Святая земля

Ежегодно Израиль посещают тысячи Россиян. Что они делают здесь, зачем едут? Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Давайте перенесемся в Иерусалим и посмотрим.

Храм Гроба Господня. В центре храма — большая группа туристов. Наши ил инет? Лица вроде бы русские. Подойдем ближе. Шорты мужчин неуклюже обмотаны платками, на модно остриженных лбах темные очки, голые плечи женщин небрежно прикрыты прозрачными шарфиками, распущенные волосы всех оттенков, яркий макияж, на ногах у большинства шлепанцы. Такое ощущение, что этих людей прямо с пляжа перенесла сюда какая-то волшебная сила. Перед ними – часовня, внутри которой — Гроб Господень, место, где произошло Воскресение Христово. Спиной к часовне стоит гид, немолодая женщина с короткой стрижкой и большим цветком в руке. «Друзья! – обращается она к туристам, — перед Вами так называемая могила Иисуса. Это исторический памятник 10 века. Археологи производили здесь раскопки, но костей Иисуса не обнаружили». Группа демонстрирует полное отсутствие каких бы то ни было эмоций. Сыны и дочери страны, называемой Третьим Римом и призванной спасти мир, смотрят по сторонам равнодушно-рассеянным взглядом туриста, которого привели в незнакомое место и сообщают ему какие-то неизвестные ему доселе исторические факты, кто-то фотографирует на телефон, несколько человек вежливо слушают гида. В самом деле, не будете же Вы спорить с гидом на экскурсии где-нибудь в Европе, если он вдруг переврет биографию какого-нибудь короля или неуважительно отзовется о нем? Где-то рядом, возле Голгофы, раздается дружный громкий смех – это пришла группа европейцев, они рассматривают мозаику снятия со Креста, и состривший по какому-то поводу гид (вот только по какому!?) довольно наблюдает за бурным одобрением своих туристов. Между Россиянами и европейцами, тесно прижавшись друг к другу, боясь отстать от своих, к часовне протискивается человек сорок смуглых мужчин в просторных народных рубахах, с ними нарядно одетые женщины: разноцветные парчовые сари отделаны золотыми нитями и блестками, головы прикрыты пестрыми тканями. Россияне оживленно фотографируют индусов, а те, к великой радости туристов, начинают благоговейно снимать обувь перед входом в Гроб Господень. Следом за ними быстрым шагом ко Гробу Господню подходит группа паломников из России. Они размашисто крестятся, кто-то делает земной поклон, у многих на глазах слезы, что-то кратко объясняет гид, и вот мощное «Христос Воскресе из мертвых…» заполняет храм. Удивленно оглядываются российские туристы, как-будто им не очень ловко за своих соотечественников, снисходительно качают головами европейцы, широко улыбаются индусы…

Такую картину можно наблюдать в храме Гроба Господня ежедневно. Контраст между верой и безбожием, так ярко видимый в Иерусалиме, стар как мир, и незачем было бы о нем писать, если бы не одно «но». Обе группы, и туристов и паломников — русские, и пришли они не в музей, а ко Гробу Господню, к истокам веры, за которую их прадеды когда-то проливали кровь, веры, которой стояла когда-то Русская земля. Сегодня же для одних Россиян Иерусалим и Святая Земля – это драгоценное место встречи со Христом, для других – еще одна «заграница». Верующие и неверующие Россияне здесь в Иерусалиме кажутся двумя разными нациями, не похожими ни внешним видом, ни поведением, ни восприятием. Одни едут, что бы припасть со слезами ко Гробу Господню, другие, выбирая из сотен туристических направлений останавливаются на Израиле. Почему? В этом ответе на этот вопрос и кроется надежда, на то, что все не так плохо (пока еще). Давайте поднимемся на Голгофу и понаблюдаем за группой российских туристов еще немного:

Уже хорошо знакомая нам гид с цветком заканчивает свои объяснения (слава Богу, что мы не слышали их сначала): «Сейчас вы подходите, касаетесь рукой отверстия, в котором стоял крест. Затем ставите свечи. Внимание! Это — место смерти, и здесь вы ставите свечи только за упокой. За здравие здесь свечи ставить нельзя. Их надо ставить слева, снаружи». Лишив людей таким образом возможности поставить свечи о здравии и спасении своих близких на месте, где произошло искупление рода человеческого, и проинструктировав русских людей, как надо прикладываться, гид удаляется в сторону подождать пока группа «закончит», а туристы старательно, как дисциплинированные школьники, выполняют ее указания. Такое ощущение, что эти люди приехали из страны, где просто нет храмов, и они в первый раз видят свечи, святыни, иконы. и потому нуждаются в пояснениях неверующего человека как себя здесь вести… Но все же. Они ставят свечи, а кто-то даже неловко крестится. Значит, не все потерянно, значит где-то глубоко (в генетическом коде?) теплиться искорка веры! Пусть в Израиль их пока привело любопытство, желание увидеть страну передовых технологий, лучшей в мире медицины, самых вкусных фруктов и самых больших бриллиантовых бирж. А может быть они слышали о разнообразии наших климатических зон, красивой природе, или привлек наш восточный колорит и исторические древности. Так или иначе, но здесь они столкнулись с другой страной, которая находится внутри Израиля. Имя этой стране — Святая Земля. Да-да, это другая страна. Вход в нее лежит через двери сердца, и что бы увидеть ее, нужно включить другое зрение, внутреннее, духовное. И тогда человеку открываются богатства, о которых он и не подозревал раньше. Богатства, обрести которые на Родине он смог бы, быть может, годами напряженного духовного труда и поиска, или через тяжелые испытания и потрясения. Это богатства веры и Богообщения. На Святой Земле они разбросаны повсюду – берите даром. Святые места как живые иконы, как свидетели евангельских событий несут в мир самую действенную проповедь о Христе вот уже полторы тысячи лет. Это ли не богатство? Почему же одни видят это, а другие проходят мимо, видя только фотокадры на экране своего телефона? Как говорил Клайв Льюис: «То что человек видит, зависит от того, с какой точки он смотрит, и что он за человек». Если второе подвластно только Богу, то первое во многом зависит от гида, программы поездки и окружения, в котором человек приехал на Святую Землю. Нередко неверующий человек, попав в паломническую поездку и проведя неделю на святых местах в обществе православных церковных людей и священника, слушая рассказы верующего гида, уезжает другим человеком. Однако, неверующие люди редко попадают в паломнические группы, а приехав туристом получают очень мало. Господь, конечно, может коснуться сердца человека в любой ситуации, и мы не будем даже пытаться проникнуть в эту тайну. Однако, неоспоримо то, что влияние святых мест на человека связанно с движением его сердца, его молитвой к Богу. А к молитве личной подвигает нас живая проповедь, сердечный рассказ о Христе и молитва соборная. Вот поэтому почти бессмысленными с духовной точки зрения являются «светские» посещения Святой Земли.

«Ну и что? — скажете вы. Каков же вывод? Это дело личное – кто-то верит, молится и чего-там получить, а кто-то просто хочет ознакомиться с памятниками архитектуры и ему от этого хорошо. Свободу выбора никто не отменял». Это было бы верно, если бы не положение современного мира, которое скоро, кажется, будет диктовать нам абсолютно иные правила игры. Совсем еще недавно, мирно наслаждающийся своим безбожием христианский запад, которому так подражают современные россияне, был потрясен новой силой, правит которой не свобода выбора, а бесовская сила религиозного фанатизма. Недавно, казалось бы, это была горстка бандитов с автоматами. Но вот со скоростью летящего с горы снежного кома она превратилась в стотысячную армию с танками и ракетами. Вот уже благополучные европейские и православные российские дети оказываются в их рядах, где жгут живьем людей и убивают женщин и младенцев. Мнимая свобода и толерантность поставила сегодня под угрозу само существования христианского мира, потерявшего Христа. Поставила под угрозу и существование Святой Земли. Сегодня, как и неоднократно в истории, Россия — единственная страна в мире, способная серьезно противостоять этой вражьей силе, но не танками и политическими решениями. Разве танками можно победить дьявола? Сила любого народа в его вере. Когда Россия была православной страной, она была непобедима. Как никогда сегодня России нужен подъем веры, укрепление православия. И это уже дело не только самой России, это нужно миру, который Россия, похоже, действительно призвана спасти. Для этого ей нужно очень много сил. А где черпать нам силы, как не в Иерусалиме, у Живоносного Гроба?

Не на Запад, а на опыт предков нужно обратить сегодня свой взор русским, и вспомнить их отношение к Богу, к своей вере. Наши предки, создавшие великую Российскую Державу, были набожны и благочестивы. Высшим проявлением этого благочестия были паломничества, или как тогда говорили «хождения» во Святую Землю. С 11 века простой народ тысячами шел молиться ко Гробу Господню. Тогда это Святая Земля была куда менее доступна чем теперь, а путешествие было крайне трудным и опасным. Только к середине 19 века Святой Землей занялась царская семья. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме о. Антонин Капустин, покупал здесь земли, строил монастыри и храмы, школы и паломнические дома на личные средства дома Романовых и русских людей – от дворян до простых крестьян. Благодаря им паломничество стало доступнее, безопаснее, и еще многолюднее, однако оставалось делом очень трудным, решиться на которое человек мог только с верой. Тогдашним россиянам и в голову не могло прийти путешествие на Святую Землю с иными целями, кроме молитвы и покаяния, а значит, верили они, Бог не оставит. Часто шли босиком, в кровь стирая ноги, не решаясь надеть обувь на земле, по которой ходил сам Господь. К Иерусалиму нередко походили на коленях, целовали землю, плакали. Путешествие длилось тогда 9 месяцев, за которые паломник не знал почти покоя и отдыха, постоянно находясь в пути от одной святыни к другой, питаясь часто только сухарями и водой, участвуя в Богослужениях на святых местах. Не редко и умирали здесь из-за недостаточного питания, инфекционных болезней, разбойников. К святыням везли пожертвования: иконы, паникадила, колокола. Не от избытка, а собранные всем миром от горящего любовью к Богу сердца, для укрепления святынь и православия на мусульманском востоке. Поддерживать монастыри и храмы на Святой Земле всегда было трудно. После падения Константинополя помогала Царская Россия, после падения Царской России помогает каждая копеечка приносимая паломниками. Паломники, однако, делают дело куда более важное, они усиливают собой православное присутствие на Святой Земле, а это способно противостоять многим силам враждебно настроенным к Православию и на востоке, и в мире. Не будет паломников – отберут у православных святые места. Желающие есть. Отберут места – ослабнет христианское присутствие в мире. Местное православное население Святой Земли так же нуждается в поддержке, нас здесь меньшинство, государственная религия Израиля не способствует распространению и укреплению Христианства, а рост иноверного населения год от года все больше.

Вот и выходит что Святая Земля и России как никогда нуждаются сегодня друг в друге. Святая Русь и Святая Земля – много ли еще стран носящих имя «святой «? Без Христа, без православия, что противопоставит Россия своим врагам сегодня? Без русских паломников, как выстоят храмы и монастыри Святой Земли, кто поддержит местное православное население? А без православия, как будет Святая Земля нести в мир благую весть о Христе?

Земля веры

Земля Израиля. Святая земля — это нечто захватывающее. Здесь — и заснеженные вершины гор, и жаркие тропические долины, шоколадные холмы и яркие, сверкающие озера. Все это создает уникальную атмосферу для религиозный идей и духовного существования человека. Но главное, что именно эта земля произвела и сформировала ведущие религиозные идеи и устремления. Именно здесь человеческая личность поднялась на высочайшие вершины веры.

Эта земля рассказывает нам о событиях, свидетельницей которых она являлась на протяжение веков, и наследие которых определяет наше настоящее- и будущее и дает нам основу веры в вечность и непоколебимость нашей духовности.

О небе и земле

Еще в IV веке св. Иероним, епископ Вифлеема, писал аббатисе Павле в Рим: «Все святое таинство нашей религии является естественным на этой земле и в этом городе». Теперь, когда Рим и Иерусалим продолжают сближаться в делах земных, паломничество на Святую землю приобретает все большее значение, тем самым подтверждая справедливость слов св. Иеронима.

Через 800 лет после св. Иеронима св. Франциск Ассизский получил возможность посетить Святые места. Его паломничество имело исключительно важное историческое значение, поскольку оно в итоге возложило на Орден Францисканцев ответственность за охранение Святых мест христианства и удовлетворение духовных и земных нужд паломников, что продолжает выполняться ими и поныне. Вместе с тем, на протяжение веков паломничества и духовнесения одна единственная книга — Библия была и остается главным путеводителем всех паломников вплоть до наших дней.

Галилея: благовещение и служение

Крутые холмы и глубокие долины Галилеи почти не изменились с библейских времен. По-прежнему крестьяне продолжают обрабатывать землю, ремесленники — создавать свои изделия, рыбаки — забрасывать сети в прохладные голубые воды Галилейского моря, куда, пробиваясь через зеленые берега, несет свой вечный журчащий поток река Иордан.

Неподалеку, защищенный окружающими холмами, стоит Храм Благовещения в Назарете, внутри которого расположен грот, бывший убежищем Марии и местом Благовещения. «И вот, зачнешь во чреве, и родишь Ему имя: Иисус». В этом месте каждый может вообразить себе Иисуса, молодого проповедника, исходившего эту землю, знакомого с каждой ее тропинкой и с каждым ее обитателем. Многие места, где проповедовал Иисус, существуют и поныне. Одни из них — живые, цветущие поселения, другие — отмечены храмами и археологическими раскопками.

Начнем наше путешествие из Назарета и отправимся в Кану Галилейскую, где находится францисканский Храм Обручения, прославляющий первое обращение воды в вино. Затем продолжим наш путь к горе Блаженства, с ее незабываемым видом на Галилейское море из храма сестер-францисканок, и спустимся к Табхе, где находится Церковь Хлебов и Рыбы, прославляющая чудо насыщения многих пятью хлебами. Неподалеку от этого места, на северном берегу Галилейского моря, находится Капернаум, центр проповедей Иисуса в Галилее. Здесь францисканская церковь соседствует с домом св. Павла и с развалинами древней синагоги Капернаума. В Курси, на восточном берегу Галилейского моря, находится место изгнания легионов бесов из одержимого. Куда ни кинь взгляд, будь то храм или место личного духовного уединения. Галилея является уникальным местом паломничества на Святую землю. Путешествие по Галилее, разумеется, требует времени и организации. Для этой цели служит широко развитая туристическая инфраструктура, обеспечивающая удобные места проживания на любой вкус и карман: от общежития до высококлассной гостиницы, где гостей и паломников ожидают забота и внимание. Природные заповедники дают возможность отдохнуть на лоне природы, купание в Галилейском море или посещение верховий Иордана являются для паломников дополнительным источником духовного возвышения.

Иерусалим: провозглашение

Многие города можно сравнить с драгоценными камнями, но Иерусалим — это корона, усыпанная драгоценностями, такими, как Вифлеем со знаменитым Храмом Рождества Христова. Эйн-Карем, связанный с именем Иоанна Крестителя, Бейтантия (Вифания), родина Марии и Марфы, и Бейт-Паги (Вифагия), откуда начался триумфальный въезд Иисуса в Иерусалим.

В Иерусалиме каждое название оживает и является реальным местом, которое можно увидеть воочию: Масличная гора, сады и гроты Гефсиманские, места различных событий и чудес.., холмы и тропинки, которые являются неотделимой частью вечного ландшафта этого города.

В центре Иерусалима находится окруженный крепостными стенами Старый Город, в котором яркие одежды, цвета и запахи возбуждают воображение и создают атмосферу, немногим отличающуюся от той, которая царила здесь в древние времена. Торговцы продают свой товар: от свежих овощей до экзотических ковров, дети носятся под ногами женщин, совершающих свои ежедневные покупки, религиозные евреи в своих специфических одеждах спешат на молитву. Представители различных концессий в рясах с капюшонами, паломники и туристы со всех концов света образуют пеструю, яркую и многоликую толпу.

Здесь сосредоточены надежды и стремления бесчисленного множества людей во всем мире: святые места иудаизма стена древнего Храма, мечети ислама на Храмовой горе, места проповедей Иисуса и Его последний путь — Виа Долороза, Храм Гроба Господня и место Его Вознесения.

Модернизируя инфраструктуру Старого города, израильские власти особое внимание уделили Виа Долороза. В отличие от других улиц, реконструкция которых осуществляется с использованием современных строительных средств, Виа Долороза вымощена булыжниками, причем, мостовая уложена полукругом в каждом месте, где останавливался несущий свой крест Иисус. Более того, для новой мостовой этой улицы использовались камни, которые были извлечены из археологического слоя эпохи Христа. Именно по этим камням в древние времена совершил Иисус свой последний путь. 14 вех отмечают путь Креста от места Суда Распятия и Погребения. Одиннадцатая веха — Монастырь Бичевания, обитель сестер Сионских, находится у арки Ессе Хомо (Я — Человек).

Небольшие часовни отмечают каждую веху следования Креста, но большинство из них открыто только в послеобеденное время, по пятницам, когда францисканцы совершают свою еженедельную процессию вдоль всей Виа Долороза. Кульминацией этого пути является собственно место погребения — Храм Гроба Господня, где находятся пять последних вех пути Креста. Величие и значение этого места неописуемы, ибо именно здесь находится центр притяжения христианских паломников.

За пределами стен

Современный Иерусалим предлагает своим гостям широкие возможности для увлекательнейшего досуга: от посещения музеев — до активного отдыха. Если у Вас есть время и желание, то можно отправиться к Мертвому морю, посетить пещеры Кумрана, где жили древние ессеи, и крепость Массада, а также воспользоваться курортно-лечебными свойствами этих мест.

Тель-Авив, включающий в свои пределы и древний город Яффо, находится всего в часе езды от Иерусалима. Этот город, заложенный в начале века, сегодня называют «городом без остановки»: его культурные и торговые центры, бесчисленные уличные кафе, средиземноморские пляжи вовлекают туристов в безостановочный круговорот жизни.

Несомненно, каждый гость воочию убеждается в том, что древнее и современное, духовное и светское прекрасно уживаются на Святой земле и пользуется, по своему выбору, всем, что предлагает эта древняя и всегда новая земля: от Галилеи на севере — до Эйлата на юге, от чудесного и духовного — до современного и земного. «Я мечтаю о том дне, когда все мы будем «научены Господом» (Иоанн 6:45) прислушиваться к его словам о мире и примирении. Я мечтаю о дне, когда евреи, христиане и мусульмане будут приветствовать друг друга в городе мира так, как Христос приветствовал своих учеников после Воскресения: «Мир с вами…» (Иоанн 20:19)».

Папа Иоанн Павел II Из апостольского послания «Redemptionis Aimo»

В ходе процесса мирного урегулирования ближневосточного конфликта некоторые из упомянутых в этой брошюре святых мест перешли или находятся в процессе перехода под юрисдикцию администрации Палестинской автономии. В целом все экскурсии, включающие в себя посещение этих мест, будут проводиться как и было запланировано ранее.

01.02.1999 Источник: Рекламный проспект

Девять столетий назад первый из известных русских паломников, игумен Даниил, утверждал, что к святым местам «путь тяжек и страшен». В наше время путь сделался проще и безопаснее. Но суеверий не стало меньше.

Офис как офис: столы, компьютеры. Только на стенах висят не привычные ксерокопии офисных приколов, а молитвы: «Иисусе Христе, помилуй нас, грешных!» И еще запахи. В воздухе витает аромат цветов с клумбы, меда и воска из свечной лавки и свежеиспеченных пирожков: паломнический офис обычно расположен на территории монастыря или храма, при котором хорошее, крепкое хозяйство.

Именно отсюда начинается путь русского пилигрима в Святую землю, или, как говорили раньше, его путные труды. Представитель фирмы, которая официально, как правило, называется «просветительский паломнический центр» или «православная паломническая миссия», по опыту знает, что его клиенты, скорее всего, никогда раньше не бывали в Иерусалиме, вероятно, первый раз выезжают за границу и, очень возможно, ни разу не летали на самолетах. Поэтому, когда будут поставлены подписи на договоре и выдана программа поездки, он порекомендует на прощание: «Чтобы потом не отстать и не потеряться, прямо в аэропорту присмотритесь друг к другу — вы и другие паломники из вашей группы».

Что ж, присмотримся. И увидим, что современный российский «поклонник» (в словаре Владимира Даля: «Поклонник, поклонница, поклоняющийся… Святым местам, мощам») — прежде всего человек пожилой. В этом его отличие от гостей Святой земли, прибывающих из прочих стран: среди них много шумных, молодых, с рюкзаками и в кроссовках. Пусть социологи разбираются, в чем тут причина, но трудно, почти невозможно представить себе юношу из Москвы, Тюмени или Краснодара, который сам, а тем более в компании друзей взял бы вдруг и отправился на богомолье. Нет, российский паломник — это человек, который вырастил детей и часто уже занимается воспитанием внуков. В какой-то момент, зайдя в церковь, он обратил внимание на объявление на стене: «Посещение Святой земли, 5–7 дней, от 27 тысяч рублей». И подумал: «А почему бы и нет?» В конце концов, жизнь прожита, настало время подумать о вечном, замолить грехи.

И вот приходит час отправляться в паломничество, надев любимое платье в цветочек и повязав голову белой косынкой. Потому что русский паломник — практически всегда женщина. В среднем на 10–12 дам приходится лишь один мужчина, который, вместо того чтобы сооружать на участке баню или лежать на турецком пляже, добрался до этих мест, томимый духовной жаждой. В делах веры он обнаруживает гораздо больше усердия. Когда все богомолки будут бить поясные поклоны, он упадет на колени. Если во время странствий по Елеонской горе ему покажут сохранившиеся три ступени древней дороги, по которой, возможно, шел Христос, он, скользя и оступаясь, вскарабкается туда, чтобы поцеловать святыню. А в перерывах будет кричать в мобильный: «Я в Иерусалиме! Неужели без меня нельзя разобраться с платежами?! Я на шесть дней вырвался в первый раз за четыре года!..» При этом фанатизм и религиозная нетерпимость несвойственны нашим паломникам. Споры обязательно будут, но не о вере.

Святая земля встречает нас, как обычно, запахом раскаленного песка и цветущих апельсиновых деревьев. Позади четырехчасовой перелет, проверки в аэропортах — и вот паломницы размещаются в автобусе. Тут же абсолютно на пустом месте вспыхивает и начинает метаться по салону пламя скандала. «Да что вы встали, весь проход загородили!» — «Скромнее надо быть, женщина!» — «А вы не лезьте!» — «А вы вообще молчите!»

Встретившая нас гид по имени Ирина говорит привычно усталым голосом: «Дорогие мои паломники! На Святой земле всему предшествует искушение. Говорят, что земля здесь так жжет Сатане пятки, что он ходит буквально по головам людей. Желаю, чтобы эта поездка послужила бы спасению вашей души, поэтому давайте не будем умножать грехи. А сейчас я познакомлю вас с программой в Иерусалиме…»

1. Масличная гора: на южной вершине хорошо видна колокольня женского Вознесенского монастыря русской православной церкви
2. Паломницы у гроба Давида на горе Сион. На протяжении столетий паломничество на Святую землю считалось опасным приключением даже для молодых и сильных мужчин, но современный среднестатистический российский пилигрим — пожилая женщина

Ночь в храме

На первом месте в этой программе — Свято-Троицкий собор Русской духовной миссии. Мемориальная доска рассказывает, что храм был освящен в 1872 году, а на церемонии присутствовал цесаревич Николай. Впрочем, наших дам больше занимает другое событие, связанное с собором: говорят, что именно тут («С Галкиным?» — «Да нет же, еще с Киркоровым!») венчалась Алла Пугачева.

Но на вечерней службе все эти пересуды затихают. А после нее можно исповедоваться у отца Сергия, прибывшего с нами из России, дабы заниматься духовным окормлением группы. Исповедовавшись, паломницы собираются перед храмом на площади — асимметричной, покатой, характерной для Иерусалима. С одной ее стороны — Свято-Троицкий собор, с другой — полицейский участок, с третьей — мраморная колонна, оставшаяся, по мнению археологов, от строительства царем Иродом Второго Храма. А само это место называется площадь Москвы.

Следующий пункт программы — поселение в отель. Он расположен недалеко от Старого города и явно знавал лучшие времена. Сейчас отель полностью ориентирован на российских пилигримов. В обеденном зале — трое батюшек, каждый окружен своей многочисленной паствой. Шведский стол скромен: салат оливье, печеная картошка, ломти говядины в подливе — во грех чревоугодия при всем желании не впадешь. Довершают общую картину потертые паласы, оранжевые шторы и панели из шпона. Отечественный санаторий средней руки — вот на что это похоже, и трудно поверить, что мы на Святой земле, что за этими оранжевыми шторами — Иерусалим. Однако же мы именно здесь и после короткого отдыха идем на ночную службу в храм Гроба Господня.

1. Усыпальница Девы Марии расположена глубоко под землей в долине Кедрон. Здесь же находится особо почитаемая чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, созданная русскими иконописцами 2. Площадь в Назарете перед православной греческой церковью Архангела Гавриила и Святого источника. По преданию, именно здесь Деве Марии явился ангел с благой вестью

К полуночи резко похолодало: Иерусалим — город горный. Гид предупреждает: обезвоживание подкрадывается незаметно, покупайте пластиковые бутылки с минеральной водой, отхлебывайте маленькими глотками. Спасительную минералку паломницы приобретают в первом же попавшемся на пути кафе. При этом чуть ли не крестясь от страха: внутри все в клубах сигаретного дыма, страшно грохочет телевизор и огромные люди с черными бородами, некоторые с кипами на голове, с лицами, совершенно как на древних ассирийских барельефах, кричат и бьют кулаками по столу. Один из них бросает на прилавок бутылки с водой, не отрываясь от просмотра какого-то очень важного местного футбольного матча.

В храме паломники выстраиваются в две никогда не иссякающие очереди: на Голгофу и в Святой кувуклий — усыпальницу, построенную над гробницей Христа. Паломницы, беспокоясь, толпятся вокруг входа в кувуклий: «Сторожи ступеньку! Если что — мы сразу же туда». Выходит священник, решительно оттесняет толпу. Дамы из нашей группы его действия одобряют: «Правильно! Да разве с нашим народом можно иначе?» Но едва он отворачивается, тотчас же отвоевывают утраченные позиции.

Вот некое явно служебное помещение прямо за кувуклием. Приближаешься к нему — и вдруг прямо из стены начинает доноситься пение. Заходишь туда — а там, оказывается, есть дверь, которая ведет еще в одну капеллу. В ней стоят, взявшись за руки, человек пятнадцать юношей и девушек — смуглых, черноволосых, модно и современно одетых — и поют псалмы на языке, который сразу и не определить. Спрашиваю у одного из них: «Вы кто и откуда?» И получаю ответ: «Мы сирийцы, принадлежим к Сирийской православной церкви, но мы из стокгольмской общины и пели по-шведски».

Три часа ночи. Монахини дремлют на ступенях. Какой-то человек в одиночестве горячо молится перед алтарем Армянской капеллы. А нашу группу потихоньку начинают собирать — пора ехать в отель. У выхода сталкиваемся с целой толпой новоприбывших. Для нас день заканчивается, для них начинается.

1. В Силоамской купели даже вчерашние скандалисты становятся совершенно другими людьми
2. На пути к вершинам Елеонской горы паломники останавливаются на смотровой площадке в городе Давида

Девять мер живописности

К восьми утра все уже на ногах — собираются на завтрак. Как часто бывает в дешевых отелях, стены столовой увешаны грозными напоминаниями о том, что постояльцам строжайше запрещено забирать с собой местную еду. Но плюшка или яблочко со шведского стола то и дело как бы случайно падают в сумки паломниц. Впереди целый день странствий — виа Долороза, Вифезда, Силоамская купель, посещение пяти или шести монастырей и храмов (паломничество все-таки не туристическая поездка, но дело, требующее трудов как душевных, так и физических), а обед не предусмотрен.

На выходе из отеля гид Ирина распоряжается: «Постройтесь парами! Замрите на месте». Она пересчитывает группу: должно быть 32 человека, получается на одного меньше. «Где женщина, которая на носик бумажку наклеивает?» — «Да вот она стоит!» — «А где дама в голубой панамочке?» Наконец находится и дама, и нестройное наше воинство отправляется в путь. Впереди батюшка в темных очках и с полосатой пляжной сумкой: во второй половине дня предполагается поездка на Мертвое море.

Со всех концов Иерусалима такие же группы, как наша, стекаются к стенам Старого города. По Яффской дороге движется процессия паломников: впереди чернокожий священник в разноцветной шапочке, следом приплясывают и поют мужчины в полосатых штанах и рубахах и женщины в лиловых и красных тюрбанах, в стеклянных бусах. Навстречу им движется другая группа, еще более живописная. У Яффских ворот происходит их встреча: «Откуда вы?» — «Из Сенегала!» — «А мы из Бразилии». — «Слава Иисусу!»

В Талмуде написано, что из десяти мер красоты девять отданы Иерусалиму. Представления о красоте, понятно, у каждого свои, но если заменить красоту на живописность, пожалуй, все верно. Мы проходим через только что построенный торговый квартал Мамила: витрины бутиков, книжные магазины, при них кофейни, в кофейнях на диванчиках сидят девушки в окружении бойфрендов, ноутбуков, собачек и чашечек кофе со льдом. Удаляемся на две сотни метров, входим в стены Старого города — и пейзаж стремительно меняется. Мы под сводами бесконечного восточного базара. Тут же, прямо на улице, несколько стариков в платках-арафатках поставили столик и играют в карты. На лотке у седого араба майки с символикой израильской армии, майки с палестинским флагом, майки с надписью «Мир на Ближнем Востоке? Ха-ха!» и примиряющие, объединительные майки с надписью «Да здравствует виагра!». Еще несколько шагов — и все это мгновенно исчезает, хотя мы даже никуда не свернули. Вокруг нас — Еврейский квартал: в окнах синагог видны бородатые мудрецы, изучающие Тору, гуляют приехавшие на экскурсию солдаты разных родов войск, все при боевом оружии, с дикими воплями катаются на роликовых коньках подростки. Еще несколько поворотов — и все сменяется молчанием Армянского квартала, состоящего из монастырей, строений и дворов, куда постороннему вход заказан.

В какой-то момент от неожиданных впечатлений — францисканские монахи в спортивных куртках поверх ряс, филиппинцы, поющие по-латыни «Аве Мария», негр в одежде религиозного еврея, в шляпе и с пейсами, базилики, мечети, гробницы, сувенирные лавки с надписью «Розмовляем на украиньской мови» — голова идет кругом. Кажется, что смотришь фильм в формате 3D или падаешь с американских горок. Прогулки по Старому городу в Иерусалиме — это не путешествие а, скорее, приключение. Приключение, добавим, небезопасное. Бывают случаи, когда мозг просто не выдерживает такого напряжения, такой яркости, да еще сознания того, что здесь, по этим холмам, ходили царь Давид, Христос, апостолы. И тогда мирный путешественник вдруг раздирает на себе одежды, объявляет себя мессией или Иоанном Крестителем, его увозят привычные санитары. И это называется Иерусалимским синдромом.

1. Перед входом в Лавру Саввы Освященного в Иудейской пустыне. Согласно монастырскому уставу, женщин сюда никогда не допускали и не допускают 2. В погребальную камеру святого Лазаря в Вифании невозможно войти без поклона. Но паломники, которым часто приходится протискиваться в узкие двери и гроты, карабкаться по лестницам и набивать себе ссадины, лишь радуются посланным испытаниям

Русский символ Иерусалима

Одна из самых заметных достопримечательностей Иерусалима — главная церковь женского Гефсиманского монастыря, храм Марии Магдалины. Он построен в 1885– 1888 годах по проекту архитектора Давида Грима. На освящении присутствовали великий князь Сергей Александрович и его супруга Елизавета Федоровна, которая пожелала быть здесь похороненной. Ее воля была исполнена. 18 июля 1918 года великую княгиню вместе с несколькими другими членами царской фамилии большевики живой сбросили в шахту в окрестностях уральского города Алапаевска. После взятия города белой армией тела извлекли на поверхность, а два года спустя останки Елизаветы Федоровны кружным путем (через Читу, Харбин, Пекин, Шанхай и Порт-Саид) привезли в Иерусалим и погребли в крипте храма Марии Магдалины. После канонизации мощи новомученицы Елизаветы перенесли в храм, а рядом с ракой сегодня можно увидеть четки и крест княгини, поднятые со дна алапаевской шахты. Но попасть сюда непросто: ворота монастыря открываются для посторонних лишь дважды в неделю — с 10 до 12 часов по вторникам и четвергам.

Вода соленая и не очень

Но с нашими паломницами ничего подобного, к счастью, не происходит. Духом и телом они на удивление тверды. Хотя на всякий случай гид Ирина предупреждает: «Если кто устанет, обращайтесь ко мне, мы сделаем паузу! Золотой возраст! Не стесняйтесь!» Но о «золотом возрасте», то есть о трех совсем стареньких, сгорбленных бабушках, беспокоиться не стоит. Они бодры, полны энергии и, когда в середине дня город вдруг накроет оранжевая мгла — пришедший из пустыни горячий воздух, смешанный с песком, — с одобрением прокомментируют: «Правильно! По Крестному пути нельзя идти с прохладцей».

Потом мы удаляемся от стен Старого города, спускаемся по неровным, отполированным до опасной гладкости ступеням, поднимаемся по обочине какой-то трассы. Сухие колючки цепляются за нашу одежду, мы лавируем среди припаркованных автомобилей и мотоциклов. Тут же пожилой араб горячит великолепного гнедого коня, и оба смотрят на нас с полнейшим равнодушием. Вдруг внизу блещет бледно-зеленая вода, заключенная в длинный прямоугольный бассейн. Это Силоамская купель, где прозрел исцеленный Иисусом слепорожденный.

Батюшка, раскрыв «Тропарион паломника», начинает чтение молитвы. Пилигримы, подобрав юбки и закатав штаны, заходят в воду. У всех просветленные лица. Женщина, которая вчера в автобусе советовала соседям «А вы молчите!», теперь крестится и со слезами на глазах всех за что-то благодарит. Как жаль, что Силоамская купель на свете только одна и находится только в Иерусалиме!

В этот день у нас предусмотрено еще одно омовение: в тяжелых и вечно спокойных водах Мертвого моря. Религиозного смысла эта поездка лишена и предпринимается исключительно ради телесного здоровья. На пляже рядом с нами обосновалась еще одна группа. Тоже русская, но духовно окормляют ее два пастыря из греческой Иерусалимской епархии. Пляж довольно дикий, кабинок на всех не хватает. Пастыри, отойдя за кустики, облачаются в купальные наряды, используя для прикрытия свои широкие и длинные одеяния. Один из них с улыбкой говорит другому: «А все-таки, отец Афанасий, хорошая вещь — ряса! Где только не пригодится!»

Наши паломницы смущенно косятся на батюшку в плавках, но потом осваиваются и с удовольствием обмазывают себя черной мылкой глиной. Батюшка рассказывает, как хорошо он живет у себя дома в поселке под Воронежем, как дети его ловят раков на отмелях Верхнего Дона, какие у него в саду яблоневые и грушевые деревья и как он все хочет вырастить грецкий орех, но тот зимой подмерзает.

Обыкновенные группы русскоязычных туристов — так мы все выглядим. С одной лишь разницей — Мертвое море наши купальщицы называют Соленым, как оно именуется в Библии.

1. Православных храмов и монастырей на Святой Земле очень много, и именно в них российские паломники могут отдохнуть душой — как, например, в греческом монастыре Двенадцати Апостолов в Капернауме. Примечательно, что все заботы о его хозяйстве лежат на плечах единственного монаха — брата Иринарха 2. Виа Долороза. Улицы вокруг святых мест представляют собой огромный рынок, где торгуют крестами, иконами, четками, богословской литературой

Желуди и белый порошок

Один из дней полностью посвящен русским православным монастырям. Нам нужно побывать в храме Марии Магдалины в Гефсимании и Спасо-Вознесенском женском монастыре, колокольня которого, так называемая «Русская свеча», стала еще одним символом Иерусалима. Потом еще Горненский православный монастырь в Эйн-Кереме и молитва в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших.

Российское присутствие здесь очень заметно. А началось это масштабное освоение Святой земли в конце позапрошлого столетия, во времена расцвета Императорского Православного палестинского общества. Последние Романовы отличались редкостным невезением. Что они затевали — военные кампании, конституционные реформы, преобразования, — все пошло прахом. И удивительным образом уцелело лишь то, что они создавали здесь — в стране чужой, под чужим солнцем. Неизменным осталось даже название организации, действующей и в наши дни: Императорское Православное палестинское общество.

Перед посещением храмов наш гид призывает заранее, еще в автобусе, составлять записки о здравии и об упокоении. Многие волнуются: «А сестра мужа, ее зовут Лилия, это христианское имя? Они крещеные, но не православные…» — «У меня двоюродная бабушка была, все звали Галей, но надо, наверное, полное имя написать?» — «Ну значит, Галина». — «Да, только ее еще дома звали Грапой». «Граппа — это водка такая итальянская, — высказывается один из мужчин. — Веселая, я вижу, у вас была бабушка!» Путем догадок и умозаключений приходим к выводу, что женщину звали Аграфеной, а в записке надо будет указать Агриппина. Гид тем временем повторяет расценки: «Десять долларов за упоминание десяти имен, но если вы пишете одиннадцать, надо будет платить двадцать, ибо начнется уже второй список…»

Некоторых путников эти тихие и неумолимые поборы постепенно начинают раздражать. Они обижаются, негодуют… и платят. Вот паломников привезли в Вифлеем, и перед ними очередное испытание пилигримов на Святой земле — бесконечная очередь в храм Рождества Христова. Местный экскурсовод предлагает: «Давайте я свожу вас в очень интересное место. Это мой бонус, мой подарок!» Часть паломников решают бонусом воспользоваться. Их приводят в пещеру, где Дева Мария присела покормить младенца, капля молока упала на камень, и стены пещеры сделались молочного цвета. Таково местное поверье. И понятно, откуда оно родилось: земля вокруг изрыта пещерами, но все они в розовом известняке, и единственная белая среди них кажется несомненным чудом.

Гид объясняет: если соскрести со стены немного белой пыли, смешать с водой и выпить, женщинам это поможет от многих болезней. Самостоятельно запасаться чудесным средством запрещено, зато в лавочке на выходе всего за пять долларов каждый сможет купить пакетик. Паломники с удовольствием приобретают, хотя кое-кто и успел беззаконным образом соскрести щепотку в пещере. Что подумает израильская служба безопасности, обнаружив в багаже пилигримов многочисленные пакетики с белым порошком? Или они уже привыкли?

В храме Великомученика Георгия в Лоде пилигримы обматывали недужные места цепью , которой был скован победитель дракона. А у церкви Пастушков, возведенной на месте, где трем пастухам явились ангелы, возвестившие миру о рождении Спасителя, женщины собирали косточки олив: если из них сделать четки, то это также от многого помогает. Вечером нас везут к Мамврийскому дубу, что в окрестностях Хеврона. Дуб очень старый и, увы, безнадежно засохший, зато рядом привольно растут его молодые собратья. Появляется пожилой араб, показывает сорокалетней давности фотографию с тем же священным деревом, на котором сохранились еще последние живые ветки, и предлагает решето с желудями — по доллару за штуку. Нет, он не утверждает, что они упали с того самого дуба и сорок лет хранились. Он вообще никак не комментирует их происхождение. Здесь имеет место безукоризненный психологический расчет. Все, конечно, подозревают, что желуди — скорее всего, те же самые, что в изобилии валяются на земле в ближайшей роще. Но… доллар! Что такое один доллар? Можно им пожертвовать.

Большинство паломников в Святую землю стремятся привезти домой некие материальные свидетельства своих приключений, сувениры, причем полезные. Здесь, конечно, много суеверия, которое серьезные церковные мыслители осуждают. Но церковные мыслители редко работают экскурсоводами.

Все выше и выше мы поднимаемся по склону Елеонской горы, забредая в места, где редко оказывается рядовой турист. Идем мимо оливковых рощ, углубляемся в кварталы Восточного Иерусалима, бредем по асфальту мимо стариков, курящих кальяны у дверей своих лавок, мимо бесконечных лотков с апельсинами и шаурмой. Нам уступает дорогу огромный черный джип, за рулем некая арабская гурия в темных очках и хиджабе. Навстречу нам идет другая русская группа, с другим батюшкой и другим гидом, который торжественно размахивает зеленым зонтом. И долго в тихом вечернем воздухе слышны его объяснения: «Повторяю: мы спускаемся в Старый город. Те, кто захотят, смогут по дороге купить икону или крест. Потому что некоторые любят идти на Голгофу с крестами!..»

Фото Александра Сорина

(1-1.5)% от урона от огня похищается в виде здоровья под действием Жгучей злобы

Под действием Жгучей злобы урон пробивает (10-15)% сопротивления огню+(30-50)% к множителю критического удара под действием Жгучей злобы(40-60)% увеличение урона от огня под действием Жгучей злобыДарует (15-25)% от физического урона в виде дополнительного урона от огня под действием Жгучей злобыПод действием Жгучей злобы (25-40)% физического урона становится уроном от огняПод действием Ясности ума (6-10)% от урона берется сначала из маны вместо здоровьяПод действием Ясности ума (15-20)% полученного урона при получении удара восстанавливается в виде маны в течение 4 секундПод действием Ясности ума (12-18)% от максимума маны добавляется в виде дополнительного максимума энергетического щита(20-30)% повышение скорости восстановления маны под действием Ясности ума(10-15)% шанс восстановить 10% от максимума маны при использовании умения под действием Ясности ума-(10-5) к итоговому расходу маны неподдерживаемыми умениями под действием Ясности ума+(600-1000) к броне под действием РешимостиПод действием Решимости +(5-8)% шанс блокировать урон от атак(5-8)% дополнительного уменьшения получаемого физического урона под действием РешимостиПод действием Решимости вы получаете уменьшенный на (60-40)% дополнительный урон от критических ударов(50-40)% уменьшение получаемого отраженного физического урона под действием РешимостиНевосприимчивость к Беззащитности под действием РешимостиПод действием Дисциплины +(5-8)% шанс блокировать урон от чарПод действием Дисциплины получает +(20-30) энергетического щита за каждый удар по врагу(20-30)% повышение скорости восстановления энергетического щита под действием ДисциплиныРегенерация (1.5-2.5)% энергетического щита в секунду под действием Дисциплины(30-40)% ускорение начала перезарядки энергетического щита под действием Дисциплины+(5-8)% шанс уклониться от ударов от атак под действием ГрацииПод действием Грации вы получаете (30-50)% шанс ослепить врагов, которые нанесли вам удар(6-10)% шанс уворота от ударов атаками под действием Грации(10-15)% повышение скорости передвижения под действием ГрацииНевосприимчивость к Слабости под действием Грации(5-8)% шанс уворота от ударов чарами под действием Спешки(30-50)% повышение скорости перезарядки умений передвижения, используемых во время действия СпешкиПод действием Спешки отрицательные эффекты на вас истекают на (20-15)% быстрееВы получаете эффект Боевой раж на 4 секунд(-ы) при убийстве под действием СпешкиПод действием Спешки вы получаете Форму призракаПод действием Спешки Путы времени не имеют воздействияПод действием Холодной ненависти добавляет от (58-70) до (88-104) урона от холода+(1.2-1.8)% к шансу критического удара под действием Холодной ненавистиПод действием Холодной ненависти урон пробивает (10-15)% сопротивления холоду(40-60)% увеличение урона от холода под действием Холодной ненавистиПод действием Холодной ненависти (25-40)% физического урона становится уроном от холода+(18-22)% к множителю постепенного урона под действием Злорадства(15-20)% повышение скорости восстановления здоровья и энергетического щита под действием ЗлорадстваНевосприимчивость к кровотечению под действием ЗлорадстваНевосприимчивость к яду под действием ЗлорадстваНаложенные вами состояния, наносящие урон, под действием Злорадства наносят урон на (10-15)% быстрееНельзя ослепить под действием ТочностиДарует заряд флакона, когда вы наносите критический удар под действием Точности(40-60)% увеличение урона от атак под действием Точности(10-15)% повышение скорости атаки под действием Точности+(30-50)% к множителю критического удара под действием Точности(8-12)% шанс нанести двойной урон под действием Гордости25% шанс наложить Прокол на врагов при нанесении удара атаками под действием ГордостиПод действием Гордости наложенные вами Проколы длятся еще 2 дополнительных удара(-ов)(40-60)% увеличение физического урона от атак под действием ГордостиВаши удары устрашают врагов на 4 секунды под действием Гордости+(30-50)% к сопротивлению хаосу под действием Спасения от стихий(50-40)% уменьшение получаемого отраженного урона от стихий под действием Спасения от стихийПод действием Спасения от стихий (8-12)% получаемого физического урона от ударов становится уроном от холодаПод действием Спасения от стихий (8-12)% получаемого физического урона от ударов становится уроном от огняПод действием Спасения от стихий (8-12)% получаемого физического урона от ударов становится уроном от молнииНевосприимчивость к Уязвимости к стихиям под действием Спасения от стихийИммунитет к поджогу под действием Спасения от огняПод действием Спасения от огня (6-10)% получаемого физического урона от ударов становится уроном от огняНевосприимчивость к эффекту горящей земли под действием Спасения от огняНевосприимчивость к Горючести под действием Спасения от огняИммунитет к заморозке под действием Спасения от холодаПод действием Спасения от холода (6-10)% получаемого физического урона от ударов становится уроном от холодаНевосприимчивость к эффекту замерзшей земли под действием Спасения от холодаНевосприимчивость к Обморожению под действием Спасения от холодаИммунитет к шоку под действием Спасения от молнииПод действием Спасения от молнии (6-10)% получаемого физического урона от ударов становится уроном от молнииНевосприимчивость к Проводимости под действием Спасения от молнииНевосприимчивость к эффекту заряженной земли под действием Спасения от молнии(4-6)% дополнительного уменьшения получаемого физического урона под действием РешимостиРегенерация (1.2-2.2)% энергетического щита в секунду под действием Дисциплины+(4-6)% шанс уклониться от ударов от атак под действием Грации(1-1.5)% от урона похищается в виде здоровья под действием ЖивучестиРегенерация (100-140) здоровья в секунду под действием Живучести+(20-30) здоровья за каждый удар по врагу под действием Живучести(50-70)% увеличение восстановления здоровья от флаконов под действием Живучести(20-30)% повышение скорости восстановления здоровья под действием Живучести(70-100)% повышение шанса критического удара под действием Грозного гнева(40-60)% увеличение урона от молнии под действием Грозного гнева(1-1.5)% урона от молнии похищается в виде энергетического щита под действием Грозного гневаПод действием Грозного гнева урон пробивает (10-15)% сопротивления молнииДарует (15-25)% от физического урона в виде дополнительного урона от молнии под действием Грозного гневаПод действием Грозного гнева (25-40)% физического урона становится уроном от молнии(10-15)% повышение скорости сотворения чар под действием ФанатизмаЭффекты освящённой земли, которую вы создали под действием Фанатизма, не спадают в течение 2 секундСозданная вами под действием Фанатизма освящённая земля увеличивает получаемый противниками урон на (8-10)%(100-120)% повышение шанса критического удара по врагам на освящённой земле под действием ФанатизмаПод действием Фанатизма критические удары пробивают (8-10)% сопротивления врагов стихиямВы получаете Колдовской выброс на 4 секунды при создании освящённой земли под действием Фанатизма30% увеличение максимального итогового восстановления в секунду от похищения энергетического щита под действием Фанатизма

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *