Святой мина

В день праздника поток людей, стекающихся к Обрадовскому монастырю Святого Великомученика Мины, не останавливается до самого вечера. Фото: Дарина Григорова Святой великомученик Мина был египтянином и служил в войске во времена римских императоров Диоклетиана и Максимиана (284 – 305 г.г.). Наподобие своих предшественников, они также были отъявленными гонителями христиан и издали указ предавать мучениям, и убивать всех христиан, не преклоняющихся идолам.Узнав об этом, Мина, который был христианином, взял оружие и отправился в горную пустошь, предаваясь посту и молитвам в службу Богу. Однажды, во время большого языческого праздника, он отправился в город, где призвал толпу отказаться от идолов и поверить в Бога и Спасителя человеческого рода. За это святого подвергли нечеловеческим истязаниям, но он не сдавался, а его вера заставляла его истязателей придумывать все более жестокие мучения. Наконец они вывели его за пределы города, где отрубили ему голову, зажгли большой костер и бросили в него тело Мины. Когда костер погас, верующие подошли и собрали оставшиеся мощи святого. Перенесли их в Александрию и похоронили их с почестями. Позже на этом месте была воздвигнута церковь имени святого мученика, где потом произошло множество чудес. Православная церковь чтит память святого Мины 11 ноября (24 ноября по старому стилю). Люди почитают его как святого, который быстрее помогает верующим, отправившим искреннюю молитву. Недалеко от Софии находится единственный монастырь, названный его именем. На том же месте еще в римскую эпоху существовала святая обитель. Считается, что она располагала 40 часовнями, причем некоторые из них носили имена апостолов Петра и Павла, Святого Николая Мирликийского, святых Козьмы и Демьяна. Во времена крестовых походов и османских нашествий комплекс, являвшийся частью Малой Святой горы (кольца монастырей вокруг сегодняшней столицы), был полностью разрушен. Согласно легенде, пожилая женщина, которая благодаря своим видениям обнаружила свыше ста полностью разрушенных церквей и монастырей, указала местным жителям останки этого монастыря. Когда на указанном месте произвели раскопки, люди обнаружили части креста и кадила, которые ныне хранятся в Церковно-историческом музее.
Чествование праздника Святого Мины начинается накануне, 10-го ноября. Отслуживается торжественная вечерня, монастырь остается открытым целую ночь, а людской поток со всей страны не иссякает. Каждый из этих людей, затаив боль в душе или еле сдерживая свою благодарность, терпеливо дожидается своей очереди у чудотворной иконы с ликом святого. «Это доказательство тому, что они приходят сюда с искренней верой”, – обобщает молодой священник из монастыря Святого Мины:
«Каждый обращается к святому со своей болью. Нередко сюда приходят с молитвами бездетные супруги с надеждой о ребенке, или же одинокие люди, мечтающие встретить спутника в жизни. Другие приходят, чтобы их имена записали в списки к благодарственной литургии”.
Бытует легенда, согласно которой чудотворная икона в монастыре была привезена самим автором в 50-е годы прошлого века. Это российский художник Михаил Малецкий, который в то время работал над реставрацией Военно-исторического музея. Он рассказал, как во сне ему явился воин с копьем и щитом и приказал ему, чтобы тот нарисовал его. Люди говорят, что чудеса начались с момента, когда эта икона была повешена в монастыре. Они верят, что она помогает при исцелении тяжелых болезней, а также при решении любых житейских проблем.

«Сюда стекается много народу, особенно в выходные дни, — рассказала служащая монастыря. – Но также и на неделе она не остается пустой с утра до вечера. Много молодых людей молятся у чудотворной иконы и затем снова возвращаются сюда, уже чтобы поблагодарить”.
Перевод Миглены Ивановой

Слово дня 03 ноября 2006.
падеж ед. ч. мн. ч.
Им. риста́лище риста́лища
Р. риста́лища риста́лищ
Д. риста́лищу риста́лищам
В. риста́лище риста́лища
Тв. риста́лищем риста́лищами
Пр. риста́лище риста́лищах

рис-та́-ли-ще

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 4a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -рист-; суффиксы: -ал-ищ; окончание: -е.

  • МФА: ед. ч. , мн. ч.
  1. истор. место, площадь для конных, рыцарских или иных состязаний, боевых упражнений или представлений ◆ Между тем как это происходило на одном конце ристалища, ко фронту отдыхающей роты подъехал всадник среднего роста, но атлетического сложения; он был в кольчуге, в шлеме, в полном боевом вооружении; за ним следом тянулось пять нукеров. А. А. Бестужев-Марлинский, «Аммалат-бек», 1831 г. ◆ На конское ристалище намедни я смотрел. Н. А. Некрасов
  2. истор. конные, рыцарские или иные состязания, проводимые на специальной площади, обширном пространстве ◆ Что же до увеселений Персиян, то высшее сословие развлекается охотою, ристалищами на лошадях, стрельбою в даль, танцовщицами и прогулками в загородных садах. Н. Т. Муравьёв, «Письма русского из Персии», 1844) г.
  3. перен. высок. жаркое обсуждение какого-либо вопроса ◆ Продолжая рассказ о наших хождениях по петербургским политическим ристалищам, перейдем теперь к слышанным нами ораторам кадетской партии. Иван Куторга, «Ораторы и массы», 1940-1941 г.
  4. перен. книжн. то же, что поприще; область, сфера или место деятельности чего-либо ◆ Нечто вроде принципа относительности на житейском ристалище представилось ему, но, окончательно запутавшись, он бросил и эти сближения. Игорь Сухих, «Живаго жизнь: стихи и стихии // «Звезда»», 2001 г. ◆ Вот к чему ведёт суетность мирская. Вы, по-видимому, привыкли к лицам, на которых играет улыбка, к истинным ристалищам лжи. Стендаль, «Красное и чёрное»
  1. ипподром, поприще
  2. скачки, ристание
  3. прение, полемика
  4. поприще
  1. площадь, арена
  2. состязание, соревнование
  3. дискуссия
  4. область, сфера

Ближайшее родство

  • существительные: ристатель, ристала, ристанье, растанье
  • прилагательные: ристательный, ристалищный
  • глаголы: ристать

Статья нуждается в доработке.

Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
В частности, следует уточнить сведения о:

  • произношении
  • этимологии

(См. Общепринятые правила).

Великомученик Мина

Мина Котуанский (греч. Μηνάς; + 304), великомученик

Память 11 ноября

Родом из Египта, был воином и служил всадником в тагме Руталиков в городе Котуане (Κοτυάειον, совр. Кютахья, Турция) под началом центуриона Фирмилиана во время царствования императоров Диоклетиана и Максимиана. Когда соправители начали жесточайшее в истории гонение на христиан, святой не пожелал служить гонителям и, оставив службу, удалился в горы, где подвизался в посте и молитве. Однажды во время языческого праздника святой пришел в город, в котором раньше служил. В разгар праздничных игрищ, смотреть которые сошлись все жители, раздался обличающий голос угодника Божия, проповедовавшего веру во Христа, Спасителя мира.

Перед судом правителя Пирра святой мужественно исповедал свою веру и сказал, что пришёл сюда, чтобы обличить всех в злочестии. Мина отверг предложение принести жертву языческим богам, принял жесточайшие муки, после которых был обезглавлен в 304 году. Воины, взяв тело, бросили его в большой костёр, но когда огонь погас, христиане собрали оставшиеся после сожжения части мощей мученика и принесли в Александрию, где и с честью погребли близ Мареотидского озера (совр. оз. Sidi Krir).

Иисус Христос и вмч. Мина Котуанский. Икона из Бавита, Египет (VI в.). Париж, Лувр

На этом месте по приказу императора Константина Великого в период, когда патриархом Александрийским был святитель Афанасий Великий, было построено два храма, монастырь и другие сооружения.

Великомученик Мина и по смерти своей прославился чудесами. Однажды около посвящённой ему церкви вместе со многими другими находились хромой и немая, ожидающие получить исцеление. В полночь, когда все спали, святой явился хромому и повелел подойти к немой женщине и дёрнуть её за ногу. «Если не сделаешь сие, не получишь исцеления», — сказал Мина хромому. Тот, исполняя повеление святого, подполз к немой и схватил её за ногу. Женщина, пробудившись, начала кричать, негодуя на хромого. А он, испугавшись, встал на обе ноги и быстро побежал. Таким образом, оба получили исцеление и воздали благодарение Богу и святому Мине.

Сохранившаяся древнейшая икона мученика Мины VI века ныне экспонируется в Лувре.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Я́ко Безпло́тным собесе́дника/ и страстоте́рпцем единовсе́льника,/ соше́дшеся ве́рою, Ми́но, восхваля́ем тя,/ ми́ра ми́рови испроси́// и душа́м на́шим ве́лия ми́лости.

Кондак, глас 4 (Подобен: Явился еси:)

Во́инства исхити́ привре́меннаго/ и нетле́ннаго показа́ тя Небе́снаго о́бщника,/ страстоте́рпче Ми́но,/ Христо́с, Бог наш,// И́же му́чеников нетле́нный Вене́ц.

Использованные материалы

  • «Великомученик Мина Котуанский», страница календаря на портале Православие.RU:
  • «Великомученик Мина Котуанский», страница сайта Мир русской иконы:
  • » Άγιος Μηνάς «ὁ ἐν τῷ Κοτυαείῳ» ο Μεγαλομάρτυρας», страница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов):
  • Минея. Ноябрь, ч. 1, изд. Московской Патриархии, с. 296 и 306:
    • (тропарь)
    • (кондак)

Рядом с домом Достоевского на углу Писательского переулка находится небольшое здание кубической формы. Это церковь святого великомученика Мины. Прежде эта часть древнего города, которая так удачно расположилась между Перерытицей и Порусью, носила название Мининский конец, по названию церкви. Ее облик, размеры, форма кирпичей, а также архитектурно-конструктивные особенности и декор позволили историкам предположить, что время постройки церкви — первая половина XV века. У церкви имелось подцерковье, сам храм находился на втором этаже. Апсида была украшена арочками и вертикальными жгутами. Перекрытие было позакомарным, что в те времена было явлением редким на Новгородчине. До сих пор стены держат древнюю кладку из красного ракушечника.

Церковь великомученика Мины удивительна по древности архитектурного исполнения. Построена на твердом основании: стены весьма толстые, выложены из кирпича, обожженного особым способом, природного камня, и плиты с железными связями; по 4 пилястры с разными украшениями находятся на каждой стороне церкви. «В длину церковь имеет 8 сажен 1 аршин, ширина составляет 4 сажени 1 аршин, вышина до кровли 4 сажени, а с главою и крестом 7 саженей 1 аршин».

Те достопримечательности, которые имела церковь, сейчас могли бы составить гордость любого музея. Это храмовой образ святого мученика Мины в чудесах, напрестольный восьмиконечный крест посеребрённый и позолоченный, Евангелие, окованное на ножках, издания 1657 года. В XVII веке для церкви наступили тяжелые дни. В 1614 году она была разорена шведами и литовцами и долгие годы находилась в полном запустении. Предание гласит, что шведы, не найдя пристанища в городе, который они разрушили, въехали на лошадях в храм и ослепли. Военноначальник шведов отправил слепцов на родину, чтобы живым примером показать согражданам, какие чудеса происходят в русских православных храмах.

Уже в 1751 году стараниями прихожан и архиепископа Стефания Калиновского храм был восстановлен. В 1874 году была выстроенная каменная колокольня и трапезная. Во время раскопок была найдена часть церковного кладбища, где обнаружено 43 погребения XVI—XVIII веков. В результате раскопок было выяснено, что этому каменному храму предшествовали два деревянных, которые были уничтожены пожарами.

Кажется невероятным, что этот город, точнее, расположенная здесь могила святого Мины Котуанского, которая была одной из важнейших христианских святынь и крупным центром паломничества, была на тысячу с лишним лет забыта. Лишь в начале XX века Абу-Мина, находившийся примерно в 45 километрах от Александрии в Египте и разрушенный персидскими завоевателями в VII веке, был снова обнаружен немецкими археологами — при почти невероятных обстоятельствах. Об этом и о древнем городе Абу-Мина, возникшем на месте захоронения останков святого великомученика Мины Котуанского, рассказывает выставка в музее имени Боде (Bode-Museum) в Берлине. В экспозиции представлены фрагменты древних зданий, предметы быта и сувениры для паломников.

Предполагаемая могила святого мученика

О святом Мине Котуанском существует несколько противоречащих друг другу легенд. По самой распространенной версии, египетский солдат Мина Котуанский, исповедовавший христианскую веру, служил во Фригии в конце III — начале IV веков. Во времена преследования христиан он не отрекся от веры и принял мученическую смерть. Почитается, в первую очередь, коптскими, греческими и балканскими христианами. На их иконах его часто изображают на коне как воина. Это не случайно: он принадлежит к так называемым святым воинам наряду, например, с Георгием Победоносцем, Феодором Стратилатом, Дмитрием Солунским.

Братья по вере Мины Котуанского перевезли его тело на корабле в Египет. Дальше останки мученика везли на верблюде. После очередной остановки верблюд никак не хотел идти дальше, и верующие, сопровождавшие тело, усмотрели в этом знак, указывающий на то, что тело Мины Котуанского должно быть захоронено именно здесь.

Завоевания и разрушения в античном центре паломничества

На месте, где, как предполагалось, находилась овеянная легендами могила святого Мины Котуанского, возникли культовые сооружения, потом вырос целый город, с религиозным центром и молельными домами, постоялыми дворами и жилыми постройками, торговыми лавками и мастерскими. Многочисленные верующие из всех уголков Римской империи совершали паломничество в этот город.

В начале седьмого века нашей эры Абу-Мину завоевали персы. Они пробыли на этой территории с 619 по 629 годы. В этот период город был разрушен. Позже этот центр паломничества перешел в попечение коптской, то есть египетской христианской церкви. Вновь застраивать город и восстанавливать разрушенную церковь, построенную на могиле святого, стали столетием позже, но былой красоты и значения он уже не обрел. А затем фактически был заброшен.

Летом 1905 года руины античного города были найдены археологом и теологом Карлом Марией Кауфманом (Carl Maria Kaufmann)и его двоюродным братом Эвальдом Фалльсом (Ewald Falls). Это произошло случайно, в последние дни археологической экспедиции, которая до момента обнаружения Абу-Мины не принесла никаких результатов.

Сосуд с изображением святого Мины Котуанского

Поиски ученых были сосредоточены в Киренаике, исторической области на территории современной Ливии. Сенсационную находку археологи сделали благодаря мальчику-бедуину, который принес им глиняный кувшинчик для хранения ароматных масел с изображением святого Мины Котуанского между двумя верблюдами. След этой находки привел братьев-археологов к печи для обжига изделий из глины, в которой они нашли еще несколько подобных керамических изделий. Теперь ученые уже не сомневались в том, что обнаружили древнюю христианскую святыню.

Столетние раскопки

Благодаря финансовой поддержке Франкфурта-на-Майне, родного города Карла Марии Кауфмана, а также Вильгельма фон Боде (Wilhelm von Bode), тогдашнего директора берлинского музея, который сегодня носит его имя, археологам удалось начать раскопки Абу-Мины уже осенью 1905 года. Первая экспедиция продолжались до 1907 года. Уже на этом этапе удалось обнаружить остатки крупной базилики, римские бани, позже — гостиницу для паломников, баптистерий и, конечно, множество артефактов. В 1950-1970-х годах здесь построили новый коптский монастырь Св. Мины. Сейчас он также является местом христианского паломничества. Из-за высокого уровня грунтовых вод в 2001 году город Абу-Мина был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, находящихся под угрозой уничтожения.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *