Святой патрик: кто это?

Поделиться

Конечно многие слышали о Дне святого Патрика. Он широко отмечается в Ирландии, а также в других странах. Празднуется он и России. Однако у нас он утратил собственно религиозное измерение и приобрел, по-преимуществу, развлекательный и даже неблагочестивый смысл. Личность этого угодника Божьего не имеет ничего общего с устоявшейся традицией – распитием алкогольного пенного напитка. С именем этого святого связана христианизация Ирландии в пятом веке.

«Я – Патрик, последний грешник и последний неуч (чего не скрываю), и потому часто презираемый людьми», – такими словами начинает писать свой труд «Исповедь» знаменитый на весь мир миссионер, выходец из обеспеченной христианской семьи, проживавшей в Римской Британии. В возрасте около шестнадцати лет он был схвачен разбойниками и уведен в рабство. «И там, в Ирландии, – рассказывает святой Патрик, – Бог открыл глаза мои к неверию моему, так что я, хоть и с опозданием, но вспомнил множество своих грехов и обратился к Господу, Который призрел меня в ничтожестве моем и сжалился над юностью моей и неведеньем моим, и заботился обо мне прежде, чем я познал Его, и даже прежде, чем я научился отличать зло от добра. Он каждый раз давал мне силы, утешая меня, как отец утешает сына своего».

Ощутив любовь Божию к себе и, обратясь к Свету Истинному, Патрик жаждал разделить обретенное сокровище веры с другими. «Как можно молчать о столь великих благословениях и столь великой милости, которую Господь соблаговолил излить на меня? Дана нам бесконечная благодать, дабы, исправившись, мы исповедовали Бога, восхваляя и возвещая Его чудеса пред всеми народами, что живут под небесами». Эти слова, эти вопросы далекого Ирландского миссионера, ставшие для него руководством в жизни, должен задавать себе каждый христианин. Действительно, как мы – ученики Иисуса – будем молчать о тех милостях, которые Он щедро посылает нам? И неужели мы не разделим с окружающими нас людьми то драгоценное сокровище веры, которое даровал нам Господь? Неужели возлюбив Бога, мы забудем о тех, кто не нашел еще правильного пути, кто растрачивает свое время на пустые развлечения, кто находится в отчаянии и не знает ради чего живет?

Святой Патрик, по глубокому смирению считавший себя невеждой, не мог не благодарить, не мог молчать, не мог не проповедовать. Так он, по его же словам, хоть и в ничтожной мере, но пытался отплатить Господу за то, что Тот сделал для него. Находясь в плену у людей, Патрик был пленен любовью к Богу, а потом этой любовью пленил народ Ирландии. Вспоминая о своем рабстве, он говорит: «Испытание это было мне во благо, ибо в те дни душа моя была преобразована для Бога. Теперь же Он соделал меня и способным, и готовым нести другим то, к чему я когда–то и сам не стремился, заботиться о спасении других, хотя когда–то я и о своей душе не помышлял».

Получив после бегства из плена церковное образование и приняв сан, святой Патрик отправился обратно в Ирландию, где, возвещая местным жителям Евангелие, обратил их к свету богопознания. «Я неустанно благодарю Того, Кто укреплял меня на всех путях моих, ибо никто не смог воспрепятствовать мне идти путем, которым надлежало мне идти, и выполнять поручение, данное мне Христом, Господом моим», – говорит о своей миссии апостол Ирландии. И продолжает: «Мне часто приходится терпеть от язычников и обиды и гонения, и даже тюремные цепи, но я научился жертвовать свободой, данной мне от рождения, ради блага других. И чтобы представить себя Богу достойным, я, не колеблясь, готов пожертвовать и жизнью своею ради прославления имени Господа».

«Столько людей – рассказывает святой Патрик, – благодаря мне заново родились для Бога через крещение, а затем, утвердив свою веру, достигали совершенства в познании Бога… Я не заботился о себе, наоборот, все, что имел, я отдавал на дело служения… Отовсюду подвергаясь опасностям, я шел в самые отдаленные уголки страны, где ни разу еще не ступала нога мужа Божьего, наделенного властью проповедовать, крестить, ставить священников и наставлять людей в истинной вере… С радостью в сердце свидетельствую я пред Богом и Его святыми ангелами, что никогда не искал я своей корысти в проповеди Благой Вести».

Миссия святого Патрика – преемника служения апостолов – принесла обильные плоды в Ирландии, которая стала христианским краем и в которой просияло множество святых. И сегодня этот угодник Божий почитается не только западными христианами, но и православными людьми, проживающими в стране, где он проповедовал Евангелие Господне, и по всему миру.

Собор Святого Патрика (St. Patrick’s Cathedral) — главные католический собор Нью-Йорка. Собор с момента его открытия посетили три Папы, Павел VI в 1964 году, Иоанн Павел II в 1979 году и Папа Франциск.

В 1850 году епископ Нью-Йорка Джон Хьюз решил, что город, расширяющий католическую конгрегацию, заслуживает постройки нового собора, взамен старого Собора Святого Патрика на Mulberry Street. Участок, который он выбрал, был на земле, отведенной для сельского кладбища, к северу от города. Весь Нью-Йорк, на тот момент, умещался в нижней части острова Манхэттен. Люди называли проект «глупостью Хьюза», потому что большинство из них считало решение построить собор за городом сумасшествием. Джон Хьюз явно предчувствовал, что город будет расширяться на север и теперь Собор Святого Патрика занимает лучшее место среди всех церквей Нью-Йорка.

Архитектором нового собора был Джеймс Ренвик младший, который только построил Церковь Grace Church на Бродвее. Фундамент был заложен в августе 1858 года, и хотя строительство было прервано Гражданской войной, основная часть собора была закончена к 1878 году. Собор был освящен 25 мая 1879 года. Выполненный в Готическом стиле, Собор Святого Патрика стал крупнейшим в Америке, способным вместить до 2200 человек, высотой башен 100 метров и длинной 101 метр.

Среди сокровищ собора: шедевральное окно-роза Чарльза Конника 8,5 метров в диаметре, большой орган, который включает более 7000 труб и и балдахин над главным алтарем, который полностью сделан из бронзы. Большие бронзовые двери собора, которые открываются на Пятую авеню, украшены фигурами известных жителей Нью-Йорка, таких как Св.Елизавета Анна Сетон, Катери Текаквита (первая коренная американка, причисленная Католической церковью к лику святых), Франциска Ксаверия Кабрини.

Эту достопримечательность мы увидим во время Обзорной экскурсии по Нью-Йорку.

17 марта в Ирландии отмечается национальный, культурный и религиозный праздник – День святого Патрика. В России этот праздник хорошо известен, ведь с 1999 года при поддержке посольства Ирландии проводится ежегодный международный фестиваль «День святого Патрика», хотя впервые в Москве это ирландское национальное торжество отмечалось в 1992 году. Но немногие знают, что данный праздник куда ближе нашей традиции, в отличие от пресловутого Дня святого Валентина. С 2017 года РПЦ МП отмечает память святого Патрикия Ирландского 30 марта по новому стилю, то есть на 13 дней позже.

Древний святой

Апостол Крайнего Запада святой Патрикий (Патрик) относится к числу древних святых, подвизавшихся в странах Центральной и Западной Европы до Великой схизмы – церковного раскола 1054 года, после которого Римско-католическая и Православная церкви окончательно разделились. Восточнохристианская церковная практика такова, что святые, канонизированные до Великого раскола, независимо от того, в каком регионе они подвизались, являются общими святыми для христиан Запада и Востока. То есть православные христиане могут им молиться, могут писать иконы и т.д. Другое дело, что не все те святые включены поместными православными церквями в месяцесловы для поминовения. И вот Русская православная церковь Московского патриархата в начале марта 2017 года включила имя святого Патрикия Ирландского (вместе с именами некоторых других древних святых) в месяцеслов для поминовения 30 марта (н. ст.). Строго говоря, это событие не стало чем-то эпохальным, как о том писали некоторые СМИ; наоборот, это был просто технический момент, наконец реализованный.

Так уж повелось, что в разных странах разные святые почитаются больше или меньше, о ком-то могут просто не помнить. И потому мало удивительного в том, что, например, для РПЦ апостол Андрей Первозванный (по преданию, бывший на Руси) и святые Кирилл и Мефодий ближе, тогда как святой Патрик весьма близок православным и католикам в Ирландии.

Другое дело, что празднование Дня святого Патрика пришло в Россию как светский праздник и в том формате, в каком он был устроен американскими ирландцами: с зеленой одеждой, кельтской музыкой, танцами и употреблением эля. Но празднование Дня святого Патрика 17(30) марта всегда выпадает на Великий пост, который в это время идет и у католиков. Потому для православных христиан «традиционное» празднование Дня святого Патрика неприемлемо, но может сопровождаться чтением жизнеописания этого святого и размышлением над его христианской жизнью.

Жизнь святого

Почти все, что известно о биографии святого Патрика, сохранилось в его собственных сочинениях и некоторых стихотворных гимнах, созданных вскоре после его упокоения. Причем действительно достоверных сведений не так много, зато легенд, посвященных его чудесным делам, предостаточно.

Суккат (так при рождении назвали Патрика) родился в конце IV века в Британии в состоятельной галло-римской семье. Крещен с латинским именем Магон. Его дед был христианским священником, отец – дьяконом, мать – родственницей святого Мартина Турского. В юности будущий святой не был близок к Господу. В возрасте 16 лет он попал в рабство к пиратам и был увезен в Ирландию, где стал пастухом и выучил местный язык. Его хозяин, местный племенной вождь, насмешливо прозвал юношу Патриком, что означает «знатный человек». В своей «Исповеди» Патрик осмыслял случившееся как наказание от Бога за неправедную жизнь.

Жизнь в суровых условиях, среди язычников, заставила встать Патрика на путь к истинному Богу. Спустя шесть лет, проведенных в рабстве, посте и молитве, будущий святой услышал голос, говоривший, что скоро он возвратится в родную страну и корабль уже приготовлен. Так и случилось. Правда, оказавшись не то в Британии, не то в Галлии (современная Франция), Патрик со своими спутниками-язычниками был вынужден почти месяц странствовать в поисках людей. Терзаемые голодом, они попросили будущего святого помолиться Богу об их спасении. Когда Патрик сделал это, появилось стадо свиней.

После странствий и разных бед Патрику удалось вернуться домой. Вскоре он стал учеником святителя Германа и в 432 году, уже в сане епископа и получив благословение, направился с миссией в Ирландию.

Сначала просветителя встретили камнями. Да и вообще ему часто приходилось противостоять упорствующим сторонникам язычества. Когда святой в небольшом сопровождении клириков шел в Тару, бывшую столицей Ирландии, на них была устроена засада в лесу. Спев гимн-молитву «Щит святого Патрика», они предстали королевским воинам в образе оленьего стада.

В то время приближался большой языческий праздник. Верховный король Лоэгайре запретил зажигать какие-либо огни, пока не загорится главный языческий ритуальный огонь в Таре. Но Патрик со спутниками разжег огромный костер по случаю Пасхи. Жрецы-друиды предсказали королю, что если не потушить этот огонь, то он никогда не погаснет. Однако воинам короля не удалось ни убить Патрика, ни потушить огонь. А колдовство друидов оказалось бессильно перед защитой Бога. Последнее произвело большое впечатление на Лоэгайре, и он вместе со всем своим домом крестился.

Рассказывая о Святой Троице, Патрик показывал ирландцам трехлистный клевер, говоря, что как три лепестка находятся на одном стебельке, так и Бог един в трех лицах. Скончался святой просветитель Ирландии во второй половине V века, разные источники указывают разные годы. Аналогично обстоит дело с местом кончины и захоронения святого Патрика. Одна легенда гласит, что для выбора такого места тело покойного положили на телегу, запряженную двумя неукрощенными быками: где те быки остановятся, там и должно похоронить Апостола Крайнего Запада.

Подробнее о том, почему Русская православная церковь все-таки решила включить просветителя Ирландии в свой месяцеслов и как православному верующему отметить День святого Патрика, не нарушая Великого поста, нам рассказал кандидат богословия, проректор по учебной работе и преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии иерей Валерий Духанин.

– Отец Валерий, позвольте задать вам несколько вопросов по поводу признания святого Патрика Русской православной церковью. Как отметил в своей статье мой коллега, святой Патрик был канонизирован еще до Великого церковного раскола, а это значит, что восточные христиане могут почитать его уже много веков подряд. Почему же тогда Русская православная церковь включила ирландского святителя в свой месяцеслов только в прошлом году?

– Дело в том, что включать святых в (православный – прим. ред.) календарь всегда стараются очень осторожно, потому что это предполагает молитвенные обращения и храмовые богослужения. Долгое время шло противостояние восточной и западной цивилизаций, и у нас, проще говоря, побаивались включать в календарь святых, которые так или иначе связаны с западными территориями, потому что усматривали в этом некое влияние западной культуры и, соответственно, западного мировоззрения. Но сами-то святые тут ни в чем не виноваты! Это святые, которые жили задолго до отделения католицизма от православия, поэтому никакой прокатолической идеологии в жизни и учении этих святых нет. Собственно, сейчас это и начали переосмыслять.

– С чем это связано?

– Во-первых, с тем, что сейчас мир становится все более информативным. Раньше, когда не было интернета и столько общедоступной информации, то и сведений было меньше. То есть вряд ли кто-то в XVII–XVIII веках у нас на Руси вообще вспоминал и знал, что где-то там был такой святой Патрик. Западных святых не включали в календарь даже просто потому, что они не входили в сферу внимания русского народа. Они выпадали из нашей памяти, и к ним у нас особо не обращались в молитвах. Ведь святых в календарь обычно включают, когда есть уже более-менее распространенное молитвенное поминание, когда люди к этому стремятся. Святых много, и не ко всем люди успевают обращаться, не про всех успевают узнать. Поэтому ряд святых в какие-то периоды оказывается забыт. А сейчас сама культура наша более информативна, и, так или иначе, все эти сведения легко всплывают. Оказывается, что есть много святых древнего времени, которые жили на западных территориях, проповедовали Христа и обращали к Нему людей, которые пострадали за имя Христово. И они на самом деле достойны памяти и почитания, и в их жизни мы не наблюдаем никаких причин для каких-то вероучительных преткновений. Это в принципе ничего не говорит о нашем отношении к католицизму, поскольку речь идет о святых древнехристианской церкви.

– А почему Русская православная церковь чтит память святого Патрика не 17, а 30 марта? Выбор даты по новому стилю как-то связан с Великим постом или есть другие причины?

– Это связано исключительно с календарем. По юлианскому календарю День святого Патрика отмечается 17 марта, и в древнее время люди придерживались юлианского календаря. Поэтому если святой Патрик пострадал 17 марта по юлианскому календарю, то и положено придерживаться этой даты. В этом смысле расхождение в днях памяти святого Патрика точно такое же, как расхождение в праздновании Рождества Христова и других больших праздников: разница составляет 13 дней. То есть здесь мы просто придерживались юлианского календаря, а не пытались как-то подстроиться под дни Великого поста.

– В России День святого Патрика отмечается еще с начала 90-х, но именно как светский праздник – с парадом, традиционной ирландской атрибутикой, алкоголем и веселыми танцами. Очевидно, что церковь не приветствует такой способ празднования. Как же следует поступать православному христианину, который хочет почтить память святого Патрикия?

– Все-таки в православной традиции в центре празднования долго находится молитвенное обращение к святому. Возможен, конечно, какой-то семейный праздник, если данная семья почитает святого. Более широкие способы празднования дней святых, которые входят в культуру народа, формируются с веками. Если где-то организуются какие-то процессии, парады, то это просто постепенный ход истории: народ празднует память святого доступными для себя способами, и потом светская составляющая начинает преобладать. Но у нас не было такой истории почитания.

– Как вы думаете, приживется ли этот святой в нашей православной традиции? Станут ли верующие чаще обращаться к Патрикию?

– Мы сейчас стоим в самом начале прославления святого Патрика. Но если на Западе он обращал в христианскую веру целые народы и поэтому для них этот день является ключевым, то у нас день святого Патрика, конечно же, не может вытеснить дни памяти других, более важных для нас святых: допустим, князя Владимира, при котором состоялось крещение Руси; преподобного Сергия Радонежского, с которым было связано возрождение русской духовности; преподобного Серафима Саровского, который очень почитаем у нас в народе. То есть День святого Патрика у нас, конечно, не поднимется на такую высоту уже устоявшихся праздников. Думаю, что культура все-таки не поменяется.

– Как вы думаете, каким образом включение в православный месяцеслов скажется на образе этого святого в нашем сознании? Станут ли его больше почитать в России? На что это вообще влияет?

– Лично я положительно отношусь к этому включению. Объясню почему: теперь мы, православные христиане, видим, что людей, которые обратились к Богу в древние времена, которые исповедовали веру Христову посреди языческих народов и обратили ко Христу людей, – их, оказывается, было много! И они были явлены в разных концах планеты. Это значит, что благодать Божья не ограничилась только Святой землей (Иерусалим и прилегающие к нему территории. – Прим. ред.), Малой Азией, Грецией, Италией – в общем, странами Средиземноморья. Она проявляла себя в разных уголках земли, и везде появлялись такие святые. Думаю, что этот праздник в честь святого Патрика говорит о полноте действия божественной благодати в разные времена и о том, что много людей откликалось на Божий призыв. Поэтому такие изменения можно только приветствовать.

Непосредственно перед отъездом я это понял – и меня это совсем не обрадовало. Так как 17 марта в Ирландии празднуется праздник самого важного ирландского святого, Святого Патрика. А его празднование проходит так, как у нас Новый год, победа на чемпионате мира по хоккею и матч Баника со Спартой одновременно. Только, кроме того, все и все будут окрашены в зеленый цвет…

Если уже так получилось, я серьезно раздумывал, если на сам праздник поехать в центр событий – Дублин. Наконец я решил остаться в Корке, втором по величине городе Ирландии, и, судя по телевизионной трансляции из столицы, я поступил правильно. Дублин в праздник Святого Патрика оккупируют десятки тысяч туристов со всего мира, и сюда съезжаются также сами ирландцы. На улицах это потом немного напоминало войну, пиво и виски текут рекой и, учитывая мой страх с неконтролируемых толп, я бы там, наверное, не выдержал.

К счастью, безумие в Корке отнюдь не достигает таких размеров, и можно сказать, что мой день даже вполне удался. Около полудня я вышел из квартиры трех словаков, которые были настолько в национальном отношении солидарны, что предоставили мне на два предыдущих дня убежище, и отправился в центр города, где в три часа планировалось начало торжественного шествия. Я взял с собой все вещи, потому что у словаков мне оставаться уже не хотелось, и абсолютно не подозревал, где переночую в следующую ночь. Весь город был украшен ирландскими флагами и зелеными трилистниками – известным символом Св. Патрика; почти каждый человек был одет во что-то зеленое, а много людей покрасило голову в цвета флага, т.к. зеленый, белый и оранжевый, или хотя бы всю в зеленый. На улицах в центре вам в нескольких киосках флаг или трилистки могли нарисовать также на лицо, или можно было из своего лица сделать буквально живописный холст и нарисовать на лице интересные мотивы.

Ровно в три часа действительно на главной улице появилось великолепное шествие, состоящее из представителей, наверное, всех национальностей, живущих в городе. Сразу во главе шли китайцы с огромным желтым драконом, за ними шли индийцы , негры, ирландцы , чехи и словаки , бразильцы , и многие другие, причем все демонстрировали кое-что из своих национальных традиций (чехи без пива не были бы чехами, не правда ли?). Я был немного разочарован тем, что из-за глазеющей толпы нельзя было ничего интересного сфотографировать, так что я хотя бы фотографировал выражение лиц людей в толпе.

Сразу после окончания шествия я решил где-то оставить свой тяжелый рюкзак и, по возможности, с помощью Couchsurfing найти место для ночевки. К счастью, я вспомнил, где найти кафешку, в которой я предыдущий день встретил очень приятную чешскую официантку Люцию, и отправился там. Чешка там, слава богу, была и, кроме того что нашла мне место для рюкзака, предложила также переспать у нее дома. Лучше я даже не мог придумать. Так что я установил на фотоаппарате свой «супер» телеобъектив (длиной более полметра) и отправился обратно на улицу фотографировать все больше и больше пьяных людей. Еще хорошо, что на следующий день у ирландцев выходной, не могу себе представить, как бы они выглядели на работе.

По улицах бегали полураздетые девушки (было около 10 градусов!), преимущественно с бутылкой спиртного в руке, и я опять осознал, насколько чешки красивые. Это был просто ужас. Я думаю, что в Ирландии женщины действительно воюют за мужчин, а не наоборот. Пабы трещали по швам, и группы людей переходили от одного к другому. На улице царил невероятный беспорядок, и многие еще специально разбивали бутылки и бросали на землю пустые жестянки. Двигаться среди пьяных людей по улице мне было неприятно, поэтому я лучше вернулся в кафе, насладился чашкой хорошего кофе и вместе с Люцией после закрытия отправился к ней домой.

Если вы собираетесь когда-нибудь на праздник Святого Патрика отправиться в центр событий, не забудьте осознать, что действительно происходит после окончания торжества, которое ирландцы ежегодно готовят для туристов. Если вам хочется вечером выпить несколько литров зеленого пива и запивать его виски, смело туда езжайте, ирландцы вас с радостью примут! Но такие мероприятия не для меня…

Текст/фото: Матоуш Винш

Перевод: Алла Куцерова

К разделу СТАТЬИ, ПУБЛИКАЦИИ

Среди буйства праздников и красок есть в марте-месяце один день, который многие европейцы и американцы узнают, не заглядывая в календарь.
В этот день, выйдя на улицу, можно столкнуться с «зелеными человечками», в самых неожиданных местах увидеть клевер, а в воздухе услышать протяжные трели волынок. Миллионы людей во всем мире празднуют день памяти равноапостольного Патрикия, просветителя Ирландии, или в просторечии — День святого Патрика.
Что же это за святой и почему праздник в честь него так любим людьми во многих странах мира — вне зависимости от того, насколько они ощущают себя христианами?

В День святого Патрика вокруг становится больше зеленого цвета. От Дублина до Сиднея, от Нью-Йорка до Москвы улицы наряжают в зеленое, зеленым становится одежда, пиво, машины, стены домов и даже лица празднующих. Музыка и танцы, праздничные богослужения (на Западе, а с недавних пор и в России), духовые оркестры, нарядные автоплатформы, спектакли, костюмы, фейерверки, концерты… и все это во имя одного человека, который жил полторы тысячи лет назад.

С исторической точки зрения, личность и деяния святого Патрика подтверждены многими достоверными свидетельствами и документами. Но, пожалуй, трудно будет найти какую-либо еще историю о реальном человеке, столь плотно заросшую мифами, баснями и сказочными преданиями. Поэтому, несмотря на такой интерес к имени святого, многим известно только то, что Патрик как-то связан с Ирландией, пивом и трилистником. Но на самом ли деле он был эдаким «покровителем» пива и лепреконов? Итак, разоблачим три популярных заблуждения о святом Патрике.

Патрик не был пивоваром

Какая первая мысль приходит в голову тем, кто собирается праздновать Saint Patrick’s Day? Правильно! Где будем пить? Вопрос «что пить», продвинутыми падди*, как правило, не ставится. Естественно, пиво!..

Как видите, первые ассоциации, связанные с Днем святого Патрика, далеки как от самого святого, так и от дня его памяти. Наверное, многие из тех, кто что-либо слышал про этот праздник, знают лишь то, что он как-то связан с хмельным весельем. Но на самом деле стереотип этот появился совсем недавно и вызван исключительно коммерциализацией Дня святого Патрика, столь выгодной пивным мануфактурам. Ведь поскольку праздник всегда отмечался широко и радостно, то как же не предложить тем, кто его празднует, кружку пенного пива?.. Общество потребления и обывательский подход диктует свои фольклорные парадигмы, и вот уже в «компетентных» рекламных буклетах можно встретить информацию, что Патрик изобрел виски и вообще является покровителем пивной промышленности и потомственным пивоваром… Неудивительно, что после таких «историй» образ святого Патрика превратился в образ веселого хмельного парня с пенной кружкой и зеленым клевером, и многие уже считают, что потребление алкоголя в этот день вменяется им в святую обязанность.

Но это и есть заблуждение номер один — ведь Патрик никогда не был пивоваром. Более того — в старые времена во время праздника святого Патрика в Дублине и по всей Ирландии закрывались все пабы и открывались все церкви.

Кем же Патрик был на самом деле? Основным произведением, рассказывающим нам о деяниях святого Патрика, является его же собственная «Исповедь» (Confessio — лат.), написанная им около 460 года. Надо сказать, немногие авторы полуторатысячелетней давности оставили нам такое свидетельство своих внутренних переживаний. А вот о пиве там — ни слова, ведь на самом деле Патрик был… христианским миссионером, и целью его жизни была проповедь Воскресения Христова.

В «Исповеди» Патрик обнажает сокровенные уголки своей души, описывает свои злоключения, рассказывает о покаянии и молитве, повествует о том, как он искал Бога и как Бог, в итоге, нашел его. Этот документ отражает искренность и редкую простоту святого Патрика. Как заметил наиболее строгий критик ученых-патрикианцев (т. е. изучающих все, связанное с деятельностью св. Патрика) Дэвид Бинчи, «моральное и духовное величие этого человека сверкает в каждой корявой фразе его «деревенской латыни»».

Многие ученые работали над «Исповедью», и на сегодняшний день подлинность авторства практически не вызывает сомнений. Но и это не все. До нас дошло еще одно произведение Патрика — его гневное «Письмо к Коротику» — бриттскому вождю, который собрал отряд скоттов и южных пиктов и совершил набег на южное побережье Ирландии, где убил многих новообращенных христиан, а множество захватил в плен для продажи. Коротик называл себя христианином, поэтому Патрик пишет ему пастырское послание, умоляя образумиться и покаяться, пока у того еще есть время.

Как видим, миссия Патрика в Ирландии была далеко не праздником. Колоссальный труд проповеди Евангелия был сопряжен с невероятным напряжением и затратой огромных душевных и физических сил. И Патрик верил, что эти силы ему дает Бог.

Итак, с образом веселого пивовара Патрика связывает разве что хмельная фантазия авторов рекламы. Подлинная история и сама «Исповедь» являют нам человека невероятной искренности и духовной глубины, который до последнего дня своей жизни нес живое слово о Воскресшем Господе древним ирландцам, и делал он это доступно и чутко.

Патрик использовал один важный миссионерский ход, который впоследствии и помог христианству беспрепятственно распространиться по всему острову. Когда язычество бросало святому вызов, он аргументами слов и силой веры ниспровергал его до основания. Когда язычники были искренни в своих заблуждениях — Патрик был предельно терпим, ведь боролся он не с людьми. Предание доносит нам рассказ о том, как Патрик, проповедуя великую тайну Единства Божества в Святой Троице, сорвал растущий под ногами клевер и, высоко подняв трилистник над головой, наглядно показал ирландцам, как этот образ можно себе представить. С тех пор три зеленых листочка клевера стали ирландским символом Святой Троицы, а зеленый цвет трилистника стал цветом всей нации, так что зеленые одежды в День святого Патрика — это символ Святой Троицы, а не зеленого змия. Патрик не был пивоваром, и, словно предвидя такую метаморфозу во времени, он пишет свою «Исповедь», которая свидетельствует нам о том, кем же был на самом деле Патрик: «Я желаю, чтобы братья мои знали о ревности моей, и поняли, чем живет душа моя». А еще…

Патрик не был… Патриком

Нет, он, конечно, им был, но вот самое это имя появилось не сразу и при весьма трагических обстоятельствах.

Когда в конце IV века в состоятельной семье Кальпурния у его жены Концессы родился мальчик, его назвали Магон.

Семья была христианская и принадлежала к романизированной кельтской знати — римское присутствие вместе с легионами принесло в Британию и Евангелие, так что среди офицеров, солдат римской армии и их потомков было немало христиан. Уже дед Патрика был священником, а упомянутый выше отец Патрика Кальпурний носил сан дьякона. Кроме того, Кальпурний был декурионом — членом городского совета, наследственным аристократом.

Говоря о таком христианском семействе, было бы естественно представить детство Патрика полным благочестия, созерцательной жизни и молитвенного настроя. Но по свидетельству «Исповеди», жизнь сына дьякона и внука священника была далека от христианских идеалов. Вот как сам святой рассказывает о годах своей молодости: «Мы отвратились от Бога, не соблюдали Его заповедей и не были послушны нашим священникам, постоянно напоминавшим нам о спасении… грехи мои помешали мне применить к себе то, что я читал».

Впрочем, с обывательской точки зрения, первые шестнадцать лет жизни Патрика складывались вполне счастливо. Вместе с двумя своими сестрами он получает домашнее образование на вилле отца, живет жизнью, как бы сейчас сказали, «золотой молодежи», в достатке и изобилии, ни о чем серьезном не помышляет. Его судьба сложилась бы обычным для аристократа образом. Он стал бы состоятельным членом третьего, после сенаторов и всадников, сословия Римской империи. Унаследовал бы место своего отца, сделался бы муниципальным чиновником. Следил бы за контролем налогов, поступающих из римской Британии в имперскую казну. «Сколотил» бы состояние, родил бы детей и умер бы в достатке и сытости — без особых подвигов и славы, но зато в родном доме, на своей постели, в окружении любимой семьи. Все могло бы так и быть, если бы в спокойную жизнь Патрика не вошел Христос, разделив ее на две половины.

Итак, первые шестнадцать лет жизни Магона проходили по-детски безмятежно. Но вот в 405 году на виллу Кальпурния напали пираты, которые приплыли из соседней Ирландии. Они разгромили дом, опустошили земли и захватили юношу в плен. Шестнадцатилетний мальчик сталкивается с ужасом плена. Вскоре его продают в рабство и в знак унижения дают ему кличку. Можно не сомневаться, что те, кто продавал Магона, красноречиво живописали богатство разграбленной виллы его отца и сообщили о знатном происхождении юноши. Новый хозяин решил дать пленнику новое имя и презрительно назвал своего молодого раба Patricius — «знатный человек, патриций».

В ирландском плену меняется не только имя Магона — с ним происходит и перемена внутренняя. Он обретает веру, открывает для себя Бога, и Бог открывается ему. Удивительно, но позже, будучи уже вне уз рабства, и даже встретившись с родителями, Патрик не меняет свое рабское прозвище. Он никогда более не будет носить имя, полученное им на свободе. До конца дней своих Патрик будет нести имя раба, связанное с годами его унижения, но с которого, в то же самое время, началось его обращение ко Христу. Так патриций по рождению стал Патриком во Христе.

Шесть лет Патрик пребывает в Ирландии рабом, но это — шесть лет духовного роста и молитвенного творчества. Наконец, однажды ночью Патрик решается на побег.

Он попадает на корабль, который экспортировал знаменитых ирландских волкодавов. Вместе с четвероногими друзьями Патрик прибывает в Галлию, где и живет какое-то время, пока в 432 году не получает откровение от Бога — вернуться туда, откуда чудесно был спасен. Это был трудный шаг, но Патрик подчиняет свою волю воле Бога, потому что, по его собственному слову, «Бог давно уже победил во мне». Святой несет евангельскую радость той земле, которая принесла ему много горя. С этого момента Патрик становится, по точному выражению иеромонаха Серафима (Роуза), «огненным апостолом Христа».

Патрик не был ирландцем

То, что вы сейчас прочтете, благочестивым читателям с зеленого острова может не понравиться, и даже может быть расценено как кощунство, и это вовсе не преувеличение.

Дело в том, что в сознании всякого жителя изумрудной страны Патрик и Ирландия неразлучны, как овцы и пастух. Само второе имя ирландца — «падди» — говорит о том, что для него Патрик — это первый ирландец на земле, самый главный и стопроцентный. Но факты есть факты. Самый ирландский ирландец был не ирландцем, а британцем. Когда в 432 году Патрик начинал свое нелегкое служение в Ирландии, ему помогало одно лишь упование на Бога. Именно в этом году миссионер и несколько его спутников отчаливают от европейского континента и высаживаются на диких ирландских берегах. Патрику было тогда около сорока лет, и на протяжении следующих шестидесяти лет он проповедует Евангелие и обращает жителей Ирландии в христианство.

Ему пришлось столкнуться с реакцией местных вождей, злобой друидов, просто человеческими предрассудками. Достаточно вспомнить один случай из жития святого Патрика, когда некто Диху, увидев приближающегося чужестранца, выхватил свой меч и хотел сразить святого, но его рука застыла на полпути, потеряв способность двигаться. После этого Диху стал более дружелюбным и даже подарил Патрику большой амбар, где стали проходить первые службы.

Традиция связала имя апостола Ирландии с еще одной выдающейся личностью того времени — королем Лойгайре, первая встреча Патрика с которым произошла в обстановке далеко не дружелюбной. Однажды все короли и вожди Ирландии были собраны в доме Лойгайре в Таре. Собравшиеся праздновали праздник Бельтайн, знаменовавший наступление лета и инаугурацию короля. В ночь этого празднества во всей Ирландии должны были быть погашены костры. Первый огонь в эту ночь должен был зажигаться в королевском доме. Но именно в эту ночь Патрик решает отпраздновать первую Пасху на земле Ирландии и зажигает пасхальный огонь на вершине горы как раз напротив Тары. Возмущенный король приказывает немедленно убить нечестивцев и погасить костер, однако друиды предсказывают ему, что пламя этого костра вскоре разгорится по всему острову и станет выше, чем огонь самого Лойгайре. Патрика приводят к изумленному Лойгайре, и он начинает проповедь Евангелия, которая сопровождается множеством чудес и духовным состязанием со жрецами. Будучи посрамленными, жрецы отступают, а Лойгайре велит запрячь для Патрика колесницу с девятью лошадьми, ибо так приличествует богам (по-видимому, он принял Патрика за одного из них). Но Патрик, поблагодарив короля, удалился из дворца.

Всего через пятьдесят лет после начала миссии христианство окончательно укрепляется на землях Ирландии, и разбойничий остров, наводивший ужас на все соседние страны, преображается. В раннем средневековье Ирландию будут называть не иначе как «островом святых». А составленный в VIII веке список ирландских святых времен святого Патрика содержит уже триста пятьдесят имен — главным образом основателей церквей, епископов, людей, прославившихся христианскими подвигами.

Долгое время этот яркий, особенный тип святости, которую так и называют кельтской, был малоизвестен на Востоке — церковное разделение, расстояния и годы сделали почти невозможной передачу сведений за пределы западной части христианской цивилизации. Но в XX веке началось возрождение памяти святого Патрика и собора кельтских святых в среде православных христиан. Одним из первых говорить о них стал архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович), который сейчас прославлен Русской Православной Зарубежной Церковью как святой. Его интерес к древним подвижникам увлек многих наших современников — например, иеромонаха Серафима (Роуза), который писал: «Мы не должны думать: «Ага, это все было давно, тогда это вдохновляло, но теперь — какая в этом польза?» Наоборот, в деятельности святого Патрика мы должны увидеть деятельность христианина нашего времени, деятельность души, которая горит ревностью и любовью к Богу».

Недаром отец Серафим (Роуз) считал, что пример ирландских святых чрезвычайно важен для нас сегодня — ведь эти люди, проходя бесчисленные километры во время своей миссии, не переставали всегда смотреть вверх и радоваться. Вот эта радость о Господе и есть подлинное наследие Патрика и Ирландской Церкви.

Христианство не призывает искоренять всю ту красоту и многообразие, что существует в мире. Это касается не только культуры, искусства, но и традиции почитания кельтских святых. Например, в Русской Православной Церкви в некоторых епархиях и приходах уже сложилась традиция принимать и как-то участвовать в праздновании Дня святого Патрика по западной традиции, то есть 17 марта — в то время как по православному календарю праздник приходится 30 марта. Причем Патрик чествуется не только фольклорными концертами. Уже много лет подряд в некоторых российских храмах воссылаются молитвы к этому ирландскому святому, а также проводятся конференции и беседы о духовном наследии кельтского христианства. И это вполне естественно, так как подлинное богатство кельтов заключается не в том, что они научились варить вкусное пиво, а в том, что они научились радоваться Господу в чистоте сердца. Молитва, составление которой приписывается преподобному Коламбе с острова Айона (VI век), ярче всего свидетельствует об этой евангельской радости, которую по воле Божией принес в Ирландию святой Патрик:

Господь мой дорогой,
Будь мне факелом,
освещающим путь,
Путеводной звездой будь,
Гладкой будь дорогой,
Пастырем добрым будь
Сегодня и всегда.

Вот и сегодня, празднуя память святого Патрика в России, можно хоть немного призадуматься над тем, Кто же был этим факелом, осветившим веселием и радостью нелегкую и трудную дорогу Патрика и его последователей. И для тех, кому с ним по пути, зеленый цвет этого дня станет не цветом зеленого змия, а цветом вечности, цветом «доброго и дорогого Пастыря», как называли Господа древние ирландцы.

Святые Британии и Ирландии

Преподобный Коламба

Святой чудотворец и миссионер Коламба, известный также под именем Колум Килле («Голубь Церкви»), по рождению принадлежал к королевской семье Уи Нейлов в Ирландии. Он обучался у знаменитых подвижников и ученых своего времени и около 551 года стал священником.

Коламба считается одним из величайших святых древней Ирландской Церкви. Его житие — пример жизни настоящего подвижника, молитвенника и чудотворца. Еще при жизни лицо святого сияло небесным светом — биограф даже пишет, что «он имел лицо ангела». Это фаворское сияние, исходившее от Коламбы, не раз отмечается в его житии, и роднит его образ с образом нашего русского святого — Серафима Саровского.

Основанный им монастырь на острове Айона стал настоящим плацдармом для миссионерства в Шотландии и колыбелью для множества святых игуменов и святителей древней Церкви на Британских островах. Ученики Коламбы распространили Благую Весть гораздо шире, нежели все остальные миссионерские группы, когда-либо там проповедовавшие, и обратили в христианство большинство местных жителей.

Мученик Албаний

Как и в самом Риме, первые христиане Британии подвергались гонениям. В начале IV века уже известен первый британский мученик — Албаний.

Он спрятал у себя одного христианского священника, которого преследовали римские оккупационные власти. Римляне обнаружили местонахождение священника, но Албаний его не выдал. Переодевшись в его одежды, он дал священнику возможность сбежать, а сам сдался римским солдатам. Приняв его за христианского священника, римляне приговорили Албания к смертной казни.

Город, в котором казнили Албания, уже много столетий носит его имя и называется Сент-Олбанс. Веками к могиле первомученика Албания тянутся сотни паломников. С 1928 года в Англии действует Содружество святого Албания и преподобного Сергия Радонежского. Цель Содружества — сближение Англиканской Церкви с Православием. На съездах Содружества выступали такие известные богословы и историки, как епископ Кассиан Безобразов, протоиереи Сергий Булгаков, Георгий Флоровский, Александр Шмеман, Василий Зеньковский, А. В. Карташев, Н. А. Бердяев. Духовным руководителем Содружества святых Албания и Сергия в свое время был митрополит Антоний Сурожский.

Преподобная Меланжелла

В Уэльсе, в королевстве Повис подвизалась одна затворница с именем Меланжелла. Она была дочерью ирландского короля, но оставила своего отца и королевство и переплыла ирландское море, чтобы уйти в дебри центрального Уэльса и поселиться там в маленькой келье.

Однажды король этих мест Брочфел Исгифрог во время заячьей охоты увидел молодую девушку, которая стояла на коленях и молилась, а на складках ее платья стоял испуганный заяц. Охотничьи собаки замерли на месте — какая-то сила мешала им приблизиться к отшельнице. Брочфел в гневе заорал на собак, но они с визгом убежали. Удивленный таким странным поведением псов, король спросил незнакомку, кто она такая и как ее зовут. Девушка ответила: «Я дочь короля Ирландии. Мой отец принуждал меня к нежеланному браку, и я сбежала от него. Уже 15 лет я живу в этих лесах в полном затворе и не видела лица ни одного человека».

Когда король Брочфел увидел красоту Меланжеллы, он стал просить девушку стать его женой и королевой Повиса, но девушка кротко и уверенно отклонила предложение Брочфела. Пораженный ее христианской жизнью, Брочфел тут же даровал Меланжелле весь лес и окружающие его земли и сказал, что отныне любой, кто, укрываясь от погони, достигнет этого святого места, может жить здесь безбоязненно с благословения Меланжеллы.

На дарованных территориях святая Меланжелла основала женский монастырь, игуменьей которого пробыла 37 лет, до своей смерти в 590 году. Еще во время своей жизни Меланжелла прославилась множеством чудес, а в Уэльсе ее до сих пор называют покровительницей диких зайцев, которых местные жители называют «ягнята Меланжеллы».

Преподобная Бригитта

Святая Бригитта, игуменья Килдарская, родилась в 451 году и была, как и многие святые Ирландии, королевского происхождения. Когда Бригитта подросла, учитывая ее происхождение и красоту, сразу встал вопрос о замужестве. Но она отвергла все предложения и, приняв монашеский постриг, удалилась в пустынное место на восток Ирландии, где в лесу, под огромным дубом построила себе келью. Так было положено начало первому в Ирландии женскому монастырю, который получил название Килдар (Cill-Dara) или «Церковь под дубом». Впоследствии в честь этого монастыря было названо и все графство Килдар.

Умерла святая Бригитта в основанной ею обители, но похоронена была в городе Даунпатрик — рядом со святым Патриком, вместе с которым она считается покровительницей Ирландии. Это первая женщина, прославленная в лике святых Ирландской Церкви, а ее житие, написанное иноком Когитосом, стало хронологически первым текстом ирландской агиографии.

Преподобный Кевин

Почти у каждого британского или ирландского города есть свой небесный покровитель. Если у Лондона это апостол Павел, то у древнего Дублина небесным покровителем является преподобный Кевин Глендалокский (498–618). Это один из самых «популярных» святых Ирландии, именем которого ирландцы называют своих детей не реже, чем именем Патрик.

Святой Кевин принадлежал к королевскому роду правителей Лейнстера (восточное побережье Ирландии). С ранней юности он воспитывается при монастыре своего дяди-игумена, где изучает Писание, скромно исполняет различные послушания и готовится прожить всю жизнь, посвятив себя Христу. Но вскоре из-за настойчивых преследований одной девушки, внимание которой привлекла красота молодого монаха (даже само имя «Кевин» с ирландского переводится как «рожденный прекрасным), он вынужден тайно покинуть монастырь и удалиться в пустынное место. Беглец живет в дупле дерева, питаясь только травой и плодами, но убежище святого все равно становится известным, и ему приходится вернуться домой. И когда, согласно житию, Кевин возвращается в монастырь, даже деревья в одном труднопроходимом лесу наклоняются к его ногам, облегчая тем самым путь. Святой благословляет этот лес, который впоследствии получает название Голливуд (Hollywood) или «Святой лес» (знаменитый город Голливуд в американском штате Флорида получил свое имя от ирландских эмигрантов, которые даже в изгнании свято чтили память святого Кевина).

Вскоре Кевина рукополагают в священный сан и благословляют основать собственный монастырь. Молодой священник сразу же возвращается в место своего былого уединения, а рядом с ним поселяется многочисленная братия. Так и образовывается монастырь Глендалок, который становится одной из главных обителей Ирландии со своей знаменитой монашеской школой, а позже разрастается до таких размеров, что становится самостоятельной епархией.

Рисунки Марии ЗАИКИНОЙ
Игорь ПЕТРОВСКИЙ

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *