Свято троицкий нижний тагил

История Свято-Троицкого кафедрального собора г. Нижнего Тагила

С. М. Прокудин-Горский. Демидовский медный рудник. Вышка.

В конце XVII века, после раскола Русской Православной Церкви вследствие реформы Патриарха Никона, русские люди, придерживающиеся старого обряда, хлынули на восток, подальше от «государева ока». Пользуясь поддержкой и покровительством местных заводовладельцев Демидовых многие из них остались на уральской земле, в том числе и в Нижнетагильском горнозаводском поселке.

У тагильских старообрядцев, как и у старообрядцев других районов Урала, было страстное желание иметь собственных епископа и духовенство. На первых порах с отправлением духовных треб у них проблем не было, обходились при помощи беглопришедшего в Нижний Тагил попа Иоанна, в монашестве отца Иова. А когда он умер, то место его предложили всеми уважаемому Андрею Ивановичу Рябинину. В церковной литературе о нем сказано, что происходил он из знатного рода московских князей Хованских. Возможно, страх за опальное прошлое близких родственников, обвиненных в государевой измене и сговоре с бунтовавшими стрельцами, подтолкнул семью Андрея Ивановича уйти из Москвы в леса Висимской слободы на Урале. Прожив некоторое время в скитах, Андрей Иванович под фамилией Рябинина появился в Нижнем Тагиле, стал заниматься торговлей.

Ревностный поборник старины, Рябинин в 1745 г. близ келий Иова построил деревянную часовню, которая, прада, спустя четыре года сгорела. Взамен он возвел в 1781 г. каменную, с келиями для женщин-послушниц. Из множества святынь Русского Православия он особенно чтил Успенский собор в Москве и в своей часовне повесил икону Успения Божией Матери, украшенную цветными каменьями. По смерти своей Рябинин завещал часовню передать раскольникам, которые считали большой честью стать в числе ее прихожан. Часовня впоследствии оказалась оплотом Нижнетагильского Свято-Троицкого общества.

Вид Свято-Троицкого храма. Фото кон. XIX в.

Начало XIX века ознаменовалось в истории Русской Православной Церкви введением единоверия на правилах, установленных осенью 1800 г. московским митрополитом Платоном. В этих правилах делается ссылка на государя императора, позволившего старообрядцам принимать единоверческую церковь, где они могли бы отправлять все религиозные обряды не тайно, а «как христианам подобает». В пояснении сказано, что староверы должны таковую царскую милость принимать с благоговением, так как единоверческая церковь не нарушает их старой веры, а укрепляет: священников они получат по их желанию, служить те будут по старым обрядам, перстоложение при молитвах разрешалось двумя пальцами, как вводилось ранее.

Несмотря на внешние заманчивые посулы, подавляющее большинство старообрядцев оставалось на прежних своих позициях. Дело в том, что единоверческая церковь подчинялась Святейшему Синоду, который еще недавно занимался борьбой с «еретиками и раскольниками», а значит, был в руках «антихриста и сатаны».

С введением единоверия в Пермской губернии появились и его пропагандисты – православные миссионеры. В мае 1829 г. в Перми была учреждена противораскольническая миссия. По мере расширения Нижнетагильского горнозаводского поселка усилилась борьба администрации и духовенства с раскольниками. Официальное духовенство стремилось обратить все старообрядческие часовни и молитвенные дома в единоверческие, однако встретило сильное организованное сопротивление раскольников.

В мае 1837 г. Урал посетил наследник царского престола Александр Николаевич. Высокому гостю, несмотря на строжайшие запреты «ничего не просить у наследника», смогли передать «Записку о стесненном положении старообрядческого общества». В ней раскольники просили не опечатывать часовни, не обращать Свято-Троицкую часовню в единоверческую церковь, дозволить иметь самоприходящих попов и ослабить действие миссии на раскол. «Записку» рассматривал камергер В. В. Скрипицын, по делам раскольников специально посланный на Урал с царевичем. В сентябре 1837 г. он вновь приехал в Нижний Тагил и старшинам Свято-Троицкой часовни объявил: «Сообщаю вам волю Его Величества: удобнее престать солнцу от течения своего и земле дрогнуть, нежели измениться слову царскому». И пояснил, что слово царское заключалось в отказе их просьб как незаконных. Старшины могут просить у епархиального начальства отправления духовных треб по старопечатным книгам и древним обычаям, опять же в рамках единоверия.

Деятельность православных миссионеров тем временем усилилась, многие старообрядцы приняли решение принять единоверие. Особенную активность проявил тагильский крестьянин Федор Агафонович Уткин, который сплотил вокруг себя более 50 семейств тагильских старообрядцев. 4 апреля 1837 г. они вынесли приговор на принятие единоверческого священства и просили подыскать им достойного кандидата в священники и помочь им в овладении Свято-Троицкой часовни.

Священник Свято-Троицкого прихода с семьей. Фото нач. XX в.

Священника подыскали, им стал дьякон шадринской Николаевской церкви Иоанн Стефанович Пырьев. 25 мая 1837 г. сторонники Уткина подают прошение в Нижнетагильское заводоуправление о том, что хотят занять часовню с учетом предписания главного начальника Уральских гонных заводов (от 20 февраля 1835 г.), позволявшего строить церкви и обращать в таковые часовни.

20 февраля 1840 г. Николай I разрешает Свято-Троицкую часовню передать единоверцам, а 30 марта началась сама передача ее комиссией в составе управляющих заводов Д. В. Белова, П. Д. Данилова, Ф. И. Швецова, жандармского подполковника Жадовского, судьи Соболева, начальника полицейского отделения Нижнего Тагила П. Ф. Львова и священника И. С. Пырьева с понятыми. Полицейские оцепили ограду часовни.

Узнав о передаче часовни единоверцам, раскольники разогнали оцепление и стали стеречь свою святыню. Начались смута и беспорядок. Ф. И. Швецов – авторитетнейший из людей Нижнего Тагила, пытался убедить раскольников в правомерности принятого решения. Однако староверы не унимались и твердили, что не желают повиноваться и ни за что попа в часовню не пустят. Тогда губернатор Огарев срочно послал с нарочным министру внутренних дел сообщение о том, что творится в Тагиле, в котором просил санкционировать радикальные меры по пресечению неповиновения раскольников. Доложили императору, тот краток и категоричен: «Очистить часовню от мятежников, оставя ее в распоряжении священника».

12 мая губернатор сам приеал в Тагил и приступил к повторной передаче часовни. Раскольникам была объявлена монаршья воля, но все напрасно, бунтари отказались выходить наружу. Тогда 15 мая начался штурм часовни с применением физической силы. Подогнали пожарные машины и на неповинующихся стали лить воду. Большую часть людей удалось вытеснить из часовни. Поскольку за процессом следил сам император, усмирение старообрядцев не могло быть растянуто во времени. В тот же день штурм был завершен взятием часовни, а 18 мая на ней установили православный крест.

Интерьер Никольского придела Свято-Троицкого храма. Фото кон. XIX в.

По указу Святейшего Синода Свято-Троицкая часовня 27 декабря 1841 г. обращена в церковь в «древнем стиле», как и просили единоверцы, а 4 июня 1842 г. она была освящена в единоверческую церковь. В том же году Пырьев получил грамоту на освящение места под алтарь. На месте часовни начинается строительство каменной церкви. Главный Троицкий престол освящен о. Нафанаилом в 1885 г. Позднее освящены и приделы: южный – Святого Николая Угодника в 1886 г., северный – Рождества Пресвятой Богородицы в 1887 г. В 1894 г. все три престола из-за их ветхости были заменены на новые. С тех пор и до событий XX века церковь оставалась неизменной. На колокольне, считавшейся одной из самых высоких в Нижнем Тагиле, висел большой колокол. Его глуховатый звук слышали жители всего поселка. Рядом стояли два двухэтажных дома. В одном жили священник и дьякон, в другом размещалась церковно-приходская школа.

В начале 1930-х годов Свято-Троицкая церковь была закрыта. Сняли кресты, с колокольни сбросили колокол. Разрушили иконостасы, клиросы, притвор. Сбили вместе со штукатуркой роспись со стен, потолка, купола. В военные годы храм приспосабливали под склады, слесарные мастерские, а позднее — под автогараж Высокогорского рудоуправления. В 1991 г. храм передали Екатеринбургской епархии.

Состояние храма на момент передачи верующим в 1991 г.

Первым настоятелем храма в 1991 г. был назначен отец Александр Хорунжий, служивший до того времени вторым священником в нижнетагильском храме во имя святого Александра Невского. Первая молитва во вновь обретенном храме состоялась 25 сентября 1991 г. — в день памяти праведного Симеона Верхотурского прихожане и священники всех действующих в то время в Нижнем Тагиле церквей собрались на молебен. Сразу же после молебна наались работы по очистке здания от мусора. Началом постоянной духовной жизни в церкви стало чтение ежедневных акафистов Святой Троице и Божией Матери. Первая Божественная Литургия была совершена в храме на Пасху 1992 г.

Значительное событие в жизни церкви произошло 5 июля 1992 г. При большом стечении верующих архиепископ Свердловский и Курганский Мелхиседек освятил главный престол и храм. После чего со второй половины 1992 г. в храме начались регулярные Богослужения по субботам и воскресеньям, службы совершались так же по великим двунадесятым и храмовым праздникам.

Работы по воссозданию росписи

В 1992 г. была предпринята попытка воссоздания храмовой росписи. Силами студентов ремесленного училища были написаны четыре Евангелиста в парусах, Херувимы в своде алтаря, орнаменты в арках и др.

В первой половине 1993 г. в храме были проведены работы по демонтажу старых куполов – центрального купола и купола на колокольне, находившихся к тому времени в аварийном состоянии. В этом же году была восстановлена крыша храма, внутренние стены были полностью оштукатурены, продолжились работы по росписи храма. 7 июня 1993 г., в Духов День архиепископом Мелхиседеком были освящены колокола, отлитые на Нижнетагильском металлургическом комбинате. Колокола в тот же день были установлены на колокольне, где находятся и по сей день.

Арх. Мелхиседек освящает колокола

В 1997 г. по благословению епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона, протоиерей Владимир Зязев освятил придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1998 г. храму придан статус Архиерейского подвория, настоятелем назначен игумен Дмитрий (Байбаков).

22 — 26 сентября 2000 г. состоялся первый в истории визит на Уральскую землю Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Патриарший визит в Нижний Тагил начался с посещения Его Святейшеством Свято-Троицкого Архиерейского подворья. Обращаясь к заполнившим храм прихожанам, Святейший Патриарх пожелал, чтобы православные тагильчане всегда хранили в своих сердцах мир и христианскую любовь. В память о своем посещении Свято-Троицкого храма Его Святейшество передал тогдашнему настоятелю храма, иеромонаху Димитрию (Байбакову) напрестольный крест с дарственной надписью.

15 мая 2004 г. епископом Викентием освящен придел во имя Святителя Николая Чудотворца.

19 августа 2011 г., в праздник Преображения Господня, за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Иннокентия, секретаря Владимирского епархиального управления, во епископа Нижнетагильского и Серовского. 24 августа Владыка прибыл в новообразованную епархию. В этот день в Свято-Троицком храме был совершен торжественный молебен, на котором собрались священнослужители и прихожане церквей города и близлежащих районов. Именно здесь первый епископ новообразованной епархии впервые обратился к своей пастве.

9 марта 2012 г. указом епископа Нижнетагильского и Серовского Иннокентия настоятелем прихода назначен протоиерей Иоанн Брагин, бывший настоятель прихода храма Дмитрия Донского. 19 марта того же года епископом Иннокентием храм, бывший на тот момент Свято-Троицким архиерейским подворьем, утвержден в новом статусе — кафедрального собора. С этого момента, поскольку именно здесь теперь расположена епископская кафедра, собор является местом регулярных служб епископа Нижнетагильского и Серовского.

Вид на Свято-Троицкий кафедральный собор. Наши дни

Использованы материалы: С.Ганьжа «Страсти вокруг часовни: от раскола к единоверию», В.Криницын «Свято-Троицкая церковь», Г.Рыбакова «Свято-Троицкая церковь», С.Анисимов «О чем звонит колокол?», материалы с сайта «Народный каталог православной архитектуры», фотоархив Свято-Троицкого кафедрального собора.

Больше фото в фотогалерее

Новости епархии | 14 февраля 2013

Храм Троицы Живоначальной г. Нижний ТагилСтраница приходаРусская Православная Церковь, Екатеринбургская митрополия, Нижнетагильская епархия, Центральное благочиние (г. Нижний Тагил) tagiltroica@yandex.ru +7 (3435) 963790, Церковная лавка http://tagiltroica.ru Адрес: Россия, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Трудовая, 3 Идет

Храм поставлен на месте Свято-Троицкой часовни XVIII в., поставленной А.И. Рябининым. Эта часовня была предана раскольникам, а затем стала основой Свято-Троицкого общества. Часть местных старообрядцев решила принять единоверие. Раскольники сопротивлялись передаче часовни единоверцам, но в июне 1842 г. часовня была освящена как единоверческая, после чего началось строительство каменного храма. Главный Троицкий престол освящен в 1885 г. Позднее освящены и приделы: южный – Святого Николая Угодника в 1886г., северный – Рождества Пресвятой Богородицы в 1887г. В 1894г. все три престола из-за их ветхости были заменены на новые.

В 1930-х гг. храм был закрыт и разорен. Затем использовался как склад и гараж. В 1991 г. церковь была передана Екатеринбургской епархии. Первая Божественная Литургия после возвращения верующим была совершена в храме на Пасху 1992 г. В 1998 г. храму придан статус Архиерейского подвория. 22 — 26 сентября 2000 г. состоялся первый в истории визит на Уральскую землю Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Патриарший визит в Нижний Тагил начался с посещения Его Святейшеством Свято-Троицкого Архиерейского подворья.

19 марта 2012 г., в связи с образованием Нижнетагильской епархии, епископом Иннокентием храм утвержден в новом статусе — кафедрального собора.

Основной объем храма образован крупным куполом на восьмигранном барабане. Над куполом возвышается главка на небольшом граненом барабане. С востока к храму примыкает небольшая алтарная апсида. С запада композицию завершает четырехъярусная колокольня. Декоративное убранство храма чрезвычайно разнообразно. Углы отмечены сдвоенными пилястрами. Объемы прорезаны круглыми и арочными окнами. Использованы приемы древнерусской архитектуры: например, декоративные кокошники и наличники с килевидным завершением.

Свято-Троицкий собор (Нижний Тагил)

У этого термина существуют и другие значения, см. Свято-Троицкий собор.

Православный храм

Храм Святой Троицы Живоначальной

Страна

  • Россия

Город

Нижний Тагил

Конфессия

Православие

Епархия

Нижнетагильская епархия

Благочиние

Центральное

Архитектурный стиль

Русско-византийский

Основатель

Рябинин Андрей Иванович

Первое упоминание

1745 год

Дата основания

1842 год

Строительство

1877—1887 годы

Статус

Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 661710974970005 (ЕГРОКН). Объект № 6600000839 (БД Викигида)

Состояние

действующий

Сайт

Храм Святой Троицы Живоначальной (Свято-Троицкое архиерейское подворье) — православный храм и кафедральный собор Нижнетагильской епархии Русской православной церкви, расположенный в Тагилстроевском районе города Нижний Тагил (Россия), на Старой Вые по адресу ул. Трудовая, дом 3. В комплекс храма входят также здания по адресу ул. Трудовая, 3а, где находятся приходская школа и библиотека и ул. Трудовая, 3б, где размещены помещение охраны и столовая.

История

В 1745 году старообрядческий диакон Рябинин Андрей Иванович построил на этом месте деревянную часовню, которая сгорела через четыре года. Вскоре после этого, в 1781 году Рябинин строит на её месте большую каменную часовню с кельями для женщин-послушниц, привозит из Москвы несколько дорогих икон, в числе которых Икона Успения Божией Матери, украшенную цветными каменьями. После смерти Рябинина по его завещанию часовня перешла к старообрядцам города и стала оплотом «Нижнетагильского Свято-Троицкого общества». В первой половине XIX века у тагильских старообрядцев часовня выполняет функцию не только духовного учреждения, но и места решения мирских вопросов.

С введением единоверия в Пермской губернии появились его пропагандисты — православнее миссионеры. В мае 1829 года в Перми была учреждена противораскольническая миссия. По мере расширения Нижнетагильского горнозаводского посёлка усиливалась борьба администрации и духовенства с раскольниками. Официальное духовенство пыталось силой обратить старообрядческие часовни и молитвенные дома в единоверческие, однако встречало сильное сопротивление со стороны старообрядцев.

В мае 1837 года Урал посещал наследник царского престола Александр Николаевич, которому, несмотря на строжайшие запреты «ничего не просить у наследника», старообрядцы смогли передать «Записку о стесненном положении старообрядческого общества и принадлежащих к оному Демидовых заводов». Раскольники просили не опечатывать часовни, не обращать Свято-Троицкую часовню в единоверческую церковь, дозволить иметь самоприходящих попов и ослабить действие православной миссии. Петицию рассматривал камергер В. В. Скрипицын по делам раскольников, специально посланный на Урал с царевичем. В сентябре 1837 года он вновь приехал в Нижний Тагил и объявил старшинам Свято-Троицкой часовни следующее: «Сообщаю вам волю Его Величества: удобнее престать солнцу от течения своего и земле дрогнуть, нежели измениться слову царскому». Он также пояснил, что слово царское заключалось в отказе их просьб как незаконных. Старшины могут просить у епархиального правления отправления духовных треб по старопечатным книгам и древним обычаям, но только в рамках единоверия.

Деятельность православных миссионеров усиливалась, и многие старообрядцы принимали единоверие. Особенно активным в этом деле был тагильский крестьянин Фёдор Агафонович Уткин, который сплотил вокруг себя более 50 семейств тагильских старообрядцев. 4 апреля 1837 года они приняли решение принять единоверческое священство и просили подыскать им достойного священника и помочь им в овладении Свято-Троицкой часовни. Священником стал дьякон Градо-Шадринской Николаевской церкви Иоанн Стефанович Пырьев. 25 мая 1837 года сторонники Уткина подают прошение в Нижнетагильское заводоуправление о передаче им часовни по предписанию главного начальника Уральских горных заводов (от 20 февраля 1835 г.), позволявшего строить церкви и обращать в единоверие часовни. 20 февраля 1840 года Николай I разрешает передать Свято-Троицкую часовню единоверцам, а 30 марта началась сама передача её комиссией в составе управляющих заводов Д. В. Белова, П. Д. Данилова, Ф. И. Швецова, жандармского подполковника Жадовского, судьи Соболева, начальника полицейского отделения Нижнего Тагила П. Ф. Львова и священника И. С. Пырьева с понятыми. Полицейские оцепили ограду часовни. Узнав о передаче часовни единоверцам, старообрядцы-раскольники разогнали стражу и поставили стеречь свою святыню. «Начались смута и беспорядок». Афторитетный и уважаемый житель Нижнего Тагила Ф. И. Швецов пытался убедить раскольников в правомерности принятого решения. Однако староверы не унимались и твердили, что не желают повиноваться и ни за что не пустят попа в часовню. Тогда губернатор Огарёв срочно посылает с нарочным министру внутренних дел Российской Империи сообщение о том, что творится в Тагиле, и просит санкционировать радикальные меры по пресечению неповиновения раскольников. Когда об этом инциденте доложили императору, тот вынес краткое и категоричное решение: «Очистить часовню от мятежников, оставя её в распоряжении священника».

12 мая пермский губернатор сам лично приезжает в Тагил и сообщает раскольникам, что им объявлена монаршья воля, однако все убеждения оказываются напрасными, и те отказываются выходить наружу. 15 мая начался штурм часовни с применением физической силы. Подогнали пожарные машины и на бунтарей стали лить воду. Большую часть людей удалось вытеснить из часовни. В тот же день штурм был завершён взятием часовни, а 18 мая на ней установили православный крест.

27 декабря 1841 года по указу Святейшего Синода Свято-Троицкая часовня обращена в церковь в «древнем стиле», как того просили единоверцы, а 4 июня 1842 году она была освящена в единоверческую церковь. В том же году Пырьев получил грамоту на освящение места под алтарь. На месте часовни начинается строительство каменной церкви. Главный Троицкий престол освящен о. Нафанаилом в 1885 году. Позднее освящены и приделы: южный — Святого Николая Угодника в 1886 году и северный — Рождества Пресвятой Богородицы в 1887 году. В 1894 году все три престола из-за их ветхости были заменены на новые. На колокольне, считавшейся одной из самых высоких в Нижнем Тагиле, висел большой колокол. Рядом стояли два двухэтажных дома: в одном жили священник и дьякон, в другом размещалась церковно-приходская школа.

В начале 1930-х годов Свято-Троицкая церковь была закрыта. С церкви были сняты кресты, с колокольни — сброшен колокол; иконостасы, клиросы, притвор тоже были разрушены. Вместе со штукатуркой со стен, потолка и купола была стёрта роспись. В годы Великой Отечественной войны здание храма использовали под склады, слесарные мастерские, а позднее — под автогараж Высокогорского рудоуправления. Во дворе в 1970-е годы работало производство брусчатки для мощения дорог.

В 1991 году храм был передан Екатеринбургской епархии. Благочинный протоиерей Геннадий Ведерников по благословению владыки архиепископа Мелхиседека направил на восстановление храма священника отца Александра Хоружного. С 1993 года в храме работали профессиональные художники из Екатеринбурга Михаил Оборин и Виталий Игнатьев. Они разработали проекты трёх иконостасов, включая их построения и отделку. Было выполнено несколько праздничных икон и алтарный образ северного придела. Весной 1993 года первые колокола были подняты на колокольню, а к лету того же года на колокольне появился и большой колокол весом около 6 т — подарок архиепископа Свердловского и Курганского Мелхиседека. Совместными усилиями храм удалось восстанавливаться и в нём появился приход. Первая Божественная Литургия была совершена в храме на Пасху 1992 года. В 1998 году храму присвоен статус Архиерейского подвория. 22-26 сентября 2000 года состоялся первый в истории визит на Урал предстоятеля Русской Православной церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Визит в Нижний Тагил начался с посещения Его Святейшеством Свято-Троицкого Архиерейского подворья. 19 марта 2012 года, в связи с образованием Нижнетагильской епархии, епископом Иннокентием храм был утверждён в статусе кафедрального собора.

Архитектура храма

Свято-Троицкая церковь

Здание собора представляет собой типичную для Русско-византийского стиля архитектуры трёхглавую церковь с высокой колокольней при входе, массивным куполом посередине и небольшой главкой-маковкой над алтарём. Основной купол храма стоит на восьмигранном основании, которое возвышается над прямоугольным корпусом, на куполе располагается главка. Главка над алтарём стоит на примыкающей к основному массиву апсиде. С запада над притвором возвышается четырёхъярусная колокольня. Интерьер храма довольно разнообразен: углы образуют двойные пилястры, проёмы окон прорезаны круглой и арочной формы, на фасаде здания имеются использования декоративных кокошников и наличников с килевидным завершением и лжеокна круглой формы. Ранее храм был бежевого цвета, но последние 15 лет он окрашен в зелёный с белыми полосами на карнизах, выступах и декоративных элементах. Купола золотые с золотыми маковками и золотыми крестами; кровли на крыше и карнизах и навес над входом тёмно-зелёные.

Описание

Храм расположен в малозаселённой городской местности среди промышленных фирм и частного сектора вблизи Черноисточинского шоссе, проходящего в ста метрах к востоку от него. С севера территория храма соседствует с торговыми фирмами; с юга находится фирма «Тагилэнерго»; с запада расположен старый карьер. Территория окружена металлическим забором с единственным выходом с калиткой и воротами для въезда автомобилей. На территории храма есть ещё два здания: в здании слева от входа на территорию и слева от входа в храм находятся воскресная (приходская) школа и библиотека; здание возле входа на территорию занимают помещение охраны и трапезная (столовая).

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *