Святой иоанн воин

Пролог

12 августа 2014

12 августа – день памяти святого мученика Иоанна Воина

Всю свою жизнь святой Иоанн Воин скрывал свои благочестивые подвиги: сначала невольно, когда император Юлиан Отступник (331-363) зачищал свою армию от христиан, а затем добровольно, когда христиане вновь получил возможность безопасно исповедовать свою религию. О жизни святого узнали только после его смерти, когда он, явившись в видении некой благочестивой женщине, рассказал о себе и просил обрести его мощи. Возможно, именно своеобразие источника стало причиной того, что до нас не дошла четкая и подробная биография святого, а сведения о нем разнятся. Очевидно, и по кончине святой Иоанн Воин не желает земной славы.

Почему святой скрывал свои подвиги? Потому что хорошо знал слабость человеческой природы и ее любовь к похвалам и славе, и не хотел давать пищу страстям. Евангелие говорит: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете» (Ин. 5: 44) , то есть наслаждение славой, ее искание и охотное «принятие» лишает человека веры — вот почему святой Иоанн так усиленно стремился избежать известности, ища признания только у Бога. Святой Иоанн Воин был солдатом в армии римского императора Юлиана Отступника, прозванного так за свое отступление от христианства и попытки возродить язычество как государственную религию. Он служил в полку таифалов — представителей одного из скифских племен, поэтому в житиях святой Иоанн часто называется славянином. Когда при молчаливом одобрении Юлиана христиане стали подвергаться притеснениям от языческой черни, доходящим до зверских убийств, а также против них было издано ряд дискриминационных указов, святой Иоанн помогал единоверцам избегать репрессий. Обладая в силу своего положения необходимыми сведениями, он предупреждал христиан о готовящихся против них действиях. Кроме того, он помогал всем страждущим независимо от их вероисповедания.

О времени и обстоятельствах кончины святого Иоанна источники сообщают по-разному. Согласно версии, отраженной в святцах, где святой именуется мучеником, он был казнен в малоазийском городе Траллы за поддержку христиан. По другим сведениям, когда Юлиан узнал о деяниях Иоанна, то заключил его в тюрьму, откуда святой вышел после смерти Отступника и на свободе продолжил свои благочестивые подвиги. Имея средства, он, тем не менее, жил рядом с нищими на кладбище и тайно им благотворил. Скончался святой Иоанн в глубокой старости и был погребен в Константинополе на месте, называемом Пандекта, где хоронили безвестных странников. Место своего погребения он открыл в упомянутом выше видении. С той поры и началось почитание святого. Особо его память отмечалась в константинопольской церкви во имя Иоанна Богослова, которая стояла неподалеку от собора Святой Софии.

Весьма почитаемым святым Иоанн Воин, или как его называли в древности: Войнственник, стал на Руси. В XIV-XV веках среди русских имен было очень распространено имя Воин. В эту пору, например, в ярославльских землях жил князь Иван Воин Васильевич.

Особым почитанием святой Иоанн пользовался среди русских военных, чему, по-видимому, могло способствовать мнение о святом как о славянине. К 1625 году относится первое упоминания о церкви Иоанна Воина на улице Большая Якиманка, «у Крымского двора», в слободе стрельцов, живших там с 50-х ггодов XVI века по повелению царя Иоанна IV Васильевича. Тот факт, что это была первая церковь такого посвящения говорит о том, что стрельцы считали святого Иоанна Воина своим покровителем.

После стрелецкого восстания и выселения стрельцов из Москвы, храм пришел в запустение. В 1709 году во время сильного разлива Москвы-реки храм затопило: «Вода была великая на Москве, — пишет очевидец событий, — под каменной мост, под окошки подходила, и с берегов дворы сносила и с хоромами и с людьми, и многих людей потопила, также и церкви многие и у Иоанна Войнственника за Москвою-рекою церковь Божию потопило». Существует предание, что в ту пору царь Петр I проезжал по Якиманке и увидел стоящую в воде церковь и подъезжающих к ней на лодках богомольцев. Узнав, что это храм Иоанна Войнственника, царь воскликнул: «Это наш патрон! Скажите священнику, что я бы желал видеть храм каменный и на возвышении у самой Большой улицы, дам вкладу и пришлю план». Через два месяца он сам приехал с планом и, увидев, что начали уже завозить материал для строительства, похвалил священника. А в книге для вписания вкладов написал: «Вклад даю триста рублей. Петр». В 1709 году русская армия разбила шведов под Полтавой, и возобновлением храма Петр благодарил Бога за Полтавскую викторию. Так была основана одна из красивейших церквей Москвы, в которой с тех самых пор не прекращается божественная служба и которая была особенно популярна среди москвичей в годы Великой Отечественной войны и во все время советского богоборчества, благодаря служившим здесь замечательным священникам.

С первых десятилетий XVIII века почитание святого Иоанна Воина в России особенно возросло. Его изображения носили знамена сотен Государева полка. В честь святого в Москве в разных церквях было освящено десять престолов, в Петербурге — два престола, несколько престолов существовало в Вологде, Казани, Калуге и Киеве. Образ Иоанна Воина стал очень популярным в народном религиозном искусстве. В 1722 году из Палеха в Петербург привезли для продажи партию дешевых икон, среди которых был ряд изображений святого. Бродячие исполнители духовных стихов, так называемые калики перехожии, переложили в стихотворную форму житие святого Иоанна. Нищелюбие святого Иоанна отразилось в посвящении придела московского храма Воздвижения Креста на Божедомке, который часто именовался «церковью Иоанна Воина», — в месте, где находилась общая могила для жертв эпидемий и для безымянных тел. И в дальнейшем кладбищенские храмы или их приделы часто посвящались Иоанну Воину.

В ряде житий приводятся сообщения о помощи святого Иоанна в обретении украденных или потерянных вещей, в нахождении воров. Поэтому возникла традиция устройства церквей во имя святого в надвратных колокольнях, его изображения часто помещали при входе в храм или на его территорию, часовни Иоанна Воина устраивались в административных учреждениях и тюрьмах, как было, например, в тюрьмах Коломны и Шуи.

Не все храмы Иоанна Воина сохранились до нашего времени. В Москве, например, осталась только одна – та самая церковь стрельцов на Якиманке. Чудом она избежала гибели в пожаре 1812 года, когда огонь, дойдя до церковной ограды, остановился. Тогда же храм был осквернен «просвещенными» французами, и несколько дней простоял без богослужения — несколько дней за всю свою историю! Опять же чудом храм избежал закрытия при советской власти, а служивший в храме священник-подвижник отец Александр Воскресенский не был арестован, даже несмотря на то, что всегда и везде ходил в рясе, что приравнивалось к открытой религиозной проповеди. В войну, во время бомбежек храм Иоанна Воина уподоблялся бомбоубежищу. Отец Александр, услышав звуки сирены, становился на молитву, веря, что Господь не допустит разрушения и убийств на святом месте. Люди не уходили из храма до самого утра. Бомбы рвались рядом, но в храм и не его территорию ни одна не попала. Помня, что святой Иоанн Воин является покровителем военных, прихожане во главе с отцом Александром после каждой службы совершали молебен с акафистом святому Иоанну Воину о тех, кто сражался на фронте. Люди ощущали благодатную помощь святого, поэтому много страждущих стекалось в храм. По окончании войны в храм приходило много солдат, за которых молился отец Александр и которых все считали погибшими, но они вернулись с войны.

Прихожане храма Иоанна Воина едва ли не первыми услышали весть об окончании войны. 6 мая, на праздник великомученика Георгия, отец Александр служил литургию. Вдруг он появился в открытых царских вратах и как-то резко, взволнованно произнес: «Дорогие мои, радость-то какая! Война кончилась!» И так же резко вернулся к престолу, как бы в смущении. Люди даже не поняли, о чем он. А потом, уже 9 мая, в Богоявленском соборе служили первый благодарственный молебен. Славная история церквей и чудотворений святого Иоанна на русской земле не закончена. И сейчас Иоанн Воин откликается на молитвы и подает страждущим благодатную помощь, а по городам и весям возникают новые посвященные ему храмы. Святой Иоанн при жизни был никому неизвестен, но не ложно евангельское слово: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» (Лк. 8: 17) .

Молитва Иоанну Воину о обидчиках, о потерянной вещи, об украденном и от врагов

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Сильные молитвы Иоанну Воину известны людям с давних времен, несмотря на двоякие сказания относительно его жизни и деяний. Одни считают, что Иоанн был против христианства и христиан, хотя если разобраться в его жизненной летописи, то из них видно, что все его действия направлены на помощь православным верующим.

Служил воином у Юлиана Отступника и вместе с другими преследовал и убивал христиан. Но это была лишь оболочка, которую видели окружающие, на самом деле, он оказывал неоценимую помощь верующим, за которыми осуществлялось гонение:

  • освобождал схваченных в плен;
  • помогал в побеге;
  • предупреждал людей заранее о готовящихся гонениях;
  • храбрый воин посещал больных, помогал скорбящим.

Когда император Юлиан узнал о деяних Святого Иоанна — он приказал заключить его в темницу, а вскоре когда Юлиана убили в персидской войне, Иоанн вышел на свободу и посвятил свою дальнейшую жизнь проповедованию веры в Господа Бога.

Приставился мученик в глубокой старости. В православной церкви, днем почитания Великомученика считается 30 июля (по старому стилю — 12 августа), в этот день, как правило, в православных храмах проходят богослужения.

Молитва мученику Иоанну Воину

С мольбами о помощи и заступничестве, к Святому мученику обращаются в самых разнообразных ситуациях:

  • чтобы вернуть украденные вещи;
  • чтобы отыскать воров;
  • он помогает найти потерянную вещь;
  • чтобы защитить себя от всяких обидчиков;
  • чтобы восстановить справедливость и т.д.

О возврате вором украденного можно забыть — считают многие люди. А некоторые, обращаются в молитве к Святому Великомученику и получают украденную вещь или деньги обратно. Ведь он всегда помогал и помогает по сей день обиженным.

О возвращении потерянного стоит думать лишь в положительном аспекте. Не стоит перед молитвой проклинать или сердится на обидчика, важно быть милостивым и добросердным даже к тому человеку, который тебя обидел.

Перед любым обращением к Святцу, например, перед просьбой о возврате денег важно прочитать молитвенные слова «Отче наш». Это делают, дабы сначала обратится к Всевышнему, попросить прощения за грехи свои умышленные иль случайные и только тогда можно прочитать Иоанну Воину личное прошение.

При этом лучше всего молитвенная просьба воспринимается в православном храме, перед святыми образами.

Молитва Иоанну Воину от обидчика

«О, великий Христов мучениче Иоанне, правоверных поборниче, врагов прогонителю и обидимых заступниче. Услыши нас, в бедах и скорбях молящихся тебе, яко дана тебе бысть благодать от Бога печальныя утешати, немощным помогати, неповинныя от напрасныя смерти избавляти и за всех зле страждущих молитися.

Буди убо и нам поборник крепок на вся видимыя и невидимыя враги наша, яко да твоею помощию и поборством по нас посрамятся вси являющии нам злая. Умоли Господа нашего, да сподобит ны грешныя и недостойныя рабы Своя получити от Него неизреченная благая, яже уготова любящим Его, в Троице Святей славимаго Бога, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

С таким же точно текстом прошения читается и молитва святому Иоанну Воину для розыска украденного. Необходимо подумать об украденной вещи, представить ее возвращение, прочитать «Отче Наш» и обратиться к Воину Святому, по приданиям, спустя небольшой промежуток времени украденная вещь вернется к законному владельцу.

Молитва Иоанну Воину о потерянной вещи

«Oт Юлиана, царя безбожного, убиение христиан послан быв, святый Иоанн стратилат, одним от имения своего ты помогал, других же, убеждая бежать от мучения неверными, освобождал, и многия за это муки и заточение в темнице от мучителя претерпел.

По смерти нечестивого царя, будучи выпущен из темницы, ты в великих добродетелях до кончины своей остаток жизни провел, чистотою, молитвою и постом украшаясь, нищим изобильную милостыню подавая, немощных посещая и утешая скорбящих.

Поэтому во всех печалях наших помощника и во всех, случающихся с нами бедах: утешителя имеем тебя, Иоанн воинственник: прибегая к тебе, молим тебя, будь страстей наших исцелитель и страданий наших душевных избавитель, потому что ты от Бога получил власть полезное ко спасению всем подавать, приснопамятный Иоанн, странников питатель, пленных освободитель, немощных врач: сирот помощник!

Воззри же на нас, чествующих священнорадостную память твою, ходатайствуй за на пред Господом, чтобы быть нам наследниками царства Его.

Услышь и не отринь нас, и поспеши на заступление нам, стратилат Иоанн, воров и похитителей обличающий, и хищения, в тайне ими совершаемым верно молящиеся тебе открывающий тебе, и возвращением имущества в радость приводящий людей.

Обида и несправедливость тяжелы каждому человеку, каждый печалится о потере украденного, или без вести пропавшего. Внемли же сетующим, святый Иоанн: и имущество похищенное помоги отыскать, чтобы, найдя его, они прославили Господа за щедрость Его во веки. Аминь».

Так же, к помощи Великомученика прибегают:

  • Когда хотят уберечь себя от врагов, или от вражеского воздействия.
  • Молитва Иоанну Воину от врагов — мощная защита от вражеской силы видимой и невидимой.
  • Люди молились Иоанну во время воин, дабы враг отошел с чужой земли, а потом стали обращаться из-за человеческой вражды: между близкими, знакомыми, или просто завистниками.

Икона — образ Святого Воина, которым украшены многие православные церкви и храмы, есть не только в храмах России, но и в других странах мира.

Сильная молитва перед иконой Великомучеников ни один раз выручала православных верующих. Будь-то страшная болезнь, или просто жизненная неурядица — молитва помогает всегда!

Замечательным подарком для дорогого мужчины по имени Иван станет икона Великомученника, и по преданию, если мужчина сохраняет эту иконку и носит всегда при себе, но на него обрушиться нежданное счастье в ближайшее время.

Чтобы Бог слышал тебя, важно быть чистым перед ним. К молитве подходить с кристально чистыми помыслами и с настройкой себя на положительный результат.

Господь слышит Вас!

Смотрите так же и видео рассказ о заступнике всех обиженных — Иоанне Воине:

Читайте еще:

Люди часто молятся различным святым, которые кажутся им близкими по духу либо которых они воспринимают как своих защитников и покровителей. Каждая молитва является уникальной и призвана помогать при различных трудных жизненных обстоятельствах. В данной статье мы расскажем, что собой представляет молитва Иоанну Воину.

Значение молитвы Иоанну Воину

Итак, кем же был этот святой, который так почитается на сегодняшний день? Иоанна Воина так звали неспроста, он действительно был солдатом на службе у римского императора Юлиана Отступника, который был печально известен своей политикой против христиан. И вот, наравне с другими воинами, и этому святому приходилось преследовать «вероотступников» Римской империи.

Однако он лишь выглядел ужасным монстром, который преследовал верующих. На самом же деле Иоанн совершил немало благих деяний, чтобы помочь христианам, чьи убеждения он разделял. Он помогал уже схваченным людям бежать из плена, освобождал их, а также предупреждал христиан об облавах, которые готовил для них император. Таким образом, номинально оставаясь слугой своего государя, он преданно служил делу Христа.

Разумеется, Юлиан прознал о том, что один из его великих воинов втайне от римлян помогает христианам. Однако вместо смертной казни Иоанна лишь заключили в темницу. К счастью, вскоре после этого император погиб в персидской войне, поэтому великомученик вышел на свободу и смог открыто посвятить себя вере во Христа. Умер он в глубокой старости, совершив за свою долгую жизнь немало благих дел.

Сила молитв этому святому (как и к любому другому) зависит исключительно от веры молящегося. Если человек всем сердцем верит, что мученик поможет ему, значит, так и будет. Перед тем как молиться Иоанну Воину, обязательно прочтите «Отче наш», чтобы попросить прощения за свои прегрешения, и уже потом обращаться к святому.

Тексты обращений

О потерянной вещи

«О, мучениче Христов Иоанне Воине! Храбрый во бранех, и скорый заступник православных христиан в бедах и напастях их, по данной благодати от Бога!

Буди нам поборник крепок на вся видимыя и невидимыя враги наша. Воинству нашему на враги победу даруй, да смирятся противящиися нам и вразумятся, и Бога истиннаго познают и святую Его Церковь Православную. Мы же, грешнии, да сподобимся прославляти Господа Спаса нашего во Царствии Его вкупе с тобою во веки. Аминь.»

Об обидчиках

«О мучениче Христов, Иоанне воине! Храбрый еси во бранех, и врагом прогонитель, и обидимым заступник, всем православным христианом. О великий заступниче и угодниче Христов, Иоанне воинственниче! Помилуй нас, грешных и недостоиных, и заступи в бедах и в скорбех, и в печалех и во всякой злой напасти, и от всякаго злаго и обидящаго человека, тебе бо дана бысть таковая благодать от Бога, еже молитися за ны, грешныя, в бедах и напастех зле страждущия. Избави убо нас от обидящих и ненавидящих, буди нам поборник крепок на вся видимыя и невидимыя враги наша. О великий поборниче, Иоанне воине! Не забуди нас, всегда молящихся тебе, просящих помощи и неоскудныя милости твоея, и сподоби нас, грешных и недостойных, получити от Бога неизреченная благая, яже уготова любящим Его. Яко подобает Ему всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.»

О возвращении долга

«О великий Христов мучениче Иоанне, православных поборниче, врагов прогонителю и обидимых заступниче! Услыши нас, в бедах и скорбех молящихся тебе, яко дана тебе бысть благодать от Бога печальныя утешати, немощным помогати, неповинныя от напрасныя смерти избавляти и за всех зле страждущих молитися. Буди убо и нам поборник крепок на вся видимыя и невидимыя враги наша, яко да твоею помощию и поборством по нас посрамятся вси являющии нам злая. Умоли Господа нашего, да сподобит ны, грешныя и недостойныя рабы Своя (имена), получити от Него неизреченная благая, яже уготова любящим Его, в Троице Святей славимаго Бога, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Личное прошение

«О преславный угодниче Христов Иоанне Воине!

Храбр был еси в ратех, врагом прогонитель и обидимых заступник, ныне же и всем православным Христианом скорый помощник являешися.

Помяни нас, грешных и недостойных, и заступи нас в бедах и скорбех и печалех и во всякой злой напасти, и от всякаго злаго и обидящаго человека защити нас: тебе бо дана бысть от Бога благодать молитися за ны грешныя (имя), зле страждущия.

О, великий поборниче, врагов прогонителю, христолюбиваго воинства покровителю и обидимых заступниче, Иоанне Воине! Не забуди нас грешных, молящихся тебе и твоея помощи и неоскудныя милости просящих, и сподоби ны грешныя и недостойныя неизреченная благая от Бога получити. Яко Тому подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Преподобный мученик Иоанн служил при дворе императора Византии. Ему давали приказания уничтожать христианских подвижников, но он делал обратное: предупреждал верующих о пришествии гонителей и освобождал попавших в плен. За невыполнение приказов его заключили в холодную темницу, где он провел несколько месяцев в страданиях.

Икона мученика Иоанна Воина способна обличить воровство, вернуть украденное, а также защищает от нападения врагов и отводит неприятности. На Руси святой лик являлся покровителем людей, защищающих собственное отечество.

Иконография

Изображения великомученика были практически неизвестны в византийских реалиях и в искусстве Руси. Кроме России иконы этого святого нигде не встречаются даже в настоящее время:

  • Чаще Иоанн изображается в одеянии византийского воина.
  • Локоны его — темного оттенка, а лицо обрамлено густой, но короткой бородою.
  • В правой деснице мученика располагается крест, символизирующий непоколебимую веру, которой святой не изменил до собственной кончины. Иногда его атрибутом выступает копье, напоминающее о божественной силе в борьбе против язычества.
  • Существуют варианты, где великомученик изображен по пояс. Здесь он держит священное копье и совершает благословляющий жест.
  • Ранние иконы показывают Воина, восседающего на белом скакуне, с большим мечом в руках.
  • Угодника Иоанна нередко изображали в одеяниях патриция. Здесь он представлен в плаще, который надет поверх хитона.
  • Многочисленные изображения отличаются однообразностью. В искусстве XVIII века преобладают фронтальные изображения святого, одетого в красный плащ и богатые доспехи. Наполнением служит пейзажный фон, раскрывающий широкую панораму, а на земле лежит оружие.

    Икона святого мученика Иоанна Воина

  • Редким типом иконографической демонстрации является изображение молящегося Иоанна Воина. Этот образ сопровождается текстом, прославляющим миссию заступничества. Слева от центральной фигуры изображена процессия с погребением его останков. Здесь он держит в одной деснице (руке) копье вместе с пальмовой ветвью.
  • В Киево-Печерской лавре расположен редкий экземпляр. Здесь Иоанн Воин представлен вполоборота к созерцающему зрителю. Великомученик уже состарился, в одной деснице он держит крест, символизирующий религиозное служение, а вторая рука благословенно поднята к невидимому собеседнику. Эта икона подтверждает мнение о том, что угодник покинул своё тело в гармонии с окружением.

Читайте о святом:

  • Акафист святому мученику Иоанну Воину
  • Молитвы Иоанну Воину
  • Житие святого мученика Иоанна Воина

Интересно! При нашествии татарского войска на Русь свершилось чудотворное происшествие в Серпуховском монастыре. В порыве ярости один из варваров принялся рубить икону с ликом святого Иоанна, из ран лилась кровь. На глазах присутствующих священное изображение восстановилось, и захватчик уверовал в Сына Господа.

В чем помогает молитва мученику Иоанну

Будоражащие известия о его житии и деятельности пришли в наши края из греческих земель. Историки не сомневаются, что Иоанн, служивший у императора Юлиана, был славянского происхождения. Его лику до сих пор с огромным благоговением поклоняются, это имя любят и почитают. Народ и служители церкви считают святого угодника первым религиозным защитником православных подвижников:

  • Икона мученика Иоанна Воина помогает просящим избавиться от душевных горестей и эмоциональных обид.
  • Молитвы перед его образом покровительствуют людям, отправившимся на войну за собственное отечество.
  • В настоящее время матери нередко прибегают к молитвам перед ликом Иоанна. Они просят о благополучной срочной службе собственных сыновей.
  • Помощь от святого мученика приходит не только крещеным христианам, но и всем нуждающимся людям.
  • В Древней Руси к молитвам перед иконой прибегали, чтобы вернуть беглого холопа или отыскать хитрого вора. Сегодня существуют свидетельства такой чудотворной деятельности лика Иоанна Воина.
  • Грабители чрезвычайно боялись икон этого мученика, потому что акафист святому имел большую силу и способствовал поимке преступника. Также святой помогает отыскать потерянную вещь.
  • Мученический образ эффективно защищает от несправедливых обидчиков.
  • Прошения перед иконой способны облегчить страдания находящихся в заточении.

Совет! Любой человек, переживающий тяжёлую утрату или эмоциональное потрясение, найдет помощь у образа Иоанна Воина.

Советы по молебну

В православии к святому великомученику обращаются посредством нескольких видов молитв.

Икона Иоанна Мученика

Для насущной проблемы выбирается подходящее прошение.

  • Прежде всего, верующему необходимо успокоить нервную систему и попытаться сконцентрироваться на собственной проблеме. Церковь рекомендует омывать руки и лицо в святой воде перед началом молебна.
  • Первые слова прославляют Святую Троицу. Далее, следует просить у Всевышнего милости, а у Христа и Пречистой Богородицы — помилования.
  • Мольбы рекомендуется учить наизусть. Если произносить её своими словами, следует передать суть.
  • Просить у иконы Иоанна Воина можно в любом физическом состоянии. Служители разрешают присесть или прилечь, если нет возможности стоять на ногах.
  • Православный верующий должен проявить искреннее желание в спасении того, за кого он совершает молебен. Завершается ритуал поклоном и крестным знамением.
  • Будет правильным закрепить уже сказанное перед тем, как лечь спать.

На заметку! Акафист иконам занимает почетное место среди колоссального количества жанров церковной культуры. Это хвалебное песнопение, содержащее благодарственные слова, обращено к Богу, Деве Марии, Христу или конкретному святому. Акафист структурно разделен на две группы: кондаки и икосы.

Об акафистах православным святым:

  • Акафист святым Гурию, Самону и Авиву
  • Акафист святому Тихону Задонскому
  • Акафист святому Спиридону Тримифунтскому

Краткая биография

Иоанн родился в IV веке и служил военачальником при дворе византийского императора Юлиана. Последнего называли Отступником, так как он предал веру во Всевышнего и стремился распространить в стране языческое мировоззрение. Император давал указания Иоанну Воину по уничтожению всех христиан на территории Константинополя. Однако великомученик никого из них не убивал, а пытался известить верующих о надвигающейся угрозе и освобождал их из плена, дарую шанс к побегу. Этим святой Воин заслужил колоссальное уважение со стороны христиан и обыкновенного люда, страдающего от лишений и гонений.

Узнав о самоуправстве своего подчиненного, Отступник повелел арестовать главнокомандующего и привести в Константинополь. По пути в столицу Иоанн испытывал побои и голод, с ним обращались как с ненавистными христианами. Великомученика поместили в темницу, где ему предстояло бороться с искушениями и отстаивать собственную веру в Господа.

Через три месяца его освободил новый византийский император, проповедующий христианство. Выйдя из заточения, Иоанн стал сильнее эмоционально и пожелал посвятить оставшуюся жизнь бескорыстному служению. Он оставил военный пост и зажил спокойной жизнью в столице Византии. Великомученик стремился милосердно помогать беднякам, живя в полном отречении и самопожертвовании. Все своё имущество он разделил между выходцами из простого народа.

Умер святой в преклонных годах, но точной даты смерти неизвестно. Огромное количество бедняков приходило на место его захоронения и просило о помощи. Через некоторое время святые и нетленные останки Воина перенесли в константинопольский храм Иоанна Богослова. Мощи совершали чудеса: лечили болезни, возвращали украденное и снимали скорби.

Важно! Своими действиями при жизни великомученик доказал преданность и любовь Всевышнему и всем людям. Святой сумел избежать кровопролитий своих братьев, находясь на службе, и спас сотни жизней.

Его останкам и иконам, имеющим огромное значение в православной традиции, молятся многие страждущие и больные. Святой лик исцеляет, возвращает ценные реликвии и наказывает грабителей.

Икона мученику святому Иоанну Воину

«Аналитическая газета «Секретные исследования», №15, 2013

Наша читательница из Минска Валентина Борисовна Толстик задает вопрос: почему РПЦ канонизирует в святые военачальников, и насколько это соответствует христианским нормам? Ну что же, попробуем разобраться.

СВЯТОЙ АДМИРАЛ

Журналист Владимир Рогоза в 2007 году опубликовал статью «Как Русская православная церковь канонизировала адмирала Ушакова?». В ней он, в частности, писал:

«В 2004 г. решением Архиерейского собора Русской православной церкви праведный воин Феодор (адмирал Федор Федорович Ушаков) был причислен к лику общецерковных святых и включен в Месяцеслов (память 23 июля/5 августа и 2/15 октября).

Процесс канонизации начался значительно раньше, еще в 2001 г. Ушаков был причислен к лику праведных местночтимых святых Саранской епархии. Похоже, что тогда церковь просто не ожидала реакции флотского руководства, последовавшей на это локальное событие. Причисление Ушакова к лику местночтимых святых вышло за рамки церковного обряда. На торжества, связанные с канонизацией адмирала, в Санаксарский монастырь в Мордовию приехали руководители ВМФ России…

Необычен был состоявшийся тогда крестный ход. Оркестр ВМФ встретил раку с мощами Ушакова военными маршами. Шествие возглавляли морские офицеры с андреевскими флагами. Раку несли адмиралы. Почетный караул составляли матросы и кадеты. Был дан салют из карабинов. Оркестр исполнил Государственный гимн России. Церковный обряд превратился в своеобразный военно-морской праздник.

…Теперь на кораблях, в частях и соединениях ВМФ икону с изображением первого отечественного «военно-морского» святого можно увидеть и в матросском кубрике, и в кабинете главкома.

…Широкое почитание нового святого началось не только в РПЦ, в епархии которой еще до общецерковной канонизации было передано около 570 частиц мощей праведного воина Феодора.

…О морской службе и заслугах адмирала Ушакова широко известно, имеется обширная литература, сняты художественный и документальные фильмы. Не обошлось и без определенной мифологизации, что простительно по отношению к великому человеку. В значительно меньшей степени отражены последние годы его жизни, которые и дали повод к канонизации.

В житии рассказывается, что, отдав всю жизнь службе, Федор Ушаков никогда не имел ни семьи, ни детей, а это является одним из правил монашеской жизни. После отставки он поселился в тихой деревушке Алексеевка Темниковского района Мордовии. Сохранилось свидетельство тогдашнего настоятеля Санаксарского монастыря иеромонаха Нафанаила: «Адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители в Великий пост живал в монастыре, в келии для своего пощения и приготовления к Святым Тайнам по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неопустительно и слушал благоговейно; по временам жертвовал от усердия своего обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения».

…Остаток дней своих, по словам иеромонаха Нафанаила, адмирал провел «крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви 1817 года октября 2-го дня и погребен по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же».

Отпевали Федора Федоровича в Спасо-Преображенской церкви города Темникова.

…В послереволюционные годы Санаксарский монастырь закрыли. Часовню, выстроенную над могилой адмирала, разрушили. В годы Великой Отечественной войны был учрежден орден его имени и возник вопрос о месте погребения адмирала. Была создана государственная комиссия, которая произвела вскрытие могилы адмирала на территории монастыря у стены соборного храма. Останки оказались нетленны, что было зафиксировано в соответствующем документе комиссии. По мнению Священного синода, данный факт является доказательством святости человека.

…Причисление адмирала Ушакова к лику общецерковных святых создало прецедент, и в военных кругах стали высказываться о желательности канонизации и Александра Суворова».

* * *

Итак, каковы же причины канонизации? Ну, не имел жены и детей. Видимо, потому что не любил женщин. Перед смертью посещал храм, где слушал службы благоговейно. Вещь обычная. Давал монету нищим – но при этом был помещиком, на него горбатились крепостные крестьяне, так что монеты не его. А Заповеди Бога нарушал. Согласно схоластке РПЦ, если человек убивает человека, защищая свою Родину, то это как бы не считается нарушением Заповеди «Не убей». Но в том и дело, что Ушаков родину не защищал, а воевал в агрессивных и несправедливых войнах царизма в Черном и Средиземном морях (Россию тогда именовали «жандармом Европы»).

Остаются только «нетленные останки», что есть признак вампиризма. Но насколько они нетленные – вот вопрос. Ведь его мощи разделили на 570 частей. Вряд ли так стали бы поступать с по-настоящему нетленным телом как неким чудом.

У католиков отношение к канонизации гораздо более ответственное: чтобы человека признали святым, он должен совершить минимум два чуда, вылечив смертельно больных. Ушаков, как известно, никого не исцелял. Таких, как он, военных пруд пруди в любой армии мира.

Что вообще в христианстве означает святость? Что Бог посредством этого человека совершает чудеса, проводит через него Свою волю. Но в России и в РПЦ служение Богу подменяют служением своей империи, что к христианству никакого отношения не имеет. Вот почему ВМФ с таким ажиотажем подхватил канонизацию Ушакова и сделал его чуть ли не богом, которому стал молиться. И вот почему – оценивая людей по мере служения империи, а не по мере служения Богу – вслед появились предложения сделать святыми Суворова, Жукова и даже Сталина. Никаких чудес во славу Бога не совершали тоже недавно канонизированные Дмитрий Донской и Николай II Романов.

СВЯТОЙ АНТИФАШИСТ

В феврале 2012 года в Русской православной церкви в Мюнхене канонизировали нового святого. Александр Шморель — этнический немец, но выходец из России, он создал в нацистской Германии антифашистскую организацию «Белая роза». С розой в правой руке его и будут изображать на иконах.

Российский «Первый канал» сообщил: «Когда его схватило гестапо, ему было 25 лет. Шморель — первый новомученник, прославляемый после возобновления канонического общения Московского патриархата и русской православной церкви за рубежом. Свиток в руках у юноши в белом одеянии — предсмертное письмо. Студент-медик Александр Шморель, изменник Рейха для гестапо, мученик — для верующих, а для друзей просто Шурик на иконе рядом с оптинскими старцами и царем Николаем II».

Шморель разбросал листовки в Мюнхенском университете на глазах у всех, за что был сразу арестован гестапо. Казнили 13 июля 1943 года. В листовках «антифашист взывал к чести и совести солдат и офицеров Вермахта».

Снова вопрос: какое чудо он совершил, разбрасывая листовки в Мюнхенском университете, адресованные находящимся на фронте солдатам и офицерам? Даже практической пользы от этого никакой не было. Мученик? А разве меньше мучились жители Хатыни, которых сожгли заживо? В войну погибли от нацистов десятки миллионов, но РПЦ канонизирует не Гастелло или Матросова, а Шмореля – за разбрасывание листовок. Кстати, у нас органы пропаганды разбрасывали эти листовки на головы немцев – причем на фронте – каждый день тысячами тонн.

В общем, нам, обывателям, логика выбора этих святых не понятна. Но логика есть – это какие-то скрытые политические манипуляции сообществ церковников.

СВЯТОЕ ВОИНСТВО МОСКВЫ

На сайте российской Отдельной дивизии оперативного назначения имени Дзержинского (кстати, а его чего в святые тоже не возвели?) есть раздел «Святые покровители русского воинства». Там, в частности, рассказывается (сохраняю орфографию источника):

«Одним из таких важных дел в истории страны было и остается защита Отечества. Именно в такие моменты — во время военного лихолетья — обращаются многие люди к Богу. И Он не оставляет своею милостью защитников нашей православной Родины, выдвинув в ранг высочайшего гражданского и духовного подвига ратное служение своему народу.

В наших храмах большинство этих святых нетрудно узнать по латам, копьям и мечам, с которыми они предстоят на святых образах. Вот они небесные покровители нашего воинства: праведный Иисус Навин, великомученик Никита, благоверный великий князь Игорь Черниговский, преподобный Сергий игумен Радонежский, великомученик Евстафий Плакида, мученик Лонгин Сотник, великомученик Артемий, мученик Арефа, великомученик Дмитрий Солунский, мученик Аффоний, Архангел Михаил, великомученик Мина, великомученик Меркурий, великомученик Иаков Персянин, святитель Николай архиепископ Мир Ликийских, апостол Андрей Первозванный, великомученик Феодор Стратилат, великомученик Феодор Тирон, благоверный и преподобный князь Даниил Московский, благоверный князь Всеволод, великомученик Георгий Победоносец, мученик Савва Стратилат, страстотерпцы князья Борис и Глеб, мученик Христофор, благоверный царевич Дмитрий Угличский, благоверный князь Дмитрий Донской, благоверный князь Довмонт Псковский, равноапостольный царь Константин, равноапостольный великий князь Владимир, великомученик Прокопий, мученик Евстигний, мученик Андрей Стратилат, благоверный князь Александр Невский.

…Так же как не отделима от судьбы России судьба ее христолюбивого воинства, так же невозможно, как-то особенно, выделить имена святых покровителей его. Как не вспомнить здесь святого Иоанна воина, Ослябю, Пересвета, Илию Муромца и многих других. Каждый из них дал Церкви Православной и нашему народу столь многое, что трудно перечислить: поддержку, защиту и опору, духовное окормление и свет веры христианской.

Подтверждением единения небесных сил в деле покровительства нашему народу и воинству стали многочисленные и любимые народом иконы. «Образ христолюбивого воинства» живописует 12 воинов-христиан, прославляемых нашей Церковью. В разное время они жили на Руси, но каждый из них много сделал для собирания, защиты и процветания нашей православной родины».

У любого здравомыслящего человека, прочитавшего этот сумбурный текст, возникает ряд вопросов. Во-первых, дивизия имени Дзержинского – начальника политической полиции. Так при чем тут какая-то «защита Отечества»? Тот хунту защищал от инакомыслящих и от своего собственного народа.

Во-вторых, вначале говорится о защите Отечества – дело, не спорим, хорошее. А в конце: «каждый из них много сделал для собирания… нашей православной родины». «Собирание» и «защита Отечества» — вещи совершенно разные! Собирание – это агрессия и захват, разбой и геноцид, лишение соседей государственности и свободы. А называть Российскую империю «нашей православной родиной» язык не повернется: в ее состав насобирали поляков, финнов, татар, казахов, туркмен, узбеков, бурятов, кавказские народы и т.д. – все они не принадлежат РПЦ. И сегодня РФ вовсе не православное государство, а многоконфессиональное, и дивизия служит народу не «нашему русскому», а российскому народу Российской Федерации.

В-третьих, с какой стати архангел Михаил является частью «воинства Москвы» в битвах с другими православными и христианам (в битвах, например, с ВКЛ-Беларусью)? Еще как-то можно понять, когда идет речь о своих славянизированных татарах и финно-уграх Московии типа Ильи Муромца. Но при чем тут архангелы и апостолы? Их-то с какой стати «приватизирует» в свой состав дивизия имени Железного Феликса? Который, кстати, в юности был членом сионисткой организации и развешивал в Вильне сионистские антироссийские листовки. А в СССР стал главным редактором журнала «Красный террорист». Удивительная каша!

«Благоверный царевич Дмитрий Угличский» — это маленький мальчик, который играл в «ножики» и в приступе эпилепсии сам себя зарезал. Как он может быть «защитником Отечества» — уму непостижимо. По другой версии его зарезали, по третьей – его спрятали, и он является Лжедмитрием, которого казнили банды Минина и Пожарского. Потом его прах зарядили в пушку и выстрелили в сторону Беларуси.

«Благоверный князь Довмонт Псковский» — никакой не защитник Московии, а литвинский князь ВКЛ. А «равноапостольный великий князь Владимир» захватил Полоцк и изнасиловал княжну Рогнеду на глазах связанных ее родителей и братьев – чтобы они это видели – а потом их убил уже перед ее глазами. Это, надо полагать, образец «чести воина» для дивизии имени Дзержинского. И образец «святости» для РПЦ: в святые возвели насильника и убийцу. Ну а инициативная группа певицы Жанны Бичевской, озабоченной великодержавием, требует ввести в святые вообще Ивана Грозного.

О времена, о нравы!

СВЯТЫЕ ВОИНЫ БПЦ

На официальном портале БПЦ помещен раздел «Из истории военного духовенства», который написал И.В. Оржеховский, профессор БГУ, историк. Пишет он следующее:

«Во все времена существования Русской Православной Церкви ее важнейшей миссией было служение национальным интересам Отечества. Именно она содействовала государственному объединению разрозненных славянских племен в единую державу, а позднее оказала решающее влияние на процесс сохранения национального единства Русской земли, целостности и общности живущих на ней народов.

С первых веков принятия христианства на Руси оформился тесный союз служителей веры и воинства. И связь эта имела огромное значение. На окруженной недругами Руси Православие издревле было воинственным, а воинство – православным.

…Куликовская битва в 1380 году и последующее освобождение от монголо-татарского ига, борьба с интервентами за сохранение государственной независимости в начале XVII века, многочисленные последующие военные события свидетельствуют, что Русская Православная Церковь никогда не стояла в стороне от событий, переживаемых народом и государством, но всегда делила с ним все радости и горести. В периоды междоусобных войн, смут, раздробленности, иноземного ига именно Церковь призывала народ, власти и воинство к единству для защиты Отечества».

У профессора странные познания в истории. Даже дети в школе знают, что РПЦ Москвы была создана только в 1589 году при Борисе Годунове. А Куликовская битва была на две века раньше. До 1589 года РПЦ вообще была 140 лет автокефальной – не признавалась Православным миром православной, а Христианским миром христианской. Почему не признавалась? Да потому что была ордынской несторианской, обожествляющей власть царей Орды и затем власть правителей Московии.

В 1380 году храмы Москвы были расписаны фресками с ликом царя Тохтамыша как равного Иисусу. Ничего подобного не было у настоящей РПЦ в Киеве, Полоцке, Твери, Пскове, Новгороде – вот их Византия признавала, они не были автокефальными. За что Иван Грозный и вырезал все православное духовенство во время захвата Полоцка, Твери, Пскова, Новгорода – в Москве Иван Грозный был на фресках, ему молились московиты как своему божку.

Что касается «борьбы с интервентами», то профессор БГУ нас самих, беларусов, этими интервентами и именует. В 1612 году в Москве были вовсе не «поляки» и не «литовцы», а литвины – ныне называемые беларусами.

История беларуского православия начинается вовсе не с 1839 года, как кажется профессору. Полоцк был православным еще до первого упоминания о Москве как деревне в пять хат. Но мы были возмущены сделкой Годунова с греками, потому создали Унию в 1596 году. Сохраняя все традиции православной службы, но переходя под власть уже не греков, а Папы Римского. В 1839 году указом царя была фактически уничтожена Беларуская православная церковь – пусть и униатская, но православная и национально БЕЛАРУСКАЯ. А вместо нее насаждена чуждая нам и не имеющая ничего общего с Беларусью московская религия. Вот поэтому и как бы «получается», что БПЦ «своей истории не имеет» (как и «Беларусь своей истории не имеет, начинается с СССР»). И профессор пишет:

«До учреждения в Русском государстве регулярного войска обязанность по духовному окормлению ратных людей возлагалась на придворное духовенство. Поэтому можно предположить, что к середине XVI века, когда в Московии было создано постоянное стрелецкое войско, насчитывавшее 20-25 тысяч человек, появились и первые восточнославянские военные священники (однако письменных свидетельств об этом не сохранилось).

Во всяком случае, достоверно известно о наличии военных священников в период царствования государя Алексея Михайловича Романова (1645-1676). Об этом свидетельствует устав того времени: «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей» (1647), в котором впервые упоминается полковой священник и определяется его жалованье. С этого времени уже начинает создаваться система управления военным духовенством».

Что это такое – «Русское государство», если профессор сам его называет «Московией»? Это мы и были «Русским государством», потому что мы тогда Великое княжество Литовское и Русское! С какой стати ордынский улус Москвы, к тому же автокефальный, нам должен диктовать моду на православие? Вон еще Эфиопия тоже православная страна, но означает ли это, что мы должны перенимать их православные традиции обрезания мальчиков, как у иудеев?

Профессор начал со слов «Во все времена существования Русской Православной Церкви ее важнейшей миссией было служение национальным интересам Отечества». Правильно. А Отечество для беларуса – Беларусь, а вовсе не иностранные православные страны типа Эфиопии, России или Украины. Так почему отвергнут и запрещен список НАШИХ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯТЫХ, а вместо него навязаны святые типа князей Залесья Александра Невского и Дмитрия Донского, которые к нашему Отечеству абсолютно никакого отношения не имеют?

Профессор пишет: «Дальнейшее становление и совершенствование структуры военного духовенства связано с реформами Петра I. Так, в «Воинском уставе» 1716 года впервые появилась глава «О священнослужителях», которая определяла правовое положение священников в армии, их обязанности и основные формы деятельности».

Простите, а кто для нас этот Петр I? Он нами не правил, ничего у нас не реформировал. Только взорвал Полоцкую Софию, где до этого там пьяный вырезал наше главное духовенство. Вот только этим он в нашем Отечестве и «прославился».

Все поставлено с ног на голову! В битве под Оршей – о которой профессор, конечно, не вспоминает – 8 сентября 1514 года православное войско Великого княжества Литовского и Русского под командованием православного гетмана К.И. Острожского разгромило армию оккупантов – иноверцев татаро-московитов. Те тогда по вере были автокефальными, не принадлежали РПЦ Киева.

Мы тогда защищали русскую православную веру от агрессии несториан Московии. А не те якобы «несли нам православие РПЦ», так как мы и были тогда РПЦ, а их не считали никто ни православными, ни христианами.

Но Острожского возводить в святые мы не стали, как и прочих наших полководцев, князей, канцлеров ВКЛ. У нас иные святые, вполне мирные. Например, Андрей Баболя – миссионер в Пинске, которого во время войны 1654-1667 годов зарубили «друзья беларусов» царские казаки и закопали в навоз. Мученик за веру, и останки не тленны, что подтверждали многие комиссии. Он был святым для униатов Беларуси, а с 1839 года запрещен таковым считаться. Остается святым для католиков Беларуси, но БПЦ его не признает, потому что его зарубили казаки Московии. Если бы зарубили немцы или иные — то признали бы. А так, коль это российское преступление, то это «бросает тень» на пафос «царских освободителей» нашего народа от нашего национального государства и национальной религии.

Вообще же, нежелание, как кажется, БПЦ являться хранителем национальных беларуских традиций – противоречит жизни в стране, является причиной массовой популярности протестантизма и католичества, где службы идут на нашей национальной мове. Сегодня для БПЦ это огромнейшая проблема, и как она будет решаться – непонятно. Но ясно, что БПЦ должна перейти от российских к беларуским национальным реалиям – иначе в ближайшие лет 10 потеряет всю паству в стране. О необходимости давно назревших реформ в БПЦ высказалось в конце июля 2013 года и руководство Беларуси. Президент сказал, посещая строящийся в Минске Аквапарк: «Церковь должна меняться. Мне кажется, что мы накануне некой реформы Православной Церкви… Православная Церковь с государством недорабатывают. Мы можем потерять целое поколение молодежи».

ВОИН ВОИНУ РОЗНЬ

Вернемся к сути вопроса. По мнению РПЦ, если человек убивает человека, защищая свою Родину, то это как бы не считается нарушением Заповеди «Не убей».

Но, во-первых, подобного уточнения в Библии нет. Там нигде не говорится, что ради защиты Родины можно красть, насиловать и тем более убивать. Бог дал человеку жизнь – и только Бог может ее забрать, и, кстати, из этой логики цивилизованные страны отменяют смертную казнь.

Во-вторых, «защита Родины» — понятие условное. Например, в мае 1945 г. части СС защищали Берлин от «советских орд». Означает ли это, что эсесовцы, защищая Родину, вершили святое и богоугодное дело, убивали справедливо? Или иной пример: РПЦ не считает нарушением Заповеди «Не убей» действия советских военных в Афганистане. Однако Родину они там не защищали, да к тому же СССР вообще не объявлял войну Афганистану. А полтора миллиона афганцев после этого вторжения Советского Союза погибли.

В этой связи всплывает уже другое понятие – «защита интересов Родины», что отнюдь не нечто «святое» и «справедливое», а лицемерная политика в рамках конкуренции государств и народов. Здесь просматривается аналогия с Талмудом, который разрешает иудею нарушать Заповедь «Не убей» в «исключительных случаях», к которым относятся: угроза смерти его и его близких, угроза имуществу и даже… угроза утраты возможных прибылей. Вот по последнему поводу и возникали в основном войны между государствами, в том числе в ХХ в.

В-третьих, в библейском понимании «святые воины» — это не те, кто обрел святость за свои ратные подвиги. Они стали святыми в борьбе за веру во Христа, потому скорее миссионеры. Яркий пример – апостол Павел. Изначально он был иудеем по имени Шаул-ха-Тарси и в должности по нынешним представлениям генерала командовал массовым истреблением христиан. Апостолом он стал, что ясно, вовсе не за эти преступления. Ему во сне явился Иисус и наставил его на путь истинный, он раскаялся и поверил в Него, стал проповедником христианства среди не иудеев (среди не обрезанных эллинов).

Кто-то может возразить, что адмирал Ушаков тоже после своей службы на флоте увлекся христианством. Но ведь апостола Павла никто не изображает с саблей в руках, а вот Ушаков на иконах с саблей, что подчеркивает, что он канонизирован не за миссионерство, а именно за военную деятельность. С мечом в руках изображают на иконах и Александра Невского, но тот этим мечом в основном дань для татар собирал по Руси и русских резал.

В-четвертых, кажется ошибочной позиция церкви считать любого военнослужащего «защитником Отечества». Одно дело – воевать на передовой в рукопашном бое с фанатиком-эсесовцем. Это честная схватка против врага. И совсем другое дело – бомбить город, кидая тысячами тонн зажигательные бомбы на жилые кварталы и убивая не комбатантов, то есть не участников боевых действий, а женщин, детей, стариков, раненных. И зачастую такие бомбы убивали и свое собственное население (до сих пор идут споры, сколько сотен тысяч граждан СССР погибли в войну от бомбардировок своей же советской авиации).

Перед выборами в РФ патриарх Кирилл сказал, что у России нет друзей, кроме ядерных стратегических ракет, флота, армии и РПЦ. Но вызывает сомнения, что оружие массового поражения (ядерное, биологическое, химическое) – нечто «богоугодное», что воины РВСН являются «святым воинством России». В средние века воин – это рыцарь с кодексом чести, а сегодня – это убийца миллионов невинных людей, уничтожающий нажатием кнопки целые города и вообще все живое на планете.

В новую эпоху изменился и сам характер войн: их ведут уже не для того, чтобы ограбить и уничтожить соседа (как агрессия Московии против ВКЛ-Беларуси 1654-1667), а только чтобы подчинить его политически. Но это оказывается хлопотным делом, так как приходится отвечать за захваченное государство и брать на себя все его социально-экономические проблемы (что выгоднее в итоге проигравшей стороне и обременительно победившей). В итоге проще достичь целей, ведя ИНФОРМАЦИОННУЮ войну – без использования военной силы. Следует ли ожидать появления новых религиозных святых – «святых воинов информационных войн»?

Абсурдность очевидна. Конечно, можно себе представить икону некоего новоявленного «святого воина», у которого в одной руке охапка ядерных ракет, а в другой сервер для всемирного шпионажа. Но скорее это будет напоминать политическую карикатуру из журнала «Крокодил» времен СССР…

И последнее. В нормальном обществе святыми считают тех, кто является светочем духовности. Таковой для России Лев Толстой. Но его РПЦ предала анафеме – и не сняла эту анафему по сей день. Ни казачество, ни Жанна Бичевская, ни ВМФ, вообще ни одна «патриотически озабоченная группа граждан» России не обратилась к РПЦ с просьбой снять анафему с великого русского классика. Вот тоже повод задуматься о мере духовности тех, кто требует от РПЦ возводить в святые военных и правителей…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *