Святой мученик лонгин

Лонгин Сотник

В Википедии есть статьи о других людях с именем Лонгин. Сотник Лонгин, фрагмент мозаики из монастыря Неа Мони на Хиосе, около 1050 года

Лонги́н Со́тник (греч. Λογγῖνος ὁ Ἑκατόνταρχος) — согласно христианскому преданию, римский воин, центурион (сотник), пронзивший копьём бок распятого Иисуса Христа.

Православная церковь почитает Лонгина как мученика и совершает его память 16 октября по юлианскому календарю (29 октября по новому стилю). Католическая церковь совершает его память 15 марта.

Один из приделов Храма Гроба Господня в Иерусалиме посвящён святому Лонгину.

Евангельский сюжет

В Новом Завете эпизод прободения тела Христа копьём содержится только в Евангелии от Иоанна:

Но так как была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится. Также и в другом Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили.

— Ин. 19:31-37

Евангелист Марк, не сообщая о прободении тела Христа копьем, сообщает о присутствии на казни римского сотника, сказавшего сразу после смерти Иисуса: «истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15:39).

Имя римского солдата у евангелистов не упоминается и известно только из апокрифических источников.

Апокрифические свидетельства

Распятие.
Над головой солдата надписано его имя: ΛΟΓΙΝΟΣ
Евангелие Рабулы, 586 г.

В апокрифической литературе самое раннее упоминание этого эпизода встречается в латинской версии «Деяний Пилата», входящих в Евангелие от Никодима. Пронзивший тело Иисуса римский солдат назван в этом апокрифе по имени: сотник Лонгин. В западном предании он отождествляется с сотником, упоминаемым в Евангелиях от Матфея (27:54), Марка (15:39), и Луки (23:47). Согласно одному из житийных текстов, приписываемых Исихию Иерусалимскому, сотник Лонгин раскаялся и обратился сразу после смерти Иисуса Христа, устрашённый последовавшими за ней затмением и землетрясением, стал проповедником христианства и был убит в Кесарии Каппадокийской в 58 году, откуда, по другим свидетельствам, и был родом.

Одно из самых ранних изображений сцены распятия — миниатюра из Евангелия Рабулы, иллюминированной сирийской рукописи VI века — включает и имя солдата, надписанное над его головой по-гречески в изменённой форме: Логин, ΛΟΓΙΝΟΣ (не исключено, однако, что имя могло быть добавлено в миниатюру позднее).

Усекновение главы св. Лонгина. Средневековая миниатюра, Франция

Предание

Церковное предание сообщает, что он, кроме того что был в составе стражи при Кресте, охранял и Гроб Господень и был свидетелем воскресения Иисуса Христа. После этого он и другие воины уверовали во Христа и отказались лжесвидетельствовать о том, что тело Христа выкрали его ученики (см. Стража у гроба).

По преданию, Лонгин страдал катарактой. Во время казни Христа кровь брызнула ему на глаза, и Лонгин исцелился. С этого момента он сам стал христианским подвижником. В качестве христианского великомученика он покровительствует всем страдающим глазными болезнями.

Лонгин отправился с проповедью на свою родину, в Каппадокию (вместе с ним пошли и два других воина). Предание сообщает, что Пилат по убеждению иудейских старейшин направил в Каппадокию воинов с целью убить Лонгина и его сподвижников. Посланный отряд прибыл в родное селение Лонгина; бывший сотник сам вышел навстречу воинам и привёл их в свой дом. За трапезой воины рассказали о своей цели, не зная, что хозяин дома — тот человек, которого они ищут. Тогда Лонгин и его сподвижники назвали себя и просили изумлённых воинов, не смущаясь, исполнить свой воинский долг. Воины хотели отпустить святых и даже советовали им бежать, но сподвижники отказались это сделать, проявив твёрдую волю принять страдания за Христа. Они были обезглавлены, тела погребли в родном селении Лонгина, а головы прислали Пилату, который распорядился бросить их на мусорную свалку. Главы мучеников были обретены слепой женщиной (исцелившейся от прикосновения к ним), которая погребла их в Каппадокии.

Происхождение предания

Как было отмечено ранее, в канонических книгах Нового Завета имя солдата, пронзившего копьём Христа, вообще не упоминается. Сам эпизод прободения копьём упоминается лишь однажды в несиноптическом Евангелии от Иоанна. Современные исследователи считают, что имя «Лонгин» появилось в результате интерпретации греческого слова λόγχην — «лонхин» (склонение от слова λόγχη, «(остриё) копья, копьё»), которое Евангелист Иоанн использовал в описании прободения Христа во время распятия (Иоан. 19:34).

Почитание

Лонгин Сотник. Икона работы Фёдора Зубова, 1680 год

В православной церкви

Православная церковь почитает Лонгина как мученика. Память мученика Лонгина совершается 29 октября (16 октября по юлианскому календарю).

Мученик Твой, Господи, Лонгин, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.

— Тропарь мученика Лонгина сотника

На проскомидии при приготовлении Агнца к обязательным действиям относится прободение копием правой стороны Агнца с произнесением евангельских слов о действиях Лонгина при распятии Христа (Ин. 19:34).

Один из приделов Храма Гроба Господня в Иерусалиме посвящён святому Лонгину.

В католической церкви

В средние века почитание святого Лонгина было широко распространено в Западной Европе. Не в последнюю очередь это было вызвано включением истории святого Лонгина в «Золотую Легенду», популярный сборник житий. В настоящее время память святого Лонгина совершается в Католической церкви 15 марта.

Мощи, почитаемые на Западе как мощи святого Лонгина, хранятся в римской церкви святого Августина. В ватиканском Соборе святого Петра хранится наконечник копья Лонгина и установлена статуя святого, созданная Бернини.

Галерея

  • Святой Лонгин
    скульптура Дж. Бернини в Соборе святого Петра

  • Лонгин, пронзающий грудь Христа
    фрагмент фрески Фра Анджелико

  • Христос на кресте, три Марии, Евангелист Иоанн и Св. Лонгин
    Маттиас Грюневальд

  • Святой Лонгин в Бон-Жезуше, Брага, Португалия

  • Сотник Лонгин
    русская деревянная скульптура, XIX век

См. также

Лонгин (сотник):

  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Копьё Лонгина — пика, которую римский солдат Лонгин вонзил в подреберье Иисуса Христа, распятого на кресте. Является одним из орудий Страстей Христовых.

Примечания

  1. Иисус Христос в документах истории / сост. Б. Г. Деревенский. — 6-е изд. — СПб.: Алетейя, 2014. — С. 132, 454. — ISBN 978-5-903354-20-7.
  2. Мученик Лонгин Сотник, Каппадокийский. Житие
  3. Джеймсон Э. The History of Our Lord as Exemplified in Works of Art, 1872:160. (англ.)
  4. В Русском Синодальном тесте Библии этот стих выглядит следующим образом: «…но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода», что совершенно соответствует греческому оригиналу: «ἄλλος δὲ λαβὼν λόγχην ἒνυξεν αὐτοῦ τὴν πλευράν, καὶ ἐξῆλθεν ὖδορ καὶ αἳμα»

Копьем или верой: чем римлянин Лонгин поразил Христа?

Римский легионер, которого в христианстве почитают как святого, – для непосвященных это, должно быть, прозвучит странно. Тем не менее 29 октября православная церковь чествует мученика Лонгина.

Гай Кассий Лонгин был центурионом, или сотником. Это звание в римской армии носили те, кто командовал военным подразделением – центурией.

Согласно христианскому преданию, Лонгин присутствовал при казни Иисуса Христа и поразил его бок своим копьем. Как гласит Священное Писание, как только Мессия испустил дух, начали происходить странные события: «…и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф. 27:51–52). Увидев это, Лонгин сказал своим воинам: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15:39).

С его именем связано и еще одно предание: согласно христианской традиции, молитва Лонгину помогает исцелиться от глазных болезней. Некоторые авторы указывают, что центурион якобы страдал катарактой, но, когда кровь Христа брызнула ему на глаза, Лонгин чудесным образом исцелился. После этого он принял христианство и стал проповедником, до самой смерти прославлявшим Сына Божия.

Примечательно, что ни один из евангелистов не указывает имя сотника, а эпизод с копьем упоминается только у апостола Иоанна. Более подробная история мученика Лонгина дошла до нас из многочисленных апокрифических источников. Так, впервые этот эпизод встречается в Евангелии от Никодима.

По словам протоиерея Олега Стеняева, Лонгин мог общаться с Иисусом еще до казни, и уже тогда его вера поразила Христа. О том, как это произошло, – читайте далее.

«Первый христианин, который не был евреем»

– Отец Олег, расскажите, как вышло, что римский сотник Лонгин в итоге обратился в христианство? Что произошло с ним на Голгофе?

– Согласно упоминаниям в Евангелиях, Лонгин Сотник на Голгофе исповедовал Иисуса Христа как Сына Божия. Когда он увидел, что в момент смерти Христа в мире природы стали происходить чудесные, необычные явления (солнце скрылось, неожиданно началась буря, землетрясение, мертвые воскресли), его это поразило. И Лонгин понял, что только смерть Сына Божия может оказаться причиной таких необычных явлений.

Лонгин Сотник. Икона работы Федора Зубова

– Чем еще примечателен Лонгин?

– Эта фигура – знаковая, потому что это первый обращенный в веру в Иисуса Христа нееврей. Собственно говоря, в еврейском народе христианство не состоялось, хотя первые христиане были в основном евреями. А Лонгин – это как раз начаток Церкви уверовавших язычников. Так назывались христиане, которые из языческого мира приходили ко Христу. Поэтому, как первенец этой церкви, он, конечно, важная фигура. И потом считается, что Лонгин – тот самый человек, который, когда у него болел слуга, пришел к Иисусу Христу.

«Сотник сумел удивить Бога»

– Что это за история?

– Как гласит Писание, у одного римского сотника был слуга – отрок, который жестоко страдал от недуга. Из текста видно, что это ребенок, причем, возможно, римлянин его усыновил. Воин пришел к Иисусу, чтобы тот исцелил мальчика. Христос изъявил желание пойти, но этот человек остановил его и сказал: «Только скажи слово, ибо и я, начальник, имея в подчинении людей, говорю им: “Иди”, и они идут». Услышав это, Христос удивился. Поверьте мне, удивить Бога – это очень сложно. Иисус сказал сотнику: «И в Израиле я не нашел такой веры!» Таким образом, это был удивительный человек еще задолго до голгофских событий. Его вера превзошла даже веру вполне кошерных и религиозных верующих, и он явил новый формат христианства, которое позже возникло из римлян, греков, скифов, варваров и впоследствии славян.

– Постойте, это значит, что Лонгин верил в Христа еще до того, как увидел его смерть? Разве в таком случае можно говорить, что он уверовал именно на Голгофе?

– На Голгофе Лонгин исповедовал Христа как Сына Божия. Эта вера более глубокая и, скажем так, более христианская. А в первом случае у него была проблема, и он услыхал, что появился такой раввин, который исцеляет больных и творит чудеса. Он пришел к нему за помощью, чтобы тот хотя бы просто сказал слово.

– Но ведь Иисус обычно исцелял людей, непосредственно их касаясь?

– В некоторых случаях требовалось, чтобы Христос пришел в дом к человеку. Так, например, происходило исцеление дочери Иаира, начальника синагоги. В иных случаях требовалось, чтобы сам больной прикоснулся ко Христу, как кровоточивая женщина. А случай Лонгина – это, конечно, совершенно необычный формат веры.

– В одном из церковных преданий сказано, что Лонгин к тому же, вместе с другими стражниками, охранял Гроб Господень. Значит, он видел воскресение Христа?

– Я больше отталкиваюсь от библейского текста – это более авторитетно. А те предания, которые возникли потом, немного разнятся. Скорее всего, конечно, никакие римляне не охраняли Гроб Господень. Помните, в Евангелии сказано, что, когда книжники пришли к Пилату и попросили поставить стражу возле гробницы, чтобы ученики Иисуса не выкрали его тело, тот сказал им: «Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете»?

«Целитель глазных недугов»

– Считается, что молитва Лонгину помогает вылечить глазные болезни. Это связано с преданием о том, что сотник страдал катарактой, от которой его исцелила кровь Христа?

– В Евангелии ничего не говорится о его недугах. Там говорится лишь об исцелении его отрока. Но действительно, есть такая традиция: Лонгину принято молиться, когда у людей проблемы со зрением.

Чудесное обретение копья Лонгина в Антиохии

– Где у нас можно поклониться этому святому?

– Одна из лучших икон Лонгина Сотника в Москве находится в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Это очень старинная икона, но, к сожалению, во время реставрации ее замазали маслом – его использовали вместо темперы. Теперь она находится в очень печальном состоянии. Может быть, если это масло снимут, то откроется тот Лонгин, которого я помню. Это очень сильная икона.

– Лонгин одинаково почитается и в православной, и в католической церкви? Кажется, что западной традиции он должен быть ближе.

– Нет, он почитается и у нас, и у римских католиков. Не надо забывать, что тысячу лет мы были вместе, до 1054 года это была одна церковь. У нас общие церковные каноны, общие догматы и общие святые, мы читаем одних и тех же святых отцов и прислушиваемся к их пониманию Священного Писания. Поэтому совпадения здесь не случайны.

Житие и страдание святого мученика Лонгина сотника

Память 16 октября

Когда Господь наш Иисус Христос, по неизреченной Своей милости, благоволил спасти нас от погибели Своим вольным страданием, крестом, смертью и воскресением, тогда один сотник, по имени Лонгин, родом из Каппадокии, находясь под властью Пилата, был приставлен со своими воинами служить при страдании и распятии Иисуса Христа. Увидав чудеса, бывшие при кресте Христовом: землетрясение, затмение солнца, открывшиеся гробы и восставших из них мертвецов и распадение камней, сотник Лонгин исповедал, что Христос есть Сын Божий. О сем событии Божественный евангелист Матфей так говорит: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» (Мф.27:54. Ср. Мк.15 и Лк.23:47). Так свидетельствует об уверовавшем во Христа сотнике Лонгине Божественное Евангелие. Предание же церковное к засвидетельствованному в Евангелии прибавляет, что Лонгин был тот воин, который пронзил ребра распятому Господу Иисусу Христу и от истекшей крови и воды получил исцеление больных глаз своих. Тот же Лонгин был и в числе стражей, приставленных Пилатом к Животворящему телу Иисуса Христа, лежавшему во гробе. Когда же Господь преславно воскрес от гроба и Своим чудным восстанием навел на стражу ужас6730, тогда Лонгин и два воина окончательно уверовали во Христа, и сделались проповедниками Воскресения Христова, – ибо они возвестили Пилату и архиереям обо всем происшедшем. Архиереи и старейшины, устроив совещание, дали воинам довольно денег, чтобы они утаили о воскресении Христовом и сказали, что ученики Христа, пришедши ночью, украли Его, когда они спали (Мф.28:11–13). Однако Лонгин денег не взял и утаить чуда не захотел, но еще усерднее стал свидетельствовать о нем, и свидетельство его было истинно. Посему Пилат и все иудейское сонмище возненавидели Лонгина и весь гнев свой, который они прежде имели на Христа, обратили теперь на Лонгина. Лонгин открыто проповедовал о Христе, что Он есть Истинный Бог, и что он, Лонгин, был самовидцем животворящей смерти Его и воскресения. За сие свидетельство Лонгин подвергся ненависти и гонению со стороны врагов Иисуса Христа, которые стали изыскивать причину, чтобы погубить его, но, не находя за ним вины, не решались, потому что Лонгин был старейший из воинов, человек честный и известный самому кесарю. Когда же Лонгин узнал об их злом намерении, то восхотел лучше быть отверженным от них и остаться со Христом, чем жить в селениях Иудейских. Он оставил свой воинский сан, одежду и пояс и, взяв двоих друзей своих, которые имели такую же ревность по Христе, уклонился от народного общения и посвятил себя на служение Единому Богу. Приняв крещение от святых апостолов, Лонгин в скором времени оставил Иерусалим и пошел со своими друзьями в Каппадокию; там он стал проповедником и апостолом Христовым, и многих обратил от заблуждения к Богу. Затем, оставив город, Лонгин стал жить в селении своего отца, проводя безмолвную жизнь – в посте и молитвах.

Вскоре сделалось известным всему собранию иудейскому в Иерусалиме, что Лонгин распространяет свое учение по всей Каппадокии и проповедует о воскресении Христовом. Тогда архиереи и старейшины иудейские, исполненные зависти и гнева, пошли к Пилату со многими дарами и стали просить его отправить послание кесарю в Рим с извещением о том, что Лонгин отвергнул от себя воинский сан, отказался от подчинения римской власти и возмущает в Каппадокии народ, проповедуя им о другом царе. Пилат, приняв дары, согласился на просьбу иудеев и отправил к кесарю Тиверию6731 послание, заключающее в себе сильную клевету на Лонгина. Вместе с этим письмом Пилата, евреи послали от себя много золота кесарю и тем самым купили смерть святому Лонгину: ибо вскоре от кесаря Тиверия пришло повеление предать Лонгина смерти, как противника кесарю. Пилат тотчас же послал воинов в Каппадокию, чтобы отсечь голову Лонгина и принести ее в Иерусалим для удостоверения еврейского сонмища в смерти Лонгина. По просьбе иудеев Пилат повелел также убить и тех двух воинов, которые вместе с Лонгином оставили воинский сан и там же в Каппадокии с ним вместе проповедовали Христа.

Когда посланные дошли до страны Каппадокийской, то стали усердно расспрашивать о Лонгине, где он живет; узнав, что он пребывает в селении своего отца, они поспешили туда, стараясь показать, что отыскивают Лонгина не на убиение, а как бы для оказания ему некоторой почести. Они боялись, чтобы Лонгин не избежал их рук и чтобы им не возвратиться к пославшим их ни с чем; посему-то они и хотели тайно схватить его.

Между тем святой Лонгин, по откровению Божию, узнал о готовившемся ему венце мученическом. Он вышел сам навстречу посланным от Пилата и любезно приветствовал их. Те же, не зная его, спрашивали:

– Где Лонгин, который некогда был сотником?

– Зачем вам его нужно? – спросил их со своей стороны Лонгин.

– Мы слышали, – отвечали воины, – что он человек добрый, и хотим посетить его; мы воины, а он был сотником воинов, – поэтому мы и хотим видеть его.

Тогда Лонгин сказал:

– Прошу вас, господа мои, зайдите ко мне в дом и отдохните немного с дороги, а я извещу Лонгина о вас, ибо я знаю, где он живет, и тогда он сам придет к вам, так как живет недалеко отсюда.

Воины зашли к Лонгину, и, он предложил им обильное угощение. Когда же настал вечер и воины сильно развеселились от вина, то они рассказали Лонгину, зачем они посланы. Но предварительно просили его и взяли с него клятву, что он никому не передаст этой тайны; воины боялись, чтобы кто-нибудь не рассказал Лонгину и чтобы он не убежал от них; при этом они сказали ему:

– Мы посланы отсечь головы Лонгину и двоим друзьям его, ибо такое пришло повеление к Пилату от кесаря.

Лонгин, услыхав, что и друзей его ищут умертвить, послал за ними скорее, приглашая их к себе; сам же не хотел сказать воинам, – пока не придут его друзья, – что он и есть сам Лонгин. Когда воины уснули, Лонгин стал на молитву, и всю ту ночь усердно молился Богу, приготовляясь к смерти. С наступлением утра, воины, торопясь отправиться в путь, просили Лонгина указать им того, кого они ищут. Тогда Лонгин сказал им:

– Подождите немного, господа мои, – я послал за ним, и он немедленно придет к вам: поверьте мне, что тот, которого вы ищете, сам предаст себя в руки ваши, – только немного подождите.

Затем Лонгин узнал, что друзья его идут: тотчас он вышел к ним навстречу и, поцеловав, обнял их и сказал:

– Радуйтесь, рабы Христовы, мои же соратники, радуйтесь вместе со мною, ибо приблизилось веселие наше, – наступило время разрешения нашего от плотских уз; вот теперь мы вместе предстанем Господу нашему Иисусу Христу. Мы видели Его страдающим, распятым, погребенным и воскресшим со славою; теперь же увидим сидящим одесную Бога, и насытимся лицезрением славы Его.

Сказав сие своим друзьям, Лонгин рассказал им, что от Пилата и синедриона иудейского пришли воины, чтобы умертвить их за свидетельство о воскресении Христовом. Услыхав сие, они возрадовались, что сподобятся быть причастниками венца мученического и скоро предстанут Господу своему, Коего они возлюбили от всей души. Приведя, затем, своих друзей к воинам, Лонгин сказал:

– Вот вам Лонгин и два друга его! Я – Лонгин, которого вы ищете; сии же – два мои друга, со мной вместе видевшие воскресение Христово и уверовавшие; делайте с нами, что вам повелено пославшими вас.

Услышав сие, воины изумились и сначала не поверили, что перед ними сам Лонгин; затем, удостоверившись в истине сего, они устыдились и не желали умерщвлять своего благодетеля. Но Лонгин понуждал исполнить повеленное, сказав при сем:

– Вы ничем не можете лучше отблагодарить меня за мою любовь к вам, как послать меня к Господу моему, Коего я давно желаю видеть.

Облекшись затем в белые погребальные ризы и указав рукою на близлежащий холм, Лонгин повелел домашним своим похоронить там тело его и двух друзей своих. После сего, помолившись и отдав всем последнее целование, Лонгин и два друга его6732 преклонили под меч главы свои. Воины, усекнув их, взяли с собой главу святого Лонгина и ушли; тела же святых были погребены с честью на том месте, которое указал сам святой Лонгин.

Придя в Иерусалим, воины принесли туда честную главу святого Лонгина и отдали ее Пилату для удостоверения его и всего сонмища иудейского в убиении Лонгина. Пилат и иудеи, увидав главу святого, повелели бросить ее за городом, и она долго лежала там вместе с сором, пока не была засыпана пылью.

Господь же «хранит все кости» (Пс.33:21) угодников Своих, сохранил в целости и главу святого Лонгина, находившуюся в сору.

И когда Господь захотел прославить Своего раба на земле пред людьми, которого уже прославил на небе пред ангелами, то открыл главу святого таким образом. Одна женщина, христианка, вдова из Каппадокии, ослепла обоими глазами и долго искала помощи от врачей, но не получала. После сего она вздумала пойти в Иерусалим – поклониться святым местам и искать там помощи Божией ослепшим своим глазам. Взяв своего единственного сына, она отправилась с ним в путь. Но дойдя до святых мест, сын ее заболел и чрез несколько дней умер; вдова та была горько опечалена смертью сына: она плакала о двойной потере, ибо лишилась и очей и сына, который был как бы светом для ее очей и проводником для нее. И вот, когда вдова та горько и неутешно плакала, ей явился в видении святой Лонгин и утешил ее, обещав ей, что она увидит своего сына в небесной славе и получит свет очам своим. Он рассказал ей все о себе: как он был при страдании, распятии, погребении и воскресении Христовом, как, затем, проповедовал в Каппадокии Христа и пострадал за Него со своими друзьями. При этом он повелел ей идти за город и найти там его главу, лежащую в сору и засыпанную пылью.

– Тебе предназначено, – сказал при сем святой Лонгин, – обрести ее для твоего исцеления.

Утешившись от печали, вдова встала и попросила проводить ее за город; когда же туда вели, она сказала провожавшим ее:

– Где увидите большую кучу наметенного сора, там меня и поставьте.

Они так и сделали. Найдя большое количество наметенного сора, они привели ее туда, и она начала своими руками разгребать сор и раскапывать пыль: хотя она и ничего не видала глазами, но имела великую веру словам, сказанным ей в видении святым Лонгином. И тотчас же, по усмотрению Божию, она получила то, чего искала и внезапно увидела свет солнечный; ибо глаза ее открылись и она увидела главу святого, лежащую в пыли. Вдова та обрадовалась не столько тому, что увидала свет солнечный, сколько тому, что нашла главу святого, благодаря которой получила прозрение. И прославляла она Бога и величала раба Его – святого Лонгина.

Взяв и облобызав главу святого, женщина с радостью понесла ее в свой дом; омыла ее, помазала благовонными мазями, и так возрадовалась о нахождении сего духовного сокровища, что забыла печаль свою об умершем сыне. В следующую ночь святой Лонгин опять явился ей в великом свете, ввел сына ее к ней, в блестящей брачной одежде, и любезно и отечески обняв его, сказал вдове:

– Смотри, жена, на своего сына, о котором ты печалишься и плачешь: вот, какая честь и слава ему, – смотри на него и утешайся. Бог причислил его к небесным чинам, которые находятся во Царствии Его. Я же теперь взял его от Спасителя, и он никогда не будет удален от меня. Вот, возьми мою главу и тело своего сына, и похорони их в одном ковчеге, и не плачь о своем единственном сыне, и да не смущается сердце твое, ибо великая слава, радость и нескончаемое веселие дано ему от Бога6733.

Когда женщина услыхала сие, то поспешно встала и положила главу мученика в один ковчег с телом своего умершего сына и затем возвратилась к себе домой, прославляя и восхваляя Бога. Достигнув своего отечества, она похоронила на честном месте тело своего сына и главу мученика, помыслив так при сем:

– Теперь я знаю, что»любящим Бога, призванным по изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28): я искала исцеления очам телесным, а нашла вместе с тем и исцеление очам душевным. Я была одержима скорбью о смерти моего сына, теперь же имею его на небе, предстоящим Богу во славе, с пророками и мучениками; с ними он всегда радуется и с Лонгином в Царствии Христовом носит крест – знамение победы, посреди ангелов, и как ученик Лонгина радостно воспевает: «воистинну Божий Сын сей бе» и есть и будет. Царство Его – Царство всех веков и владычество Его во всяком роде и роде. Слава Ему во веки. Аминь6734.

Кондак, глас 4:

Весело возрадовася церковь, в память днесь приснопамятнаго страдальца Лонгина, взывающи: ты моя держава, Христе, и утверждение.

Мученик Лонгин Сотник

День памяти: 16 октября
Мученик Лонгин Сотник

Святой мученик Лонгин сотник, римский воин, нес службу в Иудее под началом прокуратора Понтия Пилата. Во время казни Спасителя отряд, которым командовал Лонгин, стоял на страже вокруг Голгофы, у самого подножия святого Креста. Лонгин и его воины были свидетелями последних мгновений земной жизни Господа. великих и страшных знамений, явленных по смерти Его. Эти события потрясли душу воина. Лонгин уверовал во Христа и всенародно исповедал, что «воистину — это Сын Божий» (Мф. 27,54). (По церковному преданию, Лонгин был тот воин, который пронзил копьем ребра распятого Спасителя и от истекшей крови и воды получил исцеление больных глаз.)

После казни и погребения Спасителя Лонгин со своим отрядом стоял на страже у Гроба Господня. Здесь воины сподобились видеть Пресветлое Христово Воскресение. Иудеи подкупом склоняли их лжесвидетельствовать, будто тело Христа похитили Его ученики. Лонгин и два его соратника не соблазнились иудейским золотом. Уверовав в Спасителя, воины приняли Крещение от апостолов и решили оставить службу. Лонгин покинул Иудею и отправился с проповедью о Христе Иисусе, Сыне Божием, на свою родину, в Каппадокию. За ним последовали и два его соратника. Пламенное слово подлинных участников великих событий в Иудее всколыхнуло сердца и умы каппадокийцев; христианство стало быстро распространяться в городе и окрестных селениях. Узнав об этом, иудейские старейшины убедили Пилата направить в Каппадокию отряд воинов, чтобы убить Лонгина и его сподвижников. Посланный отряд прибыл в родное селение Лонгина; бывший сотник сам вышел навстречу воинам и привел их в свой дом. За трапезой воины рассказали о цели своего прибытия, не зная, что хозяин дома — тот человек, которого они ищут. Тогда Лонгин и его сподвижники назвали себя и просили изумленных воинов, не смущаясь, исполнить свой долг воинского повиновения. Воины хотели отпустить святых и даже советовали им бежать, но сподвижники отказались это сделать, проявив твердую волю принять страдания за Христа. Святые мученики были обезглавлены, и их тела погребены там, где завещали святые, а отсеченные головы отправлены к Пилату. Пилат приказал бросить головы мучеников на мусорную свалку вне стен города. Спустя некоторое время одна слепая женщина пришла в Иерусалим, чтобы поклониться святыням. Во сне ей явился святой Лонгин и сказал, чтобы она нашла его голову и погребла ее. Слепую проводили к свалке. Коснувшись головы мученика, женщина прозрела. Она благоговейно отнесла честную главу в Каппадокию и там погребла.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *