Святого исидора

Самое известное сочинение «первого энциклопедиста средневековья» Исидора, епископа Севильского (ок. 570-636 гг.), представляет собой всеохватывающую систему человеческого знания, ставшую связующим звеном между духовным миром античности и последующими эпохами. Предлагаемый читателю перевод первых трех из двадцати книг охватывает область науки, которую в средневековых университетах было принято именовать «семью свободными искусствами», и является древним учебником по грамматике латинского языка, риторике, логике, арифметике, геометрии, теории музыки и астрономии. Впервые для русскоязычного читателя эти дисциплины представлены такими, какими их видели преподаватели и учащиеся в средние века. Автор составлял свои книги по материалам античной науки, и еще шире — всего культурного универсума античности, систематизируя, классифицируя его и преобразуя в учебных целях.
Издание предназначено для широкого круга читателей, интересующихся духовной культурой античности и средневековья, снабжено статьей, примечаниями и указателями.

Предисловие 5
Книга I. О ГРАММАТИКЕ 6
Глава I. О науке и искусстве 7
Глава II. О семи свободных искусствах 7
Глава III. О всеобщих буквах 7
Глава IV. О латинских буквах 9
Глава V. О грамматике 12
Глава VI. О частях речи 13
Глава VII.Об имени 13
Глава VIII. О местоимении 17
Глава IX. О глаголе 19
Глава X. О наречии 20
Глава XI. О причастии 21
Глава XII. О союзе 21
Глава XIII. О предлоге 22
Глава XIV. О междометии 22
Глава XV. О буквах у грамматиков (фонетических знаках) 22
Глава XVI. О слоге 22
Глава XVII. О стопах 23
Глава XVIII. Об ударении 27
Глава XIX. О знаках ударения 28
Глава XX. О пунктуации 29
Глава XXI. О пометках в предложении 30
Глава XXII. Об обыденных знаках 32
Глава XXIII. О юридических знаках 33
Глава XXIV. О воинских знаках 33
Глава XXV. О знаках букв (тайнописи) 34
Глава XXVI. О знаках пальцами (жестикуляции) 34
Глава XXVII. Об орфографии 35
Глава XXVIII. Об аналогии 38
Глава XXIX. Об этимологии 39
Глава XXX. О глоссах 40
Глава XXXI. О различениях 40
Глава XXXII. О варваризме 40
Глава XXXIII. О солецизмах 42
Глава XXXIV. О прочих ошибках 42
Глава XXXV. О метаплазмах 44
Глава XXXVI. О фигурах речи 46
Глава XXXVII. О тропах 50
Глава XXXVIII. О прозе 58
Глава XXXIX. О стихах 59
Глава XL. О басне 63
Глава XLI. Об истории 64
Глава XLII. Об авторах первых историй 64
Глава XLIII. О пользе истории 65
Глава XLIV. О родах истории 65
Книга II. О РИТОРИКЕ И ДИАЛЕКТИКЕ 66
Глава I. О риторике и ее названии 67
Глава II. Об изобретателях искусства риторики 67
Глава III. Об ораторе и частях риторики 67
Глава IV. О трех родах дел 68
Глава V. О двухчастном статусе дел 69
Глава VI. О трехчастном споре 71
Глава VII. О четырех частях речи 72
Глава VIII. О пяти видах побудительных причин 72
Глава IX. О риторических силлогизмах 72
Глава X. О законе 75
Глава XI. О сентенции 76
Глава XII. О доказательстве и опровержении 76
Глава XIII. Об олицетворении 77
Глава XIV. О придании характера 78
Глава XV. О родах вопросов 78
Глава XVI. О стиле в речи 78

Глава XVII. О трех манерах говорить 79
Глава XVIII. О комме, колоне и периоде 79
Глава XIX. Об избегании ошибок в букв, слов и предложений 80
Глава XX. О сочетаниях слов 80
Глава XXI. О фигурах в словах и предложениях 81
Глава XXII. О диалектике 88
Глава XXIII. О разнице между искусствами диалектики и риторики 88
Глава XXIV. Об определении философии 89
Глава XXV. Об «Исагоге» Порфирия 91
Глава XXVI. О «Категориях» Аристотеля 93
Глава XXVII. Об «Об истолковании» 95
Глава XXVIII. О диалектических силлогизмах 96
Глава XXIX. О классификации определений (сокращение из книги Мария Викторина) 102
Глава XXX. О топике 105
Глава XXXI. О противолежащих 109
Книга III. О ЧЕТЫРЕХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ 112
Предисловие 113
Титул I. Об арифметике 114
Глава I. О наименовании науки арифметики 115
Глава II. О ее создателях 115
Глава III. Что есть число 115
Глава IV. Что числа представляют 116
Глава V. О первом разделении четные и нечетные 116
Глава VI. О втором разделении всех чисел 118
Глава VII. О третьем разделении всех чисел 121
Глава VIII. О различии арифметики, геометрии и музыки 123
Глава IX. Сколько существует бесконечных чисел 124
Титул II. О геометрии 125
Глава X. Об изобретателях геометрии и ее имени 126
Глава XI. О четырехчленном делении геометрии 126
Глава XII. О геометрических фигурах 126
Глава XIII. О геометрических числах 128
Глава XIV. Представление фигур, нарисованных ниже 128
Титул III. О музыке 130
Глава XV. О музыке и ее имени 131
Глава XVI. Об изобретателях ее 131
Глава XVII. Что может музыка 131
Глава XVIII. О трех частях музыки 132
Глава XIX. О тройном разделении музыки 132
Глава XX. О первом разделе музыки, который называется гармоникою 132
Глава XXI. О втором разделе музыки, который называется органикою 135
Глава XXII. О третьем разделе музыки, который называется ритмикою 137
Глава XXIII. О музыкальных числах 139
Титул IV. Об астрономии 140
Глава XXIV. Об имени астрономии 141
Глава XXV. Об изобретателях ее 141
Глава XXVI. О наставниках ее 141
Глава XXVII. О различии астрономии и астрологии 141
Глава XXVIII. О смысле астрономии 142
Глава XXIX. О мире и его имени 142
Глава XXX. О форме мира 142
Глава XXXI. О небе и его имени 142
Глава XXXII. О положении небесной сферы 142
Глава XXXIII. О движении той же сферы 143
Глава XXXIV. О беге той же сферы 143
Глава XXXV. О быстроте неба 143
Глава XXXVI. Об оси неба 143
Глава XXXVII. О небесных полюсах 144
Глава XXXVIII. О точках вращения неба 144
Глава XXXIX. О небесном своде 144
Глава XL. О вратах неба 144
Глава XLI. О двойном лице неба 144
Глава XLII. О четырех частях неба 145
Глава XLIII. О полусферах 145
Глава XLIV. О пяти кругах неба 145
Глава XLV. О круге Зодиака 146
Глава XLVI. О белом круге 146
Глава XLVII. О величине Солнца 146
Глава XLVIII. О величине Луны 147
Глава XLIX. О природе Солнца 147
Глава L. О движении Солнца 147
Глава LI. О действии Солнца 147
Глава LII. О пути Солнца 148
Глава LUI. О свете Луны 148
Глава LIV. О фазах Луны 149
Глава LV. О новолунии 149
Глава LVI. О движении Луны 149

Глава LVII. О близости Луны к Земле 150
Глава LVIII. О затмении Солнца 150
Глава LIX. О затмении Луны 150
Глава LX. О различии светил, созвездий и звезд 150
Глава LXI. О свете светил 150
Глава LXII. О положении светил 151
Глава LXIII. О движении светил 151
Глава LXIV. О различном пути светил 151
Глава LXV. О расстояниях до светил 151
Глава LXVI. О круговом числе светил 151
Глава LXVII. О светилах-планетах 152
Глава LXVIII. О предшествовании и прямом движении светил 152
Глава LXIX. Об удалении и попятном движении светил 152
Глава LXX. О стоянии светил 153
Глава LXXI. Об именах светил, которые получили имена небеспричинно 153
ПРИЛОЖЕНИЯ
Л. А. Харитонов. «Исидор Севильский». Историко-философская драма 160
Пролог 160
Эписодий 1. Визиготское королевство в Испании 162
Эписодий 2. Жизнь Исидора Севильского 169
Эписодий 3. Сочинения Исидора Севильского 172
Эписодий 4. Свободные искусства: путь «из греков в латины» 177
Эписодий 5. Тривиум: «второе дыхание» 183
I. Грамматика 183
II. Риторика 184
III. Диалектика (логика) 187
Эписодий 6. Квадривиум: потерянное наследство 190
IV. Арифметика 196
V. Геометрия 199
VI. Музыка 204
VII. Астрономия 208
Эписодий 7. Метод «Этимологии» 216
Эписодий 8. Заключительный 222
Эксод 225
От переводчика 228

Исидор Севильский

Исидор – Исидор Севильский, святой католической церкви, плодовитый писатель, составивший «Хронику» от «сотворения мира» до 626 г., автор «Этимологии».

+ + +

Исидор Севильский (ок. 570—636). Родившийся в Севилье, брат архиепископа Леандро Севильского, которого он заменил в 600 году, Исидор получил превосходное классическое образование и специализацию в области права. Опираясь на вестготских королей, он выработал для Испании политическую и религиозную систему, которая нашла свое полное выражение во время Четвертого толедского собора в 633 году. Участник длительной переписки с королем Сисебутом и архиепископом Сарагосским, он заложил основы истории Испании в своей «Истории готов, вандалов и свевов», «Книге известных людей» и хрониках, а также многочисленных духовных и научных произведениях. Он является автором «Этимологии», своеобразной энциклопедии раннего христианского Средневековья.

Рюкуа А. Средневековая Испания / Аделина Рюкуа. – М., Вече, 2014, с. 230.

Исидор Севильский — святой, архиепископ Севильи, ученый, латинский писатель VI—VII вв. Родился в Картахене, в состоятельной семье около 570 г., умер в 636 г. Около 600 г. занял архиепископскую кафедру в Севилье. Исидору Севильскому принадлежат многочисленные естественно-научные, грамматические, исторические и богословские сочинения. В частности, он создал целую энциклопедию научных знаний своего времени «Начала» («Origines») в 20 книгах, а также проготскую «Истории готов, вандалов и свевов», рассказывающую о столкновении готов и византийцев с IV по VII в. и особенно подробно об их соперничестве за Южную Испанию. Описываемые в «Истории» события датированы по годам провинциального летоисчисления и по годам правления византийских императоров. В последней части хроники Исидора описываются события в Византии в период правления от императора Юстина II (565-578) до императора Ираклия I (610-641), включая нападения авар, напряженные отношения цирковых партий и вторжение славян в Грецию. В сборнике литературных биографий «Знаменитые мужи» Исидор запечатлел жизнь латинских авторов византийской Испании, императора Юстиниана I, Иоанна Бикларского, константинопольского патриарха Иоанна IV.

Византийский словарь: в 2 т. / . СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 432.

Исидор Севильский (lsidorus Hispalensis) (ок. 560 — 4 апреля 636) — учитель Церкви, энциклопедист, выдающийся представитель «визиготского возрождения». Один из самых популярных авторов раннего средневековья, давший законченную картину христианского космоса. Автор «Этимологии» — энциклопедического словаря-справочника в 20 книгах (сохранилось более 1000 манускриптов). Исходя из параллелизма структур языка и физической реальности, Исидор при описании явлений ограничивается рассмотрением этимологии их именований: напр., важны не причины движения небесного тела, но отчего оно так называется (qua ex causa ita vocetur). Трактат «О природе вещей» (612) содержит символическое и аллегорическое истолкование видимой вселенной. Цель экзегетических и литургических сочинений Исидора — просвещение клира. В важнейшей из догматических работ — «Сентенциях» — утверждается примат церковной власти над светской. Исторические работы: «История готов», «Всемирная история», «О замечательных мужах».

В. В. Петров

Исидор Севильский (Isidorus Hispalensis) (ок. 560 — 4.IV.636) — средневековый испанский церковный деятель и ученый. С 599 года — епископ Севильский. Был широко образованным для своего времени человеком (им цитируется не менее 160 христианских и классических авторов, в том числе Аристотель, сочинения которого Исидор Севильский использует одним из первых); у Исидора Севильского мы встречаем разграничение наук на тривиум и квадривиум. Из многочисленных работ Исидора Севильского для истории имеют определенное значение «Этимологии» («Ethymologiarum sive originum libri XX») — своеобразная энциклопедия раннего средневековья, дающая немало интересного материала (например, по агротехнике), но представляющая собой механическому компиляцию из античных источников, «История королей готов, вандалов и свевов» («Historia de regibus gothorum, wandalorum et suevorum»). Писания Исидора Севильского дают отчетливое представление об уровне образованности того времени. Авторитет Исидора Севильского католическая церковь стремилась использовать для обоснования папских притязаний на светское господство; в 1598 году провозгласила его святым.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 6. ИНДРА — КАРАКАС. 1965.

Сочинения: PL, v. 81-84; Отрывки из «Этимологии», в кн.: Агрикультура в памятниках Зап. Средневековья, М.-Л., 1936, с. 1-40.

Литература: Fontaine J., Isidore de Séville et la culture classique dans l’Espagne wisigothique, v. 1-2, P., 1959.

Далее читайте:

Здоровье и медицина в средневековой Франции (о роли Исидора Севильского).

Философы, любители мудрости (биографический справочник).

Исторические лица Испании (указатель имен).

Византия (краткая справка).

Хронологические таблицы и по векам — | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

Сочинения:

Святого Исидора в шутку называют создателем средневековой «Википедии»

Покровителем Интернета, компьютеров и «юзеров» святого Исидора назвал папа Иоанн Павел II. Это произошло в 1999 году. Память святого Исидора католики почитают ежегодно 4 апреля.

Святой Исидор был епископом Севильским. Он получил известность благодаря своей любви к наукам.

Матерью будущего святого была дочь вестготского короля, а отцом – знатный гражданин Рима, пишет РИА «Новости». Юноша получил блестящее риторическое образование. В 30 лет он наследовал епископскую кафедру в испанском городе Севилье.

За свою жизнь святой Исидор написал несколько десятков сочинений. Среди них – исторические произведения и назидательные сборники, церковные и монастырские правила, обширная переписка с современниками.

Особое месте в средневековой культуре заняло еще одно произведение епископа Исидора — «Этимологии» в 20 книгах, первая всеобъемлющая энциклопедия эпохи, содержащая сведения, которые должен был знать каждый образованный человек. Этот труд несколько веков был для Европы сводом программных знаний.

«Написан он был на простой латыни, и там было все необходимое для человека, который хотел побольше узнать об окружающем его мире, но не осмеливался спросить – от 28 типов имен нарицательных до названий женской одежды», – пишет об «Этимологиях» ИноСМИ.

Долгое время святой Исидор считался покровителем студентов и учеников. А на рубеже веков стал еще и покровителем интернет-пользователей.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *