Святой олаф

«Святой Олаф» перенаправляется сюда. Для использования в других целях, см Святой Олаф (значения) . «Олаф Крепкий» перенаправляется сюда. Чтобы узнать о персонаже видеоигры, см. The Lost Vikings .

Олаф II

Монета Олафа 1023–1028 годов.

Король Норвегии

Царствовать

1015–1028

Предшественник

Свейн Вилобород

Преемник

Кнут Великий

Родился

995
Рингерике , Норвегия

Умер

29 июля 1030 г. (34–35 лет)
Битва при Стиклестаде , Стиклестад , Норвегия

Супруга

Астрид Олофсдоттер

Проблема

Вульфхильд, герцогиня Саксонии
Магнус, король Норвегии ( незаконнорожденный )

ФИО

Олаф Харальдссон

дом

Святой Олаф

Отец

Харальд Гренске

Мама

Åsta Gudbrandsdatter

Религия

католицизм

Святой Олаф

Царь и мученик

Почитается в

Католическая Церковь
Восточная Православная Церковь
Лютеранство

Главный храм

Нидаросский собор

Праздник

29 июля

Покровительство

Норвегия , Фарерские острова

Олаф II Харальдссон (с 995 -. 29 июля 1030), позже известный как Святого Олафа (и традиционно , как Санкт — Olave ), был король Норвегии от 1015 до 1028. Сын Харальд Гренске , в мелком короля в Вестфольде , Норвегия, ему посмертно присвоили титул Rex Perpetuus Norvegiae (английский: Вечный / вечный король Норвегии ) и канонизировал в Нидаросе ( Тронхейм ) епископ Гримкель через год после его смерти в битве при Стиклестаде 29 июля 1030 года. Его останки были захоронены в Нидаросский собор , построенный на месте его захоронения. Его Святость призвала широкое распространение христианства на Скандинавию «s викингами / скандинавами .

Папа Александр III подтвердил местную канонизацию Олафа в 1164 году, что сделало его общепризнанным святым Римско-католической церкви . Он стал не менее важным святым Восточной Православной церкви (праздник 29 июля) и одним из последних известных святых перед Великим расколом . После реформации он был памятным историческим деятелем среди некоторых членов лютеранской и англиканской общин.

Сага об Олаве Харальдссоне и легенда об Олафе Святом стали центральными элементами национальной идентичности. Особенно в период романтического национализма Олаф был символом независимости и гордости Норвегии. Святой Олаф символизируется топором на гербе Норвегии, а Олсок (29 июля) по-прежнему является его днем ​​празднования. Его именем названы многие христианские учреждения со скандинавскими связями, а также норвежский Орден Святого Олафа .

Святой Олаф в витражном окне в церкви Олесунна

Первые люди появились на территории Норвегии по окончании ледникового периода. Они занимались охотой и рыбалкой, а с 5 — 6 тысячелетия до н.э. — и земледелием. Археологические раскопки слоев, относящихся к первым векам нашей эры, показали наличие связей между жителями Норвегии и представителями цивилизаций Средиземноморья.

К 700 году на территории современной Норвегии существовало около 30 мелких королевств, правители которых носили титул конунга. На тот момент конунги были в большей степени военными вождями, чем монархами в современном смысле этого слова. Отряды норвежских викингов совершали набеги на побережья Северной Атлантики, добирались и до Поморья, называемого в скандинавских географических трактатах Бьярмаландом. Викинги захватили и заселили Исландию, Гренландию, подчинили Оркнейские и Гебридские острова, Мэн и Ирландию, основав город Дублин, создали государства в Нортумбрии и Нормандии, разоряли берега Англии, Шотландии, Франции и даже Средиземноморья. Легендарный викинг Лейф Эйрикссон около 1000 года достиг северо-восточного побережья Америки, дав этой земле название «Винланд» — «Виноградная земля». Эпоха викингов закончилась около 1066 года, когда конунг Харальд Суровый был разбит англичанами у Стэмфорд-Бриджа. Его последователи разбойничьих набегов уже не совершали.

В IX веке на территории Норвегии начался процесс объединения страны. Один из локальных правителей, конунг Вестфолла Харальд Хальвданссон, прозванный впоследствии Прекрасноволосым, с 866 по 872 год подчинил себе практически все соседние земли, став единоличным властелином Норвегии. Однако еще при жизни Харальда в Норвегии началась череда междоусобных войн. У первого короля был 21 сын от многочисленных жён и любовниц, каждый из них считал себя сыном конунга, имеющим право на власть. Вообще на всю историю Норвегии вплоть до середины XIII века наложил отпечаток тот факт, что внебрачные дети конунгов имели те же права, что и законные. Это приводило к регулярному появлению претендентов на трон, которые зачастую были самозванцами. Претенденты часто обращались за помощью к государям соседних держав, Швеции и Дании, вследствие чего периодически Норвегия целиком или частично оказывалась под властью иноземцев. Лишь со смертью Кнуда Великого в 1035 году династия Харальда Прекрасноволосого окончательно утвердилась на троне, но и после этого датчане считали себя законными владельцами некоторых южных провинций.

Вплоть до конца I тысячелетия н.э. Норвегия была языческой страной, но Олаф Трюггвассон, ставший королем в 995 году, начал обращать норвежцев в христианство. Один из его последователей, Олаф Харальдссон, был канонизирован и стал святым покровителем Норвегии. В 1153 году при Инге Горбатом была учреждена Нидаросская епархия. Первым архиепископом Норвегии стал Йон Биргерссон.

Период с 1130 по 1240 годы является эпохой гражданских войн. После смерти Сигурда Крестоносца начались конфликты между его сыном Магнусом и незаконнорожденным братом Харальдом. При этом Магнус, а затем его потомки регулярно прибегали к помощи королей Дании и держали в подчинении часть провинций. После смерти в 1161 году бездетного Инге Горбатого, последнего из сыновей Харальда Сигурдссона, королем был избран Магнус Эрлингссон, сын влиятельного магната Эрлинга Кривого, не принадлежавшего к королевскому роду Харальда Прекрасноволосого. Однако власть Магнуса Эрлингссона была освящена церковью, а в 1163 году был принят закон, устанавливавший порядок наследования трона по праву первородства. Таким образом, Норвегия первым из скандинавских королевств превратилась в наследственную монархию. Однако в последние годы правления Магнуса все чаще стали вспыхивать восстания недовольных. В 70-х годах XII века при поддержке шведского ярла Биргера Улыбчивого в юго-восточных провинциях вспыхнуло восстание биркебейнеров (буквально — «берёзовоногих»: участники восстания за неимением денег делали себе обувь из бересты) под руководством некоего Эйстейна Девчушки, одного из претендентов-самозванцев. В 1177 году повстанцев возглавил Сверре, беглый монах с Фарерских островов, назвавший себя сыном Сигурда Харальдссона. Сверре удалось распространить свою власть почти на всю территорию Норвегии, однако ему пришлось бороться с многочисленными претендентами из числа незаконнорожденных сыновей Магнуса Эрлингссона. К концу XII века в Норвегии сформировались две противоборствующие партии: биркебейнеры (сторонники Сверре) и баглеры, т.е. «епископы», сторонники потомков Магнуса Эрлингссона, которых поддерживали короли Дании. Первых поддерживали, в основном, крестьяне и мелкие землевладельцы, вторых — представители старой знати и церковь. Война между биркебейнерами и баглерами продолжалась до 1208 года, когда король-претендент Филипп Симунссон признал над собой власть Хокона IV и получил во владение треть Норвегии, отказавшись, впрочем, от титула короля. Последние всполохи войны затихли в 1227 году когда Скуле Бордссон, управлявший страной при малолетнем Хоконе IV подавил восстание претендента Сигурда Риббунга.

После того как в 1240 году погиб Скуле Бордссон, поднявший мятеж против Хокона IV, в Норвегии наступил долгий период мира и процветания. Это время известно как «Золотой век» средневековой Норвегии. В стране развернулось интенсивное каменное строительство, расширялись города, развивалась торговля, унифицировались законы. Однако со смертью Хокона V в Норвегии произошел династический кризис. Хокон V не имел сыновей, и власть перешла к его внуку Магнусу из шведской династии Фолькунгов. Норвегия оказалась втянутой в серию конфликтов со Швецией, где Магнус пытался вернуть трон. В 1376 году после смерти Вальдемара Аттердага Олаф Хоконссон стал королём Дании, а затем Норвегии и Швеции. Однако он умер молодым, не оставив наследников. Власть перешла в руки его матери Маргрете Датской, женщины умной и энергичной. Она продвинула на престол трех скандинавских королевств своего родственника Эрика Померанского и в 1397 году созвала в Кальмаре собрание дворян трех королевств, на котором была подписана уния, узаконившая их фактическое объединение под властью датского монарха. Согласно условиям унии руководящие должности в Норвегии могли занимать только местные дворяне.

Кальмарская уния

В XIV веке ситуация в Норвегии значительно ухудшилась. Эпидемии чумы и других болезней, ухудшение климата, господство Ганзейского союза, навязывавшее свои условия торговли привело к экономическому упадку в стране. Дания, как наиболее развитая из скандинавских стран, стала занимать более влиятельное положение. Датские и немецкие дворяне назначались чиновниками в высшие государственные органы власти. Земли и епископские резиденции переходили в руки иностранцев. Норвежская знать исчезала. Стремление норвежцев к национальной самоидентификации постепенно затухало. В 1450 года уния с Данией была оформлена в виде договора. Предположительно, этот договор был призван гарантировать полномочия Норвежского государственного совета при избрании монарха, однако это условие договора никогда не соблюдалось. Договор также должен был обеспечивать равноправие обоих королевств. Но это было только в теории, а на практике было совершенно другое.

В 1521 году Швеция окончательно вышла из Кальмарской унии, а в 1536 году между Данией и Норвегией была заключена новая уния. Во время проведения национального собрания в Копенгагене король Кристиан III публично пообещал датским дворянам, что впредь Норвегия будет подчинена датской короне, равно как и все другие датские владения. Государственный совет Норвегии был распущен, а норвежская церковь потеряла свою автономию. С этого момента датские дворяне могли свободно занимать должности чиновников, представителей датской власти в Норвегии, а также получать доход в Норвегии. Поскольку Норвегия в отличие от Дании была наследственной монархией, ей все-таки было сохранено некое подобие автономии, но бывшие норвежские владения — Гренландия, Исландия и Фареры — перешли непосредственно под власть датской короны. Даже столица Норвегии потеряла свое имя. Осло, перестроенный после пожара 1624 года, стал называться Христианией в честь Кристиана IV. Первоначальное название было возвращено городу лишь в 1925 г. Сразу же после объединения в 1537 году королевским указом в Норвегии была введена Реформация. Она насаждалась попросту путём призыва к верховному духовенству датско-норвежской католической церкви в Норвегии. А с начала XVII века лютеранское вероучение стало единственной верой, установившейся на территории Норвегии.

Тесные политические связи с Данией неизбежно вовлекали Норвегию в участие в войнах, которые вела Дания против Швеции и Балтийских держав. Впоследствии это привело к тому, что датскому королю пришлось уступить территорию Норвегии Швеции; сначала Ямтланд и Херьедален в 1645 году, затем Бохуслен и феодальное поместье Тронхейма в 1658 году. Два года спустя это поместье всё же вернули Норвегии.

На всеобщем государственном собрании, проходившем в 1660 году в Копенгагене, Фредерик III был объявлен наследником престола. Там же ему было поручено разработать новую конституцию для королевств. Так оба королевства перешли во власть абсолютной монархии. Этот фактор повлиял в дальнейшем на положение Норвегии в унии с Данией. Хотя Норвегией управляли из Копенгагена, зачастую монарх фактически не правил сам. Реальная власть находилась в руках государственных чиновников. В целом, Норвегия извлекала пользу из этой ситуации, потому что некоторые государственные чиновники начинали принимать во внимание норвежскую точку зрения на те или иные вопросы.

Политика, сформировавшаяся в период абсолютизма, предусматривала, что Данию и Норвегию следует рассматривать как единый экономический союз. Поэтому, за Данией закреплялось исключительное право на продажу зерна в юго-восточной Норвегии (с 1737 года), тогда как в Дании была введена соответствующая монополия на продажу стали из Норвегии. После введения в 1662 году торговых привилегий для городов, вся торговля лесом стала концентрироваться в тех городах, где жителям было разрешено закупать лесоматериалы у крестьян и владельцев лесопилок. Целью всего этого было создание богатого среднего класса в городах, и эта цель была достигнута.

Появление среднего класса вследствие экономического развития общества легло в основу зарождения национального самосознания, которое приобрело особую значимость в XVIII веке. Хотя это частично объяснялось сильным экономическим влиянием данной социальной группы, но, скорее всего, решающим фактором стало нарастание сопротивления попыткам правителей сделать из Копенгагена экономический центр обеих стран. Ведь норвежские торговцы не могли соперничать с прославленными торговыми домами датской столицы.

В конце XVIII века подавляющее большинство импортных товаров проходило через порт Копенгагена. Торговцы лесом из юго-восточных частей Норвегии представили общее требование о создании национального банка Норвегии, а также поддержали инициативу высших чиновников по созданию в Норвегии университета. Эти требования и инициативы были отвергнуты, потому что правительство боялось пойти на любую уступку, которая могла бы усилить автономию Норвегии, и, таким образом, поставить под удар целостность унии. Концепция создания норвежского университета и национального банка постепенно стала символом роста национального самосознания.

Движение за национальную самоидентификацию набрало обороты во время наполеоновских войн в 1807-1814 годах. Дания и Норвегия были союзниками Франции, а введённая впоследствии блокада изолировала Норвегию, как от Дании, так и от внешнего рынка. Работа торгового флота и экспорт леса были приостановлены, в стране свирепствовал голод. Так как управлять Норвегией из Копенгагена больше не представлялось возможным, для управления страной была назначена правительственная комиссия, состоявшая из высших должностных лиц. Король Фредерик VI согласился с требованием о создании национального университета, который в результате был основан в 1811 году.

Среди прочих европейских держав в разгроме Наполеона принимала участие Швеция, потерявшая незадолго до этого Финляндию. Присоединение Норвегии могло послужить для нее не только моральной компенсацией, но и гарантией безопасности западных границ. В этом стремлении Швецию поддержали союзники по антинаполеоновской коалиции. 14 января 1814 года было подписано Кильское соглашение, по которому Дания передавала Норвегию под власть Швеции. Однако сами норвежцы придерживались другого мнения. После разрыва унии с Данией в стране поднялось национально-патриотическое движение, которое возглавил бывший вице-король Норвегии датский принц Кристиан Фредерик. Несмотря на давление со стороны стран-победительниц, 10 апреля в Эйдсволле начал работу конгресс, на котором Кристиан Фредерик призвал к борьбе за независимость Норвегии. 16 апреля в Норвегии была провозглашена конституционная монархия, а Кристиан Фредерик стал королем. 17 мая того же года была утверждена Конституция. С тех пор этот день является государственным праздником Норвегии. Тем временем Швеция продолжала требовать от союзников вмешательства в норвежскую проблему. Наконец летом терпение Карла XIII лопнуло, и 29 июля он начал активные боевые действия. Норвегия оказалась не готова к войне. По итогам короткой двухнедельной кампании 14 августа 1814 года в Моссе было подписано перемирие, Кристиан Фредерик отказался от норвежского престола и покинул страну, а 4 ноября стортинг единодушно выбрал Карла XIII Шведского королем Норвегии под именем Карла II.

В последующие за 1814 годы вновь организованное государство постоянно боролось за существование. Норвегию потрясла сильнейшая из всех когда-либо переживаемых ею экономическая депрессия. Общий с Данией рынок распался, и британский рынок закрылся для норвежской древесины. Шахты и лесопилки потеряли иностранных клиентов. Многие состоятельные представители среднего класса на юго-востоке Норвегии разорились. Кризис был тяжелым и продолжительным.

С 1830 года в Норвегии начался период экономического оживления, который способствовал появлению необходимости в более свободной торговле и таможенных правилах. Торговые права были расширены, а таможенные пошлины установлены в пользу свободной торговли. С другой стороны, Норвегия также начала вовлекаться в общеевропейские процессы. В 1854 году была проложена первая железная дорога между Осло и Эйдсволлом, протягивались телеграфные линии, в сельском хозяйстве внедрялись новые методы управления. В 1840-х годах с организацией первых текстильных фабрик и инженерных мастерских были заложены основы для современной норвежской промышленности. В период с 1850 по 1880 годы значительно увеличился норвежский торговый флот. Экономическое развитие сопровождалось усилением классового конфликта, и все громче раздавался призыв к демократическим реформам.

Чувство обиды на Шведскую монархию вскоре стало проявляться явным образом в немалой степени из-за того, что внешняя политика целиком и полностью осуществлялась из Стокгольма. Еще в 1827 году стортинг принял обращение к королю о том, чтобы норвежскому премьер-министру было позволено принимать участие в дипломатических делах. Другие предложения, как, например, особый норвежский торговый флаг, направлялись с целью обеспечить Норвегии равные права в настоящей унии. Однако настоящая борьба против шведской монархии началась лишь с введением парламентаризма — конституционного принципа, при котором правительство должно было получить поддержку национального собрания, чтобы остаться у власти. В 1884 году либералы, составлявшие большинство в стортинге, вынудили уйти в отставку консервативного премьер-министра Сельмера. Это была первая победа парламентаризма.

К концу XIX века норвежцы стали требовать от шведского правительства предоставления им независимости в вопросах внешней политики и организации собственных консульств. В конце концов, консульский вопрос послужил поводом главного конфликта между двумя странами. 11 марта 1905 года было сформировано правительство премьер-министра Микельсена с целью провести консульский вопрос как одностороннюю норвежскую акцию. 7 июня правительство передало свои полномочия стортингу. Последний, однако, попросил правительство исполнять свои обязанности на временной основе, в соответствии с Конституцией и текущим законодательством, «с теми изменениями, необходимыми в связи с тем, что Король прекратил свои полномочия в качестве Короля Норвегии, тем самым, положив конец унии между Норвегией и Швецией под управлением одного монарха». Шведы потребовали переговоров об условиях расторжения унии, а также плебисцита, который бы выяснил, действительно ли вся нация согласна на этот шаг. Плебисцит состоялся в августе 1905 г. В общей сложности 368 392 норвежца проголосовали за упразднение унии, и только 184 человека проголосовали против. Дальнейшие переговоры со Швецией проводились в Карлстаде в августе и в сентябре. Они успешно завершились подписанием соглашения о мирном расторжении унии. Норвегия стала полностью суверенным государством.

Очередной референдум показал, что большинство норвежцев выступают за сохранение монархии. 18 ноября 1905 года стортинг выбрал королем Норвегии датского принца Карла. Он принял имя Хокона VII и принес клятву в соблюдении норвежской Конституции перед стортингом.

Во время Первой мировой войны Норвегия оставалась нейтральной страной, однако норвежский торговый флот понес большие потери в результате подводной войны и морских мин. Погибло около 2000 моряков. Тем не менее, война принесла значительную финансовую прибыль, которая позволила норвежцам выкупить главные компании, находившиеся в собственности иностранцев. В 1920 году по мирному договору Норвегия приобрела суверенитет над Шпицбергеном. Вслед за Великой депрессией 1920-х — 1930-х годов в Норвегии начался экономический подъем. Во Второй мировой войне Норвегия также планировала сохранять нейтралитет. Однако 9 апреля 1940 года Германия вторглась в страну. Король Хокон VII и правительство бежали на север Норвегии, а затем уехали в Великобританию. В оккупированной Норвегии с каждым годом росло гражданское сопротивление. Был создан тайный фронт, который представлял большую угрозу для немцев. 8 мая 1945 года норвежские войска Движения Сопротивления начали отвоевывать у немцев позиции. Постепенно они соединились с союзными войсками и норвежскими соединениями из Великобритании и Швеции. Переход от оккупации под контроль союзников был спокойным. Подпольное правительство вернулось из Великобритании, и 7 июня король Хокон VII прибыл в порт Осло на борту британского военного судна.

После войны были предприняты решительные меры по восстановлению экономики Норвегии. Страна принимала участие в сотрудничестве в рамках «Плана Маршалла», получая 2,5 миллиардов норвежских крон с 1948 по 1951 годы в рамках программы помощи. После неудачной попытки создания Скандинавского оборонительного союза в 1949 году Норвегия вступила в НАТО. Послевоенные годы были отмечены поступательным прогрессом в норвежской экономике. В 1960-е годы Норвегия вступила в нефтяную эпоху. Разведочные скважины в Северном море показали наличие богатых запасов нефти и дали начало крупному производству нефти и газа. Позднее месторождения были обнаружены также в Норвежском и Баренцевом морях. Главное производство ведется сейчас в Норвежском море, на шельфе центральной Норвегии. С целью распределения растущего национального дохода была введена активная социальная политика. Это привело к всеобщему выравниванию доходов независимо от места жительства, пола, возраста или профессии и помогло создать финансово и социально сплоченное общество.

Политический строй в современной Норвегии представляет собой конституционную монархию с парламентской демократической системой управления. В настоящее время король обладает ограниченной политической властью, но имеет важное символическое значение в качестве главы государства и официального представителя норвежского общества. Монархия играет также решающую роль в объединении нации, которая становится особенно очевидной во время национальных кризисов, что было наглядно продемонстрировано в годы Второй мировой войны.

Короли Норвегии

Династия Харальда Прекрасноволосого

Харальд I Прекрасноволосый 1 872-930
Эйрик I Кровавая Секира 930-934
Хокон I Добрый 934-961
Харальд II Серая Шкура 961-970
Харальд Синезубый 2
Хокон Сигурдссон (ярл) 3
970-986
Хокон Сигурдссон (ярл) 986-995
Олаф I Трюггвасон 995-1000
Свен Вилобородый 2
Эйрик Хоконссон (ярл)
Свейн Хоконссон (ярл)
1000-1014
Эйрик Хоконссон (ярл)
Свейн Хоконссон (ярл)
1014-1015
Свейн Хоконссон (ярл)
Хокон Эйрикссон (ярл)
1015
Олаф II Святой 1015-1028
Кнуд Великий 2
Свейн Кнутссон (ярл)
1028-1033
Кнуд Великий 2
Свейн Кнутссон (ярл)
Трюггве Олафссон (претендент)
1033
Кнуд Великий 2
Свейн Кнутссон (ярл)
1033-1035
Магнус I Добрый 1035-1046
Магнус I Добрый (соправитель)
Харальд III Суровый (соправитель)
1046-1047
Харальд III Суровый 1047-1066
Магнус II Харальдссон 1066-1067
Магнус II Харальдссон (соправитель)
Олаф IIIТихий (соправитель)
1067-1069
Олаф IIIТихий 1069-1093
Магнус III Голоногий
Хокон Магнуссон (претендент)
1093-1094
Магнус III Голоногий 1094-1103
Сигурд I Крестоносец (соправитель)
Эйстейн I Магнуссон (соправитель)
Олаф Магнуссон 4 (соправитель)
1103-1115
Сигурд I Крестоносец (соправитель)
Эйстейн I Магнуссон (соправитель)
1115-1123
Сигурд I Крестоносец 1123-1130
Магнус IV Слепой
Харальд IV Слуга Христа (претендент)
1130-1135
Харальд IV Слуга Христа
Сигурд Злой Дьякон (претендент)
1135-1136
Инге I Горбатый (соправитель)
Сигурд II Рот (соправитель)
Сигурд Злой Дьякон (претендент)
1136-1139
Инге I Горбатый (соправитель)
Сигурд II Рот (соправитель)
1139-1142
Инге I Горбатый (соправитель)
Сигурд II Рот (соправитель)
Эйстейн II Харальдссон (соправитель)
Магнус Харальдссон 4 (соправитель)
1142-1145
Инге I Горбатый (соправитель)
Сигурд II Рот (соправитель)
Эйстейн II Харальдссон (соправитель)
1145-1155
Инге I Горбатый (соправитель)
Эйстейн II Харальдссон (соправитель)
1155-1157
Инге I Горбатый
Хокон II Широкоплечий (претендент)
1157-1161
Магнус V Эрлингссон

Хокон II Широкоплечий (претендент)

1161-1162
Магнус V Эрлингссон
Сигурд Воспитанник Маркуса (претендент)
1162-1163
Магнус V Эрлингссон 1163-1174
Магнус V Эрлингссон
Эйстейн Девчушка (претендент)
1174-1177
Магнус V Эрлингссон
Сверре Сигурдссон (претендент)
1177-1184
Сверре Сигурдссон 1184-1185
Сверре Сигурдссон
Йон Плащеносец (претендент)
1185-1188
Сверре Сигурдссон 1188-1193
Сверре Сигурдссон
Сигурд Магнуссон (претендент)
1193-1194
Сверре Сигурдссон 1194-1196
Сверре Сигурдссон
Инге Магнуссон (претендент)
1196-1202
Хокон III Сверрессон 1202-1204
Гутторм Сигурдссон 1204
Инге II Бордссон
Эрлинг Каменная Стена (претендент)
1204-1207
Инге II Бордссон
Филипп Симунссон 5 (претендент)
1207-1217
Хокон IV Старый 1217-1219
Хокон IV Старый
Сигурд Риббунг (претендент)
1219-1226
Хокон IV Старый 1226-1239
Хокон IV Старый (соправитель)
Скуле Бордссон (претендент)
1239-1240
Хокон IV Старый 1240-1263
Магнус VI Законодатель 1263-1280
Эйрик II Гонитель попов 1280-1299
Хокон V Магнуссон 1299-1319

Короли Норвегии и Швеции

Фолькунги

Магнус VII 1 1319-1343
Хокон VI 1343-1364

Короли Норвегии

Хокон VI 1364-1380

Короли Норвегии и Дании

Олаф IV 1380-1385

Короли Норвегии, Дании и Швеции (с 1397 — Кальмарская уния)

Олаф IV 1385-1387

Дом Свена Эстридссона

Маргарет 1387-1389
Эйрик III Померанский 1389-1442
Кристофер Баварский 1442-1448
Междуцарствие 1448-1449

Короли Норвегии и Швеции

Бунде

Карл I 1 1449-1450

Короли Норвегии, Дании и Швеции

Ольденбурги

Кристиан I 1450-1481
Ханс 1450-1481
Кристиан II 1513-1521

Короли Норвегии и Дании (личная уния с 1536 года)

Кристиан II 1521-1523
Фредерик I 1523-1533
Кристиан III 1534-1559
Фредерик II 1559-1588
Кристиан IV 1588-1648
Фредерик III 1648-1670
Кристиан V 1670-1699
Фредерик IV 1699-1730
Кристиан VI 1730-1746
Фредерик V 1746-1766
Кристиан VII 1766-1808
Фредерик VI 1808-1814

Короли Норвегии

Кристиан Фредерик 1814

Короли Норвегии и Швеции (уния)

Гольштейн-Готторпы

Карл II 1814-1818

Бернадоты

Карл III Юхан 1818-1844
Оскар I 1844-1859
Карл IV 1859-1872
Оскар II 1872-1905

Короли Норвегии

Глюксбурги

Хокон VII 1905-1957
Олаф V 1957-1991
Харальд V 1991-

Примечания:

  1. Нумерация королей прижилась лишь около XIII века. Имена королей, правивших до этого времени, приведены согласно источникам. Номера указаны для облегчения ориентации.
  2. Датские короли из династии Хардекнуда.
  3. Формально правили датские короли. Фактически ярл Хокон Сигурдссон — независимый правитель.
  4. Из-за краткого правления не учтены при нумерации последующих королей с теми же именами.
  5. Формально отказался от титула короля в 1208 году.

Великий Новгород, 13 ноября 2019, 17:25 — REGNUM Норвежский киноактёр, продюсер и сценарист Кристофер Хивью, известный по роли великана Тормунда из сериала канала HBO «Игра престолов», приехал в Великий Новгород в составе съёмочной группы кинокомпании Ekkofilm для съёмок документального фильма «По следам Святого Олафа». Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе регионального министерства культуры.

Кристофер Хивью с супругой в Новгородском кремле Пресс-служба министерства культуры Новгородской области

«Норвежская съемочная группа пробудет в Великом Новгороде один день. Гости снимают на Троицком раскопе, в Софийском соборе Новгородского кремля, где покоятся мощи святой Анны Новгородской, а также в других исторических местах Великого Новгорода», — отметили в пресс-службе министерства культуры региона.

В качестве экспертов в съёмах участвуют новгородские историки и археологи, в том числе писатель, автор исторических романов, почётный гражданин Великого Новгорода Виктор Смирнов.

Норвежских кинематографистов заинтересовала история короля викингов Олафа, невеста которого — Ингигерда (в крещении — Ирина) — стала второй женой князя Ярослава Мудрого.

Этот брак был заключён из политических соображений — отец Ингигерды выдал её замуж за новгородского князя, которому скандинавские дружины помогали завоевать киевский престол. Её бывший жених Олаф долго гостил в Новгороде и оставил здесь своего сына — Магнуса, который затем стал королем Норвегии. После смерти Олаф был причислен к лику святых и стал почитаться как покровитель Норвегии, а княгиня Ингигерда-Ирина, овдовев, постриглась в монахини под именем Анна. Мощи Анны Новгородской покоятся в Софийском соборе Новгородского кремля.

В Новгороде в XII веке была построена церковь святого Олафа, которая просуществовала до XIV века.

Читайте ранее в этом сюжете: Звезда «Игры престолов» Кристофер Хивью снимает фильм в Великом Новгороде

В 2016 году паломническим маршрутом Камино-де-Сантьяго (путь Святого Иакова) через Испанию и Португалию прошли более 278 тысяч человек. По крайней мере, столько туристов получили свои сертификаты в конце пути. Неизвестно, сколько еще туристов не добрались до финальной точки маршрута — города Сантьяго-де-Компостела, где захоронены останки святого покровителя Испании, апостола Иакова. В том же году похожий маршрут, путь Святого Олафа до Нидаросского собора в Норвегии, одолели всего 1 045 человек.

С исторической точки зрения эти два маршрута примерно равноценны. Оба появились в Средние века. Оба ведут к храмам, где хранятся мощи святых. Оба требуют подготовки и твердой дисциплины. Однако Камино-де-Сантьяго популярен среди туристов, а путь Святого Олафа — нет.

Возможно, это связано с суровым норвежским климатом. На этом маршруте едва ли можно познакомиться с другими туристами, выпить местного вина и пообедать за 10 евро или оказаться в туристическом баре, перепутав дорожные знаки. Сюда отправляются не за этим. Путь Святого Олафа — это бесконечный летний закат, уединенные горные фермы, домашние блюда, рецепты которых не менялись столетиями, ночевки в сумрачных и скрипучих деревенских амбарах. Сайт Matador Network составил подробный гид по этому маршруту: где начинать, как идти, что брать с собой и что делать после завершения.

История Олафа

Король Олаф II Харальдссон — это один из самых почитаемых в Скандинавии христианских святых. Его топор украшает герб Норвегии. При этом при жизни он был не слишком популярен. Святым его признали спустя год после его гибели в битве при Стикластадире 29 июля 1030 года. Сейчас эту дату празднуют как День святого Олафа.

В 1031 году останки Олафа II эксгумировали и перенесли в основанную им церковь Святого Климента в Нидаросе (Тронхейме). Рассказывают, что гроб пах розами, а когда его открыли, оказалось, что король ни на день не постарел с момента битвы. В 1070 году прямо над местом погребения Олафа II началось строительство Нидаросского собора. Почти 500 лет норвежцы устраивали паломничество к этому собору, пока в 1537 году его не запретили в рамках протестантской Реформации.

Власти Норвегии вспомнили о легендарном паломническом маршруте только в 1997 году. Путь разметили специальными знаками, и теперь любой желающий может пройти по нему — через крошечные деревни, фермы, национальные парки и тихие городки к Тронхейму, третьему по величине городу Норвегии.

Маршрут пути Святого Олафа

Как и в случае с Камино-де-Сантьяго, существует несколько вариаций пути Святого Олафа. Самый популярный маршрут начинается в Осло и проходит через долину Гудбранндсдален. Этот трек протяженностью 640 километров выбирают 70 % туристов. Остальные чаще всего начинают с восточного побережья Швеции. Такой маршрут тянется 560 километров. Существует еще пять паломнических маршрутов до Нидаросского собора, однако Matador Network пишет именно о треке через Гудбранндсдален, поскольку он наиболее протяженный и интересный с точки зрения истории.

Как долго длится переход?

Это зависит только от вашего темпа. Обычно путь занимает 32 дня, если следовать общепринятому плану и проходить примерно по 25 километров в день. Однако могут потребоваться лишние дни на отдых или осмотр достопримечательностей. Также можно пройти лишь последние 100 километров до Тронхейма — по следам процессии, которая несла тело святого Олафа к месту погребения. Сертификат о преодолении маршрута можно получить и в этом случае.

Что смотреть по пути?

Норвегия заслуженно считается одной из самых красивых стран в мире, так что ответ здесь — «где хотите и в любой момент». Но если вам нужны конкретные идеи, вот небольшой список:

Руины собора в Хамаре

В Хамаре находится уникальная достопримечательность: руины собора возрастом около тысячи лет, которые обнесены стеклянным каркасом, похожим на пирамиду Лувра. Наиболее впечатляюще это смотрится ночью.

Национальный парк «Доврефьелль-Сунндалсфьелла»

Самая дикая часть маршрута. Никаких дорог. Никаких людей. Никакого электричества. Только горы Доврефьелль со всех сторон.

Аллемансройза (Allemansrøysa)

На дальней границе упомянутого выше «Доврефьелль-Сунндалсфьелла» находится гигантская куча камней. Их оставили паломники и туристы, которые шли путем Святого Олафа. Камни символизируют вещи, которые путешественники хотели бы оставить позади: печали, тревоги, зависимости — что угодно. К горе можно добавить и собственный камень — неплохой способ почувствовать единение с другими путешественниками.

Деревянная церковь (ставкирка) в Рингебу

В Норвегии осталось всего 28 деревянных церквей, и Рингебу — вторая из них по величине. Всем таким церквям около тысячи лет — столько же, сколько паломничеству, — но на этом месте часовня стояла еще раньше.

Холм радости

Холм радости находится перед самым Тронхеймом. С него впервые на маршруте становится видно Нидаросский собор, до которого можно добраться в течение дня.

Что брать с собой?

Все то же самое, что и в другие длинные походы: удобные туристические ботинки, аптечку, крем от загара и так далее. Если проходить по 25 километров за день, то небольшие города и деревни будут попадаться по пути ежедневно, так что проблем с жильем и питанием быть не должно. Впрочем, всегда полезно подстраховаться на случай, если что-то пойдет не по плану. Возьмите с собой палатку, спальный мешок, гамак или туристический коврик. Это обеспечит свободу передвижения и даст возможность быть ближе к окружающей природе.

Где останавливаться?

На маршруте расположено около 150 официально зарегистрированных мест, где можно заночевать — от хостелов до шикарных апартаментов. Полный список доступен на сайте трека — Pilegrimsleden. При этом с хозяевами жилья лучше связываться и бронировать заранее.

Многие местные жители готовы принять у себя путешественников, как это делали их предки сотни лет назад. Не стоит также забывать о скандинавской традиции алемансрэттен, или «праве каждого свободно бродить». В Норвегии палатку на одну ночь можно разбить практически где угодно — при условии, что до ближайшего жилья будет не менее 150 метров.

Обратите внимание на отель Sygard Grytting. Это одно из немногих мест, которое действительно (это документально подтверждено!) принимало паломников в Средние века. Деревянному зданию отеля 800 лет, обстановка внутри, как говорят, практически не изменилась, а малиновые пироги, которые печет хозяйка Хильде — лучшие в стране.

Паспорт путешественника

Как и в случае с Камино-де Сантьяго, создатели современного пути Святого Олафа устроили на маршруте своеобразную охоту за сокровищами. Вот как принять в ней участие:

  1. Изучите сайт маршрута. На нем можно скачать десятки карт и гидов, которые помогут спланировать каждый этап похода.
  2. По прибытии в Норвегию загляните в один из региональных туристических центров (к примеру, в Осло) и купите паспорт паломника за 50 норвежских крон (примерно 370 рублей или 5 евро).
  3. Если останавливаетесь в официальном жилье для путешественников, обязательно ставьте в паломнический паспорт печати. У каждого места собственная уникальная печать, и к тому времени, как вы достигнете Тронхейма, паспорт сам по себе станет отличным сувениром. Кроме того, с его помощью можно попасть в некоторые места бесплатно или со скидкой.
  4. В конце маршрута по предъявлении заполненного паспорта паломника выдают сертификат о прохождении пути. В туристическом центре Nidaros Pilgrim Centre в документ поставят последнюю печать. Там же висит гигантская карта мира, на которой путешественники отмечают свои родные города.

Как насчет Тронхейма?

По завершении маршрута стоит остаться на пару дней в Тронхейме, чтобы отдохнуть и восстановиться, а также познакомиться с одним из самых оживленных и красивых городов Норвегии.

Несколько раз в месяц проводятся экскурсии в подземелья под Нидаросским собором. Если есть возможность, сходите туда. В любом случае стоит заглянуть в Музей королевских регалий и Дворец архиепископа, а также попробовать местные морепродукты в Havfruen, пиццу и крафтовое пиво в Habitat. Впрочем, хорошо и просто посидеть на Старом городском мосту, наслаждаясь окружающим видом. После долгого похода это будет отличным отдыхом.

Спасибо, что прочитали этот текст до конца. Чтобы проект продолжал жить, нам нужна помощь наших читателей. Помочь PRTBRT можно, подписавшись на ежемесячное пожертвование (от 1 доллара) на сайте Patreon.

Ищите лучшие тексты PRTBRT . Нас можно читать везде, но особенно удобно — в Facebook, «ВКонтакте», и Telegram канале. Плюс, у нас есть Instagram, там красиво!

Обращение Норвегии в христианство началось в 1000 году нашей эры. До обращения норвежцы исповедовали норвежское язычество .Норвежская Библия , Бибелен .

Христианство — самая большая религия в Норвегии. Норвегию исторически называли христианской страной . Большинство населения являются членами церкви Норвегии, при этом 69,9% населения официально принадлежало к евангелическо-лютеранской церкви Норвегии в 2018 году. Не раз в истории Норвегия отправляла больше миссионеров на душу населения, чем любая другая страна. Это значительно изменилось с 1960-х годов. В 2004 г. только 12% населения ежемесячно посещали церковные службы. Граждане, рожденные в Норвегии от одного или двух норвежских родителей, автоматически добавляются в список протестантских христиан в Норвегии и должны «выйти» из церкви. В церковных книгах хранятся две категории: medlemmer (члены) и tilhørige (принадлежащие ). Технически прихожане должны быть крещены, тогда как «tilhørige» должны быть исключены из книг, если они не крестились до 18 лет. Налоговые фонды норвежских граждан передаются протестантской церкви до тех пор, пока один из них не зарегистрируется в качестве члена другой религиозной группы. или как член ассоциации гуманистов.

В 1993 году в Норвегии насчитывалось 4981 церковь и часовня .

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *