Свято симеоновский собор

Кафедральный собор праведного Симеона Верхотурского

Адрес: 454084, Челябинск, улица Кыштымская, д. 32.

Телефон вахтера (по просьбе звонящего может переключить на регистратуру): (351) 791 55 51.

Официальный сайт: http://sim-sobor.cerkov.ru/

Богослужения

Божественная литургия в храме совершается ежедневно (за исключением некоторых дней Великого поста). Начинается она в 08:00. По воскресеньям и праздникам совершается две литургии: ранняя в 06:00 и поздняя в 08:30. Обращаем ваше внимание, что во время Великого поста дети до 7 лет могут причаститься только в субботу и воскресенье.

Вечерние богослужения совершаются каждый день с 17:00.

Панихида с понедельника по субботу начинается в 10:00, в воскресенье – в 10:30.

Святое крещение

Крещение младенцев. С понедельника по субботу в 11:00, в воскресенье – в 11:30. Приходить в регистратуру не позднее 10:30. Оформление в день крещения. При себе нужно иметь чистое полотенце и крестильную рубашку. Пожертвование за крещение 1000 рублей. Также необходимо приобрести две свечи, свидетельство о крещении, крест (если нет своего), свидетельство о крещении. На крещении присутствует родная мама и кто-нибудь один из крестных, крещёный в Православной Церкви. Для мальчиков необходим крестный-мужчина, для девочек – женщина.

Крещение взрослых (от 14 лет). Только по воскресеньям в 12:30. В регистратуру необходимо прийти не позднее 12:00. Оформление в день крещения. Мужчинам при себе нужно иметь запасные плавки, спортивное трико, чистое полотенце, тапочки. Женщинам – быть в юбке, при себе иметь чистое полотенце, простыню, купальник, халат, тапочки. Пожертвование за крещение – 1000 рублей. Также необходимо приобрести свечу, свидетельство о крещении, крест (если нет своего), свидетельство о крещении. Крестные не требуются.

Православная библиотека

Запись по паспорту, приглашаются все желающие. Часы работы: вторник с 10:00 до 16:00, суббота с 10:00 до 16:00, воскресенье с 10:00 до 16:00.

Социальная служба

Приходом собора организована социальная служба, которая помогает многодетным матерям, одиноким престарелым людям, а также тем, кто обратился за срочной помощью. Собор окормляет социальный дом ветеранов, детский приют «Возрождение» и детский дом-интернат №13. Если вы тоже хотите помогать людям, звоните по телефону 8 908 707 8384 (Ольга Петровна Воронкова) или пишите на электронный адрес: olga-voronkova10@mail.ru

Молебен о вразумлении заблудших

По благословению правящего архиерея каждый первый понедельник месяца в соборе совершается молебен с акафистом святителю Григорию Паламе. Любой христианин может посетить это богослужение и помолиться о своих родных и близких. Начало молебна в 13:00.

История храма

Первоначально Свято-Симеоновский храм был кладбищенским и приписным. Он не имел своего штата, службы совершали клирики находящегося поблизости Свято-Троицкого храма. Такая практика была обычной. Две другие кладбищенские церкви дореволюционного Челябинска также являлись приписными: Казанская церковь была приписана к Христорождественскому собору, Успенская – к Свято-Троицкому храму.

Кладбище в заречной части Челябинска – на возвышенности, которую позже стали называть Симеоновской горкой – появилось в 1837 году. На нем была построена деревянная часовня, которая с годами обветшала. Поэтому челябинцы обратились к епископу Оренбургскому и Уральскому Митрофану (Вицинскому) с просьбой благословить строительство небольшого кладбищенского храма. 24 января 1873 года правящий архиерей разрешил начать работы.

Освящение состоялось в 1883 году. Епископом Оренбургским и Уральским в то время был Преосвященный Вениамин (Смирнов). Однако сведений об его приезде в Челябинск ради освящения кладбищенской церкви не сохранилось: скорее всего, по благословению архиерея чин совершил какой-либо священник. Основным назначением храма было совершение заупокойных литургий, служение панихид и отпеваний. Он был однопрестольным, неотапливаемым, в достатке обеспеченным ризницей и утварью.

К моменту освящения храма кладбище на Симеоновской горке уже было официально объявлено закрытым. Местные органы власти решили, что увеличение кладбищенской территории противоречит интересам развития города.

В период строительства и освящения Свято-Симеоновского храма настоятелем Свято-Троицкого храма, к которому он был приписан, являлся священник Иоанн Петрович Днепровский (1825-1898). Именно его, следовательно, можно назвать и первым настоятелем Свято-Симеоновского храма. Отец Иоанн – выдающаяся личность, оставившая заметный след в истории Челябинска. Выпускник Уфимской семинарии, он служил в храмах Челябинского уезда с 1850 года. Много лет параллельно со священнослужением он преподавал Закон Божий в различных учебных заведениях Челябинска, слыл книжником и бессребреником. В 1863 году отца Иоанна назначили настоятелем Свято-Троицкой церкви, этот пост он занимал до конца жизни.

Заметным событием стало обрушение в 1889 году колокольни Свято-Симеоновского храма. Причиной стала буря. Восстановление проходило в 1889-1890 годах под руководством крестьянина П.М. Кутырева. В ноябре 1891 года епархиальный архитектор Ф. Маркелов засвидетельствовал, что капитальный ремонт купола и колокольни «произведены прочно, правильно, из материала должного качества». Известно, что благодетелем Свято-Симеоновской церкви был П.И. Ильиных, который помогал при возведении и других храмов Челябинска. В 1896 году Пётр Иванович скончался и был с почётом похоронен за алтарем храма. Могила его сохранилась до наших дней.

Примечательный факт: когда летом 1919 года красноармейские части наступали на Челябинск, колокольня Свято-Симеоновского храма служила наблюдательным пунктом, направляющим огонь артиллерии войск Колчака. В начале 1920-х годов городские власти ликвидировали Симеоновское кладбище, убрав с могил кресты и плиты. Планировалось, что на этом месте появится парк, однако план не был осуществлён.

Когда Свято-Симеоновский храм приобрел статус отдельного прихода, не вполне ясно. Одни утверждают, что это произошло накануне революции. Другие связывают это с регистрацией в храме общины обновленцев в 1922 году. Так или иначе, храм обрел самостоятельность задолго до закрытия Свято-Троицкого храма, произошедшего в 1929 году.

Обновленческая община использовала храм 15 лет. В феврале 1937 года она объявила себя «автокефальной» и прервала отношения с обновленческой «иерархией». А в 1941 году Свято-Симеоновский храм возвратился в лоно канонической Церкви. Настоятелем стал протоиерей Сергий Ашихмин. Приход начал собирать средства, чтобы оказать помощь фронту. Письмо отца Сергия «За скорую победу над врагом» было помещено даже в известную книгу «Правда о религии в России», изданную Московской Патриархией в 1942 году.

За годы войны прихожане Свято-Симеоновского храма собрали 696 тысяч рублей в Фонд обороны, приобрели облигаций различных займов более чем на 100 тысяч, сдали серебра в изделиях 6500 граммов, золота 269 граммов.

В 1947 году Челябинская епархия обрела своего архиерея – епископа Ювеналия (Килина). Однако собором стал привокзальный храм в честь Рождества Богородицы, который власти разрешили открыть. Примечательно, что, по некоторым сведениям, когда владыка Ювеналий прибыл в Челябинск, привокзальный храм ещё не был открыт. Поэтому первоначально архиерей служил в Свято-Симеоновском храме, фактически используя его как собор, даже жил на территории храма, и лишь впоследствии кафедра оказалась в Рождество-Богородицкой церкви.

В 1940-50-х годах верующие занялись благоустройством Свято-Симеоновского храма. Здесь появились хозяйственные постройки, небольшой придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм был обнесён кирпичным забором.

В конце 1950-х годов развернулись «хрущёвские гонения». В марте 1960 года Священный Синод был вынужден принять решение о передаче приходов Челябинской епархии под управление епископа Свердловского Флавиана (Дмитриюка). В июле 1960 был закрыт кафедральный собор в честь Рождества Богородицы, его причт перешёл в Свято-Симеоновский храм, который вновь оказался единственной действующей церковью города.

Перестроечное смягчение государственной политики по отношению к религии и Церкви постепенно стало отзываться и в Челябинске. В новых условиях прихожане Свято-Симеоновского храма начинают более настойчиво ходатайствовать перед облисполкомом и другими органами власти о разрешении провести реконструкцию своего храма.

В 1985 году было написано письмо, подписанное двадцатью верующими. Среди них Г.П. Замятин, М.Д. Банникова, К.А. Крамаренко, А.П. Мошнина, А.Т. Засухина и другие. Адресовано письмо было сразу нескольким официальным лицам: председателю Совета по делам религий К.М. Харчеву, председателю Челябинского облисполкома Е.Ф. Куракину, управляющему делами Патриархии митрополиту Алексию (будущему Патриарху), правящему архиерею архиепископу Свердловскому и Курганскому Мелхиседеку.

В этом документе можно найти описание стеснённых условий, в которых проходили праздники и будни тогдашнего Свято-Симеоновского храма: «Размеры единственной церкви с пристроенными тамбурами к бывшей кладбищенской часовне известны облисполкому, и также известно, что в храме размером 150 квадратных метров невозможно вместить всех желающих присутствовать при богослужении в воскресные дни и тем более в двунадесятые праздники. Люди вынуждены при любой погоде стоять в церковной ограде в течение всей службы». В этой связи верующие просили либо возвратить здание недействующего Троицкого храма, либо дать разрешение увеличить в размерах действующую Симеоновскую церковь.

28 октября 1986 года Челябинский горисполком принял решение, позволившее церковному совету Симеоновской церкви разрабатывать проект реконструкции храмового здания, 2 сентября 1987 года разрешил проведение работ в соответствии с разработанным проектом. Авторами проекта реконструкции стали архитекторы института «Челябинскгражданпроект» Алексей Геннадьевич Буров и Виктор Иванович Токарев.

Неоценимую помощь в реконструкции оказали прихожане. Работала небольшая бригада строителей, подобранная прорабом Олегом Малаховым. Им помогали добровольцы из числа прихожан. Работа шла очень быстрыми темпами, строили даже ночью. Поскольку строительные материалы были тогда дефицитным товаром, семерым прихожанам пришлось полгода проработать на кирпичном заводе, чтобы приходу разрешили купить там кирпичей.

В результате реконструкции, проведённой в 1986-1990 годах, площадь Симеоновского храма увеличилась почти в три раза. Появились северный и южный приделы, а два прежних купола были дополнены шестью новыми главками.

Достижением периода перестройки стало и создание профессионального хора. В 1985 году по благословению иерея Иоанна Иващенко (настоятеля храма) ленинградский регент Алексей Григорьев создал большой хор, состоявший из профессиональных музыкантов. В 1987 году Мариной Болеславовной Томашевич, за несколько месяцев до этого уволенной из Челябинского института культуры за пение в церкви, был создан также клирос из профессионалов. В состав клироса вошли многие участники большого хора. В августе 1987 года, накануне дня святого мученика Евпла, состоялась первая служба с участием этого клироса.

Знаменательным событием, в центре которого оказался Симеоновский храм, было празднование тысячелетнего юбилея крещения Руси в Челябинске. Московские торжества прошли в июне, в Челябинске же юбилей отмечался в июле 1988 года. В Симеоновском храме состоялись торжественные богослужения, которые возглавил специально прибывший из Свердловска архиепископ Мелхиседек (Лебедев), управлявший тогда и Челябинской епархией. После литургии в театре оперы и балета состоялось торжественное собрание с докладами и концертом, который дал большой хор Свято-Симеоновского храма под управлением В.Г. Литовки.

В 1989 году храм стал кафедральным собором. Именно тогда на челябинскую кафедру после значительного перерыва был вновь назначен правящий архиерей – епископ Георгий (Грязнов). 29 апреля 1989 года, в Великую Субботу, верующие Челябинска встречали своего нового архипастыря в Симеоновском храме. У входа епископа ожидали священнослужители, а также многочисленные прихожане во главе со старостой Виктором Максимовичем Маточкиным.

Важнейшими событиями духовной жизни Южного Урала стали первосвятительские посещения. Святейший Патриарх Алексий II побывал в Челябинске в сентябре 2000 года, Святейший Патриарх Кирилл – в апреле 2010-го. Разумеется оба предстоятеля Русской Православной Церкви молились в Свято-Симеоновском кафедральном соборе.

В сентябре 1990 года по благословению епископа Георгия в кафедральном соборе открылась воскресная школа. Закон Божий преподавал иерей Николай Трофимов, церковное пение – певчая Наталья Дмитриевна Солодовник. Со слушателями воскресной школы часто встречался епископ Георгий (Грязнов). Несколько позже в число преподавателей вошел священник Дмитрий Алфёров и иконописец Наталья Чекотина, которая рассказывала об иконописи. Однажды взрослая группа воскресной школы даже попросила отца Дмитрия не прерывать занятия на летние каникулы – так сильна была тяга к знаниям о православной вере.

В первое десятилетие XXI века занятия по Закону Божию в воскресной школе проводил протоиерей Ярослав Иванов. Слушатели отмечали доступность изложения и пунктуальное отношение священника к занятиям. В этот период воскресная школа Свято-Симеоновского кафедрального собора стала для Челябинской епархии образцовым учебным заведением подобного рода. Слушатели делятся на три возрастные группы. Проводятся занятия не только по основам православной веры, но и по церковному пению, литургике, церковной истории. Занятия по церковнославянскому языку ведет кандидат филологических наук Валерий Эдуардович Будейко. Об иконописи рассказывает искусствовед, кандидат исторических наук Марина Павловна Шумакова.

В начале 1990-х годов при Симеоновском кафедральном соборе стали действовать пастырские курсы. Священнослужители, рукоположенные в то время, в большинстве своём прошли обучение на этих курсах. Официально они получили статус духовного училища в 1995 году. Епископ Челябинский и Златоустовский Георгий (Грязнов), бывший проректор Московской Духовной академии, преподавал догматическое богословие. Протоиерей Анатолий Мухин, выпускник Института святого Владимира в городе Харбине, вёл Священное Писание Ветхого Завета. Молодой иерей Игорь Шестаков, выпускник исторического факультета Челябинского государственного университета, обучал слушателей истории Церкви. Одногодичное Челябинское духовное училище успешно функционирует до сего дня. С годами серьёзно изменился преподавательский состав, а не раз обновлялись учебные планы. С 2011 года проректором духовного училища является иерей Евгений Мартенец, выпускник Санкт-Петербургской духовной академии.

В начале XXI века при Свято-Симеоновском кафедральном соборе начал действовать молодёжный клуб «Держись!» и детско-юношеский театр «Белая птица». Отметим также, что приход кафедрального собора сыграл значительную роль в становлении Челябинской православной гимназии, которая открылась в 2002 году. Достаточно сказать, что гимназия носит имя покровителя храма святого праведного Симеона Верхотурского, а в первые годы располагалась совсем рядом с собором, на первом этаже жилого дома.

Иконописная мастерская при Свято-Симеоновском храме была образована в 1991 году. Первоначально ею руководила Н.В. Чекотина. Главным ориентиром для иконописцев стали творения московских мастеров конца XIV – начала XVI веков. Выбор данного направления был обусловлен его высочайшими духовными и художественными свойствами. Сегодня мастерская представляет собой характерное для нашего времени явление в области иконописи. Не имея преемственной связи с какой-либо школой, она развивается в русле традиции древнего московского письма с привнесением новых качественных элементов. Все иконы Симеоновского собора последних 10-15 лет выполнены в собственной иконописной мастерской, где продолжают трудиться ученики Н.В. Чекотиной.

Более десяти лет в соборе действовали золотошвейная мастерская (руководитель О.В. Шаламова) и мастерская резьбы по дереву (руководитель А.В.Коробейников). И хотя обе мастерские прекратили своё существование, они внесли определённый вклад в культуру края, в дело православного просвещения.

В конце XX – начале XXI века продолжал меняться внешний облик собора. В первой половине 1990-х, в период настоятельства протоиерея Николая Трофимова, на территории храма были снесены ветхие строения, взамен было выстроено новое трехэтажное административное здание. Фасад храма был украшен иконами, при входе в храм были установлены скульптурные барельефы «Симеон Верхотурский» и «Обретение Казанской иконы Божией Матери».

В годы настоятельства протоиерея Бориса Кривоногова (1997-2004) была весьма существенно обновлена ризница, приобретены серебряные богослужебные сосуды и напрестольное Евангелие с серебряным окладом. Соборный хор в выборе репертуара стал опираться на традиции Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Настоятель специально привёз из Москвы подходящие ноты, и регент Елена Коростина начала активно внедрять их в богослужение. Кроме того, вошло в традицию проведение рождественских ёлок с участием правящего архиерея. Организовывать их помогал профессиональный режиссёр Олег Павлович Евдак, доцент Челябинской государственной академии культуры и искусств.

В 2004-2005 годах по инициативе настоятеля, протоиерея Игоря Рысенко, были проведены работы по гидроизоляции фундаментов собора и прилегающих зданий, обновлены несущие конструкции колокольни. К выполнению этих работ привлекали промышленных альпинистов. Изменился внешний вид храма и храмовой территории: устроены новые цветники и газоны, альпинарии с редкими растениями. Рядом с храмом разместилась зона отдыха для прихожан, где был положен тротуар из плитняка, установлены беседки, смонтирован трёхъярусный водопад.

В последующие годы капитальному ремонту подвергся каменный забор вокруг собора, в храме были установлены небольшие динамики, благодаря которым богослужение стало слышно даже в притворе. В 2009 году в храме появился фарфоровый иконостас, сделанный в Сысерти. Это уникальное сооружение: в момент установки такие же были только в Екатеринбурге, Невьянске, Верхотурье, Новом Афоне и Риме.

В 2002-2007 годах кафедральный собор издавал журнал «Симеоновский вестник». Он выходил ежеквартально и распространялся среди прихожан. Главным редактором был иерей Ярослав Иванов. Огромную помощь в его издании приходу оказывала Татьяна Филипповна Соболева, готовившая большую часть материалов, и Анжела Викторовна Усманова, профессиональный фотограф. В 2006 году был создан сайт Свято-Симеоновского храма sobor-chel.ru. Позднее, в 2011-2014 годах, он служил официальным сайтом Челябинской епархии. Сейчас ресурс используется для размещения информации о строительстве нового челябинского собора – Рождества Христова.

В храме имеются частицы святых мощей апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита, преподобного Сергия Радонежского, мученика Иоанна Русского, священомученика Сильвестра Омского, праведного Симеона Верхотурского, священномученика Константина Меркушинского, святителя Тихона Задонского.

Прибытие мироточивой иконы в Челябинск «Умягчение злых сердец», 1 ноября, ок.13.00

Пресс-служба храма Дата публикации: 28.10.2019

Дорогие братья и сестры, напоминаем, что совсем скоро в Челябинск прибудет мироточивая икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»)

Торжественная встреча состоится 1 ноября, образ Божией Матери доставят в собор примерно в 13.00 дня. Правящий архиерей вместе с многочисленным духовенством совершит перед святыней первый молебен с акафистом. Затем будет открыт доступ к иконе для всех верующих. Молитва перед иконой будет звучать постоянно.

4 ноября икона «Семистрельная» примет участие в традиционном общегородском крестном ходе. Молитвенное шествие начнется в 11 часов, оно пройдет от Свято-Симеоновского кафедрального собора до Александро-Невского храма на Алом поле. После крестного хода икона будет передана представителям Магнитогорской епархии. В городе Магнитогорске она пробудет с 4 по 6 ноября, после чего покинет пределы Челябинской области.

С 1 — 4 ноября все желающие смогут помолиться перед иконой в Свято-Симеоновском кафедральном соборе, расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Кыштымская, 32.
В период пребывания иконы храм будет открыт с 7:30 до 20:00.

Челябинск. Кафедральный собор Симеона Верхотурского.

На протяжении вот уже 123 лет в Свято-Симеоновском кафедральном соборе не прекращается служение Господу. Это храм счастливой судьбы: он уцелел в годы гражданской войны при артобстрелах «белых» и «красных»; при советской власти не был ни разрушен, как большинство челябинских храмов, ни осквернен. За это время храм не только не погиб, но расширился и из небольшой кладбищенской церкви превратился в главный храм Челябинской епархии. Ко времени возведения Свято-Симеоновской церкви Челябинск уже был довольно большим губернским городом. В 1862 году его приходы вошли в состав Оренбургской епархии, которая за три года до этого получила самостоятельность и своего управляющего. В Челябинске уже были построены Христорождественский собор, Свято-Троицкая, Казанская церкви, монастырские Одигитриевская и Николаевская, Покровский храм при духовном училище. Причиной постройки еще одной церкви стала большая любовь горожан к праведному Симеону Верхотурскому. «Новый и предивный» чудотворец праведный Симеон, нетленные мощи которого покоились в Свято-Никольском монастыре города Верхотурье, стал пользоваться большим почитанием среди жителей Урала и Сибири. Множество паломников, а среди них, конечно, и челябинский люд, притекали к его мощам, так как по молитвам святого подавалась невиданная доселе в этих краях благодатная помощь и исцеления. И челябинцам, конечно, очень хотелось иметь у себя храм в честь нового угодника Божия.

По решению Консистории от 24 января 1873 года с утверждения Его Преосвященства было разрешено строительство каменной Симеоновской церкви на городском кладбище. Из документов, хранящихся в Челябинском областном краеведческом музее, узнаем, что через десять лет, в 1883 году, на пожертвования «разных лиц» на упраздненном кладбище была построена и освящена церковь с престолом во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца. Это было небольшое белое прямоугольное здание с полукруглой апсидой (алтарным выступом), увенчанное крупной главой на граненом световом барабане. Главный вход располагался с западной стороны, над притвором возвышался ярус звона шатровой колокольни, завершавшейся небольшой главкой. Через шесть лет храм постигло несчастье: в 1889 году во время сильнейшей бури колокольня рухнула, а ее обломками была значительно повреждена церковная крыша. Работы по исправлению, каменные и частью деревянные, поручаются мещанину Павлу Михайловичу Кутыреву. К 14 мая 1890 года восстановление было завершено. Прибывший для осмотра епархиальный архитектор Ф. Маркелов засвидетельствовал, что «капитальный ремонт купола и колокольни Симеоновской церкви в г. Челябинске… произведен прочно, правильно, из материалов должного качества». Благодетелем в строительстве выступил Петр Иванович Ильиных, о котором известно, что он помогал при возведении и других храмов Челябинска. Участие в ремонте крыши и колокольни Симеоновской церкви – его последнее благодеяние. В1896 году Петр Иванович скончался и был с почетом похоронен во дворе храма, напротив его алтаря. Послереволюионный период стал великим испытанием для всей русской православной Церкви; череда закрытий и осквернений не обошла и челябинские приходы. Храмы Челябинска стали закрываться один за другим, их либо разрушали, либо перестраивали под общественные здания. В апреле 1922 года Свято-Симеоновская церковь была передана в аренду общине обновленческого направления.

К 1930 году из семнадцати челябинских церквей уцелел только Свято-Симеоновский храм. А в августе 1930 и над ним нависла угроза: президиум горсовета принял решение об его закрытии, само здание предполагалось использовать «в связи с острым жилищным кризисом под государственные нужды». Но по молитвам святого Симеона Верхотурского, Божией Матери и всех святых храм был спасен от поругания: сразу же после принятия решения о закрытии последнего челябинского храма в «органы» неожиданно приходит секретная инструкция к постановлению ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях». В ней предписывалось «не допускать изъятия молитвенных зданий из пользования религиозных объединений, если таковые изъятия приводят к невозможности в данном месте отправления культа (если данное здание является единственным для того или иного культа)». Церковь не только не была разрушена: вскоре в ней возобновилось православное богослужение. В годы Великой Отечественной войны Свято-Симеоновский храм становится центром патриотической работы православного духовенства и верующих. Прихожане храма за годы войны собрали 80 тысяч рублей в Фонд обороны, приобрели облигаций различных займов более чем на 100 тысяч рублей, сдали серебра в изделиях 6500 граммов и золота 269 граммов. Настоятель церкви протоиерей Сергий Ашихмин за свою патриотическую, проповедническую и организиторскую деятельность получил две благодарности от Сталина и был представлен к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Во второй половине XX века Симеоновский храм несколько раз реконструировался. В 1947 – 1960 годах появились Казанский «приделец», небольшие хозяйственные постройки и кирпичный забор. В 1976 – 1977 годах был выстроен большой притвор и расширена алтарная часть, а боковые пристрои к храму несколько увеличили его площадь. Наконец, поскольку это был единственный в то время в Челябинске действующий храм, в 1986 – 1990 годах произвели его третью, капитальную реконструкцию. В результате этого небольшая церковь превратилась в трехпрестольный кафедральный собор. Статус кафедрального Симеоновский храм получил в 1989 году, когда постановлением Священного Синода от 10 апреля этого же года была воссоздана Челябинская епархия. Третья реконструкция, произведенная в 1988 году, стала для служащих храма и прихожан нелегким испытанием, но и временем небывалого духовного подъема.* В ней участвовали небольшая бригада строителей-профессионалов и около 50 прихожан-добровольцев, которые в течение длительного времени несли тяжелые послушания на стройке. Работа шла очень быстрыми темпами, строили даже ночью. Семь человек из прихода по полгода отработали на кирпичном заводе, чтобы получить дефицитный по тем временам кирпич для строительства храма в счет зарплаты.

По сути, Симеоновский храм после реконструкции – это воплощенная молитва служащих и прихожан, поминаемых ныне за здравие и за упокой. В эти годы были возведены два придела: южный в честь Казанской иконы Божией Матери и северный в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших. Старая церковь оказалась встроенной в новое здание, в первозданном виде сохранились массивная глава храма и колокольня. Храм и приделы завершаются теперь трехгранными апсидами с собственными небольшими главками. В плане строение приобретает форму креста. Двускатную кровлю «ветвей» креста также увенчали небольшие главки. На всех главах установлены ажурные, покрытые сусальным золотом кресты. В ходе реконструкции преобразился и церковный двор. Были снесены загромождающие его ветхие строения, а все службы разместились в длинном двухэтажном административном здании с просторным крестильным помещением в центре. Авторы проекта реконструкции – архитекторы института «Челябинскгражданпроект» А.Г. Буров и В.И. Токарев. Фасад украсили порталы, филенчатые с изразцовыми вставками лопатки, которыми декорированы углы здания, арочные окна с наличниками и опоясывающий изразцовый фриз. Ростовые живописные и мозаичные образы Спасителя, Пресвятой Девы, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Амвросия Оптинского и многих других особо чтимых российских святых обрамляют церковь по всему фасаду. Работы выполнялись художницами Е. Числовой, Ю. Кадомцевой, Е. Ходаевой под руководством Н.В. Чекотиной в 1995-1996 годах.

В последние два года фасадная живопись была значительно обновлена. В 1990 году интерьер храма был расписан группой московских художников. Взору молящихся предстали монументальные картины и сцены из Нового Завета, великие и двунадесятые праздники, чудотворные иконы Богородицы, события из истории Православия на Святой Руси, образы многих почитаемых русских святых. В 2002-2005 годах были обновлены иконостасы северного и южного приделов. Центральный иконостас, одетый в ризу из металла, уже более века сохраняет свой первоначальный вид: при реконструкции был заменен только его каркас. Теперь в храме снова идут строительные работы. Убираются загромождающие стены наружные батареи, вместо них делается «теплый пол». Планируется сменить центральный иконостас, но что самое главное, храм будет заново расписан. Теперь уже трудно узнать в этом развернувшем крылья-приделы соборе небольшую белую церковь.

Собор Симеона Верхотурского

Фото: Собор Симеона Верхотурского

Фото и описание

Собор Симеона Верхотурского – действующий кафедральный собор города Челябинска. Жители Урала, в том числе и челябинцы, с большой любовью относились к праведному Симеону Верхотурскому. Строительство каменного храма на городском кладбище в Челябинске началось в 1873 г. Через 10 лет кладбище упразднили, но храм остался и был освящен в честь Св. Праведного Симеона Верхотурского.

Церковь представляла собой небольшое прямоугольное белое здание с полукруглым алтарным выступом. Центральный вход в храм находился с западной стороны. Возвышающийся над притвором ярус звона шатровой колокольни увенчан небольшой главкой. В 1889 г. во время сильной бури церковная колокольня упала, повредив при этом крышу здания. Восстановлением храма занимался мещанин П.М. Кутырев, на средства, пожертвованные известным благодетелем — П.И. Ильиным. Восстановительные работы полностью закончились в мае 1890 г.

Весной 1922 г. Свято-Симеоновскую церковь передали в аренду общине обновленческого направления. Это был единственный храм Челябинска, который к 1930 г. остался нетронутым.

В период Великой Отечественной войны церковь стала центром патриотической работы верующих и православного духовенства. Во второй половине XX ст. Симеоновский храм неоднократно реконструировался. В 1947-1960 гг. к храму был пристроен небольшой Казанский придел, а также на его территории появилось несколько хозяйственных построек и кирпичный забор. К 1977 г. площадь церкви увеличилась за счет расширения притвора, алтарной части и боковых пристроек. В 1986 г. началась реконструкция храма, которая закончилась в 1990 г. Еще до окончания реконструкционных работ в 1989 г. единственная действующая в Челябинске небольшая церковь получила статус кафедрального собора. Интерьер храма в академической манере был расписан московскими художниками.

За последние годы в соборе Симеона Верхотурского было проведено огромное количество ремонтно-строительных работ, которые существенно отразились на внутреннем и внешнем виде храма. От старого здания сохранились лишь купола и колокольня.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *