Свято михайловский монастырь

Содержание

Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь (Адыгея)



Координаты: N44 17.4 E40 19.104.

Неподалеку от поселка Каменномостский вблизи поселка Победа расположен Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь, крупный туристический центр, привлекающий как паломников, так и обычных туристов. Благодаря гостеприимству монахов и обилию интересных достопримечательностей в окрестностях монастыря они места посещает практически каждый турист, прибывающий в Адыгею.

История создания Свято-Михайловского монастыря

К 1864 году в горной полосе Закубанья появилось много казачьих станиц. Жители большинства из них были бедны и не могли себе позволить строительство и содержание храма. Ситуация, сложившаяся в новых станицах, вызывала обеспокоенность руководства Ставропольской епархии, так как в среде казаков-станичников было много представителей старообрядцев и даже сектантов, не было в Закубанье и условий необходимых для размещения монахов и духовенства. Всё это создавало предпосылки для того, чтобы в Адыгее появился Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь.

В сложившейся ситуации жители станиц Баракаевской, Царской, Абадзехской, Псеменской, поселков Баговского и Севастопольского приняли решение собрать средства для строительства храма и дома приходского священника, обеспечения духовенства средствами содержания, ежегодно выплачивать приходскому священнику пособие в размере 100 рублей, а также каждый год нанимать для священника вестового.

В 1874 году епископ Герман предпринял первую попытку основать православный Свято-Михайловский мужской монастырь в Закубанье.

Зимой 1874 года государственный крестьянин Исидор Трубин и мещанин из Харькова Илья Безверхов подали прошение об основании близ станицы Сахрайской (Царской) монашеской пустыни. Оба с малых лет испытывали влечение к нравственной, духовной жизни, служили при церквях и по зову сердца прибыли в Екатерино-Лябежскую пустынь, где могло быть удовлетворено их стремление к иноческой жизни. Однако неведомое чувство манило их к горам Кавказа, в те места, куда была выселена станица Царская. Увиденные места поразили монахов своей красотой и величием. Пробыв здесь некоторое время, оба они считали необходимым строительство монастыря именно в этом месте, однако понимая, что одного их мнения будет не достаточно, обратились за помощью к казакам-станичникам и получили поддержку. Жители ближайших станиц: Даховской, Севастопольской, Царской и Каменномостской подарили будущему храму 270 десятин общинной земли, а казаки станицы Царской в дополнении к этому передали будущему Свято-Михайловскому Афонскому мужскому монастырю молитвенный дом прежней Сахрайской станицы. Земля, которую казаки пожертвовали монастырю, отличалась плодородием, в изобилии здесь были ягоды и лесные плоды, все, что говорило о достатке экономического быта будущего монастыря.

Тщательно все обдумав, Илья Безверхов и Исидор Трубин решили, что строительство и обеспечение обители может быть осуществлено и без помощи государства, ведь строительные материалы для возведения монастырских строений имеются в достатке, а местные жители готовы были принять участие в строительных работах.

Исидор Трубин и Илья Безверхов полагали, что открытие Свято-Михайловского Афонского монастыря может благотворно сказаться как на коренных жителях, так и на казаках-переселенцах, на основе мужского монастыря можно было бы открыть школу для детей станичников.

Подготовив почву для возведения Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря в Адыгее, Илья Безверхов и Исидор Трубин обратились к епископу Герману за благословлением, чтобы приступить к строительным работам. По распоряжению епископа Германа Безверхова и Трубина временно перевели в Екатерино-Лебяжскую пустынь, где им предстояло изучить монастырские привила, а сам Герман в это время начал собирать сведения о месте расположения будущего монастыря и собранных на его строительство пожертвований. В ходе совершенных епископом Германом запросов к 1876 году стало ясно, что передача земли станичниками под строительство Свято-Михайловского Афонского монастыря не имела законной силы, так как общинная земля не могла выходить из владения станичников, а тем более переходить в собственность иных лиц.

Так как устройство Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря разрешено не было, Герман передал пожертвования и ценности, собранные для строительства монастыря, походной церкви Трухмянского пристава.

Таким образом, первая попытка основания монастыря у станицы Царской не реализовалась, но мысль об открытии здесь монастыря продолжала жить.

В 1877 голу казаки-станичники обратились с прошением к наместнику Кавказскому дозволить выделить из станичных земель 350 десятин для строительства на горе Физиабго православного монастыря.

В мае того же 1877 года дозволение на строительство Свято-Михайловского Афонского монастыря в Адыгее было получено. И в сентябре 1877 года строительство Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря началось. К апрелю 1879 года завершилось строительство первого храма в честь ангела-хранителя брата императора Александра II, Великого князя Михаила Николаевича, Архистратига Михаила, первое время этот храм использовался и для служб, и для жилья монахов. Строительство второго храма в честь Преподобного Александра Невского завершилось в 1881 году. А спустя четыре года был возведен самый большой храм Свято-Михайловской Афонской мужской пустыни – Успенский собор, вмещавший в своих стенах до 1000 прихожан.

По предложению Мартирия, паломники, посещавшие Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь, принимали участие в его дальнейшем благоустройстве. Каждый прибывающий в Свято-Михайловский Афонский монастырь паломник приносил с собой по камню на строительство.

Монахи, жившие в обители, жили в труде и молитвах. День монаха начинался в 2 часа ночи, когда начиналось богослужение, продолжавшееся до рассвета. После этого была трапеза и работы. В 12 часов звон церковного колокола призывал всех к обедне. От завершения обеденного богослужения и до начала вечернего богослужения у монахов наступало время отдыха. Нарушившие порядок наказывались дополнительными работами. Постоянно на территории Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря назначались дежурные, которые колокольным звоном собирали монахов на работы. Прихожане и паломники также должны были соблюдать установленный порядок.

Огромное внимание Мартирий уделял развитию старчества. Старцы Свято-Михайловского Афонского мужского монастыря строили на горе Шахан кельи, где много молились и трудились. Монахи Свято-Михайловской обители вместе со старцами возвели на горе Физиабго Храм Преображения Господня, а двое старцев, посчитав себя грешниками, вырыли в горе подземные ходы.

При участии Мартирия при Свято-михайловском Афонском мужском монастыре открыли церковно-приходскую школу для станичников, попечителем которой стал инок Вакулин.

Влияние монастыря на ближайшие адыгейские селения было велико, монахи распространяли идеи православия, и постоянно боролись с последствиями раскола, который особенно сильно проявлялся в этой местности. Жили раскольники в ближайших селениях и оказывали заметное влияние на местных жителей. Монахи для борьбы с раскольниками активизировали проповедческую деятельность.

Благодаря Мартирию в монастыре было создано крепкое хозяйство: монахи выращивали технические культуры, занимались животноводством, на монастырских пастбищах выпасались коровы, лошади, волы, даже верблюды. На землях монастыря появилось много хозяйственных построек: ферма, скотный двор, сапожная и швейная мастерская, пекарня, кузница, прачечная и красильная. В монастыре построили алебастровый завод, метеорологическую станцию и больницу.

После завершения гражданской войны монастырские земли были конфискованы, а вместе с ними и производственные помещения, сельскохозяйственный инвентарь и оборудование. В 1926 году на землях прежнего Свято-Михайловского мужского монастыря открыли дом отдыха, а год спустя в стенах монастыря разместили коммуну «Владилен». Несмотря на произошедшие с монастырем изменения, монашеская жизнь в монастыре продолжалась до 1928 года, когда монастырь официально закрыли, а монахов распустили.

С началом Великой Отечественной войны Дом отдыха закрыли и на его базе создали дом инвалидов войны. В 1944 году, после освобождения Адыгеи, на территории Свято-Михайловского мужского монастыря властями была учреждена детская трудовая колония.

В 1946 году колонисты взорвали Успенский собор, из камня которого возвели новую школу. После разрушения собора были разобраны и другие строения монастыря для получения материала на строительство общежитий колонистов. Также в 1946 году на горе Физиабго колонисты взорвали Храм Преображения Господня.

В 1960-е годы детская колония была реформирована, а строения разрушенного монастыря перешли к Каменномостскому плодосовхозу. В 1972 году территория Свято-Михайловского мужского монастыря и остатки разрушенных зданий были переданы краевому Комитету города Краснодара по туризму, и там, где некогда была старая монашеская обитель, открыли туристическую базу «Романтика».

В 1992 году православные активисты Адыгеи начали борьбу за передачу Свято-Михайловского мужского монастыря Православной церкви. Борьба длилась целых двенадцать лет и только в 2001 году часть монастырских построек и земель была возвращена церкви. С этой поры начинается возрождение монашеской жизни в стенах Свято-Михайловской обители. Но большую часть обители по-прежнему занимала турбаза. Только в марте 2003 года состоялась окончательная передача монастыря Православной церкви.

После возвращения монастыря и его земель Православной церкви, первым его настоятелем стал иеромонах Мартирий, занимавший этот пост до 2004 года. При его участии налаживалось богослужение, проведены ремонтные работы Троицкого храма и келейного корпуса, у Свято-Михайловского монастыря (Адыгея) появилась своя пасека и собственная техника. После Мартирия новым настоятелем стал иеромонах Пимен. При нем обустройство и развитие монастыря продолжилось, количество членов монастыря увеличилось до 20 человек.

В настоящее время настоятелем монастыря является иеромонах Герасим, назначенный в 2006 году. За прошедшее время на месте старого храма был возведен храм Архистратига Михаила, освещение которого состоялось в августе 2008 года. Известность монастыря растет с каждым годом, количество паломников и страждущих увеличивается ежегодно.

Интересные места, включенные в Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь и его окрестности

Как правило, свое знакомство со Свято-Михайловским Афонским мужским монастырем туристы и паломники начинают со Свято-Троицкого храма, самого крупного храма на территории монастыря.

В центре расположен Успенский храм.

Ещё один храм – храм Архангела Михаила.

Среди других достопримечательностей на территории Свято-Михайловского монастыря (Адыгея) можно отметить братскую могилу инвалидов, убитых немецкими фашистами и ещё не до конца восстановленные постройки: храм Святого Александра, странноприимный дом, трапезная. Также идет работа над восстановлением храма Успения Божьей Матери. Существует спортивная площадка.

Отдельно стоит выделить склеп архимандрита Мартирия.

Очень многие туристы отмечают необыкновенно вкусный монастырский чай, пирожки и блинчики с множеством начинок.

За территорией монастыря в ближайших окрестностях находится конюшня, где организовываются туристические поездки на лошадях.

Также, прибыв в Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь (Адыгея), стоит направиться в сторону горы Физиабго, посетить по дороге пещеры, а также подняться на вершину горы и испить воды из святого источника. С вершины горы открывается отличный вид на окрестности, впрочем, те, кому подъем на вершину Физиабго не под силу, могут довольствоваться панорамой, открываемой с обзорной башни турбазы, пристроенной к храму Святой живоначальной Троицы. А если у вас достаточно времени, прогуляйтесь до реки Фарс и её каньона.

Фото: Павел Панько, Distance X, А.В. Макарова, albertino-mourico, Татьяна Ледовская, Екатерина Свиридова

Добавить фото/информацию

В республике Адыгее, на высоте 920 км над уровнем моря расположился Свято-Михайловский монастырь. Гора Физиагбо Кавказского хребта в XIX веке приютила на своем склоне монашескую обитель, ставшую центром христианского православия Кавказа и памятником воинской славы.

Основатель – член братии Афонского монастыря, отец Мартирий, который привнес в новое поселение устав и традиции Византии.

Свято-Михайловский Афонский монастырь сегодня

Монастырь окружен буйной зеленью нетронутой природы. Ориентирами расположения обители являются поселки Победа и Каменномостский Майкопского района Краснодарского края. Официальное название Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь. Имя Архангела Михаила очень значимо и почитаемо многими религиями, это главный ангел.

Его упоминают в иудаизме и исламе, а в христианстве он носит титул Архистратига и является главой святого воинства Ангелов и Архангелов. Паломник из России Инок Виталий и иеромонах Мартирий встретились на горе Афоне, объединились в желании построить монастырь.

По благословению старцев были направлены на Кавказ, где по согласованию с местным казачеством и благословением архиерея, приступили к осуществлению божьего промысла. Отсюда монастырь и носит название «Афонского». Закубанская пустынь – место нахождения.

Храмы и подсобные строения монастыря были возведены при непосредственном участии родного брата царя Александра II – Михаила Николаевича Романова. Другие члены династии активно опекали обитель. Во времена гонения, Отечественной войны, застоя, монастырские строения подверглись значительным разрушениям.

От всего великолепия остались только трапезная, основной корпус, часть Александровской церкви. В 2001 году обитель возвращена в лоно церкви, с этого момента началось ее поэтапное возрождение. В период современной истории часть строений была восстановлена, другая – заново построена.

На территории обители действует четыре храма:

  • Пресвятой Троицы;
  • Успения Божьей Матери;
  • Архистратига Михаила;
  • Преподобного Александра – игумена обители Неусыпающих.

Кроме церквей имеются две часовенки: Александра Невского и Казанской Божьей матери, источник Святого Великомученика Пантелеимона, рукотворные пещеры. Архитектурный ансамбль обители является объектом культурного наследия народов РФ регионального значения.

Во время расцвета, в конце XIX века монастырь был самым крупным, богатейшим и популярным на Северном Кавказе. Число паломников достигало 100 тыс. в год. Сегодня сюда приходят люди, ищущие веру, решение духовных и жизненных проблем, желающие покоя и благодати. Монастырские книги содержат многочисленные записи о чудесных событиях и благодарности.

История основания, строительства

Во второй половине XIX века после окончания войны на Кавказе, в горох Закубанья появилось большое количество казачьих станиц. Христианских храмов или монастырей в округе не было, местным жителям и приезжим людям некуда было пойти с молитвой. Обеспокоенный таким положением дел, епископ Герман попытался принять меры по возведению монашеской обители.

В 1874 году при поддержке населения было выбрано место для строительства (земли пожертвовали жители станиц). Но по закону, общинная собственность передаче не подлежала, и первая попытка строительства окончилась неудачей. В 1877 году, вернувшиеся с Афона, схимонах Виталий и отец Мартирий (Островых) объявили о своей готовности создать на Кавказе монашескую обитель.

Заручившись поддержкой станичников и их письменным согласием на добровольную передачу 430 десятин земли, монахи отправились к Преосвященному Герману в Ставрополь. Получив благословение священника, нужно было испросить разрешение о получении земли у Кавказского наместника, которым был Великий Князь Михаил Николаевич. В Тифлисе вопрос решился положительно, а 28 августа 1878г.

Святейший Синод благословил устройство мужского монастыря в Адыгее. Строили монастырь всем миром. С началом работ стали поступать пожертвования, с Афона на помощь прибыли иноки. Возведение первого храма завершили в апреле 1879, второго – в 1881. Самое вместительное здание на 1000 прихожан – Успенский собор, принял верующих в 1885 г. В обитель потянулись паломники.

Каждый идущий в святилище, приносить с собой камень, служивший строительным материалов для стены очередной церкви.

Чуть выше пустыни был построен большой Преображенский храм, вместительностью 600 человек. Эта солидная постройка была видна на многие километры вокруг. В горе были вырыты подземные ходы, представлявшие собою подземный храм, здесь жили, молились, занимались иконописью монахи братии.

Обитель росла и строилась. На территории воздвигли 20 келейных корпусов для проживания, больницу, дом для паломников. Братия занималась различными ремеслами: написанием икон, токарными и кузнечными работами, пошивом одежды, обуви и другими. Было крепкое подсобное хозяйство: скотоводство, пчеловодство, рыбоводство.

Пекарни, сыроваренные и кирпичные цеха обеспечивали продукцией потребности братии, а излишки продавались. Церковно-приходская школа обучала грамоте детей из окрестных поселений. С приходом к власти Советов, земли, здания, инвентарь национализировали. В 1926 году вместо монастыря был открыт дом отдыха, официальное закрытие обители произошло в 1928, братия была распущена.

Во время войны, здесь был дом инвалидов, в 1944 – учреждена колония для трудных подростков, началась эпоха разрушения. В 1946 часть храмов были взорваны, разрушены другие строения. В 1972 святые места заняла турбаза. Начиная с 1992 года, на протяжении 12 лет продолжалась борьба по возвращению территории мужского монастыря законному владельцу – Православной церкви.

В 2001 часть земель и построек была возвращена, на следующий год возрожден святой источник, в 2003 мероприятия по передачи церковной собственности владельцу были полностью завершены. Монастырская обитель начала отсчет возрождения.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Восстановление исторического комплекса ведется на средства монастыря и пожертвований паломников, без финансовой поддержки государства. Практически все здания являются новостроем, частично совпадающим с первоисточником. Троицкий собор стоит на откосе, из-за разности уклона имеет различную этажность: с одной стороны 1,5, с другой – 2 этажа.

Постройка каменная, стены оштукатурены и побелены. Перекрытия скатные, купол с крестом, башенка колокольни со смотровой площадкой. Все завершения конструкций окрашены зеленым цветом – традиционное в святых местах бело-зеленое сочетание. Фасад украшен росписью иконы Архангела Михаила.

Храм Архангела Михаила возведен в 2008 году на месте сгоревшего. Внешний вид максимально приближен к утраченному. Здание теплого пастельного тона с железной красной черепичной крышей, увенчано позолоченной главкой с крестом. Широкая лестница ведет на высокое крыльцо. Здание оборудовано отопительной системой (теплый пол), в холодное время года здесь проводятся богослужения.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Метро Нижний Новгород. Схема, карта, описание.

Храм Преподобного Александра располагался на 2 этаже игуменского корпуса. В возрожденном здании он занимает 1 этаж, наверху – конференц-зал и музей. Строение возведено на месте уничтоженного, украшено кладкой и узорчатым куполом. Полукруглые окна соответствуют стилю. В храме проходят службы только для членов братии.

Новый собор Успения Божьей Матери построен на месте взорванного. На сегодняшний день у обители нет средств на восстановление полномасштабного храма, поэтому здание собрано из дерева, но при возникновении возможности, может быть быстро разобрано.

Преображенский храм на горе Фавор пока находится в руинах. Ансамбль возводимых строений не меняет продуманного и сбалансированного плана размещения времен первой застройки. В 2010 году в монастыре был установлен бюст великому князю Михаилу Николаевичу работы А.А.Аполлонова.

Проведено благоустройство территории:

  • уложено асфальтное покрытие дороги и автостоянки;
  • пешеходные дорожки выложены камнем;
  • дорога к источнику вымощена;
  • мостики снабжены перилами;
  • установлено фонарное освещение.

Архитектурный ансамбль монастыря представляет собой ряд строений и сооружений, подчиненных единому размеренному стилю жизни, размещенных с центральным рисунком зрительского восприятия.

Внутреннее убранство

Алтарное помещение Троицкого храма расписано с пола до потолка. Яркие выразительные изображения Христа с 12-ю апостолами, сцены из библии и жизни братии украшают стены, потолок и перегородки. Внутренняя роспись еще не закончена. Пол выложен плиткой, массивная люстра освещает зал.

Свято-Михайловский Афонский монастырь.

Храм особо почитаем в обители, в его стенах хранятся частички мощей праведников и Животворящего Креста Господня. Белый окрас стен и иконостаса придают помещению Храма Архангела Михаила чувство чистоты и возвышенности. Роспись выполнена в алтарной и основной части.

Картины христианской тематики по форме и размеру соответствуют оконным проемам, чередование с которыми, создает четкость и правильность линий. Освещение боковое и центральное, в виде бра и большой люстры. На противоположной алтарю стене – балкон для хора.

Александровский храм считается домовым, по сложившейся давней традиции службы в нем проходят только для монастырской братии. Под сводами хранятся святыни, списанные греческими монахами специально для обители: икона Божьей матери «Благословение» или «Мировлитиса» (Мироточивая) и икона Собора Архангелов.

Данные реликвии переданы монастырю в знак благословения Святой Горы Афон в деле божественного служения. Временный храм в честь Успения Божией Матери внутри отделан деревом. В нем нет электричества, все богослужения происходят при свете свечей. Церковь летнего использования – без отопления. Храм украшен старинными образами, пожертвованными прихожанами.

На почетном месте расположен список иконы Почаевской Божией Матери (подлинник хранится в Почаевской Лавре на Украине). Первое упоминание о ней относится к XVI веку, икона считается чудотворной, особо почитаема.

Святыни и мощи

Свято-Михайловский Афонский монастырь в Адыгее за время своего существования обрел святыни и мощи:

  • более 50 ковчегов с частичками мощей;
  • частица гроба святого Феодосия (Кавказского);
  • списки икон Богородицы «Благословение» и «Собор Архангелов»;
  • лик царя Николая II – икона «Надымская».

Монастырь живет по византийским обычаям. Монахи носят одежду греческого покроя.

Источник воды святого Пантелеймона на горе Физиабго славится исцеляющей силой от недугов различного происхождения.

Говорят, что с ее помощью можно избавиться от душевных мук и пагубных привычек.

Воду можно пить, набирать и брать с собой. В облагороженной купели проводится обряд омовения.

К святым местам в обители относят остатки подземных «храмов». Это пещерные проходы, просторные залы с алтарем в восточной части и купольным сводом, красиво расцвеченным послойными залежами пород. После взрыва церквей, проходы завалило каменной породой. Сегодня от подземного храма остался один вход, 300 м проходов, часть кельей монахов.

Духовенство, наставники

Первонасельником и первосозидателем пустыни был иеромонах, впоследствии архимандрит Мартирий, уроженец города Херсона, сын землевладельца и купца Василия Острового. Вся жизнь старца посвящена благородному служению Богу, церкви и Отечеству. Создание Михайлово-Афонской обители стало главным делом его жизни, здесь он провел 32 года.

Его стараниями только за пять первых лет число насельников возросло до 180 человек. На территории монастыря было возведено 5 храмов, дом для паломников, открыта школа. Свято-Михайловский Афонский монастырь в Адыгее после возвращения христианской церкви возглавил иеромонах Мартирий (Пянтин). Под его руководством начался процесс воссоздания.

Отремонтирован Троицкий храм и келейный корпус, возобновлено богослужение, приобретена техника, появилась пасека. Следующим настоятелем с июля 2004 г. стал иеромонах Пимен (Фицнер). Монашеская братия увеличилась до 20 человек, восстановительные работы и обустройство продолжались с большим прилежанием.

Иеромонах Герасим (Буняев) руководит монастырем с 10 октября 2006 г. На месте старого фундамента возрожден храм во имя Архистратига Михаила. Следом, отстроена церковь преподобного Александра. Появилась купель на святом источнике, начали работать мастерские. Возрождается известность и слава монастыря, увеличивается поток паломников и богомольцев.

Социальная работа, повседневная жизнь

Сейчас в монастыре проживает 20 монахов и 30 трудников. Служба и молитвы проходят по установленному 140 лет назад уставу. Члены братии ведут насыщенную жизнь по восстановлению обители. Уже отстроены конюшни и закуплены лошади – на горных тропах без них не обойтись. Работает винодельня, две хлебопекарни, собирается чай из лечебных трав.

Все вырученные средства от экскурсий, продаж и пожертвований направляются на восстановление Успенского собора. Но привлечение паломников в монастырь не ставит задачу пожертвований, это вопрос социального плана: мир без веры существовать не может. В планы обители входит создание профессионального монастырского хора, строительство гостиницы, приобретение выпасов для животных.

Главными целями являются: причисление к святым основателя монастыря отца Мартирия и восстановление обители для людей, ищущих веру, поддержку и утешение.

Воскресная школа

Сущность монастыря и жизнь в нем полностью возобновлена. Здесь работает воскресная школа для детей окрестных поселений.
Престольные праздники

Престольными праздниками обители считаются:

  • 8 марта, 16 июля– преподобного Александра, первоначальника обители «Неусыпающих»;
  • 19 сентября– воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хóнех;
  • 21 ноября– Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных;
  • праздник Святой Троицы, день основания обители.

Также почитаются дни рождения и окончания земного пути Архимандрита Мартирия и Великого Князя Михаила Николаевича Романова, праздник Иверской иконы Божией Матери, преподобного Петра Афонского.

Режим работы для посетителей

Свято-Михайловский Афонский монастырь в Адыгее могут посетить как мужчины, так и женщины. Туристы и паломники, при входе по желанию, обращаются в Миссионерско-паломнический центр, где им предоставляется услуга экскурсоводов. Работает центр ежедневно с 9 до 18 часов.

Интересные факты про монастырь

Кроме мест, связанных с религиозным миропониманием, на территории монастыря находится братское погребение инвалидов, убитых фашистами в годы Отечественной войны. Могила ухожена и служит напоминанием о том страшном времени. Особому поклонению удостоена захоронение новомученника монаха Афанасия, растерзанного красноармейцами в 1930.

Требуя выдать золотую ризницу и получив отказ, варвары вначале лишили священнослужителя всех конечностей, а потом обезглавили. После предания тела земле, из-под могилы забил целебный святой источник. В храмах монастыря не ведется продажа свечей. Они свободно лежат в зоне доступности, а деньги опускаются в стоящую рядом емкость. Такое доверие встретишь не всегда, даже в храме.

В 2015 году обители был нанесен визит главы Русской Православной Церкви патриарха Кирилл (патриарх Московский).

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Свято-Михайловский Афонский монастырь находится в поселке Победа Майкопского района республики Адыгея. Официальный адрес: улица Родниковая, дом 5. Добраться можно через Майкоп по дороге на п. Каменномостский. Перед селением есть указатель, через 14 км появится монастырь. Автобус из г. Краснодара до п. Победа ходит два раза в день в 6.50 и 16.25, время прибытия в 11.35 и 21.10.

Паломники и туристы, совмещающие путешествие с повышением культурного уровня, найдут в окрестностях много интересного. Любителям конного спорта предоставляются прогулки верхом. Пешее восхождение на гору Физиабго дает возможность насладиться окрестной панорамой, на реке Фарс можно увидеть каньон.

Экскурсии в пещеры со свечами, к монашеским озерам, Успенским кельям, часовне царя Александра II очень интересны и содержательны.

Информация для паломников

Добираясь до монастыря, можно оценить две достопримечательности: ровная, добротная трасса и бесподобно красивые виды из окна автомобиля на горные хребты Кавказских гор. Белые снежные оконечности вершин предстают как картинные пейзажи. Все величаво, основательно, вечно.

Но паломники идут сюда не только за окружающими красотами, они хотят поклониться святым местам, исповедаться, омыться водой у святого источника, обрести душевное равновесие и покой. Кроме храмовых строений обители и службы в основном храме Святой Троицы, паломники обязательно поклоняются иконам Афонского происхождения.

Очень интересно побывать в музее палеонтологии, рукотворных пещерах, искупаться в ледяной воде источника. Стоит засвидетельствовать почтение основателю обители архимандриту Мартирию и поклонится его могиле, расположенной на территории монастыря.

В храме и церковной лавке продаются освященные иконы, а также продукция, выполненная руками братии: магниты с изображением святых мест обители, восковые свечи, лекарственные травы и настои. Правила посещения обители не отличаются от других культовых мест. Женщинам, одежда которых не отвечает правилам, при входе предлагаются головные платки и легкие покрывала в виде длинных юбок.

Шуметь, мусорить, ругаться, нарушать покой и устав монастыря запрещается.

Попасть на богослужение можно по расписанию:

День недели Наименование службы Время начала богослужения
Понедельник-пятница Утреннее богослужение 5.00
Вечерня 17.00
Суббота Утреннее богослужение 5.00
Всенощное Бдение 17.00
Воскресенье Водосвятный молебен 7.00
Вечерня 17.00
Праздничные дни Накануне вечеромВсенощное Бдение 17.00
Праздничное утреннее богослужение 7.00

Для ночлега предлагаются услуги частной гостиницы с удобными комфортными номерами, стоимостью 1500 руб. за сутки проживания. В п. Победа на улице Озерная, дом 5 расположена гостиница «Озерки», где также можно снять номер. Питание туристов организовано в стенах монастыря. Здесь предлагают блина с разнообразной начинкой, комплексные обеды, травяной ароматный чай.

Посещение Свято-Михайловского Афонского монастыря сочетает в себе активный отдых, познавательные экскурсии и приобщение к святыням Адыгейской обители. Горы, источники, девственная природа обновляет и очищает душу и тело. Здесь в размеренной неторопливой жизни молитв ощущается примирение людей с Богом. Остается желание вернуться сюда еще раз.

Мари Архипова

Оформление статьи: Ильченко Оксана

Видео о Свято-Михайловском Афонском монастыре

Видео-обзор Свято-Михайловского Афонского монастыря,Адыгея:

Как восстановили из руин самый высокогорный монастырь Адыгеи

Свято-Михайло-Афонскому монастырю в этом году исполняется 140 лет. За эти годы его взрывали, превращали и в дом отдыха, и в турбазу, но в итоге он все равно вернулся к первоначальной ипостаси

Вид на Троицкий храм Свято-Михайло-Афонского монастыря со стороны поселка Победа Майкопского района Адыгеи. Фото: Архив Свято-Михайло-Афонского монастыря

Монастырь был основан в 1877 году монахами, пришедшими в здешние места со святой горы Афон. В годы советской власти обитель была почти до основания уничтожена, однако со временем ее удалось восстановить. Как выглядит монастырь сейчас, как живет и трудится в нем братия и что привлекает сюда туристов со всей России — в материале ТАСС.

Солнечное место

Сейчас добраться до обители, которая расположена на высоте 907 м над уровнем моря, совсем не сложно. От небольшого поклонного креста на оживленной трассе Майкоп — Гузерипль в черте поселка Каменномостского в Республике Адыгея поворачиваем на восток. Отсюда надо проехать всего 13 км до горного поселка Победа по недавно асфальтированной дороге, и мы у цели.

Монастырь занимает горное плато северных отрогов Большого Кавказского хребта. В ясную погоду отсюда открывается вид на величественные вершины Кавказа, покрытые белыми шапками снега. Это солнечное место открыто с трех сторон, кроме северной стороны, где горизонт преграждают две горы. Рядом с каменной монастырской оградой — старый сад, в котором растут яблони и груши, посаженные послушниками в начале прошлого века. Удивительно, но они до сих пор плодоносят.

Настоятель обители игумен Герасим сразу выделяется среди других монахов, хотя так же, как они, одет в черную рясу — символ смирения, покаяния и отречения от мирской суеты. Мы направляемся осматривать обитель.

Во внутреннем дворе, напротив Троицкого храма, огромный баннер с изображением Свято-Михайло-Афонского мужского монастыря конца XIX века. Всматриваясь в детали, удивляешься его красоте, величию и размаху — монастырь был богатейшим, самым крупным по тем временам паломническим центром на Северном Кавказе, ежегодно это место посещали более 100 тыс. человек.

В конце XIX века монастырь был мощнейшим паломническим центром Северного Кавказа. Фото: Архив Свято-Михайло-Афонского монастыря

История монастыря достойна романа. Она тесно связана с именем уроженца города Херсона, иеромонаха со святой горы Афон Мартирия, который, прибыв весной 1877 года на Кавказ, был поражен великолепием природы. Великий князь Михаил Романов, будучи здесь наместником, способствовал передаче в собственность православному монастырю земель, а Святейший синод благословил устроение обители. Иеромонаха Мартирия поставили ее возводить.

Обитель получила название — Свято-Михайло-Афонская Закубанская мужская общежительная пустынь. Михайловской она была названа в честь архангела Михаила, Афонской — потому что первые строители прибыли с горы Афон, Закубанской — по месту расположения за рекой Кубань. Пустынь означает монастырь, построенный в пустынной, незаселенной местности.

Возрождение монастыря связано с именем игумена Герасима (Буняева), настоятеля обители с 2006 года. Фото: Архив Свято-Михайло-Афонского монастыря «Дерево не вырастает за один день, так и обитель. Это были труды нескольких поколений, и то, что монастырь появился на пустом месте в горах, — это труд, помноженный надвое. В первые годы его основания добраться сюда было крайне сложно — не было дорог. Стройматериал производили сами монахи: в каменоломне камень разрабатывался и пилился вручную, доставлялся сюда на повозках, в специальных ямах обжигалась известь. И потом из этого камня, вручную добытого и обтесанного, строились храмы», — поясняет отец Герасим.

Самый большой храм — Успенский, второй по величине, сохранившийся до сих пор, — храм в честь Пресвятой Троицы, видимый издалека храм Преображения на горе Физиабго (известной как гора Фавор — прим. ТАСС), Михайловский и Александровский и Всесвятский храмы. Появилась больница, странноприимный дом для одиноких престарелых, более 20 корпусов с кельями. Все это построили монахи на пустом месте за 20 лет.

Со второй половины XIX — начала XX века на территории Северного Кавказа было построено девять монастырей, но Михайло-Афонский всегда был ведущим и самодостаточным. Его хозяйственная деятельность ставилась в пример как образец. При монастыре работало множество мастерских, кирпичный и сыроваренный цеха, братия разводила скот, редкие виды рыбы, занималась пчеловодством, виноградарством. В трапезной для паломников ежедневно на обед варили до 300 ведер щей и выпекали 1,6 тыс. кг хлеба.

«Мы наш, мы новый мир построим»

Основателя монастыря не стало зимой 1909 года. Его повозка, за которой в окрестностях обители погналась стая волков, разбилась о деревья, архимандрит скончался от тяжелых травм. Через несколько лет трагическая судьба постигла и сам монастырь: в 1920 году были конфискованы земли и все имущество обители, и здесь разместился дом отдыха для служащих Государственного политуправления при НКВД (ГПУ), затем — коммуна «Владилен» (сокращенно от Владимир Ленин), занимающаяся преимущественно откормом свиней на продажу. На территории обители сняли фильм «Иуда» — карикатуру на монашескую жизнь. До 1928 года братия пряталась в пещерном монастыре, тайна подземелий которого до сих пор не раскрыта.

С возрождением обители в Михайловскую пустынь прибывают святыни. Некоторые иконы специально для обители написаны греческими монахами. Фото: Архив Свято-Михайло-Афонского монастыря Когда началась Великая Отечественная война, здесь открыли дом инвалидов войны, но его постояльцев нацисты расстреляли в период оккупации Кавказа. В 1946 году все храмы и строения взорвали, из оставшегося камня построили школу и общежитие для детской трудовой колонии, основанной на плато.

«Неразрушенным остался только храм в честь святой Троицы, который в 70-е годы прошлого века был взят под охрану государства и числился в реестрах как «останки стен Михайло-Афонского монастыря». Здесь вновь появились монахи, но территорию обители власти приспособили под турбазу «Романтика». С 2001 года, когда мы выезжали по делам по Майкопскому району, нас спрашивали: «А вы случайно не с «Романтики»? Соседство с турбазой было примерно такое: в верхней части здания совершались службы, а внизу работал бар. На территории монастыря проходили дискотеки для отдыхающих, которые и не подозревали, что веселятся на развалинах самого большого монастыря Кавказа. Монастырское кладбище снесли, храм переоборудовали в клуб-столовую, в монашеских кельях разместились туристы», — рассказывает отец Герасим.

В марте 2003 года президент Адыгеи Хазрет Совмен, побывав в обители, подписал указ о закрытии туристической базы «Романтика» и передаче монастыря Русской православной церкви. Полномасштабное восстановление началось с 2007 года, за последние десять лет построено четыре храма. Первым из них стал Михайловский, затем — Александровский, на месте Успенского собора воздвигли храм Успения Божьей Матери, а на вершине Фавора — небольшой храм, напоминающий часовню.

Туристы на турбазе «Романтика», 1988 год. Фото: Владимир Веленгурин/ТАСС

«Восстанавливаем исторический комплекс, но не в первозданном виде. Строительство ведется без господдержки — за счет собственных средств и пожертвований паломников. Мы полностью отвечаем за тот монастырь, который до основания был разрушен, но вот вернуть духовную составляющую обители гораздо сложнее. В стране были закрыты почти все монастыри, и то, что сегодня в России такая слабая церковь, — результат разрушения и многих лет безверия», — считает отец Герасим.

С мольбами о помощи и утешении

Мы идем по дорожкам обители, отец Герасим демонстрирует последние преобразования, рассказывает о мельчайших деталях построек.

Вид на колокольню Троицкого храма — единственного, который не был разрушен в годы воинствующего атеизма. Фото: Архив Свято-Михайло-Афонского монастыря

Братия старается самостоятельно обеспечить свои потребности. В пекарне выпекают вкусный бездрожжевой хлеб. В обители работает свечной цех, есть пасека, столярная, слесарная, швейная мастерские. В монастыре ежедневно ведутся хозяйственные работы, это его важная составляющая.

Сейчас в обители живут около 50 человек, но только 20 из них монахи. Остальные — трудники, люди, приехавшие сюда трудиться за кров и пищу, попробовать свои силы, чтобы остаться навсегда, выбрав путь безбрачия и духовной жизни.

«Так сложились обстоятельства в семье, что мне нужно было уехать и обдумать, пересмотреть свою жизнь. Очень благодарен братии за поддержку и мудрые слова. Все встало на свои места, я расставил приоритеты и скоро еду домой. А на заработанные деньги хочу купить маме новую стиральную машинку», — рассказал уроженец кубанской станицы Алексей.

Братия монастыря. Фото: Архив Свято-Михайло-Афонского монастыря

По словам игумена Герасима, в монастырь сегодня приходит множество страждущих, духовно покалеченных людей. Сюда идут за помощью и утешением в своих проблемах: неблагодарные дети, разрушенные семьи, жестокость близких, зависимость от алкоголя или наркотиков. Идут и с просьбами: о рождении ребенка, выздоровлении родителей, с желанием причаститься или креститься. Люди знают, что в монастырях моление особое, и приезжают сюда со всех регионов юга России.

Листаю монастырские книги для записей, полные выражений благодарности. Кто-то обрел семейное счастье, кто-то — долгожданного малыша, кто-то излечился от тяжкого недуга. «Были всей семьей в монастыре — здесь такая благодать!..»

Под сводами подземного храма

Вереница паломников и туристов движется по выложенным плиткой узким дорожкам к горе Фавор. По этой тропе в любое время года приятно идти не спеша, любуясь деревьями с замысловатыми кронами, прислушиваясь к пению птиц. Здесь, у подножия горы, бьет родник Святого великомученика и целителя Пантелеимона, известный своей целебной силой и почитаемый паломниками как христианское чудо. Люди наполняют ею емкости, пьют из стоящих у родника алюминиевых кружек, ставят свечки в часовенке. По свойствам эта вода напоминает крещенскую — она очень долго остается свежей и приятной на вкус. Когда-то чудотворных родников здесь было много, но все засыпали в советское время.

Рядом с источником, сохранившимся на склонах Фавора, две купели, температура в которых одинакова весь год. «Обжигает! Нужно погрузиться в святую ледяную воду с макушкой. Это не для всех просто, но легкость после просто необыкновенная. Какая-то музыка в душе», — с сияющими глазами поделилась эмоциями экскурсантка со Ставрополья Наталья Синицина.

По железной лестнице поднимаемся на вершину горы Фавор, где в начале прошлого века сиял золотыми куполами Преображенский храм. Говорят, звон его колоколов был слышен за версты. Теперь на месте взорванного новый храм. Волшебная красота открывается с вершины горы: простирающиеся вдаль покрытые лесом долины, вершины гор, игрушечные здания обители. И совсем-совсем близко — бездонное синее небо.

Вид на обитель с горы Физиабго. Фото: Архив Свято-Михайло-Афонского монастыря

Недалеко от источника крутая лестница вниз ведет в глубокую балку, где прячется от глаз посторонних пещерный монастырь, подземные галереи которого проложены в плотном песчанике на глубине 50 м от поверхности плато. Туристы и паломники проходят их в сопровождении экскурсоводов миссионерско-просветительного центра, существующего при обители.

«По одной из версий, пещерные ходы возникли в VIII–X веках, когда, возможно, здесь был имеющий подземные храмы греческий монастырь. По другой, пещеры были вырыты в конце XIX — начале XX века. Спелеологи относят период их возникновения к IX–X векам. Учитывая все мнения, можно сделать вывод, что первые ходы появились в Cредневековье, когда шло строительство древнехристианского храма на горе Физиабго-2. Возможно, здесь укрывались монахи и в эпоху монгольского нашествия, беспощадно сметавшего все вещественные христианские религии», — рассказывает нам местный краевед, учитель географии Нина Костарнова.

Летописец обители монах Прокопий, историк по образованию, который руководит миссионерско-паломническим отделом монастыря и проводит лекции-экскурсии, уверен, что общая протяженность подземных ходов раньше составляла порядка 3 км только под плато монастыря. По его словам, от этого пещерного узла шли в 12 направлениях галереи, по которым можно было, не выходя на поверхность, дойти до станиц в предгорьях республики.

Так или иначе, тайна подземелий древнего монастыря не раскрыта, а гости обители имеют возможность попросить высшие силы о самом сокровенном в большом подземном зале пещерного монастыря, под сводами его храма.

О паломниках и туризме

Вокруг монастыря множество красивейших мест: водопады, пещеры, термальные источники, живописное плато Лагонаки. Руководитель адыгейского отделения Русского географического общества Игорь Огай считает, что все это дает возможности для развития паломнического туризма. Уже обсуждается создание 20-километрового маршрута, благодаря которому туристы любого возраста и уровня подготовки смогут посетить и Свято-Михайло-Афонский монастырь, и другие достопримечательности региона. Для удобства путь можно разделить на этапы, устроив ночевку в палатках.

Вид с горы Фавор, где построен небольшой храм взамен взорванного Преображенского. Фото: Архив Свято-Михайло-Афонского монастыря

Игумен Герасим соглашается, что монастырь действительно уникальная площадка как для паломничества, так и для туризма. В его окрестностях можно проложить не только пешеходные, но и конные маршруты — они сейчас набирают популярность.

«Но сегодня законы таковы, что при размещении людей мы должны обеспечить всю необходимую инфраструктуру. Как говорится, плюс-минус одна звезда. А вообще, монастырь сегодня привлекает столько людей, что власти республики дали мне грамоту за развитие туризма. Если бы я был туристическим менеджером, испытал бы счастье», — с улыбкой говорит он.

И объясняет: словосочетание «паломнический туризм» ему не нравится, поскольку в нем пытаются соединить несопоставимые понятия. Приехав в Адыгею для посещения монастыря, паломники действительно могут оценить и красоту кавказских предгорий. И в этом случае элементы туризма — это хорошо. Но люди, посещающие монастырь только как туристы, — это другое.

Фото: Архив Свято-Михайло-Афонского монастыря

«Им нужны старцы, которые 75 лет сидели в пещерах в ожидании, когда монастырь отдадут церкви. А мы — не старцы, а люди, рожденные в СССР и избравшие для себя путь духовного развития. Это не терпит суеты. Мы возносим молитвы — о мире, о здравии, и они приносят плоды: люди становятся более добрыми, крепнут семьи, рождаются здоровые дети», — объясняет настоятель обители.

Свечи, мечты и планы

«Часто туристы задают вопрос: с какими словами обращаться к Богу, если не знаешь молитвы. Нас же много таких, выросших в годы атеизма. В таких случаях я отвечаю, что нужно говорить с Богом на языке своей души: не столь важны слова, как светлые мысли. Молюсь о своих близких, а еще — о мире. Помню, как мама тихо шептала возле иконки: «Господи, пусть больше никогда не будет войны. Господи, услышь меня!» — делится эмоциями краевед Нина Костарнова.

Днем в восстановленном Троицком храме не так много людей: прихожане собираются в основном к утренней и вечерней службам. Мы прикладываемся к святыням монастыря, ставим свечи за здравие близких.

Внутри Троицкого храма. Фото: Архив Свято-Михайло-Афонского монастыря

И вот уже мы с игуменом Герасимом беседуем за чашкой свежезаваренного чая с горными травами. «Мир без веры, а значит — любви, никогда не построишь. Это была глубокая ошибка советской власти. Сегодня в общей массе народ антирелигиозно настроен. К церкви отношение как к институту потребления: в магазин пошел хлеба купить, а в церковь — свечку поставить, чтобы все было хорошо. Но Бог точно не нуждается ни в свечках, ни в пожертвованиях», — уверен игумен Герасим.

Спрашиваю, о чем мечтает настоятель обители, которой исполняется 140 лет? Он без раздумий отвечает: о профессиональном монастырском хоре (пока по праздникам приходится приглашать воспитанников Кубанского казачьего), о небольшой гостинице для паломников (сейчас места хватает только для десяти человек), о делянке для выпаса коров, чтобы не возить корм для стада за 300 км — из соседнего Краснодарского края.

Из очень важных планов: чтобы основателя монастыря отца Мартирия прославили во святых. Но самое главное — восстановить монастырь как место, куда любой человек может прийти за поддержкой и утешением.

Михайло-Афонская пустынь в Адыгее

Михайло-Афонская пустынь – одна из самых популярных достопримечательностей Адыгеи, интересная всем – и верующим, и тем, кто просто хочет прикоснуться к истории и увидеть интересное.

Обитель расположена на высоте 907 м над у.м., на плоскогорье горы Физиабго, недалеко от села Победа Майкопского района. Основана при участии старцев греческого Афона, отсюда и название – Михайло-Афонская пустынь.

Вход в Свято-Михайло-Афонскую пустынь

В XIX веке обитель являлась одной из крупнейших на Северном Кавказе.

А ныне это одна из важнейших достопримечательностей Адыгеи, которую стремится посетить каждый гость республики. Монахи очень гостеприимны, поэтому все туристы увозят благостные впечатления об этом месте, мечтая вернуться сюда вновь. К тому же окрестности богаты достопримечательностями и просто красивы.

Краткая история Михайло-Афонской пустыни

Полностью эту достопримечательность Адыгеи правильно именовать Свято-Михайло-Афонской Закубанской Пустынью, но более распространены краткие названия: Михайло-Афонская пустынь или Михайло-Афонский монастырь. Этот текст украден с сайта Дороги мира (worldroads.ru)!

Михайло-Афонская пустынь, наши дни

Начало Михайло-Афонской пустыни положено в 1877 г. иеромонахом Мартирием (Островых). У него интересная судьба. Мартин был сыном богатого помещика и занимался торговлей. Но болезнь на два долгих года приковала его к постели. Он дал обет, что если встанет, то посвятит жизнь служению Богу. Выздоровев, Мартин снова занялся торговлей и хотел было обзавестись семьёй. Однако во время паломнической поездки в Киев поведал священнику о данном обете. Тот сказал, что обещание надо исполнить.

Вход на подворье Михайло-Афонского монастыря

Вернувшись домой, Мартин решил постричься в монахи. Родители попросили его отложить уход. И Мартин снова слёг. Стал неустанно молиться и опять выздоровел. После чего уехал в Киево-Печерскую лавру, где принял послушание. А затем постригся в монахи под именем Мартирия. Когда он узнал, что собираются строить новое монашеское общежитие в горах Кавказа, поехал туда и всю жизнь посвятил Михайло-Афонскому монастырю.

Архимандрит трагически погиб в 1909 году. Зимним днём отец Мартирий возвращался из поездки, когда его повозка была окружена стаей голодных волков. Перепуганные лошади понеслись, не разбирая дороги и повозка разбилась о дерево.

Его усыпальница находится на главной аллее.

Усыпальница основателя монастыря архимандрита Мартирия

Надгробный камень

При жизни архимандрита Мартирия возведены 5 храмов, братские келейный корпус, трапезная, работали церковно-приходская школа и иконописная мастерская.

С приходом советской власти монахов разогнали, храмовые строения уничтожили, до наших дней остались только стены трапезной Троицкого храма. Затем тут находились различные организации от дома отдыха сотрудников Государственного политуправления до конноспортивной базы.

Поклонный крест, установленный в память о возрождении обители в 2001 г.

И лишь в начале XXI в. началось возрождение святого места.

Смотровая площадка Михайло-Афонской пустыни

Первым делом люди видят Свято-Троицкий храм – самую большую церковь Михайло-Афонской пустыни.

Свято-Троицкий храм

Храмовое здание огибает крутая лестница. Поднявшись по ней, можно попасть на смотровую площадку. Огромное спасибо монаху из монастырской хлебной лавки, который подсказал нам, что можно подняться на смотровую площадку.

Свято-Троицкий храм

Лестница на смотровую площадку Троицкого храма

Поднимаемся

Поднявшись наверх, понимаешь, до чего же прекрасное место выбрано для обители! Уходить абсолютно не хотелось, но была уже половина седьмого вечера, начало смеркаться, а нам ещё возвращаться в Майкоп.

Вид сверху на плато Лагонаки

Колокольня находится ещё выше, но туда нас не приглашали.

Колокольня Троицкого храма

Я несколько раз в жизни была на колокольнях – в Суздале, в Михалях и в Старочеркасске. Каждый раз – потрясающие впечатления, особенно когда там звонят. Тут мне удалось только заглянуть внутрь колокольни. Лестницы там крутые и деревянные, по таким непросто подниматься.

Михайло-Афонская пустынь в наши дни

Территория Михайло-Афонского монастыря небольшая, но отличается потрясающей чистотой, ухоженностью. Здесь уютно, везде растут цветы и так тихо, что слышно даже шорох трепетания птичьих крылышек на деревьях.

На территории установлены информационные стенды: план-схема подворья и старинное изображение Свято-Михайловско-Афонской общежительной пустыни начала XX в. По изображению видно, каким красивым и большим был монастырь.

Свято-Михайло-Афонская пустынь, начало XX в.

Многие из разрушенных зданий отстроены заново. Разница между старинными и современными строениями легко различима глазом.

Сейчас на территории 4 храма: Свято-Троицкий, Успенский, Архангела Михаила, Святого преподобного Александра игумена обители Неусыпающих.

Главная аллея от входа ведёт мимо Троицкого храма (справа), усыпальницы архимандрита Мартирия (слева), выводит к храму Архангела Михаила, затем к деревянному Успенскому храму.

Главная аллея

Храм Архангела Михаила

Успенский храм

Святая вода

Мы гуляли там в начале мая, когда всё утопало в сирени и в воздухе витал цветочный аромат.

Красота!

За храмом Архангела Михаила – памятник великому князю Михаилу Николаевичу Романову, отличившемуся в Русско-турецкой войне (1877 г.) в освобождении Кавказа от турок.

Памятник великому князю М. Н. Романову

Рядом – храм Александра игумена.

Храм Александра игумена обители Неусыпающих

Перед ним – площадь с солнечными часами.

Солнечные часы

Неподалёку – мемориальное место памяти казаков, сражавшихся на Кавказе и могила убиенных фашистами инвалидов. Этот текст украден с сайта Дороги мира (worldroads.ru)!

Памяти казаков

К сожалению, на табличке одного из казаков, Гуляева, допущена ошибка в дате рождения. Если кто читает из родственников Гуляева или из братии – надо бы исправить…

Братская могила инвалидов, расстрелянных фашистскими оккупантами…

Мы прибыли в Михайло-Афонскую пустынь уже поздно и сперва поднялись на гору Физиабго, сходили к святому источнику и посетили пещеры, поэтому в вечернем свете было уже темновато снимать, не все фотографии получились хорошего качества.

На монастырской территории чувствуешь себя очень комфортно, можно фотографировать, никто ничего не запрещает. Нельзя только фотографировать братию без разрешения, но это понятно.

А вот саму территорию, храмы можно запечатлевать на память сколько угодно. Люблю бывать в таких обителях. Может, кто-то скажет, что это – туристическое место, но мне по душе такое отношение к приходящим людям. Сюда хочется вернуться ещё. Настолько тут умиротворённая, благостная атмосфера. Спокойствие и тишина.

Жаль, что трапезные были уже закрыты. За день мы нагулялись и с удовольствием вкусили бы монастырской трапезы.

Кстати, здесь можно приобрести вкусный монастырский хлеб, а в монастырской лавке – изделия из серебра.

А ещё приобрести лечебные травы. Телефон монастырского травника: 8-918-68-48-777.

Как добраться до Михайло-Афонской пустыни

Объект находится в 53 километрах от столицы Адыгеи города Майкопа, в 14 километрах от центра посёлка Каменномостский (Хаджох), на окраине посёлка Победа, улице Родниковой, 5.

Михайло-Афонская пустынь на карте:

Координаты: N44.290455, E40.316674. Прямо перед комплексом – небольшая бесплатная парковка. Есть ещё одна, просторнее, в 350 метрах от монастырских ворот дальше, недалеко от пещер. Координаты второй парковки: N44.290266, E40.31968. На этой парковке машин меньше.

Вход в Свято-Михайло-Афонскую пустынь

Официальный сайт Михайло-Афонской пустыни (Адыгея): mihailov-monastir.narod.ru.

Телефоны: 8-928-466-03-58 (отец Михаил), 8-928-466-17-55 (отец Савва).

Этот мужской монастырь разрешено посещать всем, и мужчинам, и женщинам. У входа посетительницам бесплатно выдают платочки и юбки.

Открыт для посещения с 8:00 до 17:00, в праздничные и воскресные дни – с 8:00 до 20:00.

При желании можно заказать экскурсию по Михайло-Афонскому монастырю и окрестностям (за пожертвования, размер пожертвований уточнять по тел.): 8-928-669-30-79 (Ирина), 8 928-471-57-36 (Анна).

Перекусить возможно комплексными обедами, вкусными блинами с травяными чаями и сбитнями в монастырской «Блинной» и в «Монастырском Погребке», находящихся на территории обители. Телефон для обслуживания в трапезных (заказы для групповых посетителей): 8-928-415-78-84 (Вера).

На территории есть паломническая гостиница с двухразовым питанием.

Сюда ходят регулярные паломнические и туристические автобусные рейсы из Краснодара. Маршрут «Краснодар–Победа» отправляется из Краснодара (в скобках – время прибытия в Победу): 6:50 (11:35) и 16:25 (21:10). Время отправления из пос. Победа (прибытия в Краснодар): 6:50 (11:35) и 16:00 (20:35).

Заказ автобуса: 8-918-428-43-68, 8-928-662-05-97.

Своим транспортом ехать из Каменномостского дорогой «Каменномостский – Победа» (свернуть с ул. Мира налево по указателю «Победа. Свято-Михайло-Афонский монастырь») по ул. Шоссейной, затем по асфальтированной главной дороге до посёлка Победа (дорога с небольшим подъёмом в гору). На въезде в посёлок Победа повернуть направо на ул. Дружбы и ехать до ул. Родниковой.

Указатель в Каменномостском

Дорога к монастырю

Интересные места, относящиеся к Михайло-Афонскому монастырю:

часовня и смотровая площадка на вершине горы Физиабго;

святой источник целителя Пантелеимона с купелью;

рукотворные пещеры в недрах горы Физиабго.

Можно гулять вокруг пешком самостоятельно, можно заказать экскурсию, можно покататься на лошадях (у монахов есть конюшня).

Поскольку монастырь – не только туристическая достопримечательность Адыгеи, но и главным образом – действующий религиозный объект, вход, разумеется, бесплатный. Однако можно оставить пожертвование на развитие обители в ящичке на входе.

И ещё о громких фактах. Большинство источников в Интернете утверждают, что Михайло-Афонский монастырь является самым высокогорным в России. Но самым высокогорным монастырём нашей страны считается Свято-Аланский (Северная Осетия), высота 1300 м над у.м. Михайло-Афонский монастырь – на высоте 907 метров над у.м. Как говорится, почувствуйте разницу. Однако привычка бездумно списывать друг у друга в Интернете, увы, сильна… А ведь Свято-Аланский монастырь построен не вчера, а в 2000 году, на год раньше чем был восстановлен Михайло-Афонский монастырь…

Но хотя Михайло-Афонский монастырь и не самый высокогорный в России, от этого он не менее интересен. Нам очень понравился – и своим расположением, и атмосферой.

Надеюсь, Вам интересно было почитать про Михайло-Афонскую пустынь.

Все материалы сайта «Дороги мира» — авторские. Большая просьба не брать статьи и фотографии без разрешения автора и администрации сайта.

© Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2017. Копирование текста и фото запрещено.

Схожие записи:

Достопримечательности Адыгеи: водопады Руфабго

Хаджохские дольмены

Дорога под скалой «Пронеси, Господи!»

Первая канатная дорога в Адыгее

Путешествие в Горную Адыгею

Хаджохская теснина

Скала Чёртов палец, хребет Уна-Коз

Дорога на плато Лаго-Наки

Кавказский заповедник, плато Лаго-Наки

Плато Лаго-Наки, хребет Азиш-Тау

Спасибо, что поделились ссылкой на этот пост в соцсетях!

Свято-Михайло-Афонский монастырь

Россия Республика Адыгея поселок Победа

Идёт загрузка карты…

Михайловский монастырь, располагается в живописном, утопающем в зелени уголке Северного Кавказа, на склоне горы Физиабго, вблизи посёлка «Победа». Это место находится на территории республики Адыгея, в тринадцати километрах от посёлка Каменномостского (ст.Хаджох).

Свято-Михайловский монастырь в конце XIX был самым крупным монастырём северного Кавказа. Обитель основана выходцами со Святой горы Афон и является самым высокогорным монастырем России. Возвращена Русской Православной Церкви в 2001 году в плачевном состоянии. В данный момент монастырь постепенно возрождается.

Сайт монастыря

История

После окончания затяжной Кавказской войны и переселения казаков на новые территории начала налаживаться мирная жизнь. И хотя в некоторых станицах строились маленькие храмы, у казаков появлялась потребность к паломничеству в монастыри. Но удовлетворить ее они не имели возможности. Поэтому с каждым годом у казаков росло желание иметь свою обитель в горах.

Первые попытки к учреждению монастыря в этом удаленном уголке Закубанья относятся к 1874 г. С таким почином выступили казаки местных станиц, готовые выделить под устройство монастыря 270 десятин общественной земли. Было определено и место под монастырь — на горном плато у горы. Физиабго. Однако их ходатайство перед властьимущими успеха не имело.

Спустя 2 года схимонах Виталий отправился в паломничество на святую гору Афон. Там он встретился с иеромонахом Мартирием (Островых), выходцем из России. В долгой беседе о странствиях по Северному Кавказу старец упомянул и о попытке создания монастыря. Этот рассказ воспламенил о. Мартирия и он возжелал все свои силы и материальные средства направить на основание горной обители.

Весной 1877 г. о.Мартирий (Островых) со спутником направились на Кавказ. После долгого путешествия они достигли мест, указанных старцем схимонахом Виталием, и были поражены их великолепием. Заручившись поддержкой казаков из окрестных станиц, и имея на руках бумагу о добровольном даровании 430 десятин на построение святой обители, о. Мартирий едет в Ставрополь к Преосвященному Герману. Получив его благословение, о. Мартирий в сопровождении делегации от казачества отправляется в г. Тифлис к Его Высочеству Великому Князю Михаилу Николаевичу, наместнику Кавказскому с просьбой передать в собственность православному монастырю казачьей земли. Разрешение было получено и тогда епископ Герман вновь возбудил ходатайство перед Святейшим Синодом о разрешении устроения обители и о назначении иеромонаха Мартирия ее строителем. 28 августа 1878 г. Святейшим Синодом было передано благословение.

История обители

Современное состояние

Храм Архистратига Михаила

С 1992 г. православная общественность Адыгеи начала борьбу за передачу Свято — Михайловской пустыни Православной церкви, которая продолжалась целых 12 лет. В 2001 г. часть монастыря была возвращена церкви. С этого момента можно говорить о возрождении иноческой жизни в обители. Однако большую часть монастыря по-прежнему занимала турбаза с баром, дискотеками и отдыхающими. К огромной радости всех православных окончательная передача обители Православной церкви состоялась по указу Президента Республики Адыгея Х.М. Совмена в марте 2003 г. Так был завершен многолетний марафон по возвращению святыни верующим.

Первым настоятелем монастыря стал иеромонах Мартирий (Пянтин), который занимал этот пост до июля 2004 г. Его трудами и заботами обитель начала подниматься из забвения, налаживалось богослужение, были отремонтированы Троицкий храм и келейный корпус, появились своя техника и пасека. Следующим настоятелем стал иеромонах Пимен (Фицнер). Количество братии увеличилось до 20 человек, продолжилось дальнейшее развитие и обустройство монастыря.

В настоящее время монастырем руководит иеромонах Герасим (Буняев) назначен 10 октября 2006 г. За этот период был возведен на месте старого фундамента храм во имя Архистратига Михаила. Его освящение состоялось при огромном стечении верующих 9 августа 2008 года. Следом начато строительство храма преподобного Александра. Принимает страждущих новая купель на святом источнике великомученика Пантелеимона. В мастерских монастыря проходят послушание иноки и послушники. С каждым годом растет известность монастыря и увеличивается количество прибывающих богомольцев и паломников.

Святыни

С возрождением обители в Михайловскую пустынь Божьим промыслом прибывают святыни, коих до разрушения монастыря было большое количество. Одна из главных святынь — частичка ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.

В обители имеются частички мощей нескольких десятков святых. Список можно посмотреть .

Также имеются частичка гроба феодосия Кавказского и частичка ткани эполет императора Николая Первого.

Совсем недавно появились афонские иконы, которые были специально написаны для нашей обители греческими монахами на скиту, принадлежащего монастырю Святого Павла, и являются благословением Святой Горы Афон:

  • икона Божьей матери «Благословение» или «Мировлитиса» (Мироточивая)
  • икона Собора Архангелов

На подворье в п. Хамышки находится икона Тихвинской Божьей Матери (копия, освященная на чудотворной иконе Тихвинской Божьей Матери).

Рукотворные пещеры

Основной достопримечательностью местности, на которой раскинулся монастырь, являются подземные ходы и пещеры, созданные первыми монахи-отшельники задолго до строительства храма. Народное предание гласит, что монастырь расположен на системе подземных ходов, соединявших все сооружения на поверхности, и прорезавших гору Физиабго насквозь. Специалисты сравнивают эту уникальную систему ходов со знаменитой Киевско-Печерской лаврой. В подземных пещерах монахи создали хранилище святых мощей, богатую библиотеку и иконописную мастерскую. Возможно, в скором будущем энтузиастам удастся полностью расчистить подземные ходы и раскрыть новые поразительные тайны Храма.

Храмовый комплекс

Храмы:

  • Свято-Троицкий
  • Архангела Михаила
  • Александровский
  • Успения Богородицы

Часовни:

  • Казанской Божьей Матери
  • Александра Невского

>Фото

Раздел нуждается в заполнении.

Паломнику

Схема проезда

Добраться можно самостоятельно авто­транспортом, по автодороге Майкоп-Гузерипль, поворот на восток в черте поселка Каменномостский (имеется указатель) до пос. Победа.

А также автобусом: из г. Краснодара рейс «Краснодар-Победа», время отправления (прибытия):

Михайловский монастырь в Адыгее – загадка и тайна истории

Отдых в Адыгее доставляет удовольствие круглый год. Даже в зимнее время тут есть чем заняться. Провести время интересно, активно, познавательно есть возможность на многочисленных достопримечательностях края. Например, посетить полный загадок и тайн Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь.

Свято-Михайловский монастырь

Расположение

Между поселками Каменномостский и Победа (ближе к Победе) расположен удивительный туристический комплекс. Он находится на горе Физиабго, вдоль и поперек изрезанной многочисленными подземными ходами и пещерами.

Эти места стремятся посетить не только паломники, но и простые туристы, предпочитающие совмещать развлечения с культурной программой, в процессе которой любоваться памятниками архитектуры, истории, не безразличных ко всему прекрасному. Узнавать больше интересного о крае, в котором находятся. Кстати, прямо на территории монастыря есть отличная база отдыха.

>Жилье посуточно в этих краях

Каменномостский
Даховская
Хамышки
Гузерипль

Мы с женой и друзьями жили на турбазе «Лаго-Наки» (отличная турбаза с вкусными завтраками)

Особенности монастыря

Многие паломники приравнивают Михайловский монастырь к знаменитой Киево-Печерской лавре. Под ним также огромное количество подземных ходов, в которых ранее находились объекты значимые для монахов. Сегодня от них мало что осталось.

На территории постройки разных времен, многие древние сооружения были разрушены. На их месте появились новые строения. Все максимально гармонично и красиво. Архитектурная композиция удивительная, неповторимая и действительно особенная.

Свято-Михайловский монастырь

Среди старых зданий уцелел главный корпус монастыря, а также Трапезная, отдельные постройки хозяйственного назначения. В принципе отличить новые сооружения от древних не составит труда, даже людям, плохо разбирающимся в строительстве.

Недалеко от монастыря находится святой источник Пантелеймона Целителя. К нему съезжается огромное количество туристов, чтобы набрать воды, обладающей целебной силой. Некоторые граждане даже набирают по 5 – 7 пяти литровых баклажек «живой воды». Тут же есть и купель с родниковой (очень холодной) водой. По приданиям кто в нее окунется избавиться от многих недугов.

Хоть монастырь и мужской, посетить его могут представители и женского пола. Им на входе предлагают покрыть голову платком, а на брюки одеть юбку. Все это совершенно бесплатно, ведь святое место. Кстати, если пойдете к источнику не упустите возможность полюбоваться величественным горным хребтом. На смотровую площадку ведет дорожка, сворачивающая влево от тропы к источнику.

Важно: собираясь посетить источник Пантелеймона целителя, отправляйтесь сюда как можно раньше. В противном случае будете долго стоять в очереди. Людей тут всегда много. Зимой конечно меньше, но все же. Все это конечно очень интересно, но не меньший интерес вызывают исторические факты создания и развития главной достопримечательности Адыгеи.

Свято-Михайловский монастырь

История развития

Планирование строительства комплекса для верующих людей в этих краях началось еще в 1864 году. Тут было много казачьих станиц, верующих людей, но не было финансовой возможности построить и содержать храм. Правители Ставропольской епархии задумалось, где размещать сектантов, старообрядцев и так далее. Жители шести станиц и поселков горной полосы Закубанья решили самостоятельно собрать нужные средства, для возведения храма и места проживания для священника.

Планировалось выплачивать священнослужителю сто рублей пособия, а также ежегодно нанимать ему вестового. Но только в семьдесят четвертом году позапрошлого века епископ Герман попытался создать Свято-Михайловский монастырь. Крестьянин И. Трубин вместе с мещанином из Харькова И. Безверховым попросили разрешение основать около станицы Царской пустыню монахов. Эти два человека вели духовное, нравственное существование, служили церкви. Они стремились к ионической жизни, потому и прибыли в Екатерино-Лябежскую пустынь.

В то же время их как магнитом манило в Кавказские горы, наповал сражавшие своей красотой и величием. Именно они уверили в необходимости сооружения монастыря. При этом, эти воистину великие люди, понимали, что самостоятельно им данный вопрос не решить. Поэтому и пришли к станичникам за подмогой. Естественно получили положительный ответ.

Люди, проживавшие на территории Даховской, Севастопольской, Царской станицы и поселка Каменномостский, приняли решение отдать в дар 270 десятин своих земель. А верующие люди из Царской передали еще не построенному храму молитвенный дом. Одним из главных достоинством подаренных земель, было их высокое плодородие.

Свято-Михайловский монастырь

Подготовка к строительству длилась целых два года, но в процессе выяснилось – возводить какие-либо сооружения на этих землях нельзя. Потому что находилось во владении станичников, и не могло быть передано третьим лицам. А ведь люди уже были настроены на возведение великого храма, на территории которого еще и планировалось открыть школу для местных детей. Деньги и материалы есть, станичники готовы были принимать активное участие в строительстве.

Но в связи с запретом на сооружение святыни и пожертвования и ценности пришлось передать походной церкви Трухмянского пристава. Несмотря на отказ, идея строительства монастыря не угасла. В 77 году позапрошлого столетия снова было подано прошение наместнику Кавказскому о выделении 350 десятин земли станичников (на г. Физиабго) для строительства монастыря.

Весной этого же года, разрешение было получено и уже осенью, строительство Свято-Михайловского монастыря началось. Длилось оно чуть меньше двух лет. Было завершено весной 1879 года. Правда, за это время построили только первый храм, названный в честь Архистратига Михаила. Некоторое время он служил обителью монахов и местом проведения служб.

Еще один храм, сооруженный в честь А. Невского, открылся только через три года. А спустя еще четыре года возвели самый крупный и величественный храм – Успенский собор. Он был настолько велик, что свободно мог вместить одновременно до 1000 прихожан.

Свято-Михайловский монастырь

Со временем старцы стали обустраивать на г. Шахан кельи. Монахи построили на г. Физиабго храм Преображения Господня. А двое из них, почему-то считавших себя грешными людьми, вырыли ходы в недрах горы. Примерно в это же время была открыта церковная школа. Тут развернулась бурная деятельность.

Были построены ферма и скотный двор, сапожная и даже швейная мастерская, не говоря уже о прачечной и красильной. Была тут и своя кузня, больница, метеостанция и завод по производству алебастра. Монахи спокойно жили и трудились вплоть до гражданской войны. По ее окончанию, землю, инвентарь и постройки конфисковали.

В начале двадцатых годов прошлого века вообще сделали дом отдыха, а потом организовали коммуну. В то же время монахи тут смогли прожить до 28 года прошлого столетия. После монастырь закрылся уже официально, а всех обитателей распустили.

В ВОВ закрыли и базу отдыха, а на его месте обустроили дом людей с ограниченными возможностями. В сорок четвертом году власти вообще решили тут сделать ДТК (детскую трудовую колонию). Через два года был уничтожен Успенский собор, оставшийся материал использовали для строительства учебного заведения. В этом же году был уничтожен и хр. Преображения.

Свято-Михайловский монастырь

В шестидесятые годы прошлого века, колонию отсюда убрали. А уже в 72-м, на территории Свято-Михайловского монастыря открыли базу отдыха для туристов «Романтика». Борьба за возвращение строений и земли православной церкви началась только в начале девяностых годов прошлого века и продолжалась более десяти лет. Окончательная передача Михайловского монастыря состоялась только в начале нашего века, в 2003 году. С тех пор и началось восстановление разрушенных объектов, точнее, строительство новых храмов.

Чем интересен монастырь сегодня

Самое популярное место – Свято-Троицкий храм (переживший все вышеописанные события) это одно из крупнейших строений. Стоит также посетить храмы Успенский и Архангела Михаила. Еще одной местной достопримечательностью считается братская могила людей с ограниченными возможностями, убитых фашистами.

Не меньший интерес вызывают еще не до конца восстановленные сооружения: хр. Успения, Св. Александра, трапезная и дом, принимающий странников. Многие туристы, особенно паломники, стараются обязательно посетить склеп архимандрита Мартирия.

В окрестностях Свято-Михайловского монастыря также есть чем заняться. Это и конные прогулки, и посещение пещер, по пути к горе Физиабго. Подъем на гору, наслаждение панорамой. Те туристы, у которых времени достаточно, часто отправляются еще к реке Фарс, знаменитой своим каньоном.

Свято-Михайловский монастырь

Кстати, для паломников предусмотрена гостиница на 80 номеров, правда, по некоторым данным временно размещение в ней невозможно. В то же время в паломническом центре организовываются экскурсии в пещеры созданные человеческими руками, к монашеским озерам, Успенским кельям и к часовне царя Александра II.

Как добраться (доехать) до Свято-Михайловского монастыря

Вначале необходимо добраться до п. Победа. Сделать это можно на автобусе, идущим из Краснодара, через поселок Каменномостский. На машине доехать до Михайловского монастыря можно через Майкоп, в сторону Каменномостского. На въезде в поселок вас встретят указатели до святых мест. Так что заблудиться вряд ли получится. Тем более, если следовать координатам. Точные координаты и карта внизу страницы.

Адрес: район Майкопа, п. Победа, п/о Веселый, улица Родниковая 5.

Так же есть возможность связаться по телефону с отцом Варлаамом: 8 928 2682660 или отцом Михаилом по номеру 8 928 4660358.

>Фото Свято-Михайловский монастырь >Фото внутри

Точное место на карте, GPS координаты: 44°17’24.3″N 40°19’05.4″E (44.290095, 40.318172)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *