Свято георгиевский

Георгия Победоносца великомученика Московский женский монастырь в Москве. Основан до 1498 г.

Большинство историков XIX в. (архим. Амвросий (Орнатский), И.М. Снегирёв, А.С. Ратшин, В. В. Зверинский) полагали, что Георгиевский монастырь основан в кон. XV или нач. XVI в. девицей Феодосией, дочерью боярина Юрия Захарьевича Кошкина, теткой царицы Анастасии Романовны. Исследователи опирались на монастырское предание, изложенное в тексте некой «записки», оригинал которой сгорел вместе с архивом в 1812 г. (Справка с записки была опубликована в изд.: Чеботарев Х.А. Ист. и топогр. описание Московской губ. М., 1787). Согласно тексту опубликованной «справки», Георгиевский монастырь «построен издревле в дому пречистых, благородных и благочестивых прародителей болярина Георгия Захарьевича Романова тщанием и иждивением его дочери девицы Феодосии Георгиевны, которая была тетка… царицы Анастасии Романовны… Устроя сей дом монастырем девичьем по взятии из сего дома оныя девицы Анастасии Романовны в царицу, в котором и церковь великомученика Георгия созда» «по благословению Преосвященнаго Стефана, митрополита Рязанского» «в поминовение отца своего Георгия», собрав 40 «благоискусных монахинь». Опубликованная «справка» содержит очевидные ошибки: боярин Георгий Захарьевич в нач. XVI в. имел фамилию Кошкин, а не Романов; упомянутый Георгиевский храм был построен в нач. XVIII в. по благословению Рязанского митр. Стефана (Яворского) на месте разобранной древней церкви, которая упоминается в источниках с 1461 г.

В историографии кон. XX в. существовало 2 версии основания Георгиевского монастыря. По первой версии, которой придерживался В.П. Выголов, каменная Георгиевская церковь была возведена между 1456 и 1461 гг., а монастырь возник после смерти Ю. Кошкина, до 1506 г., которым датирована духовная волоцкого кн. Феодора. По второй, представленной в работах В.Д. Назарова, Георгиевская церковь и Георгиевский монастырь появились в кон. XIV — нач. XV в.

Впервые Георгиевский храм упоминается в духовной грамоте 1461 г. вел. кн. Василия II Васильевича, который жаловал 4-му сыну волоцкому кн. Борису «дворы» «Марьиньские Федоровы» в Москве на посаде, около «Святого Егорья, каменные церкви». Мария Феодоровна — дочь Феодора Голтяя, 2-го сына Феодора Андреевича Кошки, была выдана замуж за серпуховского кн. Ярослава Владимировича. Дочь Марии Мария Ярославна была женой вел. кн. Василия II. Духовной грамотой 1477 г. волоцкий кн. Борис Васильевич передал старшему сыну Феодору «бабы моее Марьинские» дворы. «Святой Георгий на Дмитровке» упоминался в летописном известии о московском пожаре 1493 г.

Впервые Георгиевский монастырь упоминался в грамоте 1503 г. рузского кн. Иоанна Борисовича, который выплачивал заемное «егорьевское серебро», а «рост на те деньги не плачон на пять лет». Поскольку проценты по взятому займу рузский князь не платил 5 лет, он занял денег в 1498 г., что подтверждает существование монастыря к тому времени. В этой же грамоте «Егорий каменный» упоминается в одном ряду с кремлевскими монастырями московскими в честь Вознесения Господня и Чудовым, а также с Новоспасским, Андрониковым, московским в честь Богоявления Господня и Симоновым. Данные грамоты также свидетельствуют о том, что к 1498 г. монастырь уже существовал. В 1506 г. волоцкий кн. Феодор Борисович, отправляясь в Казанский поход, завещал супруге дворы «на посаде у Юрья святаго» и распорядился вернуть свой долг (117,5 р.) «на Москве Юрьевского монастыря». Георгиевский монастырь находился около пересечения Юрьевской ул. (Георгиевский пер.) с улицей, «что идет от города… к Сущову на Дмитровскую дорогу» (Б. Дмитровка).

Игумении Георгиевского монастыря упоминаются лишь после Смутного времени, но, вероятно, уже в нач. XVI в. монастырь был женским и особножительным. Сохранилась духовная грамота 1542-1543 гг. кнг. Аксинии Ромодановской, дочери Ю. Кошкина, в которой она распорядилась продать свои кельи в Георгиевский монастырь, а вырученные средства отдать взаймы «в рост». Полученные на проценты деньги делили пополам между причтом храма и старицами. Имена наследников, названные в духовной, указывают на семью Захарьиных-Юрьевых-Романовых. В их числе и будущая царица Анастасия, чей отец выступает в качестве первого душеприказчика. По-видимому, именно кнг. Аксиния совпадает с героиней монастырского предания Феодосией. Возможно, Феодосия — это монашеское имя Аксинии Ромодановской, хотя факт ее пострижения в источниках не зафиксирован. По описанию монастырского храма Казанской иконы Божией Матери, на наружной стене восточной стороны алтаря был помещен образ Спасителя, у его подножия была высечена надпись: «На сем месте погребена сего монастыря начальница Феодосия Романова-Кошкина».

Источником существования монастыря были земли, а также ссудный капитал, полученный в виде денежных вкладов, который в свою очередь отдавался в долг под проценты, о чем свидетельствуют размеры заемных обязательств князей Феодора и Иоанна Борисовичей и духовная кнг. Аксинии Ромодановской. В кон. XVII — нач. XVIII в. Георгиевский монастырь владел 173 дворами, в 1744 г. за монастырем числилось 757 крестьян. В XVI-XVIII вв. в монастыре были похоронены представители московских дворянских фамилий Вельяминовых, Клешненых, Кокоревых, князей Мещерских, Милюковых, Голицыных, Шаховских, Троекуровых, Ромодановских и т.д., в их числе — кн. Феодор Юрьевич Ромодановский, гр. Михаил Гаврилович Головкин, учитель Петра I Н.М. Зотов.

Со 2-й пол. XVII в. в Георгиевском монастыре велось каменное строительство. Рядом с Георгиевской церковью по благословению патриарха Московского Иоакима на средства боярина Родиона Матвеевича Стрешнева был возведен 5-главый храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами во имя св. Алексия, человека Божия (антиминс выдан 29 окт. 1703 г.), и вмц. Екатерины (упразднен в 1779 г.). Это был прямоугольный в плане, вытянутый с севера на юг 5-главый 2-светный четверик с сильно выступающими 3 полукружиями апсид; с запада примыкала трапезная. 4-скатную кровлю венчало необычное 5-главие: луковичные главки на барабанах стояли на массивных квадратных в плане постаментах, к-рые завершались кокошниками; основание центральной главы располагалось выше остальных. Храм был декорирован одиночными и сдвоенными колонками на фасадах, сложным раскрепованным карнизом, фигурными наличниками окон с треугольными фронтонами, аркатурными поясками на барабанах глав.

В 1700-1701 гг. по благословению митр. Стефана (Яворского) на месте разобранной одноглавой Георгиевской церкви был выстроен одноименный собор в стиле нарышкинского барокко: квадратный в плане бесстолпный 5-главый 2-светный четверик, с алтарем в виде 3 полукружий, с примыкающими к нему с запада обширной трапезной, перекрытой коробовым сводом, и 3-ярусной колокольней с шатровым завершением. Храм был декорирован пучками колонок по углам здания, фризом из нескольких рядов сухариков, валиков, зубчиков, круглыми окошками над фризом, фигурными колонками и пышными фронтонами в обрамлении окон четверика и трапезной. В посл. трети XVIII в. Георгиевский собор был расписан масляными красками. Трапезная служила усыпальницей: до 1812 г. в ней стояли каменные надгробия, уничтоженные при возобновлении храма после пожара. В 1735-1738 гг. на северных воротах монастыря была возведена и в 1739 г. освящена церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя. В 1750 г. на средства кнг. П.П. Шаховской была построена церковь во имя святых Захарии и Елисаветы, «за здравие» имп. Елизаветы Петровны.

По ведомости игум. Венедикты (Соколовой) 1763 г., в монастыре проживали 23 монахини, 17 указниц и белиц, на которых ежегодно выдавалось жалованье 220 р. 50 к. При монастырере содержались 7 офицеров и рядовых, которым выплачивалось жалованье (48 р. 99 к.) и выдавалось 33 четв. хлеба. В 1764 г. монастырь был отнесен к 3-му классу. В 1771 г., во время чумы, многие сестры умерли, в 1773 г. в результате пожара сгорела 51 келья, кровли церквей, многие насельницы переселились в другие монастыри. В 1776 г., при игум. Маврикии, здания были отремонтированы, построена ограда.

В 1812 г., при вступлении в Москву армии Наполеона, в Георгиевском монастыре оставались игум. Митрополия (Митрофания) с неск. сестрами. Спрятанное ими имущество было разграблено. По преданию, игум. Митрополия, свящ. Иоанн Алексеев и его супруга «были бесчеловечно мучимы». Клирик с женой скончались, игум. Митрополия впосл. возглавила московский в честь зачатия св. Анной Пресвятой Богородицы женский монастырь. Сгорели все кельи, пострадали церкви, осенью 1812 г. Георгиевский монастырь был упразднен, Георгиевский и Казанский храмы после ремонта стали приходскими. Сестры переселились в Страстной иконы Божией Матери женский монастырь. В Георгиевском храме сохранились реликвии: 2 парчовые, украшенные жемчугом ризы и рукописное Евангелие с миниатюрами XVI в. В 1820 г. на территории монастыря были построены 2-этажные дома для церковно- и священнослужителей Благовещенского и Архангельского соборов Московского Кремля. В 1866 г. разобрана церковь святых Захарии и Елисаветы.

В конце мая 1930 г. администрация Большого театра предложила снести Георгиевскую церковь и построить производственные мастерские. Реставраторы ЦГРМ признали «разрушение памятника нецелесообразным при возможности его использования». С 1931 г. храмы были переданы таксомоторному парку, в 1935 г. разобраны. На их месте было построено 4-этажное здание школы № 179. К 2005 г. кельи XVIII-XIX вв. (Георгиевский пер., д. 3-7/3; Б. Дмитровка, д. 3, 5) включены в список объектов, предложенных к постановке на гос. охрану в Москве. Монастырская икона вмч. Георгия находится в церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке (Брюсов пер., д. 15/2).

В 1949 г., при строительстве школы на месте Георгиевского собора, В.Б. Гиршбергом была собрана первая большая (34 экз.) коллекция старомосковских надгробий XVI-XVIII вв., происходящих с одного кладбища. При раскопках Центра археологических исследований г. Москвы в 1990 г., севернее Георгиевского собора были изучены погребения того же времени и раскрыт подклет церкви святых Захарии и Елисаветы (1750 г.) с захоронениями ктиторов в надписных белокаменных саркофагах. Предметов ранее XVI в. на территории монастыря пока не обнаружено.

Адрес: 141133, Московская область, Щелковский район, деревня Аксиньино, КИЗ «Слава».

Сайт храма: http://georgiymo.cerkov.ru/

Историческая справка:

Строительство нового храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца на территории кооператива индивидуальных застройщиков «Слава» дер. Аксиньино началось по благословению Правящего архиерея Московской епархии митрополита Ювеналия 5 октября 2010 года.

Инициаторами и благотворителями строительства этого храма стала супружеская чета – Евгений Кадырович Миннибаев (ректор Восточной Академии гуманитарных наук управления и права) и Наталия Николаевна Разуваева (доктор исторических наук, доцент Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова). В 2011 году в Георгиевский храм был назначен настоятель – священник Игорь Логунов.

9 июня 2012 года благочинный церквей Щелковского округа протоиерей Андрей Ковальчук в сослужении настоятеля Георгиевского храма священника Игоря Логунова и клириков Щелковского благочиния совершил освящение фундамента и закладку капсулы в основание Георгиевского храма.

Один из красивейших каменных храмов Щелковского благочиния был построен за два года. Автор проекта Георгиевского храма – член Международной федерации художников и член Союза художников России, архитектор Московского Патриархата Сергей Григорьевич Гончаров при активном участии матушки настоятеля о. Игоря, архитектора Патриаршего архитектурного реставрационного центра Натальи Логуновой – выполнили храм в эклиптическом стиле с доминирующими чертами русской канонической традиции. Восьмигранный барабан завершен стилизованным под шлем средневекового русского воина куполом. Боковые надзакомарные формы кровли символизируют наплечники воина древней Руси. Движение стен вверх подчеркивают узкие, высокие окна-щели с конусными арками оконных проемов. На окнах – стальные решетки в стиле «древнерусской кубоватой решетки».

Храм с максимальной вместимостью – 70 человек. На цокольном этаже размещены крестильная с купелью, трапезная, помещения для библиотеки и воскресной школы. Для детей поселка рядом с храмом оборудована игровая площадка.

16 августа 2014 года архиепископ Можайский Григорий совершил великое освящение Георгиевского храма.

22 августа 2016 года настоятелем Георгиевского храма назначен священник Владимир Груздев.

Настоятель: священник Владимир Александрович Груздев

Один из старейших православных монастырей на территории России — Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь на Фиоленте. Он был основан греками в 891 году и его появление связано с легендой о чудесном спасении греческих моряков во время шторма после страстной молитвы Святому Георгию.

Свято-Георгиевский монастырь на карте Крыма:

В благодарение за спасение часть моряков осталась на берегу и основала на месте высадки скальную обитель, впоследствии разросшуюся и процветавшую на протяжении более 1000 лет, несмотря на сменявшиеся царствования и религии, господствовавшие на полуострове.

Православный Георгиевский монастырь на Фиоленте

Обитель была основана на месте языческого храма, руины которого видел еще А.П. Пушкин, побывавший здесь во время поездки по Крыму с семейством Раевских. Возможно, что это был храм Девы (Артемиды), которой поклонялись тавры, а вслед за ними начали поклоняться и местные греки — херсонеситы.

Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь пережил несколько войн и национализацию имущества. В результате, большая часть исторических построек, церковного имущества, паркового ансамбля и старинный некрополь были утрачены. Часть территории была возвращена церкви только в 1991 году и там снова был открыт мужской монастырь.

Монастырь находится на территории Севастополя в Балаклавском районе и является одной из популярных точек паломничества православных. Территория обители раскинулась вдоль скального обрыва. Верхняя часть, изъятая у монастыря в советское время, расположена на плато. Нижняя, ныне действующая – на укрепленной террасе.

Самыми старыми сохранившимися постройками являются трапезная (1838) и Воздвиженский храм (1850), ныне не функционирующий в качестве культового сооружения. На территории обители расположен ряд исторических и культурных памятников:

Монастырь известен посещением его в различные годы русскими императорами: Александром I, Николаем I, Александром II, Александром III, Николаем II, а также известными писателями: И. С. Аксаковым, И. А. Буниным, А.С. Грибоедовым, А. Н. Островским, А.С. Пушкиным, А. К. Толстым, А. П. Чеховым. Художник-маринист И.К. Айвазовский не раз изображал Фиолентовский монастырь на своих картинах, что и неудивительно — виды с высокого берега мыса Фиолент открываются потрясающие.

На территории сохранились захоронения известных деятелей русского государства XIX в. Главной святыней является копия иконы св. вмч. Георгия Победоносца, оригинал которой хранится в Национальном художественном музее Украины.

Окрестности Фиолентовского монастыря

В начале 2019 года у монастыря по федеральной программе был разбит небольшой парк, где неплохо обыгран склон, сохранена беседка-ротонда с барельефом Пушкина и открываются красивые виды на окрестности.

Спускаясь по бесконечной лестнице, ведущей к Яшмовому пляжу, можно осмотреть руины дома адмирала М.П. Лазарева и скалу с крестом, установленным в честь Георгия Победоносца (крест воссоздан в 1991 г.). Якобы именно тут потерпело крушение то судно с греческими моряками. Сам Яшмовый пляж, покрытый мелкой разноцветной галькой и омываемый чистым теплым морем, одно из самых любимых мест пляжного отдыха у севастопольцев и гостей города (подробнее ).

Историческая справка

Архимандрит Варлаам в 1410 году возвел на просторной площади удивительный по своей гармоничности и лаконичности храм. Изначально церковь была достаточно маленькой и имела всего один придел во имя Благовещения. Храм имел четыре внутренних столпа, а крыша была представлен лишь одно главой.

Георгиевский собор один из немногих православных храмов, которому удалось устоять под натиском литовских и шведских войск в период между 1611 и 1617 годами. Об этом свидетельствуют многочисленные летописи, в которых упоминается как сам город Старая Русса, так и церковь Георгия Победоносца. Но, несмотря на это, уже к 1710 году храм начал постепенно терять свой былой внешний вид, а к 1740 году и вовсе пришел в запустение. Из-за этого на территории православной обители прекратили осуществлять богослужения, литургии и любые другие священные действия.

В 1740 году церковь во имя Георгия Победоносца была полностью разобрана. Оставили только фундамент, на котором было принято решение возвести новый православный храм. Новая святая обитель обрела совершенно иной облик, который позволил сделать внутренние помещения намного просторнее и свободнее. Обновленное здание выделялось громадными окнами, которые были украшены прекрасными наличниками и дополнительными нишами, а также декоративным оформлением фасада. Сены церкви выкрасили в нежный кремовый цвет, тогда как элементы декора оформили в красный оттенок.

1905 год стал для этой православной обители переломным моментом. Георгиевский собор был подвержен полной реконструкции и реставрации. Именно в этот период появилась мозаика на полах, которая придавала им роскоши и помпезности, а стены были украшены чудесными картинами, которые выполнялись в строгом соответствии с эскизами, выполненными В. Васнецовым. Это является неким подобием росписи Владимирского собора, который находится в Киеве.

К сожалению, до современников не дошла ни одна уникальная роспись. Единственное, чем приходится наслаждаться из старины – небольшой клочок на церковном куполе, который напоминает о «васнецовских» шедеврах, выполненных палехскими мастерами. Это связано с тем, что все стены храма несколько раз переписывались, тем самым каждый слой стирал былую красоту начала XX столетия.

В 1957 году было принято решение о разборе старой колокольни, поэтому сооружения быстро разошлось по кирпичам. Сегодня этот архитектурный ансамбль восстановлен. Теперь величественная колокольня призывает всех паломников заглянуть в этот удивительный Георгиевский собор, который закрывался в Советский период всего лишь два раза: в 1939 году, о чем попросили сами трудящиеся, а также во время ВОВ.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *