствии с конкретной исторической обстановкой использовала различные приемы обоснования бытия бога. На протяжении многих веков, когда сами условия жизни формировали в массах потребность в религии и вере в бога, служители религиозных культов обходились ссылкой на якобы бывшие чудеса, откровения и пророчества. Этот прием в защиту бытия бога и до сих пор в ходу у защитников религии, утверждающих, что само наличие веры говорит в пользу бытия бога. Как и прежде, они ссылаются на откровение, где якобы содержится дарованная свыше истина, в которую необходимо только верить.

Однако в борьбе с материалистической, атеистической по своей сути философией теологи вырабатывали приемы рационалистического обоснования бытия бога. И если ранее, на предшествовавших этапах истории, эти доказательства имели узкую направленность, по преимуществу против свободомыслящих и философов-атеистов, то по мере развития научного взгляда на мир и усиления влияния научно-материалистического мировоззрения защитники религии вынуждены были использовать весь ранее накопленный арсенал доказательств в пользу бытия бога. И хотя значительная часть современных теологов признает ограниченное значение этих доказательств, соглашается с тем, что они не имеют значения строгих логических выводов, они тем не менее пользуются ими, рассматривая их как дополнительные средства укрепления религиозной веры. Такими наиболее широко используемыми доказательствами бытия бога являются в разных модификациях следующие: онтологическое, нравственное, космологическое и телеологическое.

Онтологическое доказательство было выдвинуто в IV в. Августином, развито в средние века Ансельмом

Кентерберийским. Суть его Ф. Энгельс, подвергший его критике, изложил следующим образом: «Это доказательство гласит: «Когда мы мыслим бога, то мы мыслим его как совокупность всех совершенств. Но к этой совокупности всех совершенств принадлежит прежде всего существование, ибо существо, не имеющее существования, по необходимости несовершенно. Следовательно, в число совершенств бога мы должны включить и существование. Следовательно, бог должен существовать»»7. Онтологическое доказательство подвергалось критике и сразу же после появления, и в средние века, в том числе и Фомой Аквинским, и в Новое время, в частности И. Кантом. Ф. Энгельс указывал, что в основе этого доказательства лежит объективно-идеалистическое понимание тождества мышления и бытия, при котором из мысли, из сознания выводится бытие. Логическая ошибка данного доказательства заключается в том, что существование бога выводилось из представления о боге и игнорировалось то обстоятельство, что идея, представление могут быть ложными, извращенными.

Разновидностями онтологического доказательства бытия бога являются историческое, психологическое, антропологическое доказательства. Историческое доказательство сводится к ссылке на существование религии у всех народов, которые, по мнению теологов, не могут все ошибаться, и, следовательно, необходимо признать, что мысль о существовании бога истинна. Но в действительности данное суждение утверждает лишь факт существования религии, а не бога. Психологическое доказательство представляет собой попытку обосновать бытие бога ссылкой на наличие религиозной веры, стоящей якобы вне рационального объяснения и порожденной мистическим стремлением души к богу. Однако даже сами теологи признавали всегда наличие ложных верований. Антропологическое доказательство основывается на библейском рассказе о человеке как образе и подобии бога. Человек наделяется чертами богоподобия, а затем это используется как аргумент в пользу бытия бога. Во всех этих доказательствах происходит подмена тезиса: говорится о наличии представления о боге, религиозной веры, религии, а вывод делается о существовании бога.

Широко используется богословами космологическое доказательство бытия бога, в котором бог отождест-

7 См. там же. С. 42.

вляется с первопричиной мира. Это доказательство встречается уже у Платона, где бог — первопричина, у Аристотеля — перводвигатель. Доказательство опровергалось уже античными атомистами — Демокритом, Эпикуром. И. Кант, вскрывая его логическую несостоятельность, отмечал, что в нем происходит подмена тезиса, который должен быть доказан.

Космологическое доказательство бытия бога строится на метафизическом понимании источника движения, противопоставлении материи и движения, признании конечности бесконечного причинного ряда, абсолютизации необходимости.

Телеологическое доказательство бытия бога сводится к утверждению, что всеобщая целесообразность в мире могла быть порождена только высшим разумом, богом. Несостоятельность этого доказательства раскрывалась многими материалистами и атеистами, отмечавшими, что порядок явлений в мире объясняется естественной закономерностью. Отмечалось также (например, Гольбахом), что природные разрушения, войны, пожары, болезни, зло не согласуются с телеологическими принципами. Развитие естествознания и появление дарвинизма подорвали основы телеологии.

Кант, подвергнув критике онтологическое, космологическое, телеологическое доказательства, предложил нравственное доказательство бытия бога. Он утверждал, что всеобщий нравственный закон требует гармонического единства между счастьем и добродетелью. Однако в земной жизни добродетель не всегда вознаграждается, и она, в силу этого закона, не могла бы существовать, если не признать потустороннего, божественного вознаграждения. Нравственный миропорядок может быть установлен только высшим моральным началом — богом, что и доказывает якобы его существование. Но это доказательство теряет смысл в свете материалистического понимания природы и значения нравственности в жизни людей, в свете того факта, что не существует ни универсальной морали, ни всеобщего нравственного закона.

Современные теологи, несмотря на логическую несогласованность «рациональных доказательств», считают их полезными, поскольку они якобы связывают религию с логикой, философией и другими науками, а также могут содействовать укреплению религиозных представлений у рядовых верующих. Поэтому они продолжают обновлять эти традиционные доказательства новыми при-

емами. К числу таких приемов относится спекуляция на нерешенных проблемах науки. Религия и идеализм всегда спекулировали на нерешенных проблемах науки, и это великолепно показал В. И. Ленин в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм».

Особенно широко современные теологи используют нравственные аргументы в пользу бытия бога. Бог провозглашается единственной основой нравственного поведения, альтернативой безнравственности и аморализму.

Происхождение и социальная сущность идеи бога были всесторонне раскрыты К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным. К. Маркс отмечал, что «доказательства бытия бога представляют собой не что иное, как пустые тавтологии», что «неразумность есть бытие бога»8.

Реакционную социальную роль идеи бога глубоко раскрыл В. И. Ленин: «Бог есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом, — идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу»9. Идея бога в антагонистическом обществе всегда и прежде всего использовалась для оправдания и защиты эксплуататорских общественных порядков.

Анализируя сущность богостроительства и богоискательства, В. И. Ленин указывал, что попытки возродить и утвердить эту идею в более совершенной форме на деле есть закрепление и увековечение бесправия и придавленности трудящихся масс, выгодных эксплуататорским классам. «Миллион грехов, пакостей, насилий и зараз физических гораздо легче раскрываются толпой и потому гораздо менее опасны, чем тонкая, духовная, приодетая в самые нарядные «идейные» костюмы идея боженьки» 10.

8 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 97, 98

9 Ленин В. И. Поян. собр. соч. Т. 48. С. 232.

10 Там же. С. 227.

Суеверие

У этого термина существуют и другие значения, см. Суеверие (значения). Распространённое суеверие: «Перебежавшая дорогу чёрная кошка приносит несчастье»

Суеверие (образовано от «суе» — напрасно (без осознания причин) и «вера», букв. «напрасное верование») — предрассудок, представляющий собой веру в какие-либо потусторонние силы. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или достигнуть с ними приемлемого для человека компромисса. Как правило, проявляет себя на поведенческом уровне в редуцированных обрядовых формах: использовании талисманов, татуировке, магических жестах и пр. Особое место занимают приметы: определенным событиям приписывается прогностическое значение.

Понятие «суеверие», также как понятия Истина, Ложь, Заблуждение, Предрассудок, чётко в принципе не определимо, и отнесение того или иного представления к суевериям во многом субъективно. Как правило, к суевериям относят представления, связывающие между собой предметы и явления, между которыми невозможно установить объективной связи (так, например, сложно установить связь между удачей и числом 13, учитывая условный характер любого порядкового счёта).

Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным.

— Крылатые выражения

Психологическая специфика исключительной устойчивости суеверий связана с тем, что случаи их подтверждения (которые при достаточной массовости могут происходить просто в силу случайных совпадений) прочно фиксируются, а факты явной ошибочности (которых, в действительности, большинство) вытесняются. Подобное объяснение возникновения суеверий с точки зрения психологии было впервые предложено Б. Ф. Скиннером. В результате человек устанавливает ложную связь между своими действиями и некоторым независимым от них событием, которое начинает считать следствием своих действий. Скиннер экспериментально смоделировал возникновение суеверного поведения и, кроме того, показал, что суеверное поведение может быть присуще не только людям, но и животным. Также возникновение суеверий связано с эффектом Розенталя (Пигмалиона) и хоторнским эффектом. Суеверия являются мемом.

Большинство суеверий имеют глубокие исторические корни, часть относятся к древним религиозным верованиям. Основные интенции

  • желание заглянуть в ближайшее будущее,
  • избежать неблагоприятных ситуаций,
  • утешить человека,
  • желание подсказать человеку правильное поведение: или с помощью страха негативных последствий или поманив позитивными последствиями;
  • содержание приметы или то, что ее заметили, может коррелировать с действительными закономерностями, которые слишком сложно подтвердить научно;
  • приметы являются частью народного фольклора и коммуникативной культуры.

Эти причины и особенности психики способствуют распространению суеверий, особенно в экстремальных обстоятельствах.

> Примечания

  1. Армейские афоризмы. Крылатые выражения. Выпуск 83.. Архивировано из первоисточника 13 февраля 2012.

Суеверие запрещено в исламе.

> См. также

  • Гороскоп
  • Примета
  • Заблуждение
  • Шарлатан
  • Сказка
  • Чёрный кот
  • Страх
  • Вера
  • Образование

Ссылки

Раздел ссылок нуждается в переработке Пожалуйста, удалите возможную рекламу и проверьте, все ли ссылки отвечают правилам.

В Викицитатнике есть страница по теме
Суеверие

  • Собрание русских народных примет

Первым необходимым шагом для понимания того, что означает суеверие, является установление его этимологического происхождения. При этом мы обнаруживаем, что это происходит от латыни, а точнее от суммы трех компонентов в этом языке: префикс «super-«; глагол «смотреть», который эквивалентен «стоя»; и суффикс «-tion», который является синонимом «действия» или «эффекта».

Суеверие — это убеждение, противоречащее разуму и чуждое религиозной вере . Суеверные верят, что определенные явления имеют магическое или мистическое объяснение.

Например: «По суеверию я никогда не хожу по лестнице», «Пол не хочет жениться во вторник, 13-е, из-за суеверия», «Суеверие только вызывает беспокойство в людях» .

Суеверие часто основывается на народных традициях, передаваемых из поколения в поколение. Это означает, что в сообществе предки, считавшие, что некоторые действия (такие как амулет или повторение определенных слов) приносили удачу или отталкивали негатив, передавали эти убеждения своим потомкам.

Многие из них являются суевериями, которые уже являются частью нашего культурного наследия или традиции. Тем не менее, среди наиболее значимых являются следующие:
• Черная кошка, идущая к человеку, означает несчастье. Это суеверие, которое исходит из идеи, основанной Святой Инквизицией, о том, что это животное было реинкарнацией Дьявола.
• Картина, которая вешается, а затем падает, — неудача. В данном случае эта идея является результатом веры, существовавшей в Древней Греции, и говорила, что если это произойдет с портретом лидера, он умрет в течение короткого периода времени.
• Семь лет несчастий влекут за собой разбитое зеркало. Это суеверие, с другой стороны, проистекает из того факта, что в прошлом этот элемент был установлен как элемент гадания, и его разрушение указывало на то, что что-то пойдет совсем не так.
• Выдувать свечи на день рождения ударом. Это предзнаменование удачи, которое берет свое начало в средние века, потому что затем оно было использовано как способ оставить прошлое позади.

Наука считает, что некоторые дисциплины являются суевериями, такими как астрология, спиритизм или Таро . Суеверие, однако, не всегда является частью большого тела, но может быть изолированным убеждением.

Веруя в суеверие, человек приписывает причинно-следственную связь между событиями сверхъестественной силе . Суеверные могут поверить, что черный кот приносит несчастье, и, если он пересечет животное такого типа на улице, он предпочтет отступить. Конечно, ничто не доказывает, что черные кошки способны влиять на судьбу или удачу. С другой стороны, если суеверный видит черную кошку и затем спотыкается, он приписывает падение присутствию кошачьего, даже если он споткнулся, потому что путь был сломан.

В настоящее время многие люди объединяют религиозные верования с суевериями. Это приводит к тому, что католик может предпочесть не открывать зонтик в помещении, потому что, помимо своей христианской веры, считает, что такие действия принесут несчастье.

В другом языковом разделе есть более полная статья Superstición (исп.). Вы можете помочь проекту, расширив текущую статью с помощью перевода.
При этом, для соблюдения правил атрибуции, следует установить шаблон {{переведённая статья}} на страницу обсуждения, либо указать ссылку на статью-источник в комментарии к правке.

Распространённое суеверие: «Перебежавшая дорогу чёрная кошка приносит несчастье» У этого термина существуют и другие значения, см. Суеверие (значения).

Суеверие (букв. — суетное, тщетное, то есть ложное верование) — религиозный предрассудок, представляющий собой веру или практику, основанную на восприятии сил, необъяснимых законами природы , поскольку эти силы не находят себе обоснования в самом религиозном учении. Верование, которому противопоставляется истинная вера, формулируемая в вероучениях развитых религий. Как правило, проявляет себя на поведенческом уровне в упрощённых обрядовых формах: использовании талисманов, татуировке, магических жестах и прочими вещами, связанными с апотропеической магией. Особое место занимают приметы: определённым событиям приписывается прогностическое значение. Предмет суеверного отношения, в отличие от предмета веры, поддается познанию человеческим разумом, что и дает критерий отличия веры от суеверия по их содержанию: вера неотделима от истины, а суеверие от заблуждения. Заповедь *не делай себе кумира* (Исх.20.4) возлагает на нас ответственность за то, чтобы религиозное поклонение не становилось суеверным, чтобы оно совершалось в духе истины. В истории религий нередки подмены веры суеверием. *Религиозная вера и суеверие совершенно различны. Одно вырастает из страха и представляет собой род лженауки. Другая же доверие* (Витгенштейн, Людвиг).

> Этимология

Русское новообразование на базе сложения с соединительным -е- церк.-слав. сꙋи «пустой, тщетный» и церк.-слав. вѣрїе по церковнославянскому образцу. См. вера, суета.

Суеверия и общество

Суеверия по своей природе противоречат понятиям большинства членов человеческих сообществ, но тем не менее сохраняются в этих сообществах в течение длительного времени. Среди причин живучести Р. Ландин (англ. R. W. Lundin) упоминает:

  • эстетические традиции. Так, украшение дома растениями на Рождество сохранилось из древних северноевропейских обрядов, связанных с фертильностью, так как этот обычай красив;
  • развлекательный элемент, который способствует сохранению, например, гадания и гороскопов.

Суеверия и религия

В словаре Ушакова суеверие определяется как «религиозный предрассудок, возникший на почве первобытных представлений о силах природы».

Фома Аквинский определял суеверие (superstitio) как «порок, который противоположен религии со стороны избытка», т.е. избыточное поклонение.

По своей сути, суеверия, это своего рода закамуфлированная, суррогатная «религия», основанием для которой является вера в необъяснимое и сверхъестественное. Большинство суеверий имеют глубокие исторические корни, часть относятся к древним религиозным верованиям.

Этот раздел слишком короткий. Пожалуйста, улучшите и дополните его. Замечания о том, что нужно улучшить, могут быть на странице обсуждения статьи.

С точки зрения традиционного православного богословия, Суеве́рие — есть суетная, то есть ложная вера: в приметы, предзнаменования, гадания, обычаи…, то есть идолопоклонство перед некоторыми предметами и народными преданиями. Основание суеверия всегда заключается в духовном невежестве — недостатке правильных религиозных познаний, в легкомысленности, а главное — в слабости или отсутствии истинной веры.

«Суеверные приметы в мирских людях сопротивляются вере в Промысел Божий; а в нас, монахах, — духовному разуму» (прп. Иоанн Лествичник, 58, 193).

Кроме явлений несуществующих и естественных, принимаемых за сверхъестественные, в появлении и укреплении многих суеверий участвуют падшие духи, которым, по произвольному доверию к ним человека, попускается Богом исполнять свои намерения.

Суеверие осуждается Словом Божиим (Втор. 18:10-14; 1Тим. 4:7).

Таким образом, сущность суеверия, с точки зрения церкви, заключается в том, что суеверный человек принадлежащее только Богу приписывает творению и, вместо того, чтобы надеяться на Бога, возлагает свои упования на тварей. В истинной религии суеверие всегда осуждалось, а служители обязывались к борьбе с ним. «Священники в своем приходе должны наблюдать, чтобы не было чародеев, волшебников, ворожей и бабьих шептаний. Вся эта наука вышла из адской школы, равно и те, которые выливают воск и олово для того, чтобы предузнать что-либо; шептанием стараются свести бельма, также шепчут от укушения гадов, заговаривают кровь или носят выписки на шее; утверждают также, что такой-то человек для встречи хорош, а такой-то день благоприятен для путешествия или для начала какого-либо дела; если кто-либо с пустым ведром перейдет дорогу или известное животное перебежит её, то случится несчастье; во время чтения 12 Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа вяжут узелки и по ним толкуют сны, и безчисленное множество других суеверий рассеивают в мире на пагубу людям, и от них простой народ на дно адово валится и погибает. Это зло и вред, губительный для души, надо стараться всячески искоренять»

«Женщины, кормилицы и служанки, берут в бане грязь и, обмакнув в неё палец, помазывают чело младенца; если кто спросит: „Что значит эта грязь, это брение?“ — то говорят: „Она предохраняет от дурного глаза, от зависти и ненависти“. Увы! Грязи и брению приписывают такую способность и такую силу — разрушать всякие козни диавола! „Не стыдно ли вам“, — скажите мне? Поймете ли вы когда-нибудь, как диавол с раннего возраста человека мало-помалу раскидывает свои сети и употребляет свои хитрые уловки? Если грязь производит такие действия, то почему не помазываешь ею своего чела ты, достигший возмужалого возраста и имеющий у себя завистников более младенца? Почему не помазываешь грязью всего тела? Если она на челе имеет такую силу, то почему бы тебе не помазать грязью всего себя? Смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, не смеху только, но и геенне подвергающее обольщаемых! Если это делается у язычников, то нисколько не удивительно; а когда поклоняющиеся Кресту, приобщающиеся неизреченных Таинств и достигшие любомудрия держатся таких постыдных обычаев, это достойно многих слез» (свт. Иоанн Златоуст, 54, 121).

Современные суеверия в России

Современные приметы

  • Нож со стола упадёт — придёт мужчина, вилка — женщина.
  • Человека ожидает неудача или несчастье, если ему перебежит дорогу чёрная кошка или заяц.
  • Попала навстречу женщина с пустыми вёдрами — удачи не будет.

Суеверия (ситуации, в которых человек может повлиять на события)

  • Чтобы избежать сглаза (например после похвалы), нужно постучать по дереву

См. также

В родственных проектах

  • Цитаты в Викицитатнике
  • Медиафайлы на Викискладе

Примечания

  1. 1 2 Суеверие // Большой энциклопедический словарь
  2. 1 2 Суеверие // Е. Ф. Губский, Г. Б. Кораблева. Краткая философская энциклопедия. Прогресс, 1994. С. 442.
  3. 1 2 Суеверие // Словарь Д. Н. Ушакова
  4. Краткий религиозно-философский словарь.
  5. Этимологический словарь современного русского языка] / Сост. А. К. Шапошников: в 2 т. Т. 2 — М: Наука, 2010. — 576 с. — С 394 — ISBN 978-5-9765-0036-5
  6. R. W. Lundin. Superstition // The Corsini Encyclopedia of Psychology and Behavioral Science, Volume 4. John Wiley & Sons, 2002. С. 1660. (англ.)
  7. 1 2 Суеверия. azbyka.ru. Дата обращения 26 сентября 2017.
  8. Суеверия в свете Православной веры. sueverie.net. Дата обращения 26 сентября 2017.
  9. Сокровищница духовной мудрости. Суеверие.
  10. Армейские афоризмы. Крылатые выражения. Выпуск 83.. Архивировано 13 февраля 2012 года.
  11. Юдина, 2000, с. 502.
  12. Субботина, 2015, с. 62.
  13. Традиционная культура, 2015, с. 69.
  14. Сеничкина, 2012, с. 46.

Литература

  • R. W. Lundin. Superstition // The Corsini Encyclopedia of Psychology and Behavioral Science, Volume 4. John Wiley & Sons, 2002. С. 1660. (англ.)
  • Даль В. И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. — 2-е изд. — СПб.: М.О. Вольф, 1980.
  • Сеничкина Е. П. Эвфемизмы русского языка. Учебное пособие к спецкурсу. — М.: Флинта, 2012. — 120 с. — ISBN 978-5-9765-0304-5.
  • Субботина Л. А. Фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ, 2015. — 320 с.
  • Традиционная культура : Научный альманах. Государственный респ. центр русского фольклора. — М.: Б.и., 2015. — 320 с.
  • Флоренский П. А. «О суеверии»
  • Юдина Н. А. Энциклопедия русских обычаев. — М.: Вече, 2000. — 510 с. — ISBN 578380813X.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *