Святой покровитель спортсменов

Христианская традиция определять покровителей представителям разных профессий и видов деятельности уходит корнями в древнюю историю и существует во многих Церквах, признающих святость и небесное заступничество.
Олимпийцы сборной России православного вероисповедания считают своим покровителем святого Георгия Победоносца и перед отъездом на прежние Олимпиады собирались на богослужение в храме святого Георгия на Поклонной горе в Москве.
Георгий Храбрый, военачальник из Палестины, покровитель многих русских князей, был помещен на гербе Москвы и поэтому особенно близок жителям столицы. Изображение святого на коне, пронзающего копьем змея, — не только воспоминание о посмертном чуде, совершенном св. Георгием, но и символ главного в жизни христианина чуда — победы над страстями и неверием. Этот образ будет побуждать обращаться в молитве к святому Георгию и воина-новобранца, и того, кто трудится на благо российской государственности, и вообще всякого христианина, осознающего свою жизнь как борьбу со злом в себе и вокруг себя. Образ «Св. Георгий Победоносец».
До недавнего времени спорт в нашей стране был вне Церкви. Советское безбожное государство не поощряло религию. Однако в настоящее время все больше спортсменов приходит к Вере, и сейчас уже встают вопросы о том, какого святого избирать покровителем того или иного вида спорта, который, разумеется, не противоречит заповедям Божиим.
В нашей стране очень хорошо развиты различные виды борьбы. Это в первую очередь старейший вид – греко-римская борьба, которая истоками уходит в древний Рим и Грецию, а так же более современные виды: спортивное и боевое самбо, вольная борьба, дзюдо, рукопашный бой.
Борьба – благородный вид спорта, который готовит мужчину к исполнению главного его долга – защите Веры и Отечества. Церковь благословляет мальчиков заниматься этим видом спорта.
Сегодня Православная Церковь чтит память святого мученика Нестора. Он служил в дружине святого великомученика Димитрия, воеводы Солунского. В те времена, как впрочем и сейчас, воины непременно должны были владеть приемами какого-либо единоборства. Святой Нестор занимался борьбой. Житие не уточняет, каким видом борьбы он занимался, однако, памятуя о том, что в Греции была развита борьба, которая сейчас называется греко-римской, можно с большой долей вероятности предположить, что он упражнялся именно в этом виде спорта.
Святой Нестор жил в 306 году и был христианином. Однажды в Солунь приехал царь-язычник, который стал принуждать христиан отречься от своей Веры. Тех, кто не соглашался это сделать, он заставлял бороться со своим любимым борцом Лием, как сейчас скажут — супертяжеловесом. Вокруг арены были воткнуты копья лезвием вверх и побежденные сбрасывались на эти копья. Тогда святой Нестор вызвался побороться с Лием и победил его, сбросив на копья, за что был обезглавлен. Такова вкратце жизнь и подвиг покровителя борцов.
Но элементы греко-римской борьбы входят и в другие виды состязаний. По данной причине и борцы других стилей могут считать святого мученика Нестора своим покровителем.
В Оптиной Пустыни среди братии есть бывшие спортсмены-борцы, занимавшиеся «на гражданке» вольной борьбой, греко-римской борьбой, самбо, боксом.

В преддверии ЧМ-2018 нападающий сборной России Артем Дзюба обратился к журналистам с просьбой поддержать команду и объединиться — ради праздника всей страны, праздника великой игры. Все выводы он предложил делать потом. «Для нас это самое важное событие в жизни, а вы как будто как будто думаете, что это не так. Нам нужна поддержка страны, а мы со своей стороны будем биться и положим на алтарь победы все», — заявил Артем.

На алтарь… Конечно, в народе в тяжелые времена говорят — ни на кого надежды нет, только к Богу и остается обращаться… А это значит — надежда есть. И ныне непреложный факт: перед крупными соревнованиями спортсмены командами ходят в храм и молят Всевышнего об успехе.

У кого-то эти слова вызовут усмешку, а у кого-то — нет. Во время войны Иосиф Виссарионович не погнушался обратиться к народу «братья и сестры», то есть по-православному, призывая его объединиться, сплотить силы. Да и «Владимирская» икона спасала города не раз…

Кроме шуток: в бою — все средства хороши. А нам предстоит бой. И сколько бы мы не корили нашу сборную, сколько бы ее не пинали, не клеймили позором и не подтрунивали над «слабостями» и поведением наших высокобюджетных игроков, мы все равно хотим, чтобы они сыграли достойно. И больше того — мы хотим видеть нашу команду самой лучшей! И продолжаем верить в ее успех.

Ну так вот, возвращаемся к началу: в бою — все средства хороши. А о победе в спорте ныне принято молиться Архистратигу Михаилу, начальнику воинов ангельских, Николаю Чудотворцу и Георгию Победоносцу. Чаще всего просят о победе Георгия Победоносца, к тому же — важнейшего святого для Москвы, ее истории.

Новгородская икона «Чудо Георгия о змие» / Фото: Общественное достояние

Георгий вырос в религиозной христианской семье в эпоху Диоклетиана. Он был отличным воином, смелым и сильным, за что после службы был передан в ближайшее окружение императора. Тот ценил свой «ближний круг» и был страшно возмущен тем, что Георгий отказался участвовать в уничтожении православных сограждан. Более того — он и под угрозой казни не отрекся от своих слов и честно известил императора о том, что сам исповедует православие. В результате Георгий был предан мученической смерти…

Приобщенный к лику Святых Великомучеников, Георгий с тех пор известен как верный помощник верующим во всех их благих начинаниях. Ему молятся о победах детей и близких, в том числе спортивных, для чего к великомученику обращаются с такими словами:

«Чудотворче, Победоносец Георгие! Обращаюсь к тебе, как к святому в вере укрепленному, не откажи мне, рабу Божьему (имя) в помощи следующей. Верую в Христа, тебе подобному и сил прошу для победы в соревнованиях. Не откажу слабому, но обойду сильного. Да будет так. Аминь».

Новгородская икона «Чудо Георгия о змие» / Фото: Общественное достояние

Или так (полная молитва):

«Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей и паки, припадающе, молим тя, святый Победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Обращаюсь к тебе, как к святому в вере укрепленному, не откажи, рабу Божьему (имя) в помощи следующей. Верую в Христа, тебе подобному и сил прошу для победы в соревнованиях. Не откажу слабому, но обойду сильного. Да будет так. Аминь».

Личная молитва о помощи святого звучит так:

«Святой Георгий Победоносец. Благослови меня на состязание, одобри верное призвание. Аминь».

Надо сказать, что сегодня вид спортсмена, осеняющего себя крестным знамением перед началом соревнования, уже мало кого удивляет. Между тем, всем известно, что у многих священнослужителей за плечами — колоссальные спортивные карьеры и большие достижения. Например, протоиерей Александр Новопашин был призером соревнований различного уровня по пауэрлифтингу и в своих статьях много внимания уделял особой нравственной составляющей спорта.

А для многих, кстати, могут оказаться абсолютным откровением слова Владислава Третьяка, нашего легендарного хоккеиста, трехкратного олимпийского чемпиона и десятикратного чемпиона мира. Мы все знаем его прекрасно, восхищаемся его невероятными достижениями, но в одном из интервью Владислав показал себя с совершенно неожиданной стороны, объяснив, почему придает особое значение… молитве перед соревнованиями: «Последние три чемпионата мира я каждый раз перед соревнованиями приходил в храм, молился, просил у Бога помощи. И Он помогал нам. Но даже с Божией помощью в спорте побеждает лишь сильнейший. Видимо, на этот раз мы просто не были сильнейшими, как ни грустно это признавать. И все же я уверен, что молебен нам очень помог. Труд спортсмена высокого класса постоянно связан с колоссальными психологическими нагрузками, и особенно это чувствуется накануне ответственных соревнований. Напутствие Патриарха, совместная молитва в храме — все это сильно подействовало на души наших ребят, помогло им собраться, успокоиться перед началом Олимпиады. Думаю, без молебна у нас могло бы не оказаться и тех пятнадцати медалей, которые мы выиграли».

Ну а звезда другого вида спорта, боев без правил, невероятный Федор Емельяненко, много раз говорил, что лишен агрессии и не проявляет ее к сопернику, а просто делает свою работу. Но вот как интересно он это объясняет:

— Верующий человек по-другому просто не может. И не только тот, кто занимается борьбой. Можно и ракеткой по воланчику бить с таким озлоблением, как будто за сеткой — твой личный враг. Если Господь поставил меня заниматься этим делом, значит, я должен делать его максимально хорошо. В спорте признак максимального результата — это победа. Она важна не сама по себе, это свидетельство того, что ты сделал все до конца. Ведь о нас, православных христианах, будут судить по нашим поступкам. Мы все должны делать во славу Божию. А делать что-то во славу Божию спустя рукава мы не можем себе позволить».

Девиз выдающегося спортсмена тоже известен многим: «На все воля Божья».

Николай Чудотворец. Икона из монастыря Святой Екатерины, XIII век / Фото: Общественное достояние

А вот с какими словами надо обращаться, моля о победе на соревнованиях, к Николаю Чудотворцу:

«О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае! Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поклоняемого Бога во веки веков».

Итак, победит — сильнейший. Но силой молитвы мы можем — надеемся — помочь нашим выстоять достойно. И пусть никого не смущает многоконфессиональность сборной. Просите — каждый, о каждым, за каждого.

Состояние Абдулманапа Нурмагомедова, отца чемпиона UFC Хабиба Нурмагомедова не улучшается уже несколько недель. Об этом рассказал ученик легендарного тренера, боец UFC Тагир Уланбеков.

По словам спортсмена, Абдулманап Магомедович находится в стабильно тяжёлом состоянии.

— Я знаю, что улучшений нет несколько недель. Остается только молиться. Мы просим Всевышнего, чтобы он вернул его к нам. Мы все добились таких огромных успехов именно под его руководством, — заявил Уланбеков.

Об успехах боец упомянул неспроста — на днях он подписал свой первый контракт с UFC. Когда спортсмен дебютирует в сильнейшей лиге MMA в мире — пока незивестно.

Напомним, что у Адбулманапа Нурмагомедова диагностировали коронавирус. Отец Хабиба находится в московской клинике под постоянным наблюдением врачей. Из-за серьёзного поражения лёгких и инсульта его ввели в искусственную кому.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

«Он очень тяжёлый»: отец Хабиба Нурмагомедова снова впал в кому

Состояние отца Хабиба Нурмагомедова снова ухудшилось. Легендарный тренер не может дышать, медикам вновь пришлось подключить его к аппарату ЭКМО. Информацию подтверждают инсайдеры, близкие к семье известного спортсмена (подробности).

«Просим Аллаха, чтобы он вернул его к нам»: Хабиб рассказал о состоянии отца после операции на сердце

Чемпион UFC в лёгком весе Хабиб Нурмагомедов подтвердил: его отец находится в крайне тяжёлом состоянии в реанимации. По словам дагестанского спортсмена, Абдулманап Нурмагомедов перенёс сложную операцию на сердце. Вероятнее всего, она была связана с перенесённым инсультом, о котором ранее писала «КП — Северный Кавказ» (подробности).

Сам святой Георгий Победоносец стал духовным покровителем нашей национальной сборной
Архив NEWSru.com

Как уже сообщалось, перед отъездом российской сборной на Олимпиаду в Афины в московском храме святого великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе был совершен молебен о путешествующих на Олимпийские игры. Русская православная церковь проявила активное участие в поддержке российских спортсменов. Накануне открытия Олимпиады Патриарх Алексий II направил специальное послание президенту Олимпийского комитета России Леониду Тягачеву, призвал благословение на труды Олимпийского комитета, пожелал ему сил, мужества, терпения, новых побед и преуспеяния в дальнейших трудах во благо России.

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк (Головков) в интервью «НГ-Религии», которое газета опубликовала сегодня, рассказал о том, как Церковь провожала российскую команду в Афины, а также о том, как сегодня она относится к Играм, и сегодня напоминающим о священной горе Олимп, где обитают бессмертные боги.

По словам епископа, Русская православная церковь не придает этим Играм какого-то особого значения или смысла, который видят в них светские люди. Если же говорить о языческой символике, то, на его взгляд, большая часть людей, принимающих участие в Олимпиаде, давно уже забыла о ее происхождении. Когда говорят об Олимпийском движении, прежде всего имеют в виду идеи мира, добра, любви. Во время проведения Олимпийских игр люди прекращали воевать, забывали обиды и споры. То, что соперничество идет не на поле брани, а на спортивной арене, мы можем только приветствовать. В данном случае имеет место избирательный подход в отношении РПЦ к Олимпийским играм. И здесь нет противоречия идеям христианства, отметил епископ Марк.

По его мнению, спорт, с одной стороны, очень нужен. Точнее, не спорт, а физическая культура. Успехов в области управления страной, в области бизнеса, как правило, добиваются люди с сильным характером. Почти все они в свое время занимались тем или иным видом спорта. В занятиях спортом они приобрели характер и волю к победе. Из спорта люди выносят для себя целеустремленность, умение достигать намеченной цели, убежден православный иерарх.

С другой стороны, известны и минусы спорта, к которым епископ относит, прежде всего, коммерциализацию. Кстати, об этом говорил президент России Владимир Путин. Коммерциализация связана с тем, что вокруг спорта и выдающихся спортсменов крутятся большие деньги. Поэтому некоторым «воротилам бизнеса» выгодно, чтобы определенные спортсмены побеждали, получали золотые медали вне зависимости от их реальных спортивных достижений.

Другим пороком современного спорта является, по мнению епископа Марка, и проблема употребления спортсменами разного рода допингов и нещадная эксплуатация человеческих возможностей. Все это калечит тело, и человек таким образом уродует себя ради каких-то тщеславных мотивов. Если абстрагироваться от спорта, то Церковь всегда убеждала, что стремиться быть первым нужно тогда, когда это связано с делами добродетели, милосердия, убежден представитель Церкви.

К сожалению, в спорте иногда желание быть первым происходит от чрезмерного тщеславия. Кроме того, спорт во многом является миром страстей. Достаточно посмотреть на болельщиков.

Касаясь молебна, совершенного перед отъездом российской сборной в Афины, епископ Марк подчеркнул, что спортсмены, отправившиеся в Афины в составе сборной, представляют не себя лично или какой-нибудь клуб. Они поехали туда в спортивной одежде, на которой символика России. А это значит, что они выступают от имени нашей страны, нашего народа, нашей духовной традиции.

Поклонная гора, где совершался молебен, — это священное для нас место. Это память о людях, которые ценой своей жизни принесли победу нашей стране, способствовали тому, чтобы Россия была самостоятельным, великим государством. Церковь благословила олимпийцев и молилась не только об их победе, но и о том, чтобы для них была дорога честь России, как для воинов, которые сражались во время Второй мировой войны. В этом акте присутствовал особый символизм. Имело место сравнение спортивного дела с ратным подвигом, сказал епископ Марк.

По его убеждению, это должно духовно ободрить российских олимпийцев. Тем более, когда сам святой Георгий Победоносец стал духовным покровителем нашей национальной сборной.

Представитель Церкви убежден, что православные верующие, которые в России составляют около 80% населения, будут болеть за наших спортсменов и обращаться к Богу, прося Его о победе для российской команды.

Спорт — это тяжелый труд. И если спортсмены выступают под знаменами сборной России, то они должны показать всему миру, что русские умеют трудиться не хуже, чем люди из других стран. А может быть, даже и лучше. Церковь духовно, молитвенно поддерживает их в этом деле. Достижение хороших спортивных результатов — это, прежде всего, акт воли, а не просто следствие физической крепости, подчеркнул епископ Марк.

Он рассказал также, что в Греции нашу сборную сопровождает духовник, специально назначенный священноначалием. Это настоятель московского храма святителя Николая при Третьяковской галерее отец Николай Соколов. Он будет молиться за нашу сборную. К нему могут обращаться для утешения и ободрения и наши спортсмены, и болельщики из России. Он поможет им создать нужный для победы духовный настрой.

На вопрос о личных пристрастиях епископа в спорте, он ответил, что в молодости часто с удовольствием совершал утренние пробежки по парку или лесу, любил кататься на лыжах, очень любит плавание. Сейчас из всех видов спорта предпочитает быструю ходьбу. К сожалению, священнослужители ведут малоподвижный образ жизни. Все время приходится либо стоять на богослужениях, либо сидеть в кабинете. Поэтому епископ Марк старается чаще ходить, а летом, если выдается такая возможность, плавает.

Между тем епископ рассказал, что именно он был приглашен, чтобы благословить российскую сборную по художественной гимнастике. Художественная гимнастика, считает он, — один из видов спорта, связанных с эстетической стороной, с понятием красоты. Ведь не случайно Достоевский говорил, что красота спасет мир. Красота — это отпечаток божественного мира. Те виды спорта, которые на себе несут этот отпечаток, способствуют тому, чтобы люди воодушевлялись, проникались любовью к красоте.

По мнению православного иерарха, спорт важен для человека именно потому, что благодаря ему человек преодолевает себя, свою леность и инертность. Он учит побеждать и достигать цели как в спорте, так и в жизни.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *