Святого Андрея Первозванного

Христианские люди довольно часто восхваляют Небесных Угодников и Божьих Ангелов. К этим святым подают прошения верующие об выздоровлении, за поддержкой в каких-либо начинаниях и для приведения себя в порядок. Апостол Андрей является наиболее известным из двенадцати вестников Господа. Ответы на такие вопросы, как: Какие чудеса его прославили? И с какими просьбами обращаются к нему страждущие? вы найдете в нашей статье. Вестник Андрей известен, как Первозванный потому как он был одним из первых вестников Господа Бога. Работал святой с братом Симоном (в скором времени он станет Вестник Пётр), ловили рыбу. Когда он, был еще молодым парнем, он принял решения пойти во служение к Всевышнему.

Дорогие Братья и Сестры, будем очень рады, если Вы подпишитесь на нашу группу в вк, там Вы найдете еще больше молитв, икон и прочей интересной информации, вот адрес ссылка — православная группа! Или же наша православная группа в одноклассниках! Также рады напомнить, что на страницах нашего церковного магазина Вы можете найти все возможные православные товары!

Сперва будущий апостол стал послушником Ивана Предтечи. Однако после знакомства с Христом, Андрей примкнул к нему, исповедуя и восхваляя христианские вероисповедание до конца мирской жизни Иисуса Христа. Через пятьдесят дней после как Сын Божий Воскрес на вестников снизошло благословение Господа. Им было подвластно вылечивать духовно и физически обратившихся.

И еще апостолы, умели говорить на многих языках мира, благодаря чему они могли проповедовать по всему миру. Вестнику Андрею дали государства вблизи Черноморского края и около Дуная. Апостол Андрей полностью погружался в богослужение Всевышнему. Из-за этого и расплатился. Андрея как и Христа казнили на кресте. Однако он сам сделал этот образ жизни и знал, что его ожидает. Дорогие Друзья, напоминаем Вам, что купить икону Андрея Первозванного всегда легко на нашем сайте!

Молебен Андрею Первозванному

Андрей еще при мирском житие вылечивал верующих. Поддерживал обращающихся в поиске выхода из их жизненных трудностей. И сегодня верующие возносят молитвы ему:
• О здоровье души и тела;
• Об успехе в рыболовстве;
• Об удаче в морском путешествии;
• О удачном замужестве.

Рыбаки и мореплаватели молят о помощи и охраны Апостола Андрея Первозванного, потому как он считается их покровителем. Молитвословие Вестнику Господнему Андрею мореплаватели и рыбаками произносится, и перед тем как начать, и в разгаре дела. Андрей Первозванный дарует им помощь в их небезопасной работе, оберегает, и при его поддержке они возвращаются домой здоровыми и невредимыми.

Молитва Андрею Первозванному об удачном браке

Любая из прекрасного пола представляет свадьбу, белоснежное платье и рыцаря своего сердца. Однако случается и так, что многие девушки никак не дождутся исполнения этой мечты по различным обстоятельствам. Иногда молодые особы уж очень переборчивы в этом вопросе, а некоторым не удается встретить свою половину.

В таких ситуациях и приходится к делу молебствие Апостолу Андрею об удачном замужестве. Потому как Святой считается еще и защитником прекрасных половин, которые хотят счастливо выйти замуж.

Уникальной силой эта молитва обладает, если ее произнести в день почитания Божественного Вестника Андрея, 13 декабря. Есть предание, что и сновидение, которое вы увидите этой ночью, станет вещим и знаменательным.

«Первый вестник Всевышнего и Спасителя нашего Господа Иисуса, Церковный последователь Небесный и вселюбимый Андрей!
Восхваляем и преклоняемся перед твоими святыми делами, слово твое вспоминаем напутственное и явление к нам, восхваляем мучения твои невинные, как за Иисуса терпел ты их, целуем священные останки твои, почитаем небесный лик твой и верим, что Всевышний живой, и живет ж с ним и дух твой, и с Господом навеки на небесах находится, и ты и нас любовью своей не оставляешь, как полюбил ты отцов наших, когда Святым духом услышал ты с жизни нашей к Иисусу мольбу. Верим так, же и просишь о нас Господа, видя в свете Его все потребности наши. Так эти чаянья наши в церкви твоей произносим, и Всевышнего и Владыке и нашего Спасителя Иисуса Христа просим, и мольбами твоими подарит нам все нужное к исповедованию нас недостойных: И как ты верен голосу Всевышнего, оставя сети свои, уверенно отправился к нему, так и каждого от нас не своих из нас выбираешь, но, если к творению ближнего, и о гордом чине и мечтают. Имея же тебя в покровители и молебнах о нас, надеемся, как просьба твоя сможет очень многое пред Всевышнем и Господом нашим Иисусом Христом, Его же восхваляем, чтим и преклоняемся с Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.»

Сейчас вам стало известно, при каких трудностях, встречаемых на жизненном пути, молится Божьему Вестнику Андрею Первозванному. Но по какой причине Апостол Андрей носит имя Первозванный? Это объясняется тем, что его первым призвали с числа учеников и ангелов Всевышнего. Большинству православных верующих он известен, как покровитель и защитник мореплавателей. Кроме этого, он благосклонно относится к тем, кто преподает иностранные языки и занимается переводами. А еще девицы на выданье и их родные молят его о встрече с суженным.

День памяти Андрея Первозванного

Как известно у любого великомученика или Божьего Угодника существует свой день в православном календаре. Чествование памяти апостола Андрея Первозванного происходит два раза в год тринадцатого декабря и тринадцатого июля. В эти дни многие православные, верующие посещают церкви и возносят молитвы.

В чем помогает икона Андрея Первозванного?

К апостолу Андрею Первозванного возносят молитвенные прошения о:
• Помощи в обращении в православие;
• Защите мореплавателей;
• Защите Родины;
• Покровительстве преподавателям иностранных языков и переводчикам;
• Усилении веры;
• Единстве людей в мире;
• Встрече с суженным.

Значение иконы Андрея Первозванного?

Так как этот Святой больше известен, как покровитель мореплавателей, то больше всего именно они и подают молитвы Апостолу Андрею. Перед тем как идти в море некоторые моряки заказывают специальный молебен Андрею Первозванному. Все это совершается с той целью, чтобы Святой защищал их во время морского путешествия, и помог вернуться благополучно домой. Кроме того, именно Андреевский крест нанесен на флаг морского флота

Мощи Апостола Андрея, где находятся

Часть святых останков хранятся в нескольких церквях. Таких как:
• Собор Иисуса Христа в столице России. Здесь находится рака с останками.
• Богоявленская церковь Москвы.
• Богоявленский кафедральный храм города Москвы. Здесь хранится правая рука Андрея Первозванного. Десница расположена у северной стены в металлическом ковчеге

Иконы Апостола Андрея Первозванного

В православном свете существует большое множество святых ликов и копий ангела Андрея Первозванного. Вот несколько соборов, в которых хранятся божественные изображения этого Святого:
• Собор Ангела Андрея Первозванного в городе Москве на Ваганьковском погосте. Здесь хранится почитаемый лик Апостола.
• Собор Пречистой Девы «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке, в котором хранится образ с частью останков.
• Собор Сиони (Успения Девы Марии) в Грузии, в котором хранится мироточивый облик.
• Патриарший Кафедральный храм Живильной Троицы в города Тбилиси. Лик, который там хранится – уникальный. Он сделан из дерева.
Существует помимо этих и иные частицы останков и лики Апостола Андрея. Они хранятся:
• Пыжки город Москва – собор Чудотворца Николая.
• Кузьминки город Москва – Церковь Влахернского лика Девы Марии.
• Гольянов – собор Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
• Дивеево – храм Андрея Первозванного.

Апостол, о котором чаще и подробнее всего рассказывается в Евангелиях, не выделялся среди прочих происхождением, образованием или талантами. Он носил вполне обычное еврейское имя Симон, отца его звали Иона, брата – Андрей, учениками Христа братья стали одновременно.

Рембрандт Харменс ван Рейн, «Апостол Петр», 1632

У Симона была жена и собственный дом в селении Капернаум, вместе с братом и отцом они рыбачили на Галилейском озере. Галилея была самой дальней от Иерусалима областью Палестины, там проживало немало язычников, столичные жители относились к галилеянам свысока, как к провинциалам и почти что язычникам. Те даже говорили с заметным акцентом, по которому Петра потом опознают во дворе первосвященника.

А рыбак – самая простая и непритязательная профессия. Ловили рыбу на Галилейском озере в основном ночью, продать улов (если повезло) надо было пораньше с утра, пока он не испортился под жарким солнцем. А еще надо было промыть и починить сети… Рыбак пропах рыбным запахом, он вечно не высыпается, а его доходы невелики и слишком непредсказуемы. Может быть, именно поэтому Симон и Андрей, едва заслышав приглашение странствующего Проповедника: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» – сразу послушались Его, бросив в беспорядке свои сети. Так рассказывают об их призвании Матфей и Марк.

Иоанн приводит другой рассказ: братья Андрей и Петр были учениками Иоанна Крестителя, они услышали, как он называл Иисуса «Агнцем Божьим». После этого Андрей и привел Петра к Иисусу. «Иисус же, взглянув на него, сказал: «ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень”». Именно так получил он свое второе имя со значением «камень, скала»: по-арамейски оно звучало Кифа, по-гречески Петр. Именно под этим именем мы знаем апостола сегодня.

Есть ли противоречие между двумя рассказами? Да, безусловно. Его легко можно устранить, сказав, что в тот раз Андрей и Петр всего лишь поговорили с Учителем, но не последовали за Ним, а призвал Он их позже – это ничуть не противоречит евангельскому тексту.

По-видимому, два рассказа призваны подчеркнуть две стороны жизни братьев до того, как они стали апостолами.

Матфей и Марк показывают жизнь совсем простых людей, занятых тяжким трудом. А вот Иоанн, который всегда говорит о возвышенном, подчеркивает, что они и до обращения вовсе не были чужды духовных интересов, что слушали проповеди Иоанна Крестителя и ждали прихода Мессии. Такова манера многих библейских повествований: представлять каждую сторону события или явления в целостности и полноте, не объясняя внешних противоречий.

Как бы то ни было, пророчески данное имя «камень», кажется, совсем не подходило Петру. Он по характеру – скорее пламень, чем камень.

Вот Христос приказывает ему, еще рыбаку, а не апостолу, заново закинуть сети после безуспешного ночного лова – и он повинуется, а когда сеть приносит необычайный улов, говорит Учителю: «выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный» Настолько остро ощущал он свое недостоинство и свою нечистоту… Зато позднее, увидев Спасителя идущим по воде, он, наоборот, немедленно просит: «повели мне придти к Тебе по воде». Да, потом он усомнился в собственных способностях и начал тонуть, но остальные-то апостолы даже попробовать не решились! Когда рядом с Симоном происходит чудо, он немедленно должен отреагировать на него, всё для него свершается здесь и сейчас.

  • И не случайно именно он без колебаний произносит свое вероисповедание, еще задолго до Воскресения Христова: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго».

А ведь даже Иоанн Креститель посылал тогда ко Христу учеников с вопросом, Он ли то был на самом деле… Петр не сомневается, и в ответ на эти слова Христос и называет его камнем, на котором Он утвердит Свою Церковь. Именно здесь и раскрылось значение нового имени, Петр-Кифа, которое было когда-то дано как предсказание – а теперь объяснено.

Дело не в личных качествах Симона, а в его пламенной вере, в его готовности принять Учителя и последовать за Ним. Только на этом и может стоять церковь как на нерушимой скале.

Но тут же происходит между Петром и Учителем еще один разговор. Христос предсказывает Свои страдания и смерть… «Петр начал прекословить Ему: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!” Он же, обратившись, сказал Петру: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что́ Божие, но что́ человеческое”. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною”». То есть даже очень глубокая личная вера не гарантирует безошибочности, и апостол, переживая за любимого Учителя, хочет отговорить Его от самого главного, что должно было с Ним произойти. И тогда Тот обращает к нему самый резкий упрек, даже называет «сатаной», т.е. «противником». Один и тот же человек может оказаться в двух таких разных ролях с совсем небольшим интервалом между ними.

По местам апостолов Петра и Павла.
Материал Анастасии Спириной, фото Полины Лысенко

Но однажды Петру предстояло испытать куда более резкий переход от веры к неверию, а потом от отречения к покаянию. Накануне распятия он обещал Христу, что и под страхом смерти не оставит Его, но Христос ответил: «в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня». Может быть, если бы к нему тут же приступили палачи, он мужественно пошел бы на казнь, но впереди была долгая ночь, полная страхов и неизвестности… Когда арестовывали Учителя, Петр даже попытался оказать вооруженное сопротивление, нанес удар мечом одному из противников, но Христос велел ему: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» Дело было вовсе не в том, у кого сколько воинов, какое вооружение. Значение имело совсем другое…

Валантен де Булонь. Отречение Святого Петра

Но вот арест состоялся, а за ним и допрос, и суд у первосвященника. Петр следовал за любимым учителем, и холодной весенней ночью грелся у костра во дворе дома первосвященника, вместе с его слугами и другими людьми. Петра прежде видели многие… «и ты был с Иисусом!» – начали спрашивать его. И Петр как-то незаметно отрекся от Христа, по будничному, сам того не заметив. Он трижды успел сделать это, как вдруг раздался петушиный крик. «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько».

После воскресения (Петр сам убедился в том, что тело Иисуса исчезло, а в гробнице лежат лишь пелены, которыми оно было повито) апостолы вернулись в Галилею, к привычному занятию – большинство из них, как и Петр, были рыбаками. Да и что, в самом деле, оставалось теперь делать? И снова, как однажды еще до всех тех великих надежд и огорчений, были заброшены сети, снова они оказались пустыми, и снова какой-то человек с берега велел бросить их еще раз, в иное место… И переполненные сети уже невозможно было поднять на лодку! Первым узнал Господа Иоанн – но именно Петр схватил свою одежду и бросился в воду, чтобы доплыть до Него прежде, чем причалит лодка с остальными рыбаками. Не мог Петр сидеть на месте, видя перед собой Христа.

Именно во время этой встречи прозвучали обращенные к нему слова Спасителя: «паси овец Моих». Но прежде Он задал ему очень простой вопрос: «любишь ли ты Меня?» Задан вопрос его трижды, так что Петр даже расстроился, но после ночи с петухом это было не лишним: трижды отрекшийся трижды исповедал свою любовь.

Только за эту любовь придется платить спокойствием и комфортом. Сразу же после исповедания Петром своей любви Иисус пророчествует о его смерти: «прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь». Это было предсказание мученической смерти, которая, впрочем, ждала не одного Петра, но и других апостолов. Петр действительно был распят в Риме в шестидесятые годы н.э., еще даже прежде, чем была закончена последняя книга Нового Завета.

Но до этого еще было далеко – сначала должна была прозвучать апостольская проповедь. В день Пятидесятницы в Иерусалиме, когда на апостолов сошел Святой Дух и проповедь эта началась, именно Петр обратился ко всем присутствовавшим с пламенной речью о Христе: «Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти». Как непохожи эти слова на его прежнюю робость во дворе первосвященника! Теперь с ним был Воскресший.

С самого начала его проповедь была обращена прежде всего «к погибшим овцам дома Израилева», и Петру потребовалось чудесное видение, чтобы убедиться: язычников Бог точно так же призывает к вере, как и иудеев. В этом видении Бог предложил Петру пищу, которая считалась нечистой для иудеев, и когда тот отказался, то услышал голос: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Сразу после этого Петр получил приглашение от римского центуриона по имени Корнилий, отправился к нему, проповедовал и крестил его вместе со всеми, кто собрался в его доме.

И все равно Павел потом сказал:

«мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» (т.е. иудеев).

Может быть, выходцу из Галилеи не так уж и просто давались иностранные языки, тот же греческий, на котором говорили меж собой представители разных народов в Восточном Средиземноморье. С Павлом у них даже вышел спор о том, как принимать в церковь людей, не имевших никакого отношения к иудаизму – и мы видим, что победила точка зрения Павла. Петр сначала колебался, несмотря на пережитый опыт с Корнилием.

Книга Деяний рассказывает и о первом тюремном заключении Петра за его проповедь – тогда его из-под стражи чудесным образом освободил ангел. Но это было далеко не последнее заключение апостола… Ему еще предстояло отправиться в Рим (об этом мы уже находим сведения в Предании, а не в Писании) и стать там главой местной общины. Возможно, именно там он рассказал своему спутнику Марку то, что помнил об Иисусе – и так было написано Евангелие от Марка. А может быть, он даже сам составил некоторые записи, которые Марк только собрал и перевел на греческий, мы ничего об этом точно не знаем.

Караваджо
Распятие Святого Петра. 1601

Зато в Новый Завет вошли два послания, написанные Петром. В отличие от Павла (некоторые из его оборотов речи Петр и сам находил трудными для понимания), он не столько рассуждает о сложных богословских материях, сколько дает простые и конкретные наставления, впрочем, украшая их обильными ветхозаветными цитатами и цветистыми риторическими фигурами: «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите… будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов… Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь».

Впрочем, во первом из посланий есть сложнейший для понимания отрывок, о котором и по сю пору спорят многие толкователи: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал». Каким же это духам проповедовал Христос, в какой темнице, и что именно проповедовал? Православная традиция видит здесь указание на сошествие во ад: после крестной смерти, но еще прежде Воскресения, душа Христа спустилась во ад, чтобы разбить его запоры и вывести оттуда ветхозаветных праведников. Этот сюжет можно увидеть на многих пасхальных иконах: Христос держит за руку Адама, попирая в то же время разбитые адские врата.

Пожалуй, Петр, познавший на собственном опыте, как может Христос спасти из бурных вод Галилейского моря или из бездны отчаяния после отречения, лучше, чем кто либо другой из апостолов, мог рассказать об этом.

Мифология: Христианская мифология

Предмет статьи: святой

апостолы (др.-греч. αποστολος — «посланник») — сподвижники Иисуса Христа, его ученики и проповедники его учения.

Двенадцать апостолов. Икона византийского мастера 1-й половины 14 в.

Апостолов было двенадцать: братья Симон (Петр) и Андрей, братья Иаков Старший и Иоанн Богослов (сыновья Заведеевы), Филипп, Варфоломей, Матфей-мытарь, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей (Иуда Левий), Симон Зилот (другое имя Кананит) и Иуда (Искариот). После предательства и самоубийства последнего на его место был избран Матфей.

Апостолы были учениками и спутниками Иисуса, при­званными им, «чтобы посылать их на проповедь и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Мк. 3, 14-15). Первыми бы­ли призваны Иисусом, проходившим близ «моря Галилейского», рыбаки — братья Симон (Пётр) и Андрей, за­кидывавшие сети в море, а затем два других брата-рыбака — Иаков Зеведеев и Иоанн (Матф. 4, 18—22; Мк. 1, 16-20). Евангелие от Луки содер­жит также рассказ о «чудесном уло­ве» : рыбаки, рыбачившие всю ночь и ничего не поймавшие, по слову Ии­суса вновь закидывают сети и на этот раз вылавливают «великое мно­жество рыбы». Поражённые, они ос­тавляют все свои дела и следуют за Иисусом.

Чудесный улов (призвание апостолов). Фрагмент ковра по эскизам Рафаэля. 1517-1519 гг.

Особенно значительно уча­стие апостолов в таких сценах Нового Завета, как Христос в Гефсиманском саду и тайная вечеря. Они присутствуют при возне­сении Христа, и именно им ангелы возвещают его грядущее второе при­шествие (Деян. 1). Когда по случаю дня пятидесятницы апостолы собираются в одном из домов Иерусалима, они внезапно слышат страшный шум, над их головами появляются огненные языки, а сами они, исполнившись «ду­ха святого», вдруг начинают говорить на незнакомых языках («сошествие ду­ха святого на апостолов», Деян. 2). С дальнейшей деятельностьюдвенадцати апостолов (и Павла) христианское предание (изложенное в «Деяниях апостолов» и в апокрифических житиях апосто­лов) связывает распространение хрис­тианства.

Андрей Рублев Андрей Первозванный (апостол) 1408 г

Симво­лический характер носит само число двенадцать. Число это ближайшим образом связано с числом двенадцати сыновей Иакова и соответственно колен Израилевых. Эсхатологический образ церкви как «небесного Иеруса­лима» пронизан символикой числа двенадцать, прямо соотнесённого с числом апостолов. Чудесный город «имеет двенадцать ворот и на них двенадцать ангелов, на воротах написаны имена двена­дцати колен сынов израилевых: с вос­тока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот; стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена две­надцати апостолов агнца» (Апок. 21, 12-14). Специально перечисленные в «Апокалипсисе» двенадцать драгоценных кам­ней, которыми будут украшены двенадцать ос­нований стены города (Апок. 21, 19-20), распределялись средневековой сим­воликой между апостолами: Петру соот­ветствует яспис, Андрею — сапфир, Иакову Старшему — халцедон, Иоан­ну — смарагд (изумруд), Филиппу — сардоникс, Варфоломею — сердолик, Матфею — хризолит, Фоме — берилл, Иакову Алфееву — топаз, Фаддею — хризопраз, Матфею — аметист, на место Симона в этом распределении вставал иногда не входивший в круг двенадцати апостолов, но более по­пулярный Павел, которому отдавали гиацинт, Симон же получал отсут­ствующий в новозаветном перечне камень лигурит.

Эль-Греко Апостолы Петр и Павел

Иконография двенадцати апостолов выявила в сво­ём развитии разошедшиеся линии — православную и католическую. Православная традиция знает, по­мимо изображения апостолов в сценах тай­ной вечери, сошествия святого духа и т. п., два иконографических типа: «собор двенадцати апостолов» и «причащение апостолов». Отдельные апостолы распознаются по традицион­ным физиогномическим признакам (наличие или отсутствие бороды, её форма, высокий лоб Павла и Иоанна и т. п.) или по надписям, но не имеют атрибутов, кроме свитков и кодексов. В католическом искусстве, начиная со зрелого средне­вековья, апостолы получают в качест­ве атрибутов орудия своих мученических «страстей» (Пётр, Филипп, Симон, Фаддей — кресты, Андрей — крест особой формы, в виде буквы «X»; Павел, Иаков Младший, Мат­фей — мечи; Варфоломей — нож мясника; Иаков Старший — палица; Фома — копьё; Иоанн Богослов — чаша, из которой выползает змейка, символизирующая яд, обезвреженный молитвой апостола).

Елисеева Л. А.

Апостол Андрей Первозванный. Имя этого святого известно всем. Как первого ученика Христа, просветившего светом Евангелия многие земли, его почитают во всем христианском мире. Практически во всех странах можно встретить святыни, связанные с апостолом Андреем.

Из Истории святого апостола Андрея Первозванного:

«Святой апостол Андрей Первозванный был рыбаком из Вифсаиды. Именно он первым из апостолов последовал за Христом, а затем привел к нему и своего родного брата Симона – будущего первоверховного апостола Петра…»

На Руси всегда глубоко почитали апостола Андрея, который, по преданию, посетил и благословил наши земли, а на холмах будущего Киева водрузил Святой Крест.

Именно поэтому один из самых известных киевских храмов, ныне, к сожалению, захваченный украинскими раскольниками-националистами, посвящен Андрею Первозванному. А несколько лет назад в российском Воронеже была освящена церковь в его честь, один из самых красивых храмов, возведенных за последние годы. И сегодня андреевские храмы от Севастополя до Валаама и Соловков и от Калининграда до Приморского края объединяют все пространство Святой Руси.

Как подчеркнул в одном из своих Первосвятительских слов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

«Апостол Андрей считался покровителем всей Руси, и неслучайно династия Романовых в лице государя императора Петра I избирает апостола Андрея своим покровителем. В честь него создается высший государственный орден — орден Андрея Первозванного, и под молитвенной сенью этого великого апостола и просветителя земли нашей протекало историческое бытие народа и Церкви Русской…»

В Москве хорошо помнят, как два года назад столицу посетила величайшая святыня – Андреевский крест, на котором около 70 года от Рождества Христова был распят апостол Андрей. Крест, в том числе являющийся и символом русского военно-морского флота. А совсем недавно икона с частицей мощей Андрея Первозванного на большом десантном корабле «Новочеркасск» была доставлена в Севастополь. В дар от наших православных братьев из греческого города Патры, места распятия и погребения святого апостола Андрея.

Биография

Апостол Андрей Первозванный — первый из двенадцати апостолов, ставший учеником Иисуса Христа. На иконах изображается как мужчина с небольшой бородой в красной или зеленой одежде, держит в руках прямой или косой крест, а также свиток или книгу. С его именем связано название «андреевский крест», который встречается на флагах и других знаках. Его имя носит учрежденная Петром I высшая российская награда — Орден Святого Андрея Первозванного.

Орден Святого Андрея Первозванного

Считается покровителем рыбаков и мореходов. Андреевский флаг (косой синий крест на белом фоне) является знаменем ВМФ Российской Федерации. Православная церковь отмечает день памяти апостола 13 декабря. В храмах, посвященных Андрею Первозванному, в этот день проводится праздничное богослужение. В народе Андреев день отмечали 30 ноября, это один из первых праздников зимнего цикла.

Детство и юность

Зафиксированная в Библии биография апостола рассказывает, что братья Андрей и Симон родились и выросли в Вифсаиде на берегу Галилейского моря, отец их был рыбаком по имени Иона. Молодые рыбаки переехали в соседний с родным городом Капернаум, откуда отплывали в море (которое на самом деле — большое пресноводное озеро) на промысел.

Памятник апостолу Андрею Первозванному

С юных лет Андрей искал путь к Богу. Он отказался жениться и вел целомудренный образ жизни. Когда Иоанн Креститель начал пророчествовать о скором приходе Мессии, юноша оставил дом и пришел к святому. Приняв крещение в Иордане, Андрей остался с Иоанном и занял место в кругу его близких учеников, слушал проповеди и ждал появления Спасителя.

По версии, изложенной в Евангелии от Иоанна, встреча Андрея с Иисусом произошла на Иордане. Спаситель пришел к Иоанну Предтече, который во всеуслышание назвал того Агнцем Божьим. После этого Андрей покинул Крестителя и стал первым учеником Христа. Позже вернулся в Капернаум и убедил брата присоединиться к апостолам.

Картина «Андрей приводит Петра к Иисусу», Караваджо

В Евангелии от Матфея написано, что Учитель сам нашел будущих учеников, когда те забрасывали сети для рыбной ловли. Иисус позвал братьев за собой, пообещав превратить их в «ловцов человеков». Андрей и Симон вняли призыву и ушли с Иисусом, от которого Симон получил новое имя Петр, а Андрей стал именоваться Первозванным.

В отличие от Петра Андрей не выделялся из апостольского круга громкими словами и резкими поступками, но вошел в Писание как внимательный человек. Перед Пасхой, когда нужно было накормить толпу, именно Андрей увидел мальчика с пятью хлебами и двумя рыбами, которые и были чудесным образом размножены и насытили голодных людей. Он же ответил на вопрос язычников, искавших в Иерусалиме настоящего Бога.

Иисус призывает Петра и Андрея

Евангелие от Марка повествует, что святой Андрей был с Учителем на горе Елеонской и узнал от него судьбы мира. Преданный ученик присутствовал при распятии Христа, его Воскресении и Вознесении. Через 50 дней после воскресения на апостолов снизошел Святой Дух и они обрели сверхчеловеческие способности. Теперь они могли исцелять людей от смертельных болезней и проповедовать на разных языках.

Христианское служение

Апостолы бросили жребий, выбрав направление дальнейшего пути. Святому Андрею выпала дорога в земли, лежащие на черноморском побережье. Почти везде, куда проповедник приносил благую весть, его встречали неприветливо. Власти изгоняли святого из городов, население оскорбляло и не пускало на ночлег. В Синопе язычники подвергли настойчивого христианина жестоким пыткам, но покалеченное тело Андрея исцелилось по воле Божьей.

Икона Андрея Первозванного

Наконец, во фракийском городе Византии рассказы и чудеса святого произвели впечатление на народ. В будущем центре восточного христианства апостол нашел 70 учеников и основал Церковь, которую возглавил рукоположенный Андреем Первозванным епископ Стахий. Андрей назначил пресвитеров церкви, поручил им совершать таинства и наставлять народ, а сам отправился дальше.

Проповедник не только исцелял собственное тело, но и воскрешал мертвых. В житие святого упоминаются четыре безымянных мальчика и двое мужчин, умерших от разных причин. Чудо воскрешения неизменно приводило к крещению свидетелей этого события. В Фессалониках апостола пытались затравить дикими зверями, но леопард вместо святого задушил сына проконсула Вирина. Долгая молитва Андрея вернула ребенка к жизни.

Храм апостола Андрея Первозванного на Вуоксе

В Патрах апостол воскресил сорок утопленников, которые направлялись к нему из Македонии. Корабль с будущими учениками Андрея перевернулся во время шторма, но море вынесло все тела на берег и благодаря силе молитвы святого все закончилось благополучно. Эта легенда объясняет почитание святого Андрея как покровителя моряков. В грузинском городе Ацкури всего одного воскрешения хватило для обращения горожан в христианство.

Христианские историки дополнили евангельское повествование своими версиями дальнейшего путешествия проповедника. Евсевий Кесарийский писал о служении Андрея в Скифии. В 1116 году монах Сильвестр по приказу Владимира Мономаха включил в «Повесть временных лет» легенду о миссии Андрея Первозванного на Руси.

Картина «Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских», Николай Ломтев

Позже житие дополнилось подробным рассказом о путешествии святого из Крыма в Рим через Ладогу. По этой версии Андрей поднялся вверх по Днепру и, заночевав на живописных холмах, увидел во сне большой город с церквями. Наутро рассказал об этом сне своим спутникам, предсказав основание в том месте Киева, благословил холмы и водрузил на одном из них крест.

Далее уставший в пути апостол попарился в банях Новгорода, о которых впоследствии рассказал друзьям в Риме. В средневековье легенда обросла деталями: о воздвижении деревянного креста вблизи села Грузино на берегу Волхова и каменного на острове Валаам, об уничтожении капищ Велеса и Перуна и обращении бывших жрецов в христианство. Как бы то ни было, жители Украины и России почитают святого Андрея Первозванного своим покровителем.

Смерть

Апостол принял мученическую кончину в греческом городе Патры примерно в 67 году первого века. В этом городе святой Андрей прожил несколько лет, проповедуя и руководя христианской общиной. Градоправитель Эгеат посчитал, что деятельность христиан подрывает его власть, и приказал казнить навязчивого проповедника на кресте. С учетом пожеланий святого, считавшего себя недостойным подражать смерти Иисуса, орудием выбрали косой крест, впоследствии названный андреевским.

Мученичество святого Андрея Первозванного

Андрея Первозванного не прибили к кресту, а привязали руки и ноги к перекладинам. Два дня апостол проповедовал своим ученикам с креста. Слушатели потребовали прекратить пытку, угрожая бунтом, и Эгеат приказал страже отвязать мученика. Однако святой уже настроился умереть и узлы не поддались усилиям солдат. Когда душа святого апостола покинула тело, крест ярко засиял, а потом на этом месте забил источник.

Мощи святого Андрея и крест, на котором он умер, сначала хранились в Патрах, но в 357 году по приказу Римского императора Констанция II их перевезли в Константинополь и положили в церкви Святых Апостолов. В IX веке голову и остатки креста отделили от мощей и вернули в Патры. После захвата Патры османами в 1460 году Фома Палеолог спас голову святого и частицы креста от осквернения и передал святыню римскому папе Пию II.

Андреевский флаг

В 1964 году святыня вернулась в Патры благодаря договоренности между папой Павлом VI и представителями Элладской православной церкви. Голова святого хранится в Соборе Андрея Первозванного, построенном в 1974 году недалеко от источника. В самом большом православном храме Греции установлен также косой крест-реликварий, в который вложены частички того самого креста, который послужил орудием смерти святого.

В старом храме апостола Андрея, расположенном рядом с собором, хранится часть перста апостола. Святыню подарил Патрам в 1847 году российский дворянин Андрей Муравьев, получивший ее у монахов на горе Афон. Остальные мощи разрознены и хранятся с почетом в разных европейских городах.

Мощи Андрея Первозванного

По легенде греческий монах Регул по указанию ангела увез мощи святого Андрея в Шотландию. Деревня, где причалил корабль монаха, превратилась в город Сент-Андрус, ставший церковной столицей королевства. Мощи хранятся в кафедральном соборе города, а апостол Андрей почитается как покровитель Шотландии.

Другая легенда рассказывает, что в 1208 году крестоносцы вывезли мощи в итальянский город Амальфи, где они хранятся в местном соборе Святого Андрея, построенном в редчайшем нормано-византийском стиле. В Германии в Трирском соборе хранятся сандалия и гвоздь от креста святого. Часть мощей Святого Андрея оказалась в кафедральном соборе итальянского города Мантуя.

Картина «Святой апостол Андрей», Артус Уолффорт

В России существует Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного — общественная организация, которая занимается доставкой прихожанам Русской православной церкви главных христианских реликвий. Фонд ежегодно доставляет из Иерусалима Благодатный огонь, сходящий с неба во время пасхальной службы. В 2011 году организация привозила в Россию Пояс Пресвятой Богородицы.

Память

  • 1698 – Петром I учрежден Орден Святого Андрея Первозванного
  • 1754 – построена Андреевская церковь в Киеве
  • 1865-1940 – церковь св. Андрея Первозванного и св. Марии Магдалины в деревне Палкеала
  • 1899 – спущен на воду пароход «Андрей Первозванный», первое специально построенное научно-исследовательское судно Российской империи
  • 1906 – открыт футбольный стадион «Сент-Эндрюс» в Бирмингеме
  • 1906 – спущен на воду броненосец «Андрей Первозванный»
  • 1974 – построен Собор Андрея Первозванного в городе Патры на полуострове Пелопоннес
  • 1991 – записана песня «Прогулки по воде» группы Nautilus Pompilius
  • 1992 – основан Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного
  • 2003 – открыт памятник в Батайске
  • 2006 – открыт памятник в Москве
  • 2007 – освящена Андреевская церковь в Калининграде
  • 2008 – рейд благотворительного медико-просветительского православного корабля-церкви «Андрей Первозванный» по отдаленным селам Новосибирской области

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *