Сверхчеловек

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

СВЕРХЧЕЛОВЕК: ДОБРО ИЛИ ЗЛО?

1 2 Максименкова А.С. , Ивенкова О.А.

‘Максименкова Алина Сергеевна — студент, естественно-географический факультет;

2Ивенкова Ольга Александровна — кандидат философских наук, доцент, кафедра социологии, философии и работы с молодёжью, социологический факультет, Смоленский государственный университет, г. Смоленск

Аннотация: статья посвящена философскому осмыслению образа сверхчеловека Ницше в его произведении «Как говорил Заратустра». Показано, что идея сверхчеловека занимает центральное звено в философии Ницше. В нём концентрируются все нравственные идеи Ницше. На основе комплексного изучения данной темы, сделан вывод о неоднозначности и даже глубокой противоречивости данного образа.

Ключевые слова: сверхчеловек, образ сверхчеловека, добро или зло, философия Ф. Ницше, философские идеи Ф. Ницше, нравственность в произведениях Ф. Ницше.

Произведение Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра» является автобиографией, рассказом о его душе. Пишет он отрывками, резкие скачки мыслей и идей в изложении отражают его внутреннюю, душевную неуравновешенность. Не успев ещё до конца развить одну мысль, он уже бросает ее и переходит к другой, из-за чего его сочинения представляют какую-то анархию взглядов и суждений. Оценивая его сочинения с философской точки зрения, можно найти множество противоречий. Разные исследователи по-своему относятся к его трудам. Одни видят лишь полный хаос мыслей и выносят всей его философии отрицательный приговор, например, русский философ-идеалист Н.Я. Грот. Но, правда, другие находят у него присутствие здравых суждений и ценных соображений.

Фридрих Ницше, живший в 19 веке, видел вокруг себя лишь застой, рутину, пошлость, видел людей слабых, безвольных, сердца которых сузились от погружения в мелкие житейские проблемы. Ницше, носивший в себе противоположные качества, естественно мириться с этим не стал, а начал борьбу со всем окружающим миром. Вот среди таких настроений и переживаний появился у Ницше образ сверхчеловека, в котором его душа нашла идейное удовлетворение. Вот как он говорил об этом сам: «Чужды и презренны мне люди настоящего, к которым еще так недавно влекло меня мое сердце; изгнан я из страны отцов и матерей моих. Так осталось мне любить лишь страну детей моих, неоткрытую в дальнем море; к ней направляю я мои паруса, ее ищу и ищу без конца» .

Итак, обесценивание нравственных понятий и чувств, с которыми пришлось столкнуться Ницше в окружающем его обществе, — вот что побудило его к созданию нового идеала, к «переоценке» моральных ценностей. Его учение о сверхчеловеке есть в сущности критика современного уклада нравственной жизни и попытка указать свойства истинной нравственности. Сердце его было преисполнено глубоко моральным чувством человеческого достоинства, свободы, справедливости, и именно этим чувством наполнены пламенные речи Заратустры о сверхчеловеке.

Ницше, обладавший огромнейшей творческой силой мысли, пытался создать не только новые, на его взгляд, моральные ценности, но и воплотить их в художественном образе. Таким художественным воплощением этических идеалов Ницше и является его сверхчеловек. Идея сверхчеловека — это центральное звено в

философии Ницше. В нём концентрируются все нравственные идеи Ницше. Свое учение о сверхчеловеке Ницше излагает, главным образом, в сочинении: «Так говорил Заратустра». Здесь в речах, исходящих из уст Заратустры, проповедника и учителя, Ницше раскрывает сущность своего учения, а в лице самого Заратустры пытается показать конкретный образец личности сверхчеловеческого типа.

Само слово «сверхчеловек» Ницше придумал не сам, а, как он выражается, «подобрал на дороге». Вероятно, он заимствовал его из «Фауста» Гёте. Но в это слово Ницше вложил своё собственное оригинальное содержание.

В сочинениях Ницше встречается две концепции сверхчеловека. Одна из них носит характер биологической теории. Теория Дарвина учит, что все в мире постепенно развивается и существующие сейчас виды организмов образовались в ходе долгой эволюции. В настоящее время высшей ступенью эволюционного прогресса является человек. В будущем вероятно должен появиться еще более совершенный вид — сверхчеловек. Ницше прямо говорит: «Вверх идет наш путь, от рода к сверхроду» , Заратустра, покидая уединение, обращается к народу с такой речью: «Что такое обезьяна для человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека, — посмешищем или мучительным позором» . Но по теории Дарвина развитие видов идет очень медленным темпом. По-видимому, для появления нового вида — сверхчеловек, понадобились бы миллионы лет. Как известно, Ницше был нетерпелив и желал скорейшего осуществления своей мечты. И вот уже в более поздних сочинениях Ницше дает уже другую концепцию сверхчеловека. Она опирается на мысль, что человек есть биологический конец развития. Таким образом, совершенствование возможно только в пределах существующего вида. Следовательно, по этой концепции сверхчеловек есть только — совершеннейший человеческий тип.

В главе «О трех превращениях», Заратустра называет три стадии или метаморфозы человеческого духа, которые ведут к сверхчеловеку. Первая стадия это — состояние верблюда, обременённого всякими «ты должен», состояние рабства под игом «добрых нравов» современного общества, которые, как тяжелая ноша, давят человека. Вторая стадия льва характеризуется тем, что на ней человеческий дух сбрасывает с себя все эти тяжести и создает свободу для создания «новых ценностей». Человек на этой стадии расчищает себе путь к идеалу, пытается порвать те путы, которые связывают его и не дают возможности свободно стремиться к сверхчеловеку. На этой стадии в человеке пробуждается недовольство своим связанным состоянием. Следующая за ней стадия начинается с моментом превращения льва в ребенка. Состояние младенчества берется у Ницше как символ начала новой жизни. «Дитя есть новое начало, первое движение, святое «да» утверждения» . В процессе реализации сверхчеловека — это момент положительный, период творчества. Заратустра говорит: «Слушайтесь лучше голоса выздоровевшего тела» т.е. голос здоровых, не извращенных инстинктов человеческой природы. Им и заканчивается весь процесс.

Ницше, также пытается показать какими качествами (добродетелями) должен обладать сверхчеловек. Первая добродетель — самолюбие. Это значит, что необходимо справедливо относиться к собственному «я», необходимо иметь нормальную любовь к самому себе в той мере, в какой это нужно для осуществления идеала сверхчеловека. «Надо учиться любить самих себя, — говорит Заратустра, — неиспорченною здоровою любовью… Из всех искусств это искусство самое тонкое, самое мудреное, самое высшее и требующее большого терпения». . Если вообще трудно бывает «открыть» человека, то самого себя еще труднее. Обыкновенно, случается так, что из всех кладов собственный клад отыскивается позже всех, и тогда-то обнаруживается, сколько скрытого добра и силы не угадывал в себе человек».

Вторая добродетель — страдание. Ницше приписывает ему огромную роль в возвышении человеческого типа. «Дисциплина страдания, великого страдания, — разве вы не знаете, что именно эта дисциплина создала прежде все повышения

человека». . Душевная мука, боль, страдание, при котором душа дает наиболее чистый отзвук, — все это создает высокий душевный подъем, расширяет душу, питает ее творческую энергию.

Еще больше, чем страдание, способствует расширению души глубокая радость. Это третья добродетель. «Глубока скорбь, но радость еще глубже скорби. Скорбь говорит: «погибни», а радость хочет вечности, глубокой, глубокой вечности. Своими широкими волнами, заливая всю душу, она открывает ее для всяких сочувствий» .

Четвёртая добродетель — воля. По Ницше, глубина и сила желаний — это есть уже нечто ценное само по себе. Воля является залогом того, что все лучшее и прекрасное в человеке, как бы оно ни было глубоко погребено в душе, всегда восстанет из своей могилы.

Самая высокая добродетель в идеале сверхчеловека — дарящая добродетель. Это есть бескорыстное, чуждое даже тени расчета, стремление отдавать своё внутреннее богатство всякому, нуждающемуся в нем, чтобы и в других была такая же полнота душевных сил. Дарящий, подобно солнцу, излучает свою внутреннюю творческую энергию в окружающую среду. Дарящая добродетель, по Ницше, есть высшая добродетель и, следовательно, венец и завершение процесса развития человека в сверхчеловеческий тип.

Учение Ницше о сверхчеловеке множество раз подвергалось обсуждению и критике. Отзывы получались до противоположности различные. Одни критики одобряли и принимали идеал сверхчеловека, другие, наоборот, резко осуждали его. Причину такого разногласия можно, конечно, усмотреть, прежде всего, в различии мировоззрения у самих критиков, но, кроме того, есть, несомненно, и объективные причины данного явления. Дело в том, что у Ницше текст о сверхчеловеке изложен несистематично, а в виде афоризмов, разбросанных по разным местам его «Как говорил Заратустра».

В ортодоксально-религиозной среде и представителями старшего поколения философов-идеалистов сверхчеловек Ницше был воспринят как воплощение злого начала, как существо, которое стоит вне всякого нравственного порядка, действует на основании собственных инстинктов, в соответствии с основным своим влечением — «жаждой власти», и при этом не щадит ни себя, ни своих ближних . Автор «Богословского вестника» называл ницшевского сверхчеловека «отрицателем и противником как личной нравственности, заключающейся в укрощении влечений низшей природы, так и деятельности, основанной на любви и самоотвержении в интересах своих ближних». Среди комплекса идей, как правило, относимых в девяностых годах XIX столетия к «дурным сторонам ницшеанства» (формулировка Владимира Соловьева), были: имморализм (следствие взгляда на добро и зло как относительные категории), презрение к слабому и больному человечеству, «языческий взгляд на красоту», упоение властью.

Внимательно изучив произведение «Как говорил Заратустра» я склоняюсь к мысли о том, что нельзя однозначно считать идею сверхчеловека добром или злом. Всё зависит от того, с какой стороны посмотреть. С одной стороны этот художественный образ наполнен высшими моральными качествами. А устами Заратустры Ницше хотел показать, как жить правильной высокодуховной и высоконравственной жизнью. Как изменить самого себя, как личность, и прийти к сверхчеловеку. А с другой стороны, Ницше говорит: «Что хорошо? — Все, что повышает в человеке чувство власти, волю к власти, самую власть. Что дурно? — Все, что происходит из слабости». Слабые и неудачники должны погибнуть: первое положение нашей любви к человеку. «Что вреднее всякого порока? — Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым». Так же Ницше горячо отстаивает свободу, самостоятельность, самоценность, активность индивида (в чем некоторые его критики усматривают лишь крайний индивидуализм). Ницше подчеркивает, что свобода такого индивида есть и ответственность — единственная привилегия, которую берет

на себя суверенный индивид, этот «вольноотпущенник, действительно смеющий обещать, этот господин над свободной волей». Такой человек сам себе устанавливает «мерило ценности», сам решает, кого уважать или презирать. И уважает он не всякого человека, но только «равных себе, сильных и благонадежных людей», на чье слово можно положиться.

Следует также учитывать тот факт, что Ницше был болен ядерной «мозаичной» шизофренией (более литературный вариант, обозначенный в большинстве биографий, — одержимость). Страдал манией величия (рассылал записки с текстом: «Через два месяца я стану первым человеком на земле», требовал снять со стен картины, ибо его квартира — «храм»); помрачением рассудка (обнимался с лошадью на центральной городской площади, мешая уличному движению); сильными головными болями; неадекватным поведением.

Ницше был глубоко противоречивым человеком по своей природе, что ещё больше усугублялось его психическим заболеванием. А как говорил Фихте: «Каков человек, такова и его философия».

Список литературы

1. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. СПБ: Азбука-классика, 2006. 347 с.

2. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. СПБ: Азбука-классика, 2012. 352 с.

3. Соловьев В.С. Идея сверхчеловека. Библиотека «Вехи», 2001. 9 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Концепция сверхчеловека в философии Фридриха Ницше

Рубцова А. А.

Рубцова Антонина Александровна /Rubtsova Antonina Aleksandrovna — специалист в области

международных отношений, кафедра международных отношений и мировой политики, Воронежский государственный университет, г. Воронеж

Аннотация: статья посвящена изучению работ Фридриха Ницше, формирующих учение о «сверхчеловеке». Концепция рассмотрена в контексте жизни автора и факторов, влияющих на становление его философских идей.

Ключевые слова: философия, нигилизм, Фридрих Ницше, сверхчеловек, немецкая философская мысль, Заратустра, «Так говорил Заратустра», Артур Шопенгауэр.

Философия Фридриха Ницше носит особенный характер и, вероятно, является наиболее эксцентричной ветвью европейской философской мысли. Скандальная и радикальная, она существенно отличается от классической немецкой философии, основу которой заложили И. Кант и Г. Гегель . Философия Ницше меняет вектор философии, разворачивая его от гуманистических устремлений и морального совершенствования личности в сторону нигилизма. Суровая, величественная и трагичная философия Ницше напрямую связана с испытаниями, через которые философу пришлось пройти: поиск себя, выбор между профессией и призванием, болезни, непризнание среди современников. Не будет преувеличением сказать, что Ницше отдал жизнь за своё запоздалое бессмертие.

Ницше воссоздал новую породу гения, которая не встречалась ранее в европейской цивилизации. Философия Ницше заставляет взглянуть на вещи под принципиально новым углом. Философия Ницше словно даёт новый орган для восприятия вещей. Даже первые работы Ницше отмечены критикой Бога (к которому он относил все проявления сверхчувственного в человеке), развенчанием догм церкви, переоценкой ценностей, сложившихся в обществе за тысячи лет. Ницше объявлял любую мораль относительной и ограниченной. Большое влияние на взгляды Ницше оказал А. Шопенгауэр: «Я принадлежу к тем читателям Шопенгауэра, которые, прочитав первую его страницу, вполне уверены, что они прочитают все страницы и вслушаются в каждое сказанное им слово… Я понял его как если бы он писал для меня» . В своих работах Ницше определял мир как беспорядочную систему, потому что им правит не разум, а воля. Есть нечто, что сможет преодолеть беспорядок и это — «сверхчеловек» . Работа над этой темой номинально относится к третьему, заключительному этапу работы философа, который, собственно, окончательно сформировал «ницшеанство» .

Концепция сверхчеловека находит упоминание в ряде произведений Ницше и получает своё окончательное развитие в произведении «Так говорил Заратустра». В сочинении «Шопенгауэр, как воспитатель» Ницше, пишет: «Цель развития данного вида находится там, где этот вид дошел до крайних пределов своего развития и переходит в высший» . Философ формирует свою эволюционную теорию с отсылкой к теории Дарвина. Согласно теории эволюции принято считать, что высшей ступенью развития является человек или homo sapiens. Ницше выводит эволюцию за привычные рамки и образует некий новый биологический вид — homo supersapiens. Книга «Так говорил Заратустра» писалась в июне -начале июля 1883 г. в Рапалло и в феврале 1884 г. в Сильсе . Поэма была завершена за 10 недель. Не смотря на условную принадлежность к третьему этапу творчества философа, следует оговориться, что данное произведение и концепция сверхчеловека занимают совершенно особое место в библиографии Ницше. «Заратустра» стоит особняком и в творчестве Ницше, и в мировом наследии литературы. Трактовать данную книгу, оперируя привычными канонами анализа, невозможно. Ее органическая

музыкальность требует не столько осмысления, сколько сопереживания. В этом произведении прослеживается пылкий темперамент Ницше. Он излагает свои идеи отрывочно, афористически, с помощью глубоких психологических ассоциаций. По мнению Ницше, человек — это «болезнь Земли», он мимолетен, он «в своей основе есть нечто ошибочное» . Но нужно создать подлинного, нового человека — «сверхчеловека», который давал бы цель, был бы победителем «бытия и ничто» и являлся бы честным, в первую очередь перед самим собой. «Человек погибнет и придет на его место сверхчеловек» — писал Ницше .

Сверхчеловек Ницше — это результат морального и культурно-духовного совершенствования человека. Сверхчеловек превосходит обычного человека настолько, что он выходит за рамки человеческого и фактически образует новый биологический тип. Сверхчеловек осознаёт необходимость возвыситься над былым уровнем не ради господства и доминирования, а для совершенно иного уровня бытия, к которому обычный человек еще не пришёл в своем развитии. В соответствии с концепцией Ницше, человек — это мост между зверем и сверхчеловеком. В произведении «Так говорил Заратустра» находит отражение мысль о том, что человек может либо двигаться вперед — в сторону сверхчеловека, либо назад — к зверю. «До сих пор все существа создавали нечто, что превосходило их, а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее снова возвратиться к зверям, чем преодолеть человека? Что такое обезьяна для человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека, — посмешищем или мучительным позором» .

Рассматривая данные эволюционные метаморфозы, Ницше выделяет ступени, по которым человек поднимается к сверхчеловеку. Первая ступень — это состояние верблюда, навьюченного навязываемой моралью. Это состояние сопровождают рабство души, иго «добрых нравов» общества и тяжелая ноша христианства. Следующая стадия — стадия льва характеризуется тем, что на ней человеческий дух сбрасывает с себя все эти моральные грузы и создает свободу для создания «новых ценностей». С момента превращения верблюда во льва и начинается эволюция человека в сверхчеловека. Эта стадия является в процессе эволюции предварительной ступенью и исчерпывается одним отрицанием. Следующая за ней стадия начинается с моментом превращения льва в ребенка. В процессе реализации сверхчеловека — это момент положительный, период творчества. Им и заканчивается весь процесс .

Оценки концепции сверхчеловека Ницше весьма вариативны. Критики находят в его мыслях массу противоречий, говорят об отсутствии концепта, как оного, обвиняют Ницше в создании конгломерата теорий и доктрин, находящихся в конфликте между собой, говорят об анархии мысли. Критики этических воззрений философа склонный осуждать его якобы отрицание морали и нигилизм.

Однако учение Ницше несёт в себе колоссальные новшества, позволяет глубже задуматься о мере человеческого в человеке, проанализировать путь от зверя к сверхчеловеку. Ницше ставит перед человеком чрезвычайно сложный выбор: мораль или свобода, ибо традиционная мораль, окружившая человека колючей проволокой запретов, могла утвердиться лишь на основе принудительности. Выбор Ницше был в пользу свободы, но не столько свободы от морали, сколько свободы для морали, новой и истинно свободной.

Литература

1. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия // 2-е изд., испр. и доп. М.: Рольф, 2001. 416 с.

4. Цендровский О. Ю. Система философии Ницше // Философия и культура, 2015. № 7. С. 1001.

5. Ницше Ф. Странник и его тень // Том 2. Часть 1. Москва, 1994. 20 с.

6. Beiner R. Civil Religion: A Dialogue in the History of Political Philosophy // Cambridge University Press, 2010. 383 с.

7. Ницше Ф. Сочинения в двух томах // Том 2. Москва, 1990. 250 с.

УДК 130.2

Беляев Дмитрий Анатольевич

Belyaev Dmitriy Anatolyevich

кандидат философских наук,

старший преподаватель кафедры философии

и социально-политических теорий

PhD,

Senior Lecturer of the Philosophy and Social and Political Theories Department,

Lipetsk State Teachers’ Training University tel.: (904) 693-27-82

Липецкого государственного педагогического университета тел.: (904) 693-27-82

К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ ИДЕИ СВЕРХЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ Ф. НИЦШЕ

TO THE ISSUE OF INTERPRETING THE CONCEPT OF OVERMAN IN F. NIETZSCHE’S PHILOSOPHY

Аннотация:

В статье анализируются содержательные основания ницшеанской идеи сверхчеловека, а также рассматриваются причины ее инвариативного понимания в общекультурном пространстве.

Ключевые слова:

сверхчеловек, Ницше, воля к власти, дионисизм.

overman, Nietzsche, willpower, Dionysian.

Наша работа основана на методе компаративного культурфилософского анализа, а также герменевтической реконструкции. Ее целью является, во-первых, выявление сущностных оснований ницшеанской идеи сверхчеловека; во-вторых, прояснение причин, по которым, на наш взгляд, невозможно окончательное аутентичное прочтение идеи сверхчеловека в философии Ф. Ницше.

В 1883 г. в философской притче «Так говорил Заратустра» Ницше впервые употребляет термин «йЬегтепБсИ», который переводится на русский язык как «сверхчеловек». И именно с этого момента идея сверхчеловека входит в широкий философский и общекультурный дискурс, вызывая оживленный отклик и обширную рецепцию.

Сверхчеловек, в понимании Ницше, является целью и результатом нового эволюционного витка развития человеческого вида. Он становится третьей, высшей ступенью в ряду: обезьяна -человек — сверхчеловек . Соответственно важно понять, что собой представляет сверхчеловек, как более совершенный, с точки зрения немецкого мыслителя, человеческий тип.

Ницшеанский сверхчеловек — это, прежде всего, аксиологически новый человек. Ницше практически ничего не говорит о новом физиологическом измерении сверхчеловека, например, физической силе, прочих способностях. Человек идентифицирует свою принадлежность к пространству «сверх» через принятие новых ценностей, новых стратегий жизненного ориентирования, главной из которых является способность к созиданию новых ценностей.

Сверхчеловек, по Ницше, рождается из осознанного упадка прежней культуры и из развенчанных ценностей прошлого человека. Поэтому первичным содержательным основанием сверхчеловека является нигилизм. Сверхчеловек, с одной стороны, рождается из тотального аксиологического нигилизма, с другой стороны, ведет жестокую борьбу с нигилизмом. Это связано с тем, что понятие «нигилизм» у Ницше имеет прямо противоположные семантические коннотации в зависимости от контекста употребления: «нигилизм силы» и «нигилизм слабости». «Нигилизм силы» есть отрицание метафизики, абсолютной морали, религии и всей области идеально потустороннего. Он является обязательным этапом и прологом к достижению сверхчеловеческого состояния. «Нигилизм слабости» есть отрицание посюстороннего мира и возвышение потустороннего/идеального.

Итак, через «нигилизм силы», разбив «старые скрижали», человек расчищает себе среду для рождения сверхчеловека. Ядром метафизики, морали, традиционных ценностей и вообще всего идеального мира Ницше объявляет Бога. А, значит, именно на его критику направлен главный удар положительного ницшеанского нигилизма. Тезис о «смерти Бога» становится цен-

тральной диспозиционной точкой «конца и начала», из которой и становится возможно появление сверхчеловека. Осознание и принятие «смерти Бога» подводит черту под человеком прежней формационной линии. Ницше оставляет человека наедине с посюсторонним миром, лишенного метафизических оснований, ценностей и ориентиров.

Сверхчеловек — это человек мыслящий и действующий после смерти (убийства) Бога, преодолевший в себе «нигилизм слабости». Над ним нет теперь никакой «высшей инстанции» , насколько Бог вообще возможен, сверхчеловек сам становится Богом. Он, полагал мыслитель, распространяет на себя все «атрибуты, которые раньше мы приписывали Богу» , то есть сверхчеловек сам становится творцом мира, в котором он живет, творцом новых высших ценностей. Феномен сверхчеловека приходит в посюстороннее пространство на смену Богу и тем самым привносит в культуру новую систему ценностных координат.

Позитивная программа сущностных черт сверхчеловека у Ницше складывается из динамического раскрытия таких категорий, как дионисизм и воля к власти. Все характеристики сверхчеловеческого состояния, так или иначе, выводятся из различных вариаций и интерпретаций указанных категорий.

Дионисическая тенденция становится обязательным атрибутом сверхчеловеческого состояния. Ф. Юнгер отмечал, что «сверхчеловек — это дионисический человек» . Однако мы бы не стали так однозначно ставить знак равенства между человеком дионисическим и сверхчеловеком. Внешне дионисическое остается все тем же олицетворением буйства иррациональной опьяняющей энергетики, способствующей возрастанию жизненной активности человека. Однако теперь философ более четко делает акцент на его физиологических основаниях. Дионисическая тенденция теряет тот романтизированный пафос и эстетическую экспрессию, которую она имела в «Рождении трагедии». Теперь в ней начинают преобладать витальные тенденции, открывающие простор для «буйства тела». Поэтому дионисическая тенденция, как существенная часть идеи сверхчеловека, указывает на безусловную посюсторонность феномена сверхчеловека, на его ориентацию и чувственно-физическую витальность бытийствования, которая приходит на смену «негативному нигилизму слабости».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другой содержательной составляющей ницшеанского концепта сверхчеловека, через которую происходит экспликация его сущностных черт, является понятие «воля к власти». «Воля к власти» как философское понятие в работах Ницше имеет весьма многообразное смысловое толкование. Например, она оказывается тождественна «воле к истине», «воле к равенству», а также может являться добродетелью, «примитивной формой аффекта» и главным «инстинктом свободы».

Итак, из всего многообразия семантических заместителей воли к власти, однозначно можно утверждать, что, в понимании немецкого мыслителя, воля к власти — это стремление (хотение, желание) к силе, мощи, могуществу. И не просто к одномоментному ее достижению, воля динамична, она находится в постоянном движении, которое развивается в векторе возрастания. Сам процесс достижения власти не может быть завершен, воля к власти одновременно является и целью, и перманентным процессом.

Далее, всегда, хотя бы в виде смыслового подтекста, присутствует соотнесение воли к власти и жизни. Ницше считал, что сила является главной составляющей жизни, одновременно сила, (мощь) является ядром воли к власти, из чего философ делает вывод: воля к власти является самой жизнью . Отсюда следует, что стремление к власти перманентно и прямо соотносимо с самой жизнью. Соответственно, воля к власти есть «сущность жизни» , она задает ее смысл и ценность. В этой точке витального пересечения происходит персонифицированное единение в сверхчеловеке воли к власти с дионисической тенденцией.

Непосредственная бытийная экспликация сверхчеловека осуществляется через акт его властного воления. Посредством обладания силой (мощью) человек становится способен перейти за границы Добра и Зла и творить свой ценностный мир, что и возводит его в ранг сверхчеловека. Между тем сверхчеловеческое дискурсивное пространство оказывается ценностно сориентировано на перманентную устремленность и воспроизведение воли к власти. Все, что способствует ее возрастанию и усилению, есть добро, а то, что приводит к ее уменьшению, — зло .

В современном ницшеведении существует проблема понимания воли к власти. Например, известный отечественный ницшевед Ю.В. Синеокая трактует волю к власти как силу, обращенную, в первую очередь, внутрь самого субъекта воления. То есть сверхчеловек — это человек, «чья воля к власти над собой победила все трудности», став апологией его существования . Исследователь явно тяготеет к пониманию сверхчеловека как «волевого интроверта». Одновременно возможно и другое понимание воли к власти: когда экспликация акта воления направлена во вне субъектную сферу, а через его витальную реализацию и происходит становление сверхчеловека.

Соответственно, мы приходим к пониманию того, что ницшеанский сверхчеловек — это человек, произведший радикальную переоценку ценностей, отказавшийся от всех метафизических оснований жизни и ставший, благодаря наличию воли к власти, законодателем новых ценностей. Сверхчеловек предельно индивидуален, являясь уникальной как антропологической, так и аксиологической субъектной единицей. Его акт ценностного созидания, в первую очередь, распространяется на него самого, он творит ценности исключительно для себя, и они не обладают свойствами универсального должествования.

На наш взгляд, предложенная немецким мыслителем концепция сверхчеловека предельно инвариативна, что собственно будет доказано ее рецепцией в XX в. Философия Ницше является семантически открытым герменевтическим текстом, который не предписывает, не задает смыслы, а инициирует их формирование в субъекте. Ницше вбросил в философский и общекультурный дискурс идею сверхчеловека, указав на категорическую необходимость радикального изменения наличествующей человеческой данности, но вектор этой изменчивости им не предзадан.

С определенной долей уверенности можно утверждать лишь то, что ницшеанский сверхчеловек преисполнен витальной и культуросозидательной энергетикой, устремленностью к волевой переоценке ценностей и созиданию новых ценностей. Содержание же этих волевых импульсов и новых ценностных матриц Ницше не дается. Фактически ницшеанский сверхчеловек выступает своеобразным символом аксиологической, культурной и антропологической революции. В сверхчеловеке, безусловно, наличествует революционно-обновленческий призыв, однако артикуляции самой программы революционных преобразований нет. Перефразировав знаменитое высказывание Л.И. Шестова , можно сказать, что ницшеанская идея сверхчеловека является светом, который в зависимости от точки падения может открывать как красоту мира,так и его безобразие.

Ссылки: References (transliterated):

1. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. М., 1990. 1. Nitsshe F. Sochineniya v 2 t. M., 1990.

2. Ницше Ф. Полное собрание сочинений: в 13 т. М., 2. Nitsshe F. Polnoe sobranie sochineniy: in 13 vols. M.,

2005. 2005.

3. Там же. 3. Ibid.

4. Юнгер Ф. Ницше. М., 2001. 4. Yunger F. Nitsshe. M., 2001.

5. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. 5. Nitsshe F. Sochineniya v 2 t.

6. Там же. 6. Ibid.

7. Ницше Ф. Полное собрание сочинений. 7. Nitsshe F. Polnoe sobranie sochineniy.

8. Синеокая Ю.В. Философия Ницше и духовный опыт 8. Sineokaya Y.V. Filosofiya Nitsshe i dukhovniy opyt

России (конец XIX — начало XXI веков): дис. … докт. Rossii (konets XIX — nachalo XXI vekov): dis. … dokt.


Биомедицинские и биологические исследования, выполняемые DARPA, основаны на разработках в области контроля сознания, проведенных по проекту «МК-Ультра» (MK-Ultra). Одним из его направлений была так называемая Программа боевой перезагрузки бойца сухопутных сил, имевшая целью «электронную подготовку» американских солдат к войнам.
В июне этого года Пентагон совместно с Инженерной школой Университета Тафтса создал Центр прикладного интеллекта и когнитивных наук (Центр ABCs). Он объединил экспертов в области неврологии, психологии, лингвистики, информационных технологий и робототехники с целью глубокого изучения того, как люди думают, реагируют, действуют в критических ситуациях. Особое внимание исследователи уделяют поведению военных в сложных и опасных условиях.
Как следует из интервью одного из сотрудников Центра ABCs Тэда Бранье, основной целью работы его коллег является определение инновационных междисциплинарных подходов к мониторингу физиологических и мыслительных процессов военнослужащих, а также изучение влияния различных состояний на их поведение в оперативной обстановке и оптимизация этого поведения через мультимодальные интерфейсы и роботизированные платформы. «Эта цель, – говорит Бранье, – будет достигаться через фундаментальные и прикладные междисциплинарные исследования систем поддержки и наращивания, позволяющие расширить способности и потенциал бойцов во время динамичных мобильных операций».
Таким образом, речь идет об управлении с помощью различных технологий действиями военных и расширении их способностей с выходом за грань показателей, типичных для нормального человека.
Неврология в военных целях

Со стороны Пентагона деятельностью Центра ABCs назначена управлять доктор Кэролайн Махони, руководитель группы исследований развития и техники армии США. Она поясняет, что исследования разделены на четыре сферы. Первая сосредоточена на изучении принципов, которые обеспечивают взаимодействие человека и интеллектуальных поддерживающих систем, направленных на оптимизацию мышления и физических возможностей бойцов. Вторая исследует возможность управления такими человеческими состояниями, как напряжение, тревога, умственные перегрузки, стресс, страх, неуверенность и усталость. Третья сфера включает изучение выполнения бойцами умственных и физических задач в условиях реальной боевой обстановки с учетом соответствующих требований. И, наконец, четвертая сфокусирована на исследовании поведения бойцов в команде. По сути речь идет о перспективе объединения человека и машины в некий гибрид, об управлении человеческим поведением и формировании личности бойца, лишенного страха и других естественных чувств, не испытывающего усталости и боли.
» Одним из проектов Пентагона, поддерживаемых Бараком Обамой, является внедрение в мозг военнослужащих микрочипов, способных подавлять одни реакции и стимулировать другие ”
В документах Пентагона такие исследования маркируются как имеющие значительное практическое и стратегическое значение.
Руководство США и американские вооруженные силы на протяжении десятилетий одержимы идеей контроля и манипулирования человеческим сознанием.
Эксперименты, которыми будет заниматься Центр ABCs, в Пентагоне курирует Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (Defense Advanced Research Projects Agency – DARPA), отвечающее за разработку новых технологий для использования в вооруженных силах.
Биомедицинские и биологические исследования, выполняемые DARPA, основаны на разработках в области контроля сознания, проведенных по проекту «МК-Ультра» (MK-Ultra). Одним из его направлений была так называемая Программа боевой перезагрузки бойца сухопутных сил, имевшая целью «электронную подготовку» американских солдат к войнам.
Продолжая тематику этих исследований на новом технологическом уровне, DARPA работает над проектом «Солдат будущего». Цель – создание генетически модифицированных трансгуманоидов, способных совершать сверхчеловеческие поступки.

Скрепы нацизма

Образ сверхчеловека (нем. Übermensch) ввел в свое время философ Фридрих Ницше в произведении «Так говорил Заратустра». Сверхчеловек для Ницше – существо, которое по своему могуществу превзойдет современного homo sapiens в такой степени, в какой тот когда-то превзошел обезьяну. Ницше рассматривал этот процесс как один из этапов эволюции. К прототипам cверхчеловека философ относил, к примеру, Александра Македонского, Юлия Цезаря, Чезаре Борджиа и Наполеона – творцов, воля которых направляет вектор исторического развития.
Расовая интерпретация ницшеанской концепции была положена в основу нацистской идеологии. В Третьем рейхе под сверхчеловеком понимался идеал арийской расы. Нацисты считали, что bermensch представляет более высокий человеческий тип, который нужно создать искусственно, путем селекции. За научную сторону проекта отвечал рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер. Цель – создание сверхрасы, безраздельно преданной делу рейха. Большая часть экспериментов по изменению поведения человека с помощью галлюциногенных препаратов и электрошока была проведена Джозефом Менгеле в концлагерях Освенцим и Дахау.
После войны Министерство обороны США через Южную Америку и Ватикан тайно переправило на территорию Соединенных Штатов нацистских ученых и разведчиков, работавших на Третий рейх. Эта операция носила кодовое название «Скрепка». Среди них был Рейнхард Гелен – один из руководителей разведки на Восточном фронте, который специализировался на действиях против России. Итогом совместных усилий Гелена, американских правительственных структур и спецслужб стало тайное развертывание незаконной правительственной деятельности, включая секретные программы по контролю сознания. Первая из них – проект «Чаттер» (Chatter) – была начата американскими ВМС в конце 1947 года. Исследования продолжались до 1953-го и имели целью разработку препаратов для проведения допросов и вербовки агентов.
Второй проект – «Блуберд» (Blubird) стартовал в 1950 году под эгидой директора ЦРУ Аллена Даллеса и был направлен на изменение поведения человека. К числу исследуемых тем относились расширение возможностей памяти и контроль индивидуума с помощью специальных техник допроса. В 1951 году Blubird переименовали в проект «Артишок» (Artichoke), который предусматривал агрессивное применение техник допроса, включая гипноз и наркотики.
В 1953-м появился проект «МК-Ультра», главными исполнителями которого стали нацистские ученые. Капитан МакКарти, служивший в американских специальных силах и командовавший карательными отрядами во время войны во Вьетнаме, после ухода со службы рассказал, что MK-Ultra – аббревиатура, которая расшифровывается как Manufacturing Killers Utilizing Lethal Tradecraft Requiring Assassinations – производство киллеров, использующих летальные методы тайных операций.
Продолжением «МК-Ультра» стал проект «Монарх» (Monarch). В этих двух программах объектами экспериментов по психологическому программированию стали военнослужащие и гражданские, преимущественно дети. Цель – создание раба с подконтрольным сознанием, который мог выполнить любое действие по приказу оператора (хозяина).
Адвокат Джон ДеКэмп в книге о педофилии в высших эшелонах американской власти пишет о проекте «Монарх»: «Наркобизнес не самый низкий уровень спонсируемого правительством США зла… Самый низкий уровень ада занимают те, кто участвовал в проекте «Монарх». Здесь объектами исследований были молодые люди – жертвы экспериментов по контролю сознания, которые проводились ЦРУ и Пентагоном. Суть методологии заключается в выведении полчища детей, в ком разбита душа, кто должен шпионить, заниматься распутством, убивать и в конце совершать самоубийство. С использованием наркотиков, гипноза, пыток и электрошока выводились поколения жертв».
Подопытные Буша и Чейни

Программирование осуществлялось в несколько этапов и проходило несколько уровней.
Уровень альфа-программирования предусматривал общую подготовку личности к дальнейшим этапам.
Бета-программирование уничтожало в личности все известные ей моральные принципы поведения и стимулировало примитивный сексуальный инстинкт, неограниченный никакими запретами.
Дельта-программирование обеспечивало нацеливание личности на убийство. На этом этапе объекты воздействия лишали чувства страха и тренировали их сознание на систематическое выполнение заданий. Этот вид программирования предназначен для подготовки специальных агентов или бойцов элитных подразделений (например Delta Force) для действий при проведении тайных операций. При этом объекты воздействия лишаются страха и программируются на неуклонное выполнение задания.
На этом же этапе в сознание жертвы могли закладываться инструкции по самоуничтожению и совершению самоубийства после выполнения задания.
Тета-программирование направлено на контроль сознания с помощью электронных систем, включая импланты в мозг, современные компьютеры и сложные спутниковые системы слежения.
Омега-программирование (другое название «Код Грин») ориентировано на саморазрушение и дает установку на суицид или самоповреждение. Программа обычно активируется, когда жертва/выживший начинает лечение или становится объектом допроса и большая часть памяти оказывается восстановленной.
Другая форма системной защиты – обманное программирование, которое включает дезинформацию и указание ложного направления.
Эксперименты на военной базе Presidio стали предметом журналистского расследования репортера Мей Брюэсселл. Результаты были преданы огласке на одной из радиопередач с ее участием. Во время расследования Мей неоднократно угрожали. Ее дочь была убита вследствие инспирированной автомобильной аварии. Перед завершением расследования Мей внезапно заболела скоротечной формой рака. В связи с тем что ЦРУ к тому времени разработало быстродействующий вирус рака, есть основания полагать, что смерть журналистки не была вызвана естественными причинами.
В начале 2015 года The Guardian опубликовала статью о проводимых Министерством обороны США на базе «Гуантанамо» экспериментах над заключенными с использованием особых пыток. Пентагон насильно давал всем узникам «Гуантанамо» высокую дозу препарата, который используется как часть программы «MK-Ультра». Тюрьмы «Абу-Грейб» в Афганистане и «Гуантанамо» стали полигоном. В августе 2015 года бывший исполнительный директор ЦРУ Элвин Кронгард в своем интервью Би-би-си открыто признал, что Пентагон и ЦРУ практиковали пытки. На вопрос корреспондента о том, почему никто не понес ответственности за это, он ответил: «Порочный альянс Буша, Чейни и Рамсфелда должен предстать перед Гаагским трибуналом за то, что они сделали. Но, к сожалению, это произойдет только тогда, когда свиньи начнут летать».
Человек-ружье

Татьяна Грачева
> От себя добавлю, что американцы вывезли большое количество немецких ученых к себе, но особым интересом для них были именно эксперименты, носящие антигуманный и фашистский характер, эксперименты над людьми. Можно утверждать, что часть американских элит переняла долю фашистской идеологии и воплощает ее по сей день.
Сегодня военная стратегия Пентагона основывается на максимальном технологическом превосходстве, и создание супер солдат, уверен, находится в графе приоритетов.
Для желающих более подробно ознакомиться с MK Ultra 18+:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *