Святитель иоасаф белгородский

12 ноября. Святой Иосафат (Кунцевич), епископ и мученик. Память

Святой Иосафат – униатский архиепископ Полоцкий, живший на переломе XVI-XVII веков, когда на западнорусских землях, находившихся тогда под властью польской короны, происходили противоречивые процессы, ставившие своей целью достижение церковного единства между Западом и Востоком и ныне известные под названием «Уния». Святитель Иосафат был ревностным поборником этого единства, притом строго придерживаясь восточной духовной и монашеской традиции. Был убит в результате конфликта с той частью общества и церковной среды, которая не хотела присоединяться к Унии.

«Иосафат» – это имя, которое принял в монашестве Иван Гаврилович Кунцевич, рожденный в 1580 г. во Владимире Волынском в семье купца. Будучи 17-ти лет, он поступил в монастырь Святой Троицы в Вильно – один из православных монастырей незадолго перед тем присоединившихся к Брестской Унии, т.е. к решению Собора Киевской митрополии, коим провозглашалось единство с Римско-Католической Церковью с сохранением собственного византийского обряда. Иосафат скоро стал одним из самых горячих приверженцев единства восточных и западных христиан, с необычайной ревностью отстаивая свои убеждения устно и письменно. Благодаря нему Унию приняло очень много людей, за что оппоненты прозвали его «душехватом».
В 1609 г. Иосафат был рукоположен в священники, после чего основал монастырскую обитель в Жировичах – городке, в приходской церкви которого находилась чудотворная Жировичская икона Богоматери. В будущем этому монастырю предстоит стать одним из главных духовных центров Белоруссии. Любимым чтением архимандрита Иосафата были творения преподобных Симеона Нового Богослова и Нила Сорского, а также афонских старцев.

В 1614 г. он стал архимандритом виленского монастыря Святой Троицы, в котором начинал свой иноческий путь.
Оценив запал и способности пламенного проповедника Унии, коим был архимандрит Иосафат, униатский Киевский митрополит Иосиф Рутский пригласил его в «матерь городов русских» для диспута с братией Киево-Печерской Лавры. Поначалу дело дошло до драки, однако затем дискуссия приняла более цивилизованные формы, враждебность улеглась и стороны расстались мирно.

В 1617 г. митрополит Иосиф Рутский возвел Иосафата с сан епископа и назначил его коадъютором Полоцкой архиепархии, а с 1618 г. – ее правящим архиереем. Владыка Иосафат управлял своей паствой на основании византийского канонического устава, ежедневно исповедовал, проповедовал, участвовал в диспутах с противниками Унии, написал для народа Божия Катехизис, а для священников – специальные правила, много занимался благотворительностью. Он восстановил и заново отстроил ряд храмов, включая Полоцкий Софийский собор, открыл много церковно-приходских школ, странноприимных домов, навел порядок и поднял дисциплину духовенства во вверенной ему епархии.
Современники из числа его паствы свидетельствовали о нем так: «Когда Иосафат, Полоцкий архиепископ, Владыка Витебский и Мстиславльский, в году 1618 прибыл на епископство в Витебск, приняли мы его как своего пастыря. А увидев его святость, набожную жизнь и доброе учение, обратив внимание на то, что никаких изменений не вводил в обряды Божьей Церкви, а во всём следовал постановлениям Соборов и правилам Отцов Церкви, и сохранял древнюю веру греческого закона, очень мы этому радовались и его как пастыря своего почитали и чувствовали его милость и отеческую любовь».

Со своей стороны, митрополит Иосиф Рутский дал архиепископу Иосафату следующую характеристику: «Это было невероятным и достойным удивления: ведь когда кто-нибудь имеет способности к чему-нибудь, то обычно неспособен в других делах, ибо всё уметь невозможно. Но этот достойный удивления Человек Божий имел способности ко всему. Если казалось, что по своей природе он к чему-то неспособен, то благодать Божия давала ему эту способность. Был человеком мысли и молитвы, любителем книг, монашеской кельи и уединения, но никто не умел так, как он, разговаривать с людьми, словно именно для этого родился и для этого был Богом предназначен. Все приходили к нему, и никто не уходил без утешения. Католики и православные, еретики и все остальные уважали в нем эту искру Божию. Оратор на амвоне, певец на хорах, – он всё делал со вкусом и с любовью – проповедовал ли, читал ли, пел ли. Действительно, не встречал я другого человека, в котором всё это было бы вместе собрано».
Архиепископ Иосафат вместе с митрополитом Иосифом Рутским стоял у истоков объединения всех принявших Унию православных монастырей в единую Конгрегацию, получившую имя Св. Василия Великого.

В 1620 г. Иерусалимский патриарх Феофан, проезжая через территорию Речи Посполитой, восстановил параллельную православную иерархию для той части верных, которые не признавали Унию. Так на Полоцкую кафедру был посвящен известный на Западной Руси просветитель и общественный деятель Мелетий Смотрицкий. Он принялся засылать в Витебск и Полоцк своих эмиссаров, привозивших с собой дискредитирующие архиепископа Иосафата послания. В них содержалось много клеветы и прямой лжи. В частности, утверждалось, будто Владыка Иосафат тайно принял «польскую веру» и собирается «превратить церкви в костелы», а православных христиан обманом обратить в латинство.
В группу противников преосвященного Иосафата вошли некоторые священники, прежде запрещенные им в служении за разврат, пьянство и другие проступки, беглые монахи, шляхтичи русского, а частью и польского происхождения, желавшие сохранить контроль за приходами восточного обряда в своих владениях и удержать доходы с них, и т.д. Но было и немало подлинно верующих людей, искренне считавших Унию изменой Православию. Все они признали Мелетия законным Полоцким архиепископом. Эта партия получила поддержку со стороны местных кальвинистов, так что в итоге ей удалось завоевать большинство в Городском Совете, и воззвания Смотрицкого стали зачитываться в ратуше.
Далее эти лица принялись засыпать жалобами канцлера Великого Княжества Литовского (к чьей юрисдикции относилась территория Белоруссии) Льва Сапегу, обвиняя архиепископа в насильственном принуждении к Унии, в случаях притеснений и даже в том, что он будто бы «велел вырыть тела умерших и бросить их псам». Владыка Иосафат с негодованием отверг все эти обвинения, для многих из которых и правда не существует ровным счетом никаких документальных подтверждений. «Я же никогда никого к Унии не принуждал, такого никогда не было. Защищать же мои церковные права (если на меня наступают насилием) меня принуждает обычная епископская присяга», — заявил он, ссылаясь при этом на примеры св. Амвросия Медиоланского и св. Иоанна Златоуста, которые закрывали двери храмов перед еретиками и святотатцами несмотря на неудовольствие по этому поводу светских властей. Со своей стороны, канцлер Сапега, раздраженный тем, что его втягивают в ненужные ему ссоры, посоветовал архиепископу не судиться, а по примеру Христа «пойти яко агнец на заклание».

И всё-таки следует признать, что для жалоб православного населения на архиепископа Иосафата были фактические основания: он стремился приобщить всех православных к Унии в кратчайшие сроки и делал это очень жестко.
Так Владыка Иосафат дал верующим своей архиепархии полгода на присоединение к Унии, а по истечении этого срока распорядился закрыть храмы всех приходов, которые к Унии не приступили. Отныне эти храмы открывались лишь для проведения богослужений, которые отправляли униатские священники, а всё остальное время их двери были заперты.
Таинства было разрешено принимать только от священников приступивших к Унии, а поскольку многие православные не хотели иметь дела с такими священниками, то они оставались без Таинств вообще.
Но и Владыка Иосафат обвинял своих противников в насилии: а именно в том, что «ревнители православия» не допускали принявших Унию священников к людям, которые хотели приступить к Таинствам.

Когда архиепископ Иосафат, обладавший в силу своего статуса правами сенатора, отправился в Варшаву на заседание Сейма, подстрекаемая провокаторами (среди которых особенно выделялся беглый виленский монах Сильвестр) толпа черни ворвалась в Кафедральный собор и до основания разгромила и разграбила его, так что архиерею пришлось возвращаться на руины.
На праздник Преображения 1623 г. была осуществлена первая попытка покушения на жизнь Владыки, однако прихожане схватили злодеев. Потом имело место еще несколько неудавшихся покушений.
Наконец, настал трагический день, 12 ноября 1623 г. Это было воскресенье. Отслужив архиерейскую литургию в Витебске, Владыка удалился в свои покои. Между тем, к дому архиепископа явилась агрессивно настроенная толпа. Следует отметить, что подготовившие преступление провокаторы заранее покинули город, чтобы обеспечить себе алиби. Толпа ворвалась в дом и принялась избивать архиерейских слуг. Тогда преосвященный Иосафат вышел из внутренних комнат со словами: «Меня возьмите, а челядь мою не трогайте». Он был убит ударами палок и топора. А толпа занялась грабежом архиерейского дома, попутно чиня расправу над сотрудниками и слугами Владыки. Даже тех, кто попытался укрыться в городе, отыскивали и убивали. В живых остались только сторож, которого сочли мертвым, и протодиакон, которого спрятали и излечили от ран витебские евреи. Растерзанное тело Владыки Иосафата было брошено в Двину.

Для оценки последующих событий необходимо принять во внимание, что по законам Речи Посполитой архиепископ приравнивался к сенатору, а потому правительство не могло оставить его умышленное убийство без внимания. Для расследования дела в Витебск приехал сам канцлер Лев Сапега. Было арестовано 90 человек, а еще 70 заблаговременно бежали из города. В зале суда все витебские мещане единодушно заявляли о своей любви к высокопреосвященному Иосафату, а его убийство называли «карой, попущенной Богом на город за грехи».
Судебный процесс продолжался до конца января 1624 г. В итоге к смертной казни было приговорено по разным источникам от десяти до девятнадцати человек. Еще один участник этих событий повесился самостоятельно еще в день убийства, 12 ноября.
Все приговоренные к смерти, кроме священника Петра Василевича, заявили, что добровольно приступают к Унии, в последний раз исповедовались и приняли Святые Тайны у униатского священника.
В наказание за произведенное убийство городская ратуша Витебска была разрушена, а город был на 10 лет лишен Магдебургского права. Спустя 10 лет, когда городское самоуправление было восстановлено, была заново отстроена и ратуша: это барочное строение до сих пор украшает город.

Мелетий Смотрицкий во время всех этих событий находился в Вильно. Разумеется, после всего происшедшего не могло быть и речи о его вступлении на кафедру Полоцкого архиепископства. Желая избежать королевского гнева, Смотрицкий на время добровольно покинул страну, направившись в Константинополь, где был неприятно поражен всем увиденным при дворе Вселенского Патриарха Кирилла Лукариса. Вернувшись на родину, он попросил митрополита Иосифа Рутского принять его в Унию, заявив, что отныне желает следовать путем священномученика Иосафата, и сохранил верность этому решению вплоть до конца жизни. Именно Смотрицкий был инициатором беатификационного процесса архиепископа Иосафата и посвятил ему свое большое богословское сочинение «Апология», в котором отстаивал правоту дела Унии.

Первым местом захоронения тела священномученика (а его мощи оказались нетленными и у них начали совершаться чудеса) стал Витебск, затем его перенесли в Полоцк. В ходе восстания под предводительством Богдана Хмельницкого и последовавших затем русско-польских войн мощи святителя прятали в разных местах на Украине, в Литве и Польше. В 1705 г. Петр I, заняв Полоцк, приказал найти и сжечь останки Иосафата. С этой целью пытали, а затем повесили монахов-василиан, однако они не выдали местонахождения мощей. Полоцкий кафедральный собор был по приказу царя превращен в склад.
В 1765 г., после нахождения в замке Радзивиллов, мощи Иосафата были перенесены в василианскую церковь в Бялой Подляске, где они покоились в стеклянном саркофаге. В конце 60-х годов XIX века Униатская Церковь на территории Российской империи была ликвидирована окончательно, однако православные священники не решились уничтожить мощи св. Иосафата, и они были спрятаны в тайнике в церковном подвале. В 1915 г. их перевезли в Вену и поместили в униатской церкви Св. Варвары.
В 1917 г. глава украинских греко-католиков митрополит Андрей Шептицкий подтвердил аутентичность мощей.
В 1946 г. мощи св. Иосафата были доставлены в Ватикан и помещены в соборе Св. Петра у престола Св. Василия Великого. Тело священномученика, облаченное в византийские ризы его эпохи и с инсигниями архипастырской власти, покоится в специально изготовленном хрустальном саркофаге.

Священномученик Иосафат Кунцевич был провозглашен блаженным Папой Урбаном VIII в 1643 г., а в 1867 г., в разгар кампании по насильственному возвращению униатов в лоно православия, проводившейся правительством России, Папа Пий IX причислил его к лику святых, провозгласив небесным покровителем Руси и Польши. Это был первый святой Восточной Церкви канонизированный в Риме с соблюдением всех формальных процедур.

Разумеется, св. Иосафат Кунцевич остается весьма неоднозначной личностью, как неоднозначно само дело Унии. Здесь, пожалуй, можно провести некоторую параллель с почитаемым в Русской Православной Церкви преподобным Иосифом Волоцким, который и ныне для кого-то является досточтимым святым, а для кого-то – кровавым инквизитором (причем его инквизиторского рвения не отрицают и историки РПЦ). Что же касается архиепископа Иосафата Кунцевича, то серьезные православные историки, при всей общей неприязни к нему, вынуждены признать, что для большинства возводимых на него обвинений исторических оснований нет, и что действовал в пользу Унии он, хотя порой настойчиво и фанатично, но только пастырскими методами, в соответствии со своим пониманием архиерейского долга.

Как Николай Угодник

Когда свт. Иосаф стал епископом, он не хотел благотворить открыто. Поэтому, к большим церковным праздникам, приготовив заранее подарки и разложив их по мешкам, святитель посылал своего келейника ходить по дворам самых бедных, чтобы тайно подбрасывать мешки в окошко или оставлять у крыльца.

Однажды келейник заболел — как раз перед Рождеством. Тогда святитель переоделся в бедное платье и сам пошел по дворам. Когда же возвращался, привратник архиерейского дома, заметив, что какой-то нищий идет прямо в архиерейские палаты, преградил ему путь. Спросив, кто такой и что ему надо в глухую ночь у дома архиерея, привратник не получил ответ: святитель боялся, что его узнают по голосу.

Тогда привратник взял дубину и ударами по спине стал прогонять святителя, пока не увидел лицо своего владыки.

Пока бедный привратник приходил в себя, святитель проскользнул в палаты.

На следующее утро владыка пригласил привратника к себе: бдительный страж был награжден деньгами и одеждой.

Но порой Господь Сам свидетельствует о своих святых: святитель Иоасаф помогал одной бедной вдове через извозчика, который доставлял ей возы дров, и строго-настрого велел не открывать своего имени. Но вдова, желая знать помощника, очень просила открыть – за кого ей молиться. И однажды, так спрашивая, увидела в видении святителя Иоасафа.

Неизвестный художник конца 18 — начала 19 века. Портрет святителя Иоасафа Белгородского. Изображение с сайта wikipedia.org

Долголетие – не всегда милость Божия

Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Гравюра. 1865 г. Изображение с сайта wikipedia.org

Когда святитель Иоасаф начал управлять своей епархией, то пригласил к себе всех священников для знакомства. После совместного богослужения пастыри подходили за благословением к владыке.

Среди них был дряхлый старец, достигший 130-летнего возраста. Старик-священник гордился своим долголетием и был уверен, что это является проявлением милости Божией по отношению к нему за праведную жизнь.

Господь действительно его миловал и не посылал кончину, но не за праведность, а наоборот…

Святитель Иоасаф, отпустив остальных священников, задержал старца и стал его расспрашивать, какой грех держит его на земле и не дает умереть. Батюшка сказал, что никакого греха, в котором бы не покаялся, за собой не помнит. Владыка продолжал его упрашивать очень ласково и кротко. Через какое-то время старец залился слезами и упал на колени: он вспомнил страшный грех, совершенный им не один десяток лет назад.

Однажды, когда он был приходским священником, после совершения Божественной литургии он собрался идти домой. Вдруг слуга помещика заходит в церковь и передает требование своего барина о том, чтобы литургия была отслужена повторно. В храме был один престол, поэтому в этот же день совершать литургию вторично было нельзя. Но барин настаивал и церковные правила, в основе которых лежал глубокий смысл, ему были нипочем. Испугавшись угроз барина больше, чем гнева Бога, священник пошел на грех.

Когда он уже подошел к святому престолу и стал готовиться к повторному служению за ним литургии, то услышал голос, повелевавший ему: «Остановись!» Священник испугался, но страх перед помещиком одержал верх: он произнес первый возглас литургии. И вновь услышал предупреждение: если он дерзнет сейчас служить литургию, то будет проклят.

Но тут батюшкой овладело безумие, и он, дерзко ответив: «Сам будь проклят», продолжил службу.

С того момента до встречи этого священника с владыкой Иоасафом прошло более семи десятков лет, храм разрушился, а на его месте вспахали поле.

Святитель прокомментировал рассказ священника-долгожителя: «Несчастный, что ты сделал…

Ты проклял Ангела Божия, Хранителя того места святого… Оба вы связаны проклятием и доныне. Вот причина долголетия твоего».

В срочном порядке была приготовлена походная церковь, вместе с которой владыка со старцем отправились искать место упоминаемого храма. На найденном месте грешный священник отслужил Божественную литургию, после которой святитель велел батюшке прочитать молитву «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…». Потом владыка прочитал над священником разрешительную молитву о прощении всех его грехов.

Так священник достиг мира с охранявшим святой престол Ангелом и своей совестью. Плача и благодаря, он потянулся к епископу, силы его покидали. Владыка обнял умирающего священника. Батюшку погребли на том же месте.

Святитель Иоасаф Белгородский. Портрет из Красного зала Митрополичьей гостиницы Троице-Сергиевой Лавры. Изображение с сайта stsl.ru

Обретение Песчанской иконы Божией Матери

Однажды во сне святитель Иоасаф увидел икону Божией Матери, от которой исходило сияние и был слышен голос: «Смотри, что сделали с иконою Моею служители этого храма! Мой образ предназначен быть источником благодати, а они повергли его во сор!» Икона во сне действительно находилась в углу храма в куче мусора.

Долго не мог найти владыка покоя после пробуждения, пока не нашел в городе Изюме церкви, которую увидел во сне. В притворе стоял образ Божией Матери, использовавшийся в качестве перегородки, за которую ссыпали уголь для кадила. Святитель долго со слезами молился перед этой иконой Божией Матери и просил Владычицу Небесную простить нерадивых священников. Стоявшее рядом с владыкой духовенство не понимало, почему архипастырь так долго стоит в притворе и не заходит в храм.

Святитель приказал перенести икону в храм, сказав, что в ней Богородица являет Свое заступничество для всей страны. С тех пор Песчанская икона Божией матери прославилась большим количеством чудес.

Моление святителя Иоасафа перед Песчанской иконой Божией Матери. Изображение с сайта belfavor.ru

Блаженная кончина

Жизнь святителя была постоянной борьбой с мягкотелостью и теплохладностью. Святитель не смешивал христианского милосердия с сентиментальностью; доброта владыки исходила из воли Божией: он старался понять, какова она в жизни того или иного человека и пытался следовать ей в отношениях с людьми. И если воля Божия порой бывала суровой, он не смущался, потому что крепко верил: она всегда благая, даже если на первый взгляд тяжела.

Святитель Иоасаф не заботился о том, что скажет свет, как будут относиться к нему лично; не покупал популярности и любви к себе ценою измены долгу и правде. Он был чист и безупречен и ничего не должен был миру и, кроме Бога, никого не боялся.

О дне своей смерти святитель знал заранее, поэтому смог попрощаться со своими близкими людьми и дать пастве последние наставления.

Когда владыка умер, его тело около трех месяцев оставалось без погребения: из-за погодных условий епископ, который должен был принять участие в отпевании, не мог прибыть на место.

При этом мощи святителя не меняли своего цвета, не было никакого тленного запаха, а через два года после погребения они также были обнаружены нетленными, вместе с совершенно сохранившимся облачением.

Когда в дом приходит беда, люди обращаются к святым за советом, помощью и защитой. Из всех невзгод самая страшная – проблемы со здоровьем, их нельзя пускать на самотек. Для исцеления души и тела читают молитву святителю Иоасафу Белгородскому на каждый час. Его же просят о покровительстве в делах и семейной жизни.

Жизнеописание Иоасафа Белгородского

Дни памяти:

  • 19 июля — Собор Радонежских святых
  • 1 августа — Собор Курских святых
  • 17 сентября — Обре́тение мощей
  • 23 декабря

Иоаким родился 8 сентября 1705 года, в набожной семье Андрея Димитриевича и Марии Даниловны Горленко. Отец был военным, ушел в отставку в чине полковника. Для сына родители желали военной карьеры и жизни в дворянских имениях семьи, но Господь избрал для мальчика другой путь.

Детство Иоаким провел в любви и благоговении перед Господом. С тяжелым сердцем родители отправили его на обучение в Киевскую академию, где он проявил себя послушным, прилежным и праведным учеником. К 16-ти годам Иоаким был готов принять монашеский постриг, но скрывал свои намерения от родителей, чтобы не опечалить их. Пробыв некоторое время дома, Иоаким вернулся в Киев, матери и отцу он сказал, что ему нужно закончить обучение. На деле же он отправился в Спасо-Преображенскую Киево-Межигорскую обитель, где в 1725 году он принял рясофор и новое имя – Иларион. Лишь после этого он признался родителям, что хочет посвятить свою жизнь служению Господу.

В 1727 году постригли в мантию в Братской Киевской обители и нарекли именем Иоасаф в честь индийского царевича. Иоасаф служил в разных храмах и обителях, везде показывая себя праведным и честным человеком. В 1748 году он получил сан епископа Белгородского и Обоянского, а с конца лета того же года обосновался на кафедре в Белгороде. Город поразил его бедностью священнослужителей и низкой образованностью населения, поэтому первым делом он взялся за обустройство епархии и поднятие нравственного уровня жителей даже самых отдаленных районов. Иоасаф строго следил и за духовенством, не раз ему доводилось лишать сана за неправедное поведение.

В 1754 году святитель Иоасаф отправился в отчий дом. Известен случай, что когда отец вышел встречать сына, он не знал, стоит ли ему кланяться перед ним, как архиерею, или же сын должен был кланяться отцу в знак уважения. Когда Иоасаф выходил из кареты. Андрей Димитриевич как будто случайно обронил трость и хотел было наклониться, чтобы поднять её, но его сын, заметив это, поспел раньше, поднял и подал трость отцу. После этого они обнялись.

Недолго пробыв в доме родителей, Иоасаф поехал в сентябре родной Белгород, но по дороге заболел. Он покинул этот мир 10 декабря 1754 года. Из-за непогоды его долго не могли похоронить, но за эти месяцы его тело не подвергалось тлению, тогда было принято решение захоронить его в склепе. Когда склеп открыли спустя 2 года, тело святого так и оставалось нетленным. Весть о чуде распространилась быстро, верующие приезжали издалека, чтобы у мощей помолиться Иоасафу Белгородскому об исцелении.

В чём помогают молитвы Иоасафу Белгородскому?

Святитель Иоасаф вел праведный образ жизни, помогал бедным и больным, наставлял на истинный путь, защищал матерей и детей. Читают молитву Иоасафу Белгородскому в самых разных делах: при поиске работы, разладе в семье, проблемах с финансами и даже ищут наставления при воспитании детей.

При жизни Иоасаф излечивал глухоту, слепоту, немоту от рождения, помогал в лечении при болезни сердца. Он утешал в минуты скорби, наставлял путешественников, поддерживал торговцев и принимал участие в строительных работах. И сейчас обращаются к Иоасафу Белгородскому в самых разных случаях с ежечасной молитвой.

Часто молитву святителю читают для исцеления от болезней, будь то простуда, стресс, серьезное заболевание. Молитвы помогают облегчить страдания и даруют терпение, которое так нужно в долгом процессе лечения.

Чтение молитвы в храме или перед ликом святого помогает сосредоточиться на обращении и имеет большую силу. Иконы святителя Иоасафа написаны очень точно, так как его первые портреты делали при жизни епископа.

Молитвы святому Иоасафу Белгородскому

Тропарь, глас 3

Святи́телю Христу́ Бо́гу возлю́бленне,/ пра́вило ве́ры и о́браз милосе́рдия лю́дем был еси́,/ бде́нием же, посто́м и моли́твою,/ я́ко свети́льник пресве́тлый просия́л еси́,/ и просла́влен от Бо́га яви́лся еси́;/ те́лом у́бо в нетле́нии почива́я,/ ду́хом же престо́лу Бо́жию предстоя́,/ чудеса́ пресла́вно источа́еши./ Моли́ Христа́ Бо́га,// да утверди́т нас в Правосла́вии и благоче́стии/ и спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод:

Святитель, Христом Богом возлюбленный, ты был образцом веры и примером милосердия для людей, бдением же, постом и молитвой, как преяркий светильник просиял ты, и был прославлен Богом, ибо телом ты почиваешь в нетлении, духом же Престолу Божию предстоишь и чудеса удивительно источаешь. Моли Христа Бога, да утвердит нас в Православии и благочестии и спасет души наши.

Ин тропарь, глас 2

Моли́твенниче изде́тства преизря́дный,/ Богоизбра́нный святи́телю Христо́в Иоаса́фе,/ пра́вило ве́ры и о́браз милосе́рдия благоче́стным житие́м всем явля́еши/ и с ве́рою к тебе́ притека́ющим оби́льно исцеле́ния источа́еши.// Моли́ Христа́ Бо́га, да утверди́т в держа́ве Росси́йстей правове́рие, мир и благоче́стие и спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод:

Молитвенник с детства превосходный, Богоизбранный святитель Христов Иоасаф, образец веры и пример милосердия благочестивой своей жизнью всем являешь и с верой к тебе приходящим обильно исцеления источаешь. Моли Христа Бога, да утвердит в государстве Российском Православие, мир и благочестие и спасет души наши.

Кондак, глас 8

Многоразли́чныя по́двиги жития́ твоего́ кто испове́сть?/ Многообра́зныя ми́лости Бо́жия тобо́ю явле́нныя кто исчислит?/ Дерзнове́ние же твое́ у Пречи́стыя Богоро́дицы и Всеще́драго Бо́га до́бре ве́дуще,/ во умиле́нии серде́чнем зове́м ти:/ не лиши́ и нас твоея́ по́мощи и заступле́ния,// святи́телю Христо́в и чудотво́рче Иоаса́фе.

Перевод:

О многоразличных подвигах жития твоего кто поведает? Многообразные милости Божии тобой явленные кто сосчитает? Дерзновение же твое ко Пречистой Богородице и Всещедрому Богу прекрасно зная, с сердечным сокрушением взываем к тебе: «Не лиши и нас твоей помощи и защиты, святитель Христов и чудотворец Иоасаф».

Молитва святителю Иоасафу Белгородскому

О, святи́телю Христо́в Иоаса́фе, чудотво́рче Белогра́дский! Ве́руем гре́шнии и недосто́йнии, я́ко о́чи Госпо́дни на пра́ведных и у́ши Его́ на моли́тву их, и того́ ра́ди к моли́твам твои́м прибега́ем и хода́тайства твоего́ за нас про́сим, по глаго́лу апо́стольскому упова́юще, я́ко любы́ твоея́ николи́же отпадае́т. Во гресе́х и боле́знех на́ших льну куря́щемуся и тро́сти сокруше́нней уподо́бихомся, и, а́ще живе́м, ми́лостию Бо́га живе́м и за моли́твы пра́ведник Его́. Приклони́ у́бо и ты, о́тче пра́ведне, се́рдце твое́ к моле́нию на́шему, и предста́тельством твои́м даждь ро́ду христиа́нскому от Го́спода мир и благослове́ние. Правосла́вие укрепи́, нападе́ния же лука́внующих и беззако́нных на це́рковь Бо́жию отжени́. Умоли́ Отца́ Небе́снаго изба́витися нам от наше́ствия вра́жескаго, от междоусо́бий же и смяте́ний наро́дных, от губи́тельных пове́трий и смертоно́сныя я́звы, от гла́да, огня́, пото́па и ины́х бед и обстоя́ний. Испроси́ у Христа́ Бо́га душа́м на́шим кре́пость и телесе́м на́шим потре́бное здра́вие, боле́знем же исцеле́ние: хромы́м хожде́ние, слепы́м прозре́ние, разсла́бленным утвержде́ние, печа́льным утеше́ние и от всех скорбе́й избавле́ние. Отпа́дшыя же лозы́ Христо́вы ве́тви па́ки с то́ю соедини́, ея́же и сам прича́стник бы́ти сподо́бился еси́, да та́ко просла́вится тобо́ю пречестно́е и великоле́пое и́мя Бо́га на́шего, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва благодарственная

О, вели́кий Святи́телю наш и чудотво́рче преди́вный Иоаса́фе, ско́рый помо́щниче к тебе́ припа́дающих! Ми́лостивно при́зри на нас недосто́йных, со слеза́ми умиле́ния зде моля́щихся и благодаре́ние тебе́ по си́ле принося́щих. Благодари́м тя, уго́дниче Христо́в, я́ко услы́шал еси́ моле́ния нас недосто́йных и проси́мая нам оби́льно дарова́л еси́. Ве́мы и усты́ испове́дуем, я́ко вои́стину Христу́ те́плый о нас еси́ моли́твенник и, по да́нной ти благода́ти и да́ру, во спасе́ние всем нам потре́бная да́руеши: боля́щыя исцеля́еши, стра́ждущыя утеша́еши, мир и отра́ду ско́рбным сердца́м излива́еши, пла́чущыя ра́доватися твори́ти, печа́льныя ликова́ти содева́еши: роди́телем ча́да воздравля́еши, супру́гом подру́жия от одра́ сме́ртнаго возставля́еши, вражду́ющия умиротворя́еши, зави́стливыя твори́ши ми́лостивы, и вся́кия непра́вды кара́еши, я́коже и в житии́ твое́м пра́вды и милосе́рдия му́жественный ревни́тель был еси́. Благодари́м тя, Святи́телю, за вели́кая твоя́ и нам явле́нная благодея́ния, и смире́нно мо́лимся тебе́ мы недосто́йнии: предста́тельствуй за нас у престо́ла Христо́ва, и помози́ нам па́мять при́сную твои́х благодея́ний и щедро́т на нас излия́нных храни́ти, да во смире́нии се́рдца про́чее соверши́м житие́, и Небе́сное да насле́дуем селе́ние Боже́ственное, моли́твами твои́ми, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва о недугующих и страждущих

О вели́кий уго́дниче Христо́в, святи́телю о́тче наш Иоаса́фе, ско́рый помо́щниче и ди́вный чудотво́рче! При́зри ми́лостивно на ны неду́гующыя. Ве́мы, уго́дниче Христо́в, ве́мы, и усты́ и се́рдцем испове́дуем, я́ко по дело́м на́шым беды́ постиго́ша нас. С разбо́йником благоразу́мным испове́дуем Го́сподеви, я́ко досто́йнная по дело́м на́шым восприе́млем и зла́я сия́ я́коже раби́ неключи́мии те́рпим. Си́ми бо вре́менными муче́ньми Госпо́дь милосе́рдый сокруша́ет горды́ню и жестоковы́йное се́рдце на́ше, да ве́чныя избежи́м ка́зни, гре́шником угото́ванная: сея́хом бо се́мена жития́ своево́льнаго, и жнем те́рния скорбе́й. Оба́че, не́мощнии су́ще, но в покая́ние те́плое прише́дше, о сем моли́тися дерза́ем, да гнев Госпо́день на ми́лость к нам преложи́тся, и тебе́, святи́телю Бо́жий и чудотво́рче, усе́рдно про́сим: проли́й те́плую моли́тву твою́ ко Христу́ Го́споду на́шему, ему́же днесь предстои́ши и мо́лишися о почита́ющих тя с любо́вию и смире́нным на твое́ предста́тельство упова́нием. Се бо в житии́ твое́м, святи́телю Христо́в, ни еди́наго же скорбя́ща и ми́лости твоея́ прося́ща, грехи́ же своя́ испове́дающа, николи́же презре́л еси́. Умоли́ пра́веднаго судию́, да преложи́т гнев пра́вды своея́ на ми́лование на́ше. Благода́тию Его́ тебе́ да́нною, святи́телю милосе́рдый, уврачу́й на́ша не́мощи, боле́зней лю́тых тече́ния уста́ви, сме́рти отити́ повели́, и на покая́ние си́лу нам да́руй. Ста́рость поддержи́, младе́нцы воспита́й, ю́ность уцелому́дри, супру́жества в чистоте́ и смире́нии утверди́, нам же всем послуша́ние трудолю́бное и ми́рное жи́тельство моли́твою твое́ю да́руй, да терпе́нием тече́м на предлежа́щий нам по́двиг жития́ сего́ вре́менного, взира́юще на нача́льника ве́ры и соверши́теля Го́спода Иису́са. Ему́же сла́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва святителю Иоасафу Белгородскому в день прославления

Вели́кий и пра́зднственный де́нь се́й, де́нь твоего́ на земли́ прославле́ния, святи́телю о́тче на́ш Иоаса́фе, земли́ на́шея сла́во и ра́дование вели́кое, приими́ сия́ смире́нная и те́плая моле́ния на́ша. Дне́сь зри́м испо́лнившийся глаго́л Госпо́день: прославля́ющия Мя́ просла́влю. Се́ бо во дни́ земна́го жития́ твоего́ ничто́же иска́л еси́, то́чию же во́лю Бо́жию исполня́ти и ча́да па́ствы твоея́ упра́вити во спасе́ние, и того́ ра́ди мно́гия труды́, ско́рби, боле́зни, путеше́ствия подъя́л еси́. По сконча́нии же твое́м просла́ви тя́ милосе́рдый Госпо́дь, телеси́ твоему́ нетле́ние и си́лы целе́бныя дарова́вый; те́мже то́ки исцеле́ний моля́щимся источи́л еси́ и призыва́ющим тя́ неду́гующим и скорбя́щим мно́гажды явля́лся еси́, и утеше́ние и цельбу́ ско́рую те́м подава́я. Сего́ ра́ди, я́коже избра́нника Боже́ственныя благода́ти тя́ ве́дущи, Це́рковь Христо́ва просла́вите тя́ я́коже но́ваго чудотво́рца земли́ на́шея сподо́бися. Благослови́ у́бо и поми́луй, архиере́ю и́стиннаго Бо́га, лю́ди правосла́вныя. Да́руй и́м утеше́ние се́рдца, отра́ду и ми́р и ра́дость при́сную о Го́споде. Сохрани́ в ми́ре держа́ву Росси́йскую и лю́ди ея́ во и́стине утверди́, во́ином му́жество непоколеби́мое да́руй и вся́ лю́ди безпеча́льны сохрани́. Изжени́ вся́кую крамолу́ и крамо́льных челове́к лука́вая разруши́ сове́тования, па́че же те́х са́мых в покая́ние приведи́. Па́стырем и архиере́ом пода́ждь прему́дрость, чистоту́ и пра́ведное житие́, я́коже и са́м си́ми украша́лся еси́. Младе́нцем воспита́ние благо́е да́ждь, ю́ныя научи́, боля́щим и скорбя́щим здра́вие испроси́. Су́щим во труде́х терпе́ние и упова́ние посли́, бога́тым смиренному́дрие и ко бли́жним милосе́рдие да́руй. На́м же все́м ра́дость о Го́споде при́сную пода́ждь, да вси́ благода́рне тя́ ублажа́ем, глаго́люще та́ко: велича́ем тя́, святи́телю о́тче Иоаса́фе, и чти́м святу́ю па́мять твою́, ты́ бо мо́лиши за на́с Христа́ Бо́га на́шего.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *