Святой антоний дымский

ПРП. АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ. ИКОНА

В заселении Тихвинского края большое значение имели монастыри. Какой-нибудь старец поселялся в пустынной, но удобной для уединенной молитвенной жизни местности. Слухи о его святой жизни привлекали к нему желающих жить под его духовным руководством. Вокруг кельи вырастал монастырь. Вслед за тем на освоенные уже земли приходили жители, основывали поселки, деревни, слободы и посады.

Во второй половине XIII века, по преданию, пришел сюда хутынский игумен Антоний и поселился при озере на Дымях. Родился он в Великом Новгороде в начале XII столетия от благочестивых родителей. Еще в юном возрасте оставил он родительский дом и был принят в обитель Спаса, что на Хутыни близ Новгорода. Основателем и игуменом монастыря был преподобный Варлаам Хутынский. Это был поистине святорусский богатырь огромного роста. Носил он власяницу и тяжкие вериги, еще при жизни творил великие чудеса. Из жития известно, как он воскресил умершего отрока, во время засухи в Великом Новгороде.

ПРП. ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ. ИКОНА

Преподобный Варлаам, провидя в юноше будущего великого угодника Божия, принял его в обитель, и вскоре постриг его с именем Антоний в честь великого основателя и учителя православного монашества преподобного Антония Великого (356 г., память 17/30 января). Так Антоний стал одним из преемников и сподвижников преподобного Варлаама, названного в нашей духовной истории вертоградарем и насадителем монашества на севере Русской земли.

У ног преподобного Варлаама инок Антоний восходил «из меры в меру», проходя в монастыре различные послушания. Однажды по благословению Новгородского архиепископа преп. Варлаам направил Антония в Константинополь с важным церковным поручением. В Царьграде его принял Вселенский Патриарх. Пять лет пробыл здесь преподобный Антоний, совершил паломничество в Святую Землю, поклонился Гробу Господню в Иерусалиме, познакомился с жизнью палестинских монастырей. – Антоний возвратился в родную обитель с дарами от Патриарха.

В то время, когда Антоний приближался к стенам Хутынской обители, игумен Варлаам находился в предсмертной болезни, давая последние наставления братии. Прозревая смущение иноков, кто же будет игуменом после его смерти, преподобный Варлаам сказал: «Се уже, братие, конец жития моего приблизился, и отхожу от мира сего. Вас же предаю в руки Божии. Наставник же ваш в мое место будет Антоний…». Как раз перед уходом в вечность своего учителя Антоний успел увидеть его и получить последнее послушание: «С Богом оставляю тебя, Антоний, строителем и правителем святому сему монастырю. И Господь наш Иисус Христос да сохранит и утвердит тебя в любви Его. Я же, хотя и отхожу телом от вас, но духом с вами пребуду. Да будет вам известно о том, что, если я обрел благодать пред Богом, а вы любовь будете иметь между собою, то монастырь и после моей смерти, как и при жизни моей, ни в чем не оскудеет».

Антония поставили игуменом Хутынского монастыря. Для братии он стал вторым Варлаамом, руководил духовной жизнью обители, умножил число иноков, завершил строительство каменной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Множество паломников и знатных гостей посещали Хутынский монастырь; настоятеля почитали и прославляли по всей Новгродской земле. Земная слава тяготила Антония, и он со слезами просил Господа и Его Пречистую Матерь указать место упокоения в старости.

АНТОНИЕВ-ДЫМСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Получив откровение о пути своего спасения, преподобный тайно покинул обитель и ушел в глухие дебри Русского севера в поисках места для отшельнической жизни. После ухода настоятеля братия избрала игуменом другого ученика Варлаама – преподобного Ксенофонта Робейского.

Преподобный Антоний пришел на берег Дымского озера, находившегося среди дремучих тихвинских лесов на дальней окраине Новгородской земли. Житие преподобного сообщает, что он познал этот край как место своего спасения и «возлюбил его зело». Антоний срубил малую келью со словами псалмопевца: «Сей покой мой во век века, зде вселюся, яко изволих и» (Пс. 131, 14). На холме у озера отшельник выкопал пещеру «зимнего ради пребывания» и стал жить здесь в полном уединении. Дни проводил он в трудах, ночами молился.

КРЕСТ НА ДЫМСКОМ ОЗЕРЕ ЗИМОЙ

Преподобный взял на себя особый подвиг: он носил на главе тяжелую кованую железную шапку с широкими полями, прибитыми к тулье гвоздями. Шляпки гвоздей впивались в голову, останавливаясь на твердых черепных костях, а тяжесть шапки усиливала боль. Железная «шляпа» преподобного постоянно напоминала ему о муке тернового венца, принятого Христом во спасение людей. Эту шапку преподобный носил до последнего дня своей жизни.

Посреди Дымского озера преподобный Антоний обнаружил большой камень, верх которого едва виднелся из воды. В зависимости от уровня воды в озере камень то уходил под воду, то снова показывался на поверхности. Антоний подплывал на лодке к камню и долгие часы и ночи молился один, стоя на этом камне. Дымский столпник на много лет предварил подвиг стояния на камне преподобного Серафима Саровского, а затем близкого нам по времени подвижника – преподобного Серафима Вырицкого. Кроме того он – единственный святой Русской Церкви, совершивший подвиг столпничества на водах. В зимнее время лед оттаивал и вода согревалась от молитвы старца: так он в течение всего года совершал этот подвиг, превосходящий человеческие силы.

КУПАНИЕ В ДЫМСКОМ ОЗЕРЕ

Своими молитвами и многолетним стоянием преподобный Антоний освятил Дымское озеро, которое стали называть Святым. Сохранилось предание о том, что преподобный заповедал богомольцам не входить в основанную им обитель, не омывшись в водах Святого озера. Впоследствии возник обычай плавать вокруг Антониева камня с молитвой преподобному. Замечательно и то, что большинство посмертных чудес по молитвам святого, записанных в монастырских рукописях, совершалось через погружение или омовение в Дымском озере.

ПРП. АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ И ПРП. АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ. ИКОНА

Постепенно люди узнали о повигах благодатного отшельника. Вскоре на берегу Дымского озера появились первые кельи желавших подвизаться под духовным руководством великого старца. Когда собралось довольно братии, по благословению Новгородского архиепископа был основан монастырь и освящена церковь в честь преподобного Антония Beликого. Позже в ней были устроены приделы в честь Покрова Божией Матери и во имя Святителя и Чудотворца. Николая. Затем поставили в обители теплую церковь во имя Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с братской трапезной.

Знаменательно, что престольный праздник этого храма (24 июня / 7 июля) – соединился с памятью самого преподобного Антония, скончавшегося в этот день.

ПРП. АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ. ИКОНА С ЖИТИЕМ

Почитателем преподобного Антония был святой благоверный князь Александр Невский, который пожаловал грамоту на учреждение монастыря. В Дымском монастыре сохранилось предание о том, что благоверный князь Александр Невский посещал обитель и погружался в Святое озеро, исцелившись после этого от ревматизма. Дымский монастырь в течение многих столетий почитал святого князя своим небесным покровителем. На изображениях обители обычно над монастырем вместе с преподобными Антонием Великим, Антонием Дымским и святым Иоанном Предтечей обязательно изображался и святой благоверный князь Александр Невский.

Существует глубочайшая духовная связь преподобного Антония Дымского и Тихвинской иконы Божией Матери. Преподобный молился в тихвинских лесах за полтора столетия до явления здесь чудотворного образа. Своими молитвами и подвигами он приуготовил место сие, призвал на этот некогда глухой и необжитый край благословение Божией Матери.

Русские паломники с самых давних времен видели духовную связь между молитвенным подвигом преподобного Антония и явлением Тихвинской иконы Божией Матери. Возник благочестивый обычай: по пути на богомолье в Тихвинский монастырь прежде заходить в Дымскую обитель. Сложилась даже такая поговорка: «Кто у Антония не бывал, того Тихвинская Божия Матерь не примет». При мощах преподобного постоянно находилась Тихвинская икона Божией Матери. Празднование дня памяти преподобного Антония (24 июня / 7 июля) за день до праздника явления Тихвинской иконы Божией Матери (26 июня / 9 июля) также является подтверждением, что эти духовные события связаны нераздельно.

Более тридцати лет провел преподобный Антоний на берегах Дымского озера и скончался 24 июня / 7 июля 1273 года. Погребено было тело святого в приделе преподобного Антония Великого у клироса созданного им храма. Господь прославил Своего угодника многими чудесами и нетлением мощей, которые были обретены в 1370 году во дни княжения святого благоверного князя Димитрия Донского.

В 1409 году во время нашествия хана Едигея на Новгородские земли иноки обители скрыли мощи преподобного Антония в храме. Церковную утварь, колокола, вериги и шапку преподобного опустили на дно Дымского озера. Татары разграбили и сожгли монастырь дотла. Однако святыни были спасены и взяты из вод Святого озера. Монастырь был восстановлен после разорения, и с тех пор а мощи преподобного Антония находились под спудом, а обретенная в водах озера железная шапка хранилась на раке, установленной над местом погребения мощей.

В смутное время (1611 г.) шведы снова разорили и сожгли храмы и кельи монастыря. Но вскоре с благословения патриарха Филарета первый царь Дома Романовых – Михаил Феодорович – повелел возобновить Дымский монастырь.

В это же время царица-инокиня Дария Алексеевна (четвертая жена царя Иоанна Грозного), подвизавшаяся во Введенском монастыре Тихвина, пожертвовала на восстановление обители 5 рублей (по тем временам довольно значительная сумма).

В царствование государя Алексея Михайловича воздвигли первый каменный храм – во имя преподобного Антония Великого с приделом в честь Казанской иконы Богоматери и святителя Николая Чудотворца. Ее освящение совершили в престольный праздник монастыря – 17/30 января 1656 года.

В 1764 году после указа императрицы Екатерины II о монастырских штатах обитель закрыли. Соборный храм был приходским в течение 30 лет.
1 сентября 1794 года митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил, возобновил Дымский монастырь с общежительным уставом, составленным им собственноручно. (Митрополит Гавриил (Петр Петрович Петров-Шапошников, 1730–1801 гг.). Известный подвижник, аскет и насадитель старчества, издатель славянского «Добротолюбия». В памяти потомков сохранились свидетельства о его позорливости. При перестройкеНовгородского Софийского собора тело его было найдено нетленным.) Святитель благословил возродить монастырь как Свято-Троицкий Антониево-Дымский. Братство обители состояло из 30 человек вплоть до октября 1917 года. Первым настоятелем обители был назначен игумен Тихон.

XIX век стал временем расцвета монастыря. Были построены новые каменные храмы, часовни, ограда с четырьмя башнями по углам и святыми вратами. В 1860-е годы вышло в свет «Историко-статистическое описание Дымского монастыря» с изложением подвижнического жития преподобного Антония, ставшее основным источником сведений о монастыре.

Главной святыней обители оставались мощи преподобного Антония, которые находились под спудом монастырского собора в нижнем храме под центральным сводом между приделами Казанской Божией Матери и преподобного Антония Великого. Вблизи гробницы на особом аналое лежала железная шапка основателя обители. Паломники возлагали ее на свои головы, получая по молитвам Дымского чудотворца благодатные утешения и исцеления.

В день памяти преподобного (24 июня / 7 июля) из монастыря совершался крестный ход на Дымское озеро, где происходило освящение воды и общее купание. Этот путь, вымощенный отполированными камнями, сохранился и до сего дня.

Последним документом в дореволюционной истории монастыря стала «Ведомость о числе монашествующих…», представленная в Новгородскую консисторию в 1918 году. Согласно ведомости в монастыре проживали 27 человек, из них 11 монахов, включая настоятеля игумена Феоктиста, остальные насельники были послушниками и трудниками. Советская власть закрыла монастырь в 1919 году, переименовав его в поселок «Красный броневик». Троицкий собор упоминался как действующий еще в 1931 году в качестве приходского храма. Сюда приезжали богомольцы из Тихвина, где уже были закрыты все церкви. Тогда же разорили монастырское кладбище и разобрали на кирпич большинство строений обители.

К концу XX столетия на месте большого цветущего монастыря не осталось ни одного храма, ограда исчезла, большинство монастырских зданий были разрушены до основания. На монастырском пепелище одиноко высился лишь остов колокольни.
В 1994 году петербургские почитатели преподобного Антония изготовили и привезли в разоренную обитель крест с иконой и установили его на дне озера рядом с камнем, на котором молился святой. Впервые после многих десятков лет на берегу озера отслужили молебен с акафистом преподобному Антонию, ставший с того дня ежегодным.

В последующие годы в день памяти преподобного собиралось все больше и больше паломников. И вот в 1997 году накануне престольного праздника обители – дня преподобного Антония Великого (17/30 января) – было подписано решение о передаче оставшихся строений бывшего Дымского монастыря Православной Церкви. И в день памяти святого в возвращенном Церкви монастыре был отслужен молебен с акафистом преподобному Антонию Дымскому. Первой зажженной свечой Дымской обители стала обожженная благодатным огнем свеча из Иерусалима.

Дымский монастырь был передан Тихвинскому монастырю как приписной скит. Несмотря на огромные трудности в устройстве Тихвинской обители, братия приступила и к восстановлению Антониева монастыря. В единственном неразрушенном корпусе была отслужена первая за 80 лет Божественная литургия.

В 2001 году трудами братии был построен новый трапезный храм во имя преподобного Варлаама Хутынского – учителя преподобного Антония. Тогда же совершилось и чудесное событие, наполнившее сердца всех любящих преподобного великой радостью. Весной братия приступила к восстановлению Троице-Казанского собора монастыря, стоявшего над мощами преподобного. Начались поиски старых фундаментов, и одновременно с раскопками появилась надежда на обретение мощей преподобного Антония. 17 мая 2001 года игумен Тихвинского монастыря Евфимий обратился с прошением разрешить проведение археологических раскопок с целью нахождения места погребения преподобного Антония Дымского. Братия молилась и ежедневно читала акафист преподобному.

Через 20 дней были обретены мощи основателя обители. Последующие экспертизы полностью подтвердили их подлинность. Впервые за многие столетия православные люди смогли приложиться к святым мощам преподобного. Первая же служба у мощей ознаменовалась чудом исцеления. Один мужчина с болезнью глаз, носивший очки с толстыми линзами, после молитвы перед мощами приложился к ним и тут же стал видеть все ясно. Ставшие ненужными очки он оставил в монастыре как свидетельство чудесного исцеления.

Вслед за этим последовали новые чудеса, записанные в летописи, ведущейся в Тихвинском монастыре. Вновь обретенные мощи преподобного Антония были перенесены в Успенский собор Тихвинского монастыря.
Братия начала восстановление главного собора обители.

Из проповеди настоятеля Тихвинского Успенского монастыря игумена Евфимия в день памяти преподобного Антония Дымского:

«Существует предание, что преподобный Антоний во время пребывания на Востоке молился перед Влахернской Одигитрией – будущей Тихвинской иконы Божией Матери. Возносил он молитвы ко Пресвятой Владычице Богородице, чтобы даровала Она Свое благословение на землю, в которой он совершал свой иноческий подвиг. Пришествие чудотворной иконы освятило благодатью северные земли, соделало наш Тихвин и это озеро святыми местами. Было время, когда нашим предкам дарована была радость обретения мощей преподобного, которые охраняли обитель и земли вокруг нее. Вскоре после обретения мощей святого угодника явилась в северных пределах Великой Руси Тихвинская икона, ставшая величайшей святыней и хранительницей Русского государства.

И вот нам с вами Господь судил жить в удивительное время. Совсем недавно снова обрели мы мощи великого чудотворца и покровителя нашего края, это стало первым подобным событием в духовной истории нового XXI века. И думается, это обретение не случайно. Мы надеемся и верим, что преподобный Антоний снова призовет благословение Пречистой Матери Господа не только на наши Тихвинские земли, не только на Русский Север, но и на всю нашу многострадальную Отчизну.

Совсем недавно, в марте 2003 года, хранитель чудотворной Тихвинской иконы протоиерей Сергий Гарклавс направил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси письмо, в котором просит благословения возвратить святыню из Америки в Тихвинский Успенский монастырь в июле 2004 года. Когда это возвращение совершится, оно станет первым духовным событием такой значимости в XXI веке. Будем ждать этого дня и молиться, чтобы снова пришел чудотворный образ Пречистой в Ее Дом.

13 лет назад в день памяти святого пришло сюда всего пять человек. А сегодня только к причастию приступило более трехсот человек, так что церковь в обители не смогла бы вместить всех молящихся. Поэтому мы совершили сегодня Божественную литургию на поляне перед храмом, среди лесов, полей, цветов, на земле, освященной молитвами преподобного Антония.
А какой хор пел сегодня! – регент из Архангельска, регент из Казани, регент из Краснодара, певчие собрались со всех концов Русской земли, и как чудесно звучал сегодня наш хор. Всякий, кто хоть раз побывал здесь, обязательно приедет снова. И сколько знакомых лиц видишь сегодня здесь, душа просится сюда, потому что особая благодать и радость осеняет сердца молящихся на этом святом месте в день памяти преподобного Антония.

Издревле существует в нашей тихвинской земле благочестивый обычай «крестного плавания» вокруг камня, на котором молился Преподобный. По преданию для молитвы об одном человеке нужно трижды проплыть вокруг Антониева камня с молитвой: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» и с молитвенным обращением к Преподобному. Этим омовением исцеляются наши души и тела, укрепляется вера, утверждается ревность в благочестивой жизни в Боге. Это благодатное плавание есть купель для души, и каждый, кто сегодня пришел сюда, может ощутить эту благодать.

По традиции, принятой в Церкви, первыми совершают благодатное купание и погружение в воды мужчины, а вслед за тем – женщины. Благословение Господне на вас всех».

В нескольких шагах от монастыря построен дом, подаренный хранителю Тихвинской иконы протоиерею Сергию Гарклавсу.

И сегодня Дымская обитель продолжает оставаться удивительным островком благодатной тишины и покоя. Именно здесь в полноте ощущается дух старого Тихвина, хотя былая красота святого града во многом утрачена: нет уже той трепетной веры у жителей города, утрачен молитвенный дух, царивший некогда в городе.

Антониево-Дымский монастырь находится рядом с поселком Красный броневик Бокситогорского района в 17 километрах от Тихвина на берегу Дымского озера. Довольно странно видеть эти два названия рядом на дорожном указателе, но такова уж наша история. Что касается названия озера, существуют две различные версии. По одной из них озеро названо Дымским из-за частых туманов, которые как дымы поднимаются над водой. Вторая версия относится к древним временам, когда здесь жили финно-угорские племена. У финно-угров было принято сжигать своих мертвых, а пепел собирать в глиняные сосуды и оставлять их в специально построенных для этого домиках. Такой домик на берегу озера обнаружили археологи.

Святой, чьим именем назван монастырь – Антоний Дымский пришел в эти места в начале 13 века.

Был он выходцем из Великого Новгорода. С юных лет он стремился к единению и молитве, поэтому принял решение отправиться в обитель к Варлааму Хутынскому. Варлаам, предвидя дальнейшую судьбу молодого человека, несмотря на юный возраст, принял его в обитель и нарек Антонием в честь Антония Великого, жившего в IV веке. В 1187 году Антоний был отправлен с важными поручениями в Константинополь, после чего он совершил паломничество в Иерусалим. К моменту возвращения Антония в родные края игумен Варлаам пребывал на смертном одре и со спокойной душой вручил своему ученику заботу об обители. Некоторое время Антоний оставался в Хутынском монастыре, но он всё больше тяготел к уединению, и в результате оказался на пустынных берегах Дымского озера, где в одиночестве проводил свои дни в трудах и молитве.

Антоний приплывал на лодке к большому камню посреди Дымского озера и часами творил молитву, стоя на камне. В память о страданиях Спасителя Антоний надевал на голову железную шапку с шипами весом около 3 килограммов, а на плечи – тяжелые вериги.

Постепенно к Дымскому озеру стали приходить другие монахи, ищущие уединения, и наконец, вокруг Антония сформировалась обитель.

Скончался отец Антоний в 1224 году и был погребен здесь в обители в построенном храме.

Дымский монастырь, в отличие от многих других обителей этих мест, никогда не был хорошо укрепленным, поэтому неоднократно подвергался полному разорению, сначала со стороны татар, позже — со стороны шведов. Шведский генерал Делагарди не смог взять хорошо укрепленный Тихвинский Успенский монастырь, зато в отместку полностью разрушил Дымскую обитель. Во время всех этих набегов монахи спасали мощи отца Антония, которые были обретены нетленными спустя более века после кончины святого. Они и сейчас находятся в храме возрожденной обители. Мощи были подвергнуты медицинскому освидетельствованию, в результате которого было установлено, что кости черепа имеют повреждения, свидетельствующие о том, что при жизни этот человек долгое время носил что-то очень тяжелое на голове, а повреждения на ключицах соответствуют ношению вериг при жизни. Железную шапку и вериги святого Антония монахи погрузили в воды озера.

Во время царствования Екатерины II Антониево-Дымский монастырь был упразднен, монастырские храмы стали приходскими. Восстановлен монастырь был в 1794 году при императоре Павле I и просуществовал до 1919 года, пока его вновь не закрыли большевики. Сначала здесь был организован приют для инвалидов, а после — коммуна по производству кирпича «Красный броневик». Никакого кирпича эта коммуна не производила, она разбирала на кирпичи монастырские постройки. После Великой Отечественной войны в сохранившихся хозяйственных постройках монастыря разместилась школа трактористов, позже – психиатрическая лечебница, а в последние годы советской власти санаторий-профилакторий одного из предприятий Бокситогорска.

Сейчас монастырь выглядит так:

За воротами рядом со сторожкой привратника приготовлены платки и юбочки для неподобающим образом одетых дам:

Возрождение монастыря началось в 1994 году, когда в озере рядом с камнем, на котором молился святой Антоний, был установлен 4-х метровый крест, а в 2011 году на берегу была поставлена часовня.

Дымское озеро называют еще Святым, его воды считаются целебными, особенно благотворно их воздействие при заболеваниях суставов. По преданию святой Антоний завещал перед посещением монастыря совершать омовение в водах озера. Я не знала об этом предании, но именно так у меня и получилось. День бы довольно прохладный, но я твердо решила войти в озеро. В церковной лавке продаются специальные рубашки для купания.

После купания эту рубашку нужно сохранить и надевать, если вдруг заболеешь. Приобретя такую рубашку, я направилась к озеру.

Вопреки ожиданиям, никакого тумана над озером не оказалось.

Напротив часовни святого Антония оборудован спуск в воду со ступеньками.

Я решила непременно доплыть до креста, даже если вода окажется холодной. Вода показалась мне вполне теплой, но вот плыть обратно было трудней. Я привыкла, что на Финском заливе волны к берегу подгоняют, а здесь пришлось потрудиться самой. Ощущения после купания потрясающие! Удивительно, но монастырская рубашка оказалась практически сухой — видимо, она чем-то пропитана, потому что капли воды просто скатываются с неё.

Времени на посещение монастыря у нас было не слишком много, поэтому, чтобы успеть войти в храм, пришлось поторапливаться.

К сожалению, снимать в храме не разрешено.

В Троицком соборе монастыря находится рака с мощами святого Антония Дымского.

Здесь продолжаются восстановительные работы. Как и во многих других монастырях, в Антониево-Дымском также можно увидеть «именные кирпичи» в стенах.

А нам уже нужно отправляться к последнему пункту нашего сегодняшнего путешествия – Тихвинскому Успенскому монастырю. Мы возвращаемся обратно в Тихвин.

Биография

Воспитанный в благочестивой семье, Антоний рано почувствовал влечение к уединённо-аскетической жизни и обратился с просьбою к преподобному Варлааму, основателю новгородского Хутынского монастыря принять его в число своих учеников. Благочестивый старец, видя в Антонии добрые задатки, исполнил его желание, и молодой инок скоро превзошел в монашеских подвигах остальную монастырскую братию. Его поразительное смирение и строгое воздержание приобрели ему общее доверие и любовь.

По нуждам церковным, братия общим советом посылала его в Царьград к Патриарху Афанасию. Пять лет потребовалось Антонию для выполнения этого трудного послушания. Благополучно возвратившись из Царьграда, Антоний вскоре занял место настоятеля Хутынского монастыря, вместо скончавшегося преподобного Варлаама, успевшего пред своею смертью благословить на настоятельство любимого своего ученика.

Но недолго оставался Антоний в Хутыни. Избегая людской славы, он оставил тайно обитель и поселился в пещере на берегу Дымского озера в 15 верстах от позже основанного Тихвина.

Посреди Дымского озера преподобный Антоний обнаружил большой камень, верх которого едва виднелся из воды. В зависимости от уровня воды в озере камень то уходил под воду, то снова показывался на поверхности. Антоний подплывал на лодке к камню и долгие часы и ночи молился один, стоя на этом камне. Преподобный Антоний — единственный святой Русской Православной Церкви, совершивший подвиг столпничества на водах. Этот камень сохранился до сих пор и находится в нескольких десятках метрах от берега (как правило, скрыт под водой), в 1994 году в метре от камня был воздвигнут деревянный крест.

Слава о подвигах нового пустынножителя скоро распространилась, к нему стало собираться много народа и здесь, с разрешения великого князя Александра Невского в 1243 году, на берегу Дымского озера преподобным Антонием была основана обитель в честь преподобного Антония Великого, игуменом которой стал преподобный Антоний. В этой обители преподобный Антоний мирно скончался 24 июня (7 июля) 1273 года.

В 1370 году обретены его мощи, которые стояли в раке в храме открыто до нашествия на этот край татар в 1409 году, когда братия, оберегая их от поругания, скрыла в земле. С тех пор они находились под спудом. Монастырь подвергался опустошению и разорению еще в 1611 году от шведов. С 1794 года основанный преподобным Антонием монастырь стал называться Свято-Троицким Антониево-Дымским мужским монастырем.

В 2001 году мощи преподобного Антония были обретены во второй раз и перенесены в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь. В 2008 году мощи святого Антония были возвращены в Антониево-Дымский мужской монастырь.

Память преподобного Антония чтится 17 (30) января, 24 июня (7 июля) в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых.

Кем был святой подвижник Антоний

Преподобный Антоний Великий, родился примерно в 251 год в египетском городе Кома и умер в 356 году в городе Дейр-Мари. Он считается раннехристианским подвижником, пустынником, основателем отшельнического монашества. День его памяти установлен 17 января.

Святой Преподобный Антоний Великий. Фреска монастыря Пантократор на Святой Горе Афон. 1363 год.

Святой Антоний в пустыню удалился не первым, так как до него уже были те подвижники, которые старались скрыться от мира для совершения духовных подвигов. Именно поэтому его считают «отцом монашества» не по праву первенства, а по тому, какой вклад он внёс в становление этого института.

До него уже во II веке уже были известны случаи, когда для достижения аскетических целей, люди поселялись в уединённых местах. Причиной этому могли стать, например, гонения на христиан.

Святитель Антоний же ушёл в пустыню для другого. Он скрылся там от мира исключительно для того, чтобы обрести твердую веру, проводя свою жизнь в аскезе и духовном созерцании. Монастырей он не основывал, не стремился получить такое почётное звание духовного наставника как авва, но люди всегда к нему стремились.

Они видели его мудрость, а так же простоту жизни и старались подражать святому. Именно поэтому рядом с ним начали селиться не только ученики, но и его последователи. Сам Антоний такое вмешательство в его отшельничество не одобрял.

Отцы Павел Фивейский и Антоний Великий. Коптская икона.

В историю церкви Антоний Великий вошёл как основатель отшельнического монашества. Для такого типа общежития характерно раздельное проживание нескольких отшельников. Они селятся неподалёку друг от друга в хижинах или же пещерах, которые называются скитами.

Данным поселением, которое носит название лавры, руководит духовный наставник или же авва. Основное занятие монахов-отшельников – молитва, труд и пост. В честь древнехристианских лавр своё название получили крупные и известные православные монастыри, например, Троице-Сергиева Лавра.

Ещё при жизни святого возник и другой вид иноческой жизни. При нём подвижники должны были собраться в одну общину, нести совместно труды, в зависимости от способностей и силы, разделять общую трапезу, а так же подчиняться одним правилам. Аввы таких общин позже стали называться архимандритами, а сами общины монастырями или киновиями.

Основателем такого общежительного монашества стал считаться преподобный Пахомий Великий.

Житие святого Антония

Житие Антония Великого, написанное Афанасием Великим, говорит о том, что святой подвижник родился в Египте в семье состоятельных и благородных родителей, от которых он принял христианскую веру и получил христианское воспитание. Будучи ещё ребенком, он уже почитался за исключительное благочестие.

Его родители умерили, когда ему было всего лишь двадцать лет, и он был вынужден заботиться о своей малолетней сестре.

Св. Антоний на картине Франсиско де Сурбарана

Как гласит предание, один раз преподобный вошёл в храм, где услышал евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21).

Они произвели на него столь серьёзное впечатление, что он отказался от полученного после смерти родителей наследства, передав его бедным односельчанам. Ещё через некоторое время он покинул свой дом. Причиной такого шага стало знакомство его с одним старцем, который был известен своим усердием в служении Богу.

Свою малолетнюю сестру он поручил знакомым ему девам, которые отличались целомудрием и благочестием.

Преподобный недолго прожил вместе со старцем, так как вскоре оставил его и уединился в Фивадской пустыне. Здесь он начал молиться и жить в гробовой пещере, которая находилась рядом с его родовым селением. Потом он отправился на жительство в развалины военного укрепления, которое было в древности построено на берегу Нила, в Писпире.

Святой 20 лет жил в пустыне, лишь изредка общаясь с людьми, которые специально прибыли, чтобы пообщаться с ним. За это время его много раз искушал дьявол и поэтому Антоний решил наложить на себе наиболее трудные обеты, так, например, он, даже с теми, кто приходил поговорить с ним, вёл беседу только через узкое отверстие в стене, для того чтобы ни что не прервало его постничества.

Испытания преподобного были настолько трудны, что он узнал волю Божью, когда ему явился Иисус Христос. Господь сообщил ему о том, что Он был с ним всё это время.

Многочисленные его ученики и подражатели селились рядом с ним и просили организовать для них монашескую жизнь. Именно поэтому в 305 году Антоний решил прервать своё уединение.

В 311 году, когда император Максимин возобновил гонения на христиан, святой отправился в Александрию, где появлялся в самых опасных местах, для того, чтобы ободрить братьев и сестёр по вере.

После того, как гонения были прекращены, он в 313 году, ища уединения, пошёл на берег Красного моря, где поселился в Писпирских горах, в монстере, находящимся рядом с Суэцким заливом.

Желая не обременять своих учеников, которые приносили ему еду, святой начал самостоятельно возделывать здесь небольшое поле. Периодически он так же посещал отшельников, подвизавшихся в данной местности под его руководством.

После жития в уединении в течение 70 лет, Антоний отправился на встречу со святым Павлом Фивейским, прожившим в отшельничестве 90 лет. На ней он сообщил брату по вере о том, что в Римской империи прекратилось гонение на христиан. Кроме того, он рассказал ему о том, что в её пределы проникла ересь арианства.

Диего Веласкес. Св. Антоний и Павео-Отшельник.

Примерно в 350 году Антоний уступил настойчивым просьбам Афанасия Великого и покинул свой отшельнический скит. Святой пришёл в Александрию, дабы принять участие в споре с арианами.

Дело в том, что последователи учения Ария для того, что бы склонить верующих на свою сторону объявили о том, что Антоний принадлежит к их учению. Преподобный лично осудил аринство, выступив на собрании. Здесь он не только публично развеял распространявшиеся слухи о том, что он перешёл в аринствво, но и при епископе проклял это еретическое учение.

Появление старца произвело такое впечатление на народ, что многие отказались от ереси. Народ пошёл к нему и ждал чудес от него. К сожалению, это было последнее явление подвижника народу.

Жизнь Антония прервалась в его пустыне по возращению из Александрии. Свято не желал, чтобы народ его обоготворил и поэтому приказал двум своим ученикам, которые ухаживали за ним 15 последних лет, не открывать место его погребения.

Мощи святого Антония Великого были обретены при императоре Византии Юстиниане. Их торжественно перенесли из египетской пустыни сначала в Александрию, потом в Константинополь.

В 980 году мощи прибыли во Францию, где и хранятся поныне в ковчеге. Кроме того, «глава преподобного Антония» с 1491 года сохраняется в Ителии, в церкви св. Июлиана города Арле.

Икона Антония Великого

Икона Антония Великого весьма почитаема в христианском мире. На ней старец обычно изображается достаточно молодым, так как он сохранил достаточно молодой внешний вид до глубокой старости. Это особое чудо. Его всегда изображают старым, но не дряхлеющим. У святого сильный взгляд и густая, окладистая борода.

Коптская икона преп. Антония Великого

На иконах преподобный всегда изображается или по пояс или же в полный рост. Он держит в правой руке крест Господен, а в левой – Святое Писание. В Египте до сих пор существует Антониев монастырь.

В нём и храниться наиболее известная и почитаемая его икона. Кроме того, в России так же много икон святого. Так образ Антония есть в Ясенево, Москва, и в Ростове-на-Дону, Великий Новгород.

Монастырь пре. Антония Великого в Великом Новгороде

Перед иконой святого Антония Великого необходимо молиться о собственном выздоровлении и выздоровлении близких. Его образ чудотворен и поэтому может исцелять как физические, так и душевные недуги, кроме того, он облегчает иные страдания. Пожилые люди могут продлить свой век в том случае, когда этот образ есть у них дома.

Афанасий Великий об Антонии Великом

Житие Антония составил другой великий святой – Афанасий Великий. Именно от него мы узнаём поучения Антония Великого, которые стали основой для всего иноческого пустынножительства.

Павел Фивенский и Антоний Великий были известны Афанасию, поэтому, когда Антоний пришёл к Павлу он видел, как преподобные общаются меж собой и смог записать их беседы.

Монастырь преподобного Антония Великого

Афанасий Великий оставил о святом Антонии множество свидетельств, так, например, он утверждал, что: «Весьма чуден был он по вере и благочестив. Никогда не имел общения с отщепенцами мелетианами, зная давнее их лукавство и отступничество; не беседовал дружески с манихеями, или с другими еретиками, разве только для вразумления, чтобы обратились к благочестию…»

Благодаря преподобному Афанасию мы сейчас знаем, о том, кто будет заботиться о иноках в их отшельничестве, а так же о том подвиге веры, который совершил святой Антоний Великий. Нынешние подвижники должны помнить таких благочестивых старцев, которые не думали о завтрашнем дне, но исключительно пеклись о спасении своей души.

Житие преподобного Антония, составленное святым Афанасием, высоко ценил Иоанн Златоуст. Он считал, что его необходимо изучать всем христианам. В наше время, как отцы церкви, так и светские ценители христианской литературы, признают его литературным шедевром. Как аскеты, так и миряне получат большую пользу , изучив это житие.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *