Святая Анна кашинская

История жизни Анны Кашинская

На долю святой праведной Анны выпало множество скорбей. Она была приуготовлена к монашеству – высшей ступени христианского духовного делания – всей своей предыдущей жизнью. Дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшего мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере, она проходила земной путь в обстоятельствах, требовавших от христиан предельно строгого хождения в вере – до готовности в любой момент стать исповедником и мучеником за Христа.

С юности княгине пришлось постичь непрочность земного счастья и скоротечность мирских благ.

После мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество – сначала в Твери, а затем, по просьбе младшего сына Василия, перебралась в специально выстроенный для нее монастырь. Внутренняя монашеская жизнь – тайна; для людей, знавших ее в миру, и для многих поколений верующих открыто только, что княгиня посвятила себя сокровенному подвигу. Ее уделом стала молитва за безвременно усопших близких и за умиротворение Русской земли. Здесь она и преставилась в 1368 г. удостоившись перед кончиной принять великий ангельский образ – схиму. Тело ее было погребено в Успенском храме монастыря.

Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно. И только в 1611 году, вследствие явления ее благочестивому клирику, в жителях города Кашина пробудилось особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения.

В годы войны и революции образ княгини стал русским людям даже ближе. Претерпевший на земле и удостоенный награды от Бога имеет дерзновение быть молитвенным предстателем за тысячи страждущих душ. И сегодня святая благоверная княгиня Анна Кашинская остается верной спутницей и заступницей вдов и сирот, подавая утешение всякому скорбящему христианскому сердцу.

Молитва благоверной княгине Анне Кашинской

О преподобная и преблаженная мати Анно! Смиренно припадающе к честным мощем твоим, молимся со слезами прилежно: не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. О преблаженная великая княгине Анно! Не забуди присещати чад твоих, аще бо телом и преставилася еси от нас, но и по смерти жива пребывавши и не отступавши от нас духом, сохраняющи нас от стрел вражиих, всякия прелести бесовския и козней диавольских. Молитвеннице наша усердная! Не престай молящися за ны ко Христу, Богу нашему, аще бо мощей твоих рака пред очима нашима выну видима есть, но святая душа твоя, со Ангельскими воинствы у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится.

К тебе убо припадаем, тебе молимся, тебе мили ся деем: молися, преблаженная Анно, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, еже испросити нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследником быти со всеми преподобными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

АНТОНИЯ КАШИНСКАЯ

(Мезенцова Александра Павловна; 5.11. 1814, с. Высокое Угличского у. Ярославской губ.- 26.01.1875, г. Кашин Тверской губ.), игум. Род. в дворянской семье, религ. воспитанием обязана матери и няне (впосл. мон. Дорофея). В 1818 г., после молитвы у мощей свт. Димитрия Ростовского, Александра излечилась от паралича ног, к-рым страдала от рождения. В 5 лет потеряла отца, в 13 — мать. С юности стремилась к монашеской жизни, но братья и сестры удерживали ее от принятия пострига. В 1837 г. поступила в суздальский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь, в 1839 г. по настоянию родственников вместе с няней переехала в кашинский Сретенский мон-рь. Обладала незаурядными художественными способностями. В 1843-1844 гг. училась живописи в С.-Петербурге, в 1844 г. написала лики для иконостаса строившейся в кашинском мон-ре Троицкой ц. и запрестольное Распятие. В 1848 г. пострижена в рясофор с именем А. в честь прп. Антония Великого. В 1849 г. особым распоряжением архиеп. Тверского Гавриила (Розанова) назначена начальницей тверского приюта для девочек духовного звания. В 1850 г. вернулась в кашинский Сретенский мон-рь, в 1854 г. приняла постриг в мантию. В 1855 г., несмотря на стремление к уединенной жизни, назначена настоятельницей мон-ря с возведением в сан игумении. Возобновила в мон-ре богослужебное пение по нотам, обучала сестер иконописи, расширила благотворительную деятельность, завела скотный двор, построила кирпичный завод. При заводе вскоре была основана пустынь — построена кладбищенская ц. во имя пустынножителей Петра Афонского, Онуфрия Великого и Иоанна Лествичника и 2-этажный корпус. На деньги благотворителей возвела ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, каменную часовню на могиле мон. Дорофеи и школу. Добилась расширения штата монашествующих, построила 2 каменных 2-этажных келейных корпуса, где поместила беднейших сестер. В 1864 г. награждена наперсным крестом. Отличалась нестяжательностью, нищелюбием, была усердной молитвенницей, обладала даром исцеления. Погребена в часовне кашинского Сретенского мон-ря.

Лит.: ЖПодв. Доп. т.: Январь-июнь. С. 82-140; Тверские ЕВ. № 18-23; 1886. № 1-3; 1887; Иннокентия (Ошанина), игум. Кашинского Сретенского мон-ря игум. Антония Мезенцова. Тверь, 1887.

Н. Н. Крашенинникова

Испытания святости жизнью

Житие Анны Кашинской рассказывает о том, как много скорбей ей пришлось пережить, под тяготами испытаний в конце жизни она выбрала для себя монашеское служение Богу.

Анна Кашинская была дочерью Ростовского князя Димитрия Борисовича. Она являлась правнучкой святого Василия Ростовского, замученного врагами за то, что он не предал свою православную веру. В ту пору Святая Русь находилась под игом языческой татаро-монгольской Орды, и поэтому любой верующий в Иисуса Христа мог претерпеть за исповедь своей веры мученические страдания.

Еще в юности Анна Кашинская очень быстро поняла всю скоротечность и непрочность мирских благ и земного счастья. Удары посыпались не нее со всех сторон. Сначала скончался ее отец (в 1294 году). Через два года полностью сгорел их великокняжеский терем, затем тяжело заболел ее супруг князь Михаил Тверской, и умерла новорожденная дочь Феодора.

В 1318 году супруга Анны князя Михаила за отказ поклониться язычеким идолам Орды до смерти замучили татары. Сначала они отрезали ему голову, а потом расчленили.

В истории православной церкви есть примеры супругов, принявших мученическую смерть, ими стали Андриан и Наталия, сохранившая свое вдовство после исповеднического подвига мужа.

Вскрытие мощей святой благоверной княгини Анны Кашинской

Из дневника Николая Петровича Черенина

Николай Петрович Черенин (1865–1933), представитель старинного кашинского купеческого рода, на протяжении всей жизни вел дневниковые записи, отмечая в нем главные события общественно-политической и культурной жизни Кашина. Особый интерес представляет дневник, написанный Н.П. Черениным за два года до смерти. В нем день за днем описываются полные драматизма события, происходившие в Кашине в 1930 и в 1931 гг. Автор дневника с болью пишет о судах и расстрелах священнослужителей, представителей древних купеческих сословий, о вскрытии раки с мощами святой Анны Кашинской и надругании над ними, о разорении и разрушении старинных храмов и монастырей. Свои наблюдения Н.П. Черенин подкрепляет вырезками из местных, областных и центральных газет того времени. Публикуем отрывок из его дневника, посвященный вскрытию мощей святой Анны Кашинской.

Вторник, 27 января 1930 года
На 24/1 было назначение вскрытие мощей кн. Анны Кашинской. Соборное духовенство встревожилось, а также и владыка Глеб. Накануне уже прекращено было служение молебнов у мощей. На улице, ведущей к собору, появилось привешенное поперек улицы красное полотнище с крупными белыми надписями: с одной стороны – «Все на вскрытие мощей», с другой – «3000 хозяйств в колхозы».

Вырезка из газеты о вскрытии мощей

В пятницу 24/1 я вышел в рынок в начале одиннадцатого часа утра. Увидев дверь собора открытой, я хотел пройти туда, но на площади перед собором уже стоял наряд милиционеров и красноармейцев с ружьями. Доступ публике был прекращен, и чтоб попасть в собор, нужно было иметь пропуск. Я отправился добыть пропуск сначала в Горсовет, потом в Рик. Председатель Рика Разцветов сказал мне, что пропуски отдельным гражданам не выдаются, а лишь делегатам профсоюзных организаций.

Было 11 ч. Начало процедуры ожидалось в 12 ч.

Народ прибывал. Показались организованные отряды, которые с знаменами проходили к профклубу. Прозябнув стоя, я пошел в рынок, обошел часть его. С 12 ч. до часу торговля была прекращена и рынок опустел. Воротившись на соборную площадь, я стал с восточной стороны каменных лавок, откуда хорошо было смотреть как на собор, так и на балкон Рика, где ожидалось выступление ораторов.

Отряды с знаменьями прибывали. Пришли 4 музыканта, наигрывавших какой-то марш. Еще я слышал игру на гармонике, говорят, от организации безбожников.

Народу все прибывало. Из разговоров некоторых лиц я слышал, что на площади собралось, вероятно, до 3000 человек. Характер собравшегося народа не напоминал обычную нашу городскую публику: это были совслужащие или отряды профсоюзов, комсомола или крестьяне. Я слышал, что делегации деревень направлялись в этот день в Кашин как по нарядам.

Перенесение мощей святой Анны Кашинской в 1650 году

В это время в соборе шло вскрытие мощей особой комиссией при участии, как говорили, врачей Рождественского и Успенского. На валу стоял фотограф Соболев, приготовившись снимать процессию. Духовенства я не видел.

Около 12 ч. на балконе появились члены Рика. Ораторы с балкона стали говорить о происходящем вскрытии «так называемых мощей Анны Кашинской» и призывали народ к порядку и спокойствию, став в колонны по 4 человека в ряд, направиться в собор для обзора мощей.

В начале второго часа колонны стали строиться и подвигаться к собору. Я тоже стал в колонну, вместе с С.Н. Кункиным.

Кроме пеших милиционеров, появились и конные. Колонны стали стягиваться ко входу в собор. Произошла теснота и шум. Кричали: тише! не напирайте. Начальство около собора старалось водворить порядок. У самого входа в собор несколько ораторов что-то говорили, но их плохо слушали.

Памятник святой Анне Кашинской перед Воскресенским собором в Кашине

У самого собора теснота была сильная. Толпа то шла вперед, то подавалась назад или двигалась в сторону. Я хотел уже выйти из колонны, но остался и все-таки добился цели – побывал в соборе. На паперти собора всех строили в одну линию и требовали снять шапки и, не задерживаясь проходить собором.

После шума и тесноты на площади в соборе было сравнительно тихо. Мощи были положены против раки с правой стороны. Потемневшие кости лежали в беспорядке. Большая часть костей были мелкие, но я заметил черепную кость. Один или двое граждан стояли около этих костей, по-видимому, наблюдая за порядком и указывая рукою на кости, говорили, обращаясь к проходящим:

– И это выдавалось за нетленные мощи!…

Проходя мимо костей, зрители шли в холодный собор и выходили боковым слева проходом наружу. В толпе говорили, что люди старались по нескольку раз побывать в соборе.

Большинство – сохраняло молчание. Одна крестьянская женщина при выходе из собора сказала:
– Такие кости и после нас останутся.

Начиная с половины четвертого 23/1 до всенощной субботы 25/1 в соборе никаких богослужений не было. Всенощная на Воскресенье и 2 обедни 26/1 шли обычным порядком. Только после обедни молебен Анне Кашинской служился на новом месте: против иконы у стены в правом приделе.

Николай Петрович Черенин

Останки костей покойной Анны Кашинской перенесены были в помещение бывшего Успенского собора, где и показывались публике. Я был там в воскресенье 26/1 после поздней обедни. Несколько десятков любопытных горожан и крестьян стояли в очереди и постепенно пропускались для осмотра.

Кости и предметы одежды лежали под стеклянной крышкой, находившейся в помещении бывшего летнего Успенского храма. Иконостасы в помещении вместе с иконами не были еще убраны.

Публикуется по изданию: Черенин Н.П. Дневник лишенца: Кашин в 1930–1931 гг. М.: 2011.

О святой благоверной великой княгине Анне Кашинской.

Анна Дмитриевна Тверская, урожденная княжна Ростовская, дочь ростовского князя Дмитрия Борисовича. После гибели в Орде мужа, Михаила Ярославича Тверского и двух сыновей удалилась в Тверской Софийский монастырь, где и приняла монашество под именем Софии. По просьбе младшего сына, кашинского князя Василия, переехала в Кашин и поселилась в Успенском монастыре, где приняла схиму с прежним именем Анна. Великий Собор в 1649 г. причислил ее к лику святых.

Мощи Анны Кашинской были перенесены в 1650 г. из Успенского собора в Воскресенский и покоились в серебряной раке. Церковное празднование ей было отменено в 1677 г. и восстановлено в 1909 г. по ходатайству жителей Кашина перед императором и Священным Синодом.

В 1930 г. мощи Анны Кашинской местными властями были вскрыты, переданы в районный музей. В музее рака с мощами святой находилась в экспозиции, рядом стояли иконы, количество посетителей музея заметно увеличилось.

В 1948 г. по многочисленным просьбам духовенства и верующих мощи святой благоверной Анны Кашинской были возвращены из музея в действующий храм Вознесения (Воскресенский собор тогда уже был закрыт). Для этого потребовалось специальное постановление Совета министров РСФСР. В 1963 г. после закрытия Вознесенского храма мощи святой благоверной княгини Анны были перенесены в храм Святых Апостолов Петра и Павла, в связи с его ремонтом с 1986 г. святые мощи находились в храме Рождества Христова на Горе.

В настоящее время мощи святой благоверной Анны Кашинской покоятся в Кашинском Вознесенском соборе. В 1998 г. в Кашине был возобновлен традиционный крестный ход в День памяти святой благоверной Анны Кашинской 25 июня. С этим церковным праздником совмещен и светский – День города Кашина и Кашинского района.

Память святой благоверной великой княгини Анны Кашинской совершается 5 раз в году: 25 июня – день перенесения мощей из Успенского собора в Воскресенский в 1650 г. и вторичное прославление в 1909 г., 3 августа – день обретения мощей в 1649 г., 15 октября – день преставления, а также в неделю Всех Святых и в неделю Всех Русских Святых.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *