Святой Савва сербский

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Архиепископ Савва является одним из самих почитаемых святых Сербской православной церкви, а также известным религиозным, культурным и политическим деятелем страны, которого уважают христиане всей земли. В этой статье Вы узнаете о том, кем был святой Савва Сербский и в чём помогает тем, кто обращает к нему свои молитвы.

Житие Саввы Сербского

Мальчик вырос в семье самодержца Немани. С самого детства Савва с большим желанием посещал все службы в местной церкви и испытывал несоизмеримую ни с чем любовь к религии, что выделяло его среди других юных особ того времени и принадлежащего его семье социального статуса.

В юношестве в тайне от всех покинул родительскую обитель и ушёл в Пантелеймонов монастырь. Когда об этом отец юноши узнал, он отправил за ним десяток людей с посланием вернуть сына и пригрозив грекам войной. Помощники отца пристально следили за юношей, но во время вечернего Богослужения в монастыре он все же принял постриг. Позже юнец всё же сумел уверить родителей в том, что принятое им монашество – это не просто прихоть, а призвание всей жизни.

Затем, приняв служение сына Господу, отец отправился с ним в Хилендарский монастырь, что на Афоне. Впоследствии, монастырь обрел царский статус, а святителя Савву назначили пресвитером.

Позднее, за благие деяния Савва заслужил сан архимандрита. Для него это событие стало очень важным и знаковым, так как именно таким образом он хотел помогать людям и решать вопросы государственной важности во времена частых военных действий между западом и востоком.

Покинув с тяжёлым сердцем Афонский монастырь, святой начал в Сербии заниматься вопросами устройства Церкви и дел для отечества. Они же всегда сопровождалась настоящими чудесами.

Поистине огромной была роль Саввы для заключения мира с Венгрией. Именно его переговоры с королем Венгрии дали долгожданный мир родному краю и привели венгерского правителя в Православие. Так было положено начало истории Сербской Церкви.

В дальнейшем, преподобный обошёл все земли сербские, исправил уставы по образцу Афона, построил и собственноручно освятил огромное количество церквей, утверждая тем самым верующих людей в православии. После завершения всех подвигов назначил преемника. Так, пройдя великий, честный и праведный жизненный путь святитель завершил свой путь в Болгарии, где спокойно почил навеки.

Наследие преподобного

Мощи святого архимандрита были перенесены в Сербию и оставлены в разных церквях. Но после многочисленных исцелений и чудес вновь собраны вместе и по приказу царя отнесены в им же построенную гробницу. По не утверждённым и до конца непроверенным историческим фактам, мощи преподобного были сожжены до тла.

Великое наследие Саввы преподобного и по сей день живёт в православном предании. Ему принадлежит:

  • первое введение Устава;
  • редакция известной Кормчей книги.

Это огромный вклад в сербскую каноническую историю и всего мирового православия.

Храм Святого Саввы Сербского находится в Белграде. Он является самым почитаемым христианским строением Сербской православной Церкви. Он был сооружён на месте сожжения останков святителя, что наделило его ещё большей значимостью. Главный престол обители освящён в честь величайшего первого народного героя всей Сербии.

Святой лик

Икона святого Саввы Сербского символизирует его деятельность и великие чудеса во время жизни. На ней он изображён с книгами и в почитании Господа. У лика святого люди молятся о:

  • исцелении от болезней;
  • избавлении от скорбей;
  • помощи и утешении;
  • заступничестве.

Образ Саввы Сербского почитаем как знак и символ неукоснительного служения Богу во все времена на благо народа Сербии и всех христиан мира.

Дни почитания – 12 января, 14 января, 6 мая, 30 августа. В эти дни у святого лика принято читать молитвы Саввы Сербского и акафист.

Первая молитва

О священная главо, преславныйчудотворче, святителю Христов Савво, Сербския земли первопрестольниче, хранителю и просветителю, всех же христиан благонадежный пред Господем предстателю, тебе припадаем и молимся: даждь нам быти причастником любветвоея к Богу и ближнему, еюже при жизни святая душа твоя преисполнена бысть.

Озари нас истиною, просвети ум и сердце наше светом Божественнаго учения, научи нас тебе подражати верно, Бога и ближняго нашего любити и заповеди Господни совершатинепогрешительно, да будем и мы чада твоя не по имени токмо, но всем житием нашим. Молися, святый архиерею, о святей Православней Церкви и отечестве твоем земном, присно тялюбовию чтущем. Призри благоутробно на всяку душу верных твоих чтителей, милости и помощи твоея ищущих, буди всем нам в болезнех целитель, в скорбех утешитель, в печалех посетитель, в бедах и нуждах помощник, в час же смертный милостивый покровитель и защититель, да, при помощи молитв твоих святых, сподобимся и мы грешнии спасение верное получити и царствие Христово унаследовати. Ей, святче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя крепко возлагаем, но яви нам твоемногомощноезаступление, да славим и поем дивнаго во святых Своих Бога Отца и Сына и Святаго Духа, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вторая

В святителех великое украшение, богомудре отче Савво, молимся раби твои припадающе, вопием ти: не остави своих чад, отче, но буди всегда с нами, якоже обещался еси: да и мы по долгу воспоемтя, ублажим тя и прославим величие и силу твою и достойную песнь принесемти, вопиюще и глаголюще: тебе ублажаем, святителю! Тебе воспеваем, светильниче! Тебе покланяемся, отче Савво! Моли, молим тися, спастися поющим святую твою память. Аминь.

Акафист Савве Сербскому

Кондак 1

Избранный от Царя сил Господа Иисуса Христа и призванный благодатию от кралевскаго рода во иночество и архиерейство, первосвятителю СербскияЦеркве, богоносне отче Савво, удовли нас восхвалятитя с любовию, яко богодарованнаго пастыря и учителя нашего; ты же, имея дерзновение ко Господу, вкупе с отцем и братом твоима по плоти, мироточивым Симеоном и преподобным Симоном, первовенчаннымкралем, молися выну о спасении всего достояния своего, православнаго народа сербскаго, и о нас грешных, избавляя от всяких зол, бед и скорбей, вопиющияти:

Радуйся, святителю Савво, первопастырю и учителю Сербский, дивный чудотворче.

Икос 1

Ангельскую чистоту от юности возлюбив, Саввоблаженне, во младости великий подвижник благочестия показался еси, во еже всем дивитися благонравию и благочестию души твоея, зане яко юноша сый и кралевич рождением, постом, бдением и молитвами, плоть твою обуздал еси. Сего ради и слышиши от нас похвальныя песни таковыя:

Радуйся, отца благочестиваго и матереблагонравныя, сыне Богом возлюбленне;

Радуйся, единаго Бога всем сердцем твоим возлюбивый;

Радуйся, рождением твоим родителя утешивый и неплодие ею разрешивый;

Радуйся, плод благословенный, многими молитвами испрошенный;

Радуйся, кралевскаго родаНемани отрасль святопрозябшая;

Радуйся, Сербския земли духовная красото;

Радуйся, родителю твоею в старости утешение и радование;

Радуйся, има паче других чад, зело любимый;

Радуйся, плотоугодиееще во младости отвергнувый;

Радуйся, о благих небесных паченеже о земных выну помышлявый;

Радуйся, чистоты душевныя и телесныя добрый рачителю.

Радуйся, святителю Савво, первопастырю и учителю Сербский, дивный чудотворче.

Кондак 2

Видев суету и непостоянство славы земныя, Саввобогомудре, устремился еси духом твоим в горняя ко Господу, Иже зря твое желание божественное, посла к тебе инока преподобнаго из святыя горы Афонския, егоже поучением наставляемый, оставил еси родителя твоя и отечество твое, в жребий же земныйПресвятыя Богородицы на святую гору Афонскую пришелеси, и тамо во обители Российстей водворился еси, зовый немолчно с работающими Господеви, ангельскую песнь: Аллилуия.

Икос 2

Разумевшеотшествиетвое, родителя твоя плакастеся горце, скорбяще о твоем лишении, Саввопреподобне, тажепомыслиша и абиепослашаискатитя даже до Афона верныя слуги своя, яко да убедят тя к нимавозвратитися. Ты же, святе, пришествие посланных слугъуведев, мудре с ними беседовал еси, тажеот них удалився, на пиргъ высокий возшелеси, и тамо пострижение иноческое восприявый, кралевскую ризу твою, вкупе с власы главы твоея, в пострижении отятыми, посланным тем с пиргаповерглеси, заповедав им рещиродителематвоима, яко сын ею Растко, уже инок Савва есть. Таковую ревность твою о спасении поминающе, зовемтисице:

Радуйся, владения земнаго славу презревый;

Радуйся, родителя твоя и отечество твое Христа ради оставивый;

Радуйся, на святую Афонскую гору работатиГосподевипришедый;

Радуйся, во обители Российстейтамоводворивыйся;

Радуйся, сея обители постриженец бывый;

Радуйся, подвиги твоими оную прославивый;

Радуйся, яко в ней доселе имя твое молитвенно ублажается;

Радуйся, яко обитель сия тобою светло красуется;

Радуйся, подвиги поста и молитвы отцев Афонских удививый;

Радуйся, во единой власянице босыманогама обители Афонскияобошедый;

Радуйся, талант, врученныйти, умноживый;

Радуйся, в послушание старцу богомудрому во обители Ватопедстей себе предавый;

Радуйся, во смирении и терпении зело преуспевый.

Радуйся, святителю Савво, первопастырю и учителю Сербский, дивный чудотворче.

Кондак 3

Силою Всевышняго укрепляемый, святче Божий, подвиги великия во иночестве совершал еси, во обители Ватопедстей на Афоне, постом, бдением и всяким изнурением умерщвляя плоть твою, мраз и зной терпел еси, аки безплотный, и бос ходяй по острому камени неуязвим пребывал еси, покоряя плоть духу, любовию ко Господу выну пламеневый, во еже пети тебе немолчную Ему песнь: Аллилуия.

Икос 3

Имея попечение о спасении душевнемродителию твоею, отче Савво, выну молился есио сем Богу. Благий же Человеколюбец, творяй волю боящихся Его, внуши родителематвоима писанием твоим к нима зело умиленным, владение земное оставити и пострижение иноческое восприяти. Сего ради отец твой, преподобный Симеон, из Сербии на Афон прииде и вкупе с тобою в Ватопедеводворися, с ним же тя ныне ублажаем и зовем:

Радуйся, спасения душевнагородительматвоима усердный желателю;

Радуйся, ко оставлению славы земныя, има богомудрый советодателю и увещателю;

Радуйся, пришествием к тебе на Афон отца твоего зело утешенный;

Радуйся, спостник и сомолитвенник ему бывый;

Радуйся, подвигииноческия нести ему помогавый;

Радуйся, немощи его старческия терпеливо носивый;

Радуйся, в недузех ему любвеобильно послуживый;

Радуйся, тяготу скорбей и лишений пустынных ему облегчивый;

Радуйся, подвиги твоими подвиги отчиявосполнявый;

Радуйся, угодника Божия истиннаго его совершивый;

Радуйся, его благословением святым осененный;

Радуйся, вкупе с ним от верных людей молитвенно почитаемый.

Радуйся, святителю Савво, первопастырю и учителю Сербский, дивный чудотворче.

Кондак 4

Бурею моря житейскаго обуреваемым, тихое пристанище на Афоне построитипотщалсяеси, отче Савво, иноческую сербскому роду обитель, Хилендарьименуему, южеПресвятей Богородице посвятил еси, храмы Божиими и зданьми многими сию украсив, имением же довольным ю снабдив, и грамматами царей утвердив, в нейже и сам с родителем твоим, преподобным Симеоном, вселился есижити. Сего ради обитель сия вы оба ктиторомасвоима почитает, и памяти ваши торжествующи, молебновозсылаетхвалебную песнь Богу: Аллилуия.

Икос 4

Слышав звание Божие преподобный Симеон, к вечным обителем его призывающее, стяжатя, Саввобогоносне, молитвеннаго помощника при исходе своем, и на руку твоею сыновню дух свой Господевипредаде, тело же его святое ты с подобающею честию во гробе мраморне в соборнем храме Хилендарския обители положил еси, и молитвами твоими мощем отца твоего мироточения благодать от Бога испросил еси, сим подвизаяверныя люди звати к тебе:

Радуйся, всесильный и богоприятный к Богу молитвенниче;

Радуйся, равноангельный человече;

Радуйся, яко святыя мощи и самый гроб отца твоего, по молитве твоей к Богу, миро благоуханное и целебное источиша;

Радуйся, яко сим зело обрадованный Бога немолчно славословил еси;

Радуйся, яко отец твой преподобный, по смерти послушание дивное тебе показа;

Радуйся, яко по твоему прошению, изсякшее от гроба миро, паки источися;

Радуйся, во славе святых отца твоего таинственно созерцавый;

Радуйся, во светлом видении обетования благия от него услышавый;

Радуйся, яко по заповеди отца твоего мощи его от Афона в Сербию тобою принесенибыша;

Радуйся, яко тако в обители Студеницкой со славою многою тобою положенибыша;

Радуйся, прославления отца твоего в лице святых виновниче;

Радуйся, святыяпамяти его усердный почитателю.

Радуйся, святителю Савво, первопастырю и учителю Сербский, дивный чудотворче.

Кондак 5

Богосиянное светило быв, Саввобогомудре, волею Пастыреначальника Иисуса, на свещницеСербскияЦеркве поставлен был еси, и от патриарха Вселенскаго во архиепископа сербскому народу от земли его явился еси, егожетщательне везде и всегда поучал еси в вере святей православнейтвердо и неуклонно пребывати, богоугодно же возносити хвалебную песнь Пресвятей Троице: Аллилуия.

Икос 5

Видев себе разлучаема с любимою тобою афонскою пустынею, отче Савво, скорбел еси духом твоим, обаче Пресвятая Богородица явисяти в светлом видении, и обетованьми помощи от Нея и заступления, скорбящую душу утеши и укрепи. Тебе сицеобрадовану видением и беседою Царицы Небесныя, и мы, земнии, радостно вопием:

Радуйся, избранный сосуде Духа Святаго;

Радуйся, при хиротонии твоей светом небесным свыше осиянный;

Радуйся, таинничеПресвятыя Троицы;

Радуйся, собеседничеПресвятыя Богородицы;

Радуйся, слышавый от уст Ея милостивыя глаголы;

Радуйся, приемый от Нея обетование помощи и заступления;

Радуйся, равноапостолныйСербския страныпервопрестольниче;

Радуйся, учредителю богоблагословенныя иерархии, поставлением епископов в Сербстей державе;

Радуйся, краснеинозе твои направивый к распространению проповеди Евангельския;

Радуйся, Сербию светом Христовым совершенно просветивый;

Радуйся, многи храмы Божии и обители иноческия в ней воздвигнувый;

Радуйся, щедродательный милостыни подателю;

Радуйся, благосердный нищих питателю.

Радуйся, святителю Савво, первопастырю и учителю Сербский, дивный чудотворче.

Кондак 6

Проповедник Православныя веры явился еси в Сербии, Саввосвященне, егда в соборнем храме твоемЖичстем символ Православныя веры громогласно исповедал еси, и сей исповедати паству твою научил еси, да всиединомысленни пребудут с тобою, и возмогут единемиусты и единем сердцем пети вкупе с тобою песнь хвалы и благодаренияТриипостасному Богу: Аллилуия.

Икос 6

Возсиялеси, святителю Христов, яко звезда пресветлая в отечестве твоемземнем, и люди твоя в Православней вере и благочестии утверждал есизлатословесными поучении твоими, ереси же и расколы искоренял еси мечем слова Божия. Сего ради тя, яко ангела Божия люди сербстиипочитаху,зовуще и велегласноглаголюще:

Радуйся, архиерею, власть вязати и решити достойно восприявый;

Радуйся, иерарше, во всеоружиеХристово облеченный;

Радуйся, пастырю добрый, готовый душу свою положити за богоданныяти люди и паству твою;

Радуйся, усердный делателю винограда Господня;

Радуйся, светильниче, сияющий и просвещающий сердца человеческая;

Радуйся, лучу пресветлый Солнца правды Христа;

Радуйся, чудотворения даром от Господа прославленный;

Радуйся, исцеления многая рукаматвоимасовершивый;

Радуйся, разслабленнаго молитвою твоею здрава сотворивый;

Радуйся, вражду единокровных благодатно умиротворивый;

Радуйся, в стан неприязненных един ходивый;

Радуйся, словесы твоими враждовавших смиривый;

Радуйся, умершаго брата краля Стефана воскресивый и желание его исполнь, в иночество облекий его, нарекши Симоном.

Радуйся, святителю Савво, первопастырю и учителю Сербский, дивный чудотворче.

Кондак 7

Хотение едино имел еси, святче Божий, еже Богу благоугождати и спасению душевному ближних твоих служити. Сего ради не дал еси сна очиматвоима, ни веждомадремания, неленостноподвизаяся во благо святыяЦерквеСербския и во спасение и пользу вверенных ти от Бога благоверных людей, и воистиннусоделалсяесистолпъ Православия и сохранение народа сербскаго непоколебимое, иже тя нелестно хвалит и зовет укрепившему тяЦеркве Зиждителю Христу: Аллилуия.

Икос 7

Новаготя Николая Мирликийскаго и Златоуста Цареградскагостяжа земля Сербская: чудесыбо твоими первому подобен был еси, златословесными же учении второму подражал еси, святителю отче нашъСавво, воистинну достойный благохвалений таковых:

Радуйся, немолчный проповедниче Евангелия Христова;

Радуйся, верный последователю преданий апостольских;

Радуйся, святых богоносных отец нравы себе усвоивый;

Радуйся, теплыймолитвенниче о душах наших;

Радуйся, неусыпное моление в типикарницекарейстей на Афоне совершатиповелевый;

Радуйся, благовременно и безвременно паству твою благочестию поучавый;

Радуйся, мечу, ереси и расколы посекаяй;

Радуйся, громе, соблазнителей устрашаяй;

Радуйся, обидимыхзаступниче;

Радуйся, вдов и сирот благодетелю;

Радуйся, скорбящих утешителю;

Радуйся, кающихся с Богом примирителю;

Радуйся, отроков богомудрый наказателю;

Радуйся, младенцев любвеобильный покровителю и богомудрый наставниче.

Радуйся, святителю Савво, первопастырю и учителю Сербский, дивный чудотворче.

Кондак 8

Странник и пришлец восхотел еси, Христа ради быти, святителю Савво, подражаяй Спасу душ наших, не имевшему где главу приклонити, Егоже ради ты отечество твое оставил еси, и на поклонение святым местом в различныя страны потеклеси, с верою и любовию святыням в них покланяяся, милостыню же многу церквам, обителем и нищим раздавая и воспевая присно Богу: Аллилуия.

Икос 8

Весь в Бозебывый, святителю преподобне, о Бозе стопе твои странничестеи направил еси и во святем граде Иерусалиме, места святая, житием и страданием Христа Спасителя ознаменованная, молитвенно обходил еси, сим покланяяся и слезы теплыя от очию твоею изливая, яко жертву любветвоея к пострадавшему нас ради Господу, Иже внушает нам вопити тебе:

Радуйся, мудрый странниче, искийотечествиянебеснаго;

Радуйся, Христов избранниче, презревый вся блага земная;

Радуйся, святаго града Иерусалима дольняго благоговейный поклонниче;

Радуйся, светлаго града Иерусалима горняго усердный и мудрый искателю;

Радуйся, Царьград, Палестину, Египет, Синай и Афон посетивый;

Радуйся, Ливию, Фиваиду, Антиохию, Сирию и Армению обходивый;

Радуйся, по морю и суши многотрудно путешествовавый;

Радуйся, многиявеликия святыни в пути твоемсобравый;

Радуйся, от пастырей ПравославныяЦеркве везде с любовию и честию приемлемый;

Радуйся, от нищих и убогих за благотворения твоя благословляемый;

Радуйся, пленников свободителю;

Радуйся, пустынножителей утешителю.

Радуйся, святителю Савво, первопастырю и учителю Сербский, дивный чудотворче.

Кондак 9

Всииноцывеликия Лавры преподобнаго Саввы Освященнаго с радостиюсретошатя, богомудреСавво, егда к ним на поклонение пришелеси, и познашатядивнаго пришельца, от лет древних им обетованнаго. Темже тебе, яко достойному, жезл преподобнаго Саввы Освященнаго и две иконе Богородичничудотворнеи, Троеручицы и Млекопитательницыименуемеи, на благословение даровашати, поюще гласы преподобными Творцу всяческих Богу: Аллилуия.

Икос 9

Ветийство человеческое не довлеет к прославлению многих чудес твоих, святителю иераршеприснопамятне: море бо волнующееся молитвою твоею укротил еси, и рыбу дивно из глубины морския в корабли приял еси, недужныя возложением руку твоею исцелял еси и мертвыяпреславно воскрешал еси, яко верный ученик Христа Бога. Темже тебе вопием хвалебно, ублажая тясице:

Радуйся, обетований Евангельских исполнение приемый;

Радуйся, смирением высокая стяжавый;

Радуйся, врачу безмездный, исцеляяй недуги душевныя и телесныя;

Радуйся, целебниче благодатный в болезнех с верою к тебе притекающим;

Радуйся, яко руце твоичестнеи орудия целебявистася;

Радуйся, яко сею возложением молитвенным, болящим здравие подавал еси;

Радуйся, яко в чуждых странах пребывая, имя Христово чудесы твоими прославлял еси;

Радуйся, яко от града в град преходя, верныя во благочестии утверждал еси;

Радуйся, яко от востока и до запада хвальнобысть имя твое;

Радуйся, яко ближних и дальних усердно ко Христу приводил еси;

Радуйся, вселенную яко солнце пресветлое, обтекий;

Радуйся, яко луна полная богоугодное течение совершивый.

Радуйся, святителю Савво, первопастырю и учителю Сербский, дивный чудотворче.

Кондак 10

Спасения надежду несумненную имея, святителю угодниче Божий, во град Терновпришелеси и зде конец странствия земнаго совершил еси, почив о Господе кончиною праведною и святою, ею же мног плачь земли Сербстей сотворил еси. Обаче веруем, отче и архиерею наш, яко аще и вне отечества, по смотрению Господню почил еси, неразлучен же с ним духом твоим пребываеши и выну молишися Богу о воспевающих Ему песнь: Аллилуия.

Икос 10

Царя Небеснаго Христа верный раб и служитель был еси, богоносне отче наш Савво, и аще почил еси о Господе сном смерти, обачечудотворити не престаеши и по смерти: священная и всечестная рака твоя врачебницаявися недугом человеческим, и самая персть от гроба твоего целебна бысть, яко всем звати тебе:

Радуйся, первопрестольничесвятеСербския страны, со святыми почиваяй;

Радуйся, угодниче Христов, и по смерти преславночудодействуяй;

Радуйся, град Тернов преподобною твоею кончиною освятивый;

Радуйся, Болгарскую страну чудесы твоими благодатно озаривый;

Радуйся, по желанию твоему в подвизе странствия жизнь скончавый;

Радуйся, вне отечества твоего сном смертным опочивый;

Радуйся, яко смерть твоя честна пред Господем;

Радуйся, яко успение твое торжествует святая Православная Церковь;

Радуйся, яко архистратиг Сербския страны, воем ея во бранехпобораяй;

Радуйся, покровом молитв твоих паству твою присно соблюдаяй;

Радуйся, просвещения духовнаго распространителю и насадителю;

Радуйся, младенцев и отроков любвеобильный наставниче, училищъ же христианских покровителю и озарителю.

Радуйся, святителю Савво, первопастырю и учителю Сербский, дивный чудотворче.

Кондак 11

Пением молебным чествуем тя и величаем, святителю, Божий угодниче, и верно совершаем святую память твою: аще бо и в Сербии просиял еси, вся же Церковь вселенныястяжатядобля поборника, предстателя и молитвенника ко Господу. Темже, поминая житие твое богоугодное и многия подвиги твоя и чудеса, прославляем прославльшаготя Господа Иисуса, и смиренномудренно вопием Ему: Аллилуия.

Икос 11

Светлостию чудес сияя, любовь твою к Сербии показал еси, равноапостольне святителю Савво, егда благоволил есипринесеннымбыти святым мощем твоим в отечество твое земное; ты боотечестволюбец быв при жизни, и по успении таковым явился еси, и к любящей тя пастве твоей возвратитися мощами твоими восхотел еси, да возвеселиши чад твоих, тебе вопиющих:

Радуйся, началопастырю Сербский, паству твою молитвенно назираяй;

Радуйся, благий предстателю с верою тя призывающих;

Радуйся, яко мощем твоим святым в Сербию принесеннымбыти восхотел еси;

Радуйся, яко волю твою о сем царю БолгарскомуАсену в видении возвестил еси;

Радуйся, со славою и честию из Тернова в Сербию принесенный;

Радуйся, в соборнем храме Милешевы, яко твоея кафедры, с любовию приятый и честно положенный;

Радуйся, братаничем твоим, Сербским кралем Владиславом, благоговейно почитаемый;

Радуйся, преемником твоим, святителем Арсением, молитвенно ублажаемый;

Радуйся, всеми людьми сербскими радостно приятый;

Радуйся, пришествием твоим печаль паствы твоеяутоливый;

Радуйся, чудесы многими от гроба твоего святость твою ознаменовавый;

Радуйся, поля, горы и дебри шествием освятивый;

Радуйся, богоугодным житием, мудростию и великим тщанием Православие в народе своемутвердивый;

Радуйся, благодатным заступлением и поотшествиитвоем его сохраняяй;

Радуйся, ангеле житием, пророчеблагодатиюСвятаго Духа, апостоле благовествованием, мучениче исповеданием.

Радуйся, святителю Савво, первопастырю и учителю Сербский, дивный чудотворче.

Кондак 12

Благодати Божия сокровище, святыя и нетленныя мощи твоя, Савво, отче наш, грех ради наших от нечестивых агарян, врагов христианских, огню преданибыша. Обаче веруем, яко ты и ныне с нами еси, якоже и прежде, егда благоволил еси мощами твоими видимо род свой утешати, и молитвами твоими нас сохраняеши от всякаго зла. Темжепокланяющеся месту святому, на немже мощи твоя злочестивыми огню предашася, лобызаем персть, ими освященную, и поем Богу: Аллилуия.

Икос 12

Поюще святое и богоугодное житие твое и многая преславная чудотворения твоя, святителю отче наш Савво, смиренно просим тя: не возгнушайся наших не довлеющих похвал, имижетя, от усердия нашего чествовати дерзаем, но приклонисямилостивно к зовущим тивсеусердно хваления таковая:

Радуйся, сострадательный и любвеобильный Сербския страны неусыпный хранителю;

Радуйся, яко с нею вкупе от злых агарян в мощех твоих огненное искушение приявый;

Радуйся, столпом сияющим до небес над сожигаемыми мощами твоими, святость их чудеснепроявивый;

Радуйся, сожегшаго мощи твоя воеводу агарянскаго грозно наказавый;

Радуйся, и по сожжении мощей твоих чудотворитинепреставый;

Радуйся, и самое место сожжения их благодати причастно сотворивый;

Радуйся, в видениих и сониихверныяпосещаяй;

Радуйся, ближним и дальним помощь твою подаваяй;

Радуйся, ПравославныяЦеркве боголепное украшение;

Радуйся, архиереев славо и похвало;

Радуйся, в лице преподобных сияющая звездо;

Радуйся, по Бозе и Богородице, крепкое наше упование.

Радуйся, святителю Савво, первопастырю и учителю Сербский, дивный чудотворче.

Кондак 13

О, пресвятый и предивный чудотворче, святителю отче наш Савво, Сербския страны покровителю и всех православных христиан предстателю! Приимимилостивно сие малое моление наше, в похвалу тебе приносимое, и молитвами твоими ко Господу, избави нас от бед временных и вечных, и сподоби нас вкупе с тобою в Царствии небеснемпети Богу, Спасителю нашему: Аллилуия.

Сей Кондак глаголи трижды. И паки чтется 1-й Икос: Ангельскую чистоту от юности возлюбив… и за сим Кондак 1-й: Избранный от Царя сил…

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о святом Савве:

Деревня Дражин Бобруйского павета.Жанчыны с детьми (Германчуки)

В отделе рукописей Библиотеки Вильнюсского университета в фонде VUB F 46 хранится коллекция из 437 этнографических фотографий из Бобруйского, Борисовского, Игуменского, Мозырского, Пинского, Речицкого, Слуцкого уездов Минской губернии, которая была создана в 1911 — 1912 гг. белорусским этнографом Исааком Сербавым (1871 — 1943).
Значение этих фотографических документов для изучения этнографии, традиционной культуры, народного костюма и архитектуры Беларуси трудно переоценить. Коллекция является бесценным источником визуальной информации о том, какой была Беларусь и белорусы 100 лет тому назад.




Анна и Ловгин Кобзарь из села Борисковичи Мозырского уезда


Появление коллекции стало возможным, благодаря научным экспедициям — «этнографически-фотографическими экскурсиями», «фотографическим экспедициями» И. Сербов. Учитель Минской городской училище, потом Виленской мужской училища, он увлекался этнографией и в летние месяцы путешествовал с фотоаппаратом «Кодак» по Полесье. С усовершенствованием фотографической техники и материалов в начале ХХ фотографирование становится частью полевой работы этнографов. Отчеты о поездках, которые были опубликованы, и рукописные документы, хранящиеся в Библиотеке Вильнюсского университета в фонде Северо-Западного отдела Императорского Русского географического общества (VUB F 34), проливают свет на подробности его экспедиций и особенности полевого этнографического фотографирования.

Девочки Татьяна и Елена из деревни Василевичи Речицкого уезда.

На фотографиях И. Сербава видим деревенские улицы и их жителей в праздничные дни, дворы крестьян с сельскохозяйственными орудиями труда, гумна, сараи, устройства для сушки сена и искусно оформленные стога, ветряки, деревянные церкви в селах и местечках Полесья, кладбище с высокими полесскими крестами. Этнограф зафиксировал разнообразные моменты крестьянской повседневности: женщины жнут рожь, рвут коноплю, дерут лен, прядут на круговерти, выбирают картофель; мужчины пашут на волах, косят сено, дети-пастушки пасут стадо овец. На снимках воплощена также мелкая полесская знать, мещане полесских деревень. У него фотообъектив попадала природа Полесья и результаты преобразования ее человеком: болота, озера, плотины — насыпные дороги на болотах, мелиорация, Огинский канал.

Девушки из деревни Прудаки Мозырского уезда

Особенно ценными являются этнографические фотопортреты, в которых И. Сербов сумел передать характер, антропанимичныя особенности, традиционное одежда, головные уборы крестьян. На фотографиях жители полесских сел и местечек сохранены красивыми, с присущим им чувством собственного достоинства. Белая полотняная одежда с орнаментом, сложные формы головных уборов женщин свидетельствуют о высокой художественной и бытовой крестьянской культуры. Большинство фотографий этнографа зафиксировали достаток, состоятельность белорусских крестьян и мещан в начале ХХ в.

Местечко Петриков Мозырского уезда. Ярмарка. Торговля луком и чесноком

Местечко Петриков Мозырского уезда. Ярмарка. Цыгане

Географии снимков охватывает значительную территорию современной Минской, а также Брестскую, Гомельскую и Могилевскую области Беларуси. И. Сербов фотографировал в 73 населенных пунктах, восемь из которых сейчас входят в состав Украины. Эти материалы имеют важное значения для изучения традиционной этнической культуры на современном белорусско-украинском пограничье, культуры Полесского региона в целом.

Городок Туров Мозырского уезда. Место древнего монастыря

Сегодня, рассматривая эти фотографические изображения, выполненные в начале ХХ в., Мы по праву можем назвать И. Сербава первым белорусским визуальным антропологом. В истории этнографической фотографии Беларуси его имя занимает одно из первых мест. Высокое качество и художественные достоинства фотографий И. Сербава позволяют отнести их к наиболее значительных ее достижений. Этнографу суждено было стать первым фотадакументалистам архаичного Полесья.

Стог в селе Вуйвичи Пинского уезда

Село Лучины Слуцкого уезда

В дороге. Бобруйск

Эта коллекция фотографий ждет своей публикации. Издание юбилейного альбома фотографий И. Сербава из поездок по Полесью 1911 — 1912 гг. возможно реализовать общими усилиями Беларуси и Литвы, которая сохранила ценную фотографическую наследие белорусского этнографа.
Подготовила Ольга Лобачевская
Справка:
Иса? К Се? Рбав (Иsak Serbau / Исаак Сербов / Isak Serbow) — белорусский этнограф, фольклорист, археолог. Действительный член Института Белорусском культуры (1922), кандидат исторических наук (1934).

На конверте изображен Иса? К Се? Рбав

Родился 27 мая 1871, в деревне Кульшычы, (Славгородский район Могилевской обл.) — 21 января 1943.
В 1892 окончил Полоцкую учительскую семинарию, в 1901 Московский археологический институт. Работал учителем в Минске и других белорусских городах. В 1910-1912 как член Северо-Западного отдела Российского географического общества настраивал экспедиции на Беларусь. В 1919-1921 работал в отделах народного образования Могилевской и Гомельской губерний, участвовал в работе по сбору и охране памятников искусства и истории. 3 1923 работал преподаватель, заведующий кафедрой этнографии БГУ, с 1925 секретарем секции этнографии Инбелкульта. Во 2-й половине 1920-х исследовал курганы дреговичей около Минска и Мозыря. 3 1929 ученый секретарь кафедры этнографии и фольклора Института истории АН Беларуси.
Изучал быт, материальную культуру, устную поэтическую и музыкальную творчество белорусского народа. Собрал богатые коллекции народной одежды и искусства, на основе которых издан альбом «Белорусское народное искусство» (1951). Первый из белорусских этнографов создал большую фототека, в котором зафиксированы типы одежды жителей различных уголков Полесья, жилья, хозяйственных построек, изделия ремесел. Собранные этнографические материалы и наблюдения обобщил в работах «Село Великое; Картинки с жьцця Беларуси» (1910), «Поездки по Полесье 1911 и 1912 гг.» (1914), «Белорусы-Сакун» (1915).

Савва архиеп Сербский

В 1198 или 1199 году новгородский паломник Добрыня Ядрейкович (будущий архиепископ Антоний), подробно описывая святыни и памятники Константинополя, упомянул злободневную деталь, явно поразившую его воображение. Повествуя о монастыре Богородицы Евергетиссы, он отметил среди прочего: «А здесь живет инок Савва, сербского князя сын». Добровольное принятие монашеского пострига представителем царствующего дома, отречение в юном возрасте от «сладости мира сего» было в глазах русского паломника событием настолько неординарным, что автор счел уместным сообщить о нем землякам наряду с рассказами о самых известных святынях и диковинах столицы православного мира.

Добрыня явно не был до этого на Афоне, да и позднее в Новгороде, трудясь над созданием своего хождения, не слыхал рассказов русских святогорцев о Савве, иначе, несомненно, добавил бы к упоминанию о нем несколько колоритных деталей. Савва к тому времени, несмотря на свою молодость (ему было около 24-25 лет), был живой легендой Афона, а русским монахам он был здесь особо памятен.

Сам приход на Афон — эту своеобразную средневековую интернациональную монашескую республику — осенью 1191 года младшего сына сербского великого жупана Стефана Немани— шестнадцатилетнего Растимира (впрочем, по молодости лет его еще уменьшительно именовали Растко) был напрямую связан с русскими монахами. Мысль о бегстве от мирских соблазнов и отшельнической жизни окончательно оформилась у него под влиянием бесед с русским иноком, пришедшим с Афона вместе с другими монахами ко двору его отца за милостыней. Понимая, что его горячий порыв не встретит сочувствия у родителей, Растко отпросился у отца на многодневную охоту в горные леса, а сам отправился с монахами на Афон. Благочестивый обман вполне удался, юноша выиграл время — погоня (в которой он не сомневался) не настигла его по пути, и он благополучно добрался со своими спутниками до русского Пантелеймонова монастыря. В ту пору он располагался не на берегу моря, как сейчас, а примерно в часе ходьбы от современной огромной приморской обители, на пологом горном склоне. Ныне это скит Старый Руссик, в котором мало что осталось от древности. Определенное представление о том, как выглядел русский монастырь на Афоне в средние века, дает (с учетом того, что изображенный собор возведен в 1628 году в традиционных для Святой горы формах) рисунок паломника Василия Григоровича-Барского, побывавшего здесь в 1744 году. Обитель идеально подходила для молодого славянского инока. Здесь говорили на понятном языке (не исключено, что в числе братии были и сербские монахи) и одновременно была возможность усовершенствовать познания в разговорном греческом, на котором общалось между собой многоязычное монашество Святой горы.

Но не успел Растко Неманич облачиться в черные ризы, как его настиг посланный отцом отряд. И беглец, и преследователи хотели бы уладить дело миром, но Растко хотел остаться и постричься, а дружинники должны были во что бы то ни стало (вплоть до заключения в оковы) доставить блудного княжеского сына под отчий кров. Юноша вынужден был вновь прибегнуть к обману, на словах согласившись вернуться. В честь прибывших был устроен пир, на котором гостям прислуживал сам княжич, а затем (день был субботний) началась воскресная всенощная служба. Уставшие с дороги и расслабленные застольем воины не выдержали продолжительного богослужения и уснули прямо в храме, в пристенных креслах-стасидиях (в отличие от России, на Балканах службу в церкви слушают сидя и стоя попеременно). Растко воспользовался этим и отправился с игуменом в маленькую церковь на верху пирга (крепостная башня-донжон — непременный атрибут древних афонских монастырей), там и был совершен обряд пострижения. Когда проснувшиеся перед рассветом воины бросились искать кня жича по всей обители, щедро раздавая тумаки затрещины инокам, было уже поздно. Растко Неманича больше не существовало, вместо него появился монах Савва, принявший это имя в честь одного из родоначальников палестинского монашества – Саввы Освященного (V-VI века). Новопостриженный инок сбросил воеводе с башни символический подарок родителям, объясняющий все без слов, — свое мирское платье и обрезанные пряди длинных волос. Эту поистине театральную сцену любили позднее изображать иконописцы как сербские (иконописец Георгий Митрофанович в стенописях трапезной Хиландарского монастыря на Афоне, 1621 год), так и русские (иллюстраторы Лицевого летописного сводавторой половины XVI века). В Старом Руссике посетителю и сейчас покажут место, где все это происходило, правда, с существенной топографической погрешностью: древнего пирга, стоявшего к востоку от собора, давно уже нет, его роль для туристов и паломников исполняет уцелевшая юго-восточная башенка.

Посланцы, кляня свое невезение и бессердечие княжича, вернулись домой. К счастью, наказания они не понесли. Великий жупан смирился с самовольным поступком младшего сына. В знак прощения Савве в приютивший его монастырь были направлены богатые дары. Слава о молодом иноке сразу разнеслась по всему Афону – столь необычным был его жизненный выбор, напоминавший всем аналогичный поступок индийского царевича Иоасафа, героя популярной во всем средневековом христианском мире «Повести о Варлааме и Иоасафе».

В русском монастыре Савва задержался недолго, вероятно, ровно настолько, чтобы привыкнуть к распорядку монашеской жизни и в достаточной степени овладеть разговорным греческим языком. Уже в следующем 1192 году он перешел в греческий Ватопед северо-восточном побережье полуострова – один из старейших и богатейших монастырей Афона. Однако молодой инок сохранил хорошие отношения и со своей первой святогорской обителью. Когда в 1199 году в только что возникшем на Афоне сербском монастыре Хиландарь совершали погребение его отца (Стефан Неманя в 1196 году отрекся от престола и принял постриг с именем Симеона, а год спустя переселился к сыну на Афон), над гробом усопшего пели «перво греци, потом ивере, таже руси, по русех болгаре»

Тесные связи русского Пантелеймонова монастыря с сербами и Сербией сохранялись и в дальнейшем. Показательно,что когда во второй половине XIII столетия иссяк приток монахов на Афон из разоренной монгольским нашествием Руси, обитель стала сербской (и оставалась таковой по крайней мере до XVI века), а ее ктиторами почти двести лет были правители Сербии.

Разумеется, интерес Саввы к русскому монашеству и русским книжникам на Афоне и в Константинополе (где он имел возможность познакомиться с ними во время поездок по деламВатопеда и возрожденного Хиландаря в 1198 и 1199 годах) был вызван в первую очередь не сентиментальными чувствами по отношению к месту пострижения, пусть даже и памятному картинно-драматическим событием. Сын государя, создавшего Сербию как независимую державу, Савва чувствовал себя продолжателем дела отца на церковном поприще. Задолго до того, как ему в 1219 году совместно с братом — королем Стефаном Первовенчанным — удалось добиться создания автокефальной сербской церкви, он уделял много внимания вопросам церковной организации, обихода и богослужебного устава. Между тем Русь в годы юности Саввы была единственной православной славянской страной, где существовала самостоятельная церковная организация с устойчивой традицией официального богослужения на славянском языке (болгары, лишь в 1180-х годах освободившиеся от византийского владычества, мало чем отличались в этом плане от сербов). Русская традиция была одним из важных источников возрождения славянской книжной культуры на Балканах во времена св. Саввы, и на примере сербских памятников это особенно заметно.

Отпечаток тесных контактов с русским монашеством лежит на самом крупном переводе, связанном с именем святого, — так называемой Святосавской (или сербской) кормчей, сборнике канонических и церковно-юридических правил, снабженных толкованиями крупнейших византийских канонистов и правоведов XII столетия. Исследователи еще в XIX веке заметили присутствие в языке этой редакции кормчей значительное количество слов, нетипичных для южнославянских языков и, напротив, достаточно обычных для древнерусского. В старшем же списке этой кормчей — Иловицком прослеживаются и особенности восточнославянской орфографии. Одни специалисты видят в этом свидетельства непосредственного участия в переводе русских книжников, обитавших в то время на Афоне, другие считают это следствием высокого престижа русского варианта церковнославянского языка у южных славян в конце XII — первой половине XIII века, попутным следствием чего явилось и использование восточнославянской лексики сербскими переводчиками. В правописных русизмах в последнее время склонны видеть отражение русско-сербских контактов времени после смерти Саввы — участие писца-новгородца в переписке Ило-вицкого списка в 1262 году. Однако в любом случае и при любом истолковании эти факты свидетельствуют о тесных связях сербского святого с русским монашеством.

Контакты эти имели и свою обратную сторону. Тексты, написанные Саввой либо переведенные им или по его инициативе, довольно рано (хотя и не всегда при его жизни) стали достоянием русской книжности. В русских списках главной монашеской книги — Псалтыри — начиная с XIV века (более ранние примеры неизвестны, возможно, не сохранились) довольно обычно помещается своеобразное предисловие — «Указ, как держать Псалтырь», в котором его составитель именует себя иноком Саввой (иногда имя заменяется другим или опускается, но большинство списков содержат этот вариант); в сербской традиции оно распространено гораздо менее и в более поздних (не раньше XVI века) списках.

Сербский ученый В. Чорович установил чрезвычайную близость этого текста вводной главе Хиландарского типика; позднее это подтвердил на большом материале болгарский филолог Боню Ангелов. Совсем недавно обнаружилось, что Хиландарский типик был известен на Руси и целиком. В 1998 году болгарская исследовательница Климентина Иванова отыскала в собрании Белокриницкой старообрядческой митрополии, хранящемся в отделе рукописей БАН в Петербурге, русский список памятника XVI века, в заглавии которого текст приписан св. Савве Освященному, в честь которого выбрал свое монашеское имя будущий сербский архиепископ.

Сравнительно поздняя датировка русских списков этих трудов святого Саввы вовсе не означает, что эти памятники попали на Русь соответственно в XIV и XVI веках. В русско-сербских культурных связях со второй половины XIII столетия наступил глубокий спад, вызванный монгольским завоеванием,новое их оживление началось лишь с конца XIV века. Однако исследования показывают, что на новом этапе старые (возникшие ранее рубежа ХIII-ХIV столетий) южнославянские тексты не интересовали русских книжников, внимание которых было приковано к переводам, выполненным болгарами и сербами на Афоне в XIV веке. Поэтому сочинения и переводы Саввы могли попасть на Русь не позднее второй половины XIII века.

Это подтверждает и история появления на Руси Святосавской кормчей. Книга была прислана в Киев в 1262 году по просьбе митрополита Кирилла из Болгарии деспотом Яковом-Святославом, который был по происхождению русским князем, бежавшим на Балканы от нашествия монголов (из послания деспота главе русской церкви, включенного во многие списки этой кормчей, мы и узнаем об этом событии). На Руси этот церковно-юридический сборник переписывался в том виде, в каком он был переведен св. Саввой (дошли десятки списков ХIII-ХVII веков, старший из них, переписанный в Рязани и хранящийся в РНБ, всего на 22 года моложе древнейшего сербского). Еще важнее, что вскоре после прихода на Русьперевод толкований церковных правил, сделанный Саввой и его окружением, был соединен с распространенным здесь древним (X или XI века) переводом самих правил. Так возникла новая (русская) редакция кормчей, составляющая правовую основу Русской православной церкви. В 1652 году сборник был издан в Москве на Печатном дворе (позднее неоднократно переиздавался). Это было первое печатное издание переводов св. Саввы, которое получило известность и в Сербии.

Святитель Савва Сербский и Симеон Мироточивый

  1. 1. Детские годы Святого Саввы и уход из мира (439-456)

Святой Саввы Освященный родился в 439 году в уважаемой и богатой семье в городе Муталаски в Каппадокии. Его отец был военным и по роду своей деятельности перевез свою супругу Софию и маленького сына Савву, оному было всего пять лет, в Александрию к родственнику Ермии. Через некоторое время, разочаровавшись в поведении своих родственников, Ермия и Григория, споривших о том, у кого будет жить мальчик, но более всего заботившихся о том, кто будет распоряжаться имуществом, мальчик убегает и попадает монастырь под названием Флавиев. Там он начинает изучение псалтырей, а также монашеских обязанностей. Стал он всякое плотское вожделение побеждать воздержанием и послушанием. Он стал первым среди 65-ти монахов. Он достиг абсолютной чистоты и святости благодаря своей животворящей вере. Придя на зажженный очаг, он был принят им, потому что был он осенен крестным знамением и остался при одеждах своих цел и невредим.

2.Переезд в Палестину, послушание в киновии Святого Феоктиста близ Великого Евфимия

После десяти лет нахождения в монастыре Флавиев Савва, испросив благословения настоятеля, отправляется в Святой Град Иерусалим во славу славы. Настоятель монастыря дал свое разрешение и благословение, и восимнадцатилетний Савва прибыл в Иерусалим, где был принят в монастыре Святого Пассариона и нес послушание в зиму с 456 на 457 год. Несмотря на то, что он был радушно принят Архимандритом Елпидием и другими братьями священниками, Савва мечтал увидеть Святого чудотворца Евфимия Великого, озаренный его светом и деяниями в пустыне. Вновь получив благословение, отправился, чтобы повстречать Евфимия Великого.

Евфимий отказался оставить молодого послушника в Лавре, вместо этого он направил его в Монастырь к Блаженному Феоктисту с наказом Феоктисту особенно оберегать Савву. Сделал он это с целью показать пример молодому Савве, чтобы он в сою очередь, когда создаст свою собственную Лавру не допускал сразу неопытных, и чтобы позднее сам стал начальствующим над всеми монахами Палестины. Молодой Савва подчинился указанию Блаженного Евфимия, приняв это за волю Божию, и отправился на послушание к Блаженному Феоктисту нести первые посты, всенощные, отречения от мира, Великие Посты и Богослужебные литургии. Во время Великого Поста Савва находился рядом с Евфимием и блаженным Дометианом, учеником Евфимия. Для Саввы это время явилось великим временем учения. 20 января 473 года Великий Евфимий преставился ко Господу.

3. Отшельничество Святого Саввы в пустыне, основание Святой Лавры и становление первым и избранным монахом (473-493)

В то время Святой Савва на 35 году своей жизни не пожелал возвращаться в киновию, а принял решение отбыть в пустыню Рува и Кутула. Одновременно Святой Герасим Иорданит благословлял пустыню Иорданскую. В пустыне произошли духовные свидания со Святым Феодосием Киновиархом через монаха Анфа, у которого жил Святой Савва в течение четырех лет. В этот период времени Святой Савва приобретает совершенное бесстрашие, а также абсолютное уважение народов, еще не обращенных в христианство. После этого он особым образом был охранен ангелами над потоком Кедрон и возносил молитвы к Всевышенему в пещере, оная до сих пор носит имя Святого Саввы освященного и находится напротив Лавры. Пять лет спустя в эти места прибыли и другие монахи в количестве семидесяти человек возносить молитвы к Богу. Они старались быть чисты и безупречны в своем ревностном служении Господу. Вмести с ними в первый раз отслужили литургию в Лавре в 483 году. После первичной организации Лавры и ее освящения, первых служб в ней, Святой Савва переправился на западный берег реки и точно напротив пещеры установил колонну, стремящуюся к небу. Он хорошо изучил местоположение и на следующий день принял решение о форме, в которой надлежало существовать храму. Это место стало центром будущего храма Лавры Святого Саввы, оный позднее был сопровожден и другими постройками. К началу работ у Саввы было уже 150 монахов.

Но невозможно существование без происков дьявола против дела божьего. Поднялись некоторые против Саввы и просили Патриарха Саллюстия об отстранении, но Патриарх супротив признал в Савве святое начало, и был рукоположен тот в Пресвитеры в декабре 491 года.

На земле подолжало сущесвовать «царство» Святого Саввы: среди монахов, особенно среди армян. Соблюдались Великие Посты, особенно перед Воскресением Великим. В Лавре появился Блаженный Иоанн, епископ Колонийский как простой монах. В 492 году на холме Кастеллийском северо-восточней Лавры, изгнав всех демонов, Савва основал киновию и братство. Спустя совсем немного времени Патриарх Саллюстий высочайшим указом подвел под начало Саввы всех монашествующих, отшельников. Савва стал подчиняться Святому Граду, стал служить под началом Феодосия Киновиарха, оный был «игуменом всех игуменов», так называл его, приветствуя, сам Савва, а Святой Феодосий – «настоятелем детей», а именно начинающих.

4. Строительство Храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Отбытие из Лавры (494-508)

494 год ознаменовался началом строительства Великой Церкви Пресвятой Богородицы, так как к 501 году имеющийся храм престал быть достаточным местом для Богослужений Лавры.

Святой Савва принял решение покинуть на некоторое время Лавру, и его отсутствие длилось в течение пяти лет (503-508). За это время он основал две Киновии в Гадаре и Никополисе, куда стали прибывать верующие и монахи. Результатом восстановления Святого Саввы на месте Игумена явилось начало работ над Новой Лаврой, покровительствовал которым Святейший Иоанн.

5. Основание новых монастырей, первое прибытие в Константинополь и борьба с монофизитством (509-516)

В следующие года Святой Савва занимался духовным воспитанием молодого поколения. Участвовал в развитии и помогал до самой смерти двум другим Лаврам: Лавре Эптастому (512) и Иеремия (531), а также двум киновиям Спилея (509) и Схолария (512). В последние 20 лет своей жизни Святой совершал и другие славные деяния. Оные имели огромное значение как в церковной жизни, так и в мировой истории. Император Анастасий (491-518) оказался под влиянием монофизитства и его духовных глав «Акефалон» («Безглавых») Севира, Филоксена и Сотириха, и постепенно Православные Церкви Востока стали подчиняться епископам-монофизитам. Святой Савва после принуждения к действию Православного Патриарха Иерусалима Илии (496-516) отбыл в Константинополь и в 512 году, опираясь на свою святость отстаивал у императора права на возвращение Патриарха к прежним обязанностям. В следующем году, когда изгнание Патриарха было подтверждено самим императором, Святой Савва собрал в Иерусалиме всех монахов из пустыни для защиты Патриарха. Примерно то же самое произошло еше три года спустя, в 516 году в поддержку нового Иерусалимского Патриарха Иоанна III (516-524), оная была организована Святым Феодосием Киновиархом. Эти действия удержали Иерусалимскую Церковь на пути праведной веры, в момент, когда Константинопольская, Александрийская и Антиохийская Церкви поддержали монофизитское течение. Но позднее Православие вернулось в свои прежние формы.

6. Продолжение блаженного жития Святого Саввы. Встреча с Юстинианом в Константинополе. Преставление Святого (516-532)

Второе прибытие Святого Саввы в Царьград произошло примерно через 20 лет после первого, когда возраст Святого приближался к пятидесяти годам. Там Святому удалось добиться освобождения Палестины от жесткой политики империи, которую хотел применить к этим землям император Юстиниан и которая по сути своей была направлена на изгнание самаритян и иудеев (529 год). Действиями Святого Саввы в империи было покончено с ересью Ария, Нестора и Оригена, распространяющейся на просторах Африки, а также в Италии. Победы полководцев Велиссария и Нарси привели к достижению империей своих западных границ, где вновь восстановилась влась Константинопольского императора. Во многом это произошло благодаря помощи Святого Саввы. Сколько рождается на свет благодаря действиям, сотворяющим чудеса!

По причине пятилетнего отсутствие дождя в Иерусалиме произошло несправедливое отрешение от трона Патриарха Иерусалимского Илии, что привело ко гневу Господню в 520 году. Возвращение святого Саввы из Константинополя означало начало конца созданной Святым Саввой организации. Преподобный Савва Освященный окончил свой путь 5-го декабря 532 года. Он 10 лет, до 18-летнего возраста жил в Киновии Флавианов, другие десять лет в Киновии Святого Феоктиста в Палестине и 59 лет в Великой Лавре, находящейся в пустыне. В 547 году его святые мощи были вынесены из родной Святыни и перевезены в Константинополь. В 1204 году святые мощи были перевезены из Константинополя в Венецию. В 1965 году святые мощи были возвращены в Великую Лавру. Первым биографом Преподобного Саввы Освященного стал Кирилл Скитополийский, и первое упоминание о нем зафиксировано в 557 году, также как мудрость Господа Вседержителя вмещает в себя знание за грешного человека от рождения его и во всех страстях его и мучениях. Вся история Великой Лавры связана с деяниями Преподобного Саввы Освященного, его святостью и чистотой, в стенах ее, действительно, находят спасение. Лавра принадлежит к одной из главных святынь Иудейской пустыни. Бесконечно притягивают к себе подвиги Святого Саввы, а также деятельность самой Лавры, связанная с монашеством и очищением души, оная никогда не прекращалась. Начал формироваться целый класс почитающих Великую Лавру, в их числе и знаменитый Теолог 8-го века Святой Иоанн Дамаскин. Слава и честь Святого Саввы разнеслась по свету от Рима до Грузии на Кавказе. Последующие настоятели Лавры свято охраняли веру Православную, противостоя ереси Оригена, монофилитству, иконоборчеству и папизму. После эпохи средневековья Лавра становится образовательной базой для Братства Пресвятого Гроба Господня. Все это имеет в своей основе пример самого Святого Саввы, оный служил Царству Божьему и защищал веру Православную: «Блестящие божественные дары просвещенного нашего Отца Саввы, так как его образ жизни славный, и житие добродетельное и вера православная. И это уже частично доказано вышеуказанными».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *