Суточный круг богослужения в православной церкви

Богослужебные круги

Богослужебные круги – определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий.

1. Суточный богослужебный круг – последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных или литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения.

Богослужебные сутки начинаются с вечера. (По примеру пророка и Боговидца Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в Православной Церкви день начинается с вечера – вечернею.)

Вечерня – служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день.

Повечерие – служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.

Полунощница – служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи», согласно притчи о десяти девах.

Утреня – служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.

Первый час, соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день.

На третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, упоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

На шестом часе, соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

На девятом часе, соответствующем нашему третьему по полудни, воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.

Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство святого Причащения, установленное Самим Спасителем на Тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три Богослужения: вечернее, утреннее и дневное.

Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.

Утреннее – из полунощницы, утрени и первого часа.

Дневное – из третьего и шестого часов и Литургии.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит: «бодрствование».

В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается – опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове.

Схема суточного круга Богослужения

Вечер
1. Девятый час – (3 часа дня)
2. Вечерня
3. Повечерие
Утро
1. Полунощница – (12 часов ночи)
2. Утреня
3. Первый час – (7 часов утра)
День
1. Третий час – (9 часов утра)
2. Шестой час – (12 часов дня)
3. Литургия
См также. византийские часы.

***

2. Седмичный богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. См.: Тропари и кондаки дней седмицы

В воскресенье Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово.

В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются бесплотные силы – Ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии.

Во вторник прославляется святый Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных.

В среду воспоминается предательство Господа Иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).

В четверг прославляются святые Апостолы и святитель Николай Чудотворец.

В Пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня (день постный).

В субботу – день покоя – прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

Службы – совокупность изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга – содержатся в октоихе. Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов и т.о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа.

Первым днем седмичного богослужебного круга считается воскресенье.

***

3. Годовой богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужебный круг — связанный с солнечным календарем – включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых. Подвижный годовой богослужебный круг – связанный с лунным календарем (см. пасхалия) – включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и Пятидесятницы.

Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям – праздникам и постам.

Из всех праздников самым большим является праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22 марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25 апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми.

Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных – Ангелов.

Потому все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и святых.

По времени празднования праздники делятся на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи. По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые.

Великие праздники всегда имеют всенощное бдение; средние же праздники – не всегда.

Богослужебный церковный год начинается 1 сентября старого стиля, а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи.

Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного – в Триоди Постной (Великого поста) и Триоди Цветной (Пятидесятницы). Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка).

Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.

***

Одиннадцатинедельный круг евангельских чтений и стихир на воскресной утрени

Не стоит забывать и об одиннадцатинедельном круге евангельских чтений и стихир на воскресной утрени, который обычно упускают из виду, перечисляя богослужебные круги. Для чтения на воскресных утренях из всех четырех Евангелий выбрано одиннадцать фрагментов, повествующих о явлениях Спасителя после Его Воскресения (число «11» символизирует одиннадцать оставшихся на то время апостолов — после отпадения Иуды Искариота и до избрания Матфия). Эти фрагменты так и называют «воскресными Евангелиями» и по очереди, неделя за неделей, читают на воскресной утрене.

Суточный круг богослужения
Все лекции Православных просветительских курсов

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КРУГИ

Богослужебные круги́ — определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий.

Суточной богослужебный круг — последовательность богослужений одного дня. Богослужебные «сутки» по еще ветхозаветной традиции («И был вечер, и было утро — день один» и т.д.) начинаются с вечера (а не с полночи, как принято в гражданском календаре) и состоят из следующих чинопоследований (в скобках указано условное время их совершения по современному времяисчислению; на практике оно может быть существенно иным):

  • Девятый час (15 ч.)
  • Вечерня (18 ч.)
  • Повечерие (21 ч.)
  • Полунощница (24 или 0 ч.)
  • Утреня (3 ч.)
  • Первый час (6 ч.)
  • Третий час (9 ч.)
  • Шестой час (12 ч.)
  • Литургия

Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения.

В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается — опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове.

Недельный (седмичный) круг богослужений

Седмичный богослужебный круг — тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели.

Каждый день недели особо посвящен определенной теме:

  • Воскресенье — Воскресение Христово.
  • Понедельник — прославление бесплотных сил Ангельских.
  • Вторник — прославление св. Иоанна Предтечи и пророков.
  • Среда — воспоминание предательства Иуды (и, поскольку с этого по сути началось время Страстей Господних, совершается служба Кресту, а день является постным).
  • Четверг — прославление свв. Апостолов и свт. Николая Чудотворца.
  • Пятница — воспоминание крестных страданий и смерти Спасителя; служба Кресту, день постный).
  • Суббота — прославление Божией Матери и всех святых. Также поминаются усопшие.

Восьминедельный осмогласный круг богослужений

Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов и т.о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа. Службы — совокупность изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга — содержатся в октоихе. См. также осмогласие.

Годовой круг богослужений (неподвижный и подвижный)

Годовой богослужебный круг — тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги.

Неподвижный годовой богослужебный круг — связанный с солнечным календарем — включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых.

Подвижный годовой богослужебный круг — связанный с лунным календарем (см. пасхалия) — включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель), Пятидесятницы и Октоиха.

Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного — в Триоди Постной (Великого поста), Триоди Цветной (Пятидесятницы) и Октоиха.

Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка). Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.

Одинадцатинедельный круг евангельских чтений и стихир на воскресной утрени

Круг, который обычно «забывают», перечисляя богослужебные круги… Для чтения на воскресных утренях из всех четырех Евангелий выбрано 11 фрагментов , повествующих о событиях после Воскресения Христова. Эти фрагменты читаются поочередно (номер всегда указывается в богослужебном календаре). С каждым из этих 11 фрагментов связана своя особая «евангельская стихира», котороя должна петься на «славу» после стихир на хвалитех.

Евхаристия, как таинство Царства и Будущего века, находится как бы за пределами времени сего, и поэтому не имеет определеного времени совершения в суточном круге. В большинстве случаев Литургия совершается после Шестого часа, реже — после Вечерни. Подробнее — в статье «Литургия»

Число 11 символизирует одинадцать оставшихся на то время апостолов — после отпадения Иуды Искариота и до избрания Матфия


Афон
Люди всегда определяли время по Солнцу.Древнейшие из известных ныне солнечных часов были изготовлены около 1500 до н.э
Они сделаны из камня в форме бруска длиной около 30 см с вертикальным Т-образным навершием на одном конце. Время отсчитывалось по засечкам, нанесенным на бруске через неравные интервалы. Часы выставлялись горизонтально по отвесу. Т-образный конец утром поворачивали к востоку, а после обеда – к западу. Тень от верхней кромки «Т» указывала время. Эти и другие древние солнечные приборы показывали «неравные часы», образующиеся в результате деления времени от восхода до заката Солнца на фиксированное число частей. Поскольку длительность светового дня в течение года меняется, менялась и длина часа: летом он был длиннее, а зимой – короче. После периода античности, гражданские часы одинаковой длины в конечном счёте вытеснили неравные, таким образом, гражданское время более не варьировалось по сезонам.
Самое точное и естественное солнечное время неукоснительно соблюдается до сих пор в монастырях Святой Горы Афон. Все богослужения совершаются по «византийскому времени»Солнечные часы помогают им определить время начала богослужения.
В таком счёте часов, ориентированном на восход и заход солнца, отчётливо просматривается духовно чуткое, или даже исихастское отношение к солнечному свету как к иконе, образу Самого Бога. Отсюда и богослужения времени на Афоне просто находятся на своём месте.Сутки в Византии начинались с момента захода солнца. Как только на востоке появлялись лучи солнца, наступало дневное время суток. Именно поэтому практически весь год продолжительность дня и ночи была различная, кроме дней равноденствия. Кроме того, византийское время во всех точках земного шара различно.
Борьба с Богоустановленным временем:все эти «декретные»,зимние,летние и т.п. переводы стрелок, крайне негативно сказываются на душевном состоянии людей.Нервозы,стрессы,перестройка оргранизма в неестественный цикл, только подтверждают мудрость наших предков правильно определявших время.
Сама природа и история подсказывают нам, как выйти из «заколдованного» круга перевода стрелок часов. Для этого нужно всего лишь согласовать наши электронные часы с ходом дневного светила в соответствующее время года для определенных широт.
Ниже приведена ссылка для скачивания программы «Византийские часы» для Android-устройств:
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4333521
Описание:
Программа позволяет определять текущее византийское время в выбранной точке земного шара. Византийское время, использовавшееся в древней Византийской империи, является солнечным временем. Сутки начинаются с ночной части суток одновременно с заходом солнца. После восхода солнца начинается дневная часть суток. Таким образом, продолжительность дня и ночи разная (кроме двух дней в году). Также вполне естественно, что солнечное время в разных точках земного шара будет различаться.Для этого необходимо ввести(автоматически или вручную) свои текущие координаты.

По византийскому времени все еще живет большинство монастырей Святой Горы Афон.Время на Афоне определяется по византийским часам, которые работают по-разному в определенное время года. Отсчет начинается с заката солнца, в это время башенную стрелку ставят на полночь. В дальнейшем вся система меняется, приспосабливаясь к закату солнца. В мае разница с европейским временем составляет около 5 часов. Только в Ивере жизнь монастыря строится по халдейской системе отсчета времени — с восхода солнца.

  • Су́точный богослуже́бный кру́г, су́точный кру́г богослуже́ния(-ий) в православии — цикл регулярных общественных богослужений, совершаемых на протяжении суток.
    Согласно Уставу, начало нового церковного дня, по ветхозаветным традициям — еврейскому лунному календарю, принято отсчитывать с вечера — примерно с момента захода солнца за горизонт. По византийскому времяисчислению, сутки делятся на 12 дневных часов (от рассвета до заката) и на 12 ночных часов (от заката до рассвета), которые группируются в четыре дневные стра́жи и в четыре ночные стра́жи.
    В летнее время дневные часы существенно длиннее ночных, а в зимнее — наоборот.
    Суточный круг состоит из следующих богослужений:
    * Малая вечерня — первое богослужение наступающего дня, совершаться может только перед великой вечерней (незадолго до захода солнца) в составе всенощного бдения. В обычной приходской практике Русской православной церкви почти никогда не совершается. В престольный праздник на малой вечерне в некоторых храмах (например, в храме Живоначальной Троицы в Останкине) совершается акафист храмовому празднику.
    * Вечерня. Обычно начинает череду богослужений каждого дня. Однако отдельные молитвы начала вечерни относятся ещё к предыдущему (уходящему) дню, например, прокимен великий.
    Лития — моление в притворе храма. Должна присоединяться к великой вечерни (а также к великому повечерию накануне некоторых двунадесятых праздников) во время всенощных бдений. По Типикону после литии положена вторая — вечерняя — последняя в этот день трапеза, или ве́черя, то есть, ужин благословлёнными на литии пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем. В это время читаются послания апостолов, святоотеческие поучения, жития. В дни, когда нет Литургии, например в великий пост, после вечерни также в притворе бывает лития о усопших. Заупокойная лития может служиться и после Первого часа (Междоча́сия Первого часа).
    * Повечерие может быть либо великим, либо малым. В современной приходской практике совершается редко — после вечерни (по уставу — после монастырского ужина). Иногда вычитывается келейно (в домашних молитвах). На светлой седмице заменяется пасхальным часом. В нынешнее время повечерие обычно заменяется молитвами на сон грядущим. У старообрядцев осталось ежедневное совершение павечерницы вечером, а утром полунощницы — вместо молитв утренних. Поэтому при совершении Всенощного бдения, когда богослужение должно длиться всю ночь и спать не полагается совсем, повечерие с полунощницей исключаются.
    * Полунощница бывает вседневной, субботней, праздничной, воскресной и пасхальной. Как и повечерие, исключается при совершении Всенощного бдения, иногда вычитывается келейно, а на Светлой седмице заменяется Пасхальным часом. На приходах обычно совершается только Пасхальная полунощница один раз в году (в пасхальную ночь перед крестным ходом). В монастырях полунощница часто соединяется с Братским молебном в начале дня.
    * Утреня — самая продолжительная служба суточного круга — в эпоху гонений ночное и утреннее богослужение христиан было самым безопасным. В настоящее время утреня может быть вседневной, шестеричной, славословной, полиелейной, бденной, аллилуйной (великопостной, заупокойной), пасхальной. Несмотря на своё название, утреня в современной богослужебной практике Русской православной церкви значительно чаще совершается не утром, а вечером — непосредственно присоединяясь к вечерне (или к литии), а к утрени примыкает Первый час. В утреннее время утреня служится: 1) если её не получилось отслужить с вечера, 2) великим постом, 3) в некоторых монастырях регулярно, в соответствии с древней традицией.
    * Первый час. Соответствует нашим 7 часам утра — освящает молитвой наступивший день, вспоминается ночная молитва Спасителя, непрестанное ангельское славословие и предстояние Господа Иисуса Христа на суде Каиафы.
    * Междочасие (поча́сие) Первого часа. Междочасия могут совершаться только в будние дни Петрова, Успенского и Рождественского постов.
    * Третий час — 9 часов утра — воспоминается суд Пилата над Христом и сошествие Святого Духа на апостолов.
    * Междоча́сие Третьего часа.
    * Шестый час — полдень, 12 часов дня — воспоминается грехопадение Адама и Распятие Иисуса Христа.
    * Междочасие Шестого часа.
    * Девятый час — 15 часов дня — вспоминается Крестная смерть Господа Иисуса Христа.
    Междочасие Девятого часа.Литургия, как и все выше перечисленные богослужения, может совершаться только один раз в сутки, но стоит особняком, как бы вне времени, и теоретически, не входит в суточный круг богослужения, хотя и является его вершиной. В настоящее время литургия служится либо после Шестого часа, либо соединяется с вечерней (при этом, первая часть вечерни отделяет собою первую часть Литургии оглашенных — изобразительны. Изначально литургия совершалась в вечернее время (Тайная вечеря, Вечери любви), пото́м — во времена гонений — в ночное и раннее утреннее время, а затем — днём. Литургия преждеосвященных Даров всегда соединяется с вечерней. На аллилуйных службах (обычно в Великом посту) изобразительны совершаются отдельно от Литургии (сразу после Девятого часа), а в некоторые дни многодневных постов Литургия совсем не положена. После полной Божественной литургии по уставу полагается совершать трапезу с Чином о панагии. Во дни поста, когда литургии не полагалось, первая трапеза в древних египетских монастырях совершалась только после Девятого часа (трёх часов дня) или даже после захода солнца.Суточный богослужебный круг сформировался в монастырях Византийской империи к VI веку. Первоначально каждая из служб суточного круга в монастырях совершались раздельно, в положенное для каждой из них время. Впоследствии, для удобства верующих, они были объединены в три общественных богослужения: вечернее, утреннее и дневное.
    Вечернее богослужение состоит из Девятого часа, вечерни и повечерия.
    Утреннее — из полунощницы, утрени и Первого часа.
    Дневное — из Третьего и Шестого часов и литургии.С вечера накануне воскресных дней и других больших праздников совершается Всенощное бдение, в котором все чинопоследования богослужений суточного круга соединяются в одно. У древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бде́ние» значит «бодрствование».
    По благословению священноначалия чинопоследования установленного суточного богослужебного круга могут сокращаться или, наоборот, дополняться, когда в этом есть необходимость. В случае отсутствия священника миряне имеют право самостоятельно совершать весь суточный круг богослужений, при этом вместо Литургии служится обедница — чин изобразительных.
    Следует заметить, что в прежние времена и в разных странах в общественном богослужении не всегда наблюдалось полное единообразие. Например, в Византии существовала особая служба «Трите́кти» (греч. τριτοέκτη или τριτέκτη), которая заменяла собою все часы, но позже вышла из богослужебного употребления.

Источник: Википедия

>Словарь церковных терминов

АБВГДЕЖЗИЙ КЛМНОПРСТУФХЦЧШЩ Ъ Ы Ь ЭЮЯ

— определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий. 1. Суточной богослужебный круг — последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных или литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения. В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается — опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове. По древней традиции богослужебные сутки начинаются с вечера. 2. Седмичный богослужебный круг — тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. Богослужение понедельника посвящено бесплотным силам — ангелам Господним; вторника — пророкам и Иоанну Крестителю; четверга — апостолам, святителям и, особенно, Николаю Чудотворцу, архиепископу ликийского города Миры (Малая Азия, IV в.); среды и пятницы — воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа; субботы — поминовению умерших христиан; богослужение воскресного дня посвящено воскресению Господа Иисуса Христа. Службы — совокупность изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга — содержатся в октоихе. Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов и т.о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа. Первым днем седмичного богослужебного круга считается воскресение. 3. Годовой богослужебный круг — тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужебный круг — связанный с солнечным календарем — включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых. Подвижный годовой богослужебный круг — связанный с лунным календарем (см. пасхалия) — включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и Пятидесятницы. Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного — в Триоди Постной (Великого поста) и Триоди Цветной (Пятидесятницы). Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка). Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.

» Предыдущая статья

Следующая статья «

СЛОВАРЬ

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *