Святой Лука в симферополе

Троицкий собор — православный храм в Симферополе, построенный в классическом стиле. Церковь имеет в плане форму креста, а храм увенчан световым барабаном в виде восьмигранника. Паломники со всего мира приезжают сюда чтобы увидеть прекрасный монастырь и православные реликвии, гордость обители — мощи чудотворца святителя Луки и икона Скорбящей Пресвятой Богородицы.

Расписание богослужений Свято-Троицкого собора в Симферополе

Богослужения в Свято-Троицком монастыре проходят ежедневно. По будням они начинаются в 7:00, а по воскресеньям с 6:30. Начинаются богослужения всегда с Акафиста Луке или Пресвятой Богородице. Последнее всегда начинается в 16:00, это либо вечерня, либо всенощное бдение.

Подробное расписание богослужений в Свято-Троицком соборе Симферополя можно увидеть на официальном сайте.

История

История Свято-Троицкого женского монастыря берет начало в декабре 1796 года, когда в Симферополе была построена деревянная приходская церковь Святой Троицы по прошению греческой общины. Однако рождением монастыря считается день его освящения, а это случилось в 20 января (7 по старому календарю) 1797 года. Первым настоятелем стал иеромонах Евфимий.

В 1830 году было принято решение о косметическом ремонте храма. За помощью духовенство обратилось к архитектору И. Ф. Колодину. Сначала никто не планировал полную реконструкцию, но к 60-м годам план пересмотрели и решили полностью разобрать здание и воздвигнуть новое, каменное. Строительство проводилось на деньги и церкви и прихожан и было закончено в 1868 году, тогда и освящено.

В 1902 году монастырь получил систему отопления, а также небольшую библиотеку из 135 книг, это были последние хорошие новости до революции. С приходом к власти большевиков церковь отделилась от государства и потеряла защиту. Свято-Троицкий монастырь постоянно грабили, заставляли описывать все свое имущество и каждое пожертвование, чтобы при случае забрать нужное.

В 1927 году Свято-Троицкий храм решили закрыть, но община ходатайствовала в ЦИК с прошением об отсрочке. Храму дали всего 10 месяцев на расформирование и община обратилась к греческому послу. Это дало времени до 1932 года, пока ЦИК опять не решил ликвидировать монастырь. Споры дошли до высших инстанций, но успехов так и не возымели, несмотря на фальсификации партийных чиновников.

Попытки продолжались до начала Второй Мировой войны, внесшей свои коррективы. Уже в 1941 Крым был захвачен, и Третий рейх начал возрождении церкви, чтобы убедить мир в своих намерениях не захватывать, а освобождать. Таким образом храм получил неплохой ремонт, в стенах стала действовать школа.

© A.Savin

После освобождения Крыма в 1944 году из него депортировали более 14 тыс. греков и болгар — основных прихожан. В 1946 в обитель вступил архиепископ Лука — знаменитый борец с антирелигиозной политикой, которые впоследствии был причислен к лику святых. Его мощи до сих пор хранятся в стенах монастыря и представляют для верующих огромную ценность.

После распада СССР Свято-Троицкий собор, как и остальные, начал активно разрастаться, прихожан стало больше. Женский монастырь был учрежден в 2003 году. Сегодня здесь работает пекарня, мастерские, воскресная детская школа и Архиерейский хор, глубоко почитаемый и за пределами Крыма, а также музей святителя Луки.

Реликвии

Особую ценность представляют хранящиеся здесь православные реликвии.

Икона Богородицы «Скорбящая»

В 1998 году в монастырь из рук прихожанки попала тусклая старая икона. Спустя две недели прихожанка вновь пришла и заметила, что икона стала ярче, будто ее заменили. Сама икона довольно уникальна, в иконописи аналогов ей нет. Синод Украинской Православной Церкви благословил почитание иконы и в 1999 её пронесли через весь полуостров.

Панорама возле Свято-Троицкого храма — Яндекс.Карты

Мощи Святителя Луки

Лука был причислен к лику местночтимых святых в 1995 году, а спустя полгода его мощи были перенесены в Свято-Троицкий монастырь. Сегодня они хранятся в серебряной раке, подаренной греками. Говорят, что после молитв Луке некоторые больные выздоравливали.

Как добраться

Адрес Свято-Троицкого собора в Симферополе — Одесская ул., 12, легко доехать на общественном транспорте и автомобиле. Ближайшая автобусная остановка — «Ул. Октябрьская», через нее проходят маршрутные такси № 57 и 78. Пеший путь от нее составит около 200 метров. С западной стороны можно выйти на остановке «пл. Ленина», через нее проходит множество автобусов, троллейбусов и маршрутных такси из любой части города.

Маршрут на от северного въезда в Симферополь до Свято-Троицкого собора — Google Maps

Можно доехать на такси. На территории полуострова Крыма не работают популярные службы типа Uber, Gett или Максим, но есть местные — YaTaksi, Теле Такси, Солнышко и другие.

Видео про Свято-Троицкий монастырь в Симферополе

  • Главная
  • Места
  • Церкви

Церкви Крыма на карте

Церкви Крыма

Духовное наследие Крымского полуострова невероятно разнообразно. Учитывая тот факт, что в разные времена полуостров заселяли разные народы, то и религиозные направления здесь представлены довольно широко. Крым стал колыбелью ислама, иудаизма и караизма, но всё же святыни православия здесь занимают главенствующие позиции. Православные церкви Крыма находятся практически в каждом населённом пункте, но наиболее крупные из них сосредоточены в Севастополе, Симферополе, Евпатории, Керчи и на южном побережье.

Первой православной церковью Симферополя является храм Святых Константина и Елены, построенный ещё в 1785 году на месте, где ранее был расположен татарский дом. Он известен тем, что его посещала императрица Екатерина II. Самый известный симферопольский храм – это Храм Трёх Святителей, на базе которого была создана Духовная семинария. Ещё здесь можно посетить Всехсвятскую церковь, Александро-Невский и Петропавловский кафедральный соборы.

Что касается Севастополя, то его основной святыней является Покровский собор, который украшает центр города. Его необыкновенная архитектура и роскошное убранство не может не привлечь внимание. Также в городе-герое есть два собора, освящённых во имя Святого князя Владимира. Один находится на центральном севастопольском холме, а второй в древнем городище Херсонесе. Второй храм долгое время находился в плачевном состоянии, но в 2006 году после масштабной реставрации он засиял новыми красками. Не менее интересными и красивыми являются Свято-Никольский пирамидальный храм и храм Двенадцати апостолов в Балаклаве.

Православной гордостью Евпатории считается Собор святителя Николая-Чудотворца. По своим размерам он уступает только Владимирскому собору в Херсонесе. А над евпаторийской набережной возвышается Свято-Ильинская церковь, построенная в начале 20 столетия.

Самый необычный храм Керчи относится к памятникам истории. Он был возведён в 8 веке и освящён во имя Святого Иоанна предтечи.

Но конкурировать с красотой церквей южного берега Крыма очень непросто, ведь их живописность прекрасно дополняют горы и море. Одна из таких церквей находится на отвесной скале вблизи крымского посёлка Форос. Церковь Воскресения Христова является результатом первого опыта подобного строительства в Крыму. А возведена она была в 1892 году в честь невероятного спасения императорской семьи, попавшей в железнодорожную катастрофу.

Храм-маяк святого Николая-Чудотворца, расположенный вблизи Алушты, является самым высоким храмом Крымского полуострова. Это относительно новая постройка, в которой используются современные технологии. Например, звонница здесь оборудована электрическим приводом.

Не могут не впечатлить многообразие Ялтинских храмов. Это и Армянская церковь Святой Рипсиме, и собор Александра Невского, и храм Святого Иоанна Златоуста, и церковь Святого Великомученика Теодора Тирона, которая является старейшей церковью в городе.

Список церквей Крыма ещё можно долго продолжать, ведь их здесь находится более двухсот. Но каждая из них интересна по-своему, поэтому их посещение становится, в том числе, и поучительным.

Экскурсии по святым местам Крыма из Севастополя

Земля Крымского полуострова хранит большое количество святынь. Туроператор Командор-Тур предлагает экскурсии по святым местам Крыма, в ходе которых можно узнать об утверждении христианства, о святых и мучениках. Туристы смогут побывать в местах, где находятся святые источники, набрать исцеляющую воду, опробовать ее силу на себе.

Наш туроператор предлагает экскурсии в пещерный монастырь Челтер-коба, а также Успенский пещерный монастырь, «пещерный город» Тепе-Кермен. Путешествие начинается из Севастополя, а затем комфортабельный автобус движется по дальнейшему маршруту.

Паломничество осуществляется круглый год. Паломники приезжают со всего мира, чтобы увидеть святыни Крыма, поклониться святым мощам, ощутить благодать веками намоленного места. Немалую часть приезжих составляют люди, для которых религия не является главной, для них гораздо важнее немеркнущая, захватывающая красота, окружающая православную памятку со всех сторон.

Туристы должны особое внимание уделить одежде. Мужчины должны надеть брюки, а женщины юбку или платье, для того, чтобы войти в храм. Голова у женщин должна быть покрыта.

Заказать экскурсии по святым местам Крымского полуострова можно уже сейчас по доступной цене. Для этого необходимо заполнить специальную заявку на сайте.

5 августа 2020, 17:12

«Отказать в передаче кассационной жалобы управления Крымской епархии Украинской православной церкви Киевского патриархата для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации», — говорится в определении от 4 августа, опубликованном в картотеке арбитражных дел в среду.

Предметом спора является собор святых Владимира и Ольги, который располагается в помещениях одного из зданий бывшего Симферопольского высшего военно-политического строительного училища. Это трехэтажное здание с колоннами в классическом стиле. Для крымских сторонников Киевского патриархата собор был главным на полуострове.

Минимущества Крыма зимой прошлого года обратилось в Арбитражный суд республики с иском к сторонникам Киевского патриархата о расторжении договора аренды недвижимого имущества, заключенного в 2002 году в отношении части здания площадью более 1,2 тыс. кв.м в Симферополе, находящегося на балансе министерства; о взыскании 2,95 украинских гривен задолженности по арендной плате с учетом ее индексации с ноября 2016 по февраль 2019 года, 5,24 гривен пени за несвоевременное внесение платежей в крымский бюджет.

Арбитражный суд Крыма в июле 2019 года удовлетворил исковые требования в части расторжения договора аренды недвижимого имущества, на церковь возложена обязанность вернуть Минимуществу Крыма по акту приема-передачи часть здания площадью 1,02 тыс. кв.м, в удовлетворении иска в части взыскания задолженности и пени отказано.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в сентябре оставил решение нижестоящего суда без изменения.

Арбитражный суд Центрального округа в ноябре 2019 года оставил в силе решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.

Крымские сторонники ПЦУ обратились в судебную коллегию Верховного суда РФ с кассационной жалобой на принятые по делу судебные акты, просили отменить их, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.

«Приведенные в кассационной жалобе доводы существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, не подтверждают», — решил ВС РФ.

Суд также отменил приостановку исполнения судебных актов, которую ввели на время рассмотрения кассации в ВС России. Таким образом, украинский договор аренды на помещения, используемые под собор, должен быть расторгнут.

«По существу это означает полную ликвидацию украинской православной общины в Крыму», — написал украинский адвокат Сергей Заец на своей странице в фейсбуке.

В Минимуществе Крыма в 2019 году заявляли, что помещение в Симферополе может быть передано в безвозмездное пользование крымским представителям ПЦУ, которые используют его как храм по украинскому договору аренды.

«Как только они перерегистрируются здесь и обратятся к нам, заключим с ними уже не договор аренды, потому что законодательством РФ не предусмотрено для религиозных организаций заключение договоров аренды, а договор безвозмездного пользования», — говорила возглавлявшая в тот момент ведомство Анна Анюхина, утверждая, что представители ПЦУ не зарегистрировались в Крыму как религиозная организация.

Крым, который после развала Советского Союза остался в составе независимой Украины в качестве автономной республики, на фоне смены власти в Киеве вошел в состав России после регионального референдума в марте 2014 года. Украина его результаты не признает, считает полуостров своей, но временно оккупированной территорией. Страны Евросоюза и США называют действия РФ аннексией, ввели санкции в отношении сотен компаний, политиков и бизнесменов. Россия заявляет, что тема Крыма закрыта навсегда, полуостров принадлежит ей.

лето 2015 года

Почему-то все знакомые, с кем ни заговоришь, наперебой засобирались в Крым. А впрочем, кого это удивляет? История и политика не оставляют нам выбора…

…До чего весело и славно вырулить на рассвете на гладкий путь трассы М-4 и знать, что впереди плещется где-то за горизонтом Чёрное (Русское, по древним источникам) море, качаются верхушки кипарисов и благоухает крымская мимоза! Федеральная трасса «Дон» не оставляет камня на камне от злопыхательств критиков, вечно ищущих проявлений двух открытых ими российских бедствий. Дорога дивно хороша!

С самого начала договариваемся считать свою поездку приключением, а не перемещением из пункта А в пункт Б. Это разгружает психику и позволяет без спешки насладиться каждым километром любимой Родины, разворачивающей перед твоим изумлённым взором все свои красоты в последовательной смене климатических поясов.

Платные участки дороги в конце июня ещё не превратились в источник заторов, и мы развиваем предельную для своих скромных лошадиных сил прыть, «включив счётчик». Весь путь до Крыма вместе с блужданием по просёлочным дорогам Воронежской губернии, включая взносы дорожникам, траты на бензин и Керченскую переправу обошёлся в 3,8 тыс. руб. Делим на двоих – сущие копейки!

К Воронежу подлетаем на хорошей скорости, усталости не чувствует никто. На этот случай заготовлен план альфа: поворачиваем на Лиски и пробуем отыскать в изгибах Тихого Дона монашеские обители, куда не часто достигают московские паломнические службы. Забегая вперёд, скажем, что крюк пришлось сделать от трассы километров триста – но, возможно, если не плутать, как плутали мы, лишённые навигаторов и спутниковой связи, если не полагаться по старинке на расспросы местных жителей, то получится и сократить путь.

МЕЛОВЫЕ ГОРЫ ПРИДОНЬЯ

Повернув по указателю на Лиски, едем до кругового перекрёстка, на нём выбираем как раз не Лиски, а следующий, третий съезд, на Острогожск.

…Солнце стояло в зените, и, сверкая чешуйчатой спинкой, у подошвы горы змеёй извивалась неторопливая река. В живописной местности при слиянии рек Дона и Тихой Сосны многочисленные известняковые горы возвышаются там и сям, их вершины увенчаны величественными пирамидальными меловыми столбами, «дивами». От них получила своё название и вся окружающая местность – Дивногорье.

Первые монашеские поселения возникли здесь, по преданию, ещё в первые века христианской эры, и потом долго существовали на территории хазарского каганата, как видно, не слишком притесняемые от его властей.

В меловых пещерах мы нашли несторианский храм со звездой в куполе и алтарём, повёрнутым на юг. Трудно удержаться, чтобы не попробовать ноготком чистый 99%-й известняк этих стен – так ли он мягок, как кажется. Касаюсь пальцем стены – остаётся еле заметная царапина. Ходы в горе буквально прогрызены, а потом податливый и мягкий материал выдержал испытание временем и оказался на удивление прочным.

Предание говорит, что собственно монастырь в Дивногорье был основан в XII в. иноками Ксенофонтом и Иоасафом — греками с острова Сицилия. Оттуда ими был привезён образ Божией Матери, получивший в России наименование «Сицилийская». Недавно здесь были найдены известняковые надгробные плиты с надписями на греческом языке, свидетельствующими, что под ними погребены византийские монахи.

Какое-то время монастырь пребывал в запустении. В 1640 г. жизнь обители в Дивногорье возобновили малороссийские казаки, бежавшие от евроинтеграции, подальше от главных интеграторов того времени, польских подданных Ватикана.

Так, с перерывами, монастырь просуществовал до 1924 года, когда комиссары покончили с ним, как они полагали, навсегда. Мученики-иноки были утоплены в речных водах, туда же последовала за ними и богатейшая монастырская библиотека… «Герои революции», восстанавливавшие в устроенном на пепелище санатории своё здоровье, расшатанное на баррикадах и в братоубийственной бойне, растащили всё, что можно было унести и вывезти из монастыря.

Летом 1997 г. Дивногорский Успенский монастырь возвратили Русской Православной Церкви. Был расчищен и восстановлен один из пещерных храмов, в нём начались богослужения. Потянулись на благоухание молитвы первые прихожане. К радости верующих, уцелела одна из главных святынь Воронежского края, занявшая своё место в возрождённом Дивногорском монастыре — Сицилийская икона Божией Матери.

Всего в обители три храма: каменный соборный в честь Успения Божией Матери (освящён в 1658 г.) с двумя приделами — во имя свт. Николая Чудотворца (освящён в 1851 г.) и во имя свт. Митрофана Воронежского (освящён в 1852 г.), каменный храм в честь Сицилийской иконы Божией Матери. В меловом столпе, на верхнем скате горы, высечен в скале храм в честь Рождества Иоанна Предтечи.

Храм святого пророка и Предтечи Господня Иоанна освящал святитель Митрофан Воронежский, а присутствовал при этом не кто иной, как молодой Государь Пётр Алексеевич во время своего Азовского похода.

Храм спрятан внутри горы, как в пасхальном яичке. Его гулкие своды покрыты зелёными водорослями – в сущности, эти микроорганизмы имеют допотопное происхождение, ведь осадочные породы белоснежных скал были когда-то на дне морском…Многое и многих же они пережили!

Температура здесь не меняется никогда, не превышая, если верить нашему провожатому, местному краеведу, +6 градусов. Мы проникли в храм прямо с полуденного зноя, но никакого холода не ощущаем, только приятную свежесть.

Открывая для нас древнюю обитель, исследователи убедились, что рядом с братской трапезной, которая находится здесь же, при тех же градусах, нет ничего, что напоминало бы печи или какие-то места для приготовления пищи…

Вице — адмирал Корнелий Крюйс, гостивший здесь вместе с петровской эскадрой, описывает это так: «Сии люди живут зело благоговейно и не едят ничего кроме рыбы. Его величество изволил со всеми имеющимися господами так кушать; в которое время немалая пушечная пальба с кораблей была. Но каждый раз монахи удалялись и затыкали руками свои уши».

По тёмным коридорам скальной обители не пройти без свечи, и её неровный свет то и дело освещает работу неутомимых Васи и Пети, которые здесь были. Ни у кого не поднялась рука уничтожить эти хулиганские надписи – «Вася» расписался…в 1914 году. А потом – и в 41-м… Как раз накануне…

Архаичный «Виля» поставил свою подпись в 1863-м, кто-то неизвестный – в 1833 году. Пушкин был жив ещё…

КОСТОМАРОВО

В Дивногорском монастыре существует паломническая гостиница, но оставаться после вечернего богослужения на ночь в мужском монастыре нам показалось предосудительным. А между тем, солнце уже скатывалось совсем низко, и очень не хотелось остаться отдыхать в чистом поле в этих былинных пейзажах…

На всякий случай ещё в Москве мы позвонили по указанному на сайте Костомаровского Спасского женского монастыря номеру 8(473-94)54-637, который отпирает, похоже, все замки – от руководства обители до паломнической службы. Как потом выяснилось, в том числе и собственно замок от ворот! Нас радушно пригласили, но почему-то уверенности особой не было…

Но отступать некуда, и мы снова ринулись в неизвестный путь. Надо учесть, что в сознании местных жителей почему-то правое находится слева, и наоборот. Загадочные, таинственные места, натуральное Лукоморье!.. Успеть бы до захода солнца! В темноте у нас шансов нет…В последний момент, в звенящей тишине предзакатного покоя подруливаем к вратам обители несказанной красоты, уютно свернувшейся клубочком между двух пологих склонов, закрывших от нас задержавшееся ради двух беспомощных странниц на небе — уже южное! — солнце…

Горячий душ, мягкие постели в тихой келье сделали своё дело, и мы открываем глаза только за пять минут до утренней службы!…Пожертвования за постой нам предлагают оставить «где-нибудь на тумбочке», в любом размере, по возможности…После литургии карабкаемся на экскурсию, почти вертикально вверх.

…Спасский женский монастырь расположен в двух километрах от правого берега реки Дон близ села Костомарово Подгоренского района Воронежской области. Те же меловые горы, те же «дивы», прорытые вдоль и поперёк постниками и столпниками, избравшими эти места для своих подвигов. Их имена совершенно стёрлись из памяти людской, но не из Книги Жизни!

В конце XIX века археологом и краеведом Д. М. Струковым, обратившим внимание на особенности древней церковной архитектуры, была выдвинута гипотеза о возникновении пещерных храмовых сооружений на Дону уже в первые века христианства.

Следуя этой гипотезе, самовидцы и путешественники замечают поразительное сходство Донских подземных монастырей с древними пещерными сооружениями Каппадокии. Даже природный ландшафт Костомаровской обители местами удивительно похож на эту причудливую скалистую местность в Малой Азии.

Этому предположению не противоречит гипотеза о том, что создание подземных храмов на Дону было следствием распространения иконоборческой ереси в VIII в., когда православные монахи бежали от преследований из Византийской империи в Сирию, Палестину, на Кавказ и в Крым. Через Чёрное и Азовское моря некоторые из них проходили по Дону в наши пределы, где в толще меловых скал создавали пещерные храмы.

Известный русский церковный историк и богослов А. В. Карташов в своей книге «Очерки по истории Русской Церкви» говорит о том, что в VII-VIII вв. на территории Хазарского ханства византийские монахи вели активную проповедь христианства. Результатом этой проповеди стало создание внутри каганата православной епархии со своим епископом.

Начиная с X века до второй половины XVII столетия, окрестности Нижнего и Среднего Дона были обращены кочевниками в Дикое поле. Из-за постоянных набегов, совершаемых в течение почти семи веков печенегами, половцами, татаро-монголами, крымскими и ногайскими татарами, эти места опустели, а монастыри, по всей вероятности, были заброшены.

О Костомаровских пещерах первое письменное упоминание появилось только в конце XVIII – начале XIX веков.

После 1917 года в пещерах тайно продолжали свой молитвенный подвиг некоторые подвижники. До недавнего времени были живы люди, которые рассказывали, как в середине 20-х годов они собирали одежду и продукты для скрывавшихся в пещерах монахов. Особой известностью пользовался блаженный старец Петр (Еремеенко), уроженец села Белогорье.

Старец святой и препростый стяжал великие духовные дары прозоливости и врачевания телесных и душевных недугов. В конце тридцатых годов блаженный Петр был арестован и отправлен в Острогожскую тюрьму. Там, по официальным данным, он и скончался. Сейчас в память о молитвенных подвигах этого удивительного старца на горе воздвигнута часовня, внутри которой возвышается деревянный крест, а снаружи на восточной стене находится мозаичная икона священномученика Петра (Зверева), возглавляющего сонм новомучеников и исповедников воронежских, к которым по праву можно отнести и блаженного Петра Еремеенко.

Когда старец Петр навсегда покидал Костомаровские пещеры, он сказал: «Сейчас Петрушка, а потом будет Андрюшка». Эти слова оказались пророческими. После войны костомаровская община добилась разрешения возобновить в пещерном Спасском храме богослужения. В те годы в пещерной церкви подвизался юродивый, называвший себя Андрюшкой. Он был уроженцем села Клеповка Бутурлиновского района Воронежской области, имя его было Андрей Васильевич Попов.

Во время войны в одном из кровопролитнейших боев он единственным из всех однополчан остался в живых. После сражения его подобрали тяжелораненым и отправили в госпиталь. Придя в себя, Андрей Васильевич принял решение всю оставшуюся жизнь посвятить Господу.

Вернувшись с фронта, он в скором времени удалился в Костомаровские пещеры. В Спасском храме, по свидетельству очевидцев, он вместе с другими подвижниками расширил и углубил пещерные ходы и создал второй придел в честь свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии. Вскоре люди заметили прозорливость блаженного старца.

Пребывая в многолетнем затворе, старец претерпел сильную духовную брань, которую отразил в своем письменном творчестве, имеющем своеобразную художественную форму, изобилующую иносказаниями и пророчествами по подобию псалмов.

Незадолго до нового закрытия Костомаровских пещер блаженный Андрей подвергся нападению со стороны властей района, но Господь чудесным образом сохранил его от преследований и предполагавшегося ареста. Последние годы жизни старец провел в одной благочестивой семье. В доме под печкой он вырыл себе пещерку, где нёс свои затворнические подвиги. Умер блаженный Андрей в 1982 году.

9 октября 1959 года Спасская церковь была закрыта и община разогнана в ходе очередной антирелигиозной кампании. До 1993 года Костомаровские пещеры находились в запустении, когда, наконец, начались работы по их расчистке. В 1997 году здесь был открыт Спасский женский епархиальный монастырь.

Богослужения совершаются в храме в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». В пещерах – Спасский храм и необыкновенная церковь прп. Серафима Саровского, все иконы в которой вырезаны в известняке! Ласточки вьют гнёзда, сидя на херувимех!…

Главная святыня обители – Костомаровская икона Божией Матери, написанная на цинковом листе художником Василием Шокоревым. Она напоминает Валаамскую – Пречистая Дева изображена в полный рост, с Божественным Младенцем на руках. В безбожные времена икона, должно быть, служила мишенью для нечестивцев, но, то ли стреляли спьяну, то ли дрогнула-таки рука в последний момент – ни одна из шести пуль не коснулась Божественных ликов. Некоторые пронзили звёзды на мафории Божией Матери, другие – сияние Небесной Славы над Её головой. Только одна пуля новоявленного иуды смертельно ранила Богомладенца — прямо в сонную артерию…

Рана дала о себе знать уже в наши дни – кровь показалась на копии иконы, хранящейся в Спасском пещерном храме…Остаётся покаянными слезами омывать кровавые раны Божественного Страдальца детям и внукам тех, кто по вражию наущению повернул оружие против своего Спасителя, и этим обрёк на мучения последующие поколения славян. Кстати, здесь с давних пор компактно проживают потомки тех самых малороссийских казаков, беженцев, что спаслись триста лет назад в этих местах под скипетром русских царей от окатоличивания.

Украинцы, так сказать. Мы постучались в первую попавшуюся калитку спросить, как всегда, дорогу – ответ прозвучал на чистейшей мове, на какой и в Киеве уже, наверно, не говорят. Вот вам и кровь на иконе, вот вам и самоубийственные выстрелы… Остановитесь, люди, как бы взывает расстрелянная Богородица, одумайтесь – ваши же братья православные гибнут от ваших «Градов» и «Ураганов»! И сестры…дети малые…Над всеми – Бог!…

…Запах крови сюда приносит ветер… наша трасса совсем близко пролегает от границы Луганской республики. Где-то царапает память табличка — «Изварино»… А вот направление на Луганск – ближе, чем до Ростова…Мы летим вперёд, мысленно посылая свои горячие молитвы в правое открытое настежь всем ветрам окно…

Продолжение следует

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *