Свято георгиевский монастырь фиолент

Георгиевский монастырь (Москва)

Смотреть что такое «Георгиевский монастырь (Москва)» в других словарях:

  • Покровский монастырь (Москва) — У этого термина существуют и другие значения, см. Покровский монастырь. Монастырь Покровский ставропигиальный женский монастырь … Википедия

  • Сретенский монастырь (Москва) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сретенский монастырь. Монастырь Сретенский монастырь … Википедия

  • Крестовоздвиженский монастырь (Москва) — У этого термина существуют и другие значения, см. Крестовоздвиженский монастырь. Монастырь Крестовоздвиженский монастырь … Википедия

  • Вознесенский монастырь (Москва) — У этого термина существуют и другие значения, см. Вознесенский монастырь. Монастырь Вознесенский монастырь … Википедия

  • Моисеевский монастырь (Москва) — Монастырь Моисеевский монастырь Страна Россия Город … Википедия

  • Знаменский монастырь (Москва) — У этого термина существуют и другие значения, см. Знаменский монастырь. Монастырь Знаменский монастырь … Википедия

  • Богоявленский монастырь (Москва) — У этого термина существуют и другие значения, см. Богоявленский монастырь. Монастырь Богоявленский монастырь … Википедия

  • Никитский монастырь (Москва) — У этого термина существуют и другие значения, см. Никитский монастырь. Монастырь Никитский монастырь в Москве … Википедия

  • Алексеевский монастырь (Москва) — У этого термина существуют и другие значения, см. Алексеевский монастырь. Монастырь Алексеевский стародевичий монастырь … Википедия

  • Рождественский монастырь (Москва) — У этого термина существуют и другие значения, см. Рождественский монастырь. Координаты: 55° с. ш. 37° в. д. / 55.7659° с … Википедия

ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА МОСКОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

,

Мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Рисунок. Мастерская Ф. Алексеева. Нач. XIX в.
Мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Рисунок. Мастерская Ф. Алексеева. Нач. XIX в. в Москве. Основан до 1498 г.

Большинство историков XIX в. (архим. Амвросий (Орнатский), И. М. Снегирёв, А. С. Ратшин, В. В. Зверинский) полагали, что Г. м. основан в кон. XV или нач. XVI в. девицей Феодосией, дочерью боярина Юрия Захарьевича Кошкина, теткой царицы Анастасии Романовны. Исследователи опирались на монастырское предание, изложенное в тексте некой «записки», оригинал к-рой сгорел вместе с архивом Г. м. в 1812 г. «Справка» с «записки» была опубликована в изд.: Чеботарев Ист. и топогр. описание Московской губ. М., 1787. Согласно тексту опубликованной «справки», Г. м. «построен издревле в дому пречистых, благородных и благочестивых прародителей болярина Георгия Захарьевича Романова тщанием и иждивением его дочери девицы Феодосии Георгиевны, которая была тетка… царицы Анастасии Романовны… Устроя сей дом монастырем девичьем по взятии из сего дома оныя девицы Анастасии Романовны в царицу, в котором и церковь великомученика Георгия созда» «по благословению Преосвященнаго Стефана, митрополита Рязанского» «в поминовение отца своего Георгия», собрав 40 «благоискусных монахинь». Опубликованная «справка» содержит очевидные ошибки: боярин Георгий Захарьевич в нач. XVI в. имел фамилию Кошкин, а не Романов; упомянутый Георгиевский храм был построен в нач. XVIII в. по благословению Рязанского митр. Стефана (Яворского) на месте разобранной древней церкви, к-рая упоминается в источниках с 1461 г. (ДДГ. № 61. С. 195).

Казанская ц. мон-ря во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Кон. XVII — нач. XVIII в. Фотография. 20-е гг. ХХ в.
Казанская ц. мон-ря во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Кон. XVII — нач. XVIII в. Фотография. 20-е гг. ХХ в.

В историографии кон. XX в. существовало 2 версии основания Г. м. По первой версии, к-рой придерживался В. П. Выголов, каменная Георгиевская ц. была возведена между 1456 и 1461 гг., а мон-рь возник после смерти Ю. Кошкина (Ɨ 1503/04), до 1506 г., к-рым датирована духовная волоцкого кн. Феодора. По второй, представленной в работах В. Д. Назарова, Георгиевская ц. и Г. м. появились в кон. XIV — нач. XV в.

Впервые Георгиевский храм упоминается в духовной грамоте 1461 г. вел. кн. Василия II Васильевича, к-рый жаловал 4-му сыну волоцкому кн. Борису «дворы» «Марьиньские Федоровы» в Москве на посаде, около «Святого Егорья, каменные церкви» (Там же. С. 195). Мария Феодоровна — дочь Феодора Голтяя, 2-го сына Феодора Андреевича Кошки (внука Андрея Ивановича Кобылы), была выдана замуж за серпуховского кн. Ярослава Владимировича. Дочь Марии Мария Ярославна была женой вел. кн. Василия II. Духовной грамотой 1477 г. волоцкий кн. Борис Васильевич передал старшему сыну Феодору «бабы моее Марьинские» дворы (Там же. № 71. С. 250). «Святой Георгий на Дмитровке» (неизвестно, храм или мон-рь) упоминался в летописном известии о московском пожаре 1493 г.

Впервые Г. м. упоминался в грамоте 1503 г. рузского кн. Иоанна Борисовича, к-рый выплачивал заемное «егорьевское серебро», а «рост на те деньги не плачон на пять лет» (Там же. № 88. С. 351). Поскольку проценты по взятому займу рузский князь не платил 5 лет, следов., он занял денег в 1498 г., что подтверждает существование мон-ря к тому времени. В этой же грамоте «Егорий каменный» упоминается в одном ряду с кремлевскими мон-рями московскими в честь Вознесения Господня и Чудовым, а также с Новоспасским, Андрониковым, московским в честь Богоявления Господня и Симоновым мон-рями (Там же. № 88. С. 351-352). Данные грамоты также свидетельствуют о том, что к 1498 г. мон-рь уже существовал. В 1506 г. волоцкий кн. Феодор Борисович, отправляясь в Казанский поход, завещал супруге дворы «на посаде у Юрья святаго» и распорядился вернуть свой долг (117,5 р.) «на Москве Юрьевского монастыря» (Там же. № 98. С. 407). Г. м. находился около пересечения Юрьевской ул. (Георгиевский пер.) с улицей, «что идет от города… к Сущову на Дмитровскую дорогу» (Б. Дмитровка) (Там же. № 92. С. 371).

Георгиевский собор мон-ря во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Литография. 1814 г. (РГБИ)
Георгиевский собор мон-ря во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Литография. 1814 г. (РГБИ)

Игумении Г. м. упоминаются лишь после Смутного времени, но, вероятно, уже в нач. XVI в. мон-рь был женским и особножительным. Сохранилась духовная грамота 1542-1543 гг. кнг. Аксинии Ромодановской, дочери Ю. Кошкина, в к-рой она распорядилась продать свои кельи в Г. м., а вырученные средства отдать взаймы «в рост». Полученные на проценты деньги делили пополам между причтом храма и старицами. Имена наследников, названные в духовной, указывают на семью Захарьиных-Юрьевых-Романовых. В их числе — и буд. царица Анастасия, чей отец выступает в качестве первого душеприказчика. По-видимому, именно кнг. Аксиния совпадает с героиней монастырского предания Феодосией. Возможно, Феодосия — это монашеское имя Аксинии Ромодановской, хотя факт ее пострижения в источниках не зафиксирован. По описанию монастырского храма Казанской иконы Божией Матери, на наружной стене вост. стороны алтаря был помещен образ Спасителя, а у его подножия была высечена надпись: «На сем месте погребена сего монастыря начальница Феодосия Романова-Кошкина».

Источником существования Г. м. были земли, а также ссудный капитал, полученный в виде денежных вкладов, к-рый в свою очередь отдавался в долг под проценты, о чем свидетельствуют размеры заемных обязательств князей Феодора и Иоанна Борисовичей и духовная кнг. Аксинии Ромодановской. В кон. XVII — нач. XVIII в. Г. м. владел 173 дворами, в 1744 г. за мон-рем числилось 757 крестьян. В XVI-XVIII вв. в Г. м. были похоронены представители московских дворянских фамилий Вельяминовых, Клешненых, Кокоревых, князей Мещерских, Милюковых, Голицыных, Шаховских, Троекуровых, Ромодановских и т. д., в их числе — кн. Феодор Юрьевич Ромодановский, гр. Михаил Гаврилович Головкин, учитель Петра I Н. М. Зотов.

Со 2-й пол. XVII в. в Г. м. велось каменное строительство. Рядом с Георгиевской ц. по благословению патриарха Московского Иоакима на средства боярина Родиона Матвеевича Стрешнева был возведен 5-главый храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами во имя св. Алексия, человека Божия (антиминс выдан 29 окт. 1703), и вмц. Екатерины (упразднен в 1779). Это был прямоугольный в плане, вытянутый с севера на юг 5-главый 2-светный четверик с сильно выступающими 3 полукружиями апсид; с запада примыкала трапезная. 4-скатную кровлю венчало необычное 5-главие: луковичные главки на барабанах стояли на массивных квадратных в плане постаментах, к-рые завершались кокошниками; основание центральной главы располагалось выше остальных. Храм был декорирован одиночными и сдвоенными колонками на фасадах, сложным раскрепованным карнизом, фигурными наличниками окон с треугольными фронтонами, аркатурными поясками на барабанах глав.

Мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Литография. XIX в.
Мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Литография. XIX в.

В 1700-1701 гг. по благословению митр. Стефана (Яворского) на месте разобранной одноглавой Георгиевской ц. был выстроен одноименный собор в стиле нарышкинского барокко: квадратный в плане бесстолпный 5-главый 2-светный четверик, с алтарем в виде 3 полукружий, с примыкающими к нему с запада обширной трапезной, перекрытой коробовым сводом, и 3-ярусной колокольней с шатровым завершением. Храм был декорирован пучками колонок по углам здания, фризом из неск. рядов сухариков, валиков, зубчиков, круглыми окошками над фризом, фигурными колонками и пышными фронтонами в обрамлении окон четверика и трапезной. В посл. трети XVIII в. Георгиевский собор был расписан масляными красками. Трапезная служила усыпальницей: до 1812 г. в ней стояли каменные надгробия, уничтоженные при возобновлении храма после пожара. В 1735-1738 гг. на сев. воротах мон-ря была возведена и в 1739 г. освящена ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя. В 1750 г. на средства кнг. П. П. Шаховской была построена ц. во имя святых Захарии и Елисаветы, «за здравие» имп. Елизаветы Петровны.

По ведомости игум. Венедикты (Соколовой) 1763 г., в Г. м. проживали 23 монахини, 17 указниц и белиц, на к-рых ежегодно выдавалось жалованье 220 р. 50 к. Кроме того, при мон-ре содержались 7 офицеров и рядовых, к-рым выплачивалось жалованье (48 р. 99 к.) и выдавалось 33 четв. хлеба. В 1764 г. Г. м. был отнесен к 3-му классу. В 1771 г., во время чумы, мн. сестры умерли, в 1773 г. в результате пожара сгорела 51 келья, кровли церквей, мн. насельницы переселились в др. мон-ри. В 1776 г., при игум. Маврикии, здания были отремонтированы, построена ограда.

Вмч. Георгий Победоносец. Икона. XVIII в. (ц. Воскресения словущего в Москве)
Вмч. Георгий Победоносец. Икона. XVIII в. (ц. Воскресения словущего в Москве) В 1812 г., при вступлении в Москву армии Наполеона I, в Г. м. оставались игум. Митрополия (Митрофания) с неск. сестрами. Спрятанное ими имущество было разграблено. По преданию, игум. Митрополия, свящ. Иоанн Алексеев и его супруга «были бесчеловечно мучимы». Клирик с женой скончались, игум. Митрополия впосл. возглавила московский в честь зачатия св. Анной Пресв. Богородицы жен. мон-рь. Сгорели все кельи, пострадали церкви, осенью 1812 г. Г. м. был упразднен, Георгиевский и Казанский храмы после ремонта стали приходскими. Сестры переселились в Страстной иконы Божией Матери жен. мон-рь. В Георгиевском храме сохранились реликвии мон-ря: 2 парчовые, украшенные жемчугом ризы и рукописное Евангелие с миниатюрами XVI в. В 1820 г. на территории Г. м. были построены 2-этажные дома для церковно- и священнослужителей Благовещенского и Архангельского соборов Московского Кремля. В 1866 г. разобрана ц. святых Захарии и Елисаветы.

В кон. мая 1930 г. администрация Большого театра предложила снести Георгиевскую ц. и построить производственные мастерские. Реставраторы ЦГРМ признали «разрушение памятника нецелесообразным при возможности его использования». С 1931 г. храмы были переданы таксомоторному парку, в 1935 г. разобраны. На их месте было построено 4-этажное здание школы № 179. К 2005 г. кельи XVIII-XIX вв. (Георгиевский пер., д. 3-7/3; Б. Дмитровка, д. 3, 5) включены в список объектов, предложенных к постановке на гос. охрану в Москве. Монастырская икона вмч. Георгия находится в ц. Воскресения словущего на Успенском вражке (Брюсов пер., д. 15/2).

В 1949 г., при строительстве школы на месте Георгиевского собора, В. Б. Гиршбергом была собрана первая большая (34 экз.) коллекция старомосковских надгробий XVI-XVIII вв., происходящих с одного кладбища. При раскопках Центра археологических исследований г. Москвы в 1990 г. севернее Георгиевского собора были изучены погребения того же времени и раскрыт подклет ц. святых Захарии и Елисаветы (1750) с захоронениями ктиторов в надписных белокаменных саркофагах. Предметов ранее XVI в. на территории мон-ря пока не обнаружено.

Арх.: Векслер А. Г. Отчет об археол. раскопках в г. Москве в 1990 г. // Арх. Ин-та археологии РАН. Ф. Р-1. Ед. хр. 15120-15126.

Ист.: ДДГ; Копия с духовной грамоты кн. Ивана Борисовича // ДРВ. Продолж. СПб., 1788. Ч. 4. С. 230-238; Святославский И., прот. Летопись моск. Георгиевской церкви, что на Вспольи // ЧОИДР. 1875. Кн. 1. Отд. 2. С. 13-15; ОДДС. 1879. Т. 2. Стб. 629; 1883. Т. 4. Стб. 312-313; Холмогоров Г. И., свящ. Выписки из док-тов Моск. архива юстиции, не вошедшие в т. 1 изданных Моск. городскою Думою «Мат-лов для истории, археологии и статистики моск. церквей». М., 1884; Из док-тов Моск. духовной консистории. М., 1911. С. 18; Скворцов Н. А., прот. Архив Моск. Святейшего Синода конторы // Мат-лы по Москве и Моск. епархии за XVIII в. М., 1914. Вып. 1. С. 64, 138-144; Акты моск. мон-рей и соборов 1509-1609 гг.: Из архивов Успенского собора и Богоявленского мон-ря. М., 1984. С. 69-82, 90-92, 94.

Лит.: Ист. и топогр. описание городов Московской губ. с их уездами с приб. ист. сведения о находящихся в Москве соборах, мон-рях и знаменитейших церквах. М., 1787. С. 74-76; Максимович Л. М. Путев. к древностям и достопамятностям московским. М., 1793. Ч. 4. С. 54-55; он же. Ист. известие о всех церквах столичного г. Москвы. М., 1796. С. 43; Щекатов А. Геогр. словарь Рос. гос-ва, сочиненный в настоящем оного виде. М., 1804. Ч. 2. Стб. 31-32; ИРИ. Ч. 3. С. 690-691; Снегирев И. М. Георгиевский мон-рь в Москве // Он же. Рус. старина в памятниках церк. и гражданского строительства. М., 1848. С. 41-64; Описание достопамятных происшествий в моск. мон-рях во время нашествия неприятелей в 1812 г. // ЧОИДР. 1858. Кн. 4. Отд. 2. С. 48; Милютин В. О недвижимых имуществах духовенства в России // ЧОИДР. 1865. Кн. 3. Отд. 1. С. 151; Толычева Т. Рассказы очевидцев о двенадцатом годе. М., 1873. С. 50; Т. Н., диак. Неск. слов о Георгиевском мон-ре // Моск. вед. 1874. 26 нояб. № 296. С. 4; Гиршберг В. Б. Надписи из Георгиевского мон-ря // Археол. памятники Москвы и Подмосковья. М., 1954. С. 97-130; Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служивых земледельцев. М., 1969; Булыгин И. А. Монастырские крестьяне России в 1-й четв. XVIII в. М., 1977; Выголов В. П. Архитектура Моск. Руси сер. XV в. М., 1988. С. 34-36; Назаров В. Д. Генеалогия Кошкиных-Захарьиных-Романовых // Ист. генеалогия. Екатеринбург; П., 1994. Вып. 1. С. 22-30.

Е. Б. Емченко

Георгиевский монастырь (Балаклава)

Монастырь

Свято-Георгиевский монастырь

Страна

Россия/Украина

Местоположение

Севастополь

Конфессия

православие

Епархия

Симферопольская и Крымская епархия

Настоятель

Архимандрит Виссарион (Клановец)

Статус

ОКН № 9230042000№ 9230042000

Состояние

действующий мужской монастырь

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь — православный мужской монастырь Симферопольской епархии Украинской православной церкви (Московского Патриархата), расположенный в Балаклавском районе Севастополя у побережья Чёрного моря, рядом с мысом Фиолент.

История

По легенде, монастырь был основан в 891 году таврическими греками-мореплавателями, которых у Фиолента настигла буря. Судно едва не разбилось о прибрежную скалу, но моряки взмолились святому Георгию Победоносцу, и буря утихла, а на скале они нашли икону святого Георгия. В благодарность за спасение моряки основали на береговом склоне обитель с пещерной церковью во имя Георгия Победоносца. На самой скале был установлен крест.

Считается, что в средневековье монастырь процветал и оставался действующим как при генуэзцах, так и во времена Крымского ханства, когда Георгиевский монастырь оставался одной из немногих действующих христианских обителей на полуострове. Первое документальное свидетельство о существовании монастыря на мысе Фиолент относится лишь к 1578 году («Описание Крыма» послом Стефана Батория Мартином Броневским).

В 1794 году, когда Крым уже был в составе Российской империи, греческие монахи покинули Георгиевский монастырь, не пожелав перейти в подчинение Русской православной церкви вместо Константинопольского патриархата. После этого обитель перешла под крыло Святейшего Синода.

И. К. Айвазовский. «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент» (1846)И. К. Айвазовский. «Вид Георгиевского монастыря» (1858)

В начале XIX века монастырь использовался в качестве местопребывания военного духовенства Черноморского флота и назывался «флотским». В 1810—1816 годы обветшавший Георгиевский храм был разобран и заменён на новый, возведённый в стиле классицизма. Тогда же были построены новые кельи, Георгиевский фонтан и трапезная.

В 1820 году Свято-Георгиевский монастырь посетил Александр Пушкин, о чём напоминает установленная в 2011 году близ монастыря площадка-ротонда с памятным знаком. В XIX веке монастырь многократно посещали и русские цари: Александр I (в 1818 и 1825 годах), Николай I (1837), Александр II (1861), Александр III (1893), Николай II (1898). Другие известные посетители Георгиевского монастыря в XIX веке: Александр Грибоедов (1825), Иван Айвазовский (1846), Александр Островский (1860), Иван Бунин (1889), Антон Чехов (1898).

В ходе Крымской войны 1853—1856 годов монастырь был в течение почти двух лет занят англо-французскими войсками, однако здания монастыря от военных действий не пострадали. В 1891 году монастырь отметил своё 1000-летие, в эти же годы были благоустроена территория, отремонтированы здания, а также проложена 640-метровая лестница к монастырю и к берегу моря напротив Георгиевской скалы.

Храм св. великомученика Георгия. Из «Альбома видов Георгиевского Балаклавского монастыря в Крыму» (1891)

В годы Первой мировой войны на территории обители действовал лазарет. После установления советской власти в Крыму, в 1922 году имущество монастыря было национализировано, на его базе был создан совхоз «Георгиевский монастырь», а храмы и ряд построек были переданы общине верующих, в число которых вошли и монахи, по-прежнему проживавшие в стенах обители. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей в связи с голодом настоятель монастыря иеромонах Ипполит был арестован и осуждён в 1923 году по обвинению в сокрытии церковных ценностей. В 1927 году наиболее поврежденный в результате землетрясения храм св. Георгия был разобран, как не подлежащий восстановлению. В 1929 обитель была закрыта, монастырские здания были переданы ОСОАВИАХИМу под санаторий, храм Рождества Христова отдали Севастопольскому музейному объединению, в храме Воздвижения службы продолжались до 1930 года. В 1939—1941 годах в монастыре находились военно-политические курсы Черноморского флота. В годы Великой Отечественной войны — курсы для офицеров и медсанбаты. После войны — воинская часть Черноморского флота. Утрачены парк, виноградники и некрополь.

В 1991 году монастырь был возвращён верующим, а 14 сентября 1991 года в честь 1100-летнего юбилея на Георгиевской скале по благословению епископа Симферопольского и Крымского Василия, на средства благотворителя Валерия Черненко был установлен новый, металлический, крест (высотой 7 м и весом 1300 кг) взамен уничтоженного советской властью в 1920-е годы мраморного.

6 мая 1993 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь совершил на территории обители Божественную Литургию в сослужении севастопольского духовенства, при участии представителей городских властей и командующего Черноморским флотом вице-адмирала Эдуарда Балтина. 22 июля 1993 года состоялась государственная регистрация устава возрождаемой обители.

27 декабря 1994 года Священный Синод УПЦ благословил открытие Свято-Георгиевской обители. 11 июня 1995 года в день Св. Троицы здесь состоялось первое монастырское богослужение. 2 февраля 1995 года монастырю были подчинены храм святых 12-ти апостолов в Балаклаве и храм святых равноапостольных Константина и Елены в селе Флотском.

В 1997 году в Свято-Георгиевском монастыре были освящены Андреевские флаги ряда воинских частей и кораблей Черноморского флота. 15 ноября 2005 года на краю обрыва над пещерным храмом Рождества Христова установлен памятник св. апостолу Андрею Первозванному. В 2000—2009 годах восстановлен храм св. Георгия.

Настоятели обители после её возрождения

  • 30.8.1994—13.9.1996 — игумен Августин (Александр Половецкий, 1955—13.09.1996)
  • игумен Аристарх (Макаренко)
  • игумен Савватий (Мызников)
  • архимандрит Виссарион (Клановец)

Захоронения

  • 1840 — граф Витт, Иван Осипович, генерал от кавалерии, герой 1812 года.
  • 1844 — князь Голицын, Александр Николаевич, министр народного просвещения.
  • 1857 — граф Перовский, Василий Алексеевич, оренбургский генерал-губернатор
  • 1890 — Тригони, Николай Иванович, генерал-майор
  • 1894 — Соковнин, Николай Михайлович, вице-адмирал
  • 1896 — Карнеев, Аким Егорович, академик живописи

Ансамбль

Монастырь в 1891 году Монастырская лестница

Плато

  • колокольня (XIX в.)
  • бывший Воздвиженский храм, ныне библиотека военной части (1850)
  • часовня на могиле митрополита Хрисанфа (1893)
  • памятник Пушкину (1952, перенесен из Севастополя в 1983)
  • памятник св. ап. Андрею Первозванному (2005)

Западная часть террасы

  • 2 старинных братских корпуса (XIX в.)
  • главный братский корпус (XIX в.)
  • храм св. Георгия (1810—1816; воссоздан в 2000—2009)
  • трапезная (1838)
  • пещерный храм Рождества Христова (1892—1893)
  • часовня Иверской иконы Божией Матери (2000)
  • источник св. Георгия (1816/1846)

Окрестности

  • некрополь монастыря
  • беседка-ротонда с памятным знаком в честь А. С. Пушкина (2011)
  • развалины дома адмирала М. П. Лазарева
  • лестница к Яшмовому пляжу (1891)
  • Георгиевская скала с лестницей и крестом (в море напротив Яшмового пляжа)
Современный вид монастыря

Пещерный Храм Рождества Христова Георгиевский храм Беседка-ротонда Вид на корпуса

Примечания

  1. Данный географический объект расположен на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной, в пределах признанных международным сообществом границ которой спорная территория находится. Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь.
  2. В. Шавшин. Балаклавский Георгиевский монастырь. Таврия, 1997. С. 24.

Ссылки

  • Официальный сайт
  • Бертье-Делагард А.Л. К истории христианства в Крыму : Мнимое тысячелетие.. — Одесса: «Славянская» тип. Е. Хрисогелос, 1909. — 113 с.

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 921540368400006 (ЕГРОКН)
объект № 9230042000 (БД Викигида)

Памятник культурного наследия Украины национального значения
охр. № 270019-Н

Большинство любителей Крыма, пытаясь почтить знаковые места таврических побед русского народа, приезжают в Севастополь. Свято-Георгиевский монастырь не разделим с мемориалами воинской славы – его деятельность напрямую с ней связана!

  • Где находится обитель в Крыму?
  • История возникновения святыни
  • Легенды о храме на Фиоленте
  • Чем привлекает туристов Свято-Георгиевский монастырь?
  • Как добраться до сакрального места?

Где находится обитель в Крыму?

Взглянув на карту, найдете мыс Фиолент. Его окраина является местоположением комплекса. Чуток южнее находится Пещерный храм Рождества Христова, пройдя же к побережью, вы сможете попасть на известный далеко за пределами Крыма Яшмовый пляж.

Монастырь на карте Крыма

История возникновения святыни

Никто не знает, когда впервые появилось это уникальное православное сооружение на Фиоленте. Хроники Генуи говорят, что в XIV столетии монастырь уже стоял на мысе, ставшем окраиной консульства Чембало (сегодняшняя Балаклава). В 1475 г. турки не стали его разрушать – храмовый комплекс оказался в ведении Константинопольского патриархата. 1794 г. стал временем перехода мужской обители под опеку Священного Синода РПЦ. Уже при русских продолжал свое подвижничество местный старец Калинник.

К тому времени начал разрастаться Севастополь. Свято-Георгиевский монастырь почитало все население большого города, расположенного по соседству. Его тогда называли Балаклавским – крымская столица в конце XVIII веке не заходила так далеко на восток, а до Балаклавы, спрятанной в соседней бухте, было всего 4 км. К периоду Крымской войны обитель разрослась в несколько раз. Даже после этой и Великой Отечественной войны от нее кое-что осталось. Имеются в виду пещерные строения церкви Рождества Христова в два этажа.

Легенды о храме на Фиоленте

Одно из старых преданий рассказывает о событии 890 г. – когда Херсонес был в составе Византии. На Фиоленте местные рыболовы в непогоду стали жертвой кораблекрушения. Тогда мыс именовали Парфений («место Девы»). Потеряв всякую надежду, рыбаки воззвали к великомученику Георгию Победоносцу. Он услышал их и спас, одарив в память о случившемся подарком. На следующий же день горожане вырубили в скале маленький храм, и разместили тут подаренную им икону.

Часть спасенных стала жить в пещере – люди стали аскетами. Миф гласит – таким образом, зародился предтеча нынешней мужской обители. К слову, небожитель явился на рифе – место назвали скалой Явления Святого. Она и сейчас видна как с воды, так и с суши. Много столетий спустя уже русские подвижники поселились в скальной церкви. Непостижимым образом Победоносец наполнял мужеством и решимостью не только их, но и российских моряков. После посещения обители люди слышали голос святителя.

Чем привлекает туристов Свято-Георгиевский монастырь?

Наземный Свято-Георгиевский монастырь на Фиоленте в своем нынешнем облике предстал взору крымчан лишь в 2008 г. Здание является подлинной реконструкцией сооружения, возведенного в 9-14 гг. позапрошлого века (снесенного при советской власти). Оно было построено по всем канонам русского классицизма. Внутреннее убранство украшали литографиями одни из лучших европейских художников. Сейчас интерьер, разумеется, другой. Однако восстановлены два братских комплекса, Георгиевский фонтан, колокольня, вытянутая трапезная, беседка-ротонда и часовня.

Сейчас преимущественная часть описанного комплекса располагается на базе одной из военных частей Черноморского флота РФ. В этом месте уместно упомянуть, что Святой Георгий традиционно считается в России «источником» победы. Севастополь же несколько раз пребывал в осадном положении – размещенным в городе морякам и солдатам виктория была нужна постоянно. С 1813 г. монастырь даже получил «звание» флотского – иноки, обитавшие здесь уже 7 лет, стали служить капелланами на военных кораблях. Многие из них сами сражались, становясь известными героями и примером для современных курсантов.

В пределах этого места таинств находятся руины архива и монастырское кладбище, где покоятся такие известные монахи, как Хрисанф Новопатрский и Агафангел Типальдо (оба в конце XVIII века являлись настоятелями монастыря). К объектам, сооруженным когда-то русскими иноками, относится площадка перед источником свт. Георгия, а также начинающаяся отсюда лестница, в конце XIX столетия имевшая 891 ступеньку. Даже сейчас это – длиннейший рукотворный спуск на полуострове. По мере приближения к Яшмовому пляжу вас встретят развалины крохотного особняка адмирала Лазарева.

Не пропустите: Обзор нового парка у Георгиевского монастыря

Церковь при этой достопримечательности Севастополя считается действующей и дарит духовное блаженство огромному числу прихожан и гостей. Расписание богослужений можно найти сразу за воротами. Вход в пляжной одежде запрещен. Женщины должны оказываться у притвора и паперти уже с покрытой головой.

Как добраться до сакрального места?

Добраться в здание можно на маршрутке с надписью «Фиолент», регулярно курсирующей от разъезда «5 километр».

На машине доехать до Георгиевского монастыря можно так:

Туристу на заметку

  • Адрес: мыс Фиолент, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.505588, 33.509871.
  • Телефон: +7-3652-25-45-11.
  • Официальный сайт: http://georgievsky-mon.church.ua/

Как и весь Севастополь, Свято-Георгиевский монастырь буквально «дышит» воспоминаниями о победах русского оружия. Его посещение должно стать обязательным пунктом вашей экскурсионной программы на мысе Фиолент! Смотрите в завершении небольшое видео о нем.

Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент Айвазовский

23. «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент». Иван Айвазовский. Прозаические миниатюры, 31.07.2016 19:51
http://www.stihi.ru/2016/07/31/8012
В картинной галерее родного города хранится ещё одна необычная, интересная и очень ценная картина – «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент» (1846 г.).
Чем она необычна? Главная фишка картины – не море, как в картине «Девятый вал», а лунная дорожка, которая как будто бы двигается за вашим взглядом по картине. Почему именно здесь Иван Константинович Айвазовский несколько раз делал свои зарисовки?
Согласно легенде, греческие моряки, которые несколько дней боролись со стихией, стали призывать на помощь святого великомученика Георгия. Потом, издали заметив, что над скалой стоит во весь рост Георгий и взмахом руки останавливает стихию, моряки подплыли ближе, привязали лодку и по крутому склону поднялись наверх. И там, на её вершине, они обрели икону святого великомученика Георгия. Они её вынесли на берег и, приложив немало труда, в скальном обрыве устроили пещерную церковь. Это было основано в 891 г. Георгиевский монастырь на мысе Фиолент управлялся херсонесскими епископами. Затем Георгиевский монастырь перешёл в ведение Святейшего Синода Русской православной церкви. В 1891 г. на скале Святого Явления был водружён крест с изображением святого великомученика Георгия Победоносца, поражающего дракона, и датой 891–1891.
Что стало с ним после революции? В 1924 г. Георгиевский монастырь был закрыт, крест снят, осквернена пещерная церковь. Там обосновалась воинская часть Черноморского флота. Но в 90-е годы произошло возрождение Георгиевского монастыря. Пока ему возвращена не вся его территория – только та, что спускается по обрывам к морю. Восстановлен древний и овеянный легендами пещерный храм св. Георгия.
В 1991 г. усилиями Церкви и Черноморского флота на скале Святого Явления был водружён новый семиметровый крест весом 1400 кг.
И если бы не картина И. Айвазовского, до нас, может быть, никогда не дошла бы эта легенда, хотя она была освещена впервые в 1578 г. Мартином Броневским. Мы же любуемся картиной, не отводя взгляда от луны, которая является главной в этой картине – и её лунная дорожка.
Представьте себе высокую гору, у подножья которой плещется море, а вниз ведёт крутая 800-ступенчатая лестница. Спуститься сложно, но внизу ждёт награда – красивейшее море и скалы, нависающие над пляжем. А в море возвышается скала с крестом, поставленным много-много лет назад…
Трудно поверить, что по таким ступенькам прошли А. С. Грибоедов, А. К. Толстой, А. Н. Островский, И. А. Бунин, А. П. Чехов, которые потом оставляли всё в своих записях. И. Айвазовский же оставил нам пейзаж того времени на великолепном полотне со скользящей луной, от которой не оторвёшь взгляд, которая вот-вот нам расскажет всё о том времени.
Картина «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент» написана Иваном Константиновичем Айвазовским в 1846 году. Выполнена маслом на холсте. В настоящее время находится в Феодосийской картинной галерее им И. К. Айвазовского.
http://www.proza.ru/2016/07/31/1650
http://www.proza.ru/2016/07/31/1650
© Copyright: Каменцева Нина Филипповна, 2016
Свидетельство о публикации №216073101650

Айвазовский Иван Константинович (Ivan Aivazovsky)
Название: «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент»
Год написания: 1846 год
Место: Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского
Направление: Романтизм, Реализм

Самое большое количество картин Айвазовского посвящено Черному морю. Превосходный вид на скалы в окрестностях Георгиевского монастыря под Севастополем художник писал не один раз. Самая известная картина на эту тему — «Георгиевский монастырь». Эта работа относится к числу самых ярких произведений раннего периода творчества художника и в полной мере выражает романтические настроения молодого художника. Он создает на холсте пейзаж, полный прелести и очарования. Перед нами – изображение мыса Фиолент, являющегося одним из достопримечательностей Крыма. Как обычно, основным «натурщиком» выступает море. Айвазовский изображает море в лунную ночь, снова показывая себя непревзойденным мастером лунного пейзажа. Лунная дорожка пробегает по морю, подернутому рябью волн. На фоне темного неба, серебрящегося в свете луны, толпятся прибрежные скалы. Картина покоряет живописной естественностью и жизненностью. Зритель, словно ощущает дуновение свежего ночного ветерка и слышит шорох волн, набегающих на скалистый берег. Композиция полотна построена так, что при изменении места просмотра картины зритель отмечает удивительный эффект «перемещения» лунной дорожки. Айвазовский сумел добиться настоящей цветовой гармонии. Цветовая палитра холста отличается насыщенностью при огромном богатстве нюансов и переходов. Сочность красок сочетается с графически ясным и четким рисунком – и это, несомненно, придает картине особую выразительность и притягательность. Картину отличают законченность композиции и глубокая поэтичность образа. Сам бесконечно влюбленный в природу, художник заставляет и зрителя проникнуться ее удивительным спокойствием, красотой и гармонией.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *