Свитки мертвого моря

— 1 —
Вуди Аллен Шутки Господа Свитки Красного моря

Интересующиеся помнят, как несколько лет назад некий пастух, плавая по заливу Акаба в Красном море, наткнулся на пещеру. Внутри он обнаружил несколько больших глиняных кувшинов и два билета на фигурное катание. В кувшинах хранились шесть древних пергаментных свитков с таинственными письменами, которые простодушный пастух продал в музей по 750 тысяч долларов за каждый. Через два года кувшины оказались в ломбарде в Филадельфии. Еще через год в том же ломбарде оказался и сам пастух (его до сих пор не выкупили).

По мнению археологов, свитки были созданы в четвертом тысячелетии до нашей эры сразу после массового истребления иудеев их благодетелями. Тексты написаны на смеси шумерского, арамейского и вавилонского и принадлежат либо одному автору, работавшему в течение долгого времени, либо группе авторов, писавших в одном кабинете. В настоящее время подлинность рукописи вызывает серьезные сомнения. Подозрительным представляется неоднократное употребление слова «олдсмобиль»; известные библейские события в тех фрагментах текста, которые все-таки удалось перевести, трактованы весьма неубедительно. Тем не менее крупный специалист по раскопкам А.Х.Бауэр, признавая свитки грубой фальшивкой, считает находку самой большой удачей в истории археологии после обнаружения его запонок в одном захоронении под Иерусалимом. Ниже публикуются расшифрованные фрагменты рукописей.

1. «… и поспорил Господь с сатаной об Иове, что предан Иов Господу своему, и простер руку Свою на Иова и ударил Иова по темени, ничего не объясняя ему, и снова ударил его по уху, и толкнул его в кастрюлю с густым соусом, чтобы смердела и слипалась плоть его, и поразил десятую часть тука его. И воззвал Иов к Господу своему, говоря: «За что поразил ты тук мой? Тук сейчас трудно достать. Чем прогневил я Тебя, что погиб тук мой, да и что, собственно, такое этот тук?» Тогда сделал Господь две каменные таблички и защемил ими нос раба Своего. И увидела это жена Иова, и зарыдала, но послал ей Господь ангела утешения, и помазал ее ангел клюшкой для гольфа. Из десяти казней послал Господь с первой по шестую включительно, и болезнь поразила Иова, и рассердилась жена его, и, сорвав покровы свои, сдала их в комиссионку, и заломила цену вдвое против начальной цены.

И был день, и пересохли все пастбища Иова, и прилепился язык его к нёбу его, так что не мог он более сказать «миропомазание», чтобы не рассмеялись все вокруг.

Кумранские рукописи, названные так потому, что были обнаружены в пещерах поблизости от развалин на северо-западном побережье Мертвого Моря, по-арабски именуемых «Хирбет Кумран», – считаются важнейшей археологической находкой XX в. Попытаемся вкратце ввести читателя в тему Кумрана и расскажем о самих находках, о близлежащих развалинах, о составе кумранской библиотеки и о важности этого открытия.

Первые свитки в районе Кумрана были обнаружены арабами-бедуинами в 1947 г. Однако нам также известно, что уже в I тысячелетии н. э. в этом районе неоднократно обнаруживались древние еврейские книги. История обнаружения и исследования Кумранских свитков длинна и запутана, поэтому мы ограничимся лишь несколькими обобщающими словами. Все свитки, известные нам, были найдены в одиннадцати пещерах в период между 1947-1956 гг. – большая часть после 1948 г., когда этот район стал частью Иорданского Королевства (и до того, как Иудея была отвоевана Израилем в ходе Шестидневной Войны). Некоторая часть из них была обнаружена археологами, но большинство – бедуинами, которые догадались, что свитки стоят немалых денег. Однако изначально никто не знал о реальной значимости этих находок, и прошло немало времени, пока рукописи попали в руки ученых, которые поняли, что разговор идет о еврейской библиотеке 2000-летней давности. Часть свитков, найденных в 1947 г., попала в руки израильских ученых, и они были довольно быстро (и качественно) опубликованы. Другая часть осталась на территории Иордании, где их изучением занималась группа ученых, в основном католиков. Процесс работы над восстановлением, расшифровкой и публикацией рукописей затянулся надолго, однако это произошло главным образом потому, что большинство рукописей было найдено в виде небольших фрагментов, а также ввиду того, что почти никто из ученых доселе не имел опыта работы с такими материалами.

Храмовый свиток (Мегиллат ха-Микдаш) – самый длинный из свитков, длиной в 9 метров, 65 колонок текста.

К концу 80-х гг. прошлого века в сфере публикации свитков назрел кризис, и в 1990 г. руководство работой была перепоручено профессору Э. Тову из Еврейского университета в Иерусалиме, который значительно расширил группу исследователей, ответственных за публикацию; в течение пятнадцати последующих лет все свитки были расшифрованы и изданы. Несмотря на это и на тот факт, что кумранской теме посвящено уже огромное количество научных исследований, настоящая работа в этой сфере только начинается.

Параллельно с работой над самими свитками, в Хирбет Кумран и окрестностях производились археологические раскопки. Сами развалины были раскопаны в 1951-1956 гг. профессором о. Ролланом Де-Во, который и предложил ставшую основной интерпретацию этого поселения и его связи с обнаруженными в его окрестностях документами.

Практически с самого начала ученые обратили внимание на схожесть многих идей в свитках с описаниями быта и идеологии секты ессеев, упоминаемой Филоном Александрийским, Иосифом Флавием, и Плинием Старшим. Флавий и Плиний также писали, что эта секта (или ее часть) обитала в районе Мертвого Моря. Таким образом, главной гипотезой была и остается та, которая рассматривает Кумранские свитки в качестве библиотеки секты ессеев (или ее радикального крыла), упомянутой древними историками, а Хирбет Кумран – в качестве общинного центра секты. При этом, разумеется, есть и иные интерпретации, но, по нашему мнению, они куда менее убедительны. Кумранское поселение просуществовало со второй половины II в. до н. э. и до 68 г. н. э., когда оно было разрушено римским полководцем Веспасианом в рамках подавления т. н. Великого иудейского восстания против Рима. Накануне конфронтации с римлянами сектанты спрятали рукописи в пещерах, где они и находились до 1947 г.

Что касается содержания Кумранской библиотеки, то условно ее можно поделить на четыре части. Первая часть – это книги Еврейской Библии, все они (за исключением кн. Эстер, и, возможно, Нехемия), в разной степени сохранности, были обнаружены среди свитков, некоторые – в нескольких экземплярах. В отдельных случаях – особенно, когда мы располагаем хорошо сохранившимися свитками – сходство рукописей библейских книг, датируемых последними веками до н. э., со средневековыми копиями Еврейской Библии, поражает. При этом зачастую есть и отличия, которые существенно помогают ученым в воссоздании различных этапов истории написания и копирования библейского текста.

Во-вторых, среди рукописей обнаружены еврейские книги, хорошо известные нам (в переводах на греческий и другие языки) из христианского Ветхого Завета – такие как Товит, Премудрость Сирахова, некоторые апокрифические псалмы, также как 1 Книга Еноха и Книга Юбилеев, входящие в ветхозаветный корпус Эфиопской Церкви. Фрагменты этих книг, которые некогда являлись достоянием тогдашней еврейской общественности, не были изначально написаны Кумранскими сектантами, а были унаследованы ими вместе с книгами Еврейской Библии.

В-третьих, Кумранская библиотека содержит и другие книги, о которых мы ничего не знали ранее, но судя по их стилю и содержанию, кумраниты не являются их авторами: другими словами, они тоже были написаны до основания секты, а затем унаследованы ею.

Наконец, четвертая группа текстов – это собственно сектантские произведения, созданные либо членами Кумранской общины, либо членами секты за пределами общины, обитавшей у Мертвого моря. Это такие известные тексты, как Устав общины, Благодарственные гимны, книга Войн Сынов Света против Сынов Тьмы, т. н. различные пешеры, Дамасский документ и многое другое.

Что касается значимости этих находок, то ее сложно переоценить. Во-первых, до них практически все еврейские произведения, написанные на иврите и арамейском в период между Танахом и первым документом раввинистического иудаизма, Мишной, были известны лишь в переводах, а зачастую – в переводах с другого перевода. Все эти тексты были как бы «профильтрованы» христианами – т. е., только то, что их интересовало из древнееврейской литературы, было ими сохранено, а многое из этого было «улучшено» с помощью поздних добавок христианского характера. Другими словами, в отличие от ситуации, существовавшей до обнаружения кумранских рукописей, в настоящий момент мы располагаем обширной еврейской библиотекой, насчитывающей сотни рукописей в оригинале, не прошедших последующей цензуры.

Во-вторых, до середины XX в. ученые, исследовавшие историю создания самого текста книг Еврейской Библии (также как и процесс редакции книг и т.д.), кроме полных копий, датируемых X-XI вв. н. э., располагали лишь греческим переводом Писания, Септуагинтой, и незначительным количеством фрагментарных копий библейских книг, в основном, не ранее середины I тысячелетия н. э. Обнаружение среди Кумранских свитков копий библейских книг, написанных еще до начала н. э., несомненно имеет колоссальное значение. В настоящий момент ученые в состоянии понять намного лучше процесс того, какие стадии сочинения и редакции прошли книги Библии, и как текст Еврейской Библии достиг своей нынешней формы.

В-третьих, – и именно поэтому Кумран считается важнейшим археологическим открытием прошлого века, – эти находки открыли широкое окно в эпоху и место, где произошли важнейшие события мировой истории. Нет, они не поведали нам ничего о великих сражениях или изобретениях. Но они открыли перед нами мир идей, верований, образов и учреждений одной из групп т. н. «раннего иудаизма». Это – мир, в котором зародились, а затем стали достоянием широких масс такие идеи, как единый Бог, сотворение мира, избранный народ, Диавол, Мессия, вечная жизнь, воскресение из мертвых, вечный суд, рай и ад, и многие другие. Это – мир, в котором проживали Иуда Маккавей, Филон Александрийский, Юлий Цезарь, Гиллель Старший, Иешуа из Назарета, Шауль из Тарса (апостол Павел), Иосиф Флавий, Бар-Кохва и Рабби Акива. Это – мир и век, в которых были заложены основы двух важнейших религиозных и культурных традиций Запада – раввинистического иудаизма и христианства. Используя фигуру речи, приписываемую одному из вышеупомянутых деятелей, до Кумрана мы видели тот мир лишь как «смутное отражение в зеркале». Теперь же, даже если мы все равно видим только его малую часть, мы видим его «лицом к лицу».

Все 16 фрагментов так называемых свитков Мертвого моря, хранящихся в Музей Библии в Вашингтоне, оказались подделкой. Результаты исследования приведены в итоговом отчете, его текст приводится на сайте музея.

Реклама

Свитки Мертвого моря (Кумранские рукописи) были обнаружены, начиная с 1947 года, в пещерах Кумрана на Западном берегу реки Иордан, а также в других пещерах, в том числе расположенных в Иудейской пустыне, и в Масаде. Еще одну пещеру археологи обнаружили совсем недавно. Выяснилось, что она уже подвергалась разграблению.

По содержанию ученые делят манускрипты на три группы. Библейские тексты занимают примерно 29% от общего количества рукописей.

Их найдено около 200 экземпляров, в основном это небольшие фрагменты книг Ветхого Завета.

В последнее двадцатилетие множество реликвий появилось на рынке антиквариата, что вызвало у специалистов подозрения насчет их истинного происхождения.

В 2018 году была проведена экспертиза, в ходе которой выяснилось, что как минимум пять фрагментов рукописей, хранившихся в Музее Библии, были созданы позже, чем считалось.

При этом для их изготовления, возможно, использовались куски древнего пергамента. Сканирование при помощи рентгена и анализ чернил проводились в Федеральном институте исследований и испытаний материалов в Берлине. Ученые ждали других итогов экспертизы и, по словам главного куратора музея Джеффри Клоха, оказались шокированы результатом.

После оглашения результатов музей Библии объявил об исключении подделок из коллекции. Выставляться для всеобщего обозрения под видом 2000-летних текстов они больше не будут. Пять манускриптов заменили тремя другими «в ожидании дальнейшего научного анализа».

Исследования показали ложность предположений о древнем происхождении свитков, подчеркнули в музее.

Теперь же, изучив оставшиеся фрагменты, специалисты выяснили, что и они были подделкой. Чтобы установить это, исследователи использовали метод многоспектрального и отражательного наложения структур, традиционную и трехмерную микроскопию, микрохимические испытания и другие современные методы. Как сообщается в отчете, рукописи были созданы в ХХ веке.

«После исчерпывающего обзора всех результатов визуализации и научного анализа становится очевидным, что ни один из текстовых фрагментов свитков Мертвого моря из Музея Библии не является подлинным,

— говорит специалист по мошенничеству в искусстве Колетт Лолл. — Более того, каждый из них обладает характеристиками, свидетельствующими о том, что это преднамеренная подделка, созданная в ХХ веке с целью имитации подлинных фрагментов свитков Мертвого моря».

Создатели рукописей использовали в качестве основы старинную кожу, источником которой, возможно, стала старинная обувь. Однако анализ показал, что чернила на нее нанесли недавно. Кожа была покрыта клеем на белковой основе, который укреплял ее и придавал блеск, похожий на тот, который был у подлинных свитков Мертвого моря, написанных на пергаменте.

«Во всех фрагментах, где присутствовал текст, мы наблюдали примеры того, как современные чернила наносились поверх уже существующих поверхностных отложений, а также через трещины и участки расслаивания, уже присутствующие на материале. В некоторых случаях различные фальсифицированные минеральные отложения наносились на подделки, когда чернила были еще влажными, чтобы создать впечатление, что это были подлинные фрагменты свитков Мертвого моря, которые были найдены в пещерах Кумрана», — пишут эксперты.

Ситуация с поддельными рукописями может наложить на музей крайне негативный отпечаток. Его руководство надеется, что полная прозрачность исследований свитков пойдет на пользу библейской археологии, в том числе показывая, какие хитроумные методы могут использоваться для создания подделок и на что стоит обращать внимание при работе с артефактами.

«Музей Библии старается быть всегда объективным и правдивым. Мы стали жертвами искажения фактов или мошенничества»,

— говорит директор музея Гарри Харгрейв.

«Сложные и дорогостоящие методы, использованные для выяснения правды о нашей коллекции, могли бы пролить свет на другие подозрительные фрагменты и, возможно, даже помочь найти тех, кто несет ответственность за эти подделки», — считает Клоха.

Впрочем, выявленные факты не ставят под сомнение подлинность 100 тыс. фрагментов настоящих свитков Мертвого моря, большинство из которых хранятся в Храме Книги, части Музея Израиля в Иерусалиме.

«Когда Аоба назвал конструкцию «B Wings» неаккуратной, он не имел в виду ЭТО!».
Эта статья нуждается в очистке. Вы можете помочь Evangelion вики, дополнив её.

Изображение страницы из секретных свитков Мёртвого моря, которое можно увидеть из опенинга

Свитки Мертвого моря — название документов из вселенной «NGE», которые служат в качестве основного направления и философии Seele. О свитках мало что известно, кроме информации, полученной во время собраний Seele и раздела секретной информации из игры «Neon Genesis Evangelion 2».

В «Evangelion»

Известно, что свитки имеют внеземное происхождение и что они служат в качестве руководства по использованию и назначению содержимого Белой и Чёрной Луны: семян жизни и копья Лонгиния. Они подробно описывают правила использования этих предметов и нередко являются пророчеством, предсказывающим порядок и время нападений Ангелов.

Обладающие огромным богатством и властью Seele, которые были основаны как религиозная организация, в большом масштабе финансируют исследования реликвий своей веры. Эта инвестиция завершилась раскопками свитков Мёртвого моря. Нерелевантные свитки Мёртвого моря были обнародованы, а секретные свитки сохранены Seele. Позднее свитки были использованы для инициирования Второго и Третьего удара, а затем и совершенствования.

В действительности

Настоящие свитки Мёртвого моря были обнаружены в одиннадцати пещерах Кумрана в 1947 году на северо-западном берегу Мёртвого моря. В основном тексты фрагментарны, исключение составляют несколько нетронутых скриптов. Скрипты и фрагменты нумеруются в соответствии с пещерой, где они были найдены. Некоторые свитки написаны на иврите, но некоторые на арамейском языке. Фрагменты из всех книг Ветхого завета, исключая Есфирь, были обнаружены среди свитков Мёртвого моря.

Во время разработки «Евангелиона» некоторые свитки Мёртвого моря были скрыты, но в данный момент они находятся в общественном доступе, и поэтому тайна их содержимого теперь неактуальна.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *