Святая улита

День памяти: 15 июля
Святые мученики Кирик и Иулита

Святые мученики Кирик и Иулитта жили в Малой Азии в городе Иконии Ликаонской области. Святая Иулитта происходила из знатного рода и была христианкой. Рано овдовев, она воспитывала своего трехлетнего сына Кирика. Во время гонения, воздвигнутого на христиан императором Диоклитианом (284-305), святая Иулитта с сыном и двумя верными рабынями ушла из города, оставив свой дом, имущество и рабов.

Под видом нищей она сначала скрывалась в Селевкии, а затем в Торсе. Там около 305 года она была узнана, задержана и представлена на суд правителя Александра. Укрепленная Господом, святая бесстрашно отвечала на вопросы судьи и твердо исповедала свою веру во Христа. Правитель приказал бить святую палками. Во время пыток святая Иулитта повторяла: «Я христианка и не принесу жертвы бесам».

Младенец Кирик плакал, глядя на мучения своей матери, и рвался к ней. Правитель Александр пробовал ласкать его, но мальчик вырывался и кричал: «Пустите меня к матери, я христианин». Правитель швырнул ребенка с высоты помоста на каменные ступени, мальчик покатился вниз, ударяясь об острые углы, и умер. Мать, увидев своего истерзанного сына, возблагодарила Бога за то, что Он удостоил младенца мученического венца. После многих жестоких пыток святую Иулитту усекли мечом.

Мощи святых Кирика и Иулитты были обретены в царствование святого равноапостольного царя Константина († 337, память 21 мая). В честь святых мучеников близ Константинополя был устроен монастырь, а недалеко от Иерусалима воздвигнут храм. По народному верованию, святым Кирику и Иулитте молятся о семейном счастъе и выздоровлении больных детей.

Имя Иулитта — это не просто набор букв или графа в свидетельстве о рождении, а без преувеличения энергетическое послание в будущее. Зная о том, что значит имя Иулитта, значение имени Иулитта, происхождение имени Иулитта, о том, какую имеет имя Иулитта национальность, можно максимально точно охарактеризовать характер, пристрастия, вкусы и даже предопределить судьбу человека. В частности, сильное воздействие на человека оказывает не столько значение имени Иулитта или происхождение имени Иулитта, сколько его символика, планета-покровитель, талисманы Иулитта, планетарное число и т.д. В любом случае имя Иулитта несет в себе глубокий эмоциональный и психологический окрас, который в свою очередь определяет своего носителя как отдельную, уникальную личность.

Так что за имя Иулитта, каково происхождение имени Иулитта, значение имени Иулитта? Самая полная информация о нем — значение имени Иулитта, чье имя, счастливые числа, планета, астрологический камень, происхождение имени Иулитта, олицетворяющее животное, зодиакальное и сакральное число, талисманы Иулитта, счастливые дни недели и время года, счастливый цвет — собрана на сайте aznaetelivy.ru. Мы постарались как можно подробнее охарактеризовать значение имени Иулитта для того, чтобы после прочтения этой характеристики у вас не осталось вопросов. Читайте и узнайте, что за имя скрыто, казалось бы, в простой комбинации букв и звуков на самом деле.

Об имени Иулитта: Значение, происхождение

Значение имени Иулитта, как и происхождение имени Иулитта (имя какой национальности), глубоко откликается в характере и судьбе своего носителя, определяя таланты, ум, материальное благополучие, волю, способность к самореализации и многое другое. Очень важно, чтобы значение имени Иулитта, данного при рождении, соответствовало энергетическому влиянию даты рождения. Если имя Иулитта дано без учета даты рождения, то оно может концентрировать негативное напряжение, приводя к развитию внутреннего дисбаланса. И, напротив: правильно подобранное имя помогает человеку добиться жизненного успеха. Вот почему важно знать, что за имя Иулитта, чье имя, что значит имя Иулитта и каково его историческое происхождение.

Значение имени Иулитта:

Знать о том, какую имеет имя Иулитта национальность (Иулитта — имя какой национальности), важно, потому что именно через имя человек осознает себя самого, и любые его достоинства и недостатки неизбежно отражаются на части собственного «Я». В то же время, каждый народ имеет определенный список имен, ставших традиционными. Знание таких фактов, как происхождение имени Иулитта, чье имя Иулитта, еще до того, как наречь им ребенка, помогает повлиять на судьбу малыша с учетом национальных традиций.

Происхождение имени Иулитта: латинское

Нумерология имени Иулитта

Самые важные цифры для человека — те, которые зашифрованы в его имени, так называемые счастливые цифры. Нумерологи утверждают, что числовое значение имени Иулитта приносит носителю удачу и счастье, помогает улучшить материальное состояние, снизить количество неудач и разочарований. Нужно лишь учитывать их в момент принятия решений.

Число имени: 5

Число сердца: 6

Число личности: 8

Число счастья: 5

Счастливые числа имени Иулитта: 5, 14, 23, 32, 41, 50, 59, 68, 77, 86, 95, 104, 113

Счастливые дни месяца: 5, 14, 23

Значение букв имени Иулитта

Не только каждое из имен влияет на судьбу и характер. Сильное влияние оказывает как происхождение имени Иулитта, так и каждая отдельная буква, ее трактовка и значимость. Так, значение имени Иулитта таково, что первая буква говорит о задаче, которую важно решить человеку в течение жизни. Последняя буква указывает на слабое место, которое необходимо оберегать и защищать.

  • и – впечатлительность, реализм, тонкая духовность, миролюбие
  • у – интуиция, склонность к интригам, ранимость, пугливость, великодушное сопереживание
  • л – логика, изобретательность, музыкальность, не выносят дискомфорт, артистичность, мелочность, логика
  • и – впечатлительность, реализм, тонкая духовность, миролюбие
  • т – бесконечные поиски, погоня за идеалом, чувствительная творческая личность
  • т – бесконечные поиски, погоня за идеалом, чувствительная творческая личность
  • а – сила и власть

Талисманы имени Иулитта

Человек имеет неразрывную связь с природным миром. В эту связь верили наши предки, и она продолжает незримо сохраняться в наши дни. Так, талисманы Иулитта помогают сберечь энергию, защищают от неприятностей, придают сил в решающие моменты. Тотем наделяет своего владельца конкретными качествами, помогает раскрывать ранее неизвестные таланты и энергетические способности. Неслучайно тотемы и талисманы Иулитта настолько востребованы в современном мире: они делают своего владельца сильнее.

Счастливое время года: Зима

Счастливые дни недели: Среда и Суббота

Несчастливые дни недели: Воскресенье

Счастливый цвет: Голубой

Растение-талисман: Папоротник

Камни-талисманы имнени Иулитта: Серебро, Свинец, Сапфир, Черный Жемчуг, Гранат, Александрит, Оникс, Бирюза, Циркон, Аметист

Тотемное животное: Выдра

Дерево: Рябина

Астрология имени Иулитта

Между управителем именоформы и планетой имеется очень тесная связь. Поэтому знать астрологическое влияние не менее важно, чем происхождение имени Иулитта, тотемы и талисманы Иулитта, национальность Иулитта и т.д.

Происхождение имени Иулитта таково, что управляющей планетой является Уран и Сатурн. Эта планета наделяет носителя имени рядом преимуществ и недостатков.

Преимущества, которые получает имя Иулитта от Уран и Сатурн: Свобода, гениальность, изобретательство, братские чувства, миролюбие, открытость

Недостатки, которыми наделяет Уран и Сатурн имя Иулитта: Нетерпимость, революционный дух, лишенный созидательного начала

Также той или иной планете соответствует и имеет непосредственное влияние на судьбу каждая буква, из которой состоит имя Иулитта. Если в именоформе присутствует несколько одинаковых букв, влияние соответствующей планеты усиливается во столько раз, сколько раз повторяется эта буква. Доминирующая планета для Иулитта: Плутон

Особое значение имени Иулитта придается согласно планете, управляющей завершающей буквой. В ряде случаев, независимо от того, какую имя имеет национальность и значение, завершающая планета определяет продолжительность и особенности завершения жизни. Последняя планета по имени: Солнце

Совместимость с именем Иулитта

Наибольшую совместимость в любви, работе, дружбе составляют имена, покровителями которых являются планеты: Солнце, Луна, Меркурий, Нептун, Венера.

Астрологический цвет имени: Пурпурный

Сторона света: Север

Астрологический камень: Бирюза, Данбурит, Изумруд

Олицетворяющее животное: Аист, Ворон, Корова, Лань, Лис, Павлин

Совместимость имен

Планетарное число и значение имени Иулитта

Читателям сайта aznaetelivy.ru, наверняка, будет интересно узнать, что за имя Иулитта с точки зрения планетарных чисел. Значение имени Иулитта и происхождение имени Иулитта указывает на планетарное число 6. Управляет этим именем Венера.

Шестерка как итоговое число имени ставит задачу научиться поддерживать гармонию и порядок в себе и окружающем мире. Это число материального счастья, которое в худшем случае может провоцировать лень, паразитирование и слишком большую привязанность к материальным благам. Ключевой планетой таких имен является Венера — планета любви и материального благополучия.

Зодиакальное и Сакральное число имени Иулитта

Происхождение имени Иулитта определяет Зодиакальное число 11, что соответствует знаку-зодиака Водолей.

Сакральным числом, которое определяет значение имени Иулитта, является 11, что соответствует знаку-зодиака Водолей. У имени иулитта совпадают ключевой и сакральный знак зодиака и поэтому их жизнь является более монолитной и цельной и подходит для людей с таким же монолитным гороскопом. В таком случае, такое имя создает в контактах с другими людьми поле благоприятное для раскрытия способностей и реализации имеющихся в судьбе возможностей. Имена Водолеи вовлекают в мистерию поисков нового и свободного сознательного выбора. Они создают вокруг человека поле перемен, независимости, оригинальности и непредсказуемости.

Редакция сайта aznaetelivy.ru постаралась собрать самую полную информацию, которая описывает происхождение имени Иулитта, чье имя, что значит имя Иулитта, имя какой национальности Иулитта, талисманы Иулитта… Используйте эту информацию правильно и вы обязательно почувствуете всю скрывающуюся в нем энергетику.

Почитание на Западе засвидетельствовано с V-VI вв. К этому времени был выполнен лат. перевод пространного «апокрифического» Мученичества, в к-ром повествуется о страданиях и казни К. и И. в г. Тарс по указанию презида Александра. Согласно Мученичеству, одновременно с К. и И. были убиты 444 бывш. преступника, к-рых К. обратил ко Христу в темнице, ок. 1 тыс. чел. были казнены властями и воскресли по молитве К. О лат. Мученичестве К. и И. сообщается в т. н. Декрете Геласия (нач. VI в.). Составитель Декрета критиковал агиографические сказания, написанные, «надо полагать, людьми невежественными и неверующими». Христианам не следовало читать сочинения, в которых содержались вымыслы и неортодоксальные суждения. Среди этих сочинений названо «мученичество… неких Кирика и Иулитты»; о нем упоминается также в добавлении к перечню «апокрифических» книг (Das Decretum Gelasianum de libris recipiendis et non recipiendis / Hrsg. E. von Dobschütz. Lpz., 1912. S. 9, 13, 39-42, 57, 200, 273-275. (TU; Bd. 38. H. 4)).

Мученичество Иулитты. Фрагмент антепендия из ц. Сан-Кирзе в Дурро, Каталония (Национальный музей искусств, Барселона). XII в.
Мученичество Иулитты. Фрагмент антепендия из ц. Сан-Кирзе в Дурро, Каталония (Национальный музей искусств, Барселона). XII в.

Лат. «апокрифическое» Мученичество сохранилось во мн. версиях (не менее 18 — BHL, N 1802-1808m), из к-рых полностью издана лишь одна (BHL, N 1802; опубл. Д. Папебруком по рукописи из мон-ря Бёддекен: ActaSS. Iun. T. 3. P. 28-34); самые ранние рукописи Мученичества относятся к кон. VIII или к нач. IX в. (напр., пассионарий Taurin. D. V. 3. Fol. 123r — 134r, переписанный в Суасоне или в мон-ре Корби (версия BHL, N 1803b)). Начиная с эпохи Каролингов на Западе признавался высокий авторитет т. н. Декрета Геласия, однако «апокрифическое» Мученичество К. и И. по-прежнему оставалось важнейшим источником сведений о святых. Гораздо меньшей известностью пользовалось др. Мученичество греч. происхождения — послание Иконийского еп. Феодора, которое было призвано заменить «апокрифическое» Мученичество. Основные сведения о К. и об И. в обоих произведениях совпадают (мученики жили в г. Иконий, во время гонения на христиан бежали в Селевкию и затем в Тарс, где были схвачены и казнены по приговору презида Александра), однако в послании Феодора отсутствуют фантастические подробности и неправдоподобные детали, «апокрифическое» Мученичество подвергается осуждению. Лат. текст послания Феодора сохранился в 2 версиях (BHL, N 1801-1801b).

Известны неск. авторских обработок «апокрифического» Мученичества, происхождение к-рых связано с почитанием мощей К. в аббатстве Эльнон (Сент-Аман, ныне Сент-Аман-лез-О, Франция). Самая ранняя обработка принадлежит Хукбальду Эльнонскому († 930) (BHL, N 1809-1810; изд.: Mombritius B. Sanctuarium seu Vitae Sanctorum. P., 1910. T. 2. P. 428-433, 722-723; Hucbaldus. Passio SS. Quirici et Julittae martyrum // PL. 132. Col. 851-858; стихотворный пролог: Bandini A. M. Bibliotheca Leopoldina Laurentiana, seu catalogus manuscriptorum. Florentiae, 1791. T. 1. Col. 255). Хукбальд осуждал «апокрифическое» Мученичество как «нелепый вздор» (stercora illa friuola), сочиненный невежественным лжецом и отвергнутый всеми правосл. христианами во главе с папой Римским Власием (т. е. Геласием; подразумевается т. н. Декрет Геласия), поэтому версия Хукбальда должна была заменить старое Мученичество. Из новой версии, значительно сокращенной по сравнению с первоначальным текстом Мученичества, исключены сведения, сомнительные с т. зр. здравого смысла, но в нем сохранены основные вехи повествования. Сочинение, написанное в форме проповеди, выдержано в характерном для эпохи Каролингов риторическом стиле, добавлены подробности (напр., гибель К. и И. датирована правлением имп. Александра Севера (222-235), к-рый назван 20-м императором Рима). В ряде рукописей к версии Хукбальда добавлена концовка, в к-рой сообщается о перенесении мощей К. и И. в Галлию (заимствована из сочинения неверского каноника Тетерия (2-я пол. X в.) (BHL, N 1811; см.: Chartier. Clavis. 1995. P. 210)). Хукбальд, известный как поэт и муз. теоретик, составил также нотированную секвенцию (прозу) для мессы в день памяти К. и И. (изд.: Chartier. L’œuvre. 1995. P. 372-375).

Стихотворное Мученичество Кирика и Иулитты. 1101–1200 гг. (Paris. lat. 2717. Fol. 108r)
Стихотворное Мученичество Кирика и Иулитты. 1101–1200 гг. (Paris. lat. 2717. Fol. 108r)

К нач. XII в. относится стихотворное Мученичество К. и И. в 3 книгах, написанное мон. Гунтером (Гонтье) из Эльнона († 1108) (BHL, N 1812; изд.: Catalogus codicum hagiographicorum latinorum antiquiorum saec. XVI, qui asservatur in Bibliotheca Nationali Parisiensi. Brux., 1889. T. 1. P. 172-194). Мученичество основано на версии Хукбальда, новых данных в нем не приведено. Стихотворная версия сохранилась в единственной рукописи, к-рая, вероятно, является автографом Гунтера, в тексте имеются многочисленные исправления и дополнения (Paris. lat. 2717. Fol. 108r — 123r). В той же рукописи содержится сказание о перенесении мощей К. в Эльнон, также составленное Гунтером (BHL, N 1813; Paris. lat. 2717. Fol. 123r — 126v).

На сочинении Хукбальда основана и др. обработка Мученичества, выполненная ок. 1170 г. Филиппом из Арвана († 1183), аббатом премонстрантского монастыря Бон-Эсперанс (BHL, N 1814; изд.: PL. 203. Col. 1299-1309). Сочинение Филиппа открывается посвящением Иоанну II, настоятелю Эльнона (1169-1182), по просьбе к-рого составлена эта версия. Вслед за Хукбальдом Филипп отмечает, что память о К. и об И. была искажена, однако подвиг мучеников не подлежит сомнению и подтверждается чудесами, которые совершаются по молитве к этим святым. Составитель «апокрифического» Мученичества был невежественным и неумелым писателем, но не стремился сознательно исказить сведения о святых, поэтому в его сочинении можно отличить правду от вымысла. В риторическом прологе Филипп рассуждает о подвигах христ. мучеников, к-рые ради Христа превзошли человеческие возможности и попрали «закон плоти». Деяния мучеников выходят за пределы разумного понимания; даже 3-летний ребенок К. с Божией помощью проявил невероятную стойкость под чудовищными пытками, которым его подвергали гонители. Повествование Филиппа отличается возвышенным слогом и обилием риторических оборотов, но с т. зр. содержания в нем нет ничего нового. Датировка гибели К. и И. правлением имп. Александра Севера (у Филиппа — Аврелия Александра) и др. исторические детали заимствованы у Хукбальда.

Мч. Кирик. Роспись наоса ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг.
Мч. Кирик. Роспись наоса ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг.

Литургическое поминовение К. и И. на Западе совершалось 16 июня или 15 (16) июля, в испанской традиции — 13 июня. Под 16 июня память мучеников указана в Иеронимовом Мартирологе: «В Антиохии святых Кирика и его матери Иулитты, и с ними 404 мучеников» (MartHieron. Comment. P. 321). Под 14 мая значится поминовение 404 мучеников, пострадавших с К. (Ibid. P. 253-254). Поскольку первоначальная редакция Мартиролога (Сев. Италия, 1-я пол. V в.) сохранилась лишь в галльской обработке кон. VI в., неясно, каким временем следует датировать эти записи. Упоминание о 404 (или 444) мучениках скорее всего восходит к «апокрифическому» Мученичеству, но данные о том, что они пострадали в Антиохии, не находят подтверждения в агиографической традиции.

В рим. богослужебных книгах самые ранние сведения о поминовении К. и И. относятся к VIII в. Память К. под 15 июля указана в рим. лекционариях типа L (по Т. Клаузеру), к-рый был сформирован ок. 740 г. (Klauser T. Das römische Capitulare evangeliorum. Münster, 19722. S. 78; Jounel. 1977. P. 126). Однако в рим. сакраментариях VII-VIII вв. и в дополнениях Бенедикта Анианского к Григория сакраментарию поминовение мучеников отсутствует, нет данных и о посвященных им богослужебных текстах. В более поздних источниках поминовение К. и И. (иногда только К.) указывалось под разными датами, чаще всего под 16 июля (в основном в книгах из Франции и Англии, с XI в.). Согласно нек-рым богослужебным книгам итал. происхождения, напр. Латеранскому миссалу XIII в. (Vetus missale Romanum monasticum Lateranense / Ed. E. de Azevedo. R., 1754. P. 234-235) и фрагментарному миссалу X-XI вв. из Болоньи (Gamber K. Fragmenta liturgica. IV // Sacris Erudiri. Brugge, 1969/1970. Vol. 19. P. 260), а также итал. календарям XIII-XV вв., память К. и И. совершалась 15 июля.

Под 15 июля запись о поминовении К. и И., вероятно заимствованная из Иеронимова Мартиролога, внесена в Мартиролог Беды Достопочтенного (между 725 и 731; ркп. St. Gallen. Stiftsbibl. 451. P. 46 — Quentin. 1908. P. 52). Высказывалось предположение, что почитание К. и И. в англосакс. Британии возникло под влиянием Кентерберийского архиеп. Теодора, уроженца г. Тарс (Hohler C. Theodore and the Liturgy // Archbishop Theodore: Commemorative Studies on His Life and Influence / Ed. M. Lapidge. Camb., 1995. P. 223-224). Из Мартиролога Беды поминовение К. и И. было заимствовано в более поздние «исторические» мартирологи, но день памяти мучеников и сведения о них могли меняться. На «апокрифическом» Мученичестве основано сказание под 15 июля в Англосаксонском Мартирологе (IX в.), значительную часть к-рого составляет пространная молитва К. (Das altenglische Martyrologium / Hrsg. G. Kotzor. Münch., 1981. Bd. 2. S. 148-151), а также краткое сказание под 16 июля в Мартирологе Лионского анонима (нач. IX в.; ркп. Paris. lat. 3879. Fol. 81r — Quentin. 1908. P. 154). В этих источниках сообщается, что К. и И. пострадали в Тарсе, однако в Мартирологе Флора Лионского (30-е гг. IX в.) утверждается, что мученики пострадали в Антиохии (запись под 15 июля; см.: Ibid. P. 335). По-видимому, упоминание об Антиохии было заимствовано Флором из Иеронимова Мартиролога. Опираясь на данные Иеронимова Мартиролога, Адон Вьеннский перенес день памяти К. и И. на 16 июня (сказание о мучениках заимствовано из Мартиролога Флора — Ado Viennensis. Martyrologium // PL. 123. Col. 287-288). Под этой датой краткая заметка о К. и об И. помещена в Мартирологе Узуарда: «В Антиохии память святых мучеников Кирика и матери его Иулитты, которые после жестоких побоев и тяжких страданий отсечением головы завершили свой мученический подвиг» (MartUsuard // PL. 124. Col. 159-160). Кард. Цезарь Бароний внес поминовение К. и И. в Римский Мартиролог под 16 июня; составленная им заметка основана на Мученичестве (сообщается, что мученики пострадали при имп. Диоклетиане в г. Тарс и были казнены по указанию презида Александра) (Martyrologium Romanum. R., 1583. P. 103; MartRom. Comment. P. 239-240). Сведения о К. и об И. в редакции Римского Мартиролога, изданной в 2001 г., исправлены в соответствии с выводами исторической критики: мученики пострадали в М. Азии, дата их кончины неизвестна.

Церковь Сан-Куирико-д’Орча, Тоскана. Ок. 1470 г.
Церковь Сан-Куирико-д’Орча, Тоскана. Ок. 1470 г.

Среди древнейших храмов, названных во имя К. и И.,- церковь в Риме близ форума Августа, построенная в 1-й пол. VI в. Это однонефная базилика с алтарной частью в форме триконха, основная (зап.) апсида фланкирована 2 капеллами, в боковых стенах нефа имелись многочисленные ниши. Согласно надписи на первоначальном алтаре церкви (остатки алтаря обнаружены при реконструкции в 1584, надпись впосл. утрачена), храм был освящен при папе Римском Вигилии (537-555). Данные об истории церкви немногочисленны. В 1475 г. храм был восстановлен по указанию папы Сикста IV, в 1587 г. сюда был перенесен кардинальский титул упраздненного храма св. Кириака в термах Диоклетиана. Совр. вид церковь приобрела после реконструкции в 1728-1737 гг.; в наст. время храм обслуживается терциариями францисканского ордена (Hülsen C. Le chiese di Roma nel Medio Evo. Firenze, 1927. P. 428-429; Krautheimer R., Frankl W., Corbett S. Corpus basilicarum christianarum Romae. Vat., 1970. Vol. 4. P. 37-50). Среди древнейших образцов иконографии К. и И.- цикл росписей в ц. Санта-Мария-Антиква в Риме, в семейной капелле примицерия дефенсоров Теодота (росписи созданы в годы понтификата Захарии (741-752)). На алтарной стене капеллы под изображением Распятия помещены фигуры Богоматери с Младенцем на троне и предстоящих апостолов Петра и Павла и К. и И. На боковых стенах было размещено 8 сцен из «апокрифического» Мученичества: допрос И. президом Александром; воины арестовывают К.; допрос мученика (сцена не сохр.); избиение мученика воинами; К. с отрезанным языком исповедует Христа; молитва К. и И. в темнице; мучеников поджаривают на огромной сковороде; последняя сцена (воин разбивает голову К. о ступени трибунала) основана на послании еп. Феодора. Отдельно представлена донаторская композиция: Теодот преклоняет колени перед стоящими К. и И. (Jessop. 1999. P. 236-255).

Мученики Кирик и Иулитта. Антепендий из ц. Сан-Кирзе в Дурро, Каталония (Национальный музей искусств, Барселона)
Мученики Кирик и Иулитта. Антепендий из ц. Сан-Кирзе в Дурро, Каталония (Национальный музей искусств, Барселона)

В Испании сохранились многочисленные памятники иконографии К. и И.; среди самых ранних — остатки росписей в ц. Сан-Кирзе-де-Педрет. Росписи храма относятся к кон. XI или к нач. XII в., но фрески в нефе, где были помещены сцены из Мученичества К. и И., сохранились лишь во фрагментах (находятся в Музее диоцеза и комарки, Солсона). К XII в. относится расписной алтарный антепендий из ц. Сан-Кирзе в Дурро (в наст. время в Национальном музее искусств, Барселона). В центральной части панели изображена И., восседающая в мандорле с младенцем К. на руках, в боковых сегментах — 4 сцены страданий мучеников. К более позднему времени относятся скульптурное ретабло из ц. Вознесения Богоматери в Кастехон-де-Торнос (Арагон) (кон. XIII — нач. XIV в.), живописный заалтарный образ из церкви в г. Сан-Кирзе-дел-Вальес (сер. XV в.; Епархиальный музей, Барселона) и др. памятники.

Мученики Кирик и Иулитта. Заалтарный образ из церкви в г. Сан-Кирзе-дел-Вальес. Сер. XV в. П. Гарсия де Бенабарре (Епархиальный музей, Барселона)
Мученики Кирик и Иулитта. Заалтарный образ из церкви в г. Сан-Кирзе-дел-Вальес. Сер. XV в. П. Гарсия де Бенабарре (Епархиальный музей, Барселона)

С IX в. мощи К. почитались в Невере (Франция) и в др. городах и в мон-рях империи Каролингов. О происхождении святыни повествуется в сказании о чудесах К. и И., составленном диак. Тетерием из Невера (2-я пол. X в.) (BHL, N 1811; см.: ActaSS. Maii. T. 3. P. 51-52; Ibid. Iun. T. 3. P. 21; Bibliothèque historique de l’Yonne / Éd. L.-M. Duru. Auxerre, 1850. T. 1. P. 133-134), а также в повести о перенесении мощей К. в Эльнон, написанной мон. Гунтером (BHL, N 1813). Автиссиодурский (Осерский) еп. Аматор (ок. 388-418) в сопровождении некоего Савина совершил путешествие на Восток. Во время посещения Антиохии епископ обрел почивавшие там мощи К. и И. и привез их в Галлию, после чего спрятал святыни в Автиссиодуре, подарив Савину руку К. Впосл. имп. Карлу Великому приснилось, что во время охоты на него напали дикие кабаны. Императору удалось спастись только благодаря помощи чудесного отрока, к-рый поменялся с ним одеждой. Когда Карл потребовал от советников истолковать сон, Неверский еп. Иероним (795-815) предположил, что отроком-спасителем был К., а обмен одеждой означает желание мученика, чтобы император восстановил посвященную ему церковь в Невере. Император щедро одарил Неверскую кафедру и пожаловал епископу средства для восстановления собора. Из Аквитании в Невер доставили руку К., хранившуюся в аббатстве Сен-Савен-сюр-Гартамп (св. Савина, в честь к-рого был назван мон-рь, отождествляли с помощником св. Аматора). Тогда же в Осере были обретены мощи К. и И., некогда спрятанные св. Аматором; по просьбе Иеронима Осерский еп. Херибальд прислал в Невер часть мощей мучеников (см.: Crosnier. 1854. P. 17-22, 26-27; Idem. Notice. 1868. P. 8-10). Эти сведения носят легендарный характер и не подтверждаются более ранними источниками (напр., в Житии св. Аматора, составленном на рубеже VI и VII вв. агиографом Стефаном (BHL, N 356), не упом. о путешествии епископа на Восток и о перенесении мощей мучеников).

Инициал В. Проирий мессы Кирику и Иулитте в понтификале-сакраментарии еп. Гуго II. 1013–1056 гг. (Paris. lat. 17333. P. 272)
Инициал В. Проирий мессы Кирику и Иулитте в понтификале-сакраментарии еп. Гуго II. 1013–1056 гг. (Paris. lat. 17333. P. 272)

Согласно Гунтеру Эльнонскому, мощи К. были самой почитаемой святыней в Невере, но впосл. они были тайно вывезены из города в мон-рь Эльнон. При содействии кор. Франции Рауля I (923-936) еп. Тедальгрину (ок. 935 — ок. 947) удалось получить из Осера фрагмент черепа мученика, для к-рого король велел изготовить драгоценный реликварий. Почитание К. и И. засвидетельствовано в литургических книгах Неверского еп-ства. В сакраментарии сер. X в. из Санса, обработанном для использования в Невере, ок. 1000 г. добавлен проприй мессы в день памяти мучеников (16 июня; Lond. Brit. Lib. Add. 2991. Fol. 1r). В понтификале-сакраментарии Неверского еп. Гуго II (1013-1065) проприй мессы К. и И. выделен полностраничным инициалом (Paris. lat. 17333. P. 272-273; изд.: Sacramentarium ad usum aecclesiae Nivernensis. Nevers, 1873. P. 272-273). К концу средневековья число праздничных дней, посвященных мученикам, увеличилось до 4 (согласно печатному бревиарию, подготовленному по указанию еп. Пьера де Фонтене (1462-1499)): 4 июня совершалось поминовение К. и его сподвижников, 16 июня — торжественный праздник в честь К. и И., 15 июля — память их мученической кончины, 27 окт.- день перенесения мощей К. в Невер (Crosnier. 1854. P. 38-39; Idem. Notice. 1868. P. 10-11; об истории обретения мощей и о литургическом почитании К. и И. в XV-XIX вв. см.: Idem. Hagiologie nivernaise, ou vies des saints et autres pieux personnages qui ont édifié le diocèse de Nevers par leurs vertus. Nevers, 1858. P. 211-231).

Мц. Иулитта. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.
Мц. Иулитта. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.

Во время Французской революции (1789-1799) мощи К. и И. были сохранены; 16 июня 1861 г. их вынесли для поклонения в специально изготовленном неовизант. реликварии в виде купольного храма. В 1872 г. реликварий с мощами был установлен за главным алтарем собора, в неоготическом кивории, сооруженном по обету еп. Теодора Огюстена Форкада в благодарность за избавление города от вражеской оккупации в годы франко-прусской войны (1870-1871). В ночь на 16 июля 1944 г. кафедральный собор сильно пострадал от бомбардировки, реликварий мучеников был уничтожен. В наст. время К. и И. почитаются как покровители католич. диоцеза Невер; память мучеников празднуется 16 июня.

В аббатстве Эльнон хранились мощи (рука) К., по преданию привезенные Хукбальдом из Невера. В стихотворных эпитафиях Хукбальда (XI в.) упоминается, что он особо почитал К., доставил в Эльнон его мощи и составил Мученичество (MGH. Poet. T. 3. P. 679; Chartier. L’œuvre. 1995. P. 10). Подробное повествование о перенесении мощей К. в Эльнон содержится в сказании, написанном в нач. XII в. мон. Гунтером (BHL, N 1813; изд.: ActaSS. Iun. T. 3. P. 34-35; PL. 203. Col. 1309-1312; Chartier. L’œuvre. 1995. P. 326-329; см.: Delisle L. Le Cabinet des manuscrits de la Bibliothèque imperiale. P., 1868. Vol. 1. P. 310-312). Однако в Мученичестве К. и И., составленном Хукбальдом, об этом не упоминается, а приведенные Гунтером биографические данные о Хукбальде неточны, поэтому достоверность легенды подвергается сомнению (Chartier. L’œuvre. 1995. P. 6-7). Согласно Гунтеру, из-за ссоры с настоятелем Хукбальду пришлось покинуть Эльнон; он отправился к епископу Неверскому, к-рый поручил ему преподавание в школе и сочинение муз. произведений. Когда епископ тяжело заболел, он предложил подарить Хукбальду все, что он пожелает; монах попросил отдать ему мощи К.- святыню Неверского диоцеза. Епископ заявил, что притязания Хукбальда непомерны, но, не желая нарушить данное обещание, велел монаху забрать реликвии и скорее покинуть город. Сложив мощи в сумку для провизии, Хукбальд отправился в путь верхом на лошади. Тем временем клирики и служители епископского дома обнаружили пропажу мощей и пустились в погоню. Заметив всадников, Хукбальд спешился и скрылся в лесу. Преследователи потеряли след, и Хукбальд благополучно достиг Эльнона. Накануне его прибытия некоему парализованному монаху явился св. Аманд, основатель Эльнона, исцелил его и велел готовиться к торжественной встрече Хукбальда. По указанию Хукбальда посреди храма была сооружена деревянная сень для мощей. Вскоре ему явился К. и предсказал близкую кончину. Ок. 990 г. Сусанна (Розала), супруга Роберта II Благочестивого (король Франции в 996-1031), обустроила капеллу (aedicula) для хранения мощей с алтарем и заалтарным образом, которые украшены резьбой и изображениями на тему страданий мучеников. В 1066 г. монастырский храм сгорел, убранство капеллы было утрачено. По молитве к мученикам в Эльноне по-прежнему совершались чудеса (см.: Crosnier. Études. 1868. P. 24-26; Idem. Notice. 1868. P. 14-15).

Ист.: BHL, N 1801-1814b; ActaSS. Iun. T. 3. P. 15-37; Dubois J., Renaud G. Édition pratique des martyrologes de Bède, de l’Anonyme lyonnais et de Florus. P., 1976. P. 109; Cartulaire de Saint-Cyr de Nevers / Éd. R. de Lespinasse. Nevers; P., 1916; Desilve J. De schola Elnonensi sancti Amandi a saeculo IX ad XII usque. Lovanii, 1890. P. 178-187 .

Лит.: Crosnier A. J. Monographie de la cathédrale de Nevers. Nevers, 1854; idem. Études sur la liturgie nivernaise, son origine et ses développements. Nevers, 1868; idem. Notice historique sur saint Cyr et sainte Julitte, martyrs, patrons de l’insigne et royale Église de Nevers. Nevers, 1868; Quentin H. Les martyrologes historiques du moyen âge. P., 1908. P. 52, 154, 335, 430, 482; MartHieron. Comment. P. 321; Tassoti B. I santi martiri Quirico e Giulitta e il loro culto. Ancona, 1932, 1990; Delehaye. Origines. P. 167-168, 343, 350, 371; MartRom. Comment. P. 239-240; Rimoldi A., Cardinali A. Quirico e Giulitta // BiblSS. Vol. 10. Col. 1324-1328; Jounel P. Le culte des saints dans les basiliques du Latran et du Vatican au XIIe siècle. R., 1977. P. 255-256; La cathédrale de Nevers: Du baptistère paléochrétien au chevet roman (VIe-XIe siècles) / Éd. C. Sapin. P., 1995; Chartier Y. Clavis operum Hucbaldi Elnonensis: Bibliographie des oeuvres d’Hucbald de Saint-Amand // J. of Medieval Latin. Turnhout, 1995. Vol. 5. P. 202-224; idem. L’oeuvre musical d’Hucbald de Saint-Amand. , 1995; Ferrer Grenesche J.-M. Los santos del nuevo Misal hispano-mozárabe. Toledo, 1995. P. 71; Jessop L. P. Pictorial Cycles of Non-Biblical Saints: The 7th- and 8th- Century Mural Cycles in Rome and Contexts for Their Use // Papers of the British School at Rome. L., 1999. Vol. 67. P. 233-279; Palumbo M. L. L’enigma di Durro: Agguinte all’iconografia di San Quirico e Santa Giulitta nell’ambito della pittura romanica catalana // Materia: Revista d’art. Barcelona, 2006/2007. N 6/7. P. 19-37; Pibernat López A. Primera acta de consagració de l’església del monestir de Sant Quirze de Colera (935) / Annals de l’Institut de’Estudis Empordanesos. 2010. Vol. 41. P. 277-294; Pagès Paretas M. Pintura al fresc del segle XI: De nou, Pedret // Urtx: Revista cultural de l’Urgell. Tarrega, 2011. N 25. P. 163-169.

А. А. Королёв

Дата по старому стилю: 15 июля.

В этот день отмечают память раннехристианских святых Кирика и Иулитты (в русской народной традиции — Улиты), пострадавших за веру во времена императора Диоклетиана (конец 3 — начало 4 века). Согласно житию, Иулитта была молодой вдовой знатного происхождения, а Кирик — ее сыном. Когда начались гонения на христиан, женщина, не желая отрекаться от веры, оставила свой дом и все имущество и, уйдя вместе с трехлетним сыном и двумя рабынями в другой город, начала жить как нищая странница. Однако однажды ее узнали и привели на суд к правителю. Там Иулитта подтвердила свою преданность христианской вере.
У женщины отняли сына, а саму ее стали бить плетьми. Маленький Кирик, видя страдания матери, заплакал, а потом сказал, что и сам является христианином, и потребовал пустить его к матери. Правитель в гневе сбросил ребенка с каменного помоста. Саму же Иулитту сначала подвергли многочисленным пыткам, а затем обезглавили.
Мощи Иулитты и Кирика были обретены при императоре Константине Великом; на них указала одна из рабынь, которые погребли тела мучеников. Интересно, что Кирика и Иулитту почитают в качестве своих покровителей старообрядцы.
В русской народной традиции день Кирика и Улиты считался серединой лета. Говорили, что в этот день солнце светит особенно ярко. Это, кстати, связывали еще с одним святым, которого поминали в этот день, — Владимиром, Крестителем Руси. В русских былинах этого киевского князя величают не иначе как Владимир Красное Солнышко, признавая его огромные заслуги в укреплении государственности и распространении православия на Руси.
Женщины праздновали день «Матушки Улиты», называли ее своей заступницей. Бабам полагалось как можно лучше отдохнуть. Тем более, что в поле в этот день лучше было не выходить: люди верили, что там гуляет нечистая сила. Говорили, что тот, кто не боится жать на Кирика и Улиту, может увидеть дурное предзнаменование (такие видения назывались «маньяками»), которое обязательно сбудется.
Есть и логичное объяснение такому обычаю. На Кирика и Улиту часто шел сильный дождь, и в поле делать было просто нечего. «Кирики – всегда мокродырики», — подмечали крестьяне. Впрочем, день все равно старались проводить с пользой: приучали детей к домашнему труду, чтобы они становились опорой для своих матерей, как малолетний Кирик — для Иулитты.

Именины в этот день

Василий, Владимир, Петр
Смотря на эту икону, можно подумать, что перед нами очередной образ Божьей Матери с Богомладенцем Иисусом, однако эта икона ни как не связана с Богородицей, так как на ней изображена святая мученица Иулитта с младенцем-мучеником, своим трёх летним сыном Кириком. День памяти этих святых Православная Церковь чтит 28 июля в День Св. князя Владимира.

Согласно житию, Иулитта (Улита) была молодой вдовой знатного происхождения, проживала в Иконии (это современный город Конья в Турции) вместе со своим сыном Кириком. В гонения Диоклетиана, боясь мучений, она оставила все своё имущество и с трёхлетним Кириком в сопровождении двух рабынь покинула Иконию и жила как нищая странница вначале в Селевкии (ныне местность Ирака в 25 км. от Богдада), а затем в Тарсе (современный город Тарсус в Турции). Во время гонений на христиан в Тарсе Иулитта была узнана и приведена вместе с сыном на суд градоначальника Александра.

Перед правителем Иулитта исповедала себя христианкой. Её разлучили с сыном и подвергли бичеванию. Кирик, видя мучения матери, плакал, а затем, сказав что он христианин, потребовал чтобы его пустили к матери. В гневе Александр сбросил ребёнка с каменного помоста и Кирик скончался. Иулитту подвергли новым мучениям (строгали тело железными зубьями, поливали раны кипящей смолой), но она отказалась принести жертвы языческим богам. Александр приговорил святую к отсечению головы, что и было исполнено. Тела Кирика и Иулитты были оставлены палачами без погребения за городом, но рабыни Иулитты ночью тайно погребли их.

Мощи Кирика и Иулитты были обретены при императоре Константине Великом по указанию одной из рабынь, погребавших святых. Их перенесли в Константинополь, где в их честь был основан монастырь. По свидетельству паломников XII—XV веков мощи святых находились в храме Святой Софии. Их судьба после падения Константинополя и захвата его турками неизвестна и по сей день.

город Осер (Франция)

По другой версии, в которую верят западные христиане, мощи Кирика и Иулитты обрёл в Антиохии в 4 веке, католический святой епископ осерский Аматор (388—418) и перенёс их во французский город Осер (Франция), где по сей день в соборе города пребывают мощи Иулитты и Кирика.

Турн (Бельгия)

Известно так же о нахождении частиц мощей в городах Невер (Франция) и Турне (Бельгия) в католических соборах.
Католическая Церковь так же почитает этих святых и проводит им богослужение 15 июля.

Католическое изображение Иулитты и Кирика.

Старообрядцы так же почитают Кирика и Иулитту своими покровителями, считая себя такими же как они гонимыми за веру.
Чеканная старообрядческая икона Св.Иулитты и Кирика.
Кроме того, эти святые мученики сильно почитаются в Сирийской Православной Церкви под именами Мар Курйакус и Йолита
Святые мученики Иулитта и Кирик с древности почитались на Руси. В России им посвещались многие храмы и часовни. И по преданию, самый первый храм на Руси этим святым был ещё построен при жизни Св. кн.Владимира близ Ростова Великого на берегу озера Неро в Угодичах.
Церковь Св.Иулитты и Кирика во Франции
Русские люди всегда молились этим святым о выздоровлении больных детей. На Руси ходила легенда, что одному человеку приснился сон, где трёхлетний Кирик просил Иисуса Христа в своих детских молитвах, простить грехи и даровать радость и изобилие земных плодов тем, кто будет праздновать День его памяти в день его мученической смерти (28 июля), и тем, кто в этот день будут подавать милостыню и кормить бедных. Так же он просил Господа, дать ему силу защищать людей от потопа и обещает выпросить прощение грехов на страшном Суде тем, кто будет ему строить храмы, писать иконы и молитвы. Иисус Христос обещал Кирику выполнить его просьбу.
Русская Церковь Св.Иулитты и Кирика в Армении
В русских народных традициям день памяти Кириака и Иулитты считался серединой лета.
МОЛИТВА ко святым мученикам Кирику и Иулитте О, святый великомучениче Христов Кириче, угодниче Божий! Ты во страдании своем первый предстатель Престолу Господню и никтоже близ Владыки разве Иоанна Предтечи превыше тебе предстоит. Призри, угодниче Божий, на ны, грешныя раби твоя, с материю твоею Иулиттою великомученицею призывающих вас с верою. Приимите убогую молитву нашу и сердце сокрушенное и токи слез. Помяните нас у Престола Господня, дабы мы, окаянии не объяти были сетьми врага и да не впадем во искушения, уже бо враг наш яко лев рыкает, ища кого поглотити и свести во ад жива. Мы бо многогрешнии и недостойнии раби ваши воспоминаем ныне страдания ваша святая – вы бо победителие вражия силы бысте: ты же, святый мучениче Кириче триех лет и двух месяц сый, не убоялся еси беззаконных мучителей Александра и Максимиана, обличая их богомерзкое идолослужение, вкупе же с материею твоею Иулиттою всечестною многоразличными муками томими от них бысте, с радостию вся терпесте и болезни и скорби не иместе, веровавше во Христа истиннаго Бога нашего. Господь же благослови вы и рече: «Кириче, рабе мой верный, аще кто от человек имя твое призывает и мучение ваше воспоминает, то избавлен будет диавольскаго навета, или кто в болезни имя ваше призовет – исцелю его, или кто дом нов строит да имя ваше призовет – благословлю его и обогащу его милостию Своею, или кий человек в напасти впад – избавлю его, или кто по морю плавает – то морской пучины избавлю его, или кто при смертнем часе о имени вашем начнет просити об отпущении грехов – оставятся ему.» Мы же, недостойнии раби ваши обретохом вас заступников наших, в бедах и скорбех помогателей, да прославим вас во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *