Священное предание христианства

Урок ОРКСЭ 4 КЛАСС на тему «Хранители предания в религиях мира»

Тема урока «Хранители предания в религиях мира»

Тип урока: урок-проект.

Цель урока: формирование представлений о хранителях предания в религиях мира и их роли в сохранении религиозных традиций.

Учебные задачи: Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: — формировать устойчивые учебные мотивы, интереса к изучению мировых религий через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися. — формировать толерантное, уважительное отношение к мировым религиям, воспитывать терпимость и уважение к людям, отличным от нас, прививать интерес к мировой истории. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Познавательные: развивать умение анализировать, делать вывод, аргументировать своё мнение, извлекать необходимые данные из текста, развивать мышление и грамотную речь учащихся.

Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

— познакомить учащихся с хранителями предания в религиях мира, с иерархией служителей культа;

— познакомить с понятиями: жрец, духовенство, раввин, епископ, священник, диакон, иерархия, умма, имам, хафиз, санга, лама.

Формы и виды учебной деятельности: беседа, комментирование иллюстраций, устный рассказ, комментированное чтение, самостоятельная работа с текстом, групповая работа, составление кластера, презентации, коллажа, памятки и синквейна

Ожидаемый результат:

Учащиеся получат знания о хранителях преданий в разных религиях. Данный урок способствует формированию толерантного отношения к культурам и

Получают опыт осуществлять контроль и оценивать результат своей деятельности.

Ход урока.

1.Самоопределение к деятельности.

(Организационный момент)

СЛАЙД 1

— Добрый день!

Видеофильм «Притча мудрец и бабочка»

Притча: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец владеет не всеми знаниями. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках?» А сам думает: «Скажет – живая — я ее умертвлю, скажет – мертвая – выпущу.» Мудрец, подумав, ответил: «Ты знаешь, все в твоих руках».

Действительно, только от нас самих зависит результат работы и багаж знаний.

2. Актуализация знаний. Обучающая структура «Конэрс»

-Подумайте и выберите, к какой религии относятся слова, записанные на ваших карточках.(Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Типитака, Иисус Христос, Мухаммад, церковь, Скрижали, Апокалипсис, Будда, Аллах, Гаутама, Ангел, Джабраиль, синагога ,Дацан, Умма, Три корзины мудрости, Танах, Библия, Веды, мечеть, Тора)

— Почему вы выбрали именно эти углы? Как одним словом можно назвать эти термины?

— Как только возникли религии, появились и те, кто хранил религиозные традиции, ритуалы, предания. Часто только они могли совершать священные действия. В древних религиях такие люди обычно назывались жрецами, т. е. служителями. Слайд 3

3. Постановка учебной задачи.

Слайд 4

— Есть ли у вас священные книги дома? Какие?

— Почему они дошли до наших дней?

— И как же тогда назвать тех людей, которые смогли сохранить священные тексты?

— Что значит хранитель? Давайте послушаем толкование в словаре.

— Сформулируйте тему урока.

Слайд 5 — тема

Каждая из мировых религий имеет своих хранителей.

— Кто является хранителем в этих религиях? Определите, какое основное значение религиозных хранителей?

4. Организация проектной работы.

Самостоятельная работа групп.

Задание для группы «Мудрецы иудеев».

Прочитать текст, ответить на вопросы:

-Как верующие евреи называют хранителей религиозных традиций?

— Что обозначает это слово?

— Основное занятие хранителей религиозных еврейских традиций?

Задание для группы «Христианские священнослужители» .

Прочитать текст и ответить на вопросы:

Кто является хранителем религиозных традиций в христианстве?

-Что обозначает это слово?

— Назовите христианских священнослужителей от самого низшего чина к самому высшему.

Задание для группы «Мусульманская община».

Почитать текст «Мусульманская община» и ответить на вопросы:

-Как в исламе называется церковная организация?

— Как верующие мусульмане называют хранителей религиозных традиций?

Задание для 4 группы «Буддийская община».

Прочитайте текст «Буддийская община» и ответить на вопросы:

— Как называется буддийская община?

— Кто является хранителем традиций в буддийской общине?

— Что обозначает это слово?

Выступления детей.

— Давайте проведем голосование.

— Возьмите с рабочего стола свой стикер и прикрепите его к работе понравившейся группы.

5. Рефлексия учебной деятельности. Итоги урока.

-Мы собрали важную информацию о хранителях преданий в различных религиях. — Но не смотря на различия, они собираются вместе. СЛАЙД 6

Как вы думаете. Что могут обсуждать между собой представители разных религий? Какие проблемы в мире, в обществе их беспокоят?

СЛАЙД 7

Наш урок подходит к концу.

Если принять, что бабочка – это знания, полученные сегодня на уроке, что стало с вашей бабочкой? (ответы детей)

Желаю вам ежедневно преумножать ваши знания.

Домашнее задание: составить кроссворд по теме.

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока «Хранители предания в религиях мира.» методическая разработка (4 класс) на тему

Хранители предания в религиях мира.

(Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»).

Учитель начальных классов

Пушкинского района

Школы №297

Стремберг Ирина Эдуардовна

2012 год

Урок №8

Тема: «Хранители предания в религиях мира»

Цель урока: сформировать представление о хранителях предания в религиях мира и их роли в сохранении религиозных традиций.

Задачи:

· Обучающие: познакомить учащихся с хранителями предания в религиях мира, с иерархией служителей культа;

Познакомить с понятиями: жрец, духовенство, раввин, епископ, священник, диакон, иерархия, умма, имам, хафиз, санга, лама.

· Развивающие: развивать умение анализировать, делать вывод, аргументировать своё мнение, извлекать необходимые данные из текста, развивать мышление и грамотную речь учащихся.

· Воспитывающие: формировать толерантное, уважительное отношение к мировым религиям, воспитывать терпимость и уважение к людям , отличным от нас, прививать интерес к мировой истории.

Формы и виды учебной деятельности: беседа, комментирование иллюстраций, устный рассказ, комментированное чтение, самостоятельная работа с текстом( заполнение таблицы) , групповая работа.

Ход урока.

Организационный момент.

Повторение.

(Проверка домашнего задания в форме экспресс – опроса).

— На прошлом уроке вы узнали о священных книгах религий мира. Давайте проверим, что вы запомнили. Поможет нам в этом «экспресс – опрос».

( Учащиеся на листах знаками «+» или » -» выражают согласие или несогласие с утверждением учителя. По окончании опроса обсуждаются и исправляются ошибки).

Утверждения:

— Сначала учение самой древней религии мира- буддизма – передавалось из уст в уста.

— Священное писание христиан называется Тора.

— «Апокалипсис» — это учение о том, что ждёт человечество в будущем.

— Коран разделён на части, которые называются сурами.

— Библия – это священное писание и иудеев, и христиан.

— Все священные книги учат терпимости, любви к ближнему и несут только добро.

Новый материал.

( Создание проблемной ситуации)

— Почему священные книги сохранились до наших дней, несмотря на то, что им уже тысячи лет? (Предположения детей)

— Посмотрите на фотографии на доске. Кто изображён на них?

— Ребята, это хранители преданий в религиях мира.

— Как вы думаете, кто такой хранитель предания?

— Что может хранить этот человек?

( Учащиеся пытаются ответить на вопросы)

— Сегодня на уроке мы и узнаем, кто это – хранители предания и что они «могут хранить» в религиях мира?

Работа с текстом учебника (с.22) — чтение вступительной статьи. Краткая беседа с классом:

— Когда возникли хранители преданий?

— Что они хранят?

— Кто такие жрецы? ( Ответы детей)

Рассказ учителя.

Всё верно. Как только возникли религии, появились люди, которые хранили священные знания, т. е. хранители, религиозные традиции, древние ритуалы, предания своих предков, а также передавали их своим потомкам, учили их священным правилам ( заповедям), по которым следует жить. В древности их называли жрецами, служителями. А так как они были мудрецами, обладали огромными знаниями, умели растолковывать священные писания, то играли очень важную роль в управлении племенем, общиной или государством. Жрецы были советниками, учёными, знахарями, прорицателями. С течением времени преемником жрецов стало духовенство. Духовенство — профессиональные служители той или иной религии. Сегодня многие религии не приписывают жрецам и священнослужителям божественной силы, но их функции исполнителей культа сохраняются.

Жрец – прежде всего посредник. Балансируя на границе двух миров. Он одновременно представляет высшие силы перед людьми и людей перед высшими силами. Священнослужитель – толкователь божьих законов, хранитель культа и традиций. Он помогает людям, вознося богам хвалу, просьбы и дары верующих. Он вступается за них, регулирует отношения между живыми и мёртвыми.

Работа в группах.

— Как вы думаете, во всех ли религиях есть хранители?

— Что бы ответить на этот вопрос, мы разобьёмся на 4 группы и продолжим знакомство со статьёй учебника на странице 22 – 23.

1 – «Мудрецы иудеев»

2 – «Христианские священнослужители»

3 – «Мусульманская община»

4 – Буддийская община»

План работы группы:

1. Прочитать статью учебника, которая соответствует названию группы.

2. Определить хранителей предания в религии.

3. Заполнить соответствующую часть в таблице. (Таблица в тетради)

4. Обсудить вопрос: Что бы изменилось, если бы не было хранителей религий?

( Выступление групп по изученному материалу, заполнение всей таблицы.)

Работа с иллюстрациями в тексте.

Учебник (стр. 22) – Кто такой раввин?

— Где он находится ?

— Что у него в руках?

( Голову раввина покрывает накидка. На голове под накидкой коробочка с молитвами.)

Учебник (стр. 23)

— Кто такой имам?

— Чем он занят?

— Кто такой епископ?

-На какой ступени иерархии он находится?

— О чём могут разговаривать, что обсуждать между собой хранители разных религий?

Беседа с учащимися по вопросам.

· Как вы думаете, почему во всех религиях мира существуют хранители предания?

· Как назывались служители в древних религиях?

· Кого и почему называют мудрецами в иудаизме?

· Какие ступени иерархии проходят служители церкви в христианстве?

· Каких людей и почему особо почитают мусульмане?

· Что такое умма?

· Как называется буддийская община?

· Подумайте и скажите, что общего в деятельности священнослужителей, кроме соблюдения традиций и ритуалов?

Итог урока.

Продолжите предложения:

Сегодня я узнал…

Мне было интересно..

Мне непонятно…

Я хотел бы узнать …

Домашнее задание.

1. Прочитать учебник стр. 22-23, ответить на вопросы стр. 23.

2. Найти и предложить свои иллюстрации к тексту учебника или нарисовать самим.

5. Источник веры

Итак, знание и вера совсем не исключают друг друга. С одной стороны, потому, что положительная наука, если она стоит на высоте, не преувеличивает ни своего объема, ни своей достоверности и совсем не пытается судить о предметах веры; она не судит о них ни положительно (“есть Бог”, “жизнь человека имеет высший, священный смысл”), ни отрицательно (“Бога нет”, “человек не выше обезьяны” и т. п.). Ее граница—чувственный опыт; ее метод —объяснять все явления естественными законами и стараться доказать каждое свое суждение. Она держит­ся за этот опыт и за этот метод, отнюдь не утверждая, что они всеобъемлющи и исчерпывающи, и отнюдь не отрицая того, что можно достигнуть истины в другой области при помощидругого опыта и другого метода*.

С другой стороны; настоящая вера вырастает именно из этого другого опытаи идет своимособым путем (“методом”), отнюдь не вторгаясь в научную область, не вытесняя и не заменяя ее.

Тот, кто полагает, что вера есть нечто произвольное, несерьезное и безответственное и что веровать можно только без всяких оснований в недостоверное и выдуман­ное,—тот жестоко ошибается; и ошибка его проистекает из наивности. Так, он, конечно, воображает, будто он хорошо знает и понимает,что такое человеческий опыт и что значитобоснованность и достоверность.На самом же деле он этогонезнает инепонимает; и в этом его наивность. Поэтому он должен однажды убедиться в том, что он всего этого не понимает, и, убедившись, отказать­ся от своего предрассудка и взять назад все свои сужде­ния.

На самом деле человеческий опыт бесконечно шире, богаче и разнообразнее, чем это представляют себе со­временные материалисты и безбожники-. Когда они говорят об этом, то они представляют себе чувственный опыт, который дается человеку через его внешние чув­ства (зрение, слух, осязание и т. д.) и открывает ему доступ к материальному миру. Человек, прилепившийся исключительно к чувственным ощущениям (сенсуалист) и принимающий всерьез только то, что они ему приносят (а они говорят ему только о внешних, пространственно-протяженных вещах, т. е. о материальном), станет, сам того не замечая, материалистом.

Материалист привержен к одному-единственному источнику опыта; он верит только в него и пользуется только им; этот источник составляют внешние ощущения. Вследствие этого материалист отличается односторонностью, ограниченностью, скудостью своего опыта. Это не значит, что он в действительности имеет дело только с внешними, чувственными восприятиями, так что он только и может видеть, слышать, обонять, касаться и иметь вкусовые раздражения; нет, но он вырабатывает себе (иногда бессознательно, иногда сознательно) такую душевную установку, как если бы он не имел никакого другого опыта.Он живет и думает так, как если бы в его опыте не было никакихнечувственных содержаний,как если бы доказывать и обосновывать можно было только при помощи чувственных восприятии и только в области материальных вещей. Он не привык вращаться в сфере иного опыта и иных предметов. Он как бы прильнул раз навсегда к состояниям своего тела и к показаниям его органов,имдоверился,в нихповерил и затем уверил себя, будто ни у него, ни у других людей нет доступа ни к чему другому. Его внимание, его интерес, его желания, его деятельность обращены на внешнее; выражаясь условно, можно сказать, что он «экстравертирован» (обращен наружу). И если он видит человека «интровертированного» (обращенного вовнутрь, к внутреннему, нечувственному миру), то он оказывается не способным ни понять его установку, ни поверить ему на слово: он объявляет его выдумщиком, фантазером или обманщиком.

А между тем всякий сколько-нибудь опытный мыслитель мог бы без особого труда доказать такому наивному и самоуверенному материалисту, что он решительно неправ, ибо все сводится к односторонней скудости егоопыта или, еще точнее —кнежеланиюего заметить и принять всерьез другой опыт, без которого он сам не может обойтись. У материалиста, как и у всякого человека, имеются не толькотелесныесостояния, но идушевныесостояния; и многие из этих душевных состояний дают емунечувственныйопыт и открывают емунечувственные предметы.Неумно и вредно закрывать себе глаза на это разнообразие и богатство опыта, культивировать своинизшиеспособности и отвергать или даже отрицатьвысшие.Еще глупее и вреднее —пытаться уговорить других людей к такому же скудоумию или прямо навязывать им это скудоумие в порядке государственного принуждения, как это делают коммунисты, предписывая материалистическое преподавание в школах и давая социальные преимущества безбожникам и воинствующим материалистам.

В действительности дело обстоит так, что человеку, наряду с чувственными ощущениями, даны и другие, бесконечно более благородные, утонченные и значительные источники опыта.Судьба каждого отдельного человека, целых поколений и национальных культур зависит от того, живут ли люди этим опытом, умеют ли ценить, развивать и творчески пользоваться источниками его и т.д. Весь современный духовный кризис, переживаемый человечеством, объясняется тем, что человечество вот уже в течение нескольких поколений пренебрегало источниками этого опыта и отвыкло, отучилось пользоваться ими; ослепленное успехами естествознания и техники, охладевшее к религиозным глубинам жизни, оно доверилось всецело (или почти всецело) чувственным ощущениям и вырастающей из них теории и практике. Вследствие этого люди нового времени изощрились в изучении материальной природы и в технических изобретениях и незаметно оказались в состоянии детской беспомощности в вопросахдуховного опыта, духовной очевидности и духовных умений.Преодолеть этот кризис можно только одним способом:вернуться к этим благородным и чистым источникам духовного опыта, пробудить их и творчески зажить ими.

Человек не может жить одними чувственными восприятиями, исходя только из них и ограничиваясь только ими; может быть, это и доступно простейшим и низшим животным, но, напр., собаки и лошади стоят, несомненно, уже на более высокой ступени. Человеку же присущи, сверх телесных ощущений, еще чувствования, сила воображения, воля и энергия мысли. Конечно, он может пренебрегать этими состояниями или, так сказать, внутренними актамии сводить их к известному минимуму, уподобляясь животным, у которых преобладают чувственные ощущения и телесные потребности: человек может также превратить эти высшие потребности своей души в простое орудие своих телесных раздражении и потребностей, т.е. не столько жить ими, сколько злоупотреблять ими. Но если бы он вступил на этот путь, то из этого возникли бы только величайшая нужда, варварство и пошлость. Почему? Потому что эти пренебреженные и заброшенные душевные силы отнюдь не перестали бы жить и действовать в его душе, а стали бы нестинечистую жизньи увлекать душу нагибельные пути,ибо орудие, которое не чистят и запускают и которым злоупотребляют, всегда становится вредным и опасным.

Конечно, можно относиться с презрением к жизни чувства —напр., к любви, радости, благодарности, уважению, благоговению, чести и патриотизму —и отвергать все это как «сентиментальность», но от этого душевные чувствования отнюдь не исчезнут, они станут только грубыми, злобными, нечистыми и отвратительными, т.е. душевно и телесно вредными, а духовно гибельными; они прилепятся кдурнымсодержаниям, и человеческая душа исполнится ненависти, зависти, злости, гордости и мстительности.

Точно так же «отвергнутая» и запущенная сила воображенияотнюдь не исчезает и не прекращает свою жизнь; напротив, она разнуздывается и предается самым низменным, грубым и унизительным жизненным содержаниям: она отыскивает похотливые, безвкусные, злые образы и наслаждается ими, и проносится слепо и равнодушно мимо образов целомудренной чистоты, благородства и божественной красоты. Люди, не уводящие своего воображения к высшим, нечувственным содержаниям, становятсяпленниками пошлостии, по слову мудрого Гераклита, всю жизнь «наслаждаются грязью».

Такая же судьба постигает и человеческую волю, если она оказывается духовно беспризорной и нравственно разнузданной: она начинает служить волку в человеке и становится его свирепым орудием. Невоспитанная, неодухотворенная, необлагороженная воля есть источник всех коварных, злобных и преступных поступков на земле. В ответ на это человек может, конечно, возразить, что все эти понятия и- мерила не имеют для него никакого смысла. Но эта ссылка есть лишь пустая фраза в его устах: как толькочужое коварство, чужая злобаи преступность обрушатся на него самого, так он сразу ощутит, что означают эти идеи, и начнет поноситьчужоговолка, забыв о том, что он давно уже спустил с цепи своего собственного.

Подобно этому и мышлениечеловека творчески создает культуру не тогда, когда оно прилепляется к чувственному и материальному, чтобы просто «наблюдать» его явления и умственно «разлагать» их (анализировать); из этого не возникла бы ни одна наука, ибо научное познание невозможно без логической мысли (которая совершенно нечувственна) и без математической мысли (которая почти нечувственна), а также без нравственно воспитанной воли и без нечувственной интуиции… Мышление человека только тогда на высоте, когда оно способно подниматься от конкретно чувственного к крылатому и интуитивно насыщенному отвлечению, сосредоточиваться надуховныхсодержаниях, пребывать в них, созерцать их и познавать их.

Все это означает, что помимо внешнего (чувственного) опыта человеку дан еще внутренний (нечувственный) опыт. И вот этот внутренний, духовный опыт и есть истинный источник и истинная область веры, религии и всей духовной культуры вообще.Воспитать человека значит, прежде всего, пробудить в нем эти духовные переживания и открыть ему доступ к этому духовному опыту. Только в этом опыте человек может постигнуть, что такоелюбовь, какова ее глубина и сила и в чем ее священное значение. Только здесь он может научиться отличать добро от зла, услышать в самом себе голос совести, постигнуть, что такое честь, благородство и служение. Только в этой области он может увидеть, что такое художественность и прекрасное искусство, воспитать свой вкус и развить свое восприятие красоты. Только духовный опыт может открыть ему, что такое истинное знание, очевидность и доказательство и в чем состоит научная культура и достоинство ученого.

Через духовный опыт человек, сообщается с божественной стихией мира и входит в живое соприкосновение с Богом.Отсюда возникает»верующая»вера. Здесь зарождается религия и церковь.

Пренебрегающий духовным опытом теряет доступ ко всему этому. Он как бы сам залепляет себе духовные очии предается слепоте и пошлости. От всех вещей он видит только внешнюю видимость и довольствуется тем, что превращает ее в пустую, абстрактную схему. Глубина и тайна жизни уходят от него —и во внешнем мире, и в его собственной душе. Он блуждает по распутиям до тех пор, пока не ударится головой о гранитную стену тех духовных законов, которые он отверг, или пока не сокрушится в пропасти тех духовных запретов, над. которыми он доселе издевался. Ибо духовные законы и запреты связуютвсехлюдей, в том числе и тех, которые отвергают их или издеваются над ними. Человеку дана свобода отвергать их и попирать их; но никогда еще человек и народ, идущий по этому пути, не вел на земледостойной, творческой и прекрасной жизни;напротив, все они разлагались душевно, впадали в общественный беспорядок и смуту и исчезали в духовном небытии.

Только духовный опыт —опыт, открывающий человеку доступ к любви, совести и чувству долга, к праву, правосознанию и государственности, к искусству и художественной красоте, к очевидности и науке, к молитве и религии,—только он может указать человеку, что есть подлинно главное и ценнейшее в его жизни; дать ему нечто такое, чем стоит жить, за что стоит нести жертвы, бороться и умереть; открыть ему истинный и единственныйПредмет религиозной веры.Надо, чтобы он в самом делеувидел духовными очамито, во что он будет отныне веровать; чтобы онподлинно испытал и узнал божественность Богаи прилепился кнему свободно и целостно,— не понаслышке, не от усталости и отчаяния, не из доверия к чужому авторитету, ибо слухи меняются, и усталость проходит, и чужой авторитет может поколебаться. Человеку же нуженкамень веры,которыйвечно был бы с ним,— и в песчаной пустыне, и в снежной буре, и в непролазном лесу, и в тюремной одиночке, и в одиночестве всеобщей клеветы и злобы; такой камень, который всегда можно было бы осязать как неколебимую твердыню и стать на него, как на некий столп утверждения… Человеку необходимсвет очевидности,некая несгорающая купина, которая горела бы внем самом,чтобы он мог и сам возгореться от нее; ему необходим свет неиссякающий и ему самому внутренне доступный. Источник такого света один: этодуховный опыт, в коем человеку открывается лицезрение Божие.Отсюда —всякая подлинная, «верующая» вера, эта первая и высшая сила человеческой жизни, дающая ему свободный полет через жизнь и смерть. Только здесь человек может обрести своего Бога и Господа и соединить себя с ним любовью и верностью.

Только этот внутренний духовный опыт делает человекообразное существо воистину человеком, т.е. духовной личностью, с неразложимым, священным центром, с индивидуальным характером, со способностью духовно творить и наполнять духом общественную жизнь, свободу, семью, родину, государство, частную собственность, науку и искусство. Потому что последняя основавсего этого,творческий первоисточниквсей духовной культуры естьБожественное в нас,даруемое намв откровении живым и благим Богом,воспринимаемое нами посредством любви и веры и осуществляемое нами в качестве самого главного и драгоценного в жизни.

Иными словами: вся духовная культуравозникает лишь из того и благодаря тому, что человек не ограничивает себя чувственно внешним опытом, не отводит ему ни исключительного, ни хотя бы преимущественного значения, но, напротив, признает основным и руководящимдуховный опыт,из него живет, любит, верует и оценивает все вещи, а следовательно, им же определяет и последний смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта, т.е. сперва обретает «внутри себя» Божественное начало, а затем предоставляет ему водительство во всей внешней жизни.

Самым глубоким и могучим источником духовного опыта и религиозной веры является любовь.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *