Свечи история

Свечи

Церковная свеча – это символ молитвенного горения пред Господом, Божией Матерью, святыми угодниками Божиими. Свеча является свидетельством веры, причастности человека Божественному Свету. Литургист XV века блаженный Симеон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев, воск символически означает приношение Богу как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати. Возжжение свечи перед образом должно быть не формальным, внешним действием, а соединенным с молитвой.

Церковные светильники бывают разные. Подсвечники всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. Свечи, горящие на подсвечнике, поставленные вокруг лампады, напоминают молящемуся о купине, о терновом кусте, который горел, но не сгорал, и в котором Бог явился Моисею. Горящая, но не сгорающая купина особенно прообразовала Матерь Божию. А то, что свечи поставлены правильными кругами, обозначает колесницу, восхитившую Илию, а сами круги изображают как бы колеса этой колесницы.

Покупка свечи – малая жертва Богу, по усердию и возможности каждого приходящего в храм. Дорогая свеча вовсе не благодатнее маленькой, потому что Господь смотрит на сердечное расположение человека. Ему благоприятна жертва в виде восковой свечи, но горение сердца для Господа важнее. Надо помнить, что духовная жизнь не должна ограничиться расставлением свечей у икон. Цель жизни христианина – стяжание благодати Святого Духа через покаяние, очищение от страстей, молитву и пост.

Нет правил, куда и сколько надо ставить свечей. Обычно молящиеся стараются поставить свечи к праздничной иконе, к образу Спасителя, Богородицы или чтимого святого о здравии близких, на канун об упокоении усопших. Все это по личному духовному расположению каждого.

Разговоры о том, что свечу ставят только правой рукой, а если она потухла, значит – к беде и т.д., являются околоцерковными суевериями. Такие суеверия бессмысленны и греховны.

Если на подсвечнике перед иконой нет свободного места, не стоит гасить другие свечи, чтобы поставить свою. Можно отдать свечу служителю и попросить поставить позже. Не надо огорчаться и возмущаться, если в большой праздник служитель погасит Вашу свечу, чтобы поставить другую, или недогоревшую свечу погасят по окончании службы. Ваша жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Богом, а свечи обязательно догорят до конца на следующем богослужении.

Возжигание свечей в храме — это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу, или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

Если хотите поставить свечку — приходите до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты Богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.

Если кто опоздал на службу — пусть дождется окончания Богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.

По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то, и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, немирно живешь, — то напрасна и жертва твоя Богу «.

И последнее. Свечи надо приобретать только в том Храме, куда вы пришли молиться. Приносить с собой свечи, купленные пусть даже в благочестивом месте, но за стенами Храма, и ставить эти свечи перед иконами — нельзя. И вот почему. Если свеча есть символ нашего горения к Богу и нашей жертвы для Него – то, что же получается, если вы эту свечу приобрели в обычном магазине или сделали сами? Свеча не молится за нас, вместо нас. Свеча лишь напоминание нам о том молитвенном горении, которое должно быть в сердцах. Свеча сегодня не способ освещения храма. Она воплощение той малой жертвы, что мы принесли в храм. Сама же малая жертва есть символ той величайшей жертвы, которую христианин должен принести Богу: «Сами себя, и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Да разве можно эту молитву говорить с украденной свечой в руке? Такая жертва приносится не в Храм, а мимо Храма. И свеча такая горит не Богу, нашему эгоизму и копеечной «экономии». Свеча, купленная в светском магазине и принесенная в Храм, — не жертва, а нечто противоположное. Это украденная у Храма копейка. Свеча, приобретенная в Храме, для верующего — предмет почтения, она предназначена служить жертвою Богу, в воню благоухания духовного.

Просмотров (6213)

Что означают церковные свечи? Зачем их ставят в храме?
Свеча – это символ молитвенного горения перед Господом, Его Пречистой Матерью, перед святыми угодниками Божиими.
Свеча – знак добровольной жертвы Богу и Его храму и символ причастности человека к Божественному свету.
Горящая свеча – это видимый знак, который выражает горячую любовь, благоволение к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва напрасна. Поэтому ставить свечу формально, с холод-ным сердцем, нельзя. Внешнее действие должно сопровождаться молитвой – хотя бы самой простой, своими словами.
Что символизирует поставленная перед иконой свеча?
— Свеча – это бескровная жертва. Огонь свечи символизирует вечность. В древности человек, приходящий к Богу, приносил Ему в жертву внутренний жир и шерсть закланного (убитого) животного, которые возлагались на жертвенник всесожжения. Теперь же, приходя в храм, приносят в жертву не животное, а символически заменяющуюего свечу (лучше восковую).
Мягкость и податливость воска говорит о готовности послушания Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня божественной любви.
Как правильно поставить свечу?
— Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив её низ, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять прямо. Не следует пользоваться в храме спичками, и тем
более зажигалками. Если в подсвечнике уже стоит горящая свеча, то не следует зажигать свечу от лампады, чтобы не накапать воск в масло или случайно не загасить лампаду.
Кому и сколько свечей надо ставить?
— Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка – малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Большая и дорогая свеча вовсе не благодатнее маленькой.
В первую очередь лучше поставить свечу к «празднику» (центральному аналою) или чтимой храмовой иконе, затем – к мощам святого (если они имеются в храме), а уже потом – о здравии (к любой иконе) или о упокоении (на канун – квадратный или прямоугольный столик с Распятием).
Можно ли положить свечу на подсвечник, если её уже некуда ставить?
— Так и надо делать. Неправильно делают те, кто ставит свечи по две в одну ячейку или снимает чужую свечу, чтобы поставить свою.
Можно ли держать горящую свечу в руке и стоять с ней?
— Можно, только надо следить, чтобы воск не капал на пол. Но лучше ставить свечу на подсвечник, который специально для этого предназначен. В храме надо соблюдать установленный порядок, а не поступать, как захочется.
Кому поставить свечу об отпущении грехов? Что читать об отпущении грехов?
— Грехи отпускаются только на Исповеди после искреннего, подробного исповедания всех грехов в присутствии священника и прочтения им разрешительной молитвы Свеча – это символ, сама по себе она не освобождает от грехов и не соединяет с Богом.
Какому святому лучше поставить свечу при семейном разладе, когда муж хочет уйти из семьи?
— Жена может поставить свечу Господу Иисусу Христу и попросить Его открыть те её грехи, по причине которых муж собирается уйти из семьи.
Кому поставить свечу и помолиться (и можно ли?) о некрещёном новорожденном ребёнке, который заболел?
— Молиться о некрещеных и ставить свечи можно, нельзя только писать их имена в церковных записках. При болезнях младенцев чаще всего молятся Божией Матери, праведному Симеону Богоприимцу, мученице Параскеве.
Заболевшего ребенка надо как можно скорее крестить. Если ребенок болен тяжело, можно пригласить священника домой или в роддом. В Таинстве Крещения он получит особую благодать, которая будет ему помогать. Если ребёнок умрёт некрещёным, на родителях будет грех. А крещёного ребенка можно причащать, заказывать сорокоусты, молебны о здравии – это первая помощь в болезнях.
Кому поставить свечу о человеке, который пристрастился к наркотикам?
— Об избавлении от этой страсти можно помолиться и поставить свечу перед иконами Божией Матери «Неупиваемая Чаша», мученика Вонифатия, праведного Иоанна Кронштадтского.
Кому поставить свечу о здоровье ребёнка?
— За детей чаще всего молятся перед иконами Божией Матери «Взыскание погибших», «Нечаянная Радость», «Скоропослушница».
О здравии или в какой другой нужде свечи обычно ставят Спасителю, Божией Матери, Ангелу-хранителю, святому великомученику Пантелеймону, тезоименитому святому, а также тем святым, коим Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в различных нуждах.
Какой иконе лучше поставить свечу перед предстоящей операцией?
— Можно поставить свечу и помолиться святому великомученику и целителю Пантелеймону. А правильнее будет исповедаться, причаститься, заказать молебен о благополучном исходе операции, узнать имя врача и помолиться о том, чтобы его руками управлял Господь.
Можно ли поставить свечу о здравии самого себя?
— Конечно, можно. Кто не молится сам о себе, тому не помогут и праведники.
Можно ли беременной женщине ставить свечи за упокой?
— Ставить свечи и молиться об усопших можно и нужно всем.
Кому поставить свечу о благополучии в делах?
— В Церкви нет магии. Кто хочет что-либо получить от Господа или от святых, тот должен не только молиться им, но и строить свою жизнь по заповедям Божиим. Бог не слушает тех, кто не желает слушать Его. Через Евангелие Бог обращается ко всем с просьбой, чтобы были добрыми, любвеобильными, смиренными и т. д., но люди зачастую и слушать не хотят об этом, а сами просят Его, чтобы Он помогал им в делах.
Следует помнить: чтобы молитвы были успешными, молиться надо идущими от сердца словами, с верой и надеждой на помощь Божию.
Куда поставить свечу от заговора?
— Свеча – это не волшебная палочка. Чтобы не бояться заговора, надо жить благочестивой христианской жизнью, исповедоваться и причащаться, кропить святой водой продукты и вещи, которыми приходится пользоваться.
Можно ли ставить свечи за трагически погибшего некрещёного и вообще об упокоении некрещёных?
— Ставить свечи и молиться за них можно, но подавать записки с именами некрещёных нельзя.
Можно ли ставить свечи о здравии и упокоении в Пасху?
— Ставить свечи о здравии и упокоении можно всегда, но молитв об усопших в
Пасху и на Светлой седмице Церковь не совершает, они переносятся на Радоницу – второй вторник после Пасхи.
Можно ли молиться и ставить свечи за животных?
— Поскольку Бог является Творцом всякой твари, то молиться за животных можно, но лучше это делать в домашней молитве. В молитвословах есть специальные молитвы, которые читаются при болезнях и падеже скота.
Животные имеют душу, которая умирает вместе с телом. Душа же человека бессмертна, так как создана по образу и подобию Божию и получила от Него дар вечной жизни. Церковная свеча имеет много глубоких духовных значений (см. выше), одно из которых – свидетельство причастности человека к Божественному свету. Поэтому ставить свечи надо за людей, а не за животных.
Какому святому и можно ли поставить свечу за победу футбольной команды?
— Пребывая в посте, молитве и воздержании, святые, перед иконами которых ставят свечи, вели строгую подвижническую жизнь, за что и удостоились от Бога Царства Небесного. Они откликаются только на те просьбы верующих, которые полезны для спасения души. Увлечение азартными играми, в том числе и футболом, несовместимо с духовной жизнью.
Верить ли тому, что на одной службе нельзя ставить несколько свечей за одного человека?
— Важно не количество поставленных свечей, а искренность веры и молитвы. На каждой службе Церковь молится о мире во всём мире и о всех православных христианах Бог заповедал нам любить всех людей, даже врагов. Но можно поставить свечи и помолиться только за одного человека.
Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны. Не следует верить разговорам о том, что свечку надо ставить только правой рукой; что если она потухла, значит, будут несчастья; что нельзя опалять нижний конец свечи для устойчивости в лунке, и так далее.
Можно ли ставить свечи, купленные в другом храме?
— Свечи обычно приобретают в том храме, куда приходят – это малая жертва именно этому храму.
Что делать со свечой после освящения куличей и яиц? Можно ли уносить её домой?
— Можно унести домой, а можно поставить в храме.
Зачем снимают сгоревшие только до половины свечи, ведь мы за них деньги платим…
— Жертва уже принята. Из-за большого количества желающих поставить свечи ничего страшного в том, если свечи снимают, когда они ещё не догорели, нет. Не надо смущаться и в том случае, если не полностью сгоревшую свечу погасили после окончания службы – жертва уже принята Богом.
Когда применяют ладан? Можно ли пользоваться им дома?
— Ладан употребляют в Церкви при богослужении, а также при отпевании усопших, при освящении жилищ священником.
Ладан – это вещество, которое само по себе не имеет благодатной силы. Только молитва священника придаёт ладану благодатный характер, поэтому употребление его мирянами без благословения священнослужителя нецелесообразно.

О том, кто изобрел свечу, ничего неизвестно. Нет ни фактов, ни документов. Существуют легенды, догадки и записи в колдовских книгах. Быть может поэтому, вокруг этого предмета существует такая магическая загадочность. Хотя, как и другие вещи, свеча имеет свою историю возникновения.

Современные свечки значительно отличаются от древних своим внешним видом и содержанием. В древности свечи, созданные человеком, имели довольно причудливые формы. Они могли быть в виде длинных трубок из волокнистого материала (например, из камыша), внутри которых была смола.

Японцы и китайцы изготавливали свечи из воска, полученного из семян растений и насекомых, путем его формирования в бумажные трубочки. Внутрь восковой формы помещали фитиль, сделанный из волокон растений. Спустя много лет, в XVIII веке фитиль стали изготавливать из хлопка, заливая его воском или жиром, а не вставляя в готовую свечу.

Каждый народ имеет свою технологию получения воска. К примеру, коренным американцам приходилось жечь масляную рыбу (canglefish), которую они надевали на разветвленную палку. В Северной Америке, в ее юго-западных районах, воск извлекали из коры специального дерева методом сжигания. В Новой Англии переселенцы жгли дерево восковник, которое содержало в себе много смолы, а затем, придав массе форму, вставляли в нее фитиль. Но довольно трудоемкие технологии себя не оправдали. Так, например, для изготовления тонкой 8-дюймовой свечи нужно было сжечь полтора кубометра восковника!

Недаром потребность считается матерью изобретения. Постепенно люди нашли выход, и в истории возникновения свечи начался новый этап — для получения воска стали использовать животный жир. В дальнейшем в изготовлении применяли пчелиный воск (исключительно за его аромат). Горели эти свечи намного ярче, чем сделанные из жира, но жечь их было слишком дорогим удовольствием.

Спермацет – материал, появившийся несколько позже, составил большую конкуренцию жиру и воску. Получали его из вещества, которое содержалось в головах китов. Горели спермацетовые свечи намного ярче, чем восковые, их свет в фотометрии использовался в качестве стандарта. В XX веке, изготовление свечек из спермацета прекратилось, поскольку запретили его добывать.

С XV века технология формирования свечей стала иной. Если ранее воск приходилось заворачивать, то теперь его стали заливать в готовую форму. Ее убирали, как только воск высыхал. В XIX веке свечи стали изготавливать на специальных станках. После того, как свечное мастерство механизировали, этот продукт стал доступен для всех. В то же самое время химиками было сделано открытие: в составе животного жира были такие компоненты как олеиновая и стеариновая кислоты, соединенные с глицерином. Если глицерин удалить, получится вещество тверже жира, к тому же оно горит лучше. Данную смесь назвали «стеарин». Чуть позже люди научились извлекать парафин из неочищенной нефти. Полученное вещество по яркости не уступало воску и спермацету и было гораздо дешевле.

Историческое развитие свечи.

Собрать историческую информацию о свечах совсем непросто, ведь ее очень мало. Однако имеющихся сведений достаточно для проведения аналитической работы и создания более-менее целостной картины исторического развития свечей.

Первым делом следует сформулировать ответ на главный вопрос, а именно: что представляет собой свеча, в чем ее основное предназначение в древности, каков был внешний вид. Для того чтобы ответить на все эти вопросы, придется отказаться от традиционного восприятия свечи о том, что она собой представляет, как выглядит.

Попытаемся «нащупать» необходимое. Скорее всего, это будет выполненный руками человека некий предмет, таинственно горящий, пахнущий, теплый, освещающий пространство вокруг себя. Что касается предназначения данного предмета, то оно с течением времени менялось, множились варианты применимости в жизни. Поэтому обратимся к вопросу многовекового развития назначения свечи.

Доисторические времена покрыты для нас завесой тайны, нам остается только множить догадки, что же служило людям в качестве источника света и тепла. Огонь в те времена уже применялся в человеческом быту в качестве костра. Однако костер – не предмет, и его запахом нельзя дышать, не нанося себе вред. Костер – это, конечно, не свеча. Но нельзя умалять тот факт, что костер делался самим человеком и вообще представлял собой результат осознанных людских действий. Да, костер освещает и имеет свой специфический запах, но это не убеждает нас в том, что в доисторические времена, несмотря на наши ожидания, уже существовали и активно использовались в быту свечи.

Самые ранние упоминания о свече, обнаруженные нами в источниках, – это период примерно пять тысяч лет назад. Как выглядели свечи тех времен, на данный момент времени неизвестно – отсутствуют их изображения. Несмотря на это, вполне убеждают достоверные источники, найденные в письменных документах Древнего Египта.

Свечи в Древнем Египте.

Письменные источники Древнего Египта свидетельствуют о том, что дома освещались с помощью факелов (не все, но, возможно, самых богатых египтян). Факелы также использовались при передвижении по дороге ночью, при проведении религиозных обрядов для придания ореола таинственности происходящего (не только унитарная функция освещения).

Таким образом, становится очевидно, что при обрядах факелы играли ту же роль, что и свеча – они светили и давали тепло. Итак, был ли это предмет, шел ли от него запах…

Летописи, дошедшие до нас из древности, гласят, что при изготовлении факелов использовался тростник (мякоть) или камыш (предварительно высушенный). Эти материалы обмакивались в топленое животное масло. Нетрудно понять, что животное масло при сгорании начинало сильно пахнуть, конечно, не ароматно, но типично для подобного рода процедуры. Итак, по этой причине факел вполне можно назвать прообразом свечи.

Однако на этом поиски прообраза свечи мы не заканчиваем, так как в документах двух-трех тысячелетней давности обнаруживаем, что в эти времена начинают использоваться фитили. Фитили делали из папируса, который смачивался в животном жире либо обрабатывался воском. Что касается воска, то его смазывали маслом растительного происхождения (названия этих растений не известны). Обработанный таким образом папирус многослойно скатывали в рулончик. И вот перед нами сделанный человеком предмет, который способен давать тепло, свет, выделять запах.

Шаг за шагом происходило формирование свечи, состоявшей теперь из фитиля и корпуса. Некоторые исследователи считают, что первые фитили имеют древнеримское происхождение, но, по нашему мнению, это первенство принадлежит Древнему Египту, с учетом наличия большого количества папируса, произраставшего на берегах Нила. Также доказательством того, что первыми фитилями были именно древнеегипетские, являются иероглифы: в письменности Древнего Египта иероглифы не имели потребительское назначение – они были некими символами, и в надписи имеется название «фитиль», которым обозначен факел. Данный символ – это некий источник освещения, например, ночная лампа, светильник.

У огня в то время было несколько символических значений. Он олицетворял солнце, а также божество, «плюющее огнем», еще служил в качестве символа освещения пути в мире умерших. Символом ада стал огонь для верующих людей, исповедующих христианство: они воспринимали его как некое «страшное» предзнаменование. Разумеется, древние египтяне не жаждали столкнуться с «реками и озерами, полными огня», в которых пребывают, следуя верованиям, «огни адские», «демоны». Поэтому жители Египта стремились огонь «задобрить», зажигали его в своем доме.

Вот какова информация пяти тысячелетней давности о первых древнеегипетских свечах, которую нам удалось обнаружить.

Свечи в Китае, Японии и Индии.

До наших дней дошли сведения, что в Древнем Китае при изготовлении свечей использовались два вида сырья. Известно, что первые свечи появились в Китае во время династии Танг, в период с 618 – 907 годов нашей эры, до VII века. Тогда растения и насекомые, которые были в доступности (Coccos pella), использовались в качестве свечного топлива. В то время свечи уже выглядели так же, как сегодня – были тубообразной формы. Их делали из рисовой бумаги, впрочем, как и фитили, которые к тому же пропитывались специально изготовленной вытяжкой из насекомых, растений.

Второй вид сырья для свечей, используемый в Древнем Китае, – это вощаные насекомые, названные Френчманом Чаваннесом как Coccos pella. Ученый определил этот вид как новый в 1848 году. Этих насекомых применяли в период династии Зонг (наша эра, 947 – 1172 годы). Точный перевод с китайского звучит как «белый воск». В 1651 году христианский миссионер Николас Тригуалт привез вощаных насекомых в Европу. Вполне возможно, что они представляли собой привычных нам пчел-трудяг. В. Локагат в 1853 году привез насекомых в Англию из столицы Китая – города Шанхая, для того чтобы их исследовать.

Есть также ряд небольших упоминаний о свечах, производимых в Древней Индии. Воск для древнеиндийских свечек люди добывали, перерабатывая такой материал, как коричневое дерево.

Интересным материалом для свечей был воск, который изготавливался из разных орехов. Подобный метод практиковали мастера Японии. К сожалению, до нас не дошли подлинные японские свечи из «орехового» воска. Но в провинции Шикоку имеется чудом дошедший до наших дней классический станок для изготовления свечей. На нем делают свечи и сегодня, правда, раз в год, зато старинным способом. В музее этой местности имеется коллекция свечей, изготовленных в Древней Японии.

Европейские свечи

Давайте понаблюдаем за тем, как происходило историческое развитие свечного производства в Европе, что менялось, улучшалось. Понятие свечи было нами выяснено в начальном разделе текста, поэтому повторяться не будем. Проследим все изменения, как развивалось свечное дело в плане применяемого сырья, совершенствования качества горения, распространения ароматов, общего технологического процесса. Но будем излагать последовательно.

Первоначально ярких и интересных открытий в плане новых материалов для изготовления свеч не следовало (если сравнивать с предыдущими способами и материалами). В Европе также предпочитали брать для свечей натуральный воск, пропитывать фитиль животным жиром. Всё это неприятно пахло при сгорании, а фитиль во время горения вообще сильно дымился. Данные недостатки были связаны не только с наличием топленого жира, но и с тем, что в то время не было единства в технике изготовления свечей, продуманного стандарта. Кроме вышеуказанного, стоимость свечей была весьма высока, далеко не все могли позволить себе купить их. Свечи применялись главным образом в церквях, поэтому церковные служители изготавливали их для своих нужд, а некоторое количество свечей продавали семьям богатых вельмож. Данная ситуация нуждалась в изменении. Ведь в Европе жили не одни лишь состоятельные люди. Поэтому надо было начать производство бюджетных свечей, которые могли бы приобретать широкие слои населения.

Примерно в XIV веке в Англии, Франции стали появляться первые свечные фабрики, которые располагались прямо на дому. Эти свечи предназначались непосредственно для жителей домов. Также изготовители активно продавали их простым, небогатым людям. Таким образом, зарождалось производство свечей в Европе. Подобные малые предприятия по изготовлению свечей, а также сотрудники, работавшие там, имели определенное название – Chandler-ami.

Благодаря безграничной человеческой фантазии стали появляться крупные технологические производственные линии. Однако они не выглядели как типичные, привычные для нас агрегаты. Но не стоит полагать, что это было примитивное, незамысловатое производство. В действительности всё было выстроено очень логично, продуманно. Объем производства неустанно увеличивался, собственные нужды покрывались с лихвой, и свечи в большом, производственном количестве стали изготавливаться на продажу. Увидели свет первые станки.

На «камерных» домашних мини-фабриках стартовало первое производство свечей, имеющих при сгорании другой запах, не такой, какой производился в результате горения жира. Прогрессирующее развитие свечей привело к тому, что в качестве добавок стали применять плоды барбариса. Благодаря этому пламя свечи во время горения приобрело более яркое, чистое свечение, а запах стал сладковатым (но и несколько тошнотворным).

Производя свечи, люди продолжали использовать жир, но, благодаря добавкам ягод растений, запах и качество горения стали лучше. Нет пока окончательного решения проблемы, связанной с дымлением свечи в момент горения. Плюсом и большим достижением стало расширение производства свеч – их принялись выпускать внушительными объемами, что значительно увеличило рынок благодаря «бюджетным» потребителям.

Что происходило затем. Впервые иное сырье для свеч было применено в XVIII веке. Именно в это время в производство были запущены свечи, сделанные из спермацета. Олброт, или масло спермацетовое, представляло собой особую жидкость, которая содержится в голове кашалота, вернее, над правым носовым проходом во вместилище большого размера. Текучим спермацет был, только находясь в теле кашалота. Но, когда его извлекали, он также не отличался требуемой твердостью. Положительные качества спермацета для свечи – в том, что он позволял добиться большего пламени, хотя и не привнес аромата.

Мы добрались до XIX века. В этом столетии свечное дело поистине расцветет. В исторических материалах можно обнаружить сообщения о рецептах, методах изготовления, о стандарте спермацетовых свечей. У каждой свечной мануфактуры были секреты технологии. Но в скором времени появляется в употреблении слово «стандарт». Это свидетельствует о том, что началось массовое производство свечей по конкретной технологии и с использованием конкретного сырья.

Нашла свое решение проблема, связанная с коптящими, чадящими фитилями. В производство запускаются плетеные, а также прессованные фитили. Эти фитили намного лучше горели, делали пламя свечи более ровным. Кстати, до сих пор подобные фитили используются в свечах. Так что, данный элемент свечи не изменился, начиная с XIX века, и до наших дней.

На этом открытия не заканчиваются. В 1820 году был изобретен специальный улучшитель парафина. Автором этой фантастической новаторской разработки был химик из Франции по имени Мишели Эжен Шеврел. Данное сырье используется и в сегодняшнее время. Это стеариновая кислота. Ее под большим давлением добывают с помощью гидролиза из кислоты жирных животных, при высокой температуре. Получить такой материал на дому в XIX веке было совершенно нереально, чрезмерно сложно. Но это было стартом исследований в плане новых технологий.

Основные преимущества стеаринового воска состояли в том, что он был тверд, весьма крепок, производил чистое горение. Таким образом, стеарин разрешил сразу несколько проблем, связанных с прочностью материала, чистотой горения и его качеством. Если присовокупить к этому еще и изобретение фитилей в качестве плетеных, то получаем практически совершенную свечу. Примерно с этого времени началось уменьшение числа кашалотов, ведь возник острый интерес к применению в процессе изготовления свеч натурального сырья, которое получали из этих животных.

Давайте спросим себя, каким же образом тогда увеличить объем производства свечной продукции, чтобы удовлетворить все возросшие потребности населения. Свечи, изготавливаемые ручным способом, были наделены массой достоинств, но присутствовали и недостатки, основным из которых была невозможность при таких условиях наладить массовое производство. Помимо всего прочего, свечные изделия были похожи одна на другую, как две капли воды, были наделены одним качеством, представляли собой свечи, произведенные способом мокания.

Всё это длилось до тех пор, пока в 1834 году Йозеф Морган не изобрел специальную машину для производства свеч, осуществив, таким образом, технологический прорыв, яркую инновацию. Машина Моргана была механической, в ней первый раз в истории использовалась форма. По своему внешнему виду форма была цилиндрической, оборудована поршнями, которые двигались и выдвигали наружу холодную готовую свечу. Благодаря изобретению такой машины производство свеч стало по-настоящему массовым для того времени, поэтому говорить о понятии «массовая продукция» стали именно с тех пор.

Самые последние сведения о ноу-хау в свечном деле гласят, что в 1850 году на рынок был поставлен материал, который был добыт не из животных. Речь идет о парафиновом воске (впоследствии – парафин), который производился методом отделения из нефти натурального воскового материала. Парафин максимально отвечал всем потребностям, которые предъявлялись к свечному материалу людьми, приобретающими свечи. Он был белого цвета, отличался прочностью, при его сгорании образовывалось пламя небесно-белого оттенка, а плохого запаха вовсе не было. Эпоха, в которую был открыт парафиновый воск, была временем многочисленных технических открытий. Но это сказалось не самым лучшим образом на нем, так как, несмотря на то, что парафин являл людям идеальную по сравнению с предыдущими вариантами свечу, достижения второй половины XIX столетия повлекли за собой сильное снижение интереса к пользованию свечами. Ведь мир узнал осветительные новинки – керосиновые лампы, электролампы.

Люди используют парафин и сегодня, причем он является главным продуктом при изготовлении свеч. Чтобы улучшить эффект, производится соединение парафина и стеарина, который дает эффекты спекания и даже замораживания. Таким образом, изобретением XIX столетия мы пользуемся и сегодня.

Старинный свечной станок

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *