Святогорский монастырь

Содержание

Святогорская лавра

Монастырь

Свято-Успенская Святогорская лавра

Страна

Украина

Донецкая область

Святогорск

Конфессия

Украинская православная церковь (Московского патриархата)

Епархия

де-факто Донецкая

Тип

Мужской

Первое упоминание

1526 (письменное)

Дата основания

XV век

Известные насельники

Иларион (Григорович)

Реликвии и святыни

Святогорская икона, мощи святых насельников

Настоятель

Митрополит Арсений (Яковенко)

Статус

Действующий монастырь

Состояние

действующий

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Свято-Успе́нская Святого́рская ла́вра (укр. Свято-Успенська Святогірська лавра) — православный монастырь Украинской православной церкви (Московского патриархата) в городе Святогорске Донецкой области. Из числа монахов, подвизавшихся в монастыре, 17 были прославлены в лике святых. В 2004 году получил статус лавры.

До 1918 года — Святогорская Успенская пустынь, общежительная Харьковской епархии. С 2007 года после разделения Донецкой епархии лавра, хотя и стоит на территории Горловской епархии, приписана к Донецкой епархии.

Монастырь на правом высоком меловом берегу Северского Донца (на т. н. Святых горах, в одноимённом национальном парке). Кроме наземных строений, имеются меловые пещеры.

История

Древний монастырь

Согласно церковным преданиям, первые монахи поселились в XIV или XV веках. Первое письменное упоминание о местности «Святые горы» относится к 1526 году. Встречается оно в записках имперского посла Сигизмунда Герберштейна.

Первое достоверное упоминание о монастыре относится к 1624 году, когда духовенству была пожалована царская грамота на право владения этой землёй. В 1679 году монастырь захвачен и разграблен крымскими татарами. К монастырю относилась также Гороховатская Богородичная пустынь. Впоследствии восстановлен и во второй половине XVIII века утратил оборонное значение, став крупным землевладельцем.

В 1787 году по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднён, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 году новым владельцем Святогорья стал князь Потемкин-Таврический. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упразднённом состоянии обитель находилась почти 57 лет. Земли оставались в роду Потёмкиных.

Возрождение монастыря в XIX веке

Хромолитография 1912 года

В 1844 году по ходатайству землевладелицы Татьяны Потёмкиной указом императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса лавры. Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев. В конце XIX века у места крушения поезда с императорской семьей в селе Борки был устроен Спасо-Святогорский скит с храмом Христа Спасителя. Также действовали пещерный Арсеньев скит, Ахтырский скит (больничный хутор). Перед Первой мировой войной в монастыре находилось около 600 монахов.

Монастырь в советские годы

События 1917 года и приход новой Советской власти трагично отразились на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 года.

В решении судьбы монастыря принимал непосредственное участие основатель Донецко-Криворожской советской республики «товарищ Артём». Так, по его предложению, с одной стороны, от уничтожения были спасены основные храмы обители, а с другой стороны, в Свято-Успенском соборе устроили кинотеатр (с туалетом на месте одного из алтарей), а в Свято-Покровском — библиотеку.

В 1922 году монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения монастыря.

Монастырь в постсоветские годы

Николаевская церковь на меловой скале

Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 году. Первыми насельниками были монах, священник (сейчас архимандрит Серафим) и четверо молодых послушников из Донецка. В этом году монастырю отдали разграбленный и осквернённый, превращённый в кинотеатр Свято-Успенский собор, в боковых приделах которого были устроены общественные туалеты, сам собор был перекрыт железобетонным перекрытием на два этажа.

В 1995 году, когда увеличилось количество братии, начали реставрацию и восстановление храмов и корпусов обители.

28 ноября 2003 года Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые Горы» жилые и хозяйственные строения.

Учитывая древность обители, её историческую роль, многочисленные обращения православных верующих, а также активное возрождение монастыря и его благодатное влияние на духовную жизнь региона и Украины, 9 марта 2004 года Священный Синод Украинской Православной Церкви с благословения Патриарха Алексия Второго принял решение о присвоении монастырю статуса лавры. Таким образом, Святогорский монастырь стал третьей на Украине православной (после Киево-Печерской, и Почаевской) лаврой.

5 декабря 2005 года состоялась епископская хиротония наместника лавры архимандрита Арсения (Яковенко).

12 июля 2008 года состоялось прославление Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших. В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, 4 преподобноисповедника и один Христа ради юродивый. Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви 8 мая 2008 года (журнал № 38). Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24 августа 1995 года.

7 июля 2009 года братией монастыря были обретены мощи первого настоятеля Святогорской пустыни по её возобновлении в 1844 году архимандрита Арсения (Митрофанова) и мощи подвижника и прозорливца преподобного Исаакия (Головина).

Список настоятелей и наместниковАндреевская часовня, XIX век

  • Симеон, иеромонах (ок. 1624)
  • Кирилл, иеромонах (ок. 1640)
  • Игнатий, иеромонах (ок. 1651)
  • Феофан, игумен (ок. 1654)
  • Гавриил, иеромонах (ок. 1661)
  • Корнилий, игумен (ок. 1672)
  • Иоиль Озерянский, архимандрит (ок. 1679)
  • Иосиф (Кононович), архимандрит (ок. 1687)
  • Феодосий, архимандрит (ок. 1691)
  • Вениамин, архимандрит (ок. 1701)
  • Иона, игумен (ок. 1705)
  • Вассиан (Васильковский), архимандрит (ок. 1707)
  • Севастиан (Юхновский), архимандрит (ок. 1714)
  • Арсений (Зарудный), архимандрит (ок. 1720)
  • Митрофан (Шеинков), архимандрит (ок. 1723)
  • Иларион (Григорович), архимандрит (1733—1737)
  • Фаддей (Кокуйлович), архимандрит (1738—1758)
  • Рафаил (Мокренский), архимандрит (1758—1765)
  • Лаврентий (Кордет), игумен (с 1765)
  • Матфей (Млодзинский), архимандрит (ок. 1766)
  • Сильвестр (Кияновский), игумен (ок. 1767)
  • Феофан (Феодоровский), архимандрит (с 1770)
  • Филарет (Финевский), игумен (до 1787)
  • Венедикт, архимандрит (1787—1788)
  • Арсений (Митрофанов), архимандрит (1844—1859)
  • Герман (Клица), архимандрит (1859—1890)
  • Вассиан (Дегтярев), архимандрит (1890—1909)
  • Трифон (Скрипченко), архимандрит (1909—1922)
  • Иоанн (Стрельцов), игумен, (1926—1931 — временно исполнял обязанности настоятеля Святогорской Успенской пустыни при Всехсвятской кладбищенской церкви, руководил оставшейся братией)
  • Серафим (Лаврик), архимандрит (1992—1995, до монашеского пострига строитель — протоиерей Николай Лаврик, после пострига наместник — иеромонах, затем игумен и позже архимандрит Серафим Лаврик)
  • Арсений (Яковенко) (с 20 января 1995, наместник — игумен, затем архимандрит, епископ, архиепископ, митрополит)

Святогорская икона Божией матери

Современное состояние

Свято-Успенская Святогорская лавра является значительным духовным центром православной паствы восточной Украины и юга России.

Отреставрирован Успенский собор, монастырская колокольня с Покровским храмом, древнейший храм обители в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских со скитом, в котором по благословению главного архиерея братия одевается в старинную форму одежды. Со стен древних пещер стёрты раны богоборческой эпохи, восстановлен храм в честь преподобного Алексия, человека Божия, и храм святителя Николая на верхушке меловой скалы. Памятником деревянного зодчества можно считать возрождённый Всехсвятский скит с деревянным храмом в честь всех святых нашей земли.

Все храмы, пещеры и уцелевшие здания вернули монастырю. Послушание в обители несут более сотни человек братии. Летом 2014 года в монастыре нашли приют 800 беженцев, в том числе 300 детей.

Священным синодом Украинской православной церкви лавра определена местом пребывания епископов Иннокентия (Шестопаля), Ипполита (Хилько) (ранее также схиепископа Сергия (Зализницкого)).

Описание монастыря

Меловые пещеры с церковью святителя Николая над ними Деревянная церковь Всех Святых (Всехсвятский скит)

Первые монахи выкопали церкви и кельи в верхнем ярусе. Через маленькие оконные проёмы в них проникал свет, освещавший фрамугу (нишу) для иконы, вырубленную в меловой скале лежанку, ступеньку, проёмы для дверей. Кельи соединяются с квадратным залом со сводом, опирающимся на массивный столб в центре. В восточной стене ещё видны следы от иконостаса первой подземной церкви Святогорского монастыря до 1632 года. Сначала она называлась Успенской, затем Николаевской, а в XIX веке — Иоанна Предтечи.

От этой пещерной церкви разветвляются лабиринты тротуаров и келий. Один небольшой тротуар соединяет её с квадратной трапезной, севернее которой шёл проход на верхний третий ярус пещер, где была Успенская церковь. Второй проход ведёт к нижнему ярусу пещер с Алексеевской пещерной церковью высотой до 4 м. В 1753 году, во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны, сюда сослали раскольника Чекменьева, который «сеял между простым народом ереси». Алтарная часть Алексеевской церкви имела форму сегментной фрамуги и была отделена от основного пространства пилястрами, на которые опирается арка, где крепится иконостас.

В незаметном месте внутри меловой горы расположена церковь преподобных отшельников (затворников) Антония и Феодосия. Небольшой коридор, вырубленный в меловой породе, ветвится на три коридора, ведущих к главному месту в церкви. Основали её последователи киевских монахов, бежавших сюда от Батыевых орд. Неподалеку от неё археологи нашли посуду VIII—X веков.

На площадке мелового утёса торчат остатки трёхкамерной Николаевской церкви, построенной в стиле слободского барокко. Согласно рисунку монастыря, в 1679 году на том месте поднимались три массивных меловых конуса с прорубленными окошками. Очевидно, пещерная Успенская церковь под влиянием природы или человека частично обрушилась и обнажила часть интерьера (внутреннего пространства). Церковь не только дополнила утраченную часть меловой скалы, но и стала её украшением. Как в других украинских церквях, её купола расположены по оси восток-запад. Украинские мастера XV—XVI веков, пытаясь придать своим строениям стройный вид, обычно ставили на восьмигранник большего объёма восьмигранник меньшего объёма. Над алтарём церкви возвышается пирамидальная башня с небольшим барабаном и грушевидным куполом. Подобным куполом увенчан западный алтарь. Западную башню украшает декоративный орнамент из кирпича по окружности (периметру) башни.

  • Монашеский скит

  • Спуск к воде

Святые

Святители

  • епископ Крутицкий Иларион (Григорович) (1696—1759);

преподобные

  • архимандрит Фаддей (Кокуйлович) (около 1694—1758);
  • архимандрит Рафаил (Мокренский) († 1765);
  • архимандрит Арсений (Митрофанов) (1805—1859);
  • архимандрит Герман (Клица) († 1890);
  • архимандрит Софроний (Смирнов) (1828—1921);
  • иеросхимонах Лонгин (Грифцов), (1798—1882);
  • иеромонах Феодосий († 1850);
  • иеромонах Киприан (Манько) (1811—1874);
  • иеромонах Иоанникий (Аверкиев) (1823—1882);
  • иеромонах Исаакий (Головин) († 1903);
  • иеросхимонах Иоанн (Крюков), затворник Святогорский (1795—1867);

преподобноисповедники

  • архимандрит Иоиль Озерянский (XVII век);
  • архимандрит Трифон (Скрипченко) (1865—1939);
  • схиархимандрит Михаил (Галушко) (1877—1961);
  • игумен Иоанн (Стрельцов) (1885—1970);

юродивые

  • монах Феофил (Шаронин) († 1868).

Монастырские храмы

Храмы и часовни, находящиеся на территории Святогорской лавры:

  • собор Успения Пресвятой Богородицы (1859—1868);
  • церковь Покрова Пресвятой Богородицы (с нижним храмом праведного Филарета Милостивого; 1850);
  • церковь святителя Николая Чудотворца (1851);
  • пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи (до XVI в.);
  • пещерный храм преподобного Алексия, человека Божия (1861 г.);
  • пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских (до XVIII в.);
  • часовня апостола Андрея Первозванного (сер. 1850-х гг.)

Новые постройки

  • церковь Рождества Богородицы (2011 г.);
  • церковь святого пророка царя Давида (2011 г.);
  • церковь в честь всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (2011 г.);
  • часовня водосвятная (2004 г.);
  • часовня преподобных Арсения и Германа Святогорских (2009 г.);
  • часовня преподобных отцов Киево-Печерских (2013 г.);
  • часовня надкладезная (идет строительство);
  • Кирилло-Мефодиевская лестница (восстановлена в 2013 г).

Приписные храмы и часовни в окрестностях

  • храм в честь мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии (строится в г. Святогорске как соборный храм города);
  • Всехсвятский скит (2005 г.)
  • Богородичный женский скит (2005 г.) в селе Богородичное (Славянский район)
  • Свято-Георгиевский скит в селе Долина
  • скит святителя Иоанна Шанхайского в селе Адамовка, на месте дома Максимовичей, в котором родился святитель
  • Свято-Николо-Феодосиевский скит: храм святителя Николая Чудотворца с боковым алтарем в честь святителя Феодосия, архиепископа Черниговского (1870 г.).

Ранее в монастыре также были церкви: Петропавловская, Преображенская (c нижним храмом в честь Казанской иконы), Ахтырская (в больничном хуторе или больничном скиту), трапезная церковь Рождества Богородицы, прп. Арсения Великого в Арсеньевом скиту, Храм Христа Спасителя в Спасо-Святогорском скиту.

  • Изображение Пресвятой Богородицы — Игумении у входа в Святогорскую лавру (скульптор Николай Шматько)

  • Успенский собор

  • Покровская церковь

В художественной литературе

  • В Святогорской лавре происходит действие рассказа Антона Павловича Чехова «Перекати-поле».
  • Монастырь описывается в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Святые горы».
  • Монастырю посвящено стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Святые горы».
  • Василий Иванович Немирович-Данченко написал очерк «Святые горы».

Примечания

  1. Донбасс украсился Лаврой. Дата обращения 30 марта 2008. Архивировано 30 ноября 2012 года.
  2. Торжества прославления Святогорских святых (недоступная ссылка — история ). Дата обращения 16 июля 2008.
  3. Жития святых подвижников благочестия, «иже во Святых Горах на Донце подвизавшихся» (недоступная ссылка — история ). Дата обращения 16 июля 2008.
  4. Священный Синод принял решение о канонизации подвижников Святогорской Лавры (недоступная ссылка — история ). Дата обращения 16 июля 2008.
  5. Преподобный Иоанн Затворник Святогорский (недоступная ссылка — история ). Дата обращения 16 июля 2008.
  6. В Святогорской Лавре обретены мощи прпп. Арсения и Исаакия Святогорских. Дата обращения 13 июля 2009. Архивировано 30 ноября 2012 года.
  7. Беженцы в Святогорской Лавре. Свято-Успенская Святогорская Лавра (22 августа 2014). Дата обращения 25 августа 2014.
  8. «Перекати-поле» в Викитеке
  9. «Святые горы» в Викитеке
  10. «Святые горы» в Викитеке
  11. «Святые горы» в Викитеке

> Литература

  • Капинос Р. В. Свято-Успенский Святогорский монастырь как хозяйствующий субъект Украины // Приход : православный экономический вестник. — № 12. — 2003.

Ссылки

  • Официальный сайт Свято-Успенской Святогорской Лавры.
  • История Свято-Успенской Святогорской лавры на сайте «Донбасс Православный». Дата обращения 22 января 2008.
  • Исторический фильм «Два крыла Святогорской лавры» на YouTube
  • Святогорская Лавра презентовала свои новые строительные проекты. Дата обращения 25 декабря 2009.
  • О. О. Шкрібітько. Промисли Святогірського монастиря як основа економічного добробуту чернецтва: XVI—XVIII ст.. Дата обращения 21 августа 2010. Архивировано 30 ноября 2012 года. (укр.)
  • Арсеньевский монашеский скит, Дальние пещеры.

  • Киево-Печерская лавра (УПЦ МП, 1688)
  • Почаевская лавра (1833)
  • Уневская лавра (УГКЦ, 1898)
  • Свято-Иоанновская лавра (УГКЦ, 1927)
  • Святогорская лавра (УПЦ МП, 2004)

В скобках указана конфессия и год присвоения статуса

Лавры Русской православной церкви по годам присвоения статуса

  • Киево-Печерская лавра* (1688)
  • Троице-Сергиева лавра (1742)
  • Александро-Невская лавра (1797)
  • Почаевско-Успенская лавра* (1833)
  • Святогорская лавра* (2004)

* — в составе Украинской православной церкви (Московского патриархата)

Свято-Успенская Святогорская лавра

Святогорская лавра — один из крупнейших монастырей Украины. Она расположена на высоком правом берегу Северского Донца, известна своими великолепными видами. В лавре находится чудотворная Святогорская икона Божией Матери.

Достоверных сведений об истории Святогорского монастыря до XVII века практически нет. В XVII веке монастырь часто подвергался набегам крымских татар, которые разоряли обитель и уводили в плен монахов. Для защиты от неприятеля неподалеку от монастыря была поставлена крепость, просуществовавшая до XVIII века. В 1767 году по указу императрицы Екатерины II монастырь был закрыт, а все его имущество передано в казну. Вновь монастырь открылся только в 1844 году, при Николае I. До революции Святогорский монастырь рос и богател, привлекая паломников со всего юга Российской империи. В годы Первой мировой войны монастырь дал приют 700 беженцам с охваченных войной территорий, при нем была построена больница для раненых солдат.

В 1922 году монастырь был закрыт советской властью, а на его месте расположился дом отдыха. В пещерной церкви Алексия человека Божьего открыли музей антирелигиозной пропаганды.

Монастырь вернули Церкви в 1992 году. В 2004 году он получил статус лавры и стал третьей православной лаврой на Украине — после Киево-Печерской и Почаевской.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Millli Красивая легенда Святых гор — Святогорская Лавра

Есть красивая легенда — первый надземный монастырь Святогорья однажды утром якобы сам «вырос» из земли и поразил своей красотой всех очевидцев этого небывалого явления. Красота божественная

Церковь святителя Николая Чудотворца

Из истории Свято-Успенской Святогорской обители Точной даты основания обители история не сохранила. А посему на этот счет сегодня бытуют десятки самых разных версий, и наиболее распространенные среди них две. Одна связывает появление храмов с бегством в русские края византийских иноков в XIII-IX веках, другая гласит, что после разорения Киево-Печерской Лавры часть ее братии ушла в Святые Горы.

Вид на Лавру от памятника Артёму

Вид на Лавру от Церкви святителя Николая Чудотворца

Церковь святителя Николая Чудотворца

Комплекс храмов, который появился здесь со временем, стал настоящим чудом, сотворенным природой и людьми, и вдохновлял мастеров пера и кисти разных эпох. Летописцы оставили описания тех дней, когда здесь происходило, казалось бы, просто невозможное: обитель перестояла масштабные набеги крымских татар, поляков и все ужасы времен Батыя и Тамерлана. В те непростые времена, как утверждают исследователи, местные монахи неплохо знали военное дело, умело стреляли из пушек, защищая родные стены. А при случае, по словам современников, святые отцы поражали даже бывалых вояк: то отбивали у атакующих крымцев и нагайцев коней, то пускались в погоню верхом по суше да на ладьях по реке, возвращая своих полонянников.

Успенский собор и Покровская церковь

Неожиданным поворотом в истории Святогорья стало решение Екатерины II подарить этот «рай на земле», как выражалась сама императрица, своему фавориту — князю Григорию Потемкину. Одним росчерком ее пера святое место, где веками рос и развивался уникальный духовный центр, стало обыкновенной светской дачей.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Гостиница для паломников

При этом любопытно, что даже к упраздненной здесь обители в праздничные престольные дни стекались многотысячные толпы народа. Второе дыхание монастырь обрел в 1844 году, а за следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской Империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса Лавры.

Трапезная церковь Рождества Пресвятой Богородицы

В 1922 году монастырь был снова закрыт, а на его территории обустроен дом отдыха. И опять же 70 лет он ждал восстановления. «Обитель была вновь открыта в 1992 году, как и предсказывали многие Святогорские старцы, однако для полного восстановления требовались солидные капитальные вложения. В 2004 году монастырь получил статус лавры.

Изображение Пресвятой Богородицы — Игумении у входа в Лавру

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»:

«Святогорская Успенская пустынь, заштатная, общежительная, на правом берегу реки Северного Донца, в местности «Святые Горы», в 5 верстах от железнодорожной станции Святогорской, в 20 верстах от города Славянска, в 30 верстах от города Изюма.

Основана в XIV веке; в 1679 году и в 1737 году была разоряема татарами; в 1787 году была упразднена; в 1844 году восстановлена. По своему местоположению обитель представляет очаровательный вид, возносясь от светлых вод Донца до вершины горы; величественны, под навесом вековых дубов, уступы горняго ее крыльца, которое ведет на освященный утес, избранный жилищем для отшельников, хотя, казалось, природа создала его только для орлиного гнезда.

С берега обитель представляет дивные ландшафты: среди зелени от горы, называемой «Фавор», спускается монастырь к берегу, и храмы его виднеются среди деревьев то на возвышенностях, то в пропастях. Горы, окружающие обитель Святогорскую, представляют разнообразие формаций: гипс, известь, мел и чернозем, покрытый сухим торфом, составляют верхний или наружный слой горы. На гору Фавор устроена довольно удобная лестница, именуемая «Кирилло-Мефодиевскою». Эта лестница начинается аркою и разделяется в своем протяжении башнями и крытыми площадками, висящими над непомерно-глубоким обрывом. К верхушке горы, увенчанной храмом, ведут 511 ступеней и имеются скамьи для отдыха. Близ монастырского соборного Успенского храма находятся пещеры.

Вход в пещерник

и над ним первая из семи, каскадом рссположенных, Кирилло-Мефодиевских часовен.Ход в пещеры начинается небольшим притвором с одним окном над дверью. Отсюда, за железною дверью, идет узкий, длинный и темный коридор пещер, извиваясь зигзагами до самой скалистой вершины горы, где он и сообщается с наружной лестницей. Кроме этого хода есть четыре: два — через церкви: святого Иоанна Предтечи и святого Алексия человека Божия, один — под церковью святого Николая чудотворца и один — среди горы, обращенный к Северному Донцу.

Высота пещерных ходов — 3 1/2 аршина, ширина 11/4 аршина. Между пещерными кельями есть немало затворов, а в стенах пещерных входов до 12 ниш, т.е. углублений, где по единому в мире Афонскому обычаю, складывались кости святогорских отшельников, через 3 года после их кончины.

К достопримечательностям монастыря относятся: полученная в Палестине послушником Глинской пустыни, впоследствии архимандритом монастыря Арсением, в благословение от иерусалимского патриарха Мисаила икона Успения Божией Матери, древней арабской живописи, украшенная бриллиантами, сапфирами, рубинами и бурмитскими зернами (крупный жемчуг); она висит в Успенском соборе над царскими вратами и каждую неделю, в среду, спускается и перед ней читается акафист; находящаяся в иконостасе монастырского Покровского храма чудотворная Святогорская икона Божией Матери, украшенная сребропозлащенной ризою и драгоценными камнями; Грузинская икона Божией Матери, украшенная позлащенным серебром с эмалью и драгоценными камнями; известная с 1540 года древняя чудотворная икона святого Николая чудотворца в сребропозлащенной ризе, украшенной бриллиантами, яхонтами и рубинами; перед нею по четвергам читается акафист; иногда, по просьбе богомольцев, подымают и несут эту икону на скалу, где в монастырской Николаевской церкви читается акафист святому Николаю чудотворцу; как туда, так и оттуда, шествие сопровождается молебным пением. Немало здесь находится и других икон, замечательных по живописи и украшению.

В соборной Успенской церкви также находится ковчег, сребропозлащенный, с частицами животворящего креста Господня и мощей: святого Иоанна Предтечи и преподобной мученицы Анастасии Римляныни; в монастыре хранятся также части мощей святых апостолов, евангелистов и других угодников Божиих.

Ежегодно 14 августа совершается из монастыря крестный ход на лодках, по реке Северному Донцу, в скит, а 15 августа, по окончании Божественной литургии, — на скалу. Близ монастырских святых ворот устроена книжная и образная лавка, где можно найти весьма многие духовные книги и священные предметы. Святогорская обитель безвозмездно ежедневно кормит сотни богомольцев, по праздничным же и воскресным дням — тысячи.

В двух верстах от обители, на правой стороне Северного Донца, находится принадлежащий пустыни скит преподобного Арсения Великого, называемый «Святым местом»

Всехсвятский скит

Этот скит окружен с трех сторон скалистыми горами, увенчанными густым лесом, и только со стороны реки Донца вход в него освобожден.

В церкви преподобного Арсения хранится мраморный белого цвета ковчег, в виде саркофага, найденный в развалинах одного храма в Анатолии, близ Тарса, где родился апостол Павел; эту редкость пожертвовал сюда путешественник А. Н. Муравьев. Доступ в скит разрешается мирянам только на третий день Рождества Христова, в пятницу Светлой седмицы, 8 мая и 14 августа. В остальные дни вход дозволяется по особому распоряжению настоятеля обители. На юг от Святогорской обители находится Больничный скит, называемый хутором. Здесь в церкви во имя Ахтырской иконы Божией Матери находится образ ее, источающий обильные милости прибегающим к нему, и образ великомученицы Варвары, с частицами ее мощей. На больничной паперти, у алтарной стены, погребен затворник этой пустыни Иоанн (+1867), над могилою которого ежедневно в 3 часа пополудни совершается панихида.

В больничном скиту врачуются не только монашествующие, но и миряне. Пустынь имеет три школы, мастерские — слесарную, столярную, бондарную, колесную, малярную, портняжную и сапожную, кузницу, свечной завод и пасеку.»

P.S. Святогорск. Украина. Донецкая область. Город-курорт на реке Северский Донец. В XV-XVIIIBB. был пограничной крепостью и духовным центром края. Впоследствии владельцем этих земель стал кн. Потемкин. Он построил здесь дворец с купальнями и основал популярный курорт. Чехов назвал его «Донецкой Швейцарией». Главная достопримечательность — Свято-Успенский Святогорский монастырь (ныне Лавра). В XVI-XVII вв. монастырь служил укрепленным пограничным постом и дозорным пунктом Московского государства.

Храмы монастыря: Собор Успения Пресвятой Богородицы, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Церковь Антония и Феодосия печерских, Церковь Николая Чудотворца, Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Часовня Кирилла и Мефодия, Часовня Андрея Первозванного, Часовня Всехсвятский скит, Церковь Всех Святых.

История Святогорского монастыря

История Святогорского монастыря неотделима от истории Успенского собора, с которого и началась жизнь обители, собор это главный храм и «хранитель» всех основных святынь монастыря.

Святогорский монастырь, будучи отдален от крупных центров, жил тихой молитвенной жизнью, лишь изредка возмущаемой военными опасностями и мелкими нестроениями.

Самая грозная военная угроза монастырю относится к первым годам существования обители, а точнее, к 1581 году, когда на протяжении полугода войска польского короля Стефана Батория безуспешно осаждали Псков.

Русская Смута псковские пределы затронула гораздо менее, нежели центральные районы страны.

В 1812 году французы в этих местах так и не появились (для братии дело ограничилось пожертвованиями, совершенными золотыми и серебряными вещами и деньгами).

В конце XVIII столетия начали строить колокольню, замыслив ее трехъярусной, но третий ярус тогда так и остался за недостатком средств лишь на бумаге — его устроили уже в 1821 году при игумене Ионе, известном тем, что во времена ссылки Пушкина в Михайловское он дозволил опальному поэту, к которому питал явную — и взаимную! — симпатию, работать в монастырских архиве и библиотеке.

В Первую мировую войну военные действия здесь тоже не велись.

Скорби начались после 1917 года.

Святогорский монастырь вместе с его соборным храмом большевики упразднили в 1924 году — в 1928 году «бывшую церковь» передали в распоряжение Главнауки.

В годы фашистской оккупации в Успенском соборе вновь стали совершать богослужения. Немцы, разрешив возродить монастырский храм, преследовали свои политические задачи. При отступлении они пытались взорвать собор и даже заминировали могилу Пушкина. Были уничтожены верхний ярус колокольни, барабан и часть перекрытий храма.

Сразу после изгнания фашистов начались реставрационные работы, завершившиеся к 1949 году. Монастырский комплекс после этого приобрел музейный статус; в частности, в Одигитриевском приделе открылась выставка «Дуэль, смерть и похороны А. С. Пушкина».

Музейный этап в истории Успенского собора закончился с возвращением древнего монастыря Церкви в 1992 году.

Пушкинские горы. Часть 7: Святогорский Свято-Успенский монастырь и могила А.С.Пушкина

Святогорский Свято-Успенский монастырь в Пушкинских горах — один из почитаемых не только на Псковщине, но и во всей России. Он был основан в 1569 году. Александр Сергеевич Пушкин во время своей часто бывал здесь, работал в монастырской библиотеке, собирая материал для трагедии «Борис Годунов». Здесь же, у стен Успенского собора, находится могила поэта.

♦ По теме: Пушкинские горы за три дня: что посмотреть, экскурсии, гостиницы

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Успенский собор

Основанию монастыря предшествовали чудесные явления иконы Богородицы. В 1563 году в деревне Луговка, что по дороге в Тригорское, блаженному отроку Тимофею явилась икона Божией Матери «Умиление»; позднее на этом месте была построена часовня. Спустя три года, в 1566 году на Синичьей горе произошло явление иконы Божией Матери «Одигитрия», отмеченное многими чудесами исцеления.

По указу Ивана Грозного псковский наместник Юрий Токмаков в 1569 году построил здесь храм Успения Пресвятой Богородицы, престол которого был устроен над пнем той сосны, где явилась чудотворная икона. Иван Грозный в ознаменование открытия обители прислал 15-ти пудовый колокол, прозванный в народе «Горюном», поскольку «пел жалостно».

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Крест

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Кресты

Вплоть до царствования императрицы Екатерины Великой монастырь был первоклассным, а затем низведен до уровня 3-классного. Монастырю принадлежали значительные земельные угодья, проводились ярмарки.

Первое каменное строение Святогорского монастыря — Успенский собор. Он построен в традиционных формах псковской архитектуры: из известняковых плит, трехапсидный, однокупольный, с пролетной звонницей над притвором. Внешне храм казажется приземистым. Толщина стен составляет 1,5-2 метра. Он возвышается на вершине Синичьей (Святой) горы. В 1575 году у подножия холма была выстроена деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца. Над Святыми воротами до 1764 года возвышалась деревянная церковь св. Параскевы Пятницы. Деревянными были настоятельские и братские келии, служебные постройки.

В XVIII веке монастырские здания были перестроены в камне. В 1770 и 1776 годах к Успенскому собору были пристроены кирпичные приделы в честь Богоматери Одигитрии (южный) и Покрова Божией Матери (северный). В 1764 году на средства помещика И.Львова и коллежского асессора М.И.Карамышева начали возводить «каменную четвероугольную новоманерную колокольню». Строительство было завершено к 1821 году. На третьем ярусе колокольне были устроены «железные боевые часы с четвертями». Общая высота колокольни, с высоким шпилем, яблоком и крестом, составила 37 метров — столько же, сколько прожил Пушкин.

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Лестница у Успенского собора

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Успенский собор

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Лестница

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Успенский собор

На месте Никольской церкви, сгоревшей в 1784 году, была выстроена небольшая каменная, теплая. Пятницкая церковь была перенесена за монастырские стены и в дальнейшем использовалась в качестве приходской. Были перестроены в камне монастырские корпуса.

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Монастырские строения

Монастырская стена изначально была деревянной. В 1790-е годы она была заменена каменной, из гранита и булыжника. В это же время были построены две лестницы, ведущие на Святую гору и ограда вокруг нее. На территории монастыря были устроены торговые ряды, проводились ярмарки, дававшие монастырю дополнительный доход.

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Лестница к Успенскому собору

Пушкин и Святогорский монастырь

Пушкин был сослан в Михайловское за «афеизм», т.е. атеизм. Настоятель монастыря игумен Иона (род. в 1759 г.) осуществлял за ним духовное наблюдение. Поэт каждую неделю посещал его, у них сложились сердечные отношения. Секретный агент III отделения А.К.Бошняк, собирающий сведения о ссыльном поэте, записал следующее:

От Игумена Ионы узнал я следующее: Пушкин иногда приходит в гости к Игумену Ионе, пьет с ним наливку и занимается разговорами. Кроме Святогорского монастыря и г-жи Осиповой он нигде не бывает, но иногда ездит в Псков; обыкновенно ходит он в сюртуке, но на ярморках монастырских иногда показывается в русской рубашке и в соломенной шляпе. Но вопрос мой «Не возмущает ли Пушкин крестьян?» Игумен Иона отвечал: «Он ни во что не мешается и живет как красная девка».

Игумен Иона не обучался в семинарии и постиг «токмо российскую грамматику». По описаниям современника, это был простой, добрый, несколько рыжеватый, малорослый старец. Возможно, он стал одним из прототипов летописца Пимена в трагедии «Борис Годунов». В текст включены и многочисленные поговорки благочестивого игумена, обладавшего простонародной мудростью. В черновиках к «Повестям Белкина» Пушкин записал такую пословицу игумена Ионы: «А вот то будет, что и нас не будет».

По окончании ссылки Пушкин не раз приезжал в Святогорский Свято-Успенский монастырь. В 1829 г. он написал такие строки:

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

На территории Святогорского монастыря, подле Успенского собора были погребены дед и бабушка поэта — О.А и М.А.Ганнибалы (1806, 1818), младший брат Платон (1817-1819). Весной 1836 года здесь же была похоронена мать Пушкина, Надежда Осиповна.

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Могила Ганнибалов

Могила Пушкина

Пушкин скончался 29 января (10 февраля) 1837 года, через день после дуэли с Дантесом. Император Николай I распорядился: «Хоронить подалее от обеих столиц». В ночь с 3 на 4 февраля из Санкт-Петербурга вывезли гроб с телом Пушкина, который сопровождали друг поэта А.И.Тургенев и дядька Никита Козлов. 5 февраля гроб доставили в Святые горы и поместили в южный придел собора. Утром 6 февраля настоятель монастыря архимандрит Геннадий, столетний старик, отслужил заупокойную службу. И в этот же день тело Александра Сергеевича Пушкина было погребено у алтарной стены Успенского собора, рядом с могилами своих родных. На его могиле был установлен простой деревянный крест.

Умер он. Песня его умолкла. Погребальный звон колокола над его гробом отозвался в Русской земле печальною вестью: Пушкина нет! Светлая весна скоро зазеленеет и в тающем снеге псковских лесов впервые обнажит холодную безмолвную могилу великого русского поэта…

— Н.Полевой, известный журналист XIX века.

Весной 1837 года по распоряжению П.А.Осиповой гроб с телом Пушкина был помещен в подземный кирпичный склеп. В августе 1841 года бывший управляющий Михайловского М.Н.Калашников над склепом установил памятник, выполненный по заказу вдовы Н.Н.Пушкиной петербургским «каменных дел» мастером А.Пермагоровым из лучшего итальянского мрамора.

Пушкинские горы, Святогорский монастырь. Могила А.С.Пушкина

У могилы Пушкина всегда много цветов. Местные старушки даже на этом немного зарабатывают: продают приезжим туристам букеты по 50 рублей. А в Святогорском Свято-Успенском монастыре ежедневно молятся об упокоении души раба Божьего Александра «со сродники».

Пушкинские горы. Памятник А.С.Пушкину близ Святогорского монастыря

Пушкин родился в Москве, умер в Петербурге, похоронен на Псковщине, в Святогорском монастыре…

Могила Пушкина лишь по счастливому стечению обстоятельств не была взорвана в годы войны. Колокольня Успенского собора была взорвана, но сам собор устоял.

Могила А.С.Пушкина и площадка вокруг нее была заминирована и проведена подготовка к взрыву всего соборного холма, для чего в специально вырытый тоннель заложили авиабомбы большой мощности. Взрыв был предотвращен стремительным наступлением советских войск.

— из актов комиссии, расследовавшей злодеяния фашистов на Псковщине

В статье использованы материалы книги «Весь Пушкинский заповедник. Путеводитель», 2012.

© Сайт «История и путешествия», 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Духовная крепость Святой Руси, гордость и краса Донетчины — Лавра Святогорская. Давно просияла слава о неповторимом облике этой обители и удивительной силе духа ее иноков, благодаря которым вновь и вновь воскресал монастырь из небытия и пепла. Все это привлекает тысячи богомольцев со всех концов страны поклониться реликвиям Святых Гор.

История лавры

По церковным преданиям, первые монахи поселились в Святых горах в XIV-XV столетиях. Первое письменное упоминание о Святых горах обнаружено в записках Сигизмунда Герберштейна, имперского посла, и относится к 1526 году .

Возведение и основание

Точную дату основания монастыря не определить. Скорее всего, она приходится на середину XVI столетия. Точно известно, что духовенство получило царскую грамоту на пользование этой землей в 1624 году. К монастырской территории относилась и Гороховатская Богородичная пустынь.

Спустя пятьдесят пять лет обитель захватили и разграбили крымские татары. Впоследствии здание восстановили, а во второй половине XVIII столетия произошла утрата оборонного значения монастыря, и он получил статус крупного землевладельца.

Историческая судьба

С указом императрицы Екатерины II в 1787 году Святогорский монастырь упразднили, а все принадлежавшие ему деревни, угодья и земли отобрали в казну. Через три года новым владельцем назначили князя Потемкина-Таврического. Монастырские храмы святителя Николая и Успения Божией Матери на скале по указу Святейшего Синода были обращены в приходские, а все прочие — разобраны и увезены. В таком состоянии обитель находилась около 57 лет, все земли оставались в роду Потемкиных.

По чину и уставу монастырь восстановили только в 1844 указом императора Николая I по ходатайству Татьяны Потемкиной (землевладелицы). За следующие семьдесят лет он стал одним из крупнейших в Российской империи, достигнув небывалого расцвета. В тот период многократно поднимался вопрос о присвоении обители статуса лавры. На территории располагались разные кирпичные мастерские, мельницы и торговые лавки. Вместе с тем местность притягивала множество богомольцев своими замечательными видами.

В конце XIX столетия был устроен Спасо-Святогорский скит с храмом Христа Спасителя в селе Борки у места крушения поезда с семьей императора. Действовали также и Ахтырский скит (больничный хутор) и пещерный Арсеньев. Перед Первой мировой войной на территории проживало около 600 монахов.

Новое потрясение в судьбе Святогорского монастыря связано с приходом новой Советской власти: обитель начали разграбливать с января 1918 г. Окончательное разорение наступило в 1922 году — церковь ликвидировали и на ее месте установили Дом отдыха, предназначенный трудящимся Донбасса.

Существуют разные мнения о значении этого периода. С одной стороны, в Свято-Покровском соборе устроили библиотеку, а в Свято-Успенском — кинотеатр (с туалетом на месте одного из алтарей), с другой — пусть и такой ценой, но основные храмы местности были спасены от полного своего уничтожения.

Реставрация и восстановление

Только в 1992 вновь состоялось открытие Святогорской церкви. Монах, четверо молодых послушников и священник (сейчас архимандрит Серафим) стали первыми насельниками. В том же году в распоряжение обители передали оскверненный и разграбленный Свято-Успенский собор, превращенный в кинотеатр.

Восстановление и реставрацию храмов начали только в 1995 году с увеличением количества братии. Через восемь лет окончательно были отданы хозяйственные и жилые строения, находившиеся во владении санатория «Святые Горы» и Славяногорского историко-архитектурного заповедника. Настоящим памятником деревянного зодчества считается возрожденный Всехсвятский скит в честь всех святых этой земли с деревянным храмом.

Учитывая историческую роль и древность обители, 9 марта 2004 года с благословения Патриарха Алексия Второго Священный Синод Украинской Православной Церкви (ССУПЦ) принял решение о присвоении Святогорскому монастырю статуса лавры. Епископская хиротония наместника лавры архимандрита Арсения (Яковенко) состоялась 5 декабря 2005 года.

На сегодняшний момент отреставрированы и восстановлены:

  • Успенский собор;
  • монастырская колокольня;
  • Покровский храм;
  • древнейший храм в честь преподобных Феодосия и Антония Печерских со скитом;
  • древние пещеры;
  • храм в честь преподобного Алексия;
  • храм святителя Николая на верхней площадке меловой скалы.

Современное положение

Сейчас Свято-Успенская Святогорская лавра — значительный духовный центр православной паствы юга России и восточной Украины. Послушание в ней несут более сотни человек. Летом 2014 года в обители нашли приют 800 беженцев. Храм определен местом пребывания епископов Иннокентия (Шестопаль) и Ипполита (Хилько) Священным Синодом Украинской православной церкви.

12 июля 2008 состоялось чествование Собора святых отцов, в него вошли 17 святых:

  • один святитель;
  • 11 преподобных;
  • 4 преподобноисповедника;
  • один Христа ради юродивый.

Решение о канонизации почти всех святых было принято на заседании ССУПЦ в мае 2008 г. Затворник Святогорский преподобный Иоанн был прославлен в августе 1995 г. В июле 2009 года монастырем были обретены мощи прозорливца и подвижника преподобного Исаакия (Головина) и первого настоятеля Святогорской пустыни архимандрита Арсения (Митрофанова).

Настоятели и служители монастыря

Свято-Успенская Святогорская лавра — мужской епархиальный общежительный монастырь в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Она находится под непосредственным управлением своего священноархимандрита — митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона. Органом монастырского управления является наместник совместно с духовным собором лавры.

С 20 января 1995 года наместником является викарий Донецкой епархии митрополит Святогорский Арсений. Обо всех настоятелях монастыря рассказать почти невозможно, так как за долгую историю существования обители их было немало. О многих из них утеряна информация, но стоит обозначить тех, о ком что-либо известно.

Преподобные:

  • архимандрит Фаддей (Кокуйлович) (около 1694—1758 гг.);
  • архимандрит Рафаил (Мокренский) (1765 г.);
  • архимандрит Арсений (Митрофанов) (1805—1859 г.);
  • архимандрит Герман (Клица) (1890 г.);
  • архимандрит Софроний (Смирнов) (1828—1921 гг.);
  • иеросхимонах Лонгин (Грифцов), (1798—1882 гг.);
  • иеромонах Феодосий (1850 г.);
  • иеромонах Киприан (Манько) (1811—1874 гг.);
  • иеромонах Иоанникий (Аверкиев) (1823—1882 гг.);
  • иеромонах Исаакий (Головин) (1903 г.);
  • иеросхимонах Иоанн (Крюков), затворник Святогорский (1795—1867 гг.);

Святитель — епископ Крутицкий Иларион (Григорович) (1696—1759 гг.). Юродивый — монах Феофил (Шаронин) (1868 г.).

Преподобноисповедники:

  • архимандрит Иоиль Озерянский (XVII век);
  • архимандрит Трифон (Скрипченко) (1865—1939 гг.);
  • схиархимандрит Михаил (Галушко) (1877—1961 гг.);
  • игумен Иоанн (Стрельцов) (1885—1970 гг.).

Месторасположение церкви

Святогорский монастырь располагается на высоком меловом берегу Северского Донца в национальном природном парке «Святые горы».

На территории Святогорской лавры находятся следующие х рамы и церкви:

  • собор Успения Пресвятой Богородицы (1859—1868 гг.);
  • церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1850 г.);
  • церковь святителя Николая Чудотворца (1851 г.);
  • пещерный храм Рождества Иоанна Предтечи (до XVI столетия);
  • пещерный храм преподобного Алексия (1861 г.);
  • пещерный храм преподобных Феодосия и Антония Печерских (до XVIII в.);
  • часовня апостола Андрея Первозванного (середина 1850-х гг.).

Кроме наземных строений, имеются меловые пещеры.

Новые постройки:

  • церковь Рождества Богородицы (2011 г.);
  • церковь святого пророка царя Давида (2011 г.);
  • церковь в честь всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (2011 г.);
  • часовня водосвятная (2004 г.);
  • часовня преподобных Арсения и Германа Святогорских (2009 г.);
  • часовня преподобных отцов Киево-Печерских (2013 г.);
  • часовня надкладезная (идет строительство);
  • Кирилло-Мефодиевская лестница (2013 г).

Многие здания были отреставрированы и приписаны после 2000-х годов, а не являлись частью лавры изначально.

Приписные часовни и храмы в окрестностях:

  • храм в честь мучениц Веры, Любови, Надежды и матери их Софии;
  • Всехсвятский скит (2005 г.);
  • Богородичный женский скит в селе Богородичное Славянского района (2005 г.);
  • Свято-Георгиевский скит в селе Долина;
  • скит святителя Иоанна Шанхайского в селе Адамовка;
  • Свято-Николо-Феодосиевский скит: храм святителя Николая Чудотворца и боковой алтарь в честь архиепископа Черниговского, святителя Феодосия (1870 г.).

Парк «Святые горы»

Сам национальный природный парк расположен в северной части Донецкой области Украины: в Славянском, Лиманском и Бахмутском районах. Он создан 13 февраля 1997 года Указом Президента Украины и расширен через 13 лет. Общая площадь составляет 40589 га, но в собственности заповедника находится только 11878 га.

В Святогорье находятся меловые горы, попавшие в Топ-100 всеукраинского конкурса «Семь природных чудес Украины». На них сохранились редкие растения древности (сосна меловая, доледниковый период). Общее количество видов растений на территории парка — 943, из них 48 занесены в Красную книгу.

Охраняемая растительность долины реки Северский Донец:

  • реликтовые боры сосны меловой;
  • эндемические и реликтовые растительные группировки на отслоениях мела;
  • байрачные леса;
  • степи;
  • луговая и болотная растительность заплав.

Всего флора насчитывает 20 эндемических видов. На территории заповедника живут 256 видов животных, из них 50 занесены в Красную книгу.

Фауна насчитывает:

  • 43 вида млекопитающих;
  • 194 — птиц;
  • 10 — пресмыкающихся;
  • 9 — земноводных;
  • 40 — рыб.

В Святых горах находится большое количество объектов археологии (129) и памятников истории (73).

Комплекс памятников заповедника составляют:

  1. Святогорская лавра — основа комплекса.
  2. Исторический памятник — монументальная скульптура Артема в исполнении Ивана Петровича Кавалеридзе.
  3. Мемориал Великой Отечественной войны (находится рядом с памятником).
  4. Дуб Камышева — дуб-памятник лейтенанту гвардии, Герою Советского Союза Владимиру Камышеву.
  5. Место, где ранее находилась дача Потемкиных.

На территории парка построены железные и шоссейные дороги, расположен ряд населенных пунктов, в том числе, г. Святогорск, а с юга примыкает г. Славянск.

В состав национального парка включены следующие заказники и памятники природы в Славянском районе:

  1. «Маяцкая дача». Ботанический памятник природы, самый крупный дубравный массив в Донецкой области.
  2. «Пойма-1». Лесной заказник площадью 590 га, пойменный дубовый лес.
  3. Урочище «Сосна». Лесной заказник площадью 527 га, сосновые насаждения искусственного происхождения возрастом более 50 лет.
  4. Памятник природы «600-летний дуб». Его параметры (в метрах): высота — 29 метров, диаметр — около 2, обхват ствола — 6,3.
  5. Дендропарк Маяцкого лесничества.

В городе Святогорске находятся памятник природы «Тополь» и ландшафтный заказник «Сосновые насаждения».

В Лиманском районе:

  1. Заказник «Ландыш». Ботанический заказник площадью 43 га. Лес в пойме реки, на которой произрастает ландыш майский.
  2. Заказник «Черный Жеребец». Общезоологический заказник площадью 223 га. Место произрастания черноольшанников по реке Черный Жеребец.
  3. «Чернецкое». Ландшафтный заказник площадью 197 га. На территории находятся дубовые насаждения естественного происхождения и сосновые насаждения искусственного происхождения.
  4. Озеро Чернецкое. Гидрологический памятник природы.
  5. Болото Мартыненково. Орнитологический заказник.
  6. Подпесочное. Ландшафтный заказник. Вокруг озера Подпесочное находятся дубовые и сосновые высокобонитетные насаждения площадью 197 га.

Как добраться

Находясь на вершине Святогорья, монастырь имеет две дорожки, по которым к нему можно добраться. Первый путь довольно короткий (занимает около 30 минут), но иногда он бывает открыт только для священнослужителей. Второй путь занимает чуть больше часа — придется пройти по длинной дороге, усыпанной серпантином.

Проехать в лавру можно:

  1. Поездом до станции «Святогорск» Донецкой ж/ д, далее — городским автобусом до остановки «Лавра».
  2. До станции «Славянск» Донецкой ж/д , далее — электричкой до станции «Святогорск» или до автостанции города Святогорска.
  3. До станции «Купянск», ЮЖД, после — электричкой до станции «Святогорск».
  4. На автомобиле: Лавра находится в 10 километрах от трассы Киев-Ростов.

Архитектура и убранство сооружения

Первые монахи, поселившиеся в местности Святогорья, выкопали кельи и церкви в верхних ярусах. В них проникал свет через маленькие оконные проемы, освещая нишу для иконы, ступеньки и проемы для дверей. Кельи соединялись с квадратным залом, его свод опирался на массивный столб в самом центре помещения. На восточной стене до сих пор видны следы от иконостаса первой церкви Святогорской обители, действующей до 1632 года.

Изначально она называлась Успенской, потом — Николаевской, а в XIX столетии — Иоанна Предтечи.

От пещерного храма разветвляются лабиринты келий и тротуаров. Один тротуар соединяется с квадратной трапезной, а от нее проложен проход на верхний ярус пещер, где и была церковь. Второй коридор ведет к нижнему ярусу пещер, на котором находится Алексеевская пещерная церковь. Во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны сюда сослали в 1753 году раскольника Чекменьева. Алтарная часть имела форму сегментной фрамуги и отделялась пилястрами от основного пространства. На них опирается арка, на которую крепится иконостас.

Внутри меловой горы находится церковь преподобных отшельников Антония и Феодосия. Вырубленный в меловой породе небольшой коридор ветвится на три прохода, ведущих к главному месту в обители. Основали церковь бежавшие от Батыевых орд последователи киевских монахов. Археологи нашли посуду VIII—X столетий неподалеку от нее.

На меловом утесе торчат остатки трехкамерной Николаевской церкви, возведенной в стиле слободского барокко. На том месте возвышались три массивных меловых конуса, в которых были прорублены окошки. Пещерная Успенская обитель под влиянием человека или природы частично обрушилась, обнажив часть внутреннего пространства. Здание дополнило утраченную часть меловой скалы и стало ее украшением.

Как в других украинских религиозных сооружениях, купола расположены по восточно-западной оси. Украинские мастера XV—XVI столетий, пытаясь придать строениям стройный вид, по обычаю ставили на восьмигранник большего объема восьмигранник меньшего объема. Над алтарем находится пирамидальная башня с грушевидным куполом и небольшим барабаном. Западный алтарь увенчан подобным куполом. Западную башню украшает интересный орнамент из кирпича по ее периметру.

Святыни храма

В Святогорской обители с давних времен хранится множество реликвий. Среди них — мощи преподобного Иоанна Затворника и мироточивая глава мученика Евникиана Критского.

В лавре находятся мощи преподобных отцов Святогорских:

  • Феодосия;
  • Киприана;
  • Лонгина;
  • Исаакия;
  • архимандрита Арсения;
  • преподобноисповедника Михаила;
  • преподобноисповедника Трифона;
  • преподобноисповедника Иоанна;
  • преподобного Иоанникия;
  • архимандрита Германа.

В храме хранится множество чудотворных икон, не раз явивших чудо.

Это иконы:

  • святителя Николая Чудотворца;
  • Архангела Гавриила;
  • великомученицы Варвары и мученицы Татианы;
  • Божией Матери «Казанская»;
  • Божией Матери «Троеручица»;
  • чудотворная Святогорская икона Божией Матери;
  • чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца.

Богослужения и другие возможности посещения

Ежедневно в Святогорской церкви совершается полный круг богослужений.

Расписание служб:

  1. 06:00 — утренняя молитва и Полунощница.
  2. 07:00 — соборный молебен с акафистом почитаемым святым (вторник — святителю Николаю Чудотворцу, среда — Божией Матери (Покрову и Успению попеременно), четверг — преподобному Иоанну Затворнику).
  3. 14:00 — молебен с акафистом святителю Николаю.
  4. 17:00 — вечернее богослужение.
  5. В каждую субботу в 07:00 — панихида по усопшим.
  6. В воскресные дни в 17:00 служится параклисис.
  7. В дни Великого Поста по вторникам со второй по шестую седмицу — маслособорование.
  8. Круглосуточно — чтение Неусыпаемой Псалтыри.

В Святогорской обители также работает Лаврский музей.

Режим работы:

  • ежедневно с 9.00 до 16.30;
  • нерабочие дни — великие двунадесятые праздники;
  • выходной — понедельник.

Видео интервью Владыки Илариона о монастыре

В ролике представлено интервью Владыки Илариона о Святогорском монастыре.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *