Святой старец

Пасха-2020: Праздник праздников при закрытых храмах

Пасха-2020: Испытание веры

Пасха 2020 года определённо попадёт в учебники церковной истории как первое Светлое Христово Воскресение, прошедшее в большинстве приходов Русской Православной Церкви без прихожан. Коронавирус не просто внёс свои коррективы в нашу жизнь. Он стал самым настоящим испытанием нашей веры. И в том числе показал, как многие современные чиновники относятся к Православию и Церкви: торговые центры, алкомаркеты, салоны красоты и даже абортарии – открыты, храмы – закрыть!

Так, предписанию главного государственного санитарного врача по городу Москве Е. Е. Андреевой, в нарушение конституционных прав верующих и в отсутствие официально объявленного карантина императивно указавшей священноначалию Московского Патриархата закрыть все православные святыни для верующих, ещё предстоит дать должную оценку. Но факт остаётся фактом, Церковь была вынуждена подчиниться этому предписанию, формально продиктованному заботой о населении в условиях распространения коронавирусной инфекции, но по факту продемонстрировавшему, что современные чиновники мало отличаются от их советских предшественников времён антицерковных гонений:

Обеспечить временное приостановление посещения гражданами территорий, зданий, строений, сооружений (помещений в них), принадлежащих и (или) подведомственных Управлению Московской Патриархии по городу Москве, за исключением священнослужителей, а также лиц, присутствие которых необходимо для совершения богослужений и функционирования культовых зданий, а также для проведения онлайн-трансляций богослужений.

Вот так, категорично, безапелляционно, а по сути, хамски. И в большинстве регионов России, даже минимально затронутых коронавирусом, по столичному примеру были изданы такие же предписания. В итоге Пасхальные службы прошли практически в пустых храмах. Даже в Храме Христа Спасителя Патриаршее богослужение было крайне немноголюдным. Но в самом его начале было явлено великое утешение: усилиями Фонда Андрея Первозванного и лично его главы Владимира Якунина из Святого града Иерусалима в Москву прибыл Благодатный огонь.

Святейший Патриарх Кирилл с Благодатным огнём и В. И. Якунин перед началом Пасхального богослужения 2020 года. Фото: patriarchia.ru

И слова Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, принявшего эту святыню, подтверждают: Господь даровал нам шанс на исправление, поскольку для большинства верующих очевидно, что сегодняшнее испытание – это в том числе и наказание за наше многолетнее пренебрежение храмовыми богослужениями:

Присутствие святого огня на Пасхальном богослужении является ярким символом непоколебимой связи с тем местом, где воскрес Христос, а это означает, что и со всем тем великим преданием, которое от гроба Воскресения дошло до нашего времени и принесло нам спасительную православную веру, силу которой мы особенно ясно чувствуем в день Святой Пасхи. Пусть Господь помогает нам, опираясь на эту силу, преодолевать, в том числе, и особые обстоятельства сегодняшнего дня, укрепляя нас в вере, в добром здравии, в духовной и физической силе.

Не мешает ещё и ещё раз напомнить: всем православным христианам стоит понимать, что чудо схождения Благодатного огня самоценно не само по себе, но именно как предвестие Величайшего из Чудес в человеческой истории – Воскресения Христова. А потому, несмотря на пустые храмы, Главной вестью Пасхальной ночи стали слова «Христос Воскресе!», слова, побеждающие любые сомнения и любые тревоги, в том числе по случаю сегодняшнего морового поветрия – пандемии коронавируса.

Вызов современного мира и афонский ответ

Однако эта Пасхальная весть не даёт покоя современным богоборцам. А потому неслучайно западные таблоиды уже назвали празднование Пасхи в России «угрозой мировому сообществу». Так, британская газета Financial Times, уже не раз отметившаяся в особых чувствах к Русской Православной Церкви, сегодня, 20 апреля 2020 года, вышла с очередной русофобской, а главное антицерковной статьёй, вынеся её на первую полосу своего весьма влиятельного на Западе издания.

Но словно ответом тем, кого страшит Светлое Христово Воскресение, в этом году стали слова игумена афонского монастыря святого Павла старца Парфения, обращённые к современному миру через наш телеканал. Архимандрит Парфений (Мурелатос) является одним из самых почитаемых афонских старцев, и в своём обращении он с особой скорбью отметил попытки современного постхристианского, а во многом антихристианского мира использовать коронавирус как предлог для закрытия храмов. С горечью отметив, что «в этом году впервые с тех пор, как я оказался на Афоне в 1954 году, мы отмечали этот великий праздник в одиночестве, ведь согласно принятым мерам верующим запрещён доступ на Афон».

«Два старца». Афонский архимандрит Парфений (Мурелатос) и русский схиархимандрит Илий (Ноздрин). Фото: patriarchia.ru

Старец Парфений призвал политиков открыть закрытые ими храмы, чтобы верующие смогли вымолить поражённый коронавирусом мир, подобно тому, как это сделали жители ветхозаветной Ниневии:

Я прошу всех политиков и людей Церкви: позовите людей, откройте храмы, пусть люди выйдут на улицы, пусть возьмут иконы, пусть пройдут крестным ходом, пусть молят всемогущего Господа, чтобы избавил от нас от напасти. Нас не спасут правящие мира сего, лишь всемогущий Господь может это сделать. Один только Он может нас спасти. Давайте молить Господа, всемогущего Бога нашего, пусть избавит Он нас от напасти, иначе пропадём мы все.

Но при этом старец Парфений абсолютно уверен, что бы ни делали современные политики, включая откровенных врагов Церкви, Воскресший Христос непременно одержит победу:

«Нас не спасут правящие мира сего»: Афонский старец обратился к политикам и верующим

«Обращаюсь к политикам: вы готовитесь закрыть на замок весь мир, но для вас это обернётся величайшей погибелью, ведь тем самым вы несправедливо поступаете с нами, а мы, христиане, верим во всемогущество Господа нашего, мы крещены и миропомазаны, и это – дар Святого Духа… Все, кто не крещён, все, кто хочет запереться в своих домах, пусть делают всё, что им заблагорассудится. Но не принуждайте нас, христиан, ведь что бы вы ни делали, Христос одержит победу… Не доверяйте сионистам, масонам, дьявольским отродьям, ведь нет у них веры, мы же веруем в Бога Истинного, и что бы ни выпало на нашу долю, мы исповедуем веру в Иисуса Христа, Распятого и Воскресшего, и надежда наша только на Всемогущего Господа. Я поздравляю вас с праздником и говорю: Христос Воскресе!»

Добавить нечего: «Воистину воскресе Христос!»​

Лучшие годы жизни Варвара прошли в грабежах и разбое, немало душ он загубил, много чужого добра накопил в своем неприступном лесном убежище, где долгое время скрывался от преследований исполнителей человеческого правосудия. Однажды поздней ночью, когда Варвар, вернувшись в пещеру, рассматривал награбленные сокровища, в душе закоренелого злодея послышался Божий голос…

«Что я делаю? Как я живу?.. — начал рассуждать Варвар. — Все мое богатство залито человеческой кровью… Как долго я буду обладать всем этим? Сегодня живу, завтра могу умереть… и ничто из награбленного не последует за мной в загробную жизнь… А что встретит меня там? Воспоминания о бесчисленных злодеяниях будут преследовать меня до Страшного суда…»

И чистые горькие слезы впервые полились из глаз злодея…

Едва дождавшись рассвета, когда друзья-разбойники еще отдыхали после страшных ночных трудов, а в дальнем селении тихий колокол призывал просыпающихся людей славить Бога в утреннем богослужении, Варвар поспешил в спасительную церковь. Вызвав пресвитера, разбойник исповедал перед ним свою душу, отягченную преступлениями, и попросил:

— Я знаю, что мне нет прощения… я недостоин жить… Повели предать меня смерти…

— Нет такого греха, который победил бы Божье милосердие! — ответил священник. — Только не отчаивайся! Иди со мной и поступай, как я тебе скажу.

Выйдя из церкви и оглянувшись, священник увидел, что разбойник ползет за ним на коленях…

— Что ты делаешь? — спросил пресвитер.

— С той минуты, как я покаялся пред Господом, не поднимусь с земли, пока не вымолю прощение.

— Исполни то, что обещал Богу, и простится тебе всё! — сказал служитель Божий.

Войдя в дом, пресвитер указал Варвару на своих детей, слуг,собак, домашний скот и спросил, с кем он считает себя равным.

Варвар не счел для себя возможным есть даже рядом с псами.

Бывший разбойник находился в доме священника три года, все это время он не вставал с колен и, не считая себя достойным находиться в обществе людей, жил с домашним скотом.

По истечении трех лет пресвитер сказал Варвару, что он прощен Господом, но разбойник продолжал молиться и истязать свою плоть голодом.

Так и прожил двенадцать лет — ходил наподобие животных на четвереньках и питался полевой травой. Тело его, то опаляемое солнечным зноем, то подверженное зимней стуже, покрылось коростой, весь он зарос волосами. И однажды, приняв за зверя, его застрелили проезжие купцы. Так убийца и разбойник собственной кровью искупил пролитую им кровь.

Перед тем как покинуть этот мир, он успел открыться купцам и попросить известить о его кончине священника. Пресвитер пришел и здесь же похоронил грешника. Через некоторое время на его могиле стали происходить чудесные исцеления больных.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *