Святой хетаг

В Северной Осетии отметили один из главных национальных праздников – День Хетага. Этот традиционный праздник осетин отмечается во второе воскресенье июля.

Люди приезжают в рощу, которая в Осетии считается святой, чтобы совершить там жертвоприношения и помолиться Уастырджи – главе осетинского пантеона. С подробностями наши корреспонденты Лиза Омарова и Александр Серов.

Согласно легенде, юноша по имени Хетаг пытался скрыться от своих врагов. Спасением ему могла стать роща, в чаще которой он мог затеряться. Но враги уже почти настигли его, и Хетаг обратился к богам с просьбой помочь ему. Тогда роща поднялась с места и окружила Хетага. Потрясенные чудом враги обратились в бегство. Хетаг был спасен, а рощу стали считать святой. С тех пор жители Осетии с большим почтением относятся к роще и всегда соблюдают традиции при ее посещении. Здесь нельзя употреблять крепкий алкоголь, громко говорить и разводить огонь.

«Это не только осетинский праздник, у нас республика многонациональная, и русские, и армяне, и грузины, здесь бывают все. Соответственно, мы решаем, чтобы все люди были довольны нашим праздником, чтобы поведение, форма одежды соответствовали некоторым стандартам общепринятым, которые наши предки выдерживали, и не так вульгарно себя вели, и в поведении, и в одежде, чтобы не напивались», – говорит служитель святилища Таймураз Баскаев.

С недавних пор день Хетага стали праздновать практически на государственном уровне. Теперь в рощу приезжает и глава республики, и кабинет министров. Для многих день Хетага – это праздник, который объединяет Северную и Южную Осетию, из которой традиционно приезжает в рощу несколько тысяч человек.

«Сегодня люди молятся, желают добра и мира земле Осетии. Они обращаются к Святому Георгию, желают здоровья семьям, старшим и младшим. И сегодня мы все вместе молимся за прекрасное будущее нашей Осетии, молимся о ее процветании. Пусть всегда среди жителей республики царит взаимопонимание, и мы все хотим видеть нашу республику красивой и процветающей», – отмечает глава республики Северная Осетия-Алания.

На праздничных столах в День Хетага всегда можно найти один из ее символов – осетинские пироги. Три пирога символизируют бога, солнце и землю. При разрезании их нельзя крутить, чтобы не пошатнуть мироздание. Тосты старейшины поднимают только осетинским низкоградусным пивом, которое традиционно варят только женщины.

«В этом году тенденция увеличивается. Люди приезжают не только со всей республики, но и из-за границы в частности. Приятно, что и молодежь заинтересована. И дай бог, чтобы мы всегда могли собираться на красивые и торжественные праздники», – говорит житель республики Таймураз Ханаев.

Раньше в рощу Хетага могли приходить только мужчины. Эта традиция изменилась лишь в годы Великой отечественной войны, когда мужчин в осетинских селах не осталось, и женщины взяли на себя обязанность молиться за мирное небо. Тем не менее сейчас женщины приходят сюда из уважения к святому месту, покрыв голову косынкой.

«Это настоящий всеосетинский праздник. Так же и у нас на Урале. Каждый год осенью у нас праздник, и вот летний – Хетага. Вообще моя мечта сделать этот праздник так же, как стали делать Сабантуй. Сабантуй тоже начинался с небольшого, местного праздника для своих, для татар, а потом его стал праздновать весь город», – рассказывает глава осетинской диаспоры в Екатеринбурге Лиана Гагройтэ.

Освящение пищи, молитвы, жертвоприношения и пожертвования длится весь световой день. Потом праздник перебирается в дома и продолжается до вечера.

Александр Серов, Лиза Омарова, belsat.eu

В одной из версий Хетага олицетворяют как юношу из кабардинских или черкесских племен, принявшего христианство в тайне от своей семьи и своего народа, которые исповедовали ислам. Естественно, что в данной ситуации, дабы спасти свою жизнь и отстоять свою веру, Хетаг вынужден бежать в христианскую соседнюю страну, коей является Осетия еще с древних времен. Но ему никак не удается уйти от погони, и в критический момент, когда преследователи вот-вот его настигнут, он взмолившись просит Уастырджи о помощи. Происходит чудо: в поле, где не было леса, появляется достаточно большая роща из высоких деревьев, достаточная, чтобы беглец смог скрыться от своих преследователей. Так по этой версии Хетаг избежал верной смерти.

Другая версия, воспетая Коста Левановичем Хетагуровым, который, кстати, называл себя потомком Святого Хетага. Якобы Святой Хетаг является прародителем фамилии Хетагуровых и Коста не кто иной, как его потомок в десятом поколении. Выдержки из этнографического очерка К.Л.Хетагурова «Особа» (1894 г.): «Сам Хетаг, по уверению его потомков, был младшим сыном князя Инала, жившего за Кубанью, на притоке последней — Большом Зеленчуке. Приняв христианство, Хетаг бежал от преследования своих братьев в горную Осетию. Старший брат Хетага Биаслан считается родоначальником кабардинских князей, а второй, Асланбег, остался бездетным. Место первоначального пребывания Хетага в теперешней Осетии до сих пор считается святыней. Это совершенно обособленная, великолепная роща с многовековыми гигантами в Куртатинской долине. Эта «куща Хетага», как гласит народное предание, по зову Хетага выделилась от леса и укрыла его от преследования шайки кабардинских разбойников. Несмотря, однако, на такую легендарность личности Хетага, потомки его поименно перечисляют всех членов идущих от него поколений. Я, например, являюсь одним из многочисленных членов десятого поколения и могу перечислить своих предков: 1. Хетаг. 2. Георгий (единственный сын). 3. Мами и брат его. 4. Гоци и три его брата. 5. Зида (Сида) и два его брата. 6. Амран и четыре его брата. 7. Аса и брат его. 8. Елизбар и три его брата. 9. Леуан (отец мой) и брат.
Хетаг, говорят, проник в Нарскую котловину через Куртатинский перевал, так как другой путь по Алагирско-Касарскому ущелью был менее доступен и из-за природных, и из-за искусственных преград. На это указывает и то, что осетины Куртатинского ущелья особенно свято чтут память Хетага. В Нарской котловине указывают и теперь в селении Слас на постройки, возведенные Хетагом. Указывают и место, где Хетаг убил оленя — это подножье той скалы, на которой теперь громоздится селение Нар. Здесь указывают также на воздвигнутую Хетагом постройку, где он поселился. В преданиях нет никакого намека на то, чтобы Хетаг отличался воинской доблестью или участвовал в походах и сражениях. Напротив, он славился своим незлобием. Однажды, взамен трех невольников, проданных им в Тифлисе, Хетаг получил, кроме платы, следующий совет: «Когда ты рассердишься, то левой рукой удерживай правую». Это наставление спасло жизнь его сыну, который настолько вырос за время его отсутствия, что Хетаг по возвращении домой ночью, застав его спящим в одной постели с матерью, хотел заколоть его, но, вспомнив совет, положил оружие в изголовии спящих, вышел и всю ночь провел на берегу реки. Утром все разъяснилось к общему счастью.

Участие нарских осетин в рядах грузинских войск по найму или волонтерами относится ко временам правнука Хетага — Гоци, который, будучи небольшого роста, сразил в единоборстве персидского великана и получил от грузинского царя серебряную чашу с соответствующей надписью и грамотой. Чаша цела и до сих пор переходит по наследству от отца к старшему сыну. Из грамот грузинских царей, уцелевших в фамилии Хетагуровых, самая ранняя — пожалованная царем карталинским Арчилом (1730-1736) «в знак нашей милости нарскому дворянину Хетагуру-Зидахану» (Зида)».

Эта попытка исследования легенды о Хетаге была не последней.

Уже в конце жизни, работая над своей исторической поэмой «Хетаг», поэт Коста Хетагуров проявил себя как ищущий этнограф, скрупулезно собирающий и проверяющий каждый сюжет из генеалогии своего рода. Интересно, что он уже тогда выдвинул гипотезу, согласно которой легендарный Хетаг происходил из военной аристократии прикубанских алан XIV века. В поэме поэт показывает героическую борьбу кавказских народов против монголо-татарских захватчиков. Старший брат Хетага Биаслан (в поэме — Бяслан) считался предком кабардинских князей, принявших ислам. Поэтому в основе произведения лежит глубокий религиозно-личностный конфликт.

В поэме автор повествует о следующем. Разбив войско Мамая, аланы возвращаются домой с богатой добычей. Их уже ждут старые князья Инал и Солтан, старшие на торжественном пиру. Возносятся бесчисленные тосты в честь храбрых воинов, и особенно за Хетага — самого доблестного героя. Но он не принимает участия во всеобщем веселье, сидя в глубокой печали. Солтан призывает его к себе, произносит в его честь речь и предлагает ему взять в жены любую из своих дочерей-красавиц. Хетаг желал бы руки старшей дочери, однако по обычаю требуется ее согласие. Оставшись наедине со старейшинами, она признается, что любит Хетага, но выйти за него не в силах — он изменил «отцовской религии», побывав в Крыму и приняв там христианство. Гости в смятении, но Инал и Солтан принимают решение — молодые сами должны сделать выбор — «ведь от счастья не бегут». Пир завершается, и благодарные гости расходятся по домам. На этом месте поэма была прервана. (Возможно следующее дальнейшее развитие событий: Хетаг крадет невесту и сбегает с ней в горную Осетию. По дороге, когда их почти настигла погоня, случается описанное в легенде чудо: лес по зову Хетага сошел с гор, и беглецы скрылись от преследователей. — Авт. А.С. Коцоев).

По третьей версии Святого Хетага отождествляют со Святым Георгием, римским полководцем, который был по своему происхождению потомком древнего хеттского народа (древние хетты, жившие в центре Малой Азии по одной из теорий являются прародителями адыгского, абхазского, черкесского, кабардинского народов). Имя Хетаг — якобы расшифровывается, как «Георгий из страны хеттов».

Опять-таки, это все возможные перечисленные версии и теории происхождения данного большого праздника осетинского народа. Хочется еще отметить, что энергетическое поле, возникшее в «Роще Святого Хетага», отчетливо показывается на приборах. Т.е. данное место выбрано неспроста и имеет большую энергетику, влияющую на человека наиболее благоприятно, именно в период празднования «Дня Святого Хетага». В целом, для многострадального осетинского народа, этот праздник можно отождествить с главным праздником Ирландии — Днём Святого Патрика. Подразумевая под собой праздник единения нации, почитания осетинских традиций, повествования младшим о доблестной истории наших предков и многих других аспектов, которые нас идентифицируют как осетин потомков аланов.

Дзуцев Заур

Роща Хетага (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Роща Хетага — это священное для осетинов место, появление которого связано с древней легендой. Она гласит, что отказавшийся принимать ислам кабардинец-христианин Хетаг бежал в Осетию, но у него не было сил, чтобы добраться до леса и скрыться там. И тогда лес сам пришел к беглецу, укрыв его от преследователей.

С тех пор сюда приезжают христиане из всех окрестных городов и сел, чтобы помолиться. Молитвы, прочитанные в роще, считаются особенно сильными. С 1994 г. здесь в июле отмечается праздник Хетага, на который собирается множество осетинов. Он приходится на второе воскресенье месяца.

Сейчас, как и раньше, роща Хетага имеет почти идеально круглую форму, за что ее часто называют «Круглой». Общая площадь реликтового лесного массива — 13 га. Здесь есть молитвенный дом, обустроены специальные места для приношений (традиционно это теплые пироги).

Если смотреть на юг, в верхней части склона горы видна поляна, совпадающая по форме и размерам с рощей. Создается впечатление, что деревья действительно переместились в нужное место в полном объеме.

Деревья в роще выше и ветвистее, чем во всех окрестных лесах. Возможно, это связано с тем, что выносить из леса что-либо, а тем более, ломать ветки — запрещено. Также здесь нельзя разводить огонь, пить спиртное, проливать кровь.

Практическая информация

Адрес: Северная Осетия, Алагирский район, пос. Суадаг. Координаты GPS: 43.057816; 44.301795.

Роща находится в 30 км от Владикавказа и в 5 км от Алагира, рядом с трассой А-162 (Военно-Грузинской дорогой), по которой к ней удобнее всего добираться.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *