Своеволие

Дата публикации или обновления 29.10.2017

Грехи против второй заповеди

Своеволие — стремление всегда поступать по своей личной воле. При этом предполагается, что своя воля должна отличаться от воли других людей, должна быть на нее непохожей. В связи с этим, поскольку воля находит свое воплощение в словах и поступках человека, своевольный ищет возможность подчеркнуть, что он действует по своей воле, выбирая те формулировки и поступки, которые обнаруживают ее отличие от воли других людей.

Так, например, ищут необычности поведения больные шизофренией, для формирования которой наличие своеволия является обязательным. В тех случаях, когда это качество не дошло до уровня страсти, своеволие проявляется в поисках оригинальных решений любого вопроса, и на следовании этим решениям своевольный человек настаивает даже в том случае, если они требуют больше усилий и времени и при этом приводят не к лучшему результату, чем общепринятые действия.

В душе человека своеволие рождает ощущение собственной необычности, отличительности от других людей, подтверждения чему своевольный постоянно ищет и что со временем приводит к ощущению отдаленности, отчужденности от других людей. Своеволие не так заметно, как жадность или осуждение, но с большей силой разрушает любовь, страдающий этой страстью часто думает: «Я не лучше других, я не имею превосходства над ними, но я и не такой, как они, в принципе, у меня нет с ними ничего общего».

Схематично своеволие, занимает на древе греха место среди качеств, которые можно было бы объединить одним емким понятием — «самость». Самость объединяет в себе такие грехи, как саможаление, самолюбование, самозаботливость, самоугодливость, самооправдание и им подобные.

Своеволие участвует как обязательный, но не единственный фактор формирования шизофрении и может приводить к вычурности (необыкновенности) мимики, жестикуляции, высказываний и поступков.

Некоторое значение оно играет и в формировании бредовых представлений больного, что легко объяснимо: необычный человек, естественно, должен привлекать к себе внимание окружающих, а это внимание, само собой разумеется, должно принимать необычные формы. Таким образом, идеи величия или преследования являются результатом ощущения больным собственной необычности и желательны для него, поскольку позволяют, хотя бы мысленно удовлетворять описываемому качеству.

К оправданию перед людьми своевольный прибегает крайне редко, а сам себе объясняет собственную необычность особой одаренностью, гениальностью. Оборотной стороной своеволия, видимо, можно считать податливость, которая легче обнаруживается в тех случаях, когда предлагаемое другими людьми ординарное решение резче оттеняет необычность поведения своевольного человека в данной конкретной ситуации в его собственных глазах.

Своеволие часто сопровождается мучительными сомнениями, бездеятельностью в повседневной жизни, в обычных делах, которые кажутся такому человеку слишком банальными, чтобы ими заниматься. Своевольный обычно не имеет совсем или имеет очень ограниченное количество людей, которых можно назвать близкими, так как чувство отчужденности, которое он испытывает ощущается окружающими людьми и воспринимается ими как свое собственное отношение.

При этом имеющиеся контакты чаще всего носят формальный характер и вызываются внешними потребностями. Единственно, с кем относительно легко находит контакт своевольный, — это подобострастные ему люди (зараженные подобной, такой же, как он, страстью).

Своевольный может вынужденно, подчиняясь обстоятельствам, следовать обычному ходу жизни, может подчиняться чьей-то воле, но внутренне никогда с этим не соглашается, и как только представляется возможность, ведет себя «по-своему». Естественно противостоят своеволию послушание и смирение, отсечение своей воли и поиск во всем воли Божией.

В начало

Т., Т., а ведь Вы капризничаете. Разве в Церковь к священнику ходят, а не к Богу?

Отец А. за Вас жить не может и не дол­жен. А Вам еще долго-долго надо учиться христианскому восприятию жизни. Сейчас же враг истязает Вас, и надо быть очень внимательной к своему внутреннему че­ловеку, ведь дело не в юбке и в платочке, а в душе ясной и светлой или омраченной и озлобленной. Начните свое восстание с благодарности Богу за все: за жизнь, за приход в Церковь, ведь всё это — дар Божий не за наши заслуги, а просто за то, что Господь любит и Т., и о. А., и Л.

Дорогая о Господе Валентина!

Вы сделали как большинство людей: сначала своеволие, а когда беда на порог — выручайте, отцы! Мы ничем, кроме молитвы, Вам помочь не можем, а помо­литься обещаем, да и Вам советуем мо­литься святителю Спиридону о жилье, а о работе св. муч. Трифону. И уж коли дело уже сделано, живите там, куда приехали, да помолитесь и о своих родственниках, с которыми не складываются отношения. Помоги Вам Господь!

Дорогая о Господе М.!

У Вас нет терпения, и Вы, настаивая на исполнении своего желания, противитесь воле Божией.

Нет Вам благословения брать чужого ребенка, молитесь усердно, чтобы милость Божия даровала Вам своего.

Еще раз повторю — не тянитесь к само­дельному Кресту. Он будет Вам не по силам.

Дорогая Н.!

Вторая часть Вашего письма как раз и есть то, чего Вы так боитесь.

Наше хромание духовное на оба коле­на: по-Божьи жить не могу, а часто и не хочу, — дает простор той печати, которой так все боятся. Но печать эта не внешняя, а ум, сердце, душа грехом печатается, так что ничто Божье уже не войдет в душу. А паспорта, карточки — это все кесарево. И по слову Господа Богу Богово дайте, а кесарю кесарево.

Храни и умудри Вас Господь!

Дорогая матушка С.!

Спаси Вас Господь и укрепи на труды во славу Божию. Но у Вас свое послуша­ние, а у меня свое.

Поэтому не будем своеволием вторгать­ся в порученное нам. Я с радостью при­му Ваш труд, когда он будет завершен, но рецензентом Вашим быть не могу. Это сделает тот, кому благословлено Вам по­могать. А вот молиться за Вас — это мое дело, и я это делаю с радостью и без воздыханий.

РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕВОЛИЯ
1. Неудачи, провал. Любой человек с химической зависимостью или нет, который закрывает свой ум любым или всем идеям, кроме своих собст¬венных и сопротивляется всем влияниям из вне, будет неудачником. Люди должны расти и изменяться, и чтобы это происходило, они должны быть открытыми внешним влияниям и новым идеям. Пруд, который не подпитывается свежей водой, умрет или высохнет. Также и человек, который не подпитывается новыми идеями, иссякнет, истощится.
2. Отчуждение. Человек, который отклоняет, отвергает идеи и помощь других в этом процессе, также отвергает и их самих. Результат: одиночество и изоляция. Отделение от других приносит умственный, эмоциональный и духовный голод.
3. Боль. Такие люди испытывают сильную боль, потому что они настаивают на жизни с абсурдными принципами. Они испытывают боль от неудач, от одиночества, от духовного голода.
4. Поражение, крушение. Такие люди будут окончательно падать (терпеть неудачу) еще прежде, чем произойдет сражение.
Они и никто другой будут уничтожать самих себя. Их собственное поведение будет причиной их падения и того, что они будут побеждены, Это особенно правдиво для химически зависимых людей. Раньше или позже их злоупотребление приведет их в совершенное и окончательное поражение.
Суммируя все это, давайте обратимся к словам из книги Дао, собрания древних и уважаемых китайских духовных учений:
 Живой человек (живущий) — уступчивый и податливый. Мертвый человек — жесткий и застывший, неподвижный» Следовательно, негибкое и неуступчивое поведение — часть умирания, а быть гибким и уступчи¬вым — это часть жизни.
 О чем это нам говорит? Что когда мы гибки и открыты жизни, мы действительно живые, мы действительно живем. Но когда мы не гибки и с закрытым умом, мы медленно умираем.
 Подумайте об этом, о правде этого и о том, что вся жизнь ваша может за-висеть от этого. Если честно, вы своевольный, не гибкий, не уступчивый, а следовательно, умирающий?
Можете вы, или просто, хотите вы стать гибким, с открытым мы¬шлением и живым? Если да, то у нас есть хорошие новости для вас: лекарство, которое откроет вам ум и уменьшит своеволие, которое убивает вас.

Имеет смысл сразу определить, что мы будем понимать под этим словом СВОЕВОЛИЕ.

– это склонность к сопротивлению и отрицанию противоположного или иного

– это склонность к сопротивлению идеям, которые не согласуются с нашими собственными

Давайте проясним это. Когда вы что-то делаете для меня, то, что я считаю нужным и должным, то все хорошо. Но если вы пытаетесь сделать что-то, с чем я не согласна, берегитесь! Например каждый алкоголик \ наркоман согласен с тем, что делает доктор, когда помогает им выжить во время похмелья \ ломки (когда он сам не может остановится). Но после этого, только стоит доктору заговорить с больным о его пристрастии, о зависимости, вырастает стена защиты, немедленное сопротивление.

Герберт Спенсер однажды сказал, и это заслуживает внимание химически зависимых людей: «Существует принцип, который является препятствием для всей информации, который не поддается никаким аргументам, и который будет всегда продолжать держать человека в неведении. Это принцип: «Презрение прежде, чем исследование».

В этом заявлении Спенсер говорит о том, что мы называем «закрытый ум».

1. Люди, которые имеют «закрытый ум», отвергают новые идеи прежде, чем исследуют их.

2. Из-за этого они держаться (и цепляются) своих старых идей (мнений) даже, если эти идею не работают.

3. У них ум с «одной колеей», где только один путь для идей.

Сегодня мы будем часто говорить о закрытом мышлении и о важности открытого мышления. Почему?

Да потому, что у химически зависимого человека как раз такой закрытый ум. Они цепляются вновь и вновь за старое, хотя это и не работает.

Например, алкоголик, который еще никогда в своей жизни не был способен прекратить пить, говорит о возможности победить алкоголизм с помощью силы воли. Или наркоман, который не мог справиться с работой, много лет менял ее, говорит о том, что можно преодолеть свое пристрастие, загрузив себя делами.

Если неведение было блаженством, как кто-то однажды заметил, то люди с закрытым умом (включая зависимых), должны быть счастливыми, но это не тот случай.

Как следствие – старое не работает, а приносит напряжение, раздражение, новые проблемы, подозрительность к тем, кто действует по иному. Возникает желание воздвигать новые барьеры «новому знанию», отчаянные попытки сопротивляться влиянию извне.

Такие люди, находясь посреди беспорядка, среди одних неприятностей и бед в своей жизни, кричат: «Оставьте меня одного! Я знаю, как мне жить! Я буду делать это так, как я знаю!» Хотя они могут различаться в другом, по крайней мере, две вещи у них (людей с закрытым мышлением) похожи:

1. они безнадежно вызывающе своевольны

2. их своеволие обычно выражается в таких словах: «Я буду делать это так (своим способом)!», или они отрицают, что они имеют проблему.

Люди всегда держались того, во что они верили, и чувствовали что они были правы и считали, что это хорошо. Они отказывались применять идеи, которые вступали в конфликт с их собственными. В этом смысле они были закрыты умом. Однако, они закрывали свой ум только после исследования других идей.

Они не повиновались, даже сражались с теми, кто пытался им навязать не желаемые идеи. В этом смысле они были своевольными. Однако они были такими после исследования. Такой тип своеволия и закрытости ума основан на разуме и им можно восхищаться. Тот тип своеволия, о котором мы говорим, не основан на разуме.

Люди, о которых мы говорим как о своевольных, основали свои жизни на заблуждении (иллюзиях). То, во что они продолжают верить, ложное. Действия, основанные на этих ложных убеждениях, не работают. Люди с таким своеволием отвергают все другие идеи без их какого-либо исследования. Эти люди продолжают пытаться делать старые, неработающие идеи рабочими вопреки фактам, которые они знают и которые видят все вокруг.

Алкоголизм \ наркомания и своеволие.

Люди с химической зависимостью – это своевольные люди. Это мнение не основано на догадке. Оно основано на твердом доказательстве и изучении. Химически зависимые люди последними видят свои проблемы. Они не могут видеть самих себя, как это видят другие (со стороны). Общая структура характера, которая может быть описана как своевольная личность, присуща алкоголикам. «Я хочу то, что я хочу и когда я это хочу». И психотерапевты, которые интенсивно работали с алкоголиками пишут: «Внутренне, в душе алкоголик не выносит контроля людей и Бога (или Судьбы). Он, алкоголик, есть (и должен быть) хозяином своей судьбы. Он будет драться до конца, чтобы сохранить эту позицию».

Это действительно трагедия химически зависимых людей: слишком многие борются до конца. Они умирают. Почему? Потому что они отказываются осознавать новые идеи и способы, которые можно использовать. Они остаются в заблуждении, продолжают верить во что-то ложное как в правду.

Например, когда их жизни разрушены, они говорят: «Я буду управлять собой, я справлюсь».

Или они говорят: «Я могу бросить пить в любое время, когда захочу».

Они говорят или думают: «Если в этот раз я смогу сдержаться, то я буду способен пить подобно другим».

Может быть это звучит странно, но именно из-за своеволия и закрытого мышления, алкоголики не могут достичь выздоровления больше, чем по какой-либо другой причине.

Их неудача в выздоровлении лежит в установке на «презрение еще до исследования». Они отказываются принять, что это не работает.

Некоторые химически зависимые люди могут думать, что они не являются своевольными, т.к. они совершенно не понимают, что есть больше, чем один способ, как выражать своеволие.

  • Своеволие не всегда выражается открыто, так же как гнев не всегда выражается физически. Это может вызвать усмешку, некоторые люди считают, что они контролируют свой гнев только потому, что они кого-либо не бьют. Их гнев, хотя не выражается физически, он проявляется каким-либо образом сам – что-то происходит внутри и в сердце алкоголика поселяется злость и враждебность.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *