Святая блаженная

Дни памяти: 24 января, 24 мая (прославление)
Блаженная Ксения Петербургская

Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII столетия от благочестивых и благородных родителей; отца ее звали Григорием, а имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым, и жила с супругом в Санкт-Петербурге. Но не долго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути, ангел смерти разлучил их: Андрей Феодорович скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовою на двадцать шестом году ее жизни.

Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению Григорьевну, так повлиял на молодую вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей, лишившейся рассудка.

Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые и особенно после того, как Ксения раздала решительно все свое имущество бедным, а дом подарила своей хорошей знакомой, Параскеве Антоновой. Родные Ксении подали даже и прошение начальству умершего Андрея Феодоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Начальство умершего Петрова вызвало Ксению к себе, но после разговора с ней вполне убедилось, что Ксения совершенно здорова, а потому имеет право распорядиться своим имуществом, как ей угодно.

Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, то есть надев на себя его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и уже потом никогда не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем.

Какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по Петербургской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви святого Апостола Матфея, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имевшей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие давали нередко злым людям и особенно, уличным мальчишкам повод и смелость глумиться над блаженной. Блаженная же все эти поношения сносила безропотно. Лишь однажды, когда Ксения уже стала почитаться за угодницу Божию, жители Петербургской стороны видели ее в сильном гневе. Издевательства мальчишек в тот раз превысили всякое человеческое терпение, они ругались, бросали в нее камнями и грязью. С тех пор местные жители положили предел ее уличному преследованию.

Мало-помалу к странностям блаженной привыкли. Ей стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять свои лохмотья и всю свою жизнь проходила в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот — зеленой кофточке и красной юбке. Очевидно, это были цвета военного обмундирования ее мужа. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника) и тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как и сама она. Бродя целыми днями по грязным, немощеным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой местопребывание блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и чем она занимается. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.

В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия с постройки, кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича. Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берется кирпич. Наконец решили разузнать, кто мог быть этот даровой, неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что была раба Божия блаженная Ксения.

За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу. Раба Божия Ксения сподобилась дара прозрения сердец и будущего. Она предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны и Иоанна Антоновича; купчихе Крапивниной предсказала кончину прикровенно, говоря: «Зелена крапива, но скоро увянет», а одной бедной девице — замужество.

Уча людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тех лиц, кого она навещала. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. И торговцы, и извозчики, все старались ей чем-нибудь услужить; особенное благополучие посещало тех, кому сама блаженная Ксения давала что-либо.

На семьдесят первом году земной жизни она почила сном праведницы. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище. И много знамений милости Божией начало совершаться у ее гроба. По молитвам блаженной Ксении Господь спас одну девицу от ужасного брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника. По совершении панихиды над ее могилкой страждущие получали исцеления, в семьях водворялся нарушенный мир, нуждающиеся получали им необходимое.

Над могилкой блаженной Ксении со временем была построена часовня, к которой стекались ее многочисленные почитатели. После революции большевики закрывали часовню, но никакими усилиями безбожников невозможно было заглушить в народе память о блаженной и веру в ее молитвенное предстательство пред престолом Божиим.

В эти годы на Смоленском кладбище строилась новая каменная церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. Рабочие, трудившиеся на строительстве храма, стали замечать вдруг странные вещи. За время их отсутствия ночью кто-то носил кирпичи на леса строящейся церкви. А когда они решили узнать, кто этот добровольный помощник, то увидели, что это блаженная Ксения трудится по ночам, перетаскивая кирпичи на леса.

За великие подвиги Господь удостоил блаженную Ксению дара прозорливости. Этим своим даром многим она помогала в деле жизненного устройства и душевного спасения.

Жители Петербургской стороны замечали, что если блаженная возьмет на руки больное дитя или благословит его, оно непременно выздоровеет. Если возьмет какую-нибудь мелочь из лавки купца – торговля будет успешной. Если она зайдет в дом, то в доме будут царить мир и согласие.

В письменных свидетельствах не сохранилось сведений о точном времени и обстоятельствах кончины и погребения блаженной Ксении. Однако сохранившееся до наших дней предание говорит, что перед кончиной блаженная Ксения сподобилась видеть во сне Пресвятую Богородицу, Которая возвестила ей о близости дня завершения ее земного странствия и о том, что до скончания века будут почитать ее верующие.

Скончалась блаженная в конце XVIII – начале XIX века на 72-м году жизни и была похоронена на Смоленском кладбище Петербурга, недалеко от церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери, которую в свое время она помогала строить.
После кончины святой угодницы началось ее всенародное почитание, по молитвам к ней люди получали помощь, чудесам и исцелениям не было конца.

Ежегодно вся земля с могильной насыпи над гробом усопшей по горсточке разносилась посетителями. Чтобы не разорился могильный холмик, положили поверх насыпи каменную плиту, но и ее паломники разбили на мелкие куски и разнесли по домам, положили новую плиту – с ней случилось то же самое. Затем могилку Ксении обнесли оградой, к которой прикрепили кружку для сбора пожертвований на сооружение над могилой часовни. Почитатели блаженной построили часовню очень быстро, а на могилу положили плиту с надписью: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. На сем месте положено тело рабы Божией Ксении Григорьевны, жены придворного певчего, в ранге полковника, Андрея Феодоровича. Осталась после мужа 26-ти лет, странствовала 45 лет; всего жития ее было 71 год; называлась «Андрей Феодорович». Кто меня знал, да помянет душу мою, для спасения своей души. Аминь».

В 1902 году на могиле святой блаженной Ксении по проекту архитектора Славина была возведена каменная часовня, восточную стену которой в 1992 году украсила мозаичная икона святой подвижницы.

В советское время часовню обнесли высоким забором, но паломников от этого меньше не стало. Забор был весь исписан прошениями и молитвами к блаженной Ксении, и во все щели были засунуты записки с именами людей, о которых просили блаженную помолиться.
В 1986 году чудом сохранившуюся от уничтожения часовню блаженной Ксении реставрировали. В 1987 году часовня была освящена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В июне 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, блаженная Ксения была причислена к лику святых. Блаженная Ксения канонизована за святость жизни, проявившуюся в глубокой любви к ближним, в смирении, терпении, кротости и прозорливости, на основании большого количества чудес, совершающихся по молитвам блаженной, а также непрекращающегося народного почитания.

Поскольку день кончины святой неизвестен, Русская Православная церковь при канонизации установила празднование блаженной в день ее ангела – преподобной Ксении (24 января/6 февраля).

В 2002 году, в год столетия часовни блаженной Ксении Петербургской, часовню отреставрировали, на ней появилась золоченая главка с крестом.

Сегодня часовня открыта для молитвы, она является одной из святынь Петербурга. Сюда стремятся православные паломники со всех концов России и из других стран, желающие получить утешение в скорбях и помощь в благих начинаниях от молитвенницы о душах наших – святой блаженной Ксении.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Многие люди, приезжая в Санкт–Петербург, в отпуск ли, навестить ли детей–студентов, первым делом устремляются на Васильевский остров. Здесь на Смоленском кладбище стоит часовенка, посреди которой находится могила блаженной Ксении. Давно известно, что по горячим молитвам к этой святой верующие получают чудесную помощь. В народе знаменитую петербургскую юродивую любя называют Ксеньюшкой.

Известно, что она родилась в первой трети XVIII века, в двадцать шесть лет приняла подвиг юродства, потрясенная кончиной любимого супруга, ушедшего без покаяния и причастия. Она принесла в жертву Богу самое ценное, что есть у человека, — разум, чтобы умолить Создателя о помиловании внезапно скончавшегося мужа. Христианский подвиг юродства — добровольно избранный путь спасения, когда, при кажущемся безумии, человек исполнен истинной мудрости. Он свидетельствует о полном бескорыстии, доброте, кротости, искренней вере в Божий Промысл.

В миру Ксения Григорьевна Петрова отказалась не только от звания, богатства, но и от собственного имени. В день похорон супруга она надела его одежду и стала называться его именем — Андрей Феодорович. Целыми днями она скиталась по городу, чаще всего по Петербургской (ныне Петроградской) стороне, поэтому люди стали называть ее Ксения Петербургская, заметив, что общение с ней становится благодатным, а ее слова — прозорливыми. Часто блаженная заходила в дома благочестивых христиан, и там водворялись мир и согласие, а больные быстро поправлялись. Взрослые охотно давали ей милостыню, но она брала только «царя на коне” — копейку с изображением святого Георгия Победоносца, поражающего змея, и тотчас отдавала ее какому–нибудь нищему.

Один Бог ведает, как она прожила в подвиге юродства сорок пять лет, да и точная дата ее кончины неизвестна. Святая была погребена на Смоленском кладбище Петербурга, близ церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери, которую она втайне от человеческих глаз помогала строить. Чудеса, которыми она прославилась при жизни, продолжились и после ее ухода. Люди по–прежнему с верой приходят к ее могиле, оставляют молитвенные записочки у восточной стены часовни. Женщины просят ее о семейном счастье и благополучии своих детей. И сегодня записываются рассказы о чудесных явлениях к страждущим плохо одетой женщины, которую порой видят и на скамеечках Смоленского погоста.

В начале XX века в память блаженной Ксении на Малом проспекте Васильевского острова был устроен Дом трудолюбия для бедных вдов и сирот. В советское время часовня блаженной Ксении, как и многие храмы России, была закрыта, хотя к ней по–прежнему приходили с молитвами верующие. Недавно часовню отреставрировали. Мы побывали в ней прошлым летом вместе с бывшей норильчанкой, лауреатом премии Виктора Астафьева и норильской премии «Вдохновение”, ныне редактором газеты Санкт–Петербургской епархии «Православие и жизнь” Юлией Старцевой. Она пришла в зеленой кофте и красной юбке, объяснив, что так ходила блаженная Ксения (красный и зеленый — цвета мундира ее мужа), в одежде такого цвета изображается на иконах любимая святая. Ее образа есть и в наших северных храмах. В 1988 году на поместном соборе в честь 1000–летия Крещения Руси блаженная Ксения Петербургская была причислена Русой Православной церковью к лику святых. В день памяти блаженной Ксении будут служиться молебны в ее честь. Нам всегда есть о чем просить любимого святого.

Ирина СЕРЕЖИНА

Петербургский стиль жизни: миф или реальность?

Петербург не зря носит имя своего основателя. Амстердам на Неве был любимым детищем неугомонного императора. Благодаря огромному кругозору Петра Алексеевича многие «заведения», как когда-то говорили, немыслимые для большинства русских городов, включая даже Москву, впервые появились в Петербурге, еще при жизни знаменитого инноватора. Попробуем в хронологической последовательности вспомнить петровские новинки.

18 мая 1703 г. в устье Невы Петр I с тридцатью лодками нанес поражение шведам. Два судна с семнадцатью пушками были взяты на абордаж. Этот день отмечается как день рождения Балтийского флота. Участники сражения получили золотые и серебряные медали со знаменитой надписью «Небываемое бывает».

В 1703 г. в Гостином дворе на Троицкой площади появилась первая в России биржа – петербургская. Следовательно, Гостиный двор уже был. В Гостином дворе размещался первый в городе продуктовый рынок с выразительным названием Обжорный. Через пару лет Гостиный двор состоял из нескольких сотен лавок без печей и окон. Еще через пять деревянный комплекс сгорел. После пожара продуктовый рынок был отстроен на новом месте под более приличным названием – Сытный.

В ноябре 1703 г. из Голландии прибыл первый корабль. В город привезли вино и соль. Команда была щедро награждена царем и получила право беспошлинно привозить товары в Россию.

4 апреля 1704 г. на Петропавловской крепости был зажжен первый русский маяк. Впоследствии он за ненадобностью был упразднен.

14 мая 1704 г. прозвучал первый в истории города салют в честь очередной победы русских войск в войне со шведами.

5 ноября 1704 г. состоялась закладка Адмиралтейской судостроительной верфи, старейшего промышленного предприятия Санкт-Петербурга. Так стал формироваться уникальный городской военно-промышленный комплекс.

Первые уличные механические часы появились в городе в 1704 г. Их разместили на деревянной церкви в Петропавловской крепости. К концу XX в. в Санкт-Петербурге насчитывалось более 500 уличных часов – самое большое число среди городов России.

В этом же 1704 г. в Петропавловской крепости открылась первая и старейшая в Петербурге аптека. Через пять лет она стала называться Главной рецептурной и стала крупнейшим подобным заведением в России.

А в 1705 г. у подъемного моста, ведущего с Березового острова на Заячий, в Петропавловскую крепость, в двухэтажном мазанковом здании был устроен первый в городе трактир, который назывался «Аустерией». Несколько лет это было единственное подобное заведение. Оно обслуживало иностранных шкиперов и было устроено на голландский манер. Трактиром владел придворный обер-кухмистер Фельтен.

23 ноября 1706 г. по приказу царя в Санкт-Петербурге впервые на фасадах домов появились уличные светильники. Они горели вечером на улицах, выходивших к Петропавловской крепости.

В 1706 г. в районе современной площади Труда была сооружена первая в Петербурге тюрьма. Она числилась при Адмиралтействе и называлась Каторжным двором (или Каторжным острогом).

Зимний возок Петра I

В 1710 г. адмирал Корнелий Крюйс создал старейшую в Санкт-Петербурге школу для детей работников адмиралтейства. Впоследствии школа, известная как Петершуле или школа Святого Петра, расположилась на Невском проспекте. Выпускниками Петершуле были К. И. Росси, М. П. Мусоргский, К. А. Раухфус, П. Ф. Лесгафт, архитекторы К. А. Тон, Н. Л. Бенуа и многие другие.

Первая в городе водонапорная (современники называли ее водовзводной) башня была сооружена в 1710 г. на Безымянном Ерике (ныне река Фонтанка). Это сооружение снабжало водой фонтаны Летнего сада.

В этом же 1710 г. на Березовом острове появились первые в городе улицы, мощенные камнем. С 1718 г. обязанность по мощению улиц камнем была возложена на жителей. И дело двигалось неплохо.

С именем Петра I связано начало организации службы по тушению пожаров. Пожары были бичом деревянных русских городов. В 1710 г. в Петербурге сгорел Гостиный двор. Поэтому с 1711 г. к этому важному делу стали привлекаться военные.

2 января 1711 г. петровским указом был учрежден первый почтовый путь из Санкт-Петербурга в Москву. Указывались селения, через которые проходила «ямская гоньба». А первая в России государственная почтовая линия была открыта в 1723 г. из Санкт-Петербурга в Любек (Германия) и обратно. Первый почтовый дом открылся в 1714 г. Позже почтмейстерская контора была преобразована в почтамт, который стал старейшим в России. По-видимому, с этого же момента началась и перлюстрация (тайное прочтение) корреспонденции, которая интересовала российские власти.

11 мая 1711 г. первая в городе типография выпустила первую в Петербурге газету «Ведомости», которая до этого с 1703 г. выпускалась в Москве. Первым директором, типографом, редактором и издателем стал Михаил Петрович Аврамов, цейх-директор Оружейной палаты. Типография была организована по указу Петра I в доме Аврамова, который находился на Петроградской (тогда Петербургской) стороне.

А 23 ноября 1711 г. по приказу царя был устроен первый в Петербурге фейерверк в день именин А. Д. Меншикова, любимца и первого губернатора города на Неве.

В 1713–1714 гг. на берегу Еловой речки (ныне Карповка) была создана первая в Санкт-Петербурге плантация лекарственных трав. Наверное, это нововведение можно считать началом отечественной фармацевтической промышленности, так как «Аптекарский огород» обслуживал нужды аптек города. Впоследствии на Аптекарском острове возник Ботанический сад.

Приказ о постройке первой оранжереи города Петр I отдал 2 мая 1714 г. Но работы закончились в 1723 г. В оранжерее росли… ананасы, бананы, цвела финиковая пальма.

С 1715 г. в Санкт-Петербурге разместилась Навигацкая школа, которая открылась в Москве в 1701 г. Российское воинство считает это учебное заведение колыбелью высшего военно-инженерного образования в стране.

Проект постоянного уличного фонаря в 1718 г. разработал архитектор Ж.-Б. Леблон. По этому проекту было впервые поставлено четыре прочных деревянных столба, окрашенных белыми и голубыми полосами. На металлических кованых прутах подвешивались светильники с конопляным маслом. Эти фонари установили перед Зимним дворцом Петра I на набережной Невы.

Кунсткамера – первый музей России

В 1718 г. за организацию первой в России сахарной фабрики взялись купец Павел Вестов и «немец» Еремей Кизель. Летом 1720 г. фабрика дала первую продукцию. Память о ее существовании сохранилась в названии Сахарного переулка на Выборгской стороне.

Первым водопроводом Петербурга был Лиговский канал. Его прорыли в 1718–1721 гг. от речки Лиговки для питания фонтанов Летнего сада.

В 1718 г. первым политическим узником Петропавловской крепости стал сын Петра I царевич Алексей. Здесь же после очередного битья кнутом, которым орудовал сам отец, сын отошел в мир иной. Петропавловская крепость прославилась как тюрьма, из которой не смог совершить побег ни один узник. Местечко Петр I приглядел надежное.

В 1719 г. была открыта Кунсткамера – первый и старейший в России публичный естественно-научный музей. Петровская коллекция «монстров и раритетов» первоначально размещалась в Кикиных палатах.

Можно гордиться тем, что первые в России постоянные наблюдения за погодой были начаты в Санкт-Петербурге по указанию Петра I с 28 марта 1722 г. Эти наблюдения для приморского города, который в первую очередь был портом, имели важное экономическое значение. Исключительное значение метеонаблюдения приобрели с того момента, когда стало понятно, что городу придется как-то приспосабливаться к наводнениям. Метеонаблюдения сначала велись на Васильевском острове, затем – на Аптекарском острове и в Павловске.

В 1724 г., когда произошло сильнейшее наводнение, ускорившее уход из жизни Петра I (лично спасал жителей и сильно простудился), была основана первая в России метеорологическая станция. С декабря 1725 г. научные наблюдения за погодой стал вести с помощью барометра и термометра профессор математики, действительный член только что открывшейся Российской академии наук Фридрих-Христофор Майер.

28 января (8 февраля) 1725 г. Петр I скончался.

Но нельзя не вспомнить, что в этом же году на Васильевском острове начала работать первая в России обсерватория. В 1725 г. было положено начало Российской академии наук.

Петербургский стиль жизни во многом определяется географическими и климатическими условиями, достаточно суровыми и требующими от жителей крепкого здоровья, выносливости и психологической устойчивости.

Санкт-Петербург расположен на уровне 59 градусов 57 минут северной широты. На одной широте с Петербургом находятся Чукотка, Аляска, Гренландия.

К словам из песни – «У природы нет плохой погоды, всякая погода благодать…» – многие в городе относятся с откровенной неприязнью. Климат и соответственно погода жителей города не очень жалуют.

Рекордный минимум в Санкт-Петербурге был отмечен 6 февраля 1740 г.: –45 °C, а рекордный максимум явился 8 июля 1972 г.: +33,6 °C. Автору довелось переносить –42 °C в городе Надыме на севере Западной Сибири, а также +50 °C в некоторых жарких регионах. Можно понять тех коренных ленинградцев-петербуржцев, которым больше всего нравится, чтобы было ни холодно, ни жарко, в пределах +14… –16 °C и «маленький моросящий дождичек». Самой теплой частью Петербурга является Невский проспект. В летнее время в центре города температура обычно бывает на 2–3 °C выше, чем в пригородах. А зимой на Невском проспекте может быть теплее на 10–12 °C.

В плане экологии Петербург к концу советского периода относился к числу самых скверных мест для обитания человека. Один сведущий знакомый о том районе, в который наша семья переехала в самом конце XX в., как-то сказал: «Тебе лучше не знать, что выпускали предприятия этого района… Но почти все эти предприятия больше не отравляют атмосферу и не убивают жителей».

Между тем именно Санкт-Петербург стал первым городом в мире, в котором начали действовать правила, предохраняющие загрязнение окружающей среды отбросами. Эти правила были введены указом Петра I в 1717 г. Каждый домовладелец обязан был подметать мостки против своего дома и поправлять мостовую. Уборку предписывалось проводить либо рано утром, либо поздно вечером, когда «по улицам ни езды, ни ходьбы». За невыполнение полагался штраф.

С самого начала существования города одной из самых серьезных проблем было развитие транспортной инфраструктуры. В реках, лесах и на болотах можно было наловить рыбы, собрать грибов и ягод, но хлеб и многие другие продовольственные припасы в город завозились на протяжении почти всего периода его существования. Возникновение Петербурга в решающей степени подтолкнуло развитие транспортной инфраструктуры России.

В 1703–1708 гг. была сооружена первая в России водная система – Вышневолоцкая, открывшая прямой водный путь из Петербурга на Волгу. В 1713 г. был построен Приладожский канал, который позволял судам не проходить по очень неспокойному Ладожскому озеру, где тонуло немало кораблей.

Каналы в России строились в разных регионах на протяжении всего XVIII в. В 1799–1810 гг. была сооружена Мариинская водная система, соединившая бассейн Волги с Балтийским морем. Свое название система получила по имени императрицы Марии Федоровны, вдовы Павла I. Из сохранной казны воспитательных домов, которой заведовала Мария Федоровна, было выделено на строительство 400 тыс. руб. (всего на строительство потрачено почти 2,8 млн руб.). Строительством руководил инженер-полковник Франц Павлович де Воллан. Общее руководство осуществлял Департамент водных коммуникаций, возглавляемый Н. П. Румянцевым. Эта водная система состояла как из природных, так и из искусственных водных путей. Ее протяженность составляла 1145 км. В советское время Мариинская система стала составной частью Волго-Балтийского пути им. В. И. Ленина.

Императорская карета. Россия. Вторая половина XVIII в.

Но по воде передвижение было медленным и прекращалось в зимний период. Поэтому большое внимание уделялось и развитию сухопутных путей сообщения. В России в 1712–1718 гг. была проложена очень важная грунтовая дорога между двумя столицами: Петербургом и Москвой. Эта дорога, построенная по инициативе Петра I, шла по прямой и потому значительно сократила путь между городами и сделала его более комфортным и безопасным. Расстояние составляло 770 км. В XVIII – начале XIX в. по этому тракту ездили почтовые тройки и кибитки частных лиц. Самым известным описанием такой поездки можно считать «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.

Через сто лет после Петра I началось строительство нового Московского шоссе. Почти одновременно с началом строительства князь М. С. Воронцов возглавил акционерную компанию для устройства регулярного движения дилижансов между двумя столицами. Отправлялись дилижансы по расписанию, два раза в неделю, по пути делали остановки на ночь в придорожных городах и станциях. Из письма П. А. Вяземского (июль 1830) узнаем, что дорога занимала обыкновенно около четырех суток, во время которых путешественники успевали сделать еще массу других дел: «10-го выехали мы из Петербурга с Пушкиным в дилижансе. Обедали в Царском Селе у Жуковского. В Твери виделись с Глинкой. 14-го числа утром приехали мы в Москву».

Для пассажиров победнее существовали так называемые «сидейки» – нечто вроде омнибуса или линейки. Проезд на них обходился в шесть раз дешевле, чем в дилижансе. Зато и тащились они из столицы в столицу почти неделю. За 30 лет работы дилижансы перевезли больше 80 тыс. пассажиров.

В 1837 г. открылась первая железная дорога между Петербургом и Царским Селом. А 1 ноября 1851 г. открылась первая двухпутная железнодорожная магистраль России Петербург – Москва – несомненно, лучшая по техническим данным железная дорога своего времени. Поездка между двумя столицами сократилось до 22 ч 45 мин. Эпоха дилижансов отошла в прошлое. В провинциальных городах дилижансы можно было увидеть еще и в начале ХХ в. Не будет большим преувеличением утверждать, что петербуржцы были самыми мобильными жителями Российской империи. Динамизм, деловитость, ускоренный темп жизни стали характерной чертой городской жизни.

В большом городе возникла проблема перемещения людей из пунктов А в пункты Б., но развитие городского транспорта стало серьезной заботой городских властей лишь в XIX в.

Через Неву люди перебирались на лодках, а зимой по льду. Через не очень большие водные преграды строились новые и новые мосты. Мореплавание и судостроение были приоритетными занятиями в городе, и население не боялось воды, быстро осваивая передовой опыт. В 1807 г. в США появилась «придурь Фултона», а на самом деле это был «Пароход Северной реки», изобретение Роберта Фултона.

Петербург тоже не заставил себя долго ждать. Уже в 1815 г. в первый свой рейс из Петербурга в Кронштадт отправился первый в России пароход «Елизавета». Начальник Кронштадтского порта выставил против парохода лучший гребной катер. Гребцам в случае большого напряжения всех сил удавалось не уступать пароходу и даже обгонять его, но вскоре гребцы выдохлись. Скорость передвижения составляла 8,75 версты/час. В Петербурге и ряде других городов была налажена постройка российских пароходов. В 1830 г. было основано Балтийское морское пароходство.

Для преодоления российского бездорожья, от которого столица Российской империи очень страдала, 2 декабря (20 ноября) 1809 г. Манифестом Александра I был учрежден Корпус инженеров путей сообщения и Институт Корпуса инженеров путей сообщения (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения). Корпус был создан для выполнения строительных и ремонтных работ по ведомству путей сообщения, институт – для подготовки инженерных кадров для этого Корпуса. За 200 с лишним лет своей работы старейший транспортный вуз выпустил более 100 тыс. специалистов, которые многое сделали не только для транспорта, для всей России, но и для Петербурга-Ленинграда.

В 1860-х гг. на смену общественным каретам-омнибусам пришли конные железные дороги, общая длина которых к 1878 г. достигла 85 верст. Конка просуществовала в Петербурге до 1917 г.

В связи с распространением электричества стали исследоваться возможности его применения на транспорте. В 1880 г. русский инженер Ф. А. Пироцкий создал вагон, который двигался по рельсам за счет использования электричества. Зимой 1895 г. маленькие вагончики курсировали по рельсам, проложенным по льду Невы между Дворцовой и Мытнинской набережными.

Датой рождения трамвая и городского электрического транспорта, считается 29 сентября 1907 г. (по новому стилю), когда главный инженер строительства первой трамвайной линии инженер путей сообщения Генрих Осипович Графтио провел по маршруту первый состав. В 1909 г. в городе действовало уже 13 трамвайных маршрутов. К 1917 г., когда население города насчитывало более 2 млн, на путях общей протяженностью 105 км курсировало 710 вагонов. Петербургский трамвай перевозил за год около 300 млн пассажиров.

С 1835 г. берет свое начало освещение улиц Петербурга газовыми фонарями со светильниками, укрепленными на столбах. В этом году было создано «Общество освещения газом Санкт-Петербурга». Оно построило на Обводном канале завод, где производили искусственный газ из каменного угля. Было изготовлено 204 постоянно действующих уличных газовых фонаря. Светильники делали из толстой жести, застекляли и крепили винтами к чугунным столбам.

В 1858 г. в Петербурге возникло второе газовое общество – «Общество столичного освещения». Первое газовое общество к тому времени переключилось на внутреннее освещение зданий. К 1869 г. второе газовое общество обслуживало газом 3649 уличных фонарей. В 1914 г. петербургские газовые заводы питали газом 8813 одно-, двух– и трехрожковых уличных газовых фонарей с 10 475 горелками по 75 свечей каждая и тысячи фонарей в частных домах, общественных местах и на предприятиях. Кроме того, улицы Петербурга в то время освещали еще 3730 старых керосиновых и 2900 электрических фонарей, которые появились в 1883 г. Электричество и керосин использовались и для освещения квартир.

Петербургский стиль жизни некоторым наблюдателям может показаться вещью неуловимой и неопределяемой.

После ряда громких убийств – вице-губернатора Маневича, предпринимателя Филиппова, депутатов Старовойтовой, Новоселова и др. – Петербург вдруг стали величать криминальной столицей. Подобные криминальные события, которые представляли собой обыкновенные «разборки» на почве дележа собственности и контроля за движением финансовых ресурсов, происходили в основном в 1990-е гг. Эти годы были «лихими» и в Москве, и в Екатеринбурге, и во Владивостоке. А уж что происходило в Чечне и вообще на Северном Кавказе…

Более подходящим представляется определение Санкт-Петербурга в качестве КУЛЬТУРНОЙ СТОЛИЦЫ. Сейчас мало кто вспомнит, но именно этот достойный великого города статус был присвоен Санкт-Петербургу Борисом Николаевичем Ельциным во время его предвыборного визита в 1996 г. Не будем гадать о том, кто именно придумал и вложил в уста первого избранного Президента Российской Федерации нужные и красивые слова. Они нравятся петербуржцам. И не только потому, что тешат общегородское самолюбие, питают и дают стержень петербургскому патриотизму. Дело в том, что звание КУЛЬТУРНОЙ СТОЛИЦЫ Петербургом заслужено как ни одним другим городом России.

Почему, например, могло появиться словосочетание «питерский рок»? Потому что еще в Ленинграде, в «лохматом» доперестроечном 1983 г. благодаря особому стечению обстоятельств появился постоянно действующий рок-клуб. Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Константин Кинчев, Юрий Шевчук, Вячеслав Бутусов, Чиж и др., как бы критически и без всякого пиетета ни относился бы автор данных строк к творчеству названных рок-музыкантов, составили эпоху в общественной и музыкальной жизни города и всей России, оказали огромное влияние на общественное сознание, на поведение многих миллионов людей. Современные рассуждения о смерти «русского рока», рожденного в Ленинграде, будут еще не раз звучать, как вновь и вновь возникают слухи о «смерти» оперы, книг, интеллигенции и т. д. Впрочем, жизнь покажет, и будущее все расставит по своим местам.

К началу XXI в. в Санкт-Петербурге имелось больше 200 музеев (если считать школьные и филиалы), около 40 художественных галерей, почти 2000 библиотек, 50 театров и еще около 60 театральных коллективов, почти 100 концертных организаций, а также 50 домов культуры, шесть парков и один зоопарк. Наряду с государственными насчитывалось больше 400 негосударственных организаций культуры.

«Характерно, что город, даже потерявший статус административной столицы, столичности в культуре не утрачивал никогда. В Питере всегда рождались целые культурные поколения. Здесь же хочется вспомнить и об особой культурности ленинградцев-петербуржцев. Но о ней теперь чаще вспоминают, чем констатируют», – отметил один из современных авторов.

Думается, что ларчик открывается значительно проще, чем кому-то может казаться. Для того чтобы объяснить, почему именно Санкт-Петербург может претендовать на звание КУЛЬТУРНОЙ СТОЛИЦЫ, достаточно задать вопрос: а где собственно создавалась великая русская культура?

Не думаю, что в данном месте автору можно предъявить обвинение в некоем великодержавном культурном национализме. Не вдаваясь в долгие теоретические рассуждения, стоит напомнить о том, что процесс формирования наций на территории России был достаточно длительным. Степень зрелости разных народов, соседствовавших на территории обширной Российской империи, наилучшим образом могут оценить мыслители, общественные деятели, историки, писатели, другие деятели культуры, принадлежащие к соответствующим национальным и региональным, политическим, экономическим и интеллектуальным элитам. Это тема для большого и спокойного разговора.

Что касается русского народа, то, по мнению автора, этническая самоидентификация русских людей произошла в период Древней Руси и нашла свое яркое выражение в древнерусской культуре. Достаточно вспомнить о древнерусской литературе, иконописи, архитектуре, летописании. Основой древнерусской культуры был русский язык.

На долю русского народа выпали тяжелые исторические испытания. Только «ногою твердой став при море», выстроив Санкт-Петербург, русская нация создала благоприятные условия для устойчивого, хотя иногда и прерывистого экономического и политического развития. Только с Петром I Россия вступила на путь модернизации. Высокая степень зрелости русского народа проявилась в Золотом и Серебряном веках русской культуры. Русская культура, которая постепенно становилась и российской, создавалась в Петербурге.

Советский, вновь московский период в истории страны, отнюдь не следует недооценивать в плане культурного развития. В том числе в связи с переездом части творцов культурных ценностей из Петрограда-Ленинграда в Москву.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *