Святой уастырджи

В воскресенье, 20 ноября, в республике начали отмечать всенародный праздник в честь осетинского святого Джеоргуыба (Святого Георгия — покровителя Осетии). Он традиционно стартует в третье воскресенье ноября и празднуется всю последующую неделю.

Святой Георгий занимает особое место в пантеоне осетинских святых. Он считается покровителем мужчин, путников, защитником слабых и обездоленных, учителем молодежи. Праздник уходит корнями в глубокую древность и символизирует окончание сельскохозяйственных работ. Он уже давно стал общенациональным и отмечается представителями всех народов, проживающих в республике, независимо от их вероисповедания.

Как уже сообщала «РГ», в 2010 году в дар православным верующим Северной Осетии была передана частица мощей Святого великомученика Георгия Победоносца из Александрийского патриархата в Каире, которая теперь хранится в Свято-Георгиевском кафедральном соборе Владикавказа.

В течение недели практически в каждой семье за праздничным столом, на котором обязательны три традиционных осетинских пирога и осетинское пиво, будут возноситься молитвы о мире и благоденствии на земле Осетии.

С главным праздником своих земляков поздравил глава РСО-Алании Таймураз Мамсуров:

— Ставший общим для всего многонационального народа Северной Осетии, этот праздник несет в себе великое нравственное и духовное начало, служит источником веры в торжество добра и справедливости. В каждом доме люди с надеждой будут просить Святого Георгия охранять нашу землю от беды и зла, даровать ей мир, покой и благополучие. В этих пожеланиях, символизирующих единство представителей всех национальностей, проживающих в Северной Осетии, — основа стабильного настоящего и счастливого будущего республики. Так пусть будут благословенны наши помыслы, наполненные заботами о родных и близких, о благополучии нашего народа. Пусть этот праздник освятит наши начинания, принесет мир и покой Осетии.

ВЛАДИКАВКАЗ, 18 ноября. /ТАСС/. Национальный праздник Джеоргуыба начался в понедельник в Северной Осетии, он продлится неделю, сообщается на сайте главы и правительства республики.

«Отдавая дань нашим славным, многовековым традициям, этот праздник призван подтвердить нерасторжимую связь между поколениями, важность сохранения главных духовных ценностей, составляющих национальное достояние осетинского народа. Символично, что дни празднования Джеоргуыба уже давно и прочно закрепились в череде высокодуховных торжеств, отмечаемых всеми жителями нашей республики разных национальностей», — приводятся на сайте слова из поздравительной речи главы региона Вячеслава Битарова.

Праздник Джеоргуыба в честь самого почитаемого божества осетинского пантеона — Уастырджи — который называется также «Уастырджийы бонта» (Дни Уастырджи), длится неделю. В течение этого времени запрещается употреблять в пищу свинину, мясо птицы и яйца. Божество считается покровителем мужчин, путников, защитником слабых и обездоленных. Праздник отмечается и в Северной, и в Южной Осетии независимо от национальности.

Накануне праздника закалывается жертвенное животное, в зависимости от размаха празднования это может быть бык или баран. В первый понедельник праздник принято отмечать в кругу семьи.

В Осетии нет такого ущелья, такого селения, где нет святилища в честь Уастырджи. В посвященных ему легендах он рисуется всадником на белом коне и в белой бурке. Он наделен чертами солнечного божества и каждый осетин перед долгой поездкой или же в трудную минуту заручается поддержкой Уастырджи с помощью молитвы.

День Святого Георгия — или, как принято называть его по-осетински, Джеоргуыба — это центральный праздник в национальном календаре значимых событий для осетин.

Джеоргуыба празднуется ежегодно в середине ноября, всегда начинается с понедельника и длится неделю. В воскресенье накануне праздника закалывается жертвенное животное: бык или баран, в зависимости от размаха празднования. Этот день так и называется «день закалывания быка».

Уастырджи

Как можно понять из названия, праздник неразрывно связан с основной божественной фигурой в осетинской религиозной культуре — Уастырджи, или Святым Георгием.

В народном представлении Уастырджи — это высокий седобородый горец на белом коне.

Уастырджи — это покровитель мужчин, защитник и наставник. На осетинских застольях в доброй доле тостов всегда звучит его имя.

Более того, если первый тост принято возносить Богу, то второй — обязательно к Уастырджи.

Архив газеты «Республика» Арт галерея Инал Джуссоев

Уастырджи занимает обособленное место в осетинском пантеоне. Это единственное божество, которое общается с людьми и выступает посредником между небесами и землей. Перед богом Уастырджи может заступиться за человека, если посчитает необходимым.

В то же время, в народе опасаются гнева божества не меньше, чем ярости самого Бога.

Как празднуют Джеоргуыба

По случаю праздника в каждой осетинской семье принято накрывать стол. Многие забивают жертвенных животных, на пиршество приглашают соседей и родственников.
С празднованием Джеоргуыба связаны некоторые гастрономические правила. В первую очередь, на застолье нужно придерживаться этикета и не превращать праздник в «пьянку».

Что касается блюд, то на столе не должна быть птица, рыба. То же самое касается свинины и блюд из нее — во время вознесения тоста ее не должно быть на столе. В целом, в Джеоргуыба рекомендуется отказаться от этих продуктов.

Из архива Алана Харебова Уастырджи

Церковь «Джеры Дзуар». Раннее средневековье.
Восстановлена в XVIIв. Отремонтирована в конце XIXв. и в конце XXв.

Церковь расположена на вершине высокой горы к северу от села Джер. Вход на территорию церкви с восточной стороны через высокие каменные ворота арочной формы.

Церковь зального типа прямоугольной формы. Построена тесаными камнями различной формы и местными серыми плоскими камнями. С восточной стороны полукруглая абсида, в центре которой прорезано арочное окно. В Северной части абсиды одна широкая арочная ниша, а в южной части абсиды две прямоугольные ниши. Под окном трапезный камень. Алтарь поднят от уровня пола и отделен от зала деревянной алтарной преградой. На стене абсиды имеются фрески. На северной стене церкви прорезано высокое арочное окно. В южной стене несколько небольших ниш. Пол выстлан прямоугольными каменными плитками. В западной стене вход, внутри арочной формы, а снаружи архитравный. Над архитравной дверью высечен рельефный крест, а под ней дата 1899(дата ремонта).

Двускатная кровля перекрыта жестью.

Снаружи к южной стене примыкает пристройка в плане удлиненный прямоугольник, к которой с восточной стороны прорезано окно снаружи арочной формы. В пристройке архитравный вход с южной стороны.

К западной стене примыкает колокольня. Арки колокольни опираются на круглые колонны с профилированными капителями, которые в свою очередь опираются на арки с квадратными колоннами, две из которых встроены в стену, а между ними вход в церковь.

На восточном фасаде церкви у окна выше(левее) высечен рельефный крест на плите. С восточной стороны пристройки окно обрамляют хорошо тесаные камни.

В Джерском ущелье культовые празднества начинаются в начале сентября и продолжаются до окончания ноября. В этот период сюда стекаются паломники не только из всех районов Южной Осетии, но и с соседних республик.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *