Сумма против язычников

“СУММА ПРОТИВ ЯЗЫЧНИКОВ”

Смотреть что такое «“СУММА ПРОТИВ ЯЗЫЧНИКОВ”» в других словарях:

  • «СУММА ПРОТИВ ЯЗЫЧНИКОВ» — («Summa contra gentiles»), иногда наз. также «Сумма философии» («Summa philosophiae»), один из осн. филос. теологич. трудов Фомы Аквинского. Написан по латыни в 1259 64, 1 е изд. Roma, 1475. Состоит из 4 книг. Тема 1 й кн. сущность бога,… … Философская энциклопедия

  • СУММА — (лат. summa итог), созданный схоластикой жанр филос. литературы; до кон. 12 в. краткий компендий, затем огромный по объёму и строгий по композиции обзорно итоговый труд, приводящий к сложному единству многообразие тем. Наиболее важные… … Философская энциклопедия

  • Сумма теологии — Сумма теологии, лат. Summa Theologiæ (в упрощённом написании Summa Theologica) один из известнейших трактатов Фомы Аквинского. Начатый в 1265 году, к моменту смерти автора (1274) он остался не завершён, и, тем не менее, входит в число… … Википедия

  • Сумма (произведение) — Сумма (от лат. Summa вершина; сущность; итог) в средневековье компендиум некоей науки. «Сумма против язычников» Фомы Аквинского (1258); его же «Сумма теологии» (1261); анонимная «Сумма философии» (1970). В них явления рассматривались на… … Википедия

  • Сумма (жанр) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сумма. Сумма (лат. summa) литературная форма, или литературный жанр, соединяющий в себе признаки научного трактата и энциклопедического справочника. Исторически (особенно в XII XIV веках)… … Википедия

  • “СУММА ТЕОЛОГИИ” — “СУММА ТЕОЛОГИИ” (Summa theologiae) произведение ФомыАквинского. Написана в Риме, Париже и Неаполе в 1265 1273. Фома попытался систематизировать итоги своих трудов и изложить их в достаточно доступном и кратком виде, прежде всего для… … Философская энциклопедия

  • ФОМА АКВИНСКИЙ — Фома Аквинат (Thomas Aquinas) (1225 или 1226 1274) философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма; монах доминиканец (с 1244). В 1567 признан пятым «учителем церкви». В основных трудах «Сумма теологии» и «Сумма… … Философская энциклопедия

  • Фома Аквинский — (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas) (родился в 1225, замок Роккасекка, близ Аквино, умер недалеко от Неаполя 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) первый схоластический учитель церкви, «princeps philosophorum»… … Католическая энциклопедия

  • Фома Аквинский — В Википедии есть статьи о других людях с именем Фома (значения). Фома Аквинский Thomas Aquinas … Википедия

  • Фома Аквинат — Фома Аквинский Фома Аквинский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas итал. Tommaso d Aquino) (родился в 1225, замок Роккасекка, близ Аквино, умер недалеко от Неаполя 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) философ и… … Википедия

Сумма теологии

Summa theologica, 1596

Су́мма теоло́гии (лат. Summa theologiae, Summa theologica) — фундаментальный философско-богословский трактат Фомы Аквинского. Был начат в 1265 году и к моменту смерти автора (1274) не был завершён. Принятая в литературе сокращённая ссылка на название этого труда только по первому слову «Summa» некорректна, поскольку в наследии Фомы есть и другой труд в том же жанре — «Summa contra gentiles» («Сумма против язычников»). Последний считается прологом к «теологической» сумме.

«Сумма теологии» — главный труд одного из 36 Учителей католической церкви, чей вклад в теологию папа Бенедикт XV охарактеризовал словами: «Церковь провозгласила доктрину Фомы Аквинского своей доктриной».

«Сумма теологии» известна также изложенными там пятью доказательствами бытия Бога (viae quinque). По первоначальному своему замыслу Фома Аквинский полагал составить лишь «руководство для начинающих», в котором под одной обложкой было бы сосредоточено изложение и рассмотрение всех основных богословских учений своего времени. Фактически, теолог составил фундаментальный свод практически всех проблем христианского богословия на Западе, которые подверг скрупулёзному схоластическому анализу.

Структура

Трактат состоит из частей (Partis), которые подразделяются на вопросы (Quaestio) и разделы (Articulus). Первая часть (Prima pars) содержит 119 вопросов, вторая (prima pars secundae partis) — 114, вторая часть второй части (secunda pars secundae partis) — 189, третья (tertia pars) — 90. В каждом вопросе Фома вначале раскрывает содержание вопроса (prooemium), а затем по порядку рассматривает критикуемые положения (Ad primum: во-первых), после чего переходит к их опровержению (Sed contra) и, наконец, делает вывод (Respondeo: отвечаю). Завершается рассмотрение вопроса фразой: Из сказанного очевидны ответы на все возражения (Et per hoc patet responsio ad obiecta)

Цитируемые авторы

На протяжении всей книги Аквинат неоднократно цитирует Августина (Augustinus), Авицеброна (Avicebron), Авиценну (Avicenna), Альбумасера (Albumasar), Амвросия (Ambrosius), Ансельма (Anselmus), Аристотеля (Aristoteles, но Фома также его называет «Философом», philosophus), Афанасия (Athanasius), Беду (Beda), Бернара (Bernardus), Боэция (Boetius), Василия (Basilius), Гераклита (Heraclitus), Гильберта из Порре (Gilbertus Porretanus), Григория Нисского (Gregorius Nyssenus), Гуго Сен-Викторского (Hugo de sancto Victore), Демокрита (Democritus), Дионисия (Dionysius), Дамаскина (Damascenus), Златоуста (Chrysostomus), Иеронима (Hieronymus), Илария (Hilarius), Исидора (Isidorus), Макробия (Macrobius), Оригена (Origenes), Пифагора (Pythagoras), Платона (Plato), Плотина (Plotinus), Порфирия (Porphyrius), Птолемея (Ptolomaeus), Рабана (Rabanus), Раввина Моисея (Rabbi Moyses), Ришара Сен-Викторского (Ricardus de sancto Victore), Симпликия (Simplicius) и Цицерона (Tullius).

На Петра Ломбардского Фома ссылается как на «Магистра» (Magister), а на Аверроэса (Averroes) как на «Комментатора» (Commentator).

История написания и публикаций

Трактат стал очень популярен уже с первых его изданий. Благодаря его «целевой направленности» на широкую аудиторию студентов-богословов, количество сделанных в средние века «рукописных копий… едва ли поддается учёту».

Первый книжный оттиск появился в 1467 году, в городе Майнце. Правда, издатель Петер Шеффер отпечатал не весь манускрипт, а лишь его часть, именуемую по традиции «Secunda secundae». Первое полное издание увидело свет в 1485 году в Базеле.

Ещё в 1324 году папа римский Иоанн XXII в Авиньоне причислил Фому Аквинского к лику святых. Однако непосредственное участие Святого Престола в издании академически выверенных трудов философа, могущих быть использованными в качестве единой отправной точки для ссылок, начинается лишь со второй половины XVI века, а точнее, с того момента, как в новом издании Бревиария на 1568 год папа Пий V впервые включил в число святых Учителей Церкви Фому Аквинского — вместе с Иоанном Крестителем, Василием Великим, Григорием Богословом, Афанасием Великим и Святым Бонавентурой. Два года спустя, в 1570 году в Риме, в рамках полного собрания сочинений Аквината, вышло первое такое издание, именуемое «Piana». В 1882 году по повелению Льва XIII было напечатано новое издание, называемое в библиографии по имени папы — «Leonina». В это издание «Суммы теологии» были включены и сопроводительные комментарии Фомы де Вио (тж. Каетан, 1469—1534), сами к тому времени ставшие классическими.

В 1320—1340 годах отдельные части «Суммы теологии» были переведены на армянский язык.

Первая часть

Сумма Теологии начинается с различения философии и теологии. Первая опирается на «человеческий разум» (ratione humana), а вторая — на «божественное откровение» (revelationem divinam). Далее (вопрос 2) Фома излагает свои знаменитые «5 доказательств бытия Бога»: от начала движения, от причины, от необходимости, от совершенства, от целесообразности. Затем он рассуждает о простоте, совершенстве, вечности и благости Бога (вопросы 3-14). Попутно даются различные определения. Например, существование — это то, что актуализирует любую форму (esse est actualitas omnis formae). Согласно Фоме, в Боге сущность (essentia) и существование (esse) совпадают. Отмечая вечность Бога, он отрицает вечность ада: «в преисподней нет истинной вечности» (in Inferno non est vera aeternitas). Также утверждается, что «божественный ум» (intellectus Dei) не ведает зла.

После Фома переходит к рассмотрению «идей» (ideae) или «форм» (вопрос 15), которые пребывают в уме Бога прежде вещей как сущности (essentia). Затем он разделяет истину (veritas) и благо (вопрос 16), после чего вновь возвращается к рассмотрению различных аспектов Божества, таких как воля (19), любовь (20), милосердие (21), провидение (22) и прочие. Предопределение (praedestinatio) он определяет как «часть провидения» (pars providentiae). Что касается всемогущества Бога, то оно не распространяется на «то, что несет в себе противоречие» (вопрос 25).

Отдельно Фома останавливается на триадологии (вопросы 27-43). Здесь он рассматривает субстанцию (substantia) как «чтойность вещи» (quidditas rei), а также проблему личности (persona) в Боге. Фома утверждает Филиокве, отмечая, что Иоанн Дамаскин был противником этого учения (вопрос 36).

После рассуждений о Боге Фома переходит к изложению ангелологии (вопросы 50-63), где он утверждает бестелесность (incorporea) ангелов. Равным образом, бестелесным является и свет (lumen). При этом Фома отрицал возможность двух ангелов находиться в одном месте, но признавал в них наличие ума (intellectus) и свободы воли (liberum arbitrium). Также он отрицает возможность гибридов между демонами (Daemon) и людьми (вопрос 51).

Затем Фома истолковывает Шестоднев (вопросы 65-74). На вопрос о числе небес он различает эмпирей (Empyreum), кристаллическое небо (caelum crystallinum), и восемь сфер: сферу неподвижных звезд (sphaeram stellarum fixarum) и семь планет.

Затем следует «трактат о человеке», где проводится мысль о человеке как о единстве формы (forma) и материи (materia), причем именно материя оказывается «началом индивидуализации». Ум (intellectus, интеллект) назван «силой души» (potentia animae). Фома наделяет человека «свободой воли» (liberi arbitrii), однако утверждает и наличие некоторой предопределенности в форме судьбы (fatum). Образ Божий (imago Dei) усматривается в интеллектуальной природе человека (вопрос 93). Размышляя о догреховном состоянии (in statu innocentiae) Фома полагает, что тогда человек обладал совершенным ведением, но нуждался в пище, а также производил потомство посредством совокупления (coitus).

Вторая часть — первая часть

В начале второй части (prima pars secundae partis) Фома рассуждает о счастье (beatitudo), которое переходит в рассмотрение страстей, добродетелей и грехов. Причем четыре страсти (passiones) названы основными: радость (gaudium), печаль (tristitia), надежда (spes) и страх (timor). Добродетель (virtus) определяется через навык (habitus) как «совершенство способности» (potentiae perfectionem). Фома развивает учение о четырех кардинальных добродетелях: мужестве, справедливости, умеренности и благоразумии. Грех (peccatum) определяется как «неупорядоченное действие» (actus inordinatus), избирающее своим объектом преходящие блага. Фома различает первородный и актуальный грех, а также признает учение о семи смертных грехах (вопрос 84).

Путь исправления состоит в различении вечного (lex aeterna), естественного (lex naturalis) и человеческого закона (lex humana). Если первый закон представляет собой неизреченное Провидение, второй находим в природе вещей, а третий является результатом человеческого соглашения. Эти законы не могут друг другу противоречить. Из всех форм государственного устройства Фома самой порочной считает тиранию (tyrannicum). Помимо прочего, есть еще божественный закон, явленный в Откровении. Вторая часть завершается учение о благодати (gratia Dei), которая определяется как «акцидентальная форма» (forma accidentalis).

Вторая часть — вторая часть

Следующая часть (secunda pars secundae partis) посвящена теологическим добродетелям, к числу которых относится вера, надежда и любовь. Фома обращает внимание на то, что не следует крестить детей евреев (вопрос 10), однако подданные могут выходить из подчинения правителей, ставших вероотступниками (вопрос 12). Отсутствие надежды производит в человеке отчаяние (desperatio), однако ее избыток может вызывать самонадеянность (praesumptio: ср. презумпция). Любовь (caritatis) означает соединение (unionem) с благом. Действием (actus) любви является радость (gaudium), мир (pax), милосердие (misericordia), благодеяние (beneficentia) и милостыня (eleemosyna). К конкретным проявлениям любви Фома относил кормление голодного, одевание нагого, уход за болящим и гостеприимство. Противоположностью любви является ненависть (odio). 40-й вопрос Фома посвящает войне (bellum), которая может быть справедливым, если она инициируется законным правителем и направлена на общее благо, далее она должна иметь «справедливую причину» (causa iusta) и справедливое намерение. Далее следует продолжительное рассуждение о благоразумии (вопросы 47-56). Завершает Фома эту часть размышлением о епископском и монашеском служении, частью которого может быть и ратный подвиг (militandum).

Третья часть

В последней части (tertia pars) Фома рассматривает жизнь Христа, святость Девы Марии (beata virgo), а также таинства (sacramentum: вопросы 60-90), которое определено как «обозначение нашего освящения» (significandam nostram sanctificationem). Формой таинства служит слово (verba), а материей чувственные вещи (res). Фома пишет, что «таинства необходимы для человеческого спасения (humanam salutem)» (вопрос 62). Фома настаивает, что необходимы именно «семь таинств» (septem sacramenta: вопрос 65): крещение (Baptismus), конфирмация (confirmatio), евхаристия (Eucharistia), покаяние (poenitentia), соборование (unctio), ординация (ordo) и супружество (matrimonium). В частности, Фома раскрывает концепцию пресуществления (transsubstantiatio), согласно которой, хлеб в таинстве причастия изменяет свою субстанциальную форму.

Также описываетcя чин мессы (Missae), состоящей из интроита, псалмопения, kyrie eleison, Gloria in excelsis Deo, молитва (oratio), градуал, аллилуйя, чтения Евангелия, исповедание символа веры, офферторий, sursum corda, троекратного восклицания sanctus, освящения даров, пения agnus Dei, причастие (communio) и молитва благодарения (вопрос 83).

Переводы

  • Перевод А. В. Апполонова (с параллельным латинским текстом) (издание продолжается):
  • Том 1: . М.: Издатель Савин С. А., 2006. 874 с. ISBN 5-902121-23-X, ISBN 5-902121-24-8
  • Том 2: . М.: Издатель Савин С. А., 2007. 654 с. ISBN 5-902121-23-X, ISBN 978-5-902121-24-4, ISBN 5-90212124-8
  • Том 3: . М.: Signum Veritatis, 2008. 750 с. ISBN 5-902121-23-X, ISBN 978-5-903700-03-5
  • Том 4: Первая часть Второй части. Вопросы 68—114. М.: Либроком, 2012. 688 с. ISBN 978-5-397-02428-0
  • Том 5: Вторая часть Второй части. Вопросы 1—46. М.: Красанд, 2015. 560 с. ISBN 978-5-396-00657-7
  • Перевод издательства «Ника-Центр» (издание продолжается):
  • Часть 1. Вопросы 1—43. Киев, 2002. 560 с. ISBN 5-94773-003-0, ISBN 966-521-161-7
  • Часть 1. Вопросы 44—74. Киев, 2003. 336 с. ISBN 5-901620-56-9, ISBN 966-521-201-X
  • Часть 1. Вопросы 75—119. Киев, 2005. 576 с. ISBN 5-94773-004-9, ISBN 966-521-302-4
  • Часть 2-1. Вопросы 1—48. Киев, 2006. 576 с. ISBN 5-901620-68-2
  • Часть 2-1. Вопросы 49—89. Киев, 2008. 536 с. ISBN 978-966-521-476-5 (ошибоч.), ISBN 978-966-521-476-2
  • Часть 2-1. Вопросы 90—114. Киев, 2009. 432 с. ISBN 978-966-521-518-9
  • Часть 2-2. Вопросы 1—46. Киев, 2011. 576 с. ISBN 978-966-521-565-3, ISBN 978-966-521-475-5
  • Часть 2-2. Вопросы 47—122. Киев, 2013. 832 с. ISBN 978-966-521-623-0
  • Часть 2-2. Вопросы 123—189. Киев, 2014. 736 с.
  • Часть 3. Вопросы 1—26. Киев, 2012. 336 с. ISBN 978-966-521-599-8
  • Часть 3. Вопросы 27—59. Киев, 2013. 440 с.
  • Часть 3. Вопросы 60—90. Киев, 2015. 504 с. ISBN 978-966-521-662-9, ISBN 978-966-521-475-5

Примечания

  1. James F Ross, 2003, «Thomas Aquinas, Summa theologiae (ca. 1273), Chistian Wisdom Explained Philosophically», in The Classics of Western Philosophy: A Reader’s Guide, (eds.) Jorge J. E. Gracia, Gregory M. Reichberg, Bernard N. Schumacher (Oxford: Blackwell Publishing, 2003), pp. 143—166.
  2. Этот труд также известен под названием «Liber de veritate catholicae fidei contra errores infidelium» («Об истинности католической веры, против заблуждений неверных»).
  3. Benedict XV Encyclical Fausto appetente June 29, 1921, AAS 13 (1921), 332; Пий XI Encyclical Studiorum Ducem § 11, June 29, 1923, AAS 15 (1923), cf. AAS 17 (1925) 574; Павел VI, March 7, 1964 AAS 56 (1964), 302 (Bouscaren, vol. VI, pp. 786-88).
  4. The Life of Thomas Aquinas: A Dissertation of the Scholastic Philosophy of the Middle Ages. — The Encyclopaedia Metropolitana. — London : John J. Griffin & Co., 1848. — P. 54.
  5. Doctors of the Church. — Catholic Encyclopedia. — London : Encyclopedia Press, Inc., 1913. — Vol. 5. — P. 75. Архивная копия от 12 мая 2011 на Wayback Machine
  6. Tommaso de Vio Gaetani Cajetan. — Catholic Encyclopedia.
  7. С. С. Аревшатян. К истории философских школ средневековой Армении XIV в. — Ер.: Изд-во АН Арм. ССР, 1980. — С. 20.
  8. Фома Аквинский. Сумма теологии. I, 68, Раздел 4
  9. Фома Аквинский. Сумма теологии. I, 75 Трактат о человеке
  10. Фома Аквинский. Сумма теологии. I, 83, Раздел 1
  11. Фома Аквинский. Сумма теологии. I, Вопрос 116
  12. Фома Аквинский. Сумма теологии. II-I. Вопрос 95
  13. Фома Аквинский. Сумма теологии. II-II. Вопрос 40
  14. Фома Аквинский. Сумма теологии. III, Вопрос 27
  15. Фома Аквинский. Сумма теологии. III, 75 Раздел 6

Литература

  • Бандуровский К. В. «Сумма Теологии» // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Грабманн М. Введение в «Сумму теологии» св. Фомы Аквинского / пер. А. В. Апполонова. — М.: Signum Veritatis, 2007. — (Серия: Pax Christiana). — 280 с. ISBN 978-5-903700-01-1

Ссылки

На латинском языке

  • Corpus Thomisticum: Sancti Thomae de Aquino Summa Theologiæ (оригинальный текст в HTML)

На английском языке

Сумма против язычников -Summa contra Gentiles

Часть серии на

Фома Аквинский

  • католицизм портал
  • Философия портал

В Summa противопоказаний язычникам (также известный как Liber де Veritate catholicae Fidei против errores infidelium , «Книга по истине католической веры против ошибок неверных») является одним из самых известных книг по Санкт Фомы Аквинского , написанные во время с , 1259-1265.

Это, вероятно , написано , чтобы помочь миссионерам в объяснении христианской религии к и защищая его от несогласных точек доктрины в исламе и иудаизме . С этой целью, Аквинский может рассчитывать на значительный объем общей доктрины, особенно принципов монотеизма , в случае иудаизма общий акцепт в Ветхом Завете как Священное Писание и в случае ислама ( в то время ) общей традиции аристотелизма философии . В то время как Summa Theologiae была написана , чтобы объяснить христианскую веру богословию студентов, то Summa противопоказаний Язычники более извиняющимся тоном, как это было написано , чтобы объяснить и защитить христианское учение против неверных, с аргументами , адаптированными с учетом предполагаемых условий его использования , каждая статья опровергая определенную еретическую веру или предложение. Вместо простого выяснения длины и ширины христианской доктрины, Аквинский объясняет конкретные основные статьи христианской веры.

Дата и состав

Работа была написана в течение нескольких лет, между 1259 и 1265.

Весной 1256 года Томас был назначен регентом мастером в теологии в Париже и один из его первых работ , вступив в этот офис был Contra Dei impugnantes cultum и др religionem , защищая нищенствующие заказы , которые приходят под атакой Уильяма Сент-Амура . Во время его пребывания в должности с 1256 до 1259, Томас написал множество работ, и он работал на Summa противопоказаний язычников к тому времени он покинул Париж. С автографом Фомы Аквинского, TORRELL (1996) определили первые 53 глав книги I , как были написаны в Париже на основе изучения пергамента и чернил.

По традиции , которые могут быть прослежены в скором времени после смерти Томаса, то Summa противопоказаний язычникам была написана в ответ на запрос, сделанный в 1259 году , для книги , которая помогла бы доминиканских миссионеров в Испании , чтобы превратить мусульман и евреев там. Запрос был сделан Раймунд де Пеньяфорт , доминиканским монахом и советником Джеймса I Арагонского . Раймонд был активен в христианской защиты от мавров (мусульман) и евреев в королевстве Арагон начиная с 1240 — х годов. С этой целью, Раймонд ввел преподавание арабского языка и иврит в нескольких домах монахов, и он также основал Приораты в Мурсии (тогда еще под властью мусульман) и в Тунисе . Кроме того , он пошел , чтобы помочь установить Церковь в недавно завоеванной острове Майорка . Запрос Реймонд Томас был передан сотрудником Доминиканского Рамоном Марти , один из восьми братий , назначенных , чтобы сделать изучение восточных языков с целью осуществления миссии к евреям и маврам. Историчность этого счета была поставлена под сомнение в современной науке. Аргументы , приведенные включают отсутствие явного посвящения Раймонда, доказательства того, что значительные части книги 1 были завершены к середине 1259 года (предполагая , что Томас начал работу над книгой , как уже в 1257 году ), а также предположение о том , что работа не делает никаких усилий обратиться догматы ислама в частности.

Позже в 1259 годе , Томас покинул Париж и вернулся в Неаполь, где он был назначен в качестве общего проповедника провинциальной главы 29 сентября 1260. В сентябре 1261 он был призван в Орвието , как монастырский лектор , ответственный за пастырские формирования монахов не смогли присутствовать Studium Женераль . Именно в Орвието , что Томас завершил Summa противопоказаний неевреев , которые последовали Катена Aurea и незначительные работы , произведенные для папы Урбана IV , такие как литургии для вновь созданного праздник Тела Господня и Contra errores Graecorum .

Части текста сохранились в Фомы Аквинского автографа , хранится в библиотеке Ватикана , как Lat. 9850. Рукопись включает фрагменты книг одного и два, и значительную часть книги три.

Summa против язычников состоит из четырех книг. Структура работы Томаса призвана исходить из общих философских рассуждений к монотеизму , к которому мусульмане и евреи, вероятно, согласен даже в пределах своих соответствующих религиозных традиций, прежде чем переходить к обсуждению конкретно христианской доктрины.

Книги I-III охватывают истины , которые , естественно , являются доступными для человеческого интеллекта в то время как книга IV охватывает показал истины , для которых естественный разум является недостаточным.

Традиционное название берется из главы I.2, где Томас заявляет о своем намерении в качестве автора произведения: «Я поставил перед собой задачу сделать известным, насколько мои ограниченные полномочия позволят, правда , что католическая вера исповедует, и . от откладывая ошибки , которые выступают против него , чтобы использовать слова Хилари : «Я знаю , что я в долгу перед Богом , как главный долг моей жизни, что каждое мое слово и чувство может говорить о нем» «.

Первая книга начинается с общими вопросами истины и естественного разумом , а от 10 -я главы исследуется понятие монотеистических Бога , главы 10 до 13 заинтересованных с существованием Бога , за которым следует детальному исследование свойств Божиих (главы 14 до 102).

Вторая книга посвящена Creation ( а именно в физической вселенной , все , что существует).

Третья книга обсуждает провидение и человеческое состояние , то есть добрые и злые поступки, человеческие судьбы и интеллект , и отношение созданных существ к создателю.

Четвертая книга посвящена обсуждение пунктов христианской доктрины , которые разделяют Никейское христианство от других монотеистических религий, то есть доктрины Троицы , в Боговоплощении , о таинствах и Воскресение .

Издания и переводы

Джузеппе Ciante (d. 1670), ведущий Hebrew специалист своего времени и профессор теологии и философии в колледже Сент — Томас в Риме был назначен в 1640 году папа Урбан VIII в миссии проповеди к евреям Рима ( Predicatore дельи Ebrei ) в целях содействия их конверсии. «в середине 1650-х годов Ciantes написал» монументальный двуязычное издание первых трех частей Фомы Аквинского Summa противопоказаний язычников , которая включает в себя оригинальный латинский текст и перевод на иврите , подготовленный Ciantes, помощь еврейскими обращенные в Summa DiVi Томая Aquinatis Ordinis praedicatorum Contra язычники Ква Hebraicè eloquitur … . До настоящего это остается единственным существенным перевод крупной латинской схоластики работы в современном иврите «.

Первое современное издание этой работы является один на Ucceli (1878) вновь опубликован в 1918 году в рамках Editio Leonina . Приложения к первым трем книгам, на основе authograph, были отредактированы тт. 13 (1918, 3-61) и 14 (1926, 3-49) из львиного издания. Текст Leonine был переиздан с поправками, П. Марк, К. Пера и П. Кармелло и опубликованы с Marietti, Турин-Рим, в 1961 году.

Современные переводы были опубликованы в: English (1924, 1957), немецкий (1937, 2001), испанский (1968) и французский (1993, 1999)

Список используемой литературы

  • Мэтью Kostelecky: Фомы Аквинского Сумма против язычников: Зеркало человеческой природы. Лёвен: Питерс, 2013. ISBN 978-90-429-2747-6
  • Джон Tolan : «Фома Аквинский: Summa противопоказаний гои», в D. Thomas и др. , Ред., Библиографическая История христианско-мусульманских отношений , т. 4, Лейден: Брилл, 2009-12.
  • Р. Schönberger: Томас фон Aquins «Summa противопоказаний Язычники». Дармштадт, 2001.
  • С. Чанг, привлечение неверию: захватывающую Стратегия Августина и Фомы Аквинского. Downers Grove, IL, 2000.
  • H. Надеясь: Weisheit ALS Wissen де Ursprungs: Философия унд Theologie в дере «Сумма против язычников» де Томас фон Aquin. Freiburg, 1997.
  • RR Ожоги: мусульмане, христиане и евреи в Crusader Королевство Валенсия. Cambridge, 1984.
  • J. Waltz: «Мухаммад и мусульмане в Фомы Аквинского.» Мусульманский мир 66 (1976): 81-95.
  • Т. Мерфи: «Дата и цель противопоказаний язычников .» Heythrop журнал 10 (1969), 405-15.
  • Жан-Пьер TORRELL, OP: Фомы Аквинского: Человек и его работа: т. 1. Вашингтон, округ Колумбия: Католический университет Америки Press, 1996.
  • Ж.-М. Casciaro: Эль Diálogo teológico де — Санто — Томас против musulmanes у judíos. Мадрид, 1969.
  • А. Huerga: «Hipótesis Sobre ла Génesis де ла Summa против неевреев у дель Pugio бенефициарий» Ангеликум 51 (1947), 533-57.
  • М. Асин Паласиос у: «Эль averroísmo teológico — де — Санто — Томас — де Акино» Homenaje á d. Франсиско Кодеры ан су jubilación дель profesorado, эстудиос де erudición восточный. Сарагоса, 1904, стр. 271-331.
  • Л. Getino: Ла Сумма против неевреи у эль Pugio Fidei. Вергара, 1905.
  • Сумма против язычников . archive.org (на латыни). 1 . Неаполь. 1773. Архивировано из первоисточника 27 декабря 2018 года.
  • Отцы английский Domenican (1923). В Summa противопоказания неевреев святого Фому Аквинского ( в буквальном переводе с Latest львиного издания) . archive.org . Первая книга. Лондон: Burns Оутс & Washbourne Ltd. архивация от оригинала на 27 декабря 2018 года.(с санкционирована Эдмунда Canon Surmont, Вестминстерское викарий )
    • Вторая книга
    • Четвертая книга

внешняя ссылка

Latin Wikisource имеет оригинальный текст , связанный с этой статьей:
  • Текст издания Marietti (1961) , электронный текст Роберто Буса и Энрике Аларкон (corpusthomisticum.org).
  • Синоптическая текст (латинский и английский) , из издания Hanover House (1955-57), обновленный Джозеф Kenny (dhspriory.org)
  • Рукопись — Vat.lat.9850 (vatlib.it)
  • 1657 издания с древнееврейским переводе Ciantes (Google Books)

Трактат стал очень популярен уже с первых его изданий. Благодаря его «целевой направленности» на широкую аудиторию студентов-богословов, количество сделанных в средние века «рукописных копий… едва ли поддается учёту».

Первый книжный оттиск появился в 1467 году, в городе Майнце. Правда, издатель Петер Шеффер отпечатал не весь манускрипт, а лишь его часть, именуемую по традиции «Secunda secundae» (см. ниже раздел «Структура»). Первое полное издание увидело свет в 1485 году в Базеле.

Ещё в 1324 году папа римский Иоанн XXII в Авиньоне причислил Фому Аквинского к лику святых. Однако непосредственное участие Святого Престола в издании академически выверенных трудов философа, могущих быть использованными в качестве единой отправной точки для ссылок, начинается лишь со второй половины XVI века, а точнее, с того момента, как в новом издании Бревиария на 1568 год папа Пий V впервые включил в число святых Учителей Церкви Фому Аквинского — вместе с Иоанном Крестителем, Василием Великим, Григорием Богословом, Афанасием Великим и Святым Бонавентурой. Два года спустя, в 1570 году в Риме, в рамках полного собрания сочинений Аквината, вышло первое такое издание, именуемое «Piana». В 1882 году по повелению Льва XIII было напечатано новое издание, называемое в библиографии по имени папы — «Leonina». В это издание «Суммы теологии» были включены и сопроводительные комментарии Фомы де Вио (тж. Каетан, 1469—1534), сами к тому времени ставшие классическими.

В 1320—1340 годах отдельные части «Суммы теологии» были переведены на армянский язык.

Вся «Сумма» состоит из трех частей:

  • I часть посвящена Богу и Его актам, или, как сказал сам Аквинат, «о Первообразе»: священное учение, атрибуты и имена Бога, отношение лиц Троицы. Здесь Фома излагает свои знаменитые «5 доказательств бытия Бога»: от начала движения, от причины, от необходимости, от совершенства, от целесообразности.
  • II часть посвящена «Его подобию», то есть человеку, поднимаются вопросы этики, а именно тема счастья, воли и страстей
  • III часть посвящена Спасителю и путям спасения.

> Примечания

Я: «Сумма против язычников»

Я: «Сумма теологии» – в этой работе он, используя философию Аристотеля, систематизировал все христианское учение, т.е. создал его теоретическую концепцию.

Положения его учения таковы:

1. Принцип гармонии веры и разума. У человека есть два способа познания: способность к мышлению и интуиция (сверхчувствительный способ). Мышление всегда направлено на познание земного мира, физической реальности, мышление является необходимым условием возникновения и развития науки. Интуиция («божественное озарение») – это способность видеть истину непосредственно, результатом и одновременно источником такого откровения является вера. Отсюда следует, что религия и наука не могут соперничать друг с другом по определению – у них разные объекты познания! Однако наука не в силах объяснить все существующие явления, так же, как религия бессильна в поле деятельности реальности и не может подменить науку. Соединение этих способов познания обеспечивает гармонию мировоззрения.

2. Пять доказательств бытия божия. Для доказательства Фома Аквинский использует элементы теории пределов (за 200 с лишним лет до появления теории как таковой!). Так, в четвертом доказательстве он рассматривает иерархию восходящих форм, в которой бог является пределом совершенства, идеальным состоянием, своеобразной «конечной точкой», формой, в которой представлено ВСЕ. В пятом доказательстве он рассматривает бога как конечный результат (или цель), к достижению которого стремится ВСЕ. Философ исходит из понятия «дурная бесконечность» – это бесконечность, уходящая в неопределенность. Такая дурная (актуальная) бесконечность бессмысленна, а значит, невозможна! Следовательно, должен существовать предел бесконечности. Это и есть бог. Спустя 300 лет И. Ньютон использует этот подход в формулировках своих законов: «Всякое движение вызывается внешним толчком, который, в свою очередь, так же вызван каким-то движением. Значит, в основе движения лежит некий первотолчок»:

С течением времени наблюдается повышение степени сложности и степени совершенства объектов, т.е. прогресс. Самым совершенным является Господь Бог.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *