Святая луция сиракузская


Святая Люция. Икона работы Люка Дингмана.
День святой Люции (День святой Люсии, швед. Lucia, фин. Lucia-neito, англ. Saint Lucia’s Day, чеш. Památka svaté Lucie, хорв. Dan Sv Lucije) — праздник, отмечаемый 13 декабря в католических и протестантских странах. В Норвегии «Luciadagen»- день святой Люции отмечается 13 декабря, Lussinatt, ночь Святой Люции — ночь на 13 декабря. Название праздника связано со святой мученицей из Сиракуз — святой Люцией.

Святая мученица Люция Сиракузская
Люци́я Сиракузская (в православной традиции — Луки́я Сиракузская; итал. Santa Lucia; около 283 Сиракузы, Италия — около 303, Сиракузы) — раннехристианская святая и мученица. Уже около 600 года в Риме существовал монастырь, посвященный святой Люции. Имя Люция восходит к латинскому «lux» — «свет». По традиции Люция покровительствует всем людям с заболеванием глаз, незрячим или просто близоруким. Она является небесной покровительницей городов Сиракузы и Венеция и вместе со святыми Розалией и Агатой считается покровительницей Сицилии. День святой Люции (13 декабря) широко отмечается в Швеции и Норвегии. Изображается Люция как девушка в белом длинном одеянии. На иконах святая Люция изображается обычно с мечом в руках и пальмовой ветвью (символами мученичества), книгой и масляной лампой, иногда также с двумя глазами на подносе. В иконографии её нередко изображают с раной на горле от меча, либо с мечом, пронзающим ее шею, что связано с ее мученической смертью от удара меча. Святая Люция почитается как католической, так и православной церковью.
Надпись на могиле, датированная 400 годом в катакомбах Сан-Джованни в Сиракузах, содержит упоминание о святой Люции. Первые описания её мученичества относятся к V—VI веку, они содерат описания многочисленных чудес и имеют сходство с житием святой Агаты. Святая Люция была убита за свою веру при власти императора Диоклециана, противника христианства. О ней упоминал и Фома Аквинский.
Люция происходила из богатой семьи. Она родилась в 286 году в Сиракузах (Сицилия), где и прожила всю свою жизнь. С детства святая была тайной христианкой: она дала Богу обещание вечной чистоты. Когда мать захотела выдать ее за язычника, Люция упросила ее отложить свадьбу. В это время мать сильно заболела. Люция собралась в Катанию просить помощи у гроба святой Агаты. Она уговорила больную мать отменить ее свадьбу. Оскорбленный жених задержал Люцию и сдал ее местному императору Диоклетиану, который приказал жестоко мучить девушку, после чего ей перерезали горло кинжалом или отсекли голову. Здесь легенды расходятся.
В другом варианте Люция послала жениху, который влюбился в нее за красоту глаз, свои глаза, которые перед этим сама себе вырвала. Юноша был оскорблен, приказал ее мучить и сам перерезал ей горло.
Согласно третьему варианту, отвергнутый жених возбудил против христианки Люции жестокое преследование. Судья Сиракуз Пасхазий хотел отдать её в публичный дом, но ни повозка, запряженная быками, ни тысяча мужчин не могли сдвинуть Люцию с места. После разнообразных пыток и чудес она была убита ударом меча. Другие легенды сообщают и о том, что ей вырвали глаза.

В церкви святого Иеремии.
Мощи святой Люции были погребены в катакомбах Санта-Лючия в Сиракузах. В 1040 году они были похищены освободившим город от арабов Георгием Маниаком и увезены в Константинополь, а оттуда в 1204 году в Венецию. Там она была похоронена в церкви Святой Люции. В 1860 году церковь была снесена под постройку железнодорожного вокзала Санта-Лючия. Её мощи были перенесены в близлежащую церковь святого Иеремии. В 1935 году для её головы была изготовлена серебряная маска.
В Сиракузах над катакомбами, в которых была первоначально погребена святая, воздвигнута церковь Санта-Лючия-фуори-ле-Мура, алтарный образ в которой написал Караваджо. В кафедральном соборе Сиракуз в одной из боковых капелл помещена часть мощей (кисти) Люции, возвращённая из Венеции. Вместе со святыми Розалией и Агатой Люция считается покровительницей Сицилии.

Погребение святой Люции (Караваджо) — заалтарный образ в сиракузской церкви Санта-Лючия-фуори-ле-Мура.

Дыра в стене (церковь Санта-Лючия-фуори-ле-Мура в Сиракузах — пролом, через который Георгий Маниак похитил тело святой Люции.
По другим источникам её мощи в начале VIII века были перенесены в Корфинум (сейчас Пентима), а в 970 году в Мец.

Святая Люсия. 1473-74
Франческо дель Косса (итал. Francesco del Cossa; ок. 1435, Феррара — 1477, Болонья).
По одной из легенд, у святой Люции были прекрасные глаза, которыми она очаровала некоего молодого человека, и чтобы он не впал в искушение, она выколола свои глаза и прислала их ему на тарелке. Благодаря этой легенде в романских и германских странах святая Люция считалась покровительницей света и целительницей глазных болезней.
Другая (средневековая) легенда
Однако, существует легенда, что некая Люсия жила в Средневековье и была женой (возможно, невестой) шведского рыбака. Однажды рыбак отправился на промысел, а Люсия, как всегда, осталась дома и ждала его. Вскоре стемнело, и разыгрался страшный шторм. Нечистая сила, разгулявшаяся в эту ночь, погасила маяк и Люсия боялась, что ее любимый не найдет дорогу к причалу, и его лодка разобьется о камни. Ей ничего больше не оставалось, кроме как пойти самой на высокую скалу и освещать фонарем любимому дорогу к причалу. Но нечисть заметила Люсию и стала ей угрожать, впрочем, все их усилия были напрасны. Тогда они убили девушку, отрезав ей голову. Но даже после смерти Люсия, вернее, ее душа продолжала стоять на скале, благодаря силе своей любви, и указывала дорогу своему любимому.

Изображение мученичества святой Луции в Нюрнбергских хрониках (Нюрнбергская хроника (лат. Liber Chronicarum, нем. Die Schedelsche Weltchronik) — инкунабула 1493 года издания, содержащая иллюстрированную хронику библейской истории от сотворения мира.) По одному из преданий, когда язычники пытались убить святую мечом, но ничто на нее не действовало, даже с мечом в горле она продолжала говорить.
Вот как рассказывает о дне святой Люсии в Норвегии Наталия Будур («Рождество в Норвегии»)
«…Адвент — не только время тихого ожидания и духовной подготовки, ведь, как и на Руси, в Скандинавии накануне Рождества «разгуливается нечистая сила». Начинается этот период с 13 декабря — дня святой Лючии (или Лусии) — вернее, с ночи 13 декабря, по народным верованиям, самой длинной ночи в году.
Существует несколько объяснений того, почему разгул нечисти начинается именно со дня святой мученицы Лючии, жившей на Сицилии в III веке и принявшей мученическую смерть. Этнографы установили, что культ Лючии проник на Север из Германии, где святая с венком из горящих свечей на голове часто ассоциируется с Младенцем Христом, который приходит накануне Рождества к немецким малышам и дарит им подарки.
…Имя Лючии имеет и другие, не столь радостные аналогии — например, с Князем тьмы Люцифером. Кроме того, первую жену Адама, прародительницу подземных духов, звали Лилит (в норвежской традиции). По созвучию это имя стало также ассоциироваться с днем Лючии.
В период с 13 декабря по самый день Рождества выходить во двор после наступления темноты опасно, ибо нечисть может появиться в любую минуту — пешком или на лошади, и особенно плохо придется тогда тем, кто много грешил или не готовился должным образом к Великому празднику…
Если в доме не пекут специальные обрядовые печения или не моют полы и стены, то тогда от темной силы можно ожидать массы неприятностей — ей ничего не стоит разбить деревянный стол на мелкие кусочки или снести половину крыши.»

История праздника
У шведской Люции множество прообразов. Один из них — немецкая «Christkindlein» — одетая ангелом маленькая девочка, раздающая подарки. Часто эту девочку изображают в венке со свечами. Когда-то в XVII веке девочка со свечами в волосах пришла из Германии в шведские поместья. В Германии в XVI—XVII веках, во времена запрета культа святых и особенно Святого Николая, на Рождество появилась идея заменить доброго старика на младенца Иисуса, которого изображала девочка в белом платье. Традиция не укоренилась, зато проникла в Швецию. В XVIII—XIX веках обычай установился на более ранний день святой Люции, и главным героем вместо Иисуса стала именно она. В 1927 году было проведено первое шествие Люции в столице — Стокгольме. Традиция празднования дня святой Люции зародилась в Западной Швеции во второй половине XVIII века. Постепенно через университеты традиция распространялась все дальше. В 1927 годы в Стокгольме был организован конкурс, на котором выбирали шведскую Люцию, после чего праздник постепенно стал общенациональным. В Финляндию день святой Люции пришел в 1930 году, когда Люцию выбирали уже в Хельсинки.
С праздником в ее честь связана поговорка: «Со святой Люцией ночи убывают». Появилась она еще в эпоху юлианского календаря, в соответствии с которым на 13 декабря приходился день зимнего солнцестояния. После григорианской реформы 1582 года самый короткий день в году выпал на 21 декабря. После этого народная мудрость перестала соответствовать действительности, что нашло отражение в дополнении к поговорке: «Со святой Люцией ночи убывают, но дни длиннее не становятся».
Память о Люции сияет, она – как свет веры, надежды и сострадания. В современной Швеции и Финляндии святая Люция символизирует красоту и милосердие. В наши дни образ Люсии считается воплощением духовной чистоты. Ее костюм – длинное белое платье, перевязанное красной ленточкой, а на голове у нее красуется венок со свечками – символ путеводного света.
Наряд «королевы праздника» символичен: белое платье обозначает невинность и чистоту, красный пояс, которым оно подпоясано — мученическую смерть, венок — нимб, символ святости, а горящие свечи — свет. В каждой школе также выбирают свою Люсию и устраивают праздники с пением традиционных гимнов.
В честь святой Люсии обязательно проводится процессия, которую возглавляет молодая девушка в белом одеянии, с короной огней (свечей) на голове и свечой в руке. Ее сопровождают девушки со свечами в руках, все вместе поют «Lucia sangen” и раздают желтые булочки с изюмом, которые, как правило, пекут сами.
День святой Луции в Европе
Праздник Святой Люции в Швеции 13 декабря является важной составляющей Рождественских традиций. Первоначально в этот день носили белые одежды, пекли традиционную выпечку луссекатт и пели песни. Торжества начинаются обычно утром в семье, и продолжаются в детских садах, школах и на работе. Этот праздник отмечается в Швеции с конца XIX века, а раньше в этот же день население страны праздновало окончание сельскохозяйственных работ и начало рождественского поста.
Праздничная открытка, 1908 год
В Швеции этот праздник отмечается дома, где главную роль обычно исполняет младшая дочь в семье, которая угощает родителей, братьев и сестёр традиционными шафранными булочками и кофе. После этого песнями будят тех, кто ещё не встретил Люцию — и чаще всего это отец семейства. Излюбленное блюдо — шафранные булочки с изюмом, имеющие форму восьмёрки со спиралевидными концами, которые запивают кофе, глинтвейном или даже рождественским пивом. Некоторые пьют юлмуст.
Стилизованный праздничный подсвечник и праздничное угощение
Коронование Люсии в Швеции
В день святой Люсии в Стокгольме и Хельсинки проходит церемония выборов и коронации Люсии, которую наряжают в белое платье и надевают венок из горящих свечей, после чего начинается торжественное карнавальное шествие ряженых детей. Шведская коронация проходит в национальном музее Скансен, а финская — в главном соборе Хельсинки.
«Луцки» (pozitivni-noviny.cz)
Чехи считают святую защитницей от ведьм. В Моравии считается, что для защиты от ведьм надо с этого дня и до Рождества сжигать в камине по одному полену. Особенно чтили праздник женщины и девушки: в этот день нельзя было стирать и прясть. В Валахии даже прялки убирали на чердак.
В хорватской Далмации и Славонии в этот день принято детям дарить подарки. На острове Зларин дети кладут носки под подушку перед сном, ожидая, что святая Люсия принесет подарки. Непослушные дети в носке находят уголёк, дети, которые хорошо вели себя в прошедшем году, получают сушёный инжир, миндаль, грецкие орехи, яблоки или конфеты. В северо-западной Хорватии в этот день хозяйки пекут пресный кукурузный хлеб, который все члены семьи должны съесть, чтобы в хозяйстве всё ладилось и не болела скотина. В Джяково ряженая в белое «баба Лука» (хорв. baba Luca) носила горячие угли, чтобы обжечь пальцы непослушным детям, и особенно любила наказать девушек, которые ещё не научились ткать. С этим днём также связан обычай гадать.

В Польше в день святой Люции срезали в саду ветви яблони, ставили их в воду или втыкали в мокрый песок около печи. Если они расцветали до Рождества — это предвещало хороший урожай. Девушки срезали ветки вишни: в одних районах Польши расцветшая к Рождеству ветка обещала девушке за мужество, в других была как бы свидетельством ее целомудрия.
Стихи о святой Люсии
Sankta Lucia (Norwegian Lyrics)
Svart senker natten seg i stall og stuer.
Solen har gått sin vei, skyggene truer.
Inn i vårt mørke hus stiger med tente lys,
Sankta Lucia, Sankta Lucia!
Natten er mørk og stum. Med ett det suser
i alle tyste rom som vinger bruser.
Se på vår terskel står, hvitkledd med lys i hår,
Sankta Lucia, Sankta Lucia!
English Version
Black night is falling in stables and homes.
The Sun has gone away, the shadows are threatening.
Into our dark house enters with lit candles,
Saint Lucia, Saint Lucia!
The night is dark and silent; suddenly a rush
in all quiet rooms, like the waving of wings.
See, at our threshold stands, dressed in white with lights in her hair,
Saint Lucia, Saint Lucia!
Перевод
Черная ночь падает на конюшню и дома.
Солнце исчезло, тени угрожают…
В наш темный дом входит с зажженными свечами
Святая Люсия, Святая Люсия!
Ночь темна и тиха, и вдруг – порыв,
Как взмахи крыльев,
Во всех тихих комнатах!..
На пороге стоит, одетая в белое, с огнями в волосах,
Святая Люсия, Святая Люсия!
(Перевод И. Гущиной)
В Швеции во время праздника звучат многие песни, посвящённые Люсии. Одной из самых известных является «Санкта-Люсия» (музыка Теодоро Коттрау, слова Сигрид Эльмблад):
Оригинальный текст (швед.)
Natten går tunga fjät
Runt gård och stuva.
Kring jord som sol förlät,
Skuggorna ruva.
Då i vårt mörka hus,
Stiger med tända ljus,
Sankta Lucia,
Sankta Lucia.
Då i vårt mörka hus,
Stiger med tända ljus,
Sankta Lucia,
Sankta Lucia.
Natten var stor och stum.
Nu hörs det svingar,
I alla tysta rum, sus som av vingar.
Se på vår tröskel står
Vitkläd, med ljus i hår,
Sankta Lucia,
Sankta Lucia.
Se på vår tröskel står
Vitkläd, med ljus i hår,
Sankta Lucia,
Sankta Lucia.
«Mörkret skall flykta snart
Ur jordens dalar.»
Så hon ett underbart
Ord till oss talar.
Dagen skall åter gry,
Stiga ur rosig sky,
Sankta Lucia,
Sankta Lucia.
Dagen skall åter gry,
Stiga ur rosig sky,
Sankta Lucia,
Sankta Lucia.
Перевод
Санкта Люсия,
В чудном мерцаньи,
В зимнюю ночь дари
Света сиянье!
Нас унося в мечтах,
Словно на крыльях,
Вспыхнет твоя свеча,
Санкта Люсия.
Нас унося в мечтах,
Словно на крыльях,
Вспыхнет твоя свеча,
Санкта Люсия.
В белом ты к нам вошла,
Дева святая,
О Рождестве Христа
Напоминая.
Нас унося в мечтах,
Словно на крыльях,
Вспыхнет твоя свеча,
Санкта Люсия.
Нас унося в мечтах,
Словно на крыльях,
Вспыхнет твоя свеча,
Санкта Люсия.
Праздничная процессия в Швеции, 2007 год
(Процессия в детской больнице)
Праздник в Швеции, 2006 год
«Vitae Lux»/»Свет жизни » ~~Sissel
Sissel Kyrkjebø – Сесиль, известная норвежская певица со знаменитым сопрано, во время празднования Дня Св. Люсии в Солт-Лейк-Сити, штате Юта (США). Она рассказывает (на родном языке) об истории праздника, который пришел из северной Италии в другие страны, в том числе в Норвегию. Вокал – на латинском языке.
Rick Steves’ European Christmas: Norway
Rick Steves рассказывает о праздновании дня святой Люсии и Рождества в Норвегии. Вы видите, как проходит церемония со свечами и как чествуют Св. Люсию в норвежских семьях. Город Drøbak. Исполняет хор девушек из Осло.
«Santa Lucia»: поют студенты в церкви
Gamle Aker Kirke (Осло)
«Deilig er jorden»: в церкви Vang kirke, на Рождественском национальном концерте.
Участвуют и поют члены королевской семьи: принцесса Марта Луиза, король Харальд, Хокон Samuelsen и другие. Солисты — из Трондхейма.
Santa Lucia: празднуют норвежские и шведские студенты в офисе IKEA.
Mario Lanza ~~»Santa Lucia»
Уникальная запись — король теноров Mario Lanza исполняет «Santa Lucia». Эта мелодия известна каждому из нас!
St Lucia on NRJ Norway
Св. Люсию чествуют в офисе
Галерея
Немного ретро-фото
В рисунках, открытках

Святая мученица Лукия Сиракузская

Святая Лукия родилась примерно в 286 году в городе Сиракузы на Сицилии. Неизвестно, была ли её семья христианской, но, согласно преданию, ещё будучи ребёнком, Лукия дала обет целомудрия, но никому не говорила о своём решении. В своей девственной чистоте Лукия намеревалась посвятить всю свою жизнь служению Спасителю. После смерти отца (Лукия была к тому времени уже молодой девушкой) мать решила выдать её замуж за красивого и знатного юношу, но из языческой семьи. Лукия всяческими способами стремилась расстроить планы матери, стараясь оттянуть срок свадьбы. К тому же, она испытывала глубокое отвращение к идолопоклонничеству. Она молила Бога помочь ей сохранить девственную чистоту.

Между тем, мать Лукии тяжело заболела: у неё открылись сильные кровотечения, которые не удавалось остановить ни одному врачу. Болезнь затянулась на долгие четыре года. В это время, конечно же, не могло быть никакой речи о свадьбе: присутствие дочери в доме было просто необходимо.

В это время в городе заговорили о чудесных исцелениях от мощей святой мученицы Агафии, и Лукия уговорила мать совершить паломничество в расположенный неподалёку от Сиракуз город Катания, чтобы помолиться об исцелении. Вскоре мать и дочь прибыли в Катанию. Во время торжественного богослужения, на котором присутствовали паломницы, читался евангельский отрывок об исцелении кровоточивой жены, страдавшей от того же недуга, что и мать Лукии. Девушка была глубоко тронута этой историей. Обливаясь слезами, Лукия долго молилась святой Агафии об исцелении матери и, наконец, забылась сном.

И тут во сне к ней явилась в окружении ангелов сама святая мученица Агафия. «Сестра моя! – обратилась она к Лукии. – Зачем просишь ты у меня то, что есть у тебя самой. Посмотри, твоя вера исцелила твою мать; она здорова. И знай ещё, что своим девством ты построила благолепный храм Господу». Проснувшись, Лукия обнаружила, что её мать действительно здорова. И в этот момент радости и благодарности Лукия открыла матери своё намерение сохранить свою девственность в знак служения Господу, добавив, что к этому призвала её и святая Агафия. Евтихия (так звали мать Лукии), благодаря небо за исцеление, благословила дочь на этот подвиг. Вернувшись в Сиракузы, Лукия раздала своё приданое бедным.

Настоятель русского православного прихода в Венеции священник Алексий Ястребов передает Святейшему Патриарху Алексию частицу ризы святой мученицы Лукии Сиракузской. 14 августа 2003 года

Жених, однако, узнав о решении Лукии остаться девственницей, страшно разгневался и возненавидел девушку. Он обратился к городскому судье Пасхазию, также язычнику, выдвинув против святой Лукии обвинения в неверности, в расточительстве (он не мог смириться с тем, что она раздала свои богатства бедным) и в том, что она христианка. Последнее обвинение во времена правления императора Диоклетиана, жестоко преследовавшего христиан, было особенно опасным.

Пасхазий тут же вызвал Лукию в суд и потребовал от неё, чтобы она отказалась от христианства и принесла жертву языческим богам. На что святая ответила: «Мне неизвестен иной бог, кроме Творца неба и земли. Ему и приносится надлежащая жертва. Всё своё имущество я раздала бедным, и теперь, когда у меня ничего не осталось, в жертву Господу я приношу себя саму». Пасхазий объявил Лукии, что он действует в соответствии с распоряжениями императора. Она ответила: «Ты, будучи городским судьёй, выполняешь распоряжения императора; я же, будучи христианкой, соблюдаю Божий закон. Ты испытываешь страх перед императором, я – перед Богом. Ты ищешь милости императора, я же – милости Божией. Так что действуй, как тебе угодно; я же буду делать то, что мне полезно».

Эти слова привели Пасхазия в ярость. Он распорядился отвести святую Лукию к блудницам. Однако свершилось чудо: стража не могла сдвинуть девушку с места. Её пытались тащить даже с помощью волов, однако все усилия были напрасны. Не умея справиться с хрупкой девушкой, язычники скрежетали зубами от ярости и стыда. И тогда Пасхазий приказал разжечь костёр вокруг Лукии и поливать её кипящим маслом. Пламя, однако, окутало Лукию, как покрывалом, не причинив ей никакого вреда. Стоя посреди костра, Лукия воскликнула: «Слава Господу нашему, Иисусу Христу!» Тогда разъярённый Пасхазий, приказав перерезать горло Лукии кинжалом, удалился, потрясённый чудом, свершённым христианским Богом. Лукия же, получив смертельный удар, оставалась при жизни до тех пор, пока её не причастил священник. Перед смертью святая утешала христиан, предвозвещая скорое окончание гонений со стороны язычников. Призвав христиан к добродетельной жизни, к вере в Божественный Промысл, она погрузилась в молитву и вскоре отошла ко Господу. Случилось это, согласно преданию, в 304 году.

Мощи святой мученицы покоились в Константинополе, а в 1204 году во время IV Крестового похода были перевезены в Венецию, где они и по сей день пребывают в церкви святого пророка Иеремии.

В этом году христианский мир празднует 1700 лет со дня блаженной кончины святой мученицы Лукии Сиракузской. К этому событию были приурочены торжества в Католической Церкви. После дня памяти святой Лукии, который у католиков приходится на 13 января н. ст. мощи в течение десяти дней находились в Сиракузах, месте подвига святой мученицы, куда в это время стекались верующие со всей Сицилии.

Православные верующие также прибегают к заступничеству святой мученицы и в день ее памяти совершают молебны у ее мощей в церкви святого Иеремии, а также приходят к ее мощам для частной молитвы. В этом году, в год 1700-летия ее мученичества настоятелем венецианского прихода святых Жен-Мироносиц Московского Патриархата священником Алексием Ястребовым был совершен молебен: православные верующие по окончании Божественной Литургии в храме Усекновения Главы св.Иоанна Предтечи проследовали в церковь святого Иеремии, находящуюся неподалеку.

По окончании молебна отец Алексий обратился к прихожанам со словом, в котором рассказал о житии святой мученицы, и подчеркнул, что твердое исповедание веры и бескорыстная любовь к ближнему есть залог, необходимое условие правильного пути, приводящего нас к спасению. Святая, по словам отца Алексия, показала нам пример такой пламенной веры и такого всепрощения. Это необходимо помнить особенно заграницей, где православные верующие находятся в иной для себя среде, подчас становятся объектами прозелитизма, подчас испытывают на себе неприязненное отношение местных жителей. Исповедничество есть подвиг не отдаленного прошлого, для него есть место сегодня, в наши дни. Не постесняться своей веры, открыто свидетельствовать «о нашем уповании», не оставлять в то же время внутренней работы над собой и общинной молитвы – вот путь, которому должен идти православный христианин сегодня, и в этом именно будет заключаться наше малое подражание святой мученице Лукии.

Святая мученица имеет особую благодать исцелений от болезней зрения, помогает защитить верующих от телесной и духовной слепоты.

В связи с тем, что в этот день состоялось голосование по выборам президента Украины, отец Алексий зачитал верующим послание блаженнейшего митрополита Киевского и Всея Украины Владимира и Священного Синода Украинской Православной Церкви к народу Украины, после чего верующие вознесли молитву о проведении честных выборов, а также о мире и спокойствии на Украине.

Святая Люция почитается как католической, так и православной церковью. О празднике св. Люции традиционно говорят: «Люция пьет только ночи, а дни не добавляет» (Lucie noci upije a dne nepřidá). Изначально, по юлианскому календарю, это была правда, потому что именно в этот день наступало зимнее солнцестояние: с данного момента ночи становились короче, а дни длиннее.

С принятием григорианского календаря все сдвинулось на 8-10 дней, и праздник св. Люции вместо 21-го декабря начали отмечать 13-го декабря.
Фото: Пазднование праздника Св. Люции (harpaj.net )

Легенда о святой Люции

Святая Люция почитается примерно с V века. Такая женщина действительно существовала, так как ее могила была обнаружена в катакомбе Люции в Сиракузах. Легенды о ней была созданы, скорее всего, по образцу рассказов о других святых (Агате, Сесилии и др.). Считается, что Люция была убита за свою веру при власти императора Диоклециана, противника христианства. О ней упоминал и Фома Аквинский.

Люция происходила из богатой семьи. Она родилась в 286 году в Сиракузах (Сицилия), где и прожила всю свою жизнь. С детства святая была тайной христианкой: она дала Богу обещание вечной чистоты, т.е. сама посвятила себя в монахини. Когда мать захотела выдать ее за язычника, Люция упросила ее отложить свадьбу. В это время мать сильно заболела. Люция собралась в Катанию просить помощи у гроба святой Агаты. Она уговорила больную мать отменить ее свадьбу. Оскорбленный жених задержал Люцию и сдал ее местному императору Диоклециану, который приказал жестоко мучить девушку, после чего ей перерезали горло кинжалом или отсекли голову. Здесь легенды расходятся.

В другом варианте Люция послала жениху, который влюбился в нее за красоту, свои глаза, которые перед этим сама себе вырвала. Юноша был оскорблен, приказал ее мучить и сам перерезал ей горло.

Согласно третьему варианту, Люцию не мучили так жестоко, однако за то, что она отказалась приносить жертву языческим богам и не захотела отрекаться от своей веры, ее отвезли в публичный дом на возу, запряженном волами (тогда это был большой позор). Однако когда девушка села на воз, его не смогли сдвинуть: ни люди, ни кони. Тогда разозленный палач перерезал ей горло. Может, с того времени и пошла поговорка «Баба с возу – кобыле легче»?

Как бы то ни было, во всех вариантах Люция была убита 13-го декабря. Над ее могилой построили костел. Остатки ее костей теперь хранятся в Венеции. Она считается покровительницей города.

Перед смертью девушка предрекла, что преследование христиан скоро закончится. Действительно, в 313 году христианство разрешил римский император Константин.

Память св. Люции чтится, прежде всего, в Италии, где каждый год организовываются торжества и процессии с зажженными факелами, символизирующими свет.

Люция-покровительница

Св. Люция – символ чистоты. Она является одной из самых значимых святых. Люция покровительствует многим профессиям и ремеслам. Она защищает кающихся блудниц, фермеров, портных, ткачей, юристов и др. Верующие обращаются к ней за помощью при болезнях горла, инфекциях, кровотечениях и дизентерии. Также она охраняет детей, бедных и слепых.

Изображается Люция как девушка в белом длинном одеянии. В руках у нее может быть поднос со своей отрезанной грудью (как в пражской Лорете) или миска с собственными глазами.

Обычаи, связанные с праздником св. Люции

Как символ чистоты Люция контролировала предпраздничную уборку (это было актуально, когда праздник отмечался 21-го декабря). Она проверяла, хорошо ли хозяйка убрала, и сметала паутину с окон.

В разных областях Чехии с этим праздником связано множество традиций, в некоторых деревнях их придерживаются и до сих пор. В большинстве случаев по улицам ходили одетые в белое девушки «Луцки», исполнявшие разные роли. Например, в кабаках они нападали на мужчин, измазывали их горчицей и засыпали мукой в качестве мести за то, что они не хотят убирать перед праздниками.

Теперь женщины могут просто устроить себе выходной от домашних дел.

История жизни и мученичества Лукии, как и многих других святых раннего периода христианства, окутана легендами. Тем не менее, исторический факт существования Лукии учёные под сомнение не ставят: в катакомбах на Сицилии была обнаружена надпись, свидетельствующая о том, что уже в 400 году святой Лукии был посвящён особый праздник.

Лукия родилась примерно в 286 году в городе Сиракузы на Сицилии. Неизвестно, была ли её семья христианской, но, согласно преданию, ещё будучи ребёнком, Лукия дала обет целомудрия, но никому не говорила о своём решении. В своей девственной чистоте Лукия намеревалась посвятить всю свою жизнь служению Спасителю. После смерти отца (Лукия была к тому времени уже молодой девушкой) мать решила выдать её замуж за красивого и знатного юношу, но из языческой семьи. Лукия всяческими способами стремилась расстроить планы матери, стараясь оттянуть срок свадьбы. К тому же, она испытывала глубокое отвращение к идолопоклонничеству. Лукия страстно молила Бога помочь ей сохранить девственную чистоту.

Между тем, мать Лукии тяжело заболела: у неё открылись сильные кровотечения, которые не удавалось остановить ни одному врачу. Болезнь затянулась на долгие 4 года. В это время, конечно же, не могло быть никакой речи о свадьбе: присутствие дочери в доме было просто необходимо. Впрочем, Лукию вовсе не радовало то обстоятельство, что болезнь матери была ценой за возможность оттянуть срок свадьбы.

В это время в городе заговорили о чудесных исцелениях у могилы святой мученицы Агафии, и Лукия уговорила мать совершить паломничество в расположенный неподалёку от Сиракуз город Катания, чтобы помолиться об исцелении у могилы праведницы. Вскоре мать и дочь прибыли в Катанию. Во время торжественного богослужения, на котором присутствовали паломницы, из Евангелия была зачитана история о чудесном исцелении больной, страдавшей от того же недуга, что и мать Лукии. Девушка была глубоко тронута этой историей. Обливаясь слезами, Лукия долго молилась у могилы святой Агафии об исцелении матери и, наконец, забылась сном.

И тут во сне к ней явилась в окружении ангелов сама святая мученица Агафия. «Сестра моя!» – обратилась она к Лукии. – «Зачем просишь ты у меня то, что есть у тебя самой. Посмотри, твоя вера исцелила твою мать; она здорова. И знай ещё, что своим девством ты построила благолепный храм Господу». Проснувшись, Лукия обнаружила, что её мать действительно здорова. И в этот момент радости и благодарности Лукия открыла матери своё намерение сохранить свою девственность в знак служения Господу, добавив, что к этому призвала её и святая Агафия. Евтихия (так звали мать Лукии), благодаря небо за исцеление, благословила дочь на этот подвиг. Вернувшись в Сиракузы, Лукия раздала своё приданое бедным.

Жених, однако, узнав о решении Лукии остаться девственницей, страшно разгневался. Не зря говорят, что от любви до ненависти – один шаг: теперь он возненавидел Лукию. Он обратился к городскому судье Пасхазию, также язычнику, выдвинув против Лукии обвинения в неверности, в расточительстве (он никак не мог смириться с тем, что Лукия раздала свои богатства бедным) и в том, что она христианка. Последнее обвинение во времена правления императора Диоклетиана, жестоко преследовавшего христиан, было особенно опасным.

Пасхазий тут же вызвал Лукию в суд и потребовал от неё, чтобы она отказалась от христианства и принесла жертву языческим богам. На что Лукия ответила: «Мне неизвестен иной бог, кроме Творца неба и земли. Ему и приносится надлежащая жертва. Всё своё имущество я раздала бедным, и теперь, когда у меня ничего не осталось, в жертву Господу я приношу себя саму». Но и Пасхазий не унимался, объявив Лукии, что он действует в соответствии с распоряжениями императора. Тогда Лукия сказала: «Ты, будучи городским судьёй, выполняешь распоряжения императора; я же, будучи христианкой, соблюдаю Божий закон. Ты испытываешь страх перед императором, я – перед Богом. Ты ищешь милости императора, я же – милости Божией. Так что действуй, как тебе угодно; я же буду делать то, что мне полезно».

Эти слова привели Пасхазия в ярость. Он распорядился отвести Лукию в публичный дом. Однако свершилось чудо: стража не могла сдвинуть Лукию с места. Её пытались тащить даже с помощью волов, однако все усилия были напрасны. Не умея справиться с хрупкой девушкой, язычники скрежетали зубами от ярости и стыда. И тогда Пасхазий приказал разжечь костёр вокруг Лукии и поливать её кипящим маслом. Пламя, однако, окутало Лукию, как покрывалом, не причинив ей никакого вреда. Стоя посреди костра, Лукия воскликнула: «Слава Господу нашему, Иисусу Христу!» Тогда разъярённый Пасхазий, приказав перерезать горло Лукии кинжалом, удалился, потрясённый чудом, свершённым христианским богом. Лукия же, получив смертельный удар, оставалась при жизни до тех пор, пока её не причастил священник. В смертельной агонии Лукия утешала христиан, провозвещая Божией милостью скорое окончание гонений со стороны язычников. Призвав христиан к добродетельной жизни, к вере в Божественное провидение, она погрузилась в молитву и вскоре отошла к Господу. Случилось это, согласно преданию, в 304 году.

На том месте, где, согласно преданию, Лукия умерла за свою веру, была сооружена церковь в её честь. Её неоднократно перестраивали, так что она утратила свой первоначальный вид. Сегодня на этом месте стоит церковь, построенная, в основном, в 12 веке. Справа от хоров – гранитная колонна, у которой якобы была казнена Лукия. В апсиде – картина, написанная в 1609 году Микеланджело де Караваджо, на которой изображено погребение святой Лукии. В Сиракузах всё ещё хранится ребро святой Лукии, остальные же реликвии в своё время были отправлены в Константинополь. В 970 году по просьбе германского императора Оттона Великого часть мощей была передана в монастырь святого Винсента, расположенный в городе Мец в Лотарингии. Из Константинополя в 1204 году мощи святой Лукии были перевезены в Венецию, где они и по сей день хранятся в церкви святого Иеремии.

Поскольку имя Лукии означает на латыни «светлая, светозарная» (на Западе это имя произносят как Луция, Люсия или Лючия), эта святая стала считаться защитницей от телесной и духовной слепоты. Она считается покровительницей не только слепых, но и крестьян, кучеров, портних, стекольщиков, нотариусов, а также раскаявшихся блудниц. Кроме того, святая Лукия является покровительницей Сиракуз, Мантуи, Толедо и Венеции. В кафедральном соборе Сиракуз, построенном на месте языческого храма, святой Лукии посвящена часовня. Там стоит серебряная статуя мученицы, изображённой с пальмовой ветвью и лампадой.

Во многих странах с праздником святой Лукии связаны самые разнообразные традиции. Наверное, нет ни одной страны, где не знали бы итальянскую народную песню «Санта Лючия». А ведь она является своего рода гимном святой Лукии, которую широко почитают в Италии. День святой Лукии в Италии – народный праздник света, во время которого устраиваются факельные процессии.

По-особому день святой Лукии отмечают в баварском городе Фюрстенфельдбруке. К этому празднику мальчишки (и только мальчишки!) делают макеты главных зданий города. Окна заклеиваются прозрачной бумагой, а внутрь ставится свеча. В праздник святой Лукии во второй половине дня ребята, собравшись вместе, торжественной процессией идут к церкви святой Магдалины, неся макеты городских зданий с зажжёнными свечами внутри. В церкви совершается церемония освящения этих макетов. Затем дети пускают свои смастерённые домики вниз по течению реки Ампер, протекающей через город. Постепенно светящиеся макеты исчезают в темноте. Этот обычай, по всей видимости, возник в городе в 18 веке после сильного наводнения. Многие дома оказались под водой, и жители обязались ежегодно устраивать церемонию, в ходе которой в жертву реке они приносили огонь.

Совершенно неожиданно, что особой популярностью святая Лукия пользуется в протестантской Швеции. Как сиракузская мученица стала покровительницей рождественских торжеств в Швеции — тайна. Но день этой святой там отмечается с необычайной торжественностью. В северных странах, где зимняя темнота держится дольше, чем в других местах, тоска людей по свету нашла свое выражение в праздновании дня святой Лукии. 13 декабря, по старым календарям, считалось днём зимнего солнцестояния. После реформы календаря солнцестояние стало приходиться на 21 декабря, но праздник святой Лукии по-прежнему считался началом Рождества в Швеции. Согласно легенде, в канун этого дня можно было увидеть саму Лукию, скользящую по снежным полям и замерзшим озерам с сияющей короной на голове.

В день праздника девочки надевают белое платье с красным поясом, а голову украшают венком из свечей, перевитых лентами. Этот наряд напоминает о святой Лукии: платье – о ее чистоте и невинности, красный пояс – о мученической смерти, венок, символизирующий нимб, – о ее святости. Поскольку в прежние времена день святой Лукии совпадал с самым коротким днем году, то и Лукия в своем венке из свечей воспринималась как королева света. В память о ней в тысячах шведских домов рано утром девушки в соответствующем облачении поют традиционную песню о темной зиме и о том, что свет обязательно возвратится. Этой песней они будят свою семью. Как правило, старшая дочь в семье берет на себя роль Лукии: после того как семья проснулась, она угощает всех кофе с имбирными пряниками и сдобными булочками с шафраном. Старшую сестру в этот день все называют ее Лукия. Накануне праздника дети ставят на пороге горшок с кашей, а утром рядом с пустым горшком находят игрушки, принесенные добрым гномом Юлтамти.

Все кажется спящим в небольшом городе. В 4 часа утра небо совершенно темное, на нём – всего лишь несколько звёзд. Среди полного мрака вдруг виден свет: это святая Лукия в образе девушки 16-17 лет появляется в сопровождении девяти подростков со звездами. Все они в длинных белых рубашках, надетых поверх пальто и повязанных красными поясами. На головах картонные позолоченные звезды. У девочки на голове елочный венок, на котором укреплены пять свечей. В руках у нее освещённый свечами поднос с чашками и печением. За ней – процессия ребят с огромным кофейником и всяческим угощением. У кого-нибудь в руках фонарь в форме звезды. Отдельные группы соединяются, и постепенно образуется процессия, идущая с пением от одного дома к другому. А в Стокгольме святая Лукия на лошади объезжает город по улицам, разукрашенным светящимися гирляндами.

Раннехристианская святая. Мученица. Покровительница слепых.

Луция Сиракузская родилась около 283 года в городе Сиракузы, Италия. Являлась дочерью богатого римского гражданина, который рано умер. Ее мать, Евтихия, хотела выдать дочь замуж, но девушка принесла обет безбрачия и не согласилась на помолвку.

После исцеления на могиле святой Агаты в Катании от кровотечений, мать согласилась с обетом дочери. Отвергнутый жених возбудил против христианки Луции жестокое преследование. Судья Сиракуз Пасхазий хотел отдать ее в публичный дом, но ни повозка, запряженная быками, ни тысяча мужчин не могли сдвинуть Луцию с места. То­гда деву об­ло­жи­ли хво­ро­стом и за­жгли боль­шой ко­стер, но пла­мя ни­сколь­ко не вре­ди­ло ей.

После разнообразных пыток и чудес святая Луция убита ударом меча. Прон­зен­ная в гор­тань ме­чом, окон­чи­ла свой по­двиг, по­стра­дав за Хри­ста в 304 году.

По другой легенде Луция послала жениху, который влюбился в нее за красоту глаз, свои глаза, которые перед этим сама себе вырвала. Юноша был оскорблен, приказал ее мучить и сам перерезал ей горло. Другие легенды сообщают и о том, что ей вырвали глаза.

Мощи святой Луции погребены в одноименных катакомбах в Сиракузах. В 1040 году похищены освободившим город от арабов Георгием Маниаком и увезены в Константинополь, а оттуда в 1204 году в Венецию. Там похоронена в церкви Святой Луции.

В 1860 году церковь снесена под постройку железнодорожного вокзала Санта-Лючия. Ее мощи перенесены в близлежащую церковь святого Иеремии. В 1935 году для ее головы изготовлена серебряная маска.

Память о Луции Сиракузской

Память о Луции Сиракузской

В христианских церквях днем поминовения Святой Луции является 13 декабря. Отмечается как праздник в католических и протестантских странах.

Святой Луции молятся при заболеваниях глаз, кровотечениях, шейных болях и дизентерии.

Луция является покровительницей бедных, слепых, раскаявшихся блудниц, больных детей и покровительницей городов Сиракузы и Венеция. Своей заступницей ее также считают окулисты, адвокаты, крестьяне, электрики, стекольщики, кучера, ножовщики, швеи, посыльные, мебельщики, шорники, портные, писари и ткачи.

В Сиракузах над катакомбами, в которых была первоначально погребена святая, воздвигнута церковь Санта-Лючия-фуори-ле-Мура, алтарный образ в которой написал Караваджо.

В кафедральном соборе Сиракуз в одной из боковых капелл помещена часть мощей (кисти) Луции, возвращённая из Венеции.

Собор Святой Люции находится в Шри-Ланке

В «Божественной комедии» Данте Алигьери святая Луция сыграла важнейшую роль: она — посредник между Богородицей, Данте и его возлюбленной Беатриче. Это связано с тем, что её почитали и Данте, страдавший от серьезных проблем со зрением и поэтому надеявшийся на эту святую, и, возможно, Беатриче

закрыть 13.12.0304

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *