Священник это профессия

Когда речь идёт о выборе будущей профессии, то к этому вопросу нужно подходить очень осмысленно. Потому что, чаще всего, такой выбор делается только один раз в жизни. И он же, во многом определяет наполненность ощущением удовлетворения — при правильном выборе, и может стать настоящей трагедией — при совершении ошибки в определении своих главных интересов и наклонностей.

Выбор огромен, существуют тысячи профессий, всё время окружающий мир требует новых квалификаций, позволяющих обслуживать инновационные сферы.

Если же рассматривать весь спектр возможных базовых, традиционных направлений деятельности, то в отдельную группу можно выделить **Профессии, связанные с обществознанием**.

Это, в первую очередь:

  • политолог
  • социолог
  • культуролог
  • правовед
  • юрист
  • экономист
  • психолог
  • педагог
  • отраслевой менеджер

Обществознание является направлением, в котором используется научный подход для изучения социума, принципов и истории развития общества всех людей и места в нём для каждого отдельного человека. Оно основывается на знаниях из философии, социологии, политологии, этики, истории, экономики, и состоит из следующих разделов: общества, человека, познания, духовной жизни общества, экономики, социальных отношений, политики, права.

Современное общество осознаёт значение обществознания, его важность в формировании целостного представления об обществе. При формировании такого представления о социуме,эта наука продуцирует новые знания, новое мышление и представление о мироустройстве, вбирая в свои основы самые важные, принципиальные и ценные достижения социальных наук, не являясь при этом их простой суммой.

Мы должны быть благодарны обществознанию за многообразие профессий, формирующих информационное поле для дальнейшего развития человечества, изменения его мировоззренческих установок, развития общественного сознания, в котором научный подход даёт все больше возможностей для приобретения знаний об обществе.

Создавая такие изменения в миропонимании, обществознание всё больше принимает функций для основ формирования нравственных личностных ценностей , ее моральных приоритетов. К этому приводит и изучение духовных сфер общества.

Выбор профессии, связанной с обществознанием, даёт вам неограниченные возможности для саморазвития и постоянного совершенствования.

Возможно Вас заинтересуют:

  • Професссии, связанные с обществом
  • Как стать политиком
  • Профессия – политик
  • Личностные качества как источник власти и влияния
  • Профессия дипломат

Канули в Лету годы безбожия и гонений на Церковь и верующих. Никого уже не удивляют строящиеся в городах и селах храмы и монастыри, привычным стало появление в церквях по большим праздникам представителей светской власти, а священников — на различного рода официальных и общественных мероприятиях. Сейчас уже не редкость встретить священнослужителя в рясе на улице, в магазине или в общественном транспорте. И, тем не менее, прохожие обязательно бросают в его сторону любопытные взгляды. Многих мирян чрезвычайно интересует жизнь духовенства. А всякое незнание неизбежно рождает мифы. Какова же реальность? О некоторых сторонах жизни духовенства мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.

Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет. 2, 9).

– Скажите, Владыка, сколько священников служит в Покровской епархии? Достаточно ли их, чтобы каждый приходской батюшка знал свой приход, и у него хватало бы времени не только на богослужения и выполнение треб, но и на доверительные беседы с прихожанами?

– Кадровый голод – общая проблема для всей Саратовской митрополии, Саратовская православная духовная семинария не может полностью удовлетворить потребности в кадрах Саратовской, Балашовской и нашей Покровской епархии.

На территории нашей епархии располагается более 100 храмов, а количество священников чуть более 80. Для того чтобы регулярно поддерживать богослужебную жизнь в храмах, священникам, особенно сельским, приходится трудиться на нескольких приходах. Городское духовенство тоже загружено до предела ежедневными службами, просветительской работой, различными епархиальными и общественными мероприятиями. А от батюшек, как вы верно заметили, ждут не только совершения богослужений и того или иного Таинства. Люди часто нуждаются в словах утешения, советах, личных беседах, но для этого нужно время, а у священников его просто нет. Поэтому кадровая проблема у нас одна из главных, мы ее стараемся решать, и, я надеюсь, со временем решим. Я всегда говорю священникам, чтобы они на своих приходах внимательно приглядывались к молодежи, и, если среди молодых прихожан есть люди с особым желанием послужить Богу, надо помочь им встать на этот путь.

– Но достаточно ли одного желания, чтобы попасть в «род избранных»? Или существуют критерии, по которым решается, есть у человека священническое призвание или нет?

– Мы живем сегодня в особенный период развития Церкви. За последние 20-25 лет наши храмы наполнились людьми, мало знакомыми или вовсе незнакомыми с церковной жизнью. Большинство наших прихожан – это неофиты, и их надо воспитывать, учить и просвещать. Если раньше ребенок в семье воспитывался в православных традициях и с раннего детства знал Закон Божий и церковную жизнь, то сейчас приходится взрослым людям объяснять азы Православия. Поэтому священник помимо своих прямых обязанностей должен быть еще педагогом, хорошим проповедником, иметь организаторские способности, он должен учить людей жить христианской общиной и воспитывать себе помощников. Священнику необходимо также знать и бухгалтерскую, и канцелярскую работу, быть экономом и прорабом на стройке, так как сейчас строится и восстанавливается много храмов, и многое другое он должен знать и уметь. А если не умеет, то в процессе работы ему предстоит всему этому научиться. Но главное, конечно, он должен быть избранником Божиим. Вот тогда он сможет быть хорошим батюшкой, и с Божьей помощью и храм построит, и церковную жизнь в приходе наладит.

– Но ведь священник не только пастырь, но и глава семьи, часто многодетной, он может быть обременен многими домашними заботами и проблемами. Как же на все у него хватает сил и времени?

– На первом месте у священника должна быть Церковь, если это не так, то служить ему будет трудно, возможно, даже появится охлаждение к церковной жизни. Да, у священника есть долг перед семьей, но он сам выбрал этот путь, создал семью, значит, должен находить и силы, и время все и везде успевать. Очень важно для будущего священника не ошибиться в выборе спутницы жизни. Надо найти супругу не только по сердцу, но и единомысленного человека, чтобы вместе они соработничали, вместе несли свое служение. Когда матушка во всем поддерживает супруга, берет на себя груз домашних забот, она фактически тоже служит Церкви, но на своем домашнем поприще. Тогда и священнику служить легче. Чтобы это было так, мы в нашей епархии установили такую практику – семинарист, собирающийся принять священный сан, приходит со своей будущей избранницей на беседу к архиерею. И если я вижу, что выбор будущего пастыря не удачен, и в его семейной жизни в дальнейшем могут возникнуть проблемы, то, конечно, не буду торопиться с принятием решения о его хиротонии.

– Кстати, почему молодой человек, желающий принять священный сан, обязан сначала вступить в брак? Разъясните, почему нельзя жениться после рукоположения.

– Хиротония – это тоже обручение, но только с Церковью. Священник заключает брак с Церковью, и этот союз выше человеческого. Поэтому сначала заключается брак с человеком, и только после этого с Церковью.

– Все ли архиереи Русской Православной Церкви являются монахами или они могут иметь семьи?

– В традиции Русской, Греческой, Болгарской и других Православных Церквях существует правило, что архиерей может быть избран только из «черного» духовенства.

– То есть он должен без остатка принадлежать только Церкви?

– Да, этому есть подтверждение в Священном Писании. Женатый заботится, как угодить жене, а неженатый, как угодить Богу, вот и все. Хотя в истории Церкви были времена, когда епископы избирались из женатых людей. Но тогда уровень духовной жизни и ревности о Боге были намного выше, чем сегодня. Жизнь меняется, меняются и церковные каноны.

– Владыка, если по какой-то причине священника лишают его сана, благодать, полученная в Таинстве Священства, оставляет его или нет?

– При совершении хиротонии священник получает Божию благодать, и это невозвратный дар. Но, как часто бывает в жизни, своими грехами, страстями он может этот огонь в себе погасить. Неправедными действиями он сам отлучает себя от Церкви, а Церкви остается только подтвердить этот печальный факт. Такие ситуации бывают в церковной жизни, и в нашей епархии они были. Священнику, совершившему тяжкий грех, дается время на покаяние, исправление, но если этого не происходит, то приходится извергать его из сана, это, конечно, крайняя мера.

– Скажите, а перевод пастыря из одного храма в другой – это тоже дисциплинарная мера?

– Нет, перевод совершается не в качестве наказания, а для корректировки церковной жизни. У одного все получается на приходе, и видно, что он способен на большее. Тогда этот батюшка может занять, к примеру, место благочинного, где принесет еще большую пользу. А другой «не тянет» службу настоятеля, значит, «не по Сеньке шапка», и он может быть переведен на другой приход на должность второго или третьего священника. Конечно, такие переводы бывают болезненными, и семье тяжело, и прихожане переживают уход любимого батюшки. Но я убежден, что если близкие люди любят Церковь и верят ей, то они смогут понять и принять такое решение управляющего епархии.

– Насколько приемлемо для церковной среды понятие карьерного роста? Молодые люди учатся, стремятся подняться выше, для мирского человека это нормально, а для священника?

– Человек, посвятивший свою жизнь Богу, не должен руководствоваться карьерными интересами и, расталкивая всех локтями, стремиться наверх. Скорее всего, его там ждет разочарование. Большая должность – это огромная ответственность. Кому много дается, с того и много спрашивается. Но и прозябать на месте, не повышая своего профессионального уровня, тоже не правильно. Здесь важно найти золотую середину – стремление человека к росту должно сочетаться с его внутренним смирением. И опять же все зависит от воли Божьей. Надо доверять Ему, и тогда будет найден ответ на главный вопрос: что мне полезно для моего спасения, а что нет.

– Объясните, Владыка, нашим читателям, почему в Вашем присутствии не принято подходить к батюшке за благословением? Существует ли на этот счет каноническое правило или нужно просто соблюсти этикет?

– Это просто объяснить. Священник получает право на священнодействия от правящего архиерея. Фактически, священник – это его представитель на том или ином приходе, которому делегировано право совершать Евхаристию и благословлять народ от имени архиерея. Если же архиерей сам присутствует на богослужении, то за благословением следует подходить к нему. Это церковное правило прихожанам следует знать.

– Очень часто в обывательской среде ведутся разговоры о благосостоянии духовенства, многие уверены, что священники – люди вполне обеспеченные, а наличие у них иномарок лишь укрепляет эти слухи. Так ли это?

– На самом деле, далеко не так. В разных городах и селах священники и живут по-разному. Нельзя сравнивать жизнь духовенства в Москве, Питере, Екатеринбурге или Саратове с жизнью приходского священника, скажем, в Озинках. Испокон веков в крупных городах России за счет зажиточной паствы духовенство жило более обеспеченно, чем на периферии. Но материальное состояние батюшки зависит не только от уровня жизни прихода, но и его личных добродетелей. Народ у нас благоговейный и, видя старания своего пастыря, всегда ему поможет. Поэтому хороший пастырь голодать и бедствовать нигде не будет, паства его всегда поддержит.

Традиционно русский православный священник мало отличается благосостоянием от своей паствы. Скажу, что духовенство нашей епархии – это люди со средним достатком. Уверяю вас, никто из них в роскоши не пребывает. Что касается наличия у священнослужителей иномарок, то это самое расхожее обывательское обвинение в адрес духовенства, как будто служители алтаря в ХХI веке должны передвигаться на телеге и жить в нищете. А ведь батюшкам, особенно сельским, приходится ежедневно накручивать на своих железных конях по бездорожью десятки километров. Есть у меня в епархии священник, он служит в районном центре, который за два года на своей разбитой иномарке накатал почти 100 тысяч км! В любое время дня и ночи он мчится туда, где его ждут, потому что он один на весь район. А что бы он делал без машины? Поэтому наличие у священника автомобиля – это уж точно не роскошь, а необходимое средство передвижения.

– Священник, как известно, не работает, а служит. Есть ли у него право иметь заработок на стороне, помимо храма, как это принято в некоторых странах Европы и Америки?

– В западных странах есть такая практика, но в Русской Церкви иные традиции. У нас батюшка должен заниматься своими прямыми обязанностями, пастырством. В Священном Писании об этом прямо говорится: Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6, 24).

– Для священнослужителей сейчас наступило благоприятное время, которого никогда не было в истории Русской Православной Церкви. Однако почему такие уникальные пастыри, какими были архимандрит Иоанн (Крестьянкин) или архимандрит Кирилл (Павлов), являлись в прошлой жизни, когда Церковь была гонима, а в современной их нет?

– Я бы не стал так категорически говорить о Церкви. Во все времена в ней были и есть настоящие подвижники, которые всецело посвятили себя Богу и Церкви. Почитайте творения святителя Игнатия (Брянчанинова). У него на каждой странице рассуждения о том, что в наше бездуховное время (XIX век!) старцев не стало и все в Церкви плохо. Что бы он написал, живя в наше время? А ведь упомянутые вами старцы жили уже после святителя Игнатия. А сколько новомучеников и исповедников в земле Российской просияло в истории Церкви ХХ века!

В моей личной жизни было много замечательных, ярких и интересных архипастырей, которые определили мою судьбу, за что я благодарен Богу. Из ныне живущих это, конечно, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, мой духовник и наставник, под влиянием которого я начинал священническое служение и продолжаю его уже много лет.

Нам Господь судил жить сегодня, и мы должны в этих обстоятельствах, в это время искать Бога, стараться подражать Господу, спасать свои души, исполнять свой долг, свое служение. Да, священники – другие люди, но их жизнь мало чем отличается от жизни мирян. У священника так же плачут и болеют дети, так же ломается машина и где-нибудь в квартире текут трубы, чаще это бывает съемная квартира. Проблем житейских у священников хватает. Но, служа Богу и Церкви, они получают и моральное удовлетворение, и людям помогают, и души свои спасают. И надо благодарить Бога за эту радость!

Беседовала Ольга Стрелкова

Фото Алексея Лузгана

Известно, в 1914-1918 годах с редкостной наглостью
Гитлер оскорблял наш народ.
Он считал людей неполноценными негроидами.
И что же?
Будет ли наш народ просить позволения месье Гитлера,
чтобы создать правительство, приверженное делу свободы и мира?
Делу труда и демократии?
Он говорит резковато, этот месье.
Представь себе, это совершенно мои мысли!
Кто это?
— Морис Торез, мадам.
Это есть наш последний И решительный бой.
С Интернационалом Воспрянет род людской!
Товарищи! Сейчас я предоставляю слово…
нашему товарищу Полю Лакоссаду, мэру Нойера.
Я прошу слова!
Я не понимаю: Лакоссад не является кандидатом!
Я не согласен!
— Браво!
Товарищи! Не будем обсуждать решения партии!
Иной был выбран демократическим путём.
Что мы должны сейчас сделать, чтобы возглавить борьбу за…
…возглавить борьбу за…
Эй! Вы что, не видите, что мешаете собранию?
Если бы Лакоссад не говорил за моей спиной,
мне не пришлось бы этого делать.
О, браво! Так вы это нарочно, чтобы помешать ему говорить?
Да, потому что это выступает Лакоссад!
Ладно-ладно, займусь ремонтом карбюратора.
Видите, что значит христианское милосердие?
Что он хотел? — Ничего, мама. Поздороваться со мной.
Твоя воскресная сутана!
Ты же хотел почистить её!
Ну, знаешь, чёрное на чёрном…
Время сектантского антиклерикализма закончилось.
Мы должны протянуть руку…
Всё обойдётся. Спустимся к Орбиньи, я хочу пить.
Слушай, твой отец не хочет, чтобы ты ходила по кафе.
Тем более сегодня, когда там политическое собрание.
Ну и что? Не съедят же они нас?
В любом случае, нам пора возвращаться.
Нас будут ругать, когда вернёмся!
Франсуаза…
У нас авария!
Где?
— Тут, неподалёку!
Нужен врач!
— Нет здесь врача!
Это ваша сестра?
— Нет, кузина.
Стало лучше?
Возьмите ваш велосипед.
Я помогу вам.
Вот так. Хорошо?
Пошли!
Наверное, ты просто сумасшедшая!
Лучше бы раздела её.
И вы могли бы помочь. Сделайте что-нибудь!
Простите! Принеси-ка мне «живой воды».
Предупреждаю, что вам будет больно.
Возьмите, выпейте!
Это подействует.
Держи!
Что ж, приступим.
Больно?
Ваша «живая вода» с непривычки заставляет меня плакать.
Вы очень храбрая.
Подержите.
Хорошо…
Хорошо?
— Очень! Я совсем пьяная.
Да-да, к моей дочери.
Спасибо, доктор, ждём!
Сожалею, что причинили вам беспокойство, господин кюре.
И что это за мысль ехать куда-то вдвоём!
Я же сказал вам оставаться с вашей тётей.
Впрочем, об этом мы поговорим позже.
Господь уже наказал…
Знаете, дорогая мадам, Господь тут не при чём.
Правда, мы всегда склонны примешивать его к нашим мелким неурядицам.
Мне остаётся только поблагодарить вас.
Это я глубоко благодарен вам, господин кюре.
Удачи, малышка!
Что ж, отлично! Мы много слышали про аббата Расто,
а теперь

Игорь Бекшаев, 19 января 2017, 09:58 — REGNUM «С целью дискуссии» на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале «Богослов.ru» и в официальном блоге Межсоборного присутствия на днях был опубликован проект документа «Профессии, совместимые и не совместимые со священством». Он создан комиссией Межсоборного присутствия. Основной посыл документа кажется понятным. Духовенству предлагается начать задумываться о втором трудоустройстве. И здесь, как еще говорят, две новости — хорошая и плохая. И свои оттенки довеском в каждой.

Василий Перов. Рыбаки. 1879 (священник, дьякон и семинарист)

Не секрет, что священники и дьяконы в подавляющей массе своей — люди крайне зависимые и почти абсолютно бесправные. Большинство из них не имеет иной профессии, кроме той, что получили по окончании церковного учебного заведения. А эта профессия, если ее можно так назвать, кроме как в Церкви, больше нигде не востребована. Поскольку Русская православная церковь представляет собой, позволительно будет сказать, административный монолит, то даже и переход в другую епархию осуществить не так-то и просто. Недостаточно написать заявление об увольнении здесь и о приеме там, перевод может оказаться настоящим приключением. Да и к прочему смена епархии — это смена региона проживания, что очень накладно и не лишено стресса. Работа у священника нервная, однообразная, для людей с умом, порою, пытка, поскольку ни интеллектуального, ни духовного прогресса в ней почти не заложено, разве что изучить все это досконально и сообразить, насколько все запущено. Есть еще вариант — уйти в «крепкие» или «сильные» молитвенники. Ну, а так в основном служба, требы, духовные советы терпеть, смиряться, которые, впрочем, и без того все знают, хотя и спрашивают на всякий случай, чтобы рассказать друг другу потом, что «батюшка мне велел терпеть и смиряться».

И над всем этим епископ, который советов не спрашивает, но смиряет по полной. Если с епископом повезло, то смирение от него, как говорят, «в радость». Если не очень повезло, то «во спасение». Епископа, между прочим, тоже понять можно, не всякого, конечно, но его временами так домогают «крепкие» или «сильные» молитвенники, что он может утратить даже чувство меры и начать со своим смирением перегибать палку. Если такое по каким-то причинам случается, то некоторым священникам и дьяконам становится совсем невмоготу. Будучи полностью зависимой от капризов епископа или его фаворитов, обычно секретаря, благочинного и прочих, жизнь рядовых священников способна сделаться совсем невыносимой. И особенно с финансовой точки зрения. Оттого, что белое духовенство обычно многодетно, то оказавшийся в немилости по каким-либо причинам священник не имеет никакого выхода из ситуации, кроме как «смиряться», то есть жить с утратой всяких жизненных интересов, утешая себя, что служит он не кому-нибудь, а самому всемогущему Богу.

Иероним Босх. Искушение святого Антония

Так вот, хорошей новостью в упомянутом выше документе является то, что духовенству дается намек, что на самом церковном верху проблему понимают и предлагают из нее выход. Плохой новостью является то, что выход так себе. Повествуется, что в светском трудоустройстве нужно исключить «извлечения прибыли ради личного обогащения», между тем такого рода обогащение имеет место в самой Церкви, в ее собственной «трудовой деятельности», не везде, но секрета тут никакого ни для кого нет. С этого бы начать, а там уже можно и о трудоустройстве на светском рынке труда писать регламент. И не с тех позиций, что одни профессии «замарают ризы», поэтому их надо избегать, а с миссионерской целью, рекомендовать духовенству получать второе, третье образование, осваивать рабочую профессию, обретая тем самым и дополнительную независимость от прихоти епископа. Тем более что, собственно, на волю правящего архиерея и отдается трудоустройство в этом документе.

Как почти все церковные документы, этот не является исключением в том, что в нем большей частью перечислены различные «препятствия» к возможной трудовой деятельности. И все равно читается в этих списках какая-то неуверенность. Нельзя, к примеру, быть врачом, но были в истории врачи-священники, даже один известный епископ-хирург попал в святцы. Нельзя вести бизнес, но можно им владеть, самому в нем не участвуя, передав третьему лицу. Нельзя состоять на госслужбе, но в качестве исключения в трудную для Церкви годину допустимо. Среди прочего — нельзя профессионально петь, плясать, играть в кино и театре, быть спортсменом, а также юристом, адвокатом, прокурором. Однако на фоне многих перечисленных на сегодняшний момент запретных профессий в Церкви есть уже занятые подобной трудовой деятельностью. И по этой причине двусмысленность продолжает оставаться. Создается в итоге ощущение, что любой занятости, приносящей немалые деньги и некоторую власть, исключение найти можно, что, собственно, на практике и так имеет место.

Что касается «позволительных» профессий, то есть всех, не попавших под нежелательность, то, к примеру, конюхом в колхоз батюшка устроиться вполне может. И это было бы прекрасно, если бы батюшки устраивались, но «позволительные» профессии, большинство из них, как правило, подразумевают довольно строгую трудовую дисциплину, которую совместить с «пастырским служением» довольно проблематично. Физический труд обычно требует восьмичасового рабочего дня, а интеллектуальный требует интеллекта, образования и достаточного опыта. Поэтому что про тот, что про другой труд для подавляющего большинства следует забыть. Можно быть уверенным, что почти все батюшки готовы хоть прямо сейчас пойти в педагоги, читать лекции, проповеди в школах, университетах, по телевизору даже, но с разнарядками на востребованность «божественных» педагогов дела обстоят очень плохо.

Остается при всем этом очень мало. Исключая церковных дельцов, которые способны вести бизнес и имеют возможность получить на него благословение от епископа, будучи у того в фаворе, большинству остается мелкая непрофессиональная деятельность, вроде водителя такси с вольным графиком, то есть пристанционного «бомбилы», всякие ручные поделки, у кого есть вкус и способности, и интернет-подработка, начиная от спама и далее. Но все это сейчас и так имеет место. Поэтому документ, среди прочего, имеет привкус сообщения о грядущих финансовых затруднениях Церкви, многими станет восприниматься именно так, вне зависимости есть это на самом деле или нет. Впрочем, быть независимым от церковного дохода, от жалованья, священникам было бы очень даже неплохо. Возможно, что как «первая ласточка» этот документ Церкви сейчас нужен, чтобы через дискуссию выявить наиболее острые вопросы, связанные с материальным обеспечением духовенства.

Василий Перов. Чаепитие в Мытищах

Понаблюдаем за дискуссией. Конечно, иные «маститые» протоиереи и архимандриты сейчас публично, возможно, выскажутся, что решение им нравится, хотя, точнее, им все равно, у них по причине маститости и так есть благословлённый и благословенный, несомненно, крайне полезный всей Церкви бизнес под управлением кого надо, тоже со всех сторон благословлённых, так что данная бумага в их жизни ничего значить не будет. Священникам же затюканным первой придет обычная, нормальная мысль — а почему бы всему духовенству в России сперва не положить одинаковую зарплату? В конце концов, бюджет у Церкви есть, все нетрудно должно быть рассчитать. Это исключит «попов на мерседесах» и одновременно решит проблему нищеты на многих весьма приходах. И то, и другое пойдет Церкви на пользу.

Вообще, профессия должна быть любимой, а вовсе не модной. Это лучший способ избежать психологических проблем к кризису среднего возраста. И ни один социологический центр не назовет вам параметры, по которым можно исследовать модность. Шесть лет назад один из «модных» всплесков пришелся на юристов и экономистов — по данным хедхантинговых агентств, сейчас их очевидный переизбыток. А в этом году статистика заметила, что самой высокооплачиваемой является профессия финансового аналитика. Наш список мы составляли, ориентируясь на два критерия — престиж и новизну. Престиж — чтобы зарплата была выше среднемосковского уровня в 700 у. е. Новизна — некоторые профессии из списка три года назад еще не существовали, и сейчас для них не придумано русских слов.

1. HR-менеджер
В Москве низкий уровень безработицы. Городу не хватает кадров, поэтому кадр, который их ищет, часто является самым ценным в компании. В функции HR входит не только поиск работников, но и их мотивация бонусами и премиями, а также помощь новичкам. Ему же приходится решать конфликты между отделами и организовывать корпоративные праздники. Карьерный рост HR-менеджера не заканчивается с назначением на пост начальника отдела. Дальше есть смысл стать «тренером» и проводить тренинги по подбору персонала для крупных корпораций.
Зарплата: 2000—2500 у. е.
Где учиться: МГУ им. Ломоносова, психологический ф-т, 203 6593, Моховая, 11, корп. 5, м. Охотный Ряд

2. Промоутер
Диджеев у нас в городе хватает, а промоутеров, которые могут раскрутить клуб или организовать больше двух концертов в месяц, пока можно пересчитать по пальцам. Статус человека, который возил в Россию, скажем, Джей Джей Йохансона и заслужил право рассказывать: «Я понял, почему он такой грустный, я видел его жену», — обсуждению не подлежит. На заработок же московские промоутеры пока продолжают жаловаться — мол, не дотягивают их зарплаты до западного уровня.
Зарплата: 1500—5000 у. е.
Где учиться: Российская академия музыки им. Гнесиных, ф-т «Менеджмент организации», 291 3114, Поварская, 30/36, м. Арбатская

3. Директор благотворительных программ
Наталия Кацап, директор Российского медиапартнерства в борьбе с ВИЧ/СПИДом На вопрос Ричарда Гира «Где вы нашли эту девушку?» мой босс ответил: «В баре». И это правда. Я работала в Штатах барменом, когда решила попробовать стажировку на безвозмездной основе. Написала 10 е-мейлов на адреса info@… в различные организации, занимающиеся политической аналитикой, в сфере деятельности которых были ключевые слова «национальная безопасность», «Евросоюз», «политические партии» и «Россия». Через два месяца была приглашена на интервью. За 20 минут мой будущий босс решил меня взять. Я приехала в Москву, чтобы нанять местную команду и запустить проект. Проект идет, и я здесь уже четвертый год. Моя мотивация проста: работая в благотворительной организации, живешь с ощущением того, что вносишь вклад в улучшение чьей-то жизни. Кроме того, если в США и Западной Европе система некоммерческих организаций и благотворительных фондов давно состоялась, то в России еще есть возможность сделать что-то новое.
Зарплата: 1000—1500 у. е.
Где учиться: стажировка в благотворительных организациях Москвы; Академия проблем экологии и права, 246 7999, Кропоткинский пер., 10, стр. 6а, м. Кропоткинская; Фонд Андрея Первозванного, 775 6592, Б. Ордынка, 35, м. Третьяковская

4. Арт-консультант
Мария Буланова Арт-консалтинг — это профессиональные консультации в области изобразительного искусства. Можно собирать коллекцию банку, нефтяной компании или богатому человеку, который вдруг почувствовал, что ему в спальне крайне необходимы картины. Арт-консалтинг бывает двух видов: а) ты собираешь заказчику коллекцию, руководствуясь принципом «это модно и будет расти в цене»; б) кто-то купил квартиру и хочет что-то повесить на стенку. В последнем случае арт-консультант — нечто среднее между дизайнером, архитектором и арт-дилером. Схема действий: клиент водится по мастерским и галереям. После ему втолковывается, почему круто, чтобы в гостиной висели Дубосарский с Виноградовым или, если человек действительно богатый, то Дейнека. Профессия перспективна, потому что потребительский бум в России продолжается и куча народу не знает, что бы еще такое купить к яхте, вертолету и гарему. Чтобы работать арт-консультантом, необходимы семейные (желательно) и личные связи, умение вести светский образ жизни. Профессионалов в этом бизнесе пока еще немного — по советской традиции многие «богемные тусовщики» зарабатывают, пристраивая одним своим знакомым картины из коллекций родителей других знакомых. Этим пока еще можно заниматься без образования. Но уже возникло новое поколение арт-консультантов, которые даже открывают галереи. У идеального арт-консультанта должны быть кандидатская степень из МГУ и опыт работы в крупном музее (Третьяковка, Пушкинский, Русский музей или Эрмитаж).
Зарплата: 10—20% от сделки, то есть 5000—10 000 у. е.
Где учиться: МГУ им. Ломоносова, Отделение истории искусств, 939 3634, Воробьевы горы, 1-й гуманитарный корпус, м. Университет

5. Диетолог
Сейчас диетологи работают преимущественно с «рублевскими» и «жуковскими» женами. Обычный москвич может себе позволить разве что анализы у доктора Волкова или визит в специальный центр диетологии, где ему разработают индивидуальную диету на скорую руку. Личный диетолог, так же как семейный врач, должен знать о вас все и общаться с вами как минимум раз в месяц. Также ему должны быть известны генетические особенности пациента, психологическое состояние и вредные привычки.
Зарплата: 800—1500 у. е.
Где учиться: Кафедра диетологии в Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО), 2529363, 2-й Боткинский пр., 5, корп. 19, м. Динамо

6. Инструктор по йоге
В Америке про инструкторов по йоге сочиняют анекдоты, как у нас про блондинок. Считается, что асаны преподают красавчики из бедных районов, которые стремятся найти богатую покровительницу, одиноко живущую в Беверли-Хиллз. В Москве инструкторы йоги обычно работают в спортклубах или специализированных школах, и каждый из них обязательно заводит собственную клиентуру. Но не для флирта, а потому что «клубной» зарплаты (300—600 у. е.) на жизнь не хватает. Обычно инструкторы выезжают на дом, но есть и такие, кто оборудует зал дома. Именно индивидуальные уроки (от 500 р.) и дают основной доход.
Зарплата: 800—1500 у. е.
Где учиться: Московская федерация йоги, Институт Исследования Кундалини, 514 5045, Б. Полянка, 3¾1, м. Полянка; Центр Аштанга Йога, тичерз-тренинги, 8 901 782 5410, Зоологическая, 30, м. Маяковская

7. Сомелье
Специалисты, определяющие год урожая бордо на вкус и не путающие декантер с дебаркадером, востребованы не только в ресторанах и алкогольных компаниях. Сейчас в Москве можно неплохо зарабатывать на ведении частных курсов винной грамотности или на составлении персональных коллекций для клиента. Высший пилотаж — игра на мировых винных аукционах и личная коллекция вина как инструмент инвестиций. Но чтобы достичь таких профессиональных высот, учиться на сомелье лучше во Франции. Или хотя бы пройти там двухмесячную стажировку (от 1000 евро).
Зарплата: 1000—3000 у. е.
Где учиться: Школа «Ле Сомелье», 782 6363, Смоленская, 5, м. Смоленская

8. Бренд-менеджер
Хороший бренд-менеджер обязан за время своей работы вывести порученный ему бренд на совершенно новый уровень — к примеру, внушить миллионам людей, что перед ними не обычный кефир, а богатый поливитаминами и минералами супердиетический напиток для успешных молодых людей (мужчины, обратите внимание, он еще и решает проблемы с потенцией). Быть бренд-менеджером в известной международной корпорации — почетно и прибыльно, однако и минусов хватает — повышенный уровень интриг, как и в любой большой компании, начальники-диктаторы, а также постоянная боязнь потерять место и нервные срывы на этой почве.
Зарплата: 2000—4000 у. е.
Где учиться: МГУ им. Ломоносова, экономический ф-т, специализация «Реклама и маркетинг», 939 3634, Воробьевы горы, 2-й корпус, м. Университет

9. Агент звезды
Человек, который представляет интересы знаменитости, по определению пользуется уважением среди обывателей иктому же живет на проценты от гонораров. Именно за ним бегает пресса, выпрашивая интервью, ему звонят организаторы концертов или съемок. Для удачной карьеры агенту хорошо
бы представлять себе, как работают СМИ и быть знакомым с основными представителями журналистского мира, поэтому опыт работы в прессе ему не помешает. Иногда агенту приходится быть для своей звезды «родной матерью»: например, спать с подопечной в холодном гостиничном номере в одной кровати, выполняя функции грелки.
Зарплата: 2000—5000 у. е.
Где учиться: Российская академия театрального искусства, продюсерский ф-т, 290 5780, М. Кисловский пер., 6, м. Арбатская

10. Бьюти-редактор
Конечно, в глянцевом журнале лучше всего быть главным редактором, однако не у всех получается так хорошо, как у главы американского Vogue Анны Винтур. Если умерить свое честолюбие, можно подыскать ставку, где ответственности меньше, а удовольствия столько же. К примеру, должность бьюти-редактора — это мечта любой девушки от 18 до 35. И дело даже не в зарплате, а в том, что писать о любимых с детства баночках с кремами и пузырьках духов — сплошное удовольствие. Делать это за деньги — двойное удовольствие. А каждый день получать десятки этих баночек от рекламодателей абсолютно бесплатно — это мощный жизненный стимул и антидепрессант.
Зарплата: 900—1500 у. е.
Где учиться: МГУ им. Ломоносова, ф-т журналистики, 203 6641, Моховая, 9, м. Библиотека им. Ленина

11. Финансовый аналитик
Никита Пермяков, брокер Сложно говорить о престиже моей профессии. Я думаю, что занятие финансами просто стало необходимо с тех самых пор, как появились деньги. И популярность этой профессии, мне кажется, всегда была примерно одинакова. Я даже не могу сказать, насколько эта профессия важна. Наверное, если человек что-то продает, а другие люди это покупают, значит потребность есть. Я всегда мечтал быть брокером, меня завораживали фотографии бирж в старых журналах — люди с вытянутыми вверх руками, которые торгуются за акции. Смысл профессии заключается в очень простой вещи — искусстве торговать. Ты либо это умеешь — и ты пригоден, либо нет — тогда профнепригоден. Со времен появления человека на Земле были люди, которые могли что-то хорошо продать — баранов, овес, вино. Карьерный рост заключается исключительно в росте прибыли. Основные признаки профессии, которые я бы выделил особенно, — общение с людьми намного старше тебя и огромное количество звонков в день. Есть еще моральный аспект: иногда мучает совесть, если ты накануне впарил клиенту акций ЮКОСа на миллион, а они падают на следующий день на 20%. Но таковы законы рынка. Это и были первые брокеры. Перспективы же у человека нашей профессии любые — уехать в Нормандию и выращивать там коров, например.
Зарплата: 9—15% от сделки, доход 10000—5000000 у. е. в год.
Где учиться: Российская экономическая академия им. Плеханова, 237 8656, 237 9507, Стремянный пер., 36, корп. 3, м. Серпуховская

12. Креативный директор
Должность мечты выпускников всех творческих вузов от Строгановки до РАТИ. Креативные директора требуются на телеканалах, в рекламных агентствах, прессе и книжных издательствах. Основная задача этого человека — придумывать новые образы, нестандартные идеи и оригинальные ходы. Еще ему неплохо бы заниматься творчеством на стороне — для поддержания авторитета среди коллег по компании. Например, креативный директор канала СТС в свободное время делает выставки трехмерной графики.
Зарплата: 3000—5000 у. е.
Где учиться: Высшая школа социально-управленческого консалтинга, повышение квалификации по специальности «Креативный директор», 506 7016, Товарищеский пер., 19, м. Таганская

13. Дизайнер витрин
Крупные сети магазинов одежды держат на зарплате художника-оформителя, владельцы бутиков обращаются к знакомым дизайнерам или художникам. Придумать витрину — полбеды. Труднее всего потом реализовать свои идеи в материале — в Москве нет фирм, специализирующихся на производстве витрин. Поэтому хороший дизайнер сам должен знать, где достать, скажем, необходимую ему модель египетской пирамиды .
Зарплата: гонорар от 2000 у. е.
Где учиться: Российский государственный гуманитарный университет, кафедра «Арт-дизайн», 2506965, Чаянова, 15, м.Новослободская

14. Nail-стилист
Людмила Константинова, салон красоты Red Lodge Стать мастером по nail art намного проще человеку с художественным образованием — как минимум надо уметь рисовать. Дизайн ногтей можно подразделить на три направления: подиумный (для показов коллекций моды), дизайн одного дня (для свадеб и карнавалов) и дизайн для повседневной жизни. Поэтому среди наших клиентов есть и Дома моды, и шоумены, и обычные люди.
Зарплата: гонорар — 370—1965 р. за дизайн одного ногтя.
Где учиться: учебный центр «Оле Хаус», 795 3993, Сергия Радонежского, 1, стр. 1, м. Площадь Ильича

15. Личный стилист
Про них уже сочиняют анекдоты: личный стилист — человек, который за ваши деньги оденет вас так, как ему самому нравится. Еще два года назад услугами людей, подбирающих гардероб и создающих персональный стиль, пользовались только телеведущая Тина Канделаки или губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин. Сейчас уже никому не надо объяснять, для чего нужен стилист и почему можно позволить себе обратиться к нему, например, перед свадьбой, — передачу «Снимите это немедленно!» все видели.
Зарплата: гонорар — 500—1000 у. е.
Где учиться: школа стилистов «Персона», 209 6969, 209 6968, Глинищевский пер., 6, оф. 10, м. Тверская.

16. Кино- и телепродюсер
В голодные 90-е продюсер, чтобы снять кино, мог продать честно заработанную иномарку и остаться на бобах. Сейчас рисковать своими деньгами не приходится — после «Ночного дозора» и «9 роты» инвесторы дают денег на кинопроекты. Теперь проблема другая — найти сценарий, который сможет «выстрелить». Поэтому сейчас люди, которые считают, что у них есть нюх, ищут среди выпускников ВГИКа молодые таланты и развязывают войны за права на экранизацию русских книг-бестселлеров. Телепродюсеры ломают головы, как бы удачнее адаптировать американские форматы шоу и сериалов к русской реальности. Словом, работы невпроворот.
Зарплата: 2000—10 000 у. е.
Где учиться: ВГИК им. Герасимова, продюсерский ф-т, 181 1576, Вильгельма Пика, 3, м. Ботанический Сад

17. Груммер
Юлия Лакатош Профессия «собачьего стилиста» появилась в начале 90-х с массового ввоза импортных собак, а вместе с ними и европейской культуры содержания домашних животных. Примерно в это время в Москве появились выставки, требующие особенно тщательной подготовки животных. Услугами груммера пользуются все владельцы собак, нуждающихся в стрижке (пудели, терьеры, шнауцеры и т. д.). Стрижка собаки стоит от 1000 до 4000 р. в зависимости от породы, поэтому в больших городах у груммеров очень приличные заработки. Самые дорогие груммеры занимаются только выставочными собаками — таких мастеров очень мало и записаться к ним очень сложно. Новую смену груммеры растят себе сами — учат новичков в частном порядке. Я определенно считаю свою профессию и модной, и востребованной. Вот только она тяжела чисто физически — работать приходится все время на ногах, а еще — вредна для здоровья, ведь собачья шерсть вызывает аллергию.
Зарплата: 1000—1500 у. е. в салонах.
Где учиться: частные уроки или стажировка в салонах: «Зоомарт», 718 1588, Шверника, 2, корп. 1, м. Академическая, «Милорд», 8 499 973 9411, 8 499 973 1991, Новослободская, 67/69, м. Савеловская

18. Блоггер
Антон Носик, интернет-бизнесмен Блоги, или интернет-дневники, в данный момент являются таким же потенциальным золотым дождем, как ресурсы вроде Rambler пять лет назад. Потому в ближайшее время быть блоггером будет очень прибыльно. Важно понимать, что блог можно купить только вместе с человеком, который его придумал и продолжает его вести. То есть продаются рекламная площадь и гарантированное количество посетителей. Сейчас в России существуют единицы людей, которые зарабатывают этим деньги, но они есть — например, журналисты Алексей Экслер и Максим Кононенко, даже если они об этом не говорят. Другое дело, что это с точки зрения бизнеса смешные деньги. 20-й в рейтинге блог corpuscula мог бы совершенно спокойно, на самотеке, приносить около 3000—5000 у. е. в месяц. Первый в рейтинге блог — от 200 000 до 1 000 000 у. е. в год. Конечно, сейчас мало кто из блоггеров зарабатывает столько, но с приходом на рынок серьезных рекламодателей это вполне реально. Мой прогноз: в течение года-двух размещаться в блогах будут такие зубры, как Intel, Coca-Cola и Procter & Gamble. Для этого блоггерам придется начать что-то делать, например, вести счет посещениям и демонстрировать потенциальным рекламодателям статистику.
Где учиться: самообразование в интернете

19. Guest relationship
Карина Григорян, ресторан Sky Lounge Guest relationship — это человек, который занимается приглашением в ресторан или клуб и радушным приемом правильных гостей, а также созданием базы посетителей, знакомством с новыми людьми и правильным предложением услуг. В Москве эта профессия еще пока только зарождается — ее путают с промо, пиаром и хостес. Но ветераны ресторанного и клубного бизнеса понимают, что это такое, и пытаются растить кадры среди своего персонала. В идеале человек, претендующий на эту должность, должен иметь широкий круг знакомых и быть очень коммуникабельным. У меня при приеме на работу даже для хостес есть тест: я прошу подойти к любому гостю и познакомиться. Обычно этот тест проходит только половина персонала. А на самом-то деле знакомиться с гостями легко, они сами хотят, чтобы им предложили карту, хотят посетить понравившееся заведение еще раз. Сразу скажу: от количества знакомых звезд профессиональный статус guest relationship не зависит. Потому что звезды в заведении — это скорее проблема. Им надо уделять много времени, усаживать на лучшие места, а прибыли они не приносят. Прибыль приносят платежеспособные клиенты. Звезды — это просто дополнительный пиар. Главное, чтобы человек был знаком с хорошими клиентами, способными оставить в заведении некоторую сумму денег.
Зарплата: 1500—2000 у. е. для специалиста среднего звена.
Где учиться: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, ф-т клубного и ресторанного бизнеса, 436 9907, пр-т Вернадского, 84, м. Университет

20. Консультант по закупке продуктов
Основные функции частного консультанта — знать, у каких поставщиков лучше приобретать продукты. Консультант при ресторане обязан еще и заботиться об имидже и специализации заведения: для итальянского ресторана подобрать правильного поставщика макарон, а для французского — качественного сыродела. Частные клиенты платят консультантам за сведения, где взять продукты для аллергиков, экологически чистые или приготовленные на открытом огне.
Зарплата: 800—1500 у. е.
Где учиться: Московская высшая школа экономики, курсы менеджмента по закупкам, 912 7793, Воронцовская, 21, м. Марксистская

21. Эксперт страховой компании
Этим людям предлагают взятки так же часто, как и сотрудникам ГАИ. Самое ценное в данной профессии — опыт, позволяющий отличить вмятину в крыле, оставшуюся от столба, от вмятины, оставленной проезжавшим мимо Mercedes. Раньше о крутых страховых экспертах, расследовавших любое преступление не хуже сыщика, писали бестселлеры. Сейчас все по-другому, но от этого профессия не стала менее престижной.
Зарплата: 1000—2000 у. е.
Где учиться: тренинг-семинары в Союзе страховых брокеров, 233 3720, Б. Знаменский пер., 2, стр. 3, оф. 134, м. Кропоткинская

22. Дизайнер интерьеров
Казалось бы, сейчас каждая вторая блондинка, обставившая дом мужа итальянской мебелью, считает себя дизайнером интерьеров, но работы остается непочатый край. Впрочем, и конкуренция на рынке нешуточная. Люди, занимающиеся дизайном всерьез, для того чтобы отличаться от блондинок, наращивают портфолио — публикуют проекты в специализированных журналах, участвуют в выставках, снимаются в «Квартирном вопросе» и «Школе ремонта». Причастность к телепроектам производит на клиента особенное впечатление — после появления в эфире канала «Домашний» можно смело замахиваться на полную переделку интерьера коттеджа в поселке Горки-2.
Зарплата: 1500—4000 у. е.
Где учиться: МАРХИ, 625 5361, Рождественка, 11, м. Кузнецкий Мост; Национальный институт моды, отделение «Дизайн интерьеров», 746 8834, 743 6082, Электрозаводская, 23, м. Электрозаводская

23. Муж на час
Интеллектуальный труд в нашем обществе престижнее ручного. Но и среди пролетарских професий есть свои высоты — к примеру, мастер в компании «Муж на час». Их аккуратный вид врезается в память тем, кто настрадался от нетрезвых работников ЖЭКа. «Муж на час» готов к любой физической работе, слушает mp3-плеер и всегда готов оставить свой телефон, чтобы в следующий раз посетить вас неофициально, без участия фирмы.
Зарплата: 800—1500 у. е. ( 30% от суммы заказа + частные заработки).
Где учиться: государственный учебный центр «Профессионал», программа обучения слесарей-сантехников, 379 0088, Академика Скрябина, 9, м. Рязанский Проспект

24. Православный священник
Выпускники духовных семинарий не ищут престижа и не гонятся за длинным рублем. Основные расценки и общий уровень зарплат в Русской православной церкви за последние несколько лет не особенно изменился. Зато интересных проектов и государственной финансовой поддержки стало в несколько раз больше. Поэтому профессиональные обязанности священников больше не ограничены приходом или службой в патриархате. Можно курировать строительство в регионах и телесериалы об истории РПЦ или поддерживать американские представительства.
Зарплата: 3000—5000 р. + доходы от ритуальных услуг + гранты.
Где учиться: Свято-Филаретовский институт, 623 0380, Покровка, 29—38, м. Китай-город; Российский православный университет святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 681 5957, пер. Чернышевского, 11а, м. Новослободская

25. Системный администратор
Пожалуй, самый востребованный человек в любом офисе. Во власти сисадминов рабочие процессы всех компаний города. Они знают секрет борьбы со спамом (но не признаются) и владеют универсальным способом решения всех компьютерных проблем (перезагрузка). Правда, при всем их всесилии, для того чтобы выйти на высший уровень зарплат, им необходимо получить сертификат (и не один) от Microsoft. А для этого необходим хороший английский.
Зарплата: 1000—3000 у. е.
Где учиться: МГУ им. Ломоносова, ф-т вычислительной математики и кибернетики, 939 3010, Воробьевы горы, 2-й корпус, м. Университет

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *