Свято никольский собор кисловодск

Свято-Никольский собор в Кисловодске является главным православным храмом Кисловодского благочинения. Он был построен после возрождения Свято-Никольского прихода, состоявшегося в 1991 году. За основу архитектурного облика храма принят проект церкви, взорванной в 1936 году.

Главный фасад собора во имя Николая Чудотворца, © Dmitry89

Сегодня соборный комплекс включает:

  • классическую православную гимназию;
  • воскресную школу;
  • молодежный центр;
  • православную лечебницу;
  • трапезную;
  • церковный музей;
  • приходскую библиотеку.

В Свято-Никольском соборе находится нижний храм, освященный в честь российских Новомученников и Исповедников, пострадавших в послереволюционные годы гонений на Церковь. Сегодня здесь проходят ранние Литургии и совершается Таинство Крещения. У входа в соборную гимназию находится скульптура покровителя учащихся Сергия Радонежского — святого, почитаемого православной церковью в лике преподобных.

Расписание богослужений

В соборе святителя Николая Чудотворца ежедневно совершаются утренние и вечерние службы:

  • Литургия — в 07:30 (будние дни), в 06:00 и 09:00 (воскресенье);
  • Вечерняя служба — в 17:00.

Каждый вторник в 15:00 проходят молебны об успешном разрешении родов и благополучном течении беременности. Еженедельно по субботам в 15:00 перед иконой «Неупиваемая чаша» совершаются молебны с акафистом Пресвятой Богородице. По средам вечерняя служба дополняется акафистом св. Николаю Чудотворцу.

Центральный иконостас и паникадило, © Владимир Емельянов

История храмов во имя Николая Чудотворца

Первое упоминание о Николаевской церкви на Кислых водах относится к 1803 году. Известно, что длинное одноэтажное здание было возведено из дерева в границах Кисловодской крепости. Снаружи и внутри не было никаких украшений, лишь посередине двускатной тесовой крыши возвышался шатер, увенчанный крестом. Богослужения тогда проводились единственным священником по праздничным и воскресным дням, а церковный хор состоял из солдат.

Слава о целебном минеральном источнике Нарзан быстро распространялась за пределы Кавказа. Год от года сюда съезжалось все больше курортников, поэтому необходимость строительства вокруг крепости новых домов возникла сама по себе. Кроме того, вышедшие в отставку солдаты не стремились разъезжаться по домам, считая этот край своей второй родиной. Кисловодская Слобода разрасталась, но вход в гарнизонную церковь был ограничен. В такой ситуации единственным выходом стало строительство нового храма для местных жителей и приезжих.

Ночная подсветка, © Dmitry89

Приходская Николаевская церковь

В 1824 году проектированием нового православного объекта занялись уроженцы итальянской Швейцарии — братья Бернардацци. За несколько лет до этого они приехали в Санкт-Петербург, чтобы участвовать в строительстве Исаакиевского собора. Вскоре Иосиф Карлович и Иоганн Карлович оказались на Кавказе, а впоследствии стали первыми архитекторами Кисловодска и Пятигорска. С просьбой заняться проектом к Бернардацци обратился генерал А. Ермолов, занимавший в те годы должность главнокомандующего Северо-Кавказскими войсками.

Новая деревянная церковь во имя Николая Чудотворца была построена на возвышенном берегу реки Ольховки в период 1825–27 гг.

Особенностью Николаевского храма было отсутствие металлических крепежей в конструкции. На Кавказе в ту пору гвозди и скобы не производили, а издалека завозить их было слишком накладно. Поэтому собирать венцы и крышу пришлось с помощью топоров и пил.

Вид на главный собор Кисловодска с высоты птичьего полета, © Мухаммад Ортиков

В плане здание имело форму креста, удлиненного в сторону запада. Внутреннюю поверхность стен окрашивали белилами, имеющими голубоватый оттенок. Убранство церкви состояло из трехъярусного иконостаса с позолоченной резьбой, украшенной пышными растительными орнаментами, и нескольких развешанных на стенах небольших икон в окладах. Источниками света в дневное время служили широкие оконные проемы. По вечерам в храме зажигали свечи, расставленные в паникадиле и многочисленных лампадах.

Фасады деревянного Николаевского храма, считавшегося украшением всей Кисловодской слободы, были декорированы кружевной резьбой. Центральный купол представлял собой восьмигранный шатер, увенчанный крестом. Колокольня имела аналогичную конструкцию крыши, но меньшего размера.

Каменный храм

Острая необходимость расширения церкви появилась во второй половине XIX столетия. Население Кисловодска росло, поэтому старый храм перестал вмещать всех желающих. Богослужения проводились в тесноте, кому-то приходилось оставаться даже на улице. Прошения на строительство нового каменного сооружения подавались в высшие религиозные органы не раз, начиная с 1879 года. К ним прилагались планы и приблизительная смета. Разрешение было получено в 1883 году.

Свято-Никольский собор на фоне окружающих пейзажей, © anderson2706

Считается, что автором проекта является архитектор В. Грозмани. Строительством руководил военный инженер В. Афиногенов.

  • Период возведения храма — 1883–88 гг.
  • Освящение белокаменного Свято-Никольского храма — 4 ноября 1888 г.
  • Строительство пятиярусной колокольни — 1900 г.
  • Получение статуса собора — 1908 год.
  • Закрытие — в начале 1930-х.
  • Разрушение — 1 сентября 1936 г.

Каменный трехпрестольный Свято-Никольский собор имел внушительные размеры, но внешне он не выглядел тяжеловесной глыбой. В его архитектурном облике присутствовало несколько стилей, но в общем соблюдалась гармония с курортной застройкой. Внутреннее убранство состояло из трех резных иконостасов, выполненных из дерева и покрытых позолотой, богатых росписей, созданных известными русскими мастерами того времени, позолоченных сеней над престолами и жертвенником, а также из различной церковной утвари.

Прихожанам Свято-Никольского собора доводилось слышать голоса великих русских певцов М. Собинова и Ф. Шаляпина.

Рядом с церковью появилась Соборная площадь и некрополь, где было захоронено немало уважаемых горожан и выдающихся священнослужителей. После того как храм в 30-е годы прошлого века сравняли с землей, на его месте разбили сквер, в центре которого установили памятник В. Ленину. Площадь была переименована в Красную.

Вид на собор с проспекта Мира, © Анна Кудрявцева

Возрождение Свято-Никольского собора

Воссоздание прихода началось с марта 1991 года, а уже в апреле на месте будущего религиозного сооружения воздвигли Святой крест. Проект разрабатывался под руководством В. Свинцицкого в течение почти двух лет на основе сохранившихся фотографий взорванного в 1936 году величественного собора св. Николая Чудотворца. Перед группой специалистов поставили цель — максимально точно реализовать архитектурный облик прежнего храма, что и было выполнено.

Первый камень современного Свято-Никольского собора заложили в сентябре 1993 г. Через год при администрации Кавминвод создали попечительский совет, руководство которого активно принимало участие в изыскании средств на строительство и помогало решать хозяйственные вопросы. Иногда процесс возведения храма замедлялся, в связи с чем сроки окончания работ соблюдены не были. Возведение собора завершилось лишь в феврале 1999 года, после монтажа центрального купола и венчающего его креста.

Свято-Никольский собор Кисловодска, © Svetlana Tikhonova

Хронология главных событий:

  • 20 мая 1997 г. — установлены три главные иконы, выполненные в технике эмали на медных пластинах.
  • 22 мая 1997 г. — проведена первая Божественная Литургия, а также праздничный крестный ход.
  • 25 ноября 1997 г. — освящены колокола звонницы.
  • 29 декабря 1997 г. — водружен первый купол.
  • 7 февраля 1999 г. — совершена первая Литургия в нижнем храме.
  • Пасха 2000 г. — начались регулярные богослужения.
  • 21 июля 2002 г. — воздвигнут купол над аркой главных церковных ворот.
  • 22 мая 2008 г. — состоялось освящение Свято-Никольского собора.
  • 2012 г. — завершен цикл работ по росписи алтаря, стен, запрестольных и подкупольных пространств.

Сегодня Свято-Никольский собор является центром духовной жизни Кисловодска и расположенных вблизи города населенных пунктов.Православная гимназия и памятник Сергию Радонежскому, © Анна Кудрявцева

Архитектура главного храма Кисловодска

В плане величественное здание имеет крестообразную форму, дополненную тремя выступающими по бокам абсидами. Над ним возвышается пять куполов, установленных на световых фонарях. Средний — крупнее и выше, четыре угловых — меньше в диаметре и ниже. Массивные стены метровой толщины опираются на огромную бетонную плиту, поддерживаемую группой свай.

Арочная форма фасадов придает собору определенную легкость, полуциркулярные окна и горизонтально расположенные архитектурные элементы визуально устремляют строение ввысь. Композицию завершают высокие световые фонари, увенчанные шлемовидными куполами с идентичными по стилю и размерам крестами.

  • Высота собора — 54 метра.
  • Общий вес сооружения — 18 000 тонн.
  • Вместимость — 3500 прихожан.

Внутреннее убранство

В соборе расположено три престола. Главный освящен во имя святителя Николая Чудотворца, а два других, придельных — в честь Александра Невского и митрополита московского, святителя Алексия. Стены и потолки украшены богатой росписью. Полы выложены гранитными плитами. Солеи (возвышения перед алтарями) отделены от общей части храма декоративными золочеными ограждениями в виде ажурных решеток, являющихся украшением собора.

В Свято-Никольском соборе находится почитаемая православными верующими икона Николая Чудотворца, невероятным образом сохранившаяся после варварского разрушения предыдущего каменного храма.

За главным престолом установлен каскадный четырехъярусный иконостас, украшенный ажурными золочеными элементами. В приделах расположены аналогичные по форме двухъярусные иконостасы.

Внутреннее убранство храма поражает своим великолепием. Сегодня сюда с удовольствием приходят кисловодчане, курортники и гости города за умиротворением, советом и поддержкой.

Как добраться до Свято-Никольского Собора

До одноименной остановки доезжают:

  • автобусы — № 104 и 104г;
  • маршрутные такси — № 1, 8, 10, 11, 15, 17 и 18.

Расположение ближайших остановок и схемы маршрутов общественного транспорта можно посмотреть на сайте.

В Кисловодске можно воспользоваться службами такси Maxim Яндекс. Такси и Gett.

Кисловодский Крестовоздвиженский храм. Фото 2000-х гг.

Храм в честь Воздвижения Креста Господня в г. Кисловодске Пятигорской епархии

Поначалу православные верующие Кисловодской казачьей станицы совершали богослужения, вероятно, в молитвенном доме, т.к. большинство станичников было старообрядцами. Постепенно станица разделилась на две части по вероисповеданию, причём православные заняли южную половину. С разрешения тифлисского обер-священника Кавказского Отдельного корпуса, которому подчинялись все церкви линейного казачьего войска, в 1852 году в южной части общей станичной площади, напротив старообрядческого храма, усилиями православных станичников была возведена небольшая церковь с колокольней.

Церковь представляла из себя приземистый бревенчатый восьмерик на четверике, обшитый досками, на каменном основании. К основному срубу были пристроены четвериками алтарная апсида, притвор и боковые приделы, которые придавали зданию крестообразный план. Шатровый купол с главкой венчал большой восьмигранный световой барабан. На крыше притвора находился глухой барабан с меньшим шатром и главкой. Углы основного объема были украшены главками на тонких шеях. Все главки имели луковичную форму.

В начале августа 1858 года епископ Кавказский святитель Игнатий (Брянчанинов) посетил церковь и беседовал с православными станичниками. Во второй половине XIX века приход заметно возрос за счет переселенцев из других губерний России. Православная община станицы в 1895 году обратилась к епископу Владикавказскому Владимиру с просьбой о расширении церкви. Получив благословение, станичники в 1896 году начали сбор пожертвований, который был доверен казаку Елизару Нагорному и крестьянину Евдокиму Докукину. Было решено построить капитальную каменную церковь взамен прежней.

Кисловодский Крестовоздвиженский храм. Фото нач. XX в.

Строительство началось в 1902 году по проекту зодчего Вергилеса, который и руководил работами. Осенью 1903 года были возведены стены и своды, сделана крыша. Строительство было завершено и новый храм освящен с прежним посвящением в 1904 году. При этом старое деревянное здание церкви было разобрано и продано пятигорскому купцу Антону Курилову, который около 1910 года вновь установил его — как Покровскую церковь — в новом Алексеевском поселке (ныне поселок Свободы).

Около 1936 года Крестовоздвиженскую казачью церковь снесли в ходе правительственной антирелигиозной кампании. После 1965 года в Кисловодске оказались уничтожены все православные храмы, но единственный городской приход остался. Около 1975 года он получил разрешение на строительство новой церкви, под которую было выделено место прежнего Крестовоздвиженского храма. Документов разрушенного храма не сохранилось, поэтому было решено выбрать традиционный для русской церковной архитектуры план храма. Эскизы составил протоиерей Сергий Лиманов. Несмотря на препятствия со стороны властей, стройка стала всенародной — средства поступали со всей страны.

Закладка была произведена 28 февраля 1986 года в присутствии епископа Ставропольского Антония, который приложил много усилий для строительства церкви. Богослужение в храме не прекращалось в период стройки. В то время возведение Кисловодского храма получило мировую огласку как символ свободы вероисповедания в СССР — в ФРГ была выпущена почтовая бумага с оттиском строящейся церкви. 4 октября 1987 года новая церковь была торжественно освящена при большом стечении молящихся, богослужение возглавил Ставропольский владыка Антоний.

Внутренняя роспись под руководством московского художника Н. И. Бурейченко продолжалась около десятилетия и была завершена в 1996 году. Иконостас храма был насписан художниками Новосибирска. В церкви были устроены три престола — главный Крестовоздвиженский, и два боковых — Никольский и Пантелеимоновский. Впоследствии, не позднее 2012 года, на участке храма разместилась также крестильная церковь во имя равноапостольных царей Константина и Елены.

Кирпичный храм выстроен по традиционному проекту.

Настоятели

Святыни

  • чудотворный список иконы Божией Матери «Скоропослушницы» — написан Афонскими монахами
  • чудотворная икона свт. Николая Угодника
  • чудотворная икона вмч. Пантелеимона Целителя с частицей святых мощей

Ранее находились:

    • икона Покрова Пресвятой Богородицы — с 1997 года в Железноводском Покровском храме

Использованные материалы

  • Боглачев С. В., Савенко С. Н., Архитектура старого Кисловодска, Пятигорск: Снег, 2006, гл. «Храмы Кисловодска,» раздел «Крестовоздвиженская церковь»:
  • Страница официального сайта Кисловодского благочиния:
  • «Кисловодск. Крестовоздвиженский храм,» сайт воскресной школы Санкт-Петербургского Воскресенского Новодевичьего монастыря:

Р. Гочияева, старший научный сотрудник музея «Крепость». Сергей Иванович Лиманов — почетный храмостроитель,

Лиманов Гермоген Сергеевич, сайт компании «Тензор»,

Священник и прихожане посетили психиатрическую больницу Кисловодска, официальный сайт Пятигорской и Черкесской епархии «Благословенный Кавказ»,

22 мая 2008 года управляющий делами Московской Патриархии Митрополит Калужский и Боровский Климент в сослужении с Архиепископом Ставропольским и Владикавказским Феофаном совершил освящение воссозданного в Кисловодске кафедрального Свято-Никольского собора.
Первая православная церковь в городе-курорте появилась вместе с его основанием. К середине XIX века у кисловодчан явилась мысль о строительстве собора. Главный храм города был освящен в честь одного из самых почитаемых святых — Святителя и Чудотворца Николая в 1888 году.
Центральный иконостас был высоким, сооруженным из дерева, и отличался искусной резьбой.
Никольский собор повторял традиционную схему пятиглавого храма, выработанную в XII веке зодчими Успенского собора во Владимире.
Величественный храм расписывали знаменитые художники России — братья Васнецовы, В.Д. Поленов, Н.А. Ярошенко, М.В. Нестеров, который и венчался в этом соборе. Великие сыны России Ф.И. Шаляпин и Л.В. Собинов пели в хоре Свято-Никольского собора.
В 1900 году с западной стороны рядом с собором, в том же архитектурном стиле, была сооружена пятиярусная колокольня.
На соборном кладбище нашли последнее упокоение священнослужители и благочестивые миряне, среди которых находились семейные захоронения — склепы Сафоновых и Ярошенко. Семья Сафоновых известна далеко за пределами Кисловодска благодаря кисловодчанину, замечательному русскому дирижёру, педагогу и пианисту Василию Ильичу Сафонову, директору Московской консерватории с 1889 по 1905г.г., по инициативе которого было построено нынешнее её здание. Но и не только ему — хорошо известен на Кавказе был и его отец, генерал И.И.Сафонов, построивший в Кисловодске дом с гостиницей «Парк» на улице Коминтерна (это современное её название). Дочь В.И.Сафонова, русская поэтесса Анна Васильевна Тимирёва (урождённая Сафонова, во втором замужестве — Книпер) волею судьбы была верной спутницей А.В.Колчака до последних дней его жизни.
Проект храма разработан под руководством архитектора В.К Свинцицкого. В качестве основы были использованы сохранившиеся фотографии, чтобы максимально воплотить прежний облик. Высота храма — 54 метра. Собор рассчитан на 3500 человек. В конце февраля 1999 года было совершено освящение и воздвижение главного купола с крестом. Роспись собора выполнил коллектив иконописцев под руководством профессора Николая Вдовкина.
Иконостас храма расписывал местный художник Андрей Николаевич Бухникашвили. У Андрея Николаевича Бухникашвили есть духовный наставник, священник отец Сергий Еланцев, который и благословил художника писать иконы. Позже А.Н. Бухникашвили уже руководил проектом и также расписывал храм Святого Георгия Победоносца в Свято-Георгиевском женском монастыре на горе Дубровка (близ города Ессентуки).
За этот период развилась приходская жизнь. С 1992 года действует Свято-Никольская классическая гимназия, одно из лучших общеобразовательных учреждений Кисловодска. С 2005 — единственная на Юге России приходская поликлиника, где на безвозмездной основе получают медицинскую помощь все нуждающиеся.

Кисловодский Никольский собор. Фото ок. нач. 2000-х гг.

Собор во имя святителя Николая Чудотворца в г. Кисловодске Пятигорской епархии

Гарнизонная церковь

Вскоре по основании крепости у источника Нарзан в 1803 году, в ней была устроена гарнизонная церковь для расквартированных тут военных чинов.

По некоторым данным, эта церковь представляла собой длинное одноэтажное деревянное здание, возведённое из лесных пород деревьев в изобилии росших вблизи крепости. Стены снаружи и изнутри были гладкими, без украшений. Двухскатная тесовая кровля служила потолком, посередине её высился четырёхгранный шатёр, увенчанный крестом. Клир состоял из священника с псаломщика, хор — из солдат. Эта церковь просуществовала до 1830-х годов .

По другим сведениям, в крепости изначально при лазарете имелась гарнизонная домовая церковь, в которой служил военный священник. Позднее, в теплое время в восточной части Базарной площади стала устанавливаться большая палатка, в которой находился походный военный иконостас. Говорили, что ранее этот иконостас сопровождал в походах великого полководца А. В. Суворова .

Приходская деревянная церковь

По мере увеличения слободы при крепости, появилась необходимость строительства более просторного храма. В 1824 году новый главнокомандующий войсками Северо-Кавказской линии, генерал А. П. Ермолов обратился с просьбой о создании проекта храма к братьям Иоанну и Иосифу Бернардацци — главным устроителям Кавминвод . Проект небольшого деревянного храма на сотню человек на основе «образцовых планов» составил Иосиф Бернардацци, который вместе с братом также и наблюдал за его постройкой .

В 1833 году пожилая полковница Толмачева, которая имела дома в Солдатской слободке, вероятно исполняя обет, объявила о своем намерении пожертвовать крупную сумму денег на сооружение и оборудование первого приходского православного храма на Кислых Водах. Храм на обрывистом берегу реки Ольховки был возведен в 1834 году . Этот храм возводился без гвоздей, так-как в то время железо на Кавказе не изготавливалось, поступало в малом количестве и было очень дорого. В плане храм имел форму креста с удлинённой западной стороной . Накладные украшения стен, составленные из деревянных планок, повторяли в разных вариациях геометрические фигуры, окаймляли кружевной отделкой все наружные стены. Над барабаном центральной части высился восьмигранный шатёр с небольшой луковичной главкой. Колокольню также венчал купол. Церковь была окрашена снаружи в светло-серые тона.

На внутренних стенах, окрашенных белой с голубизной краской, размещались небольшие иконы в окладах, перед которыми теплились лампады. Иконостас церкви был трехъярусный, деревянный, окрашенный в белый цвет, с золоченым растительным резным орнаментом. Иконы для иконостаса был написаны монахами Троице-Сергиевой Лавры. Храм был освящен архимандритом Товией во имя святителя Николая Чудотворца, небесного покровителя царствующего императора Николая Павловича. При этом новый храм некоторое время назывался в народе «церковью Толмачевой.»

Более полувека богослужения совершались в обновленной Никольской церкви. В июле-августе 1858 года когда святитель Кавказский Игнатий (Брянчанинов) лечился в Кисловодске, он несколько раз посещал Никольскую церковь и говорил поучения простому народу. Однако, с увеличением прихода в слободке, церковь становилась все более тесной — уже к 1850 году по праздничным дням она с трудом вмещала половину прихожан. Слобожане решили построить новый каменный храм на 500 человек.

Кисловодский Никольский собор. Фото не ранее 1930-х гг.

Слободское правление организовало сбор средств среди населения для постройки собора, но поначалу он шел очень медленно. Со временем пожертвования также стали приходить из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов от благодарных больных, нашедших на Кислых водах исцеление от своих недугов, и в итоге покрыли 80% всех расходов. К концу 1879 года была набрана сумма достаточная для начала строительства каменной церкви.

В конце 1879 года благочинный протоиерей Димитрий Попов обратился в Кавказскую духовную консисторию за разрешением на строительство нового храма. Летом 1880 года начальник Терской области генерал А. П. Свистунов одобрил почин кисловодчан. В 1881 году кисловодское общество подготовило обращение к епископу Кавказскому Герману с такой же просьбой. К прошению прилагался план будущего собора и смета на 50 тысяч рублей серебром. В конце обращения, где стояли подписи генерал-лейтенанта Коханова, генерал-майора Сафонова, камергера Кривошеева и полковника Аглицова говорилось: «Возведение храма необходимо как для нужд больных, прибывающих на группу, так и для украшения группы.»

В 1883 году было получено разрешение на постройку собора в центре слободской площади. По всей вероятности проект пятикупольного Николаевского храма был составлен архитектором Владимиром Игоревичем Грозмани, который с 1874 года был старшим архитектором Терской области . Строительство началось весной 1883 года под руководством военного инженера полковника В. Н. Анфиногенова . Сооружение каменного храма началось рядом со старой деревянной церковью, которая позднее была разобрана и передана казакам станицы Михайловской. Грек Е. К. Топалов и осетин Дзасохов организовали производство кирпича из местной белой глины специально для строительства храма. Попечителем строительства был казачий генерал Илья Иванович Сафонов — отец всемирно известного музыканта Василия Ильича Сафонова.

Трехпрестольный трехъярусный Никольский собор повторял план пятиглавого храма, выработанный в XII веке зодчими Владимира, и был сооружен в визмнтийском стиле. Стены собора были сложены из кирпича на мощном каменном фундаменте. Он имел почти кубический объем, на пониженных углах которого располагались небольшие звонницы. Главный купол на световом барабане находился на пересечении двух основных цилиндрических сводов (рукавов) храма. Подкупольные барабаны были оформлены в виде высоких арок на его гранях. Все главы были грибообразной формы. Западный и боковые фасады имели высокие арочные порталы с закомарами. К порталам прилегали низкие крыльца с двухскатной крышей. Верхние ярусы фасадных порталов были украшены проемами в виде аркад и разделялись выступающим, карнизом. Средний ярус по всему периметру здания был декорирован сдвоенными полуколоннами. По углам здания были прорезаны узкие арочные окна. Восточный алтарный фасад имел многогранную апсиду. Снаружи и внутри стены были оштукатурены светло-серым цементом, за что в народе храм стали называть «белый собор». Купола были небесно-голубыми. Собор имел прекрасную акустику и был рассчитан на 500 человек.

Строительство завершилось в 1888 году, и 22 октября того года собор был торжественно освящён. Место прежней, разобранной, церкви было ограждено и засажено деревьями. Так образовался церковный сад, в котором стоял и дом священника. Вокруг храма возникли соборная площадь, а за алтарной частью — некрополь, где стали погребать священнослужителей и видных благочестивых мирян. При этом внутренняя отделка храма продолжалась еще несколько лет после его освящения.

Главный престол храма был посвящён святителю Николаю Чудотворцу, приделы — южный Архистратигу Божию Михаилу, а северный — благоверному великому князю Александру Невскому. Все три иконостаса были деревянные, резные, покрытые позолотой. Амвоны имели металлические ограждения высотой до метра, окрашенные в белый цвет. В алтаре, над престолом, была установлена позолоченная сень, поддерживаемая четырьмя резными столбами. Такая же сень, но меньшего размера, находилась над жертвенником. В соборе стояли большие металлические подсвечники с пудовыми свечами, многочисленные киоты. Внутри храм был богато расписан. Здесь находилось изображение Богоматери с картины В. М. Васнецова, выполненное местным художником, преподавателем Пятигорской мужской гимназии Краснуха. В росписи собора принимали участие русские художники: братья Васнецовы, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, М. В. Нестеров.

Юго-восточнее от входа собора изначально находилась деревянная двухъярусная колокольня под четырехскатной крышей. В 1900-1901 годах с западной стороны собора, на одной оси симметрии, была сооружена пятиярусная колокольня, архитектурно соответствовавшая стилю собора, с двумя открытыми верхними площадками на четвёртом и пятом ярусах. Пятый ярус предназначался для огромного колокола, который так и не был заказан. Остальные восемь колоколов — крупнейший весом около 750 пудов — разместились на площадке четвёртого яруса. Вероятно, автором проекта колокольни был терский областной архитектор Ф. А. Ковалев.

К 1908 году храм получил статус собора. При нем был собран прекрасный церковный хор под руководством регента А. П. Полтавцева. В разное время в соборе также звучали голоса великих певцов России Ф. И. Шаляпина и Л. В. Собинова.

Весной 1915 года городской архитектор Д. Т. Шантгай составил проект на соединительную постройку от входа в храм до колокольни, но этот проект не был осуществлён.

Гонения и разрушение

В годы безбожных гонений в храме служили священномученики протоиерей Пётр Стефановский и священник Димитрий Гливенко.

В конце 1920-х годов собор оказался в руках обновленцев, а в начале 1930-х годов был закрыт. 1 сентября 1936 года по распоряжению советской администрации собор взорвали.

На его месте был разбит сквер художника-демократа Ярошенко, а Соборная площадь получила название Красной. В 1950-х годах в западной части сквера, посреди огромной клумбы, был установлен типовой памятник Ленину, который простоял здесь около 20 лет.

Возрождение

28 марта 1991 года был воссоздан Никольский приход. В возвращённом Церкви здании был вновь устроен храм во имя святителя Николая Чудотворца, который вновь стал центром духовной жизни города. С 14 августа 1991 года в домовом Никольском храме совершались регулярные богослужения, заработала воскресная школа.

Тем временем 14 апреля 1991 года в городском сквере, на месте разрушенного собора, был воздвигнут крест с надписью о предстоящем воссоздании порушенного храма. Два года шли работы по подготовке строительства. Проект собора был разработан группой проектировщиков под руководством архитектора В. Б. Свинцицкого. В качестве основы проекта были использованы фотографии старого собора.

12 сентября 1993 года при стечении тысяч верующих был заложен первый камень на месте восстановления собора. Молебен с чином на основание собора совершили митрополит Ставропольский Гедеон и епископ Пермский Афанасий в сослужении большого сонма духовенства. В службе принимали участие представители администрации, казачества, армянской и грузинской общин города, патриарх Московский и всея Руси Алексий в своём послании передал благословение. В ознаменование этого события на Крестовой горе города был вновь установлен деревянный крест, освященный в 1998 году.

При администрации Кавказских Минеральных Вод 19 августа 1994 года создан Попечительский совет по обеспечению поддержки и развития Русской Православной Церкви в регионе. Председатель попечительского Совета глава администрации Кавказских Минеральных Вод Алексей Викторович Кулаковский изыскал средства на строительство собора и призвал руководство городов-курортов участвовать в возрождении православных храмов. По решению главы города Кисловодска В. Г. Бекетова были сняты налоги с выполняемых работ. Объединение тепловых сетей проложило бесплатно 23 м теплотрассы. Строителями СМУ-17 возводилась надземная часть. Однако, в 1996 году строительные работы стали замедляться. Из-за недостатка средств первоначальные планы о завершении работ к 1998 году пришлось изменить. Несмотря на то, что финансирование из федерального бюджета было прекращено, строительство не останавливалось.

20 мая 1997 года на фасадах храма установлены три большие иконы на медных пластинах в технике эмали соответствующие трем престолам собора: святителя Николая Чудотворца, благоверного великого князя Александра Невского и святителя Алексия, митрополита Московского. Избрание святых, во имя которых были освящены приделы, было обусловлено тем что они являются небесными покровителями патриарха и митрополита, способствовавших возрождению собора . В день престольного праздника 22 мая 1997 года впервые с начала возрождения настоятель храма протоиерей Иоанн Знаменский совершил праздничную Божественную Литургию, за которой последовал многолюдный крестный ход. 25 ноября были освящены и установлены на звоннице три больших колокола, а 29 декабря того же года восстанавливаемый храм увенчался первым куполом. В 1999 году 7 февраля была совершена первая Божественная Литургия в нижнем храме собора, освященном во имя новомучеников и исповедников Российских. 25 февраля, в четверг первой седмицы Великого поста, на храм был водружен главный купол с крестом, 22 мая того же года впервые День города был приурочен к престольному празднику собора. Регулярные богослужения в верхнем храме начались с Пасхи 2000 года.

Возведение ограды собора завершилось водружением купола на главные ворота 21 июля 2002 года. Великим постом 2005 года бригада художников под руководством Н. М. Вдовкина завершила установку надпрестольной сени, а в начале 2006 года Вдовкин начал работы по росписи алтаря. 3 декабря 2006 года была завершена кладка гранитных полов. В декабре 2007 года завершилась роспись алтаря и была установлена ограда солеи всех трех алтарей. После Рождества Христова 2008 года началась роспись подкупольной части. 22 мая 2008 года совершилось великое освящение собора. Чин совершили митрополит Калужский Климент и архиепископ Ставропольский Феофан с сонмом духовенства при стечении тысяч верующих. Послание к участникам торжеств направил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В возрожденном Никольском соборе был сохранён от храма-предшественника трехапсидный крестообразный пятиглавый план со шлемовидными куполами и арочной формой фасадов. В архитектуре собора много необычных особенностей. Метровая толщина стен обусловлена большой высотой здания. Для увеличения несущей способности, по краям выполнена кирпичная кладка, а внутри — монолитный железобетон. Центральный купол опирается не на четыре колонны как обычно, а на полуарочные конструкции, что позволило увеличить площадь зала. Три висячих балкона опираются на 14-метровые балки, представляющие собой одновременно перила и опоры перекрытия. Фундаментом здания служит монолитная железобетонная плита, которая опирается на сваи. Общий вес собора — 18 тыс. тонн. Высота — 54 метра, соразмерно окружающей высотной застройке. Собор рассчитан вместить 3.5 тыс. человек.

  • Иоанн Смыслов (упом. ок. нач. 1830-х, первый настоятель обновленного храма) свящ.
  • Стефан Носичевский (сер. XIX в.) прот.

Настоятели до 1917 г. :

  • о. Димитрий Семяновский
  • о. Гавриил Покровский
  • о. Александр Касимов
  • Иоанн Знаменский (упом. 22 мая 1997 — упом. 8 сентября 2012 ) прот.

В первой приходской (деревянной) церкви:

  • образ Христа Спасителя, исцеляющего при купели Силоамской расслабленного — большая икона в вызолоченном окладе и с надписью на финифти; стояла у правого клироса; образ был пожертвован анонимным посетителем Кислых Вод в 1831 году
  • среди икон было несколько, подаренных в благодарность от исцеленных местными минеральными водами

Некрополь

В некрополе, устроенном при соборе в конце XIX века, упокоились:

  • Наум, митр. прот.
  • Гавриил Покровский, прот.
  • Иезекииль, иером. Киево-Печерской Лавры
  • Алексий Палисадов, свящ.
  • Пётр Кудряев, свящ.
  • Николай Александрович Ярошенко (+ 1898) известный художник
  • Василий Ильич Сафонов (+ 1918) великий музыкант, композитор и дирижёр — похоронен вместе с родителями
  • Страница официального сайта Кисловодского благочиния:
  • Боглачев С. В., Савенко С. Н., Архитектура старого Кисловодска, Пятигорск: Снег, 2006, гл. «Храмы Кисловодска,» раздел «Никольская церковь»:
  • «Кисловодск. Свято-Никольский собор,» сайт воскресной школы Санкт-Петербургского Воскресенского Новодевичьего монастыря:

Абзац по данным официального сайта Кисловодского благочиния,

По данным официального сайта Кисловодского благочиния,

Версия со страницы официального сайта Кисловодского благочиния,

Кисловодск

Ныне большую городскую площадь украшает огромный белоснежный и златоглавый Свято-Никольский собор, который имеет долгую, почти двухвековую историю. При создании в середине 1820-х годов Солдатской слободки обширное место между ней и кисловодской крепостью было отведено под Базарную площадь, где ежедневно собиралось множество людей, местных и приезжих. Помимо оживленной торговли здесь происходил обмен новостями, оглашение важных указов, массовые собрания и празднества, а также публичные наказания. На площади проводились смотры и военные парады местного гарнизона. Она была настоящим центром общественной жизни растущего селения.

На протяжении долгих лет Солдатская слободка не имела постоянного храма Вероятно, в крепости изначально при лазарете имелась гарнизонная домовая православная церковь, в которой служил военный священник. Позднее, в теплое время в восточной части Базарной площади стала устанавливаться большая палатка, в которой находился походный военный иконостас. Говорили, что ранее этот иконостас сопровождал в походах великого полководца А. В. Суворова.

К началу 1830-х годов стала ощущаться настоятельная потребность приходского храма для быстро растущей Солдатской слободки. В 1833 г. пожилая полковница Толмачева, которая имела дома в Солдатской слободке, видимо, исполняя некий святой обет, объявила о своем намерении пожертвовать крупную сумму денег на сооружение и оборудование первого приходского православного храма на Кислых Водах. По первому браку благодетельница была женой известного георгиевского аптекаря Ивана Соболева, исследователя и первопоселенца Горячих Вод, помощника доктора Ф. Гааза. Рано овдовев, богатая домовладелица к 1818 г. вышла замуж за подполковника Василия Толмачева, предводителя георгиевского дворянства.

Проект небольшого деревянного храма на сотню человек на основе «образцовых планов» составил опытный архитектор КМВ Джузеппе Бернардацци, который вместе с братом Джованни также и наблюдал за его постройкой в 1834 г. Деревянный однокупольный храм, обшитый досками, представлял собой простую однонефную базилику с двухскатной крышей и высоким световым куполом. Церковь была строго ориентирована по линии запад-восток. Новая приходская церковь была освящена во имя Святого Чудотворца Николая Мирликийского, небесного покровителя царствующего в то время российского императора Николая Первого, хотя некоторое время ее называли просто «церковью Толмачевой». Известно, что у правого клироса церкви находился большой образ «Христа Спасителя, исцеляющего при купели Силоамской расслабленного» в вызолоченном окладе и с надписью на финифти. Этот образ был пожертвован анонимным посетителем Кислых Вод еще в 1831 г. Среди икон было несколько, подаренных в благодарность от исцеленных местными минеральными водами.

Первым настоятелем этой церкви стал священник Иоанн Смыслов, которому вскоре было отведено место для постройки дома рядом с храмом. В середине XIX века протоиереем был вдовец Стефан Носичевский, трагически потерявший жену и 7 детей. Деревянная церковь прослужила более полувека, играя важную роль в духовной жизни слобожан. В июле-августе 1858 г. в Кисловодске лечился известный епископ Кавказский Игнатий (Брянчанинов), ныне прославленный как российский святой. Он несколько раз посещал Никольскую приходскую церковь, выступая с поучением к простому народу. А в августе 1877 г. в храме отпевали известного русского поэта Дмитрия Петровича Ознобишина (1804-1877), который погиб в Кисловодске, выпав из опрокинувшейся конной коляски. Он не раз лечился в Кисловодске и посвящал ему стихи. Тело талантливого поэта, внука и наследника знаменитого грека Варвация, было захоронено на местном кладбище, а позднее перевезено в фамильный склеп симбирского поместья Ознобишиных.

С увеличением прихода в слободке Кисловодской маленькая церковь становилась все более тесной. Уже к 1850 г. по праздничным дням она с трудом вмещала и половину прихожан. Слобожане решили построить новый каменный храм, рассчитанный на 500 человек. Однако сбор пожертвований шел очень медленно. Лишь к концу 1879 г. была, набрана сумма, достаточная для начала строительства каменной церкви. 4 декабря 1879 г. слободская община решила начать сооружение нового храма ранней весной 1880 г., сразу после утверждения проекта и сметы церкви Строительным отделением Терского областного правления во Владикавказе и получения разрешения Кавказского епископа в Ставрополе. Ходатаем кисловодчан выступил благочинный о. Димитрии Попов. Тогда же слободское общество избрало трех попечителей по постройке церкви, которые немедленно приступили к делу, начав подготовку к подрядным торгам. Одним из попечителей был казачий полковник Илья Сафонов. Летом 1880 г. начальник Терском области генерал А. П. Свистунов одобрил инициативу Кисловодскиx поселян и заявил, что «новую церковь приличнее всего поставить на мосте крепости, где-находились казармы артиллерийской части, ибо тогда изящной архитектуры храм служил бы лучшим украшением курортного парка».

Строительство началось только весной 1SS3 г., после дополнительного сбора средств и получении разрешении гражданских и духовных управлений. С( орркение каменного храма началось рядом со старом деревянной церковью, которая позднее была разобрана, передана казакам станицы Михайловской

Строительством нового храма руководил военный инженер полковник В. И. Афиногенов, который, возможно, был и автором утвержденного проекта. С целью удешевления стоимости постройки производство кирпича для храма в местных условиях наладили грек Е. К. Топалов и осетин Дзасохов. Спустя пять лет сооружение храма было завершено. Его освящение состоялось 22 октября 1888 г. Среди почетных гостей, приглашенных на освящение, был и областной архитектор М. А. Сурмиевич. В этом году Россия отмечала 900-летие принятия христианства на Руси. Отделка храма продолжалась еще несколько лет. Говорят, что в художественном оформлении новой церкви участвовали известные русские художники. Храм имел три придела. Главный был освящен во имя Святителя Николая Чудотворца, южный — Михаила Архангела, а северный — Благоверного Великого князя Александра Невского. Юго-восточнее от входа находилась деревянная двухъярусная колокольня под четырехскатной крышей.

Трехъярусный крестово-куполъный кирпичный храм на каменном основании был сооружен в так называемом «византийском» стиле. Он имел почти кубический объем, на пониженных углах которого располагались небольшие звонницы. Главный купол на световом барабане находился на пересечении двух основных цилиндрических сводов (рукавов) храма. Подкупольные барабаны были оформлены в виде высоких арок на его гранях. Все главы с крестами были грибообразной формы. Западный и боковые фасады имели высокие арочные порталы с архивольтами (закомары). К порталам прилегали низкие крыльца с двухскатной крышей. Верхние ярусы фасадных порталов были украшены проемами в виде аркад и разделялись выступающим, карнизом. Средний ярус по всему периметру здания был декорирован сдвоенными полуколоннами. По углам здания были прорезаны узкие арочные окна. Восточный алтарный фасад имел многогранную апсиду. Наружные стены храма были оштукатурены, отчего храм часто называли «белым». Его купола были небесно-голубыми.

Место прежней церкви было ограждено и засажено деревьями. Часть тенистого сквера занимал дом священника, а также некрополь, где погребались местные священнослужители и наиболее известные прихожане. Среди последних здесь находись семейные погребения Сафоновых и Ярошенко, которых отпевали в этой церкви Многие кисловодчане были здесь крещены, повенчаны и отпеты. В 1900-1901 гг. западнее церкви была сооружена отдельно стоящая пятиярусная каменная колокольня, оформление и размеры которой полностью соответствовали архитектурному стилю и пропорциям церкви. Вероятно, автором проекта колокольни был терский областной архитектор Ф. А. Ковалев. Колокольня и церковь, находящиеся на одной оси симметрии, составляли единый ансамбль. Весной 1915 г. городской архитектор Д. Т. Шантгай составил проект на соединительную постройку от входа в храм до колокольни. Но осуществлен этот интересный проект не был.

К 1908 г. большой трехпри дельный храм с колокольней получил статус собора. Настоятелями храма до 1917 г. были священники Димитрий Семяновский, Гавриил Покровский, Александр Касимов и другие. Протоиерей Петр Стефановский служил в Никольском соборе до его разрушения. При храме был собран прекрасный хор, которым руководил регент А. П. Полтавцев. Летом 1902 г. в церкви состоялось второе венчание известного русского художника М. В. Нестерова. 13 июня 1905 г. здесь отпевали известного русского писателя Даниила Лукича Мордовцева (1830-1905), умершего на кисловодской даче брата. В апреле 1915 г. в соборе отпевали протоиерея Алексия Петровича Мальцева (1854-1915), выдающегося русского священника, сыгравшего большую роль в укреплении Русской православной церкви в Западной Европе, основателя берлинского Православного братства во имя святого князя Владимира. Он скончался в Кисловодске 15 апреля 1915 года.

В сентябре 1936 г. по распоряжению советской администрации кисловодский собор был взорван, а на его месте был разбит сквер художника-демократа Ярошенко. Бывшая Соборная площадь получила название Красной. В 1950-х годах в западной части сквера, посреди огромной клумбы, был установлен типовой памятник Ленину, который простоял здесь около 20 лет. Но свято место пусто не бывает. В конце 1980-х годов началось возрождение храма. Весной 1991 г. был образован Свято-Никольский приход, который по благословению ставропольского митрополита Гедеона получил помещение для устройства временной церкви. 12 сентября 1993 г. состоялась закладка нового собора. Архитектурный проект храма, похожего на прежний собор, но большего размера, разработал зодчий В. Б. Свинцицкий. Величественный двухэтажный СвятоНикольский храм на 3500 человек украшен шлемовидными куполами и достигает высоты 54 м. Боковые приделы верхнего храма освящены во имя Святителя Алексия и Благоверного Великого князя Александра Невского, небесных покровителей патриарха и митрополита, способствовавших возрождению собора. Нижний храм посвящен Святым Ново-мученикам и Исповедникам Российским. Регулярные богослужения в нижнем храме начались с 8 февраля 1999 г., а в верхнем — со дня Пасхи 2000 года.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *