Святая матрона

На 17-м году Матрона лишилась возможности ходить: у нее внезапно отнялись ноги. До конца дней своих она была «сидячей». И сидение ее в разных домах и квартирах, где она находила приют, продолжалось еще 50 лет.

В 1925 г. Матрона перебралась в Москву, прожила в ней до конца своих дней.

В 1939 г. или 1940 г. Матрона предсказала начало Великой Отечественной войны: «…народу много погибнет, но наш русский народ победит».

Люди приходили к Матроне со своими бедами, душевной и телесной болью и она никому не отказывала в помощи, кроме тех, кто приходил с лукавым намерениями. Помощь ее людям была бескорыстной, она ни с кого ничего не брала. Лишь перед самой кончиной Матрона, уже совсем слабая, ограничила прием, но люди все равно шли, и некоторым она не могла отказать в помощи.

Последний земной приют блаженная Матрона нашла в доме близ подмосковной станции Сходня, где поселилась у дальней родственницы. О времени кончины ей было открыто Господом за три дня, и она сделала все необходимые распоряжения. Она не велела приносить на похороны венки и пластмассовые цветы.

Перед смертью пришел ее исповедовать священник.

2 мая 1952 г. блаженная Матрона скончалась. Перед своей кончиной она сказала: «Все, все приходите ко мне, рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».

Отпевание и погребение блаженной были началом ее прославления в народе как угодницы Божией. «После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет, — предсказывала блаженная Матрона. — Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу».

Более чем через тридцать лет после кончины блаженной Матроны ее могила на Даниловском кладбище сделалась одним из святых мест православной Москвы, куда приезжали люди со всех концов России и из-за рубежа со своими бедами и болезнями.

8 марта 1998 г. состоялось обретение мощей блаженной Матроны Московской и перенесение их с Даниловского кладбища в Покровский женский ставропигиальный монастырь.

2 мая 1999 г. старицу Матрону причислили к лику местночтимых святых. В октябре 2004 г. по определению Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви состоялось общецерковное прославление блаженной.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Рассказы о чудесах, произошедших по молитве святой, давно издаются отдельными книжками. Но читая эти многостраничные описания и житие блаженной, стоит обратить внимание на один крайне важный момент, который обычно от нас ускользает. Еще один святой — преподобный Кассиан Римлянин, сказал, что «верх святости и совершенства состоит не в совершении чудес, но в чистоте любви». И в этом смысле подвиг святой Матронушки может многому научить.

Святая блаженная Матрона Московская (Никонова) нам почти современница. Матронушка родилась в 1885 году в селе Себино Тульской губернии, что недалеко от Куликова поля. А отошла ко Господу Матушка Матрона 2 мая 1952 года в сталинской Москве. День, когда святые уходят в жизнь вечную, и становятся для нас днем их памяти.

Девочка от рождения, была «избрана Духом Божиим» — читаем в молитве, обращенной к святой. В бедной крестьянской семье Никоновых уже росли дети — трое, и мать, боясь, что еще одного ребенка не прокормить, решила отдать его после рождения в приют — о том, чтобы убить дитя во чреве, не могло быть и речи. А вот приют виделся выходом из положения. Но незадолго до родов крестьянке Наталье Никоновой приснилась ее еще неродившаяся дочь в виде чудесной белой птицы — с человеческим лицом и закрытыми глазами. Птица села женщине на правую руку. Богобоязненная Наталья расценила сон как знак и отказалась от мысли о приюте. Девочка родилась слепой, причем глаз у ребенка не было совсем, глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками — как у белой птицы, которую мать увидала во сне. Скоро обнаружилось, что слепенькой от рождения девочке даровано другое, «духовное» зрение, которое неразрывно связано с даром предвидения, чудотворения, целительства.

Уже с самого раннего возраста стало ясно, что Матрона иная, чем сверстники: ее редко видели играющей во дворе с другими детьми, зато она часто бывала в храме и почти все время проводила в молитве, у икон. Сверстников Матрона сторонилась неслучайно, у детей были жестокие игры: они стегали слепую девочку крапивой, понимая, что та не ответит обидчику. Или сажали в яму и, смеясь, наблюдали, как слепая пытается из нее выбраться. Над беспомощным ребенком издевались — девочка вела себя странно: говорила вещи непонятные, такие, каких от ребенка не ждут. Однако вскоре жители деревни заметили, что незрячая, беспомощная девочка не просто на удивление проницательна, но и обладает даром предвидения. Причем Матрона предсказывала не только события из жизни родного села, или близлежащих деревень, нет, в иносказательной форме она пророчествовала о судьбе царской семьи, всей России. Надо сказать, что, к сожалению, все эти прорицания исполнились.

Прослышав о прозорливости девочки, к дому Никоновых потянулись за советом и помощью, так из обузы Матрона превратилась в главную кормилицу семьи. Тогда же у слепой девочки обнаружился и дар целительства.

Когда Матронушке шел семнадцатый год, девушку постигла беда — внезапно отнялись ноги, и уже до конца своих дней блаженная оставалась сидячей и абсолютно зависимой от окружающих. В 1925 году Матронушка перебирается в Москву. Дело в том, что вступившие в партию старшие братья Матроны — Михаил и Иван, боялись, что присутствие в их доме блаженной, к которой дни напролет стекался народ, вызовет репрессии со стороны властей. Жалея стариков-родителей и братьев, Матрона уезжает из родного дома. Начинается долгий период бездомности Матронушки. Своего угла в столице у нее так никогда и не было — она скиталась по родственникам, знакомым, каким-то убогим домишкам и подвалам.

Очевидица жизни святой рассказывала, как зайдя однажды рано утром к ней, она застала такую картину: Матронушка лежала лицом к стене и не могла повернуться — за ночь ее волосы примерзли к стенке. Не имеющая прописки, Матрона много раз, буквально чудом, избегала арестов, съезжая с чужих квартир незадолго до того, как за ней приходили.

Блаженная Матрона Московская, иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска

Рассказывали, как однажды за Матронушкой пришел милиционер, а она ему: «Беги скорей домой, я, слепая да неходячая, от тебя никуда не денусь, а дома у тебя беда! Беги, а то не успеешь!» Милиционер послушался, прибежал домой, а там его жена от керогаза обгорела: еле-еле успел довезти до больницы. Когда на следующий день милиционера спросили, почему он не арестовал слепую, тот ответил, что и не пойдет за ней — «потому что если бы не эта слепая, я бы без жены остался».

В Москве того периода было много несчастных, потерянных, больных людей. Прослышав о блаженной, многие шли к ней за помощью, и получали ее. Матронушка принимала до сорока человек в день. Во время войны к ней обращались не только за исцелением, но и те, кто хотел узнать о судьбе близких. Совершенно неграмотная, она, казалось, знала все.

Внешне жизнь Матроны была однообразной, лишенной пафоса подвига — днем она принимала людей, ночью молилась. Подобно многим подвижникам, блаженная никогда не укладывалась спать по-настоящему — чаще просто дремала, лежа на боку, на кулачке. С миниатюрными, словно детскими ручками и ножками, сидящая на кровати или сундуке, с добрым, светлым лицом и ласковым голосом, — такой Матронушка запомнилась людям. Сама тяжело страдающая, она, казалось, не знала ни усталости, ни раздражения. Легко любить, когда у тебя все хорошо, и ты готов поделиться своей радостью и с ближним, и с дальним. Но как трудно даже не любить, а просто терпимо относиться к окружающим, если что-то в твоей жизни не складывается или ты болеешь. Ведь часто даже самая незначительная боль делает человека невоздержанным. Нас, больных, начинает все раздражать, мы становимся нетерпимы, обидчивы, зацикливаемся на себе и своих переживаниях, а в душе зреет гнев. Причем подобная реакция во время болезни настолько обычна, что подчас кажется — это естественно, иначе и не бывает.

Матронушка нам близка не только потому, что она нам почти современница. Дело в том, что многие беды, через которые прошла святая, знакомы и нам. Мы все сталкивались с обидами и гонениями, многим знакома бездомность, никого не обойдут болезни. От рождения слепая, потерявшая в юности способность ходить, часто болеющая в старости, Матрона, конечно, страдала. Но в тех описаниях, которые оставили ее близкие, об этом ни слова. Можно только догадываться, чего стоило Матронушке изо дня в день принимать больных и страждущих, причем не просто принимать, а выслушивать, давать советы. Очевидцы рассказывали, как Матронушка могла такой любовью объять приходящих к ней, что уже одно это исцеляло. То есть в ней было столько любви, что, сама страдающая, она находила в себе силы сострадать другим.

Как говорят богословы, святость — это синергия, два порыва — Божий и человеческий, слитые воедино. С одной стороны, святые — это избранники Божьи, а с другой — люди, совершившие в ответ на Божий призыв свой духовный подвиг — подвиг Любви. Любви к Богу, к нам всем. Но можно ли научиться так любить? И как это сделать?

Однажды в разговоре с блаженной кто-то, оправдывая свою несдержанность, сказал: «Матушка, это все нервы». «Какие нервы, вот ведь на войне и в тюрьме нет нервов… Надо владеть собой, терпеть». Или еще нам всем в назидание: «Если старые, больные или те, кто из ума выжил, будут вам что-то неприятное или обидное говорить, то не слушайте их, не раздражайтесь, а просто им помогите. Помогать людям надо со всем усердием и прощать им надо, что бы они ни сказали, что бы ни сделали».

Оказывается, мы раздражаемся, потому что мало любим. Учиться не раздражаться на тех, кто рядом, и, наоборот, терпеть, не злиться на них, а принимать такими, как есть, — значит учиться любить. А если делать это каждый день, преодолевая свое «я» ради чужого? Вот такая каждодневная жертвенность из любви к тому, кто рядом, жертвенность, пусть даже никем и не замеченная, ну чем не чудо?

/ Характеристики героев / Солженицын А.И. / Матренин двор / Матрена

Матрена Васильевна Григорьева — крестьянка в деревне Тальново, одинокая женщина лет 60-ти, по болезни освобожденная от работы в колхозе. М. «помогала чужим людям бесплатно», а сама «за обзаводом не гналась»: не заводила «добра», не старалась заполучить квартиранта. Главным богатством М. были кадки и горшки с любимыми фикусами, а также старая колченогая кошка, подобранная на улице, грязно-белая коза с кривыми рогами, мыши да тараканы. Еще до революции М. вышла замуж потому, что «мать у них умерла…рук у них не хватало». Мужем М. был младший брат Ефим, хотя любила она старшего – Фаддея. Но тот ушел на войну и пропал. Три года М. ждала Фаддея, но немного не дождалась — он вернулся к уже замужней М. У героини было 6 детей, но все они умерли маленькими. Во время Великой Отечественной войны пропал муж М., и она осталась одна. Поэтому взяла на воспитание младшую дочь Фаддея – Киру. Вставала М в 4-5 часов утра, работала до позднего вечера, но как бы ни уставала, всегда была доброжелательна и приветлива. Всегда М. боялась обременить собой. Когда героиня болела (а это случалось регулярно, 2 раза в месяц), она не жаловалась, лишний раз боялась вызвать врача. Героиня верила в Бога, каждое дело начинала с маленькой молитвы – «С Богом!» Когда выросла воспитанница Кира, М. решила отдать ей свою горницу. Для этого пришлось разделить дом. М. бросилась помогать перевозить имущество. Спасая вещи Фаддея, застрявшие на санях на железнодорожном переезде, М. попала под поезд. Ее отсутствие в этом мире тут же стало заметно: к кому теперь обращаться за помощью? На фоне смерти М. проявляются алчные характеры ее сестер, Фаддея, подруги Маши, которые на похоронах начинают делить нищий скарб героини. Видя все это, рассказчик понимает, что «не стоит село без праведника», т.е. без М.

Сохранить

Икона является копией образа Матроны Московской из иконописной мастерской Александра Жилина при Храме Христа Спасителя. Святая изображена молящейся перед своей келейной иконой Богородицы — «Взыскание погибших». Согласно жизнеописанию, блаженная происходила из крестьянской семьи Тульской губернии и была слепой от рождения. Родители по причине нужды хотели отдать дочь в приют, но убедившись в богоизбранности ребенка, отказались от своего намерения. Воспитанная в христианском благочестии, Матрона получила от Бога дар прозорливости и духовного рассуждения. Многие люди обращались к ней за советом и молитвенной помощью. Народное почитание не прекратилось и по преставлении угодницы Божьей, а в 1999 г. состоялось ее церковное прославление в лике святых.
Способ изготовления
Икона изготовлена по специальной методике, сочетающей в себе традиции древних иконописных школ и современные технологии. Последовательность создания образа во многом идентична работе над рукописной иконой и состоит из нескольких этапов. В качестве основы берется доска из натурального дерева (липы), и во избежание деформации укрепляется дубовыми торцевыми шпонками. Далее доска покрывается льняным холстом, на который кладется грунтовой слой. Для получения наиболее точной копии старинной иконы, изображение наносится на левкас печатным способом. Область нимба вручную покрывается сусальным золотом, а в целях достижения сходства с подлинником применяются эффекты старения – трещинки и патина. В завершении работы лицевая поверхность иконы обрабатывается лаком, что создает защитный слой для всего изображения.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *