Свято введенский островной

Клирикам, монашествующим и мирянам Псковской митрополии
Обращение Митрополита Псковского и Порховского Тихона

Не близок путь к древнему городищу Владимирец: 100 с лишним километров от Пскова. Но вот дремучий лес расступается, словно в сказке, перед глазами возникает дивный образ: высокий холм, а на нем – белокаменная церковь с голубыми куполами. Это Никольский храм Свято-Введенского женского монастыря.

С городищем Владимирец связаны несколько преданий, уходящих вглубь веков. Согласно одному из них, здесь родился креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир внук княгини Ольги. В его честь на вершине Володчиной горы воздвигнута Часовня св. равноап. князя Владимира.

Ныне существующий каменный Храм Святителя Николая Чудотворца, вокруг которого и обосновался современный монастырь, был построен в 1790-1797 гг. Этот утопающий в зелени, словно слившийся с природой, храм выглядит небольшим снаружи, но поражает своими внутренними размерами. Увы, в тридцатые годы 20 века храм был закрыт, а почти все его старинные иконы были уничтожены.

Но Господь поругаем не бывает. Символично, что именно в год 1000-летия крещения Руси, в 1988 году, по благословению архиепископа Владимира (Котлярова) – ныне митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, восстанавливать разоренную Никольскую церковь приезжает из Псково-Печерского монастыря иеромонах Нифонт (Корчев) — ныне архимандрит.

14 долгих лет непрестанных трудов и горячих молитв потребовались для того, чтобы Владимирец вновь вернулся к полноценной духовной жизни. Постепенно вокруг храма стала складываться община насельниц. И осенью 2003 года Святейший Синод РПЦ благословил открытие на Володчиной горе Свято-Введенского женского монастыря, который по праву можно назвать пустынножительной обителью.

Сегодня в монастыре живут около 20 сестер, а архимандрит Нифонт (Корчев) остается духовником и строителем обители. Вдали от мирской жизни они служат Богу, подобно древним монахам-отшельникам.

Монастырь преображается, заботами и молитвами нашего владыки Тихона (Шевкунова), митрополита Псковского и Порховского, трудами насельниц, паломников.

Судьба современного Владимирца зависит от жизни строящегося здесь монастыря. Едут сюда паломники и верят, что из их пожертвований, собранных на «кирпичики» вырастет когда-нибудь на Володчиной горе новый храм в память святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси.

Фото: Вячеслав Новиков / Столица С

По преданиям начало монастырю в Покровских Селищах, что в Зубово-Полонскому районе Мордовии положила блаженная девица Дария, предсказавшая сто лет назад — на месте приходской церкви во имя Покрова Божией Матери «возгорится свеча от земли до неба».

Блаженная давно отошла к Господу, Покровский храм разрушен, но жители села не забывали слова Дарии, согревались ими в тяжкие для православия времена. В 1992 году верующим возвратили Никольскую церковь. Службы поначалу шли в непростых условиях, но труды и жертвы прихожан преобразили храм. И предсказание блаженной девицы сбылось — в 1996 году в Покровских Селищах открылся новый женский монастырь. На месте разрушенного Покровского храма теперь стоит величавый собор Воскресения Христова.

Сёстры молятся, сажают цветы. И всё у них Слава Богу. На территории Свято-Варсонофиевского женского монастыря возведено семь храмов, еще один храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» находится на святом источнике в двух километрах от обители. Заканчивается строительство деревянного храма-подворья в честь сщмч. Владимира, митрополита Киевского в селе Новые Выселки в полутора километрах от монастыря. Другой храм-подворье – деревянная Церковь Рождества Христова, памятник архитектуры XIX века находится в селе Покассы. А главный собор Воскресения Христова – десятиглавый белоснежный крестово-купольный храм с колокольней по проекту доктора архитектуры, профессора Валентина Витальевича Курбатова был заложен в 2002 году.

Свято-Введенская островная пустынь — это женский православный монастырь недалеко от города Покров Владимирской области. Свято-Введенская островная пустынь была основана в начале VIII века как мужская обитель, с 1995 года — стала женским монастырем. На восточном берегу озера находится поселок с одноименным названием — Введенский, с которым Введенскую пустынь связывают два моста — деревянный и бетонный.

История возникновения и развития

В конце XVI века на острове живописного Введенского озера (тогда — Вятского) обосновались два монаха — Сергий и Тимофей. И соорудили для себя деревянную церквушку и келью. Так появилось первое маленькое святое поселение из двух человек на острове. Но недолго монахи оставались в одиночестве. Слухи об их скромном житие поползли по окрестностям. И потянулись к ним люди, просились поселиться рядом с иноками. А те и не отказывали приходящим. Так, поселение становилось все больше, а жившие здесь верующие задумали построить храм, на что и стали просить благословения православной Церкви. В 1708 году митрополит Стефан благословляет строительство новой святыни.

Деревянный храм построили монахи уже через год, а первопоселенец Сергий становится первым наставником монастыря, названного Введенской островной пустынью. В 1713 году Сергий умирает, а новым настоятелем становится монах Нектарий. Хоть его наставничество и было недолгим, но за это время он успевает продать новый храм и колокол в соседние села. Цена сделок была смехотворной — 17 рублей за храм и 11 рублей за колокол. А нищий монастырь потерял независимость и был приписан к Иоанно-Богословскому монастырю Московского уезда. Лишь В 1729 году независимость была возвращена святому дому монахов.

Проданный колокол вновь был передан в собственность монастыря, а вместо проданного деревянного храма отстроен новый основательный каменный храм при настоятеле Лаврентии. Отстроены церковь Николая Чудотворца и церковь Илии, а на Владимирском тракте — новая каменная часовня для сбора подаяний от неравнодушных людей. Были построены новые кельи и возведена ограда монастыря. Так, стараниями Лаврентия, преображалась святая обитель.

Одним из настоятелей обители, оставившим свой существенный след в истории обители, стал старец Клеопа. Старец и сам был к себе строг в части соблюдения монашеских устоев, и требовал того же от братьев. По установленному им общежитийному уставу от монахов требовался особо усиленный молитвенный подвиг. Старец Клеопа после 18 лет наставничества умер в день праздника сорока мучеников.

В конце XIX века, при наставничестве Иосифа, перестраивается церковь Николая Чудотворца, построены здания келий и настоятельский корпус, заменено ограждение на новое и основательное из кирпича, а на берегу — построены и обустроены дома для паломников.

В начале XX века монастырь процветал до тех пор, пока в Россию не нагрянула революция. И для монастыря не пришло ничего хорошего — в 1918 году его здания передали в собственность государства, а монастырь фактически прекратил свое существование. Здания монастыря передавались из года в год разным государственным организациям — дому для престарелых, детскому дому, женской колонии… А в 1940 году с Введенского храма даже были срублены купола, а в изуродованных зданиях открыли школу для девиц, отбывающих срок в колонии.

Только через 73 года в 1991 году началось возраждение Свято-Введенской островной обители. До 1993 года здания острова постепенно были переданы святой обители. А в 1995 году Островная пустынь получила статус теперь уже женского монастыря и свою первую наставницу — игумению Февронию.

Свято-введенская островная пустынь в наше время

После возвращения зданий монастырь находится в стадии восстановления до сих пор, хотя реставрационные и строительные работы проведены просто огромные. Обрела прежний вид церковь Николая Чудотворца, Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы находится пока еще в стадии реставрации, построена новая звонница, открыт детский приют-пансионат «Ковчег». Имеются обустроенные келейные корпуса, часовня-купальня, трапезная для монахинь и трапезная для паломников. Территория монастыря ухожена и красива. Радуют взгляд красивые клумбы с розами, а отдохнуть можно на установленных лавочках. Спокойная вода озера заросла романтичными кувшинками, а чайки, в огромном количестве здесь живущие, высиживают птенцов даже на клумбах монастыря.

Монастырю принадлежит небольшое подворье с живностью, где производятся различные молочные продукты — молоко, сметана, масло, творог, мороженое. Выпекается различная выпечка и хлеб. Одно их важных производств — золотошвейная мастерская. Все продукты, вышивку, вязание можно приобрести.

Расписание проведения богослужений

Понедельник-суббота:

  • 5:00 — Утренние молитвы. Полунощница,
  • 8:00 —Божественная литургия,
  • 17:00 — Всенощное бдение.

Воскресенье:

  • 8:00 — Божественная литургия,
  • 17:00 — Всенощное бдение.

По субботам проводится обряд крещения (собеседование до крещения — в 10:00).

Детский приют-пансионат «Ковчег»

В 2007 году на берегу Введенского озера по благословению настоятельницы Февронии был построен детский приют «Ковчег» для девочек разного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это девочки, оставшиеся без попечения родителей, из малообеспеченных семей, бездомные. Живут здесь и мамы со своими ребятишками. Кирпичное здание приюта рассчитано на 50 человек.

Девочки в приюте учатся, поют и танцуют, помогают монахиням на кухне, монастырском коровнике, огороде, а также обучаются мастерству золотого шитья.

Как добраться до Свято-Введенской островной пустыни

Из Москвы до города Покров (станция «Покров»):

  • электропоездом с Курского вокзала г. Москвы,
  • автобусом со Щелковского автовокзала г. Москвы.

От города Покров до поселка расстояние всего 4 километра (от Моксквы — 100 км) и добраться до него можно несколькими способами:

  • пешком (около 50 минут) — маршрут,
  • местным автобусом «Покров — поселок Введенский» до остановки «Поселок Введенский» — расписание,
  • на личном автотранспорте — координаты 55°55′31″N 39°7′11″E (возле моста имеется бесплатная автостоянка),
  • на такси — приложение Такси «Покров».

Неподалёку от города Остров, что в Псковской области, расположился женский Свято-Введенский монастырь. Обитель находится на горе под названием Владимирец. По одной из версий гора получила своё название в честь одного из сыновей князя Вандала. Легенда гласит, что у князя было два сына Избор и Владимир. В соответствии с легендой город Изборск был назван по имени первого сына, а гора Владимирец по имени второго. По другой легенде гора носит имя князя Владимира, который якобы жил здесь в детстве и юности. Если доверять второй легенде, то можно предположить, что поселение на горе существует с 10 века нашей эры.

Но независимо от происхождения имени горы, доподлинно известно, что здесь в те времена существовала крепость, целью которой была оборона от нападок жителей Новгорода на земли близ Пскова. В 16 веке укрепление стало носить статус погоста. Но в 1875 году погост был разрушен, единственным уцелевшим строением стал храм.

В наши дни туристы и паломники могут увидеть остатки стен укрепления. К сожалению до наших дней не сохранился уникальный колодец, который сегодня засыпан землёй. Легенда гласит, что вода в этом колодце имела целебную силу, которая придавала сил и бодрости. Также по легенде на восточном склоне располагался тайник, который был разграблен, а из его частей была выстроена колокольня собора Святого Николая. Здесь был возведен храм во имя Святого Николая Мирликийского. Именно в этом храме, по легенде во время одного из наступлений врага, жители поселения чудесным образом спаслись, скрывшись в тайнике под землёй. Когда враги проникли в храм, они были очень удивлены исчезновению людей и ещё долго ходили слухи о чудесных спасениях в храме.

Согласно летописям с 16 века здесь находился Рождественский монастырь, который был закрыт в 18 веке по велению Екатерины Великой. После закрытия обители остался храм, возведенный в 1797 году, который существует, и по сей день.

Сегодня к храму пристроено два прихода – во имя Дмитрия Ростовского Святителя и во имя Рождества Богородицы. В летописях того времени описывается благое явление лика Николая Чудотворца после молебна перед постройкой собора. Место возведения собора было выбрано именно благодаря этому видению.

Храм не раз подвергался нападению вандалов, перенёс несколько пожаров и разрушений, однако больше всего собор пострадал в 20 веке нашего столетия. После революции, представители советской власти дали приказ снять колокола с храма. Семь уникальных колокола были переплавлены, а многочисленные ценные иконы были украдены и проданы. Священнослужители церкви были арестованы и скорее всего, расстреляны, судьба их до наших дней неизвестна. Во время Великой Отечественной войны в храме были организованны огневые позиции. Немецкие солдаты, при отступлении украли иконостас, который не имеет цены. С того момента храм считался полностью утраченным.

Однако в 1988 году монастырь получил вторую жизнь. На возрождение монастыря дал своё благословение митрополит Владимир, который направил сюда для восстановительных работ иеромонаха Нифонта. Нифонту предстояло возродить монастырь из руин, ведь к тому моменту здесь не осталось ничего. Была проделана огромная работа. Средства на восстановления монастыря жертвовали все. Псково-Печерский монастырь, муниципалитет, городские предприятия и благотворительные организации оказывали помощь при восстановлении обители.

Сегодня силами добровольцев, монахов и прихожан восстановлены монашеский корпус, трапезная, часовня, Святые ворота, превратная и хозяйственные постройки. Восстановление монастыря продолжается и сегодня. Средства на строительство поступают от паломников и прихожан, а также от продажи продуктов, выращиваемых при монастыре. Монастырская ферма насчитывает несколько десятков голов коров, лошадей и овец.

Монастырь является одним из главных паломнических мест области. Ежегодно сюда приезжают сотни туристов и паломников, которые имеют возможность посетить целебные источники. В летние месяцы сюда приезжают дети в детский православный лагерь. Многие родители отправляют сюда своих чад для оздоровления души и тела.

С 2005 года монастырь носит имя Свято-Введенского женского монастыря. Монахини, проживающие в обители приветливы и добры к паломникам и туристам. Сегодня для осмотра в монастыре доступны Никольская церковь, с уникальным внутренним убранством, причтовый дом и Святые ворота с часовней.

Первоначально построенную Сергием и Тимофеем часовню с острова перенесли на Владимирский тракт и использовали для сбора пожертвований на содержание монастыря. Часовня приносила небольшой доход, неоднократно разграблялась и в начале 1740-х годов была разобрана. Во второй половине XVIII в. была восстановлена уже каменная часовня, которую в 1880-е годы перенесли вслед за сместившимся Владимирским трактом. Около нее построили одноэтажный кирпичный дом для монахов-послушников. Вплоть до 1918 г. в Ильин день от пустыни к часовне монахи совершали крестный ход.
На протяжении первой половины XVIII в. Введенский монастырь постоянно испытывал трудности с уплатой налогов и даже терял самостоятельность. Духовный расцвет монастыря связан с приходом в него с далекого Афона известного своей подвижнической деятельностью старца Клеопы в 1760 г., который самой братией был избран настоятелем Введенской Островской пустыни. Преподобный Клеопа славился своей прозорливостью (например, он предсказал точную дату своей смерти) и даром исцеления. Старец был известен даже в Москве как истинный монах и христианин, и пустынь существовала в то время преимущественно за счет вкладов богатых и именитых москвичей. Именно при Клеопе в монастыре были выстроены каменные храмы – Введенский и Никольский. Кроме того, старец Клеопа распорядился построить на берегу озера просторный дом с мезонином и двор с конюшнями и сараем для приезжающих богомольцев, которые на лодке переправлялись монахами на остров.
Введенскую островную пустынь часто посещали живущие по соседству дворяне Прозоровские, Несвицкие и другие. Многие представители этих дворянских семейств были похоронены в соборном храме монастыря.
После смерти старца Клеопы в 1778 г. место его захоронения в Введенской пустыни стало особо почитаться жителями Покрова и окрестных поселений. Даже в советские годы, когда на территории Введенской пустыни была устроена женская колония для несовершеннолетних, паломники стремились попасть на остров, прорываясь через кордоны, чтобы поклониться могиле старца Клеопы, причисленного к лику местночтимых святых. Мощи старца считаются святыней ныне действующей женской Введенской островной пустыни.
Важной святыней монастыря была также икона Введения Божией Матери, заступничеством которой, по легенде, в 1863 г. жители г. Покрова чудесно избавились от холеры. Деяния духовных подвижников и православные святыни Введенской островной пустыни привлекали верующих и благотворителей.
В 1870-е годы в монастыре была перестроена и расширена зимняя церковь Николая Чудотворца. В 1891-1894 гг. прежний Введенский храм был заменен новым, из красного кирпича, также пятиглавым. Иконостас был посеребрен и позолочен, а соборные стены – расписаны образами «греческого письма». При Введенском храме построили колокольню (сегодня не сохранилась), по периметру острова возвели кирпичные здания келий, настоятельский корпус и ограду. В списке жертвователей на реконструкцию и новое строительство в рамках Введенской пустыни были промышленники Морозовы.
В 1918 г. монастырь был закрыт, его имущество национализировано. На его территории находились подростковые исправительные учреждения. У монастырских храмов были срублены купола и подкупольные барабаны.
16 сентября 1991 г. исполком Владимирского областного совета народных депутатов принял решение «О передаче в ведение Владимирской Епархии зданий храмов и монастырей, расположенных на территории области». На основании этого решения островные храмы были возвращены Церкви.
6 октября 1993 г. указом Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия была создана иноческая община как подворье Муромского Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря. 6 июня 1995 года по постановлению Святейшего Синода подворию был присвоен статус женского монастыря.
Первым был отреставрирован Никольский храм, затем Введенский собор. В монастыре есть золотошвейная мастерская, изготавливается церковная утварь и реставрируются старые иконы. Проводятся экскурсии. Паломники и экскурсанты приглашаются в монастырскую трапезную.
В 2007 году рядом с монастырем при подъезде к острову по благословению игумении Февронии был построен детский приют-пансионат «Ковчег», куда стали принимать девочек разного возраста, некоторых – с мамами, поскольку женщинам в силу разных жизненных обстоятельств некуда было идти.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *