Святой евфимий

Кондак 1

Избранный Богом Всевидящим в слуги Себе прежде рождения твоего, плоде красный родителей бесчадных, имя носяй утешению тезоименитое и воистину явивыйся утешение многим, моли Господа, Емуже послужил еси верне, избавити ны от всякаго зла, да радостно вопием ти:

Радуйся, отче преподобне, великий Евфимие.

Икос 1

Ангельскому чину посвятити тя обещаша родители твоя, Евфимие, еще прежде рождения твоего: сей великий обет совершающи матерь твоя Дионисия, приведе тя, отрока бывша, ко брату своему пресвитеру Евдоксию: сей же отведе тя ко Мелитийскому епископу Евтропию, сказующе ему о видении и гласе Божественнем, возвестившим рождение твое. Возрадовася же епископ сему, возопи:

Радуйся, блаженное отроча, яко воистину Дух Божий почи на тебе.

Радуйся, дивным промышлением Божиим от юности мир оставивый.

Радуйся, возлюбивый тишину и безмолвие.

Радуйся, учителей твоих Акакия и Синодия великое утешение.

Радуйся, украшение Церкве нашея явивыйся.

Радуйся, яко матерь твоя блаженная Дионисия, верне Церкве послужившая, диаконисса поставися.

Радуйся, в чистоте душевней и телесней воспитавыйся.

Радуйся, жизнь свою безраздельне Господеви вручивый.

Радуйся, отче преподобне, великий Евфимие.

Кондак 2

Видя епископ Мелитийския Церкви усердное твое, Евфимие, к научению божественных книг, таже девственное и добродетельное житие твое, постави тя пресвитера, и вручи ти старейшество и попечение о монастырех. Ты же, блаженне, возскорбел еси о сем, возлюбивый безмолвие и еже в тишине пети Богу ангельски: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом мудрости божественныя просвещенный, Евфимие, уясняя, яко ради спасения души твоея полезнее есть безмолвное уединение, неже начальствовати, укрылся еси в пристанище небурное в Лавре Фаранстей, и тамо Господеви угождал еси, сего ради зовем ти таковая:

Радуйся, смиреннейший паче всех иноков.

Радуйся, поставленный старейшим над ними.

Радуйся, о монастырех попечителю.

Радуйся, монашескаго жития рачителю.

Радуйся, похвалы человеческия возненавидевый.

Радуйся, сих ради в Лавру Фаранскую бежавый.

Радуйся, вселивыйся в келлии уединенней.

Радуйся, тамо от трудов рук своих питавыйся, Богу непрестанную хвалу воздавал еси.

Радуйся, отче преподобне, великий Евфимие.

Кондак 3

Силою братнея любви связани быша, преподобнии Евфимие и Феоктисте, якобы в двух телесех едину душу и едину волю имевшии, навыкоша на всякий год во осьмый день по празднице Богоявления Господня исходити в пустыню Кутиллийскую, идеже даже до светлаго Христова Воскресения пребываху, постом плоть свою изнуряя, души же веселяще песнию: Аллилуиа.

Икос 3

Имуще желание совершеннаго уединения, обретоста святии друзи пещеру и возрадовастася о ней, яко о Господнем указании има места, и паки не возвращаяся в Лавру , вселистася в той пещере, былием питающеся. Видяще таковое мудрое устроение монашеское взываем ти, преподобне отче Евфимие, сице:

Радуйся, ради уединения оставивый Лавру.

Радуйся, узами святыя дружбы с Феоктистом сочетанный, купно с ним в молитве ко Единому Богу пребывавый.

Радуйся, яко убежище ваше ведомо сотворишася людем и потекоша к вам жаждущия спасения и от болезней исцеления.

Радуйся, яко приходящих к тебе, отче Евфимие, направлял еси к другу твоему Феоктисту, не хотяй лишитися безмолвия.

Радуйся, яко в малом времени киновия зде учредися, яко пещера ваша первее зверем пристанище бывшая в Церковь претворися.

Радуйся, яко братия помыслы своя тебе открывати навыкоша.

Радуйся, яко поучал еси истинному монашескому пути.

Радуйся, яко полагал еси спасение наипаче в смирении и послушании.

Радуйся, научавый отсечению воли своея.

Радуйся, отче преподобне, великий Евфимие.

Кондак 4

Бури и мятежа мирскаго бежавшии блаженни суть, иже под покров Евфимиевой киновии укрышася! Ибо обретоша ту мир и безмолвие, паче же тебе, отче преподобне, наставника премудраго, поучающаго о всем благодарне к Богу взывати: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаще братия поучения твоя, отче Евфимие, умиляшася сердцем, духом же к небеси устремляшася, тебе же, врачу душ их, вопиюще:

Радуйся, наставниче премудрый.

Радуйся, врачующий духовныя немощи безмездно.

Радуйся, призываяй всех хранити воздержание.

Радуйся, научаяй укрепляти память смертную.

Радуйся, повелевый иноком не отметатися трудов телесных.

Радуйся, научаяй подражати всем святому апостолу Павлу.

Радуйся, поучаяй боятися огня вечнаго.

Радуйся, призываяй наипаче любити славу Царствия Небеснаго.

Радуйся, отче преподобне, великий Евфимие.

Кондак 5

Богоизбранная звезда явился еси, святый Евфимие, егда начальник сарацын Аспевет с болящим сыном отроком Теревоном еллини суще, возжелавше восприяти святую Христову веру: явился бо еси, преподобне, спящу и поведал еси тому, да приидет к тебе в пустыню и исцеление обрящет. Пришедшим же им, с вои сарацынскими к тебе, исцелил еси болящаго отрока Теревона, уверовавше же вси во Христа и крещение святое от тебе приимше, Богу радостно воспеша: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша и слышаша сия болящия, мнози начаша стекатися к тебе, врачу безмездный блаженне Евфимие, и исцеление получая, прославляху тя по всей стране той. Ты же, святый, не терпяще славы, оставил еси киновию тай, взем с собою единаго от ученик своих Дометиана, изыдоша в пустынь при Мертвом море и обретше келлию ветхую при горе Марда, вселился еси с Дометианом, оттуду преселился в пещеру, идеже иногда Давид скрывашеся от лица Саула, и создал еси, Евфимие, тамо монастырь, чудесем же тобою творимым умножися слава твоя и паки отшел еси, обретше пещеру малу близ киновии Феоктистовы, вселился еси в ней до кончины своея. Мы же видяще таковую любовь твою к безмолвию, со умилением восклицаем ти:

Радуйся, пустынное житие наипаче возлюбивый.

Радуйся, многия неверныя к вере Христовой обративый.

Радуйся, манихейскаго зловерия обличителю.

Радуйся, православныя христианы в истинней вере укрепителю.

Радуйся, чудесы твоими прославивый Бога.

Радуйся, своей си славе противник бывый.

Радуйся, многи монастыри таже и Лавру великую создавый.

Радуйся, яко восполни Господь оскудение хлеба, вина и елея по благословении твоем.

Радуйся, отче преподобне, великий Евфимие.

Кондак 6

Проповедник истиннаго покаяния, и послушания был еси, великий Евфимие, таже увещаватель еже непотребно есть от своего монастыря бегати, ищущи лучшаго, но благо есть пребывати в келлии своей, терпяще вся тяготы жития иноческаго, Богу же поя: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияв духом пророческим, Евфимие, прозрел еси Анастасия сосудохранителя Патриарха быти, егда той прииде к тебе, такожде и иныя чудеса сотворил еси: поучением же многим братию наставлял еси и вразумлял. И нас грешных и непотребных вразуми и научи образом жития твоего богоугодная творити, поющих ти сице:

Радуйся, прозорливче, будущая, аки настоящая зревый.

Радуйся, многия болящия исцеливый.

Радуйся, многими наставлениями учеником твоим образы покаяния показавый.

Радуйся, уверяяй, яко не место, но душевное устроение ко спасению приводит хотящих спастися.

Радуйся, яко молитвою твоею дождь низвел еси с небеси.

Радуйся, яко послуша Господь выну молитвы твоя.

Радуйся, яко мольбами твоими подаде Господь плодородие велие земли той.

Радуйся, яко поучении твоими умножися иноцы истинныя в Лавре твоей.

Радуйся, отче преподобне, великий Евфимие.

Кондак 7

Хотя укрепити истинную православную веру, приял еси, отче Евфимие, от ученик своих Епископов Стефана и Иоанна, написание деяний четвертаго Вселенскаго Собора иже в Халкидоне, обличившаго злочестие Диоскора, патриарха Александрийскаго. Темже возвестися по всей пустыни Палестинстей, яко великий Евфимий последует Халкидонскому Собору. Сему радующеся, воспеша иноцы: Аллилуиа.

Икос 7

Новый враг истины, еретик Феодосий, лживыми словесы оклеветав Халкидонский Собор, привлече к себе многия, таже царицу Евдокию, и многим лукавством взыде на престол патриарший, отнюдуже начат гнати держащия православную веру, наипаче же хотяй привлещи в сети своея ереси преподобнаго Евфимия. Мы же тя, отче, аки стену незыблему православия зряще, тако зовем ти:

Радуйся, столпе православия.

Радуйся, стено непоколебимая еретическими ветры.

Радуйся, пустынника Герасима заблуждшаго к истинней вере паки обративый.

Радуйся, удаливыйся со многими братиями в пустыню.

Радуйся, возвративыйся паки в Лавру по падении лжепатриарха Феодосия.

Радуйся, яко объятый Божественным огнем со ангелом литургисающий, виден был еси.

Радуйся, прилежно братию свою наставляяй чистою совестию и страхом Божиим ко святым Христовым Тайнам приступати.

Радуйся, провидяй како кийждо от братий причащатися приходит.

Радуйся, отче преподобне, великий Евфимие.

Кондак 8

Странно и неразумливо Евтихиевою ересью прельщенная царица Евдокия, нача колебатися умом, не ведуще, коего держатися исповедания. Посланная же от преподобнаго Симеона столпника ко Евфимию и приимши поучения его, яко подобаше держатися четырех Вселенских Соборов, просветися разумом, Богу воспевая: Аллилуиа.

Икос 8

Весь был еси в Бозе, блаженне Евфимие, сиянием жития твоего привлекая к себе новыя ученики: тако преподобный Савва, юный бе, прииде к тебе спасения иский и инии мнози, отвращающия очи своя от мятежа житейскаго моря, и к тебе небурному пристанищу притекшии. Ты же отеческою любовию приимал еси вся, прозирая, яко столпы Церкви сии будут. Сего ради зовем ти, отче, сице:

Радуйся, яко многия светила к тебе стекахуся.

Радуйся, собираяй, аки кокош под крыле своя, всех ищущих иноческих подвигов.

Радуйся, яко в юном Савве прозрел еси великаго учителя монашества.

Радуйся, двух пустынников Нитрийских Мартирия и Илию приемый.

Радуйся, яко в сих провидел еси наследники Престола Апостола Иакова брата Господня, Патриарха Иерусалимскаго.

Радуйся, яко сих выну вземлющий с собою в пустыню.

Радуйся, яко тамо от своея руки сих великих мужей приобщил еси Святых Христовых Таин.

Радуйся, возлюбивый ученики своя, и пестунствуяй их отечески.

Радуйся, отче преподобне, великий Евфимие.

Кондак 9

Все естество ангельское радости исполняшеся, видя равноангельное житие твое, великий Евфимие, и умножившиися окрест тебе обители иноков, в ангельском чине славящих Бога, поюще Ему: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя не возмогут достойно возвеличити дара прозорливости твоея, преподобне, вся бо будущая яко настоящая провидяй, многая пророчествовал еси. Преклоняя колена пред величием Бога тако прославившаго угодника Своего, зовем благоговейно:

Радуйся, даров многообразных от Господа сподобивыйся.

Радуйся, прозорливче дивный.

Радуйся, Анастасию сосудохранителю сан Патриарха прорекший.

Радуйся, яко исполнившемуся сему пророчеству вси дивляхуся.

Радуйся, царицу Евдокию в православии укрепил еси.

Радуйся, той близкую предсказав кончину.

Радуйся, повелевый той приготовитися ко исходу своему.

Радуйся, яко пророчество сие исполнися и блаженная Евдокия, многих храмов строительница, вскоре почи о Господе.

Радуйся, отче преподобне, великий Евфимие.

Кондак 10

Спасения жаждущим был еси, Евфимие преподобне, яко столп огненный, путеводяй странствующих во тьме жития сего в землю небеснаго Ханаана, радостно Богу вопиющих: Аллилуиа.

Икос 10

Стеною молитв и поучений твоих, Евфимие, паче образом жития твоего равноангельнаго ограждал еси учеников твоих, от искушений плоти, мира и диавола. Видяще таковое попечение о чадех твоих, с любовию зовем ти:

Радуйся, добрый пастырю овец словесных.

Радуйся, отче, о мнозех чадех твоих веселящийся.

Радуйся, Феоктиста, искренняго друга и спостника твоего в болезни посетивый и утешивый.

Радуйся, целование тому последнее с любовию давый.

Радуйся, пророкованного тобою патриарха Анастасия, на погребение Феоктистово прибывшаго, сретивый.

Радуйся, сладце с ним беседы насладивыйся.

Радуйся, преподобнаго Савву с собою в пустыню появший.

Радуйся, тому от жажды в пути изнемогшу, от земли молитвою твоею воду изведший.

Радуйся, отче преподобне, великий Евфимие.

Кондак 11

Пение молитвенное по обычаю совершал еси, блаженне Евфимие, удаляяся в пустыню во осьмый день по празднице Богоявления Господня. Приближавшейся кончине твоей, преподобне, прозирая ту, восхотел еси в Лавре пребыти, готовящися ко исходу своему, Богу за вся благодарне поя: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарное житие твое, великий Евфимие, к концу приближися, и плоды винограда своего готовился еси принести Домовладыце, видяще же ся близ кончины суща, собрал еси пресвитеры лаврския, дабы последнее наставление всем дати. Плакахуся же вси, яко чада, разлучающися со отцем своим, обаче рекоша к тебе:

Радуйся, великий пастырю овец многих.

Радуйся, веру истинную соблюдый и той научивый заблудшия.

Радуйся, последнее твое поучение давый чадом твоим, да союз любве нерушим в них пребудет.

Радуйся, рекий, яко не возможно есть без любве добродетели совершатися.

Радуйся, паки рекий, яко всякая добродетель любовию и смирением крепка есть.

Радуйся, поучавый вся предания и уставы монастырския николиже оставляти.

Радуйся, повелевый, да врата монастырския николиже затворены будут странных ради.

Радуйся, повелевый таже о нищих пещися.

Радуйся, отче преподобне, великий Евфимие.

Кондак 12

«Благодать, аще обрящу у Бога дерзновение, имам просити, да буду с вами духом всегда» — рекл еси последнее слово учеником своим, блаженне Евфимие, тии же, плачущи о исходе твоем, сим словом утешахуся и со умилением Господеви взываху: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще труды твоя, подвиги и дарования, еже от малых лет обрел еси у Бога, восхваляем тя, святый преподобне отче, и с любовию вопием ти:

Радуйся, от юности весь живот свой Господеви предавый.

Радуйся, возраставший от силы в силу.

Радуйся, орле, мыслию в горних паряй.

Радуйся, в дольних обители земныя ангелом созидавый.

Радуйся, прозорливости дара сподобивыйся от Владыки Христа.

Радуйся, исцелений неоскудный источниче.

Радуйся, великих мужей учителю.

Радуйся, и по смерти, чад твоих духовных верный хранителю.

Радуйся, отче преподобне, великий Евфимие.

Кондак 13

О, пречудный и преславный отче Евфимие! Приими от нас непотребных моление сие малое, и не осуди грешных уст, дерзающих славити твоя труды, подвиги и чудеса, да милостивно призираяй на всех спасения взыскующих, и о нас Господеви моляся да очистимся от земныя суеты, чистым сердцем воспоем Богу: Аллилуиа.

(Сей Кондак 13 глаголи трижды, по-сем Икос 1 и Кондак 1)

Молитва

Дивный и преславный угодниче Христов, великий отче Евфимие, от святаго чертога, идеже ты со всеми святыми ликуеши, призри на нас, во мраце жития сего сущих, и научи ны презирати вся, яже в мире нарицаются благая. Научи нас любити ближния своя, терпети обиды и поношения, скорби и болезни, в смирении благодаряще Бога. Научи нас молитися и каятися во гресех своих, очиститися нам от всякия скверны. Умоли Господа, Емуже послужил еси от юности своея даже до старости маститей, да сподобимся и мы, рабы неключимии, со светильники горящими усрести Жениха Христа и с Ним внити в чертог украшенный Царствия Его. Аминь.

(ок. 377-20.01.473), прп. (пам. 20 янв.), один из основателей палестинского монашества, оказавший значительное влияние на его последующее развитие. Главным источником, содержащим сведения о жизни Е. В., является его Житие, написанное Кириллом Скифопольским (ок. 525? — после 559?), к-рый, по мнению исследователей, не только является «одним из лучших агиографов по живости изложения», но и «обладает настоящими качествами историка» (Festugière. P. 43). Е. В. род. в Мелитине, ставшей при имп. Феодосии I (379-395) главным городом пров. Армения Вторая. Его родители, Павел и Дионисия, происходившие из знатного рода, долгое время были бездетны и просили Бога даровать им ребенка. Однажды ночью они молились в храме мч. Полиевкта и услышали голос, возвестивший, что у них родится сын, с появлением на свет к-рого Церкви будет даровано Богом веселье (εὐθυμία). Действительно, вскоре после рождения Е. В. имп. Валент, покровительствовавший арианам, погиб в битве при Адрианополе. Отец Е. В. умер, когда тому еще не исполнилось 3 лет. Мелитинский еп. Отрий по просьбе матери Е. В. принял на себя заботы о нем: он крестил мальчика, затем назначил его церковным чтецом, а когда тот подрос, отдал для обучения Акакию и Синодию (оба впосл. занимали Мелитинскую кафедру). Очень рано Е. В. выказал горячую любовь к подвижничеству, молитве и чтению Свящ. Писания. Последовательно пройдя все ступени низших церковных должностей, он был рукоположен во иерея и назначен надзирать за окрестными мон-рями, поскольку, по выражению Кирилла Скифопольского, был с детства монахолюбив (φιλομόναχος) и значительную часть времени проводил, посещая обители. На период с праздника Богоявления до Пасхи он имел обыкновение уходить в пустынные места, посвящая это время углубленной молитве и общению с Богом. Когда Е. В. исполнилось 28 лет, он отправился в Иерусалим, сочтя, что занимаемая им должность может послужить препятствием для духовного совершенствования. После того как Е. В., поклонившись св. местам, посетил известных отшельников и монахов и узнал добродетели и образ жизни каждого из них, он направился в Фаранскую лавру, основанную прп. Харитоном ок. 330 г. (ее руины расположены в Вади-Фара, близ источника Айн-Фара, в 9 км к северо-востоку от Иерусалима). Здесь Е. В., стремясь к уединению, поселился в келлии за пределами лавры. По соседству располагалась келлия прп. Феоктиста (пам. 3 сент.). Духовный союз этих иноков продолжался на протяжении всей их жизни, так что они представляли собой «одну душу в двух телах» (Kyrillos. S. 15). Ежегодно на 8-й день после Богоявления они вдвоем уходили в пустыню Кутила и пребывали там в строгом посте и молитве до Вербного воскресенья.

Прп. Евфимий Великий. Икона. 1-я пол. XVIII в. (галерея «Ян Морсинк Иконен», Амстердам)
Прп. Евфимий Великий. Икона. 1-я пол. XVIII в. (галерея «Ян Морсинк Иконен», Амстердам)

Проведя 5 лет в Фаранской лавре, Е. В. вместе с прп. Феоктистом после праздника Богоявления отправился в ежегодное путешествие по пустыне Кутила и вышел к глубокому ущелью (вади), доступ в к-рое был крайне затруднен. Они нашли просторную пещеру и решили в ней поселиться. Там они обрели безмолвие, но вскоре о них узнали пастухи из близлежащей деревни, затем весть о них дошла и до отцов Фаранской лавры. К отшельникам приходили многочисленные посетители, нек-рые из них желали стать учениками Е. В. Но он, стремясь к уединению и избегая славы, направлял их к прп. Феоктисту, согласившемуся принять на себя обязанность руководителя общины. Так возник общежительный мон-рь, названный Нижним или мон-рем Феодосия, по имени 1-го игумена обители (ныне Дейр-Мукаллик, в 15 км от Иерусалима). Пещера, в к-рой они первоначально поселились, стала церковью, там продолжал жить Е. В., выходя из затвора только по субботам. Он был для братии духовным отцом.

Ок. 420 г. к Е. В. пришел Аспевет, филарх арабов, чей сын Теревон был частично парализован. Аспевет рассказал, что мальчик пообещал Богу креститься, если Он исцелит его. После этого в видении ему предстал Е. В., к-рый повелел прийти к нему и объяснил, где его найти. Е. В. исцелил отрока и крестил пришедших к нему арабов во главе с Аспеветом, получившим в крещении имя Петр. Слава об этом чуде распространилась по окрестностям, и к Е. В. стали приходить толпы народа, искавшие его наставлений и исцеления. Е. В., стремясь к уединению и прежнему безмолвию, тайно ушел из монастыря в пустыню Рува, взяв с собой лишь юного мон. Дометиана, своего соотечественника. Странствуя по этим местам, он дошел до пустыни Зиф, где его нашел протокомит одной из деревень, попросивший исцелить его одержимого бесом сына. В благодарность за исцеление жители деревни построили для Е. В. мон-рь Капарварихá близ Хеврона, где к Е. В. присоединились неск. учеников. Из-за многочисленных посетителей, нарушавших молитвенное уединение Е. В., он решил вернуться в Нижний мон-рь, но, желая уединения, поселился не в киновии прп. Феоктиста, а в пещере неподалеку от нее (ок. 3 рим. миль). Е. В. приходил в киновию только по воскресным дням, когда они вместе с прп. Феоктистом совершали службу. Петр, узнав, что Е. В. вернулся, привел к нему своих соплеменников (μετὰ πολλῶν Σαρακηνῶν). Е. В. наставил их в вере, а затем крестил, после чего Петр построил для него неск. келлий, церковь, цистерну для воды и пекарню. Петр просил Е. В. разрешить ему и его людям жить рядом с ним. Но тот указал им иное место, между мон-рем прп. Феоктиста и своей пещерой. Он часто посещал их до тех пор, пока не рукоположил им священников и диаконов, а когда число крещеных арабов умножилось, он попросил Иерусалимского патриарха св. Ювеналия рукоположить Петра во епископа. «Великий Евфимий не хотел создавать на этом месте ни киновию, ни лавру, но, когда приходили к нему желающие отречься от мира, он отсылал их в Нижний монастырь к блаженному Феоктисту, подобным же образом — и тех, кто желали что-нибудь ему принести в дар» (Ibid. S. 25). Однако, когда к нему пришли 3 брата-каппадокийца, Бог повелел Е. В. принять их и более не отсылать «никого, желающего спастись» (Ibid. S. 26). Вскоре число учеников достигло 11, и Е. В. попросил Петра построить им келлии и украсить церковь. Так возникла лавра св. Евфимия (близ совр. Хан-эль-Ахмара), к-рая была устроена по образцу Фаранской лавры. 7 мая 428/9 г. патриарх Ювеналий торжественно освятил церковь лавры. Несмотря на материальные затруднения в лавре, свято соблюдалось предписание Е. В. о законе гостеприимства. С этим связано одно из чудес, совершенных Е. В. Однажды, когда в лавру пришла большая группа армян-паломников, Е. В. приказал накормить их, хотя Дометиан пытался возражать, напоминая о скудости монастырских запасов. Но когда он пошел отворять кладовую, то не мог открыть дверь, так много оказалось там зерна.

Прп. Евфимий Великий. Роспись ц. св. Бессребреников в Кастории. XI в.
Прп. Евфимий Великий. Роспись ц. св. Бессребреников в Кастории. XI в.

Аскетические воззрения Е. В., сохранившиеся в устной традиции, записанной Кириллом Скифопольским, достаточно традиционны для вост. монашества. Е. В. учил, что одно из главных условий духовного совершенства монаха — послушание. Он также постоянно напоминал ученикам, что монах должен духовно бодрствовать, внимательно следить за всеми движениями души и за всеми помыслами.

Е. В. твердо хранил правосл. веру и стремился обратить или вернуть в Православие других. Так, во время пребывания в мон-ре Капарвариха он обратил в Православие немало местных манихеев. Несмотря на приверженность к состоянию безмолвия и углубленной молитвенной практике, Е. В. и его ученики были активно вовлечены в церковную жизнь. Перед поездкой на III Вселенский Собор (431) еп. Петра Е. В. предписал ему во всем следовать свт. Кириллу Александрийскому и прп. Акакию, еп. Мелитинскому. Во время «разбойничьего» Собора в Эфесе (449) преемник Петра, еп. сарацин Авксил (Авксолай), встал на сторону Диоскора и умер, навлекши на себя гнев Е. В.

Полные драматизма события разыгрались в жизни Е. В. после IV Вселенского Собора (Халкидонского) (451). В нем участвовали ученики Е. В.- еп. Стефан и Иоанн, 3-й еп. сарацин, подписавшие определения Собора. Е. В. одобрил их действия и также принял определения этого Собора. Однако затем монофизит Феодосий увлек в ересь почти всех монахов Палестины и вдовствующую имп. Евдокию, более того, ему удалось занять Иерусалимскую кафедру, на которой он пробыл ок. 20 месяцев. Поскольку Е. В. отказался вступить в общение с Феодосием, тот послал к нему архимандритов Елпидия и Геронтия, с тем чтобы они переубедили Е. В. Но страстная речь Е. В. в защиту определений Халкидонского Собора произвела впечатление на Елпидия, который впосл. вернулся в Православие. Однако продолжающиеся нестроения в Иерусалимской Церкви вынудили Е. В. уйти в пустыню, где он оставался до тех пор, пока Феодосий не был низвержен и Ювеналий не занял снова патриаршую кафедру (8 янв. 454). Во время этого добровольного изгнания его сопровождали нек-рые аввы, также под влиянием Е. В. не признавшие Феодосия, напр. прп. Герасим Иорданский. Однако изгнание Феодосия не вернуло в Православие палестинских монахов и имп. Евдокию. В поисках истины она обратилась к прп. Симеону Столпнику, направившему ее к Е. В. Тот посоветовал императрице отвергнуть ересь монофизитства, что она и сделала, ее примеру последовали мн. монахи и миряне. Е. В. также предсказал императрице день ее смерти.

Е. В. и его лавра были тесно связаны с егип. монашеством. В подкрепление своих поучений Е. В. нередко приводил в качестве примера истории, рассказанные ему приходившими из Египта монахами, к-рых он всегда гостеприимно принимал. Образцом для подражания Е. В. служили прп. Арсений Великий и его ревность к таким монашеским добродетелям, как безмолвие и смирение. Кирилл Скифопольский, сравнивая прп. Арсения и Е. В., писал, что Бог удостоил Е. В. тех же даров, что и Арсения Великого, в частности дара прозорливости. Одним из ярких примеров тому служит история со скевофилаксом Анастасием. Во время его визита Е. В. постоянно обращался к нему как к патриарху, а когда святому сказали, что к нему прибыл вовсе не патриарх, а скевофилакс, тот ответил, что он видит перед собой патриарха и потому обращается к нему как к патриарху. Анастасий действительно стал патриархом Иерусалимским в 458 г. Е. В. предсказал день своей смерти. На 8-й день после Богоявления он не ушел, как обычно, в пустыню, но остался в мон-ре. Собрав братию, он дал ей последние наставления и 20 янв. скончался. Перед смертью Е. В. предсказал, что лавра через неск. лет станет киновией, и пообещал и в дальнейшем свою помощь братии и защиту мон-рю.

После смерти Е. В. диак. Фидий разрушил пещеру, где жил святой, и соорудил усыпальницу, посередине к-рой было отведено место для гроба Е. В., а по сторонам — для игуменов, священнослужителей и наиболее достойных иноков. 17 мая мощи Е. В. были торжественно перенесены в усыпальницу.

В 478-481 гг. диак. Фидий руководил перестройкой лавры в киновию. 3 мая 482 г. Иерусалимский патриарх Мартирий освятил новую церковь мон-ря.

Сцены из Жития прп. Евфимия. Роспись парекклисиона прп. Евфимия Великого в базилике вмч. Димитрия в Фессалонике. 1303 г.
Сцены из Жития прп. Евфимия. Роспись парекклисиона прп. Евфимия Великого в базилике вмч. Димитрия в Фессалонике. 1303 г.

Мощи Е. В. хранились в его монастыре, и от них происходили чудеса, нек-рые описаны Кириллом Скифопольским. Многие получали исцеление, помазываясь маслом от гробницы Е. В., другим он являлся после усиленной молитвы в часовне, находившейся при гробнице. Из «Хожения» рус. игум. Даниила известно, что в нач. XII в. мощи Е. В. еще хранились в мон-ре: «И ту лежит святый Еуфимие, и ини мнози святии отци ту лежат телесы яко живи». Однако мон-рь пребывал в запустении («Хожение» игумена Даниила в Святую Землю в начале XII в. М., 2007. С. 60).

В XX в. руины мон-ря св. Евфимия исследовало несколько археологических экспедиций (напр., Д. Читти, И. Хиршфельд). Была открыта могила Е. В., по сторонам которой находилось 8 погребений, а в соседнем помещении — погребения, как полагает Хиршфельд, монастырских священнослужителей (Hirschfeld. 1992. P. 139). Во всех захоронениях были обнаружены останки, кроме захоронения, идентифицируемого Хиршфельдом с могилой Е. В., к-рое оказалось пустым.

Житие Е. В., написанное Кириллом Скифопольским, было переработано прп. Симеоном Метафрастом. Похвальное слово в честь Е. В. было составлено Феодором Дукой Ласкарисом.

Ист.: BHG, N 647-650d; ActaSS. Ian. T. 2. P. 298-328; PG. 114. Col. 586-733; Житие иже во святых отца нашего Евфимия Великого // Палестинский патерик. СПб., 1898. Вып. 2; Kyrillos von Skythopolis. Vita Euthymii / Ed. E. Schwartz. Lpz., 1939. S. 3-85. (TU; Bd. 49. H. 2); ЖСв. Янв. Ч. 2. С. 167-198.

Лит.: Vailhé S. St. Euthyme Le Grand, moine de Palestine // ROC. 1907. Vol. 12. P. 298-312, 337-355; 1908. Vol. 13. P. 181-191, 225-246, 389-405; 1909. Vol. 14. P. 189-202, 256-263; Génier R. Vie de St. Euthyme le Grand. P., 1909; Chitty D. J. The Monastery of St. Euthymius // PEQ. 1931. P. 188-203; Festugière A. J., ed., Cyrille de Scythopolis. Vie de St. Euthyme. P., 1962. (Les moines d’Orient; T. 3. Pt. 1); Hirschfeld Y. Monastery of St. Euthymius: Survey and Excavations // Excavations and Surveys in Izrael. Jerusalem, 1984. T. 3. P. 80-82; idem. The Judean Desert Monasteries in Byzantine Period. New Haven, 1992; Binns J. Ascetics and Ambassadors of Christ: The Monasteries of Palestine, 314-631. Oxf.; N. Y., 1994.

А. Б. Ванькова

Почитание у южных славян и на Руси

Об особом почитании Е. В. в кон. IX — нач. X в. в Болгарии в кругу учеников равноапостольных Константина-Кирилла и Мефодия свидетельствует создание в честь этого святого канона 8-го гласа св. Климентом, еп. Охридским. Канон снабжен текстовым акростихом с «авторской подписью» КЛИМ по тропарям 9-й песни (Станчев, Попов. С. 120-129, 152-154, 170-181; ср.: Шаламанов. С. 50-54). Это единственный известный в настоящее время канон в составе обширного корпуса гимнографических сочинений, написанных учениками слав. первоучителей, посвященный монаху-подвижнику (не считая канона общего преподобным отцам 2-го гласа в составе слав. Минеи общей, принадлежащей перу того же Климента). Слав. канон Е. В. написан под сильным влиянием соответствующего канона прп. Феофана Начертанного того же гласа (Станчев, Попов. С. 127). Текст этого канона не сохранился в первоначальном виде и объеме. На очень раннем этапе бытования (скорее всего не позднее сер. X в. в Болгарии, менее вероятно, в 3-й четв. XI в. в Киеве) он подвергся редактированию: ряд тропарей в песнях с 5-й по 8-ю включительно был заменен соответствующими текстами из канона Е. В. прп. Феофана Начертанного (Там же. С. 125, 172-173); вслед. этого славянский акростих сохранился лишь в песнях 1-4 и 9. Этот комбинированный канон относится к числу наиболее распространенных в рукописной традиции памятников древнейшей славянской гимнографии: известно не менее 7 его списков древнерус. происхождения кон. XI — нач. XV в. (Там же. С. 120-121; СКСРК, XIV в. Вып. 1. Прил. 1. С. 561, 567; Прил. 2. С. 622 (№ д 35); Christians. С. 18-28; Турилов. С. 25. Примеч. 22), в т. ч. в составе 2 древнейших (рубежа XI и XII вв. и XII в.) комплектов Миней служебных новгородского происхождения (РГАДА. Тип. № 99 и ГИМ. Син. № 163). Возможно, на рубеже XII и XIII вв., в эпоху «первого восточнославянского влияния» (см. в ст. Древнерусские (восточнославянские) влияния), памятник (в составе Минеи служебной или праздничной) вернулся на слав. Балканы (ср.: Йовчева. С. 70. Примеч. 76) и здесь без существенных изменений (и с сохранением акростиха) был использован в качестве канона западноболг. подвижнику прп. Иоакиму Осоговскому (Сарандапорскому), сохранился в ряде болг. и серб. списков XIII и XIV вв. (Станчев, Попов. С. 120-121, 152-153, 175-181; ср.: Суботин-Голубовић. С. 105-134); дополнительным стимулом при «переадресовке» текста, вероятно, послужила близость разговорных форм имен этих святых (Ефим-Яким). С распространением нового перевода Миней служебных по Иерусалимскому уставу написанный свт. Климентом канон Е. В. выходит из употребления сначала у юж. славян, а затем и на Руси. Текст канона и его переделки издан (Станчев, Попов. С. 170-181; Суботин-Голубовић. С. 117-132).

Прп. Евфимий Великий. Фрагмент иконы «Преподобные Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный». XV-XVI вв. (ГТГ, Музей-квартира П. Д. Корина)
Прп. Евфимий Великий. Фрагмент иконы «Преподобные Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный». XV-XVI вв. (ГТГ, Музей-квартира П. Д. Корина)

В состав ВМЧ включена также Похвала Е. В. и прп. Савве Освященному, написанная Кириллом Скифопольским, греч. прототип к-рой не обнаружен. Она помещена в ВМЧ под 20 янв. (день памяти Е. В.) и под 5 дек. (день памяти Саввы Освященного) (ВМЧ. Дек. Дни 1-5. Стб. 552-578). Дублирование этого сочинения в ВМЧ косвенно свидетельствует о том, что на Русь оно попало не в составе Четьих-Миней, т. к. в противном случае имело бы точную календарную фиксацию (Афиногенов. С. 28). Возможно, эта Похвала была написана к забытому впосл. местному празднованию общего дня памяти Е. В. и прп. Саввы (Там же. С. 27). По всей видимости, прекращение совместного празднования связано с разорением лавры Саввы Освященного в 614 г. Афиногенов высказал предположение о существовании корпуса сочинений Кирилла Скифопольского, в к-рый входили Жития прп. Саввы и Е. В., Похвала этим святым и, возможно, Житие прп. Иоанна Молчальника, еп. Колонийского (Там же. С. 28).

Вероятно, в последней четверти того же столетия болг. книжниками в Тырнове, в К-поле или на Афоне был сделан перевод Метафрастовой версии пространного Жития Е. В., известный в ряде южнослав. ресавских и славяно-молдав. списков начиная с XV в. (Hannick. Maximos Holobolos. S. 186. N 180).

Поскольку имя преподобного в средние века воспринималось как преимущественно монашеское, оно давалось в основном при постриге. Особо популярным было в XIV-XV вв.- достаточно упомянуть св. Евфимия, патриарха Тырновского, прп. Евфимия Суздальского, 2 Новгородских архиепископов XV в. с этим именем (см. Евфимий I, Евфимий II), епископов Евфимия Тверского и Евфимия Брянского (позднее Суздальского).

Лит.: Шаламанов Б. Неизвестни химнографски произведения на Климент Охридски. Ч. 3 // Списание на Бълг. Акад. на науките. 1987. № 2; Станчев К., Попов Г. Климент Охридски: Живот и творчество. София, 1988; Творогов О. В. Древнерусские четьи сборники XII-XIV вв.: Ст. 2: Памятники агиографии // ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 196-225; Суботин-Голубовић Т. Две службе св. Jоакиму Осоговскому // АрхПр. 1992. Бр. 14. С. 105-134; Йовчева М. Проблемы текстологического изуч. древнейших памятников оригинальной слав. гимнографии // La poesia liturgica slava antica = Древнеслав. литург. поэзия. R.; София, 2003. С. 56-78; Christians D. Канон Евфимию Великому в традиции восточнослав. миней // Браслав Б = BraSlav 2: Zbornik z medzinarodnej slavisticke konfe. Bratislava, 2003. С. 18-28; Турилов А. А. К уточнению объема и состава древнейшего слав. оригинального гимнографического корпуса в древнерус. рукоп. традиции: На мат-ле минейных служб // Старобългарска лит-ра. София, 2006. Кн. 35/36. С. 25; Афиногенов Д. Е. Общий день памяти преподобных Евфимия Великого и Саввы Освященного (неизв. свидетельство Кирилла Скифопольского) // Sacrum et Profanum. Севастополь; Краков, 2007. Вып. 2. С. 27-29.

А. А. Турилов

Гимнография

Согласно самой ранней сохранившейся редакции студийского Синаксаря — Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 322-323), 20 янв. поется праздничное последование Е. В., соединяемое с последованием Октоиха. Устав службы имеет много праздничных особенностей: на вечерне стихиры исполняются на 6, на утрене поются «Бог Господь» и тропарь Е. В. 4-го гласа после канона — светилен Последование Е. В. включает ряд самогласнов и 2 цикла подобнов, 1-й из к-рых поется на «Господи, воззвах», 2-й — на хвалитех (в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. № 163, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 47) последование Е. В. включает 2 самогласна и 3 цикла подобнов). Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 395-396), 20 янв. совершается праздничная служба без стихословия Псалтири на вечерне; на утрене поется «Бог Господь», после 9-й песни канона — светилен ῾Ο οὐρανόν τοίς ἄστροις̇ ( ); соединяются последования Е. В. и Октоиха. На литургии на блаженнах поется 3-я песнь канона Е. В., после входа — тропарь Е. В. и богородичен, прокимен из Пс 149, аллилуиарий со стихом из Пс 111, чтения и причастен те же, что и в Типиконе Великой ц. В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 110-111) устав вечерни в день памяти Е. В. в целом такой же, как и в Евергетидском. Утреня совершается по праздничному чину; вместо 2-й из кафизм поется 3 антифона; каноны — Октоиха и Е. В.; на хвалитех исполняются стихиры Октоиха, «Слава» — святого; окончание утрени праздничное, без стихир на стиховне. На литургии на блаженнах 6-я песнь канона Е. В., прокимен и причастен совпадают с приведенными в Типиконе Великой ц., др. чтения не совпадают: Апостол — Евр 13. 17-21, аллилуиарий со стихом из Пс 131, Евангелие — Лк 6. 17-23 (Мессинский Типикон ссылается на 17 янв., где в свою очередь стоит ссылка на 6 дек.). Георгия Мтацминдели Типикон XI в. дает в целом тот же устав, но на утрене указывает 2 канона Е. В. (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 252).

Прп. Евфимий Великий. Икона. Нач. XV в. (мон-рь Хиландар, Афон)
Прп. Евфимий Великий. Икона. Нач. XV в. (мон-рь Хиландар, Афон)

В одной из ранних редакций Иерусалимского устава — Sinait. gr. 1096, XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 38), говорится о возможности по желанию предстоятеля совершать в день памяти Е. В. всенощное бдение, однако описана полиелейная служба. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) также описана полиелейная служба Е. В., но допускается совершение всенощного бдения. На утрене поются каноны Октоиха и Е. В.; Евангелие утрени — Лк 6. 17-23. В первопечатном рус. Типиконе (М., 1610) устав службы 20 янв. близок к изложенному в первопечатном греч. Типиконе, но описывается всенощное бдение. На утрене канон Е. В. предваряется каноном Богородице; Евангелие утрени — Мф 11. 27-30. В исправленном издании рус. Типикона 1682 г. под 20 янв. праздничный знак — красный крест в круге, характерный для изданий 1610 и 1641 гг. (в издании 1633 г.- просто красный крест), был заменен крестом в полукруге (см. ст. Знаки праздников месяцеслова); этим же знаком отмечено 20 янв. и в совр. русском Типиконе. В греч. Типиконе Виолакиса 1888 г. (Βιολάκης. Τυπικόν. Σ. 161) под 20 янв. оставлены только указания на случай совпадения памяти Е. В. с воскресным днем или предлагается следовать указаниям, отмеченным под 17 янв.

А. А. Лукашевич

Иконография

Е. В. как один из наиболее почитаемых святых часто изображался в искусстве различных регионов Византии, Балкан и на христ. Востоке. Его древнейшие образы сохранились в мон-рях св. Иеремии в Саккаре (VI в.) и Бауит в Египте (VI в.), в приделе Сорока мучеников ц. Санта-Мария Антиква в Риме (705-707).

Прп. Евфимий Великий. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 338)
Прп. Евфимий Великий. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 338)

Иконография Е. В., как и большинства преподобных, сложилась к концу иконоборческого периода — к IX в.: седовласый старец с высоким открытым лбом и с большими залысинами, со впалыми щеками и с длинной узкой бородой, раздвоенной на конце, облаченный в традиц. монашескую мантию с параманом. В правой руке Е. В. обычно держит крест, левая — перед грудью в жесте принятия благодати. Таким он представлен в большинстве визант. храмов: в кафоликоне монастыря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.); в нартексе ц. Св. Софии в Фессалонике (40-е гг. XI в.); в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/06); в верхней церкви Бачковского (Петрицонского) мон-ря, Болгария (кон. XI — нач. XII в.); в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези, Македония (1164). Иногда его волосы разделены на прямой пробор, как на мозаике собора монастыря Неа-Мони на о-ве Хиос (1042-1056). Удлиненный овал лица и длинная узкая борода стали узнаваемыми чертами Е. В.

В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) святой описан как «старец плешивый, с длинною бородою до бедер» (Ч. 3. § 13. № 2). Он может изображаться и в позе оранта, как на миниатюре из Минология Василия II (Vаt. gr. 1613. P. 338, 976-1025 гг.), а в поздневизант. и поствизант. период — со свитком или с посохом в руках. На иконе XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае он представлен в молении к Богоматери с Младенцем.

Прп. Евфимий Великий. Роспись ц. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря. Кон. 60-х — нач. 70 — х гг. XV в.
Прп. Евфимий Великий. Роспись ц. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря. Кон. 60-х — нач. 70 — х гг. XV в.

На Руси была воспринята византийская традиция изображения Е. В. Вероятно, образ святого был включен в декорацию первых древнерус. храмов, но его не всегда можно идентифицировать. Во имя Е. В. были освящены церкви на Владычном дворе в новгородском Детинце (1445) и в Вяжищском мон-ре (1466), обе не сохранились (Лифшиц. С. 516-518. Ил. 414). Е. В. изображен в ц. Симеона Богоприимца в Зверином Покровском мон-ре в Вел. Новгороде (кон. 60-х — нач. 70-х гг. XV в.); в соборе Рождества Пресв. Богородицы в Ферапонтовом монастыре (1502); на 2-частной иконе из праздничного чина (сер. XVI в., ПИАМ). Е. В. представлен среди избранных святых: на 2-сторонней иконе-таблетке «Святые Антоний Великий, Евфимий Великий и Савва Освященный» (2-я пол. XVI в., ГВСМЗ); на новгородской иконе «Избранные святые» (1498, ГРМ); на иконах «Преподобные Савва Освященный, Антоний Великий, Евфимий Великий, Герасим иже на Иордани, Феодосий Великий и Харитон Исповедник» (кон. XV — нач. XVI в., Покровский старообрядческий собор в Рогожской слободе, Москва) и «Богоматерь Владимирская с избранными святыми» (сер. XVII в., ГВСМЗ) — на поле.

Лит.: Ерминия ДФ. С. 169; Δρανδάκις Ν. Β. Βυζαντιναί τοιχογραφίαι τῆς Μέσα Μάνης. ᾿Αθῆναι, 1964. Σ. 81; Mouriki D. The Mosaics of Nea Moni on Chios. Athens, 1985. T. 1-2. P. 79; Kollias e. Patmos. Athens, 1986. P. 31; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987; Jolivet-Lévy С. Les églises byzantines de Cappadoce: Le programme Iconographique de l’abside et de ses abords. P., 1991. P. 81, 102, 187, 274; Евсеева. Афонская книга. С. 115, 137; Древности и духовные святыни старообрядчества. М., 2005. Кат. 8.

Н. В. Герасименко

Старец Евфимий Лавриотис
Γέροντας Ευθύμιος (Αγιορείτης).
1915 -2004.
(Ι.Μ.Κωσταμινίτου, Βίγλα — Ι.Μ.Μ.Λαύρας)

(Старец Евфимий Лавриотис)
Об этом слепом старце было уже упомянуто ранее в видео о другом старце — Стефане Карульском:

Старец Евфимий – один из неизвестных подвижников. Часть текста — перевод с греческого сайта – цитаты его устных поучений, часть – дописано по рассказам.

(исихастирион святых Варлама и Иоасафа, Великая Лавра, Афон)
Старец Виглы Евфимий Лавриотис имел две огромные кожанные книги: Евергетинос и Добротолюбие. Старец постоянно поучался в них, и стал поистине – добротолюбом…
Когда он начал подвизаться на Афоне, он поселился на Мегали Вигле . Он сразу сделал упор на срожайший пост и внимательность в молитве. Потом он приложил к ним и телесный труд.
Он поселился на в исихастирионе Варлаами и Иосафа на Мегали Вигле. Старец всем пытался передать то самое главное знание, которое он добыл потом и кровью.
— Что освобождает человека от власти греха?
– Смирение, злострадание и сокрушение о грехах. Причем, сначала оно освобождает душу от пристрастий, а потом и тело становится здоровым.

(Интерьер церкви святых Варлама и Иоасафа)
Из аскетики Старец Евфимий выбрал три вещи, согласно книге Аввы Дорофея:
Возлюби телесное страдание и труд
Положи себя ниже всех, даже ниже демонов
Молись — непрестанно

(тропинка к церкви святых Варлама и Иоасафа)
— Я унал тайну молитвы, — говорил Старец Евфимий, — Молитва как действует? Она делает человека смиренным, потому что он отдает все свои достижения Благодати Божией. А это-то и есть то главное, что ждет от нас Бог!
В старости Старец Евфимий вынужден был покинуть место жестокой жинзни – Виглу, он перешел в Лавру. Но чтобы сохранить свои дары Благодати, он стал – юродивым…
Отцы Лавры нашли ему хорошую келью, готовили добротную пищу. Старец Евфимий же, чтобы не нарушить строгий пост, отвечал, что не может есть такую плохую еду…. И не ел! Он выбросил постель из кельи…

(Великая Лавра на Афоне, монастырский храм, XI век)
Через некоторое вермя отцы поняли в чем дело. Нашли ему келью – подходящую, где он и продолжил свои подвиги.
Больше всего он боялся того, о чем мечтают миряне – обеспеченной сытой старости.
(по материалам: http://athonas.blogspot.ru/2010/06/1915-2004.html)

День памяти: 20 января
Прп. Евфимий Великий

Преподобный Евфимий Великий происходил из города Мелитины в Армении, близ реки Евфрат. Родители его, Павел и Дионисия, знатные люди, были благочестивыми христианами. Долгое время они не имели детей и, наконец, по усердным молитвам, у них родился сын, появлению на свет которого предшествовало Божественное видение, предвещавшее младенцу великое будущее.

Отец преподобного Евфимия вскоре умер, и мать, исполняя обет посвятить сына Богу, отдала его на воспитание своему брату, пресвитеру Евдоксию. Тот представил отрока епископу Мелитинской церкви Отрию, который с любовью принял на себя заботы о нем. Видя его доброе поведение, епископ вскоре поставил его чтецом. Затем святой Евфимий принял монашество и был посвящен в сан пресвитера. Одновременно ему было поручено управление всеми городскими монастырями. Преподобный Евфимий часто посещал монастырь святого Полиевкта, а в дни Великого поста удалялся в пустыню. Должность управителя монастырей тяготила подвижника, искавшего безмолвия, и он на 30-м году своей жизни тайно ушел из города и направился в Иерусалим, где, поклонившись святым местам, удалился в Фаранскую лавру. Там, найдя вне монастыря уединенную пустую хижину, поселился в ней, добывая пропитание плетением корзин. Неподалеку подвизался преподобный Феоктист. Оба имели одно стремление к Богу, одну волю, одну цель. Обычно, после праздника Богоявления, они удалялись в Кутиллийскую пустыню (недалеко от Иерихона). Однажды же остались там, избрав в горах труднопроходимое место, и поселились в пещере. Скоро, однако, Господь открыл их уединение для пользы многих людей: пастухи, перегоняя свои стада, нашли их пещеру и рассказали в селении. К отшельникам начали стекаться люди, искавшие духовной пользы. Постепенно возникло монашеское общежитие, несколько иноков пришло из Фаранской обители, среди них Марин и Лука. Управлять возникшим монастырем преподобный Евфимий поручил своему другу Феоктисту, а сам стал духовником братии. Он наставлял свою братию: «Знайте, что желающим проводить иноческую жизнь следует не иметь своей воли, всегда находиться в послушании и смирении, а в уме иметь память смертную, бояться Суда и огня вечного и желать Царства Небесного».

Юным инокам преподобный заповедовал с внутренним Богомыслием соединять телесный труд. «Если миряне, — говорил он, — много трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью и, кроме того, дают милостыню и приносят жертвы Богу, тем более мы, иноки, должны трудиться, чтобы избежать праздности и не кормиться чужими трудами». Авва требовал, чтобы иноки хранили молчание в церкви во время Богослужения и на трапезе. Молодым инокам, желавшим поститься более других братий, он не позволял следовать своей воле, но наставлял их вкушать общую пищу на трапезе с воздержанием, не пресыщаясь.

В те годы преподобный Евфимий обратил и крестил многих арабов, среди которых был военачальник Аспевет с сыном Теревоном, которого преподобный Евфимий исцелил от болезни. Аспевет получил в Крещении имя Петр и, впоследствии, был епископом среди арабов.

Слава о чудесах, совершаемых преподобным Евфимием, быстро распространялась. Отовсюду стали стекаться люди, приводя с собою больных, получавших исцеление. Будучи не в силах сносить людскую молву и славу, преподобный тайно ушел из монастыря, взяв с собой только ближайшего ученика Дометиана. Он удалился в пустыню Рува и поселился на высокой горе Марда, около Мертвого моря. В поисках уединения преподобный углубился в пустыню Зиф и поселился в пещере, в которой некогда скрывался святой царь Давид от преследований царя Саула. Там преподобный Евфимий основал монастырь, а в самой пещере Давидовой устроил церковь. В то время преподобный Евфимий отвратил многих иноков-пустынников от манихейской ереси, творил чудеса, исцелял больных и одержимых бесами.

Приходившие к святому посетители нарушали покой пустынника, любившего безмолвие, и он решил вернуться в оставленный им монастырь святого Феоктиста. По дороге преподобный облюбовал уединенное место на горе и остановился на нем. Там впоследствии было погребено его святое тело.

Блаженный Феоктист с братией вышел навстречу преподобному Евфимию и молил его вернуться в монастырь, но преподобный не согласился. Однако он обещал приходить в обитель по воскресным дням на общее Богослужение.

Преподобный Евфимий не хотел ни иметь кого-либо поблизости, ни устраивать киновию или лавру, но Господь в видении повелел ему не отгонять приходящих к нему ради спасения души. Через некоторое время около него опять собрались братия, и он устроил лавру по образцу Фаранской лавры. В 429 году, когда преподобному Евфимию было 52 года, Иерусалимский Патриарх Ювеналий освятил лаврскую церковь и поставил обители пресвитеров и диаконов.

Лавра вначале была бедна, но преподобный твердо уповал на Бога, могущего ниспослать людям всё необходимое. Однажды в лавру пришло около 400 человек путников — армян из Иерусалима, которые были голодны. Увидев это, преподобный Евфимий призвал эконома и велел ему накормить странников. Эконом ответил, что в монастыре нет такого количества пищи. Преподобный, однако же, настаивал. Придя в помещение для хранения хлеба, эконом нашел в нем множество хлебов. То же произошло с вином и елеем. Путники ели во славу Божию, насытились и после этого остался еще трехмесячный запас пищи для братии. Так Господь сотворил чудо по вере святого Евфимия.

Однажды один из иноков отказался исполнить назначенное ему послушание. Несмотря на то, что преподобный, призвав его, убеждал повиноваться, инок упорствовал. Тогда преподобный громко воскликнул: «Увидишь, что бывает наградой за неповиновение!». Инок упал на землю в припадке беснования. Братия стала просить за него авву, и тогда преподобный Евфимий исцелил непокорного, который, придя в себя, просил прощения и обещал исправиться. «Послушание, — сказал святой Евфимий, — великая добродетель. Господь любит послушание больше жертвы, а непослушание приводит к смерти».

Два брата в обители святого Евфимия тяготились суровым образом жизни и задумали бежать. Провидя духом их намерение, преподобный призвал их и долго убеждал оставить пагубное намерение. Он говорил: «Не следует слушать мыслей, вселяющих печаль и ненависть к месту, в котором живем, и внушающих желание перейти на другое место. Пусть инок не думает, что, перейдя в другое место, он достигнет чего-либо хорошего, так как доброе дело достигается не местом, а твердой волей и верою. И дерево, которое пересаживают часто на другое место, не приносит плодов».

В 431 году в Ефесе состоялся III Вселенский Собор, направленный против ереси Нестория. Преподобный Евфимий радовался утверждению Православия и скорбел об архиепископе Антиохийском Иоанне, который, будучи православным, защищал Нестория.

В 451 году в Халкидоне состоялся IV Вселенский Собор против ереси Диоскора, который, в противоположность Несторию, утверждал, что в Господе Иисусе Христе одно лишь естество — Божеское, поглотившее в воплощении естество человеческое (так называемая ересь монофизитов).

Преподобный Евфимий принял исповедание Халкидонского Собора и признал его православным. Весть об этом быстро распространилась среди иноков и пустынников, и многие из них, ранее неправо веровавшие, по примеру святого Евфимия, приняли исповедание Халкидонского Собора.

За свою подвижническую жизнь и твердое исповедание православной веры святой Евфимий получил наименование Великого. Тяготясь общением с миром, святой авва удалился на время во внутреннюю пустыню. После его возвращения в лавру некоторые из братии видели, что, когда он совершал Божественную литургию, огонь сходил с небес и окружал святого. Сам же преподобный открыл нескольким инокам, что часто видел Ангела, совершающего вместе с ним святую Литургию. Преподобный имел дар прозорливости, видел внутренние движения духа и узнавал человеческие помышления. Когда иноки причащались Святых Тайн, преподобному было открыто — кто приступает достойно, а кто во осуждение себе.

Когда преподобному Евфимию было 82 года, к нему пришел блаженный Савва (будущий Савва Освященный, память 5 декабря), тогда еще юноша. Старец принял его с любовью и послал в монастырь к преподобному Феоктисту. Он предсказал, что инок Савва просияет в иноческом житии.

Когда святому исполнилось 90 лет, его сподвижник и друг преподобный Феоктист тяжело заболел. Преподобный Евфимий пошел навестить друга и остался в монастыре, простился с ним, присутствовал при кончине. Предав тело погребению, он возвратился в лавру.

Время преставления было открыто преподобному Евфимию по особой милости Божией. В день памяти преподобного Антония Великого, 17 января, преподобный Евфимий благословил совершить всенощное бдение и, созвав пресвитеров к алтарю, сказал им, что больше уже не совершит с ними ни одного бдения, потому что Господь призывает его от временной жизни. Все исполнились великой печали, а преподобный повелел братии утром собраться у него. Он стал поучать братию: «Если любите меня, соблюдайте мои заповеди, приобретайте любовь, которая есть союз совершенства. Никакая добродетель невозможна без любви и смирения. Сам Господь ради любви к нам смирился и стал Человеком, как и мы. Мы должны поэтому непрестанно воссылать Ему хвалы, особенно мы, отрекшиеся от мятежного мира. Церковных служб никогда не оставляйте, предания и уставы монастырские тщательно сохраняйте. Если кто из братии борется с нечистыми помыслами, — непрестанно наставляйте, поучайте, чтобы дьявол не увлек брата в падение.

Присоединяю также и другую заповедь: пусть ворота обители никогда не будут заперты для странников и всё, что имеете, предлагайте нуждающимся, бедствующим же в напастях по силе помогайте». Затем, дав наставления относительно руководства братией, преподобный обещал пребывать духом со всеми, желающими нести подвиги в его обители до скончания века.

Отпустив всех, преподобный Евфимий оставил около себя одного ученика Дометиана и, пробыв с ним внутри алтаря 3 дня, скончался 20 января в 473 году в возрасте 97-ми лет.

На погребение святого аввы немедленно стеклись во множестве иноки монастырей и пустынь, среди которых был святой Герасим. Прибыл также патриарх Анастасий с клиром, нитрийские иноки Мартирий и Илия, которые впоследствии были Иерусалимскими Патриархами, о чем им предсказывал преподобный Евфимий.

Блаженный Дометиан не отходил от гроба учителя 6 суток. На 7-й день он увидел своего авву, радостно возвестившего любимому ученику: «Гряди, чадо, к уготованному тебе покою, ибо я умолил Владыку Христа, чтобы ты был со мною». Поведав братии о видении, святой Дометиан пришел в церковь и в радости предал дух свой Господу. Он был погребен рядом со святым Евфимием. Мощи преподобного Евфимия Великого находились в его монастыре в Палестине, в XII веке их видел русский паломник игумен Даниил.

Икона прп.Ефимия Великого

Преподобный Евфимий Великий родился в 377 году в армянском городе Мелитине, расположенном на берегу одного из притоков Евфрата. Его родители, Павел и Дионисия, были христианами из знатного рода. Долгое время они не имели детей, усердно моля Бога о даровании потомства. Однажды, после многих дней молитвы в храме святого мученика Полиевкта (+ 259, память 9 января), им было открыто о рождении сына, через которого Бог дарует утешение Церкви. Еще до рождения младенца родители посвятили его Богу.
Когда Евфимию было три года, умер его отец. Дионисия по совету своего брата пресвитера Евдоксия отдала сына на воспитание святителю Отрию (память 17 апреля), епископу Мелитинскому. Святитель Отрий поручил обучение Евфимия двум благочестивым и ученым юношам— Акакию и Синодию, впоследствии епископам Мелитинским.
Святой Евфимий с большой любовью и усердием изучал Священное Писание и старался подражать жизни упоминаемых в нем добродетельных мужей. С юных лет святой Евфимий приучил себя к воздержанию от праздных разговоров, от пресыщения в пище и питии; особенно он стремился сохранить целомудрие и телесную чистоту.
Епископ Отрий поставил святого Евфимия во чтеца Мелитинской Церкви, а мать его, блаженную Дионисию, посвятил в диаконисы. Затем святой Евфимий, пройдя все низшие церковные степени, был рукоположен во пресвитера и назначен управителем мелитинских монастырей.
Большую часть времени пресвитер Евфимий проводил в монастыре святого Полиевкта и в обители святых тридцати трех мучеников ( + III в., память 7 ноября). В святую же Четыредесятницу он уходил на гору близ города и пребывал там в уединенных подвигах до дня Святой Пасхи.
В 406 году святой Евфимий тайно оставил Мелитину и отправился в Иерусалим. Поклонившись святым местам и посетив многих пустынников, живших около Иерусалима, он поселился в отшельнической келье близ Фаранской Лавры (около 10 километров к востоку от Иерусалима, по пути в Иерихон). Чтобы обеспечить себе средства к пропитанию, святой Евфимий научился плести корзины и этим трудом не только кормил себя, но и помогал нуждавшимся.

Прпп. Евфимий Великий, Антоний Великий и Савва Освященный

Недалеко от преподобного Евфимия жил преподобный Феоктист ( + 467, память 3 сентября). Оба подвижника ежегодно после Богоявления уходили в Кутиллийскую пустыню (к северо-востоку от Иерусалима) и пребывали там в молитвенном общении с Богом до праздника Ваий.
В то время преподобный Евфимий освободил себя от всякого земного попечения и достиг полного бесстрастия. Через 5 лет он вместе с преподобным Феоктистом поселился в Кутиллийской пустыне в труднодоступной пещере на обрыве утеса. Питались святые только травами.
Однажды пастухи из селения Лазария привели стада к потоку, находившемуся недалеко от пещеры. На краю утеса они увидели святых мужей, и таким образом место подвигов святых отшельников стало известно. К ним начали приходить за наставлениями жители Лазарии и иноки Фаранской Лавры. За короткое время слава о святых распространилась в окрестностях и привлекла в пустыню стремившихся подражать их подвигам. Первыми здесь поселились Марин и Лука, впоследствии известные подвижники и наставники преподобного Феодосия Великого (+ 529, память 11 января).
Так возникла киновия (общежительный монастырь), где преподобный Евфимий был духовником братии, а преподобный Феоктист —игуменом.
Наставляя иноков, преподобный Евфимий учил их прежде всего отрекаться от своей воли и воспитывать в себе смиренномудрие и послушание. Он призывал их бодрствовать, всегда помнить о смертном часе и при внутреннем Богомыслии трудиться телесно, чтобы трудом поработить свою плоть духу. Святой Евфимий строго запретил разговаривать во время Богослужения и трапезы, но наставлял внимать себе и блюсти сердце от страстей.
Господь наделил Своего угодника даром чудотворений: преподобный Евфимий исцелил от сухотки некоего юношу Теревана—сына знатного язычника Аспевета (во святом Крещении Петра). Аспевет, все его родственники и слуги приняли святое Крещение, а брат жены Аспевета Марин навсегда остался в монастыре святого Евфимия, все свое богатое имение отдав на благоустройство и расширение обители. С тех пор многие больные стали приходить к преподобному Евфимию, и все получали исцеление. Слава о святом Евфимий распространилась по всей Палестине.
Через некоторое время, желая безмолвного подвига в уединении, преподобный Евфимий взял с собой ученика Дометиана и ушел в пустыню Руву (у северо-западных берегов Мертвого моря). Подвижники поселились на горе Марде, питаясь травами. Преподобный Евфимий выстроил церковь, а затем ушел в пустыню Зиф. Здесь он подвизался в пещере, в которой, по преданию, святой пророк Давид скрывался от царя Саула.
У старейшины близлежащего селения был сын, одержимый нечистым духом. Юноша часто произносил имя преподобного Евфимия. Отец отыскал святого и привел к нему сына. Как только юноша увидел старца, бес вышел из него, и он стал здоров. Весть об этом чуде быстро распространилась по окрестностям, и жители в благодарность за исцеление сына старейшины помогли преподобному выстроить монастырь. Вскоре собрались братия и преподобный стал игуменом новой обители.
Некоторые жители Зифа впали в заблуждение, разделяя манихейскую ересь. Преподобный Евфимий просветил их светом истинной веры — они отреклись от своих заблуждений и вернулись в лоно Православной Церкви.
Через некоторое время преподобный Евфимий вместе с Дометианом вернулся в Кутиллийскую пустыню и поселился в уединенном и красивом месте недалеко от киновии преподобного Феоктиста. По воскресеньям он приходил в монастырь на службу.

Фреска прп.Евфимия Великого

Фреска. Прп.Евфимий Великий.

В пустыне преподобный Евфимий просвещал светом Христовой веры многих сарацин (арабов). Когда число сарацин, принявших христианство, значительно умножилось, Патриарх Иерусалимский Ювеналий (420— 458) по просьбе преподобного Евфимия рукоположил во епископа для сарацин Петра—отца исцеленного преподобным Теревона.
Приходивших к нему святой Евфимий наставлял, но, желая уединения, не позволял жить с собой, а направлял в Лавру к преподобному Феоктисту. Однажды в видении ему было велено принять трех братьев и впредь не отсылать от себя ищущих спасения. После этого преподобный Евфимий основал Лавру по образу Фарранской в 429 году, когда ему было 52 года. Лавра была освящена Патриархом Иерусалимским Ювеналием. Благодаря трудам святого Евфимия обитель вскоре благоустроилась и расцвела.
Преподобный Евфимий был ревностным защитником чистоты Православия. Он отвращался от всякой ереси, противной правому слову веры. Ученики преподобного Евфимия Великого — Стефан, епископ Иамнии (город в Палестине, близ Еффы), и Иоанн, епископ Сарацинский,— участвовали в работе IV Вселенского Собора в Халкидоне (451 г.), где был низложен еретик Диоскор, составлено Православное вероопределение и утвержден Никео-Цареградский символ веры. Преподобный Евфимий и насельники Лавры приняли единодушно изложенное на Соборе исповедание веры.
Господь прославил преподобного Евфимия Великого многими чудесами. По его молитве умножались скудные монастырские припасы, исцелялись больные, изгонялись бесы, изводились в пустыне водные источники и совершались многие другие чудеса.
За Божественной литургией преподобный Евфимий часто видел Ангелов, сослуживших ему. Он получил от Бога дар прозревать душевные движения и помыслы человека, а также провидеть будущее. Так, он предсказал патриаршее служение Церкви Иерусалимскому Патриарху Анастасию, когда тот был еще клириком.
О преподобном Евфимии сохранились свидетельства его учеников: «Не заставали мы его ядущим или беседующим с кем без великой необходимости, кроме субботы и воскресенья; не видели никогда спящим на боку, но иногда сидя урывающим немного сна».
Преподобный Евфимий Великий провидел и день своей кончины. В день памяти преподобного Антония Великого, 17 января, он последний раз совершил всенощное бдение. Утром преподобный Евфимий собрал братию для последней беседы и так поучал их: «Если любите меня, соблюдайте мои заповеди, приобретайте любовь, которая есть союз совершен¬ства. Никакая добродетель невозмож¬на без любви и смирения. Сам Господь ради любви к нам смирился и стал Человеком, как мы. Церковных служб никогда не оставляйте, предания и уставы монастырские тщательно сохраняйте. Присоединяю также и другую заповедь: пусть ворота обители никогда не будут заперты Для странников и все, что имеете, предлагайте нуждающимся, бедствующим же в напастях по силе помогайте». Затем преподобный Евфимий затворился в алтаре, где и преставился ко Господу 20 января 473 года. Святые мощи преподобного Евфимия Великого прославились исцелением больных, изгнанием бесов из одержимых и многими другими чудесами. Об этом свидетельствует Житие преподобного Евфимия, составленное иноком Кириллом на основе воспоминаний преподобного Саввы Освященного и других учеников святого Евфимия.
Тропарь преп.Евфимию Великому, глас 4:
Веселися, пустыня нераждающая, / благодушствуй, неболящая, / яко умножи тебе чада муж желаний духовных,/ благочестием насадив,/ воздержанием воспитав добродетелей в совершенство./ Того молитвами, Христе Боже,/ умири живот наш.
(Минея январь. Ч.2. – М., Издательский Совет Русской Православной церкви, 2002).


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *