Суздаль храмы и церкви

На прошлых выходных выбрались компанией из четырех человек во Владимирскую область — эдакое двойное свидание длиной в два дня 🙂 Первым пунктом программы стал славный город Суздаль.
01. Осмотр города начинаем конечно же с Торговой площади. На фото Воскресенская церковь на торгу, построенная в 1720 году на месте одноименной деревянной. Воскресенская среди городских церквей занимала главенствующее положение, поэтому все прибывающие в суздальскую епархию архиереи сначала останавливались именно в ней, а уже потом направлялись на молебен в Рождественский собор.
В центре городского герба изображен сокол — символ красоты и храбрости. Корона на его голове показывает, что Суздаль имеет богатую историю: в первой половине XII века город был центром Ростово-Суздальского княжества, с середины XIII века — столица самотоятельного Суздальского княжества, в первой половине XIV века — столица Новгородско-Суздальского княжества. Синий цвет символизирует честь, славу, преданность, истину, добродетель и чистое небо. Красный — храбрость, мужество, великодушие, любовь, религиозные и политические идеалы.
02. Торговые ряды постройки 1806-1811 годов.
03. В северной части рядов находится Кресто-Никольская церковь 1770 года, построенная в честь избавления от «морового поветрия» (чумы), свирепствовавшего веком раньше — в 1654 году.
04. Внутреннее убранство.
05. А на этой фотографии на фоне Преподобенской колокольни Ризположенского монастыря видны сразу две церкви — церковь Антипия, епископа Пергамского (на переднем плане) и церковь Лазаря Праведного Воскрешения (на заднем). Тут, наверное, стоит упомянуть одну отличительную особенность города: большинство церквей здесь парные — зимние и летние. Как следует из названия, в летних служба велась в теплое время года, а в зимних — в холодное. Просто зимнюю церковь отапливать было легче.
06. Панорама излучины реки Каменки. А сколько храмов вы сможете насчитать на этом снимке? 🙂 (панорама кликабельна до 4234×1280)
07. Слева на снимке видны еще две парные церкви — зимняя Пятницкая (1772) и летняя Входо-Иерусалимская (1702-1707).
08. Хоть в Березку отправляй.
09. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Предположительно, каменная церковь была поставлена на этом месте в 1650 году на месте сгоревшей деревянной. После сильнейшего пожара в 1719 году она была перестроена.
10. Здание пожарного отряда №1 постройки конца XIX века. Памятник архитектуры, между прочим.
11. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, 1720 год. Судя по всему ее не так давно отреставрировали, в конце 2014 года она представляла собой довольно печальное зрелище.
12. Летняя церковь Святого Николая, 1720-1739 годы.
13. А вот и глава парной ей зимней церкви Рождества Христова (1775).
14. Ну а мы движемся в сторону кремля. В городе, кстати, очень много китайских туристов.
15. В кремле находится Никольская церковь из села Глотово, построенная в 1766 и перевезенная в Суздаль в 1960 году.
16. На противоположном берегу Каменки стоит церковь Ильи Пророка на Ивановой горе (1744).
17. Ну и собственно то, ради чего — Богородице-Рождественский собор. Был построен в 1222-1225 годах. В 1445 году Суздаль сожгли крымские татары, в результате этого пожара обвалилась верхняя часть собора. В 1528 году старые стены разбираются до аркатурного пояса и заменяются кирпичными, прежде трехглавый собор становится пятиглавым, в XVII он расписывается изнутри.
18. Соборная колокольня.
19. Убранство собора.

На улице темнеет и холодает, мы решаем поужинать и двигать к месту нашего ночлега. Да-да, идею блока про еду и ночлег стырил у Лебедева.
Ужинаем в ресторане Погребок (ул. Кремлевская, 5)
★★★⋆⋆
Вкусная медовуха, ничешные пельмени, пиво так себе, цены кусаются.
Ночуем в гостевом доме Эко Хаус у реки (ул. Виноградова, 43)
★★★★★
Гостеприимная хозяйка, уютные номера, вкуснейшие завтраки.
21. На следующее утро идем смотреть Спасо-Евфимиев монастырь. По дороге встречаем котеечку.
22. Церковь Смоленской иконы Божьей Матери (1696-1706).
23. Посадский дом постройки XVII-XVIII веков, единственный сохранившийся в городе каменный жилой дом того времени.
24. Вот мы и подходим к монастырю.
Спасо-Евфимиев монастырь был основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов. Первоначально монастырь был Спасо-Преображенским, однако он сменил свое название на нынешнее в честь первого своего игумена — святого преподобного Евфимия Суздальского. Нынешний облик монастыря сложился в XVI-XVII веках. В 1445 году у стен монастыря произошло сражение между русским войском под командованием великого князя московского Василия II и казанским войском под командованием казанских царевичей Махмуда и Якуба, в котором Василий потерпел поражение и был взят в плен.
25. Монастырские стены.
26. По ним, кстати, можно погулять.
27. Я фотографирую, как фотографирует Рита 🙂 «We need to go deeper» 🙂
28. Экспонаты на втором ярусе проездной башни.
29. Надвратная Благовещенская церковь поcтройки XVI-XVII веков. В XVI веке именно по этой церкви проходила южная граница монастыря.
30. Аптекарский огород.
31. Успенская трапезная церковь, построенная в 1525 году.
32. Спасо-Преображенский собор, который строился с 1507 по 1594 год. В 1507-1511 года здесь появилась маленькая бесстолпная Спасская церковь — древнейшее дошедшее до нас сооружение монастыря, возведенное над могилой его основателя игумена Евфимия. В 1594 году к церкви было пристроено здание собора, а сама она стала называться Евфимиевским приделом.
33. Интерьер. Можете передать привет Рите, Кате и Илье — вон они справа на снимке собор рассматривают 🙂
34. Монастырская звонница.

36. Усыпальница князей Пожарских.
37. К сожалению, у монастыря было и темное прошлое. В 1766 году по распоряжению Екатерины II в монастыре была учреждена тюрьма для «безумствующих колодников». В 1923-1939 годах тюрьма была превращена в политизолятор. После начала Великой Отечественной войны здесь был организован проверочно-фильтрационный лагерь, в котором солдаты и офицеры РККА проходили проверку после пребывания в плену и окружении противника. В 1943 году монастырь стал лагерем военнопленных, в котором содержались офицеры вермахта, итальянской, румынской, венгерской и испанской армий (в частности, в нем содержался фельдмаршал Фридрих Паулюс). В 1946-1967 году на территории монастыря находилась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних.

40. Прощаемся с монастырем, да и с городом тоже и едем во Владимир.
Перед отъездом перекусываем в кафе Блинная (ул. Ленина, 135, на территории монастыря)
★★★★⋆
Отличные сырники и сочники, самообслуживание.
Stay tuned!

Суздаль манил меня давно. Тревожило только, насколько разные отзывы оставляют о нем люди. Вот только несколько мнений из соцсетей:

Александр, 37 лет:

  • На аттракцион «Путешествие в русскую старину» – вот на что похож Суздаль. Не на само путешествие туда, а именно на аттракцион. Уж очень он пряничный! Прямо приторно становится от всех этих наивных красивостей на потребу.

Ирина, 29 лет:

  • Сказать, что мне Суздаль понравился – ничего не сказать. Мне он безумно понравился, я буквально влюбилась в этот город! Он такой самобытный, небольшой, красивый. Там тихо. И пахнет стариной. В воздухе висит какая-то нега и неспешность.

Михаил, 31 год:

  • Фантастически прекрасным город становится ночью, когда он абсолютно пустынен и подсвечен уютными фонариками сквозь листву. Бродишь по всей этой красоте, и понимаешь, что вот она – настоящая сказочная красавица, сбрасывающая на ночь туристическую мишуру, как жабью кожу.

В целом, побывав в Суздале, нельзя не отметить, что он не дал себя превратить в «туристический фаст-фуд». Некоторая лубочность в нем есть, но только если движешься в толпе по натоптанным экскурсантами тропам. Это, если можно так выразиться, защитная реакция прелестного живого города против жадных, ищущих именно лубка глаз.

Кремль: встреча веков и стилей зодчества

Суздаль выстроен на берегах реки Каменки, притока Нерли. Он старше Москвы: первое письменное упоминание о нем относится к 999 году. Хотя официально годом основания все же считается 1024 год, когда запись о нем появляется в летописях. В августе 2018 года город Суздаль отметит свой 994-й день рождения.

Исторический центр Суздаля – всего девять квадратных километров. Можно исходить его пешком вдоль и поперек. И на каждом шагу встретятся музеи, древние монастырские стены и церкви, архитектурные памятники и внезапно открывающиеся виды – как подарок города лично тебе.

Начать прогулку стоит с Кремля. Когда-то Кремль был мощной крепостью, с кольцом земляных валов, на которых возвышались бревенчатые стены и башни. Он был построен в XI—XII вв. Внутри Кремля помещались городской собор, жилища князя и епископа. А еще там жила дружина князя, княжья свита и ближайшее окружение епископа.

Деревянные постройки Кремля сгорели во время пожара в 1719 году. От кремлевского комплекса укреплений остались земляные рвы и валы, поросшие травой, по которым сейчас гуляют туристы и на которых сидят подростки с мольбертами, поскольку виды оттуда открываются потрясающие! Но главный интерес представляют ансамбль архиерейского двора с собором Рождества Богородицы и церкви, относящиеся к комплексу Кремля.

Каменные Архиерейские палаты внутри Кремля начинали строиться в XV веке, а потом многократно перестраивались вплоть до XVIII века. Сейчас они выглядят как целый комплекс построек. Приковывает взгляд собор Рождества Богородицы – древнейшее здание Суздаля. Собор этот уникален тем, что, многократно перестроенный, он совмещает нижнюю часть, построенную в XIII веке, с верхней XVI века, причем внутри сохранились росписи разных столетий.

Каменные Успенская, Никольская и Христорождественская церкви завершают исторически сохранившийся архитектурный ансамбль Кремля. Еще один небольшой храм, стоящий на территории Кремля – деревянный Никольский (1766 г.) – был перенесен сюда в 1961 году из села Глотово Юрьев-Польского района, как образец деревянного зодчества.

Успенская же церковь построена в редком в здешних местах архитектурном стиле московского барокко. Раньше она была деревянной, но после пожара в XVII веке была восстановлена в камне, а в XVIII в верхней своей части перестроена, поэтому ее низ и верх имеют очертания, характерные для разных эпох.

Никольская церковь также построена взамен своей сгоревшей предшественницы в 1720—1739 годах. Это одноглавый храм с колокольней и соединяющей их трапезной. Гладкие стены основного объема-четверика просто и изящно украшены резными узорами. Это так называемая «летняя» церковь, имеющая парную «зимнюю»: маленькую церковь Рождества Христова (1775 год). Та и вовсе имеет самую скромную форму, напоминающую прямоугольный сруб с двускатной кровлей. Никольская и Христорождественская церковь вместе фигурируют в качестве декораций в популярном некогда фильме «Женитьба Бальзаминова» с Георгием Вициным в главной роли.

Чемпион по количеству храмов и монастырей

Суздаль – это город церквей и монастырей. Одних церквей тут более трех десятков. Куда ни глянешь – везде блестят подсвеченные солнцем купола – серебряные, голубые, золотые. Так что гулять по историческому центру Суздаля и не видеть в каждый момент времени какого-нибудь храма почти невозможно. Нигде в мире на каждого жителя города не приходится столько церквей, сколько в маленьком Суздале.

Недалеко от Кремля виднеется Входо-Иерусалимская церковь, а за ней Пятницкая и Ильинская церкви, все три XVIII века. Одними из самых красивых в городе считаются храмы Святого Антипия и Святого Лазаря, стоящие недалеко от Гостиного двора. Они являются «зимней» и «летней» церквями.

Церковь Святого Лазаря – настоящее чудо белокаменного зодчества. Она построена в 1667 году на месте ее сгоревшей деревянной предшественницы. Это первая из суздальских пятиглавых церквей, построенная на пяти световых барабанах, поэтому внутри нее много теплого света. Белокаменные стены, золотой блеск крестов, множество подковообразных кокошников и пояс изразцов на широком карнизе снаружи создают ощущение пышности и величавости.

Церковь святого Антипия построена позже и дополняет весь ансамбль своей удивительной красоты колокольней. Ее верхний высокий восьмерик, стоящий на четырёхгранном основании, увенчан изящным вогнутым шатром с тремя рядами маленьких окошек. А фасады оформлены в нескольких цветах. Колокольня такая красивая и самобытная, что на нее нельзя не залюбоваться!

Монастыри в Суздале – важная часть городской духовной жизни. Это чувствуется, хоть и не очень явно – надо приглядеться. Правда, Спасо-Евфимиев мужской монастырь сейчас не действует. Он используется как большой музейный комплекс и в нем расположен, в частности, музей наивного искусства, который просто создан для того, чтобы после возвышенного любования церквями хохотать там до упаду – в качестве психологической разгрузки.

Прекрасная панорама на Покровский монастырь и Покровскую слободу открывается с высокого берега реки Каменки у стен Спасо-Евфимиева монастыря. Монастырь был основан в 1364 году на низком берегу реки и сейчас является действующим женским монастырем. Его церкви и кельи обнесены каменной стеной с девятью башнями. Он знаменит тем, что в разное время фактически являлся местом ссылки многих знатных особ.

А еще в Суздале есть Ризоположенский и Васильевский монастыри, а также самый древний из сохранившихся в городе Александровский монастырь. Все три монастыря за последние 15-20 лет возвращены Русской православной церкви и в них восстанавливается та духовная жизнь, которой они жили многие века до революции.

Медовуха с травами и другие радости Гостиного двора

В центре города на берегу Каменки расположен Гостиный двор с торговыми рядами. Строительство двора относят к 1806-1811 годам. Внутри торговых рядов размещены магазинчики и рестораны, а вдоль него и прямо на улицах до самого Кремля расположились торговцы сувенирами, предметами старины и всяческими произведениями народных промыслов. Идет довольно бойкая торговля. Во всяком случае, туристы увлеченно рассматривают товар, восхищаясь и расспрашивая о нем продавцов. Чего тут только нет! Деревянная резьба, лоскутные одеяла и скатерти, авторские куклы, вышивка, береста, бижутерия, шкатулки…

В здании Гостиного двора кроме разнокалиберных магазинчиков, есть и дегустационный зал, где можно попробовать самой разной медовухи, как алкогольной, так и безалкогольной, с разными специями и травами. Безалкогольная, к сожалению, не так вкусна, как алкогольная, к тому же пахнет уксусом. Медовуху в Суздале продают на каждом углу, и в бутылках, и в розлив. В каждом кафе и ресторане ее несколько видов, и непременно авторская медовуха от шефа.

Пробовать этот действительно отменный русский напиток надо аккуратно. Алкогольная медовуха пьется как лимонад – вкусно и совсем не чувствуется градус. Однако потом, когда пора встать и идти, оказывается, что ноги-то не слушаются, хотя головой вроде бы трезв.

В целом, побывав в Суздале, нельзя не отметить, что он не дал себя превратить в «туристический фаст-фуд». Некоторая лубочность в нем есть, но только если движешься в толпе по натоптанным экскурсантами тропам. Это, если можно так выразиться, защитная реакция прелестного живого города против жадных, ищущих именно лубка глаз.

Те, кто ищут другого, находят в нем и неброское очарование, и тайны, и духовность. Тут можно ощутить прелесть русской провинции, прикоснуться к святыням, окунуться в прошлое и убедиться, насколько правы те, кто рассказывает о красоте и несуетности этого места.

Суздаль | Достопримечательности Суздаля | Монастыри

Покровский и Спасо-Евфимиев монастыри в Суздале. Фото: Павел Сухов, 2015 год.

Места для строительства монастырей в Суздале выбирались как правило в непосредственной близости от реки Каменки. Раньше всех, в XI веке, возник Дмитриевский монастырь. В XIII веке известно уже 8 монастырей, а в XIV веке к ним прибавилось еще два. Со временем одни монастыри исчезли, другие превратились в приходские церкви. В настоящее время в Суздале сохранилось пять монастырских ансамблей: Спасо-Евфимиев, Покровский, Ризположенский, Александровский и Васильевский.

Суздальские монастыри повлияли на планировку города, расширив его на север, юг и восток. Монастырская архитектура мощно звучит в городской панораме Суздаля, придавая реальные черты «Небесному Граду». В монастырском зодчестве тонко отразились перемены в государственной и церковной жизни, в истолковании вопросов веры, в эстетических представлениях. В суздальских монастырях сохранились редкие образцы русского зодчества XVI-XVII веков: трехглавые соборы, трапезные церкви, столпообразные церкви под колокольнями, двухшатровые ворота, больничные покои, внутристенные лестницы, двухстолпная конструкция свода, приказная изба. Монастыри Суздаля, основанные и поддерживаемые патрициями общества, становились средоточием православной культуры, художественных и духовных сокровищ.

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале. Вид с Зачатьевской трапезной церкви Покровского монастыря. Фото: Павел Сухов, 2016 год.

Монастырь основан в 1350 году Суздальско-Нижегородским князем Константином Васильевичем. Расположен в северной части города Суздаля на высоком левом берегу реки Каменки. На территории монастыря сосредоточено множество разноплановых памятников. Двенадцать башен ограды, из которых одна двадцатидвухметровая – входная – с двумя пролетами, представляют уникум в архитектуре Суздаля. В настоящее время монастырь используется как большой музейный комплекс.

Покровский монастырь в Суздале. Фото: Павел Сухов, 2015 год.

Покровский монастырь расположен в северо-западной части Суздаля, в низине правого берега реки Каменки. Его церковные здания и деревянные кельи обнесены каменной стеной с девятью башнями. Основание монастыря относится к 1364 году и приписывается Суздальско-Нижегородскому князю Андрею Константиновичу. Покровский монастырь в Суздале знаменит тем, что на протяжении многих лет являлся местом ссылки многих знатных женщин. В настоящее время это действующий женский монастырь.

Ризоположенский монастырь

Ризоположенский монастырь в Суздале. Фото: Павел Сухов, 2006 год.

Самый древний монастырь из сохранившихся в Суздале. Ансамбль его расположен на самой высокой точке города. Настоятельницей этой обители была Евфросинья Суздальская причисленная к лику местных святых. В Ризоположенском монастыре находится самая высокая в Суздале Преподобенская колокольня (1813-1819 гг.) – высота со шпилем 72 метра. Уникальные Святые ворота (1688 г.) украшают южный фасад монастырской ограды. В 1999 году монастырь был передан Владимиро-Суздальской епархии.

Александровский монастырь в Суздале. Фото: Павел Сухов, 2010 год.

Александровский монастырь в Суздале расположен на высоком берегу Каменки между Спасо-Евфимиевым и Ризположенским монастырями. Из сооружений Александровского монастыря сохранились: типичная для Суздаля конца XVII — начала XVIII веков Вознесенская церковь с поставленной на низком четверике восьмигранной столпообразной колокольней (1695 год) и построенные суздальским мастером XVIII века Грязновым монастырские ворота в виде мощного однопролетного куба, увенчанного граненым ярусным барабаном. Монастырь был передан епархии в 2006 году.

Васильевский монастырь в Суздале. Фото: Павел Сухов, 2014 год.

Ансамбль памятников Васильевского монастыря находится в восточной части Суздаля, на высоком берегу реки Каменки, по дороге в село Кидекша. На территории монастыря находятся Васильевский собор 1669 года с колокольней и теплая Сретенская церковь конца XVII века. Существующие каменные стены относятся ко второй половине XVII века. В 1995 году монастырь был передан Русской Православной церкви и с тех пор вновь является действующим.

Пожалуй, не так много в России городов, названия которых по красоте звучания могут сравниться с Суздалем. На протяжении не одного десятилетия происхождение названия Суздаля не давало покоя многим ученым-историкам. Но, несмотря на тщательные исследования, загадка имени «суздаль» до сих пор не раскрыта.

Многочисленная группа учёных склоняется к угро-финскому происхождению слова «суздаль», поскольку территория современного города Суздаля находится как раз в месте расположения большого числа географических названий угро-финского происхождения. Важно отметить, что данная точка зрения, которой, к примеру, придерживался академик А.А.Шахматов, имеет недостаточную научную обоснованность, но, несмотря на это перекочевала во многие краеведческие издания и даже произведения художественной литературы.

Другим, считающимся более научно обоснованным мнением ученых-историков, является происхождение слова «суздаль» от древне-русского глагола «съзьдати» – создавать, который в то время имел значение «слепить из глины» от «зъдъ» – глина. Придерживаясь данной точки зрения, можно полагать, что название «суздаль» обозначало город «сделанный из глины» или «кирпичный».

Так же существуют и другие гипотезы происхождения названия «суздаль». Так, впервые город упоминается как Суждаль в Лаврентьевской летописи 1024 года, что могло обозначать «основатель судил быть тут городу».

Если предположить греческое происхождение, то «Суз дулус» в переводу с греческого означает «раб твой».

Кроме того, слово «сушидало», имеющее значение «осушаемое место», также могло послужить предпосылкой к названию города Суздаль.

Однако какой бы вариант происхождения названия «суздаль» не оказался верным, окончание «ль» с большой долей вероятности свидетельствует об обозначении создателя, как, например, в городах Ярославль, Переяславль и других.

Об истории города Суздаля

Приглашаем вас в наш гостевой «Дом за Вишнями» в Суздале!

< Календарь праздников в Суздале

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *