Свято Успенский жировичский монастырь

Свято-Успенский Жировичский cтавропигиальный мужской монастырь

Cогласно древнему сказанию, сложившемуся к началу XVII столетия, в 1470 (по другим данным в 1473, 1480, 1494) г. близ имения Жировичи была явлена чудотворная икона Божией Матери на камне. Святой образ был обнаружен пастухами в кроне произраставшей в лесу над ручьем дикой груши. От иконы исходило лучезарное сияние, которое и привлекло внимание пастухов. С благоговением сняв икону с дерева, они отнесли ее владельцу местности, земскому подскарбию Великого княжества Литовского, Александру Юрьевичу Солтану. Вельможа не придал особого значения рассказу пастухов, но икону взял и положил в ларец. Вскоре хозяин Жировичского имения захотел показать находку своим гостям. Однако, открыв ларец, иконы он там не обнаружил. Вскоре те же пастухи снова обрели чудотворный образ на месте первого явления и снова отнесли его Александру Солтану. На этот раз он принял икону с большим благагоговением и соорудил на месте ее обретения деревянную церковь в честь Пресвятой Богородицы. Впоследствии рядом с храмом возникло поселение.

Чудесное явление иконы и чудотворения, сразу же начавшиеся от нее, сделали Жировичи местом паломничества. Чудотворный образ привлекал к себе людей окрестных селений и далеких краев. И, по вере своей, они получали исцеление от тяжких недугов и помощь в сложных жизненных обстоятельствах.

В 1520 г. в Жировичах случился пожар, во время которого сгорел храм Пресвятой Богородицы с хранившейся в нем иконой. Почитатели чудотворного образа надеялись обнаружить каменную икону на пепелище, но все их поиски не увенчались успехом. Но, однажды, крестьянские дети недалеко от сгоревшего храма увидели Деву необыкновенной красоты, Которая сидела на камне в неземном сиянии. Не осмелившись подойти к Божией Матери, они поспешили рассказать родителям о необыкновенном видении. Вскоре эта весть облетела все селение, и люди, вместе со священником, отправились к тому месту. Подойдя к камню, они увидели на нем горящую свечу и Жировичскую чудотворную икону, почти не пострадавшую от пожара. Радость людей, обретших утраченную святыню, была несказанной. В 1672 г. на месте второго обретения Жировчской иконы был построен храм в честь Явления Божией Матери, престолом которого является тот самый камень, на котором дети увидели Пресвятую Деву Марию.

В 1555 г. владельцем имения Жировичи стал надворный маршалок Великого княжества Литовского Иван Александрович Солтан († ок. 1577), который построил на месте сгоревшего храма новую каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы. Во второй половине XVI в. при этом храме возник православный мужской монастырь.

Более чем в тысячелетней истории Православной Беларуси, как и в пятивековой истории Жировичской обители, был приблизительно двухвековой период (XVII-XVIII вв.), когда греко-католичество возобладало и в Беларуси, и в обители.

В 1629 г. в Жировичском монастыре началось строительство величественного Успенского собора, который впоследствии неоднократно перестраивался и реконструировался. Современный вид он обрел во второй половине XIX в.

В начале XVII в. имение Жировичи приобрел перешедший в унию мстиславский каштелян Иван Мелешко, при содействии которого к 1613 г. в стенах православной обители утвердился греко-католический базилианский монастырь, ставший своеобразным духовно-политический центром окатоличивания православного белорусского народа.

На протяжении своей многовековой истории Жировичская обитель неоднократно подвергалась разорениям и опустошениям. Так, в 1655 г., во время войны Московского царства с Речью Посполитой, Жировичский монастырь был разорен и сожжен войсками, однако по прошествии непродолжительного времени полноценная монашеская жизнь в обители была восстановлена. Во время Северной войны (1700-1721гг.) монастырь и его имения были разорены шведскими войсками, взявшими огромную контрибуцию. В 1710 г. на территории современной Беларуси была отмечена вспышка моровой язвы и массовая гибель населения. Согласно сохранившемуся преданию, тогда же в Жировичах умерло большинство монахов, а в живых остался только один иеромонах. После трагедии 1710 г. Жировичский монастырь снова возродился, а для его насельников был построен новый братский корпус, в котором ныне размещается Минская духовная семинария.

К середине XVIII в. Жировичская обитель стала почитаемым местом паломничеств в Речи Посполитой. К этому времени на дороге из Слонима в Жировичи на средства представителей знатных магнатских фамилий было установлено семь триумфальных арок, а Успенский собор украшали живописные композиции с изображением чудес от Жировичской иконы Божией Матери.

В 1795 г., в результате третьего раздела Речи Посполитой, Жировичи вошли в состав Российской империи. В 1810 г., в связи с реорганизацией российских греко-католических епархий, в Жировичи переместился центр Брестской униатской епархии, а монастырский Успенский собор стал кафедральным.

В 20-х гг. ХIX в. в обители началась подготовка к воссоединению белорусских униатов с Православной Церковью. Указом императора Николая I от 22 апреля 1828 г. в Жировичском монастыре была размещена кафедра Литовских униатских епископов. 7 октября того же года в обители была открыта (вместо существовавшего с нач. XVIII в. начального училища) греко-униатская духовная семинария, ректором которой стал протоиерей Антоний Зубко (впоследствии архиепископ Полоцкий), один из участников процесса ликвидации Брестской унии. Помимо общепринятых дисциплин, большое внимание в семинарии уделялось обучению живописи, пению и музыке. Трудами епископа Литовского Иосифа (Семашко) (впоследствии митрополит Литовский) и его сподвижников из числа преподавателей Литовской духовной семинарии, располагавшейся в Жировичах, удалось воспитать новое поколение греко-католического духовенства, способное вернуться к вере отцов. В 1839 г. Жировичский монастырь и Литовская духовная семинария поддержали решения Полоцкого Собора, провозгласившего возвращение в Православие.

В 1839-1844 гг. с учреждением Литовской и Виленской епархии в Жировичском монастыре находилась кафедра православного Литовского архиепископа. С 1845 г., в связи с переводом епархиального центра и духовной семинарии в Вильну, в Жировичах был оставлен мужской монастырь 2-го класса и духовное училище. В 1901 г. Жировичский монастырь вошел в состав Гродненской и Брестской епархии.

В нач. ХХ в. в обители подвизался священномученик Александр (Петровский; впоследствии архиепископ Харьковский), в 1913-1914 гг. на покое пребывал бывший епископ Саратовский священномученик Ермоген (Долганёв). В 1896-1906 гг. смотрителем Жировичского духовного училища был П.Ф. Полянский (впоследствии священномученик Петр, митрополит Крутицкий). Выпускник Жировичского духовного училища, священномученик диакон Иосиф Сченснович, в 1937 г. был расстрелян на полигоне Бутово.

В результате боевых действий Первой мировой войны в 1915 г. Жировичский монастырь и его святыни были эвакуированы в глубь России, а сама Жировичская икона была перевезена в Москву. В период немецкой оккупации 1915-1918 гг. здания обители подверглись разграблению и осквернению. С 1918 г. началось восстановление монастырской жизни.

После заключения советско-польского Рижского мирного договора, с марта 1921 г., Жировичский монастырь находился в составе Польши. В 1920-е гг. польские власти предпринимали попытки передать монастырь католикам. Массовые протесты православного населения Западной Беларуси, организовавшего многолюдные крестные ходы в Жировичский монастырь, сорвали планы закрытия монастыря. В это время Жировичская обитель стала главной святыней и оплотом православия в Польше. В 1938 г. для духовной поддержки населения Жировичскую икону на специально устроенной повозке доставляли в города и селения Западной Беларуси.

С началом Второй мировой войны, в 1939 г., вся территория Западной Беларуси вошла в состав СССР, а Жировичский монастырь вернулся из юрисдикции Православной Церкви в Польше в Русскую Православную Церковь. С первых дней Великой Отечественной войны Жировичский монастырь оказался на оккупированной территории. По благословению митрополита Минского и Белорусского Пантелеимона (Рожновского) насельник обители архимандрит Серафим (Шахмуть) (впоследствии священномученик) вместе со священником Григорием Кударенко (впоследствии архимандрит Игнатий) были командированы для возрождения приходской жизни в Восточной Беларуси. В 1941-1943 гг. жировичские миссионеры восстанавливали приходы Минской, Витебской, Могилевской и Гомельской областей, совершали крещения. В 1944 г. архимандрит Серафим был арестован органами НКВД по ложному обвинению в «пособничестве оккупантам» и скончался в лагере.

В 1945 г., уже после освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, часть зданий Жировичской обители занял сельскохозяйственный техникум. В том же году при монастыре были открыты богословско-пастырские курсы, в 1947 г. преобразованные в Минскую духовную семинарию. Вплоть до закрытия духовной школы в 1964 г. ректоры семинарии, как правило, одновременно являлись наместниками Жировичского монастыря.

В 1959 г. в Жировичский монастырь поступил афонский постриженик иеромонах Иероним (Коваль; † 1964), впоследствии духовник и старец насельников и мирян. Могила его за алтарем кладбищенской Георгиевской церкви почиталась паломниками. 19 сентября 2006 г. останки старца перезахоронили на территории обители за алтарем Крестовоздвиженской церкви, рядом с могилой его ученика, старца схиархимандрита Митрофана (Ильина).

В 1960 г. в Жировичи прибыли около 70 насельниц закрытых Гродненского и Полоцкого женских монастырей. Сестры привезли в Жировичи святыни — мироточивую икону Владимирской Божией Матери, список Красностокской иконы Божией Матери, иконы с частицами мощей великомученика и целителя Пантелеимона, преподобной Евфросинии игумении Полоцкой и других святых.

С 1978 г. до 25 декабря 2013 г. священноархимандритом Жировичского монастыря был Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), с 25 декабря 2013 г. на этот пост назначен Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Минский и Заславский Павел. С 1992 г. Жировичский монастырь имеет статус ставропигиального, является духовным центром Белорусского Экзархата и самой крупной мужской обителью в Республике Беларусь.

В обители проживает 34 насельника (2017 г.).

По материалам сайта Жировичского ставропигиального мужского монастыря

УСТАВ СВЯТО-УСПЕНСКОГО ЖИРОВИЧСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

КОНТАКТЫ:

231 822 Республика Беларусь, Гродненская обл., Слонимский р-н, а/г Жировичи, ул. Соборная 57. Телефоны: +375 1562-964-60 (епархия) +375 1562-96-3-91 (вахта) +375 1562-96-8-63 (диспетчер) Информацию по вопросам организации экскурсионного сопровождения, питания и проживания паломников можно получить по телефонам: +375 29 1717561 (Velcom), +375 29 8869171 (MTC), 8 (01562) 39410 (ТФОП) А также по электронной почте: palomnik-zhirovichi@mail.ru

МОНАСТЫРСКИЙ САЙТ

В Успенском соборе монастырского комплекса хранится Чудотворная икона Божией Матери Жировичской. Интересная древняя легенда связана с ее появлением. Даже в самые тяжелые для Жировичского монастыря времена икона придавала ему новые силы, влекла в монастырь верующих, помогала им побеждать свои беды.

Основан монастырь для православных верующих в апреле 1613 года. В первом столетии своего существования это был монастырь униатов, подчиняемый католикам греческого происхождения (базилианам). В 1839 году комплекс монастыря стал центром православия Литовской епархии.

История монастыря

Рождение обители связано с явлением образа Чудотворной Божией матери (на дереве дикой груши). Жители села ощутили ее чудотворную силу с первых минут появления. К иконе потянулись вереницы паломников за спасением от болезней, бед. Слава о великой силе иконы быстро облетела Белую Русь. В ее честь на месте находки была построена деревянная церковь.

В исторических документах приводятся сведения о находке иконы во владениях Солтана в 1470 году. Вскоре после этого здесь появилось первое здание церкви.

В 1655 году она сгорела. Существует несколько легенд о ее спасении и о новом явлении у подножия горы, где раньше стояла церковь. С этой поры она стала главной святыней нового каменного храма, возведенного в честь Богоматери. Через много лет в комплексе собора появились постройки для проживания пришедших богомольцев, принявших решение остаться здесь навсегда. Так образовался мужской Жировичский монастырь.

Возведение и основание

Деревянная церковь в Жировичах была построена богатым жителем села А. Солтаном. Его наследники с 1560 года начали строить новый каменный собор.

В 1587 году здесь начал функционировать мужской монастырь.

С 1609 года он перешел к униатам. С 1709 года в монастыре функционировали философские школы разного уровня, преобразованные в уездное училище.

В 1828 году на его основе была организована духовная семинария. В 1847 году ее перенесли в Вильно, а в поселении Жировичи открыли Духовное училище. Его воспитанники могли пользоваться огромной библиотекой монастыря, сохранившей много интересных изданий до нашего времени. Монастырь объединил комплекс каменных зданий различного назначения. Их возведение проходило до начала 19 столетия.

Историческая судьба

Пожар 1520 года был не единственной бедой, выпавшей на долю монастыря. Во время военных действий 1915 года многие реликвии пришлось перевезти в различные храмы России.

Чудотворная икона оказалась в Москве.

В пятивековой истории монастыря почти 200 лет (17-18 века) был период гонения православия с человеческими жертвами, осквернением храмов. В обители господствовали католики. Благодаря появлению великого митрополита Иосифа (Семашко), его служению православной церкви удалось вернуться к вере отцов в Беларуси. Под Покровом Чудотворного образа Божией Матери восстановлены молитвенные, языковые традиции православия.

Очередные беды пришли в 1905 году. Разрушения, нанесенные немецкими захватчиками, начали восстанавливать в 1918 году. Достижения нелегкого процесса реставрации повторно стали истребляться в 1960 годах. Беларусь провозгласили антирелигиозной республикой.

Беспощадное разрушение святых мест проходило по всей стране. Мужская обитель выстояла благодаря молитвам жировичских старцев и опять стала центром Православия Беларуси.

Среди них имена:

  • иеромонаха Иеронима (Коваль);
  • отца Порфирия;
  • архимандрита Игнатия (Кударенко);
  • схиархимандрита Иоанна (Маслова);
  • нашего современника — отца Митрофана.

Восстановление и реставрация

Проблема сохранения православной обители страны давно стала государственной задачей.

Реализуются утвержденные программы восстановления, реставрации:

  1. В первоочередных планах значились работы в виде поддерживающего ремонта.
  2. Последний капитальный ремонт собора проводился свыше ста лет назад.
  3. В дальнейшем определились главные направления восстановления: в первозданном виде всех зданий по сохранившимся планировкам внешнего и внутреннего видов.
  4. Реставрация икон, святынь монастырских церквей, иконостаса выделялась в отдельное направление работ.

Восстановительные работы совмещаются с археологическими раскопками, проведением служб для паломников.

Иконостасы обители начали реставрировать в средине 19-го века. На прежнем месте оставили царские врата. Иконы из верхних ярусов реставрировались по законам церковной живописи России. При восстановлении икон подтвержден европейский стиль барокко в написании произведений. За золотым фоном сохранилось небо, открылись тексты на кириллице и на латыни. Реставраторы частично сохранили поздние слои, открывающие историю икон.

Современное положение

На сегодняшний день — это крупнейший центр духовной жизни Беларуси.

Свято-Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь включает:

  • пять действующих церквей;
  • четыре здания для проживания;
  • хозяйственные строения;
  • сад;
  • пруд;
  • пасеку;
  • ферму;
  • огород;
  • несколько святых источников с часовнями при двух из них.

Наместником монастыря является архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий (Апалько), священноархимандритом — митрополит Минский и Заславский Павел (Пономарев).

В нем молится и трудится монашеская братия. Она состоит из 5 послушников, 6 иноков, 7 монахов, 7 иеромонахов, одного епископа, архимандрита, 4 игуменов, 3 иеродиаконов. Решение по любому вопросу принимается на Духовном Соборе монастыря и утверждается его настоятелем.

В 2020 году верующие планируют отпраздновать 550-летие явления Жировичской иконы и 500-летие монастыря.

Местоположение монастыря

Располагается комплекс на расстоянии 11 км от Слонима. В этом месте проходит главная улица поселения. Адрес духовного центра: ул. Соборная, 57.

К числу интересных мест относятся три святых источника. Два из них открыты для посетителей.

Старый (ему около 200 лет) находится в конце улицы Советских пограничников. В 2008 году на его территории была возведена часовня во имя святой равноапостольной княгини Ольги.

Новый святой источник расположен недалеко от магистрали М-11. Здесь обустроены две купальни: женская, мужская. Построена также и часовня на его территории.

К третьему источнику спускаются только монахи. Родник вытекает из-под алтаря (раньше здесь росла легендарная груша с иконой). Оформлен источник в виде грота с потолком, расписными стенами, деревцем со святым образом.

Как добраться

Доехать в Жировичи можно на личном автомобиле. Едут по трассе М1 Минск-Брест. Поворачивают на Слоним и по указателям оказываются в Жировичах.

На автобусе — из Гродно, сделав пересадку в Слониме. В Гродно идет поезд Минск-Гродно, стоимость билета 13 руб. Время в пути до Слонима составляет около двух часов. Лучше выезжать рано утром. Последний автобус отправляется в 18.20.

Для ночевки можно забронировать место в гостинице монастыря. Из Слонима в Жировичи организовано много автобусных рейсов.

Архитектура, убранство сооружения

Главным строением монастыря является Свято-Успенский собор. Он стоит недалеко от места, где был деревянный храм. Место алтаря сгоревшей церкви отмечено крестом из дерева. Основным архитектурным стилем собора считается удачное сочетание барокко и классицизма. Во многих элементах храма видны черты церковных построек Западной Беларуси.

Внешний вид

Строение трехневное, одноапсидное, украшенное куполом с высоким барабаном. Он опирается на шесть массивных устоев.

В первоначальном виде главный фасад собора украшали две башни, разобранные в период первой реконструкции в 19 веке (одновременно был изменен декор, форма купола). На фасадах появились колонны с пилястрами, треугольные фронтоны, элементы из византийской архитектуры. С южной стороны к собору пристроена зимняя церковь. В северной части собор переходит в корпус монастыря. В толще стены на западной стороне находится вход на хоры храма.

Внутреннее оформление

Внутри собор остался прежним, сохранил убранство барочного стиля. Центральный иконостас был изготовлен в 18 столетии. В это же время выполнена роспись под куполом. Стены, столбы украшались в 20 веке.

Святыни храма

Главная святыня собора — чудотворная икона Пресвятой Богородицы — находится в центральном иконостасе. Ее размеры считаются самыми маленькими из всех богородичных икон (5,6 х 4,4 см). По идее архитектора иконостас размещается в месте чудесного явления иконы.

Собор оберегает и другие почитаемые иконы:

  1. Чудотворная Божией Матери «Всецарица», (написанная монахами Ватопедского монастыря). К ней обращаются за помощью при онкологических болезнях.
  2. Знаменитая икона святителя Спиридона Тримифунтского с частицами его мощей.
  3. Икона Оптинских Старцев.
  4. Поклонение верующих в Успенском соборе проходит и у святыни храма, представляющей собой Крест. В нем хранятся мощи святых, взятых из ступеней лестницы Крестовоздвиженской церкви.

В число святынь монастырского комплекса входит рукописное евангелие Жировичское, камень со следами Богородицы.

Архитектурный ансамбль

В монастырский комплекс входят церкви с примыкающими постройками, здание семинарии, жилые монастырские корпуса, трапезная. В центре композиции находится Успенский собор.

Туристам предоставляется возможность посмотреть следующие строения.

Никольский храм. Зимняя каменная церковь имеет внешний вид, похожий на Успенский собор. Невысокое здание с красивым сводом. Под ним находится резной позолоченный иконостас, украшенный иконами «Спас», «Богоматерь», «Святой Николай», «Тайная вечеря», «Святая Екатерина». Своды, стены покрыты орнаментальным растительным узором из лепного декора. Летом в этой церкви хранится копия главной Иконы, зимой – оригинал.

Крестовоздвиженская церковь. Элементы храма посвящены совершению обряда паломничества в Иерусалим. От его дверей начинается лестница, имеющая 28 ступенек. По ним паломники на коленях со святыми молитвами шли к алтарю. Архитектурное решение, роспись, выполненная монахом в 1777 году, создают эффект необычной глубины храма. Сейчас в храме есть три фрески, сохранившие первоначальный облик.

Явленская церковь. Здание является самой старой постройкой ансамбля. Первая деревянная постройка появилась в 1520 году. Церковь из камня выросла в 1672 году. Святым престолом церкви является освященный камень, где во второй раз явилась Богородица (детям). Под полом церкви располагается усыпальница архиепископа Михаила (Голубовича).

Георгиевская церковь. Деревянная, имеющая форму сруба, находится на старом кладбище в районе «Юрьевой горки». Здесь похоронены монахи, умершие во время эпидемии 1710 года.

Здание семинарии. Сейчас в нем находится Минская духовная семинария имени Вселенских Учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Здесь проходит подготовка богословов, педагогов, церковных работников, священнослужителей. Им дается право служить в приходах, заграничных представительствах, церквях.

Реабилитационный центр «Анастасис». В нем обитель оказывает помощь людям с наркотической и алкогольной зависимостью.

Престольные праздники

Отмечаются в обители с особой торжественностью.

Главные праздники:

  • Явление Жировичской иконы — 20 мая;
  • Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября;
  • Рождество Святого Иоанна Предтечи — 7 июля;
  • Успение Божией Матери — 28 августа;
  • Воздвижение Честного и животворящего Креста Господня — 27 сентября;
  • День памяти Святого Николая Чудотворца — 19 декабря и 22 мая.

Также торжественно отмечается 6 сентября память святого преподобномученика Серафима Жировицкого, накануне совершается Крестный ход с его иконой из слонимского храма, ему посвященного.

Богослужения и другие возможности посещения

Посетить памятник архитектуры 17-18 столетий, действующий духовный центр любой человек может вместе с организованными экскурсиями или самостоятельно. При этом есть возможность забронировать место ночевки в Паломническом центре. Женщины будут находиться в Доме паломника, мужчины — на территории монастыря. Вкусно пообедать можно в монастырской трапезной.

Службы в монастыре проходят в следующем порядке:

  1. В 6 часов утра. Утренние молитвы, полунощница, часы, Божественная литургия, молебен с акафистом Божией Матери перед иконой, панихида.
  2. Вечером. Зимой — в 17 часов, летом — с 18 до 21 часа: вечернее богослужение, трапеза, молитвы на сон грядущим, братское правило.
  3. По пятницам в Крестовоздвиженской церкви проходит молебен с акафистом Иисусу Сладчайшему. В Явленской церкви в это время свершается молебен с акафистом Божией Матери перед иконой Жировичской.
  4. В воскресные, праздничные дни свершаются две Литургии (ранняя в 7.30, поздняя в 9.30 утра). Время работы в 14 часов отводится для проведения общей исповеди, чтения канонов.

Видео

В представленном видео рассказывается об истории великой монастырской обители Беларуси.

Свято-Успенский Жировичский монастырь (Жыровіцкі манастыр)

Стены Свято-Успенского Жировичского монастыря считаются помещением мужского ставропигиального монастыря, который находится в небольшой деревушке Жировичи. Эта постройка считается достаточно крупным и важным православным центром всей страны, помимо духовной составляющей, здесь также часто бывают туристы, ведь внешний вид постройки позволяет ей быть одним из важнейших памятников истории и архитектуры.

Возникновение самого монастыря окутано тайной, многие считают, что он появился на том месте, где много лет назад обнаружили Жировицкую икону Божией Матери. Постройка долго считалась обыкновенным православным монастырем, потом он немного изменился, им начал заправлять орден базилиан. В начале 1655 года конструкция практически полностью сгорела, но со временем монастырь восстановили.

Монастырь состоит из 4 храмов и еще нескольких небольших построек:

  • Явленская церковь
  • Крестовоздвиженский храм
  • Успенский собор
  • Небольшая звонница
  • Храм, который носит имя святого Николая Чудотворца
  • Храм, который находится на кладбище и носит имя Победоносца Григория
  • Учебные здания
  • Комплекс, к котором проживают служители монастыря
  • Огород
  • Несколько хозяйственных построек
  • Здание, где кушают служители ордена

Именно чудотворную икону, которая изображает Деву Марию, считают главной святыней данного монастыря. Икона является достаточно небольшой, среди других аналогичных, которые люди почитают во всем мире. Молитвы возле иконы проходят практически каждое утро, в ней участвует акафист, который и занимается проведением молебна.

Здесь можно увидеть частички мощей различных святых, таких как:

  • Николай Чудотворец
  • Игнатий Брянчанинов
  • Лука Войно-Ясеницковый

Помимо них, здесь также находятся определенные останки других людей, которые много сделали для христианства и церкви в целом.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *