Святой василиск абхазия

Каманы, Абхазия. Монастырь: отзывы, фото и маршрут проезда

Село Каманы (Абхазия) переводится как «святое место». И название полностью соответствует действительности. Это место трижды святое. Почему уединенное небольшое село, находящееся в 15 километрах от столицы Абхазии города Сухуми, притягивает к себе сотни паломников со всего света?

Трижды святое место

Село Каманы (Абхазия) потому является крупным центром паломничества, что связано оно с именами трех святых. Здесь покоятся мощи Святого мученика Василиска. В этом же селе умер, не добравшись до места ссылки, один из трех Вселенских Святителей Иоанн Златоуст. Тесно связаны Каманы (Абхазия) и с Иоанном Предтечей.

Надо сразу оговорить тот момент, почему в скобках уточняется принадлежность села именно к Абхазии. В Малой Азии тоже есть одноименный населенный пункт, и очень долго факт смерти и захоронения Иоанна Златоуста именно в абхазском селе оспаривался. И почему-то особенно яро в советское время. Но проведенные исследования подтвердили, что в Константинополь мощи святителя были перевезены именно из абхазских Каман.

Тяжелые моменты истории

Эти три имени значат для Православия очень много. Здесь до наших дней сохранились свидетельства их действительного пребывания в упомянутом месте – Часовня с мощами Мученика Василиска и святой источник, забивший в ответ на его мольбы; грот с нерукотворным следом головы Иоанна Крестителя; каменный саркофаг весом в 1 тонну, в котором покоились останки Иоанна Златоуста.

Воистину святые места, намоленные, благостные, способные исцелять недуги и укреплять веру… Вот и едут сюда православные паломники со всего мира. И не только верующие — едут и атеисты. Надо заметить, что эти святые места, а именно село Каманы (Абхазия), страдали при атеистической власти — например, Василиско-Златоустовский монастырь был превращен в дом престарелых. Сильным разрушениям подверглось село и в годы военного конфликта 1992-1993 годов.

Святой мученик Василиск

Кто же они, эти святые? Известным христианским мучеником был Феодор Тирон. Его родные племянники — Василиск, Клеоник и Евтропий, молодые римские воины — были брошены в темницу за христианские проповеди среди язычников. Правящий в то время император Максимиан Галерий (305-311 гг. н. э.) отличался особой жестокостью по отношению к христианам. Именно его считают инициатором антихристианских гонений. Праведники в тюрьме не раскаялись, и два брата Василиска были распяты на крестах. Его самого отправил в ссылку прибывший в Амасию — город, где происходили описываемые события, — жестокий правитель-язычник Агриппа. Дабы показать, что Василиск публично откажется от веры, он привел его на языческое капище. Но в ответ на требование принести жертвы языческим идолам Василиск сказал, что своему Богу он приносит жертвы постоянно. И тут же с небес снизошел огонь и испепелил и капище, и идолов… Разъяренный Агриппа приказал отправить Василиска в Каманы, которые считались тогда далеким местом ссылки, и вести его было приказано в медных сапогах с гвоздями, торчащими из подошв вовнутрь. Добравшись до места назначения, мученика приковали к старому высохшему дубу и в ответ на просьбы о глотке воды велели попросить ее у своего бога. Василиск и попросил. В тот же момент из камня ударил источник, который существует и поныне. Святая вода напоила и омыла мученика, но конвоиры, взбесясь от увиденного, отрубили ему голову. Тело святого выкупили жители села Каманы (Абхазия). Монастырь на месте казни был воздвигнут спустя несколько лет — в 308 году.

Он не сохранился, а мощи и сейчас покоятся под каменным надгробием. И сколько ни пытались позднее перевезти останки святого в другое место, каждый раз что-то мешало этому. Сейчас там воздвигнута часовня, а рядом с ней бьет древний святой источник, обладающий удивительной силой. На дне его, на камнях, четко видны красные пятна, и тысячи верующих считают их следами крови святого.

Вселенский святитель Иоанн Златоуст

Три Вселенских святителя — Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов — жили в IV-V веках. Иоанн Златоуст, как можно догадаться, прозван так был из-за своего удивительного красноречия, которое он использовал во благо христианской веры. Будучи Архиепископом Константинопольским, он неустанно утешал страждущих и обращал в веру язычников. Константинополь в то время погряз в бесстыдстве, особенно императорский двор. Усердствовала в грехах беспутная императрица Евдоксия. В непримиримую борьбу с ней вступил Иоанн Златоуст. Несколько раз по просьбе святого Господь являл свою силу (землетрясение и сильный пожар) и пугал на некоторое время шальную бабу, но она приходила в себя и опять сражалась с праведником. В последнем приступе гнева она велела его казнить, но более благоразумный супруг, император Аркадий, заменил жестокий приговор ссылкой на край империи, в далекую Армению. В изгнании Златоуст, известный своей фразой «Спасибо Богу за все», учил прихожан и последователей благодарить Господа за каждый прожитый день, даже за посланные страдания. И в далекой ссылке он не прекращал просветительской деятельности и переписывался с единомышленниками – до наших дней дошло 245 его писем.

Эта активная деятельность не осталась незамеченной, и было принято решение отправить его еще дальше. Наверное, село Каманы (Абхазия) представлялось правителям тех времен чем-то похожим на ад, если они самых злейших своих врагов отсылали именно туда. И вот, спустя сто лет история Мученика Василиска повторилась. Три месяца жестокие стражники, всячески издеваясь над больным и изможденным конвоируемым, доставили его в село Каманы, где он спустя два дня умер, произнеся перед кончиной свою знаменитую фразу. А в Константинополе все помнили и помнили о любимом наставнике. И вот по просьбе жителей города в 438 году Феодосий II вернул мощи святого в столицу Византии. Но саркофаг, высеченный из цельной известняковой глыбы, в котором покоился Вселенский Святитель, остался в Каманах, и во славу святого местные жители соорудили над ним храм, обновление которого началось в 1989 году. Тогда же при возведении трехъярусной колокольни и был найден знаменитый саркофаг, память о котором советская власть старалась всячески истребить. До войны 1992-1993 года в храме хранилась плащаница Иоанна Златоуста. Она была утеряна (предположительно выкрадена) в тяжелое и смутное военное время.

Иоанн Креститель

Третий покровитель каманских святых мест крестил в водах Иордана самого Иисуса Христа. Родившийся чуть раньше, он своим появлением на свет предвосхитил скорый приход Спасителя, почему и называется Предтечей.

Легендарная личность, значение которой для всего христианского мира переоценить невозможно, он был убит путем отсечения головы Иродиадой, иудейской царевной. Дочь ее Соломея забрала голову Иоанна (этот сюжет запечатлен на многих полотнах мировой живописи) и спрятала ее. Потом начались злоключения. Всего было три обретения головы Иоанна Крестителя. В Каманах произошло третье, последнее. Сюда голова была тайно вывезена в IX веке во времена гонения на христиан. Ценную реликвию нашли благодаря вещему сну священнослужителя Иннокентия.

Михаил III, император Византии, в 850 году направил посольство в Каманы, и с великими почестями голова была возвращена в Константинополь. До этого она хранилась монахами у подножья живописной горы в селе Каманы (Абхазия). Фото грота с нерукотворным следом от головы прилагается ниже.

Возрождение монастыря

Село Каманы расположено на западном течении местной речки Гумисты. А есть еще и Восточный рукав. Между ними возвышается гора Гумбиха, на ней-то и находится Храм Иоанна Златоуста, в котором с 2001 года возобновилась монашеская жизнь.

Древняя церковь, возведенная не позднее XI века, с давних времен была обнесена каменным забором. На основе фундамента старинной церкви выросли стены нового храма, с двумя вновь созданными приделами.

Паломники и их отзывы

Ниже его, с правой стороны, находятся руины основанного в 1898 году Василиско-Златоустовского женского монастыря. Село Каманы (Абзазия), монастырь которого объединил на своей территории объекты поклонения всего православного мира, в наше время стало еще более популярным – до 50 000 паломников в год приходят в стены обители. Надо отметить, что власти непризнанной Абхазской республики в феврале 2011 года безвозмездно передали объект православной церкви. Недалеко от обители, на холме находится могила и источник Святого Василиска. Центр паломничества православных — село Каманы (Абхазия) — отзывы может иметь только восторженные. Это божье место, наполненное благостью.

Люди едут сюда поклониться святым местам, едут зимой и летом не за комфортом, а за помощью. Слава о целебной силе этого места и святого источника распространилась очень далеко. Приехавшие останавливаются возле монастыря в палатках. Возле всех святых мест в пик паломничества землю просто покрывают соломой, на которой спят люди, прибывшие в село Каманы (Абзазия). Монастырь стараниями игумена Игнатия все время отстраивается. Так, был восстановлен мост, разрушенный войной, в результате чего добираться к обители нужно было по небезопасной дороге через село Верхняя Эшера. Теперь все иначе…

Добраться легко

Выше уже отмечалось, что всего в 15 км от Сухуми находится этот всемирно известный центр паломничества — село Каманы (Абхазия). Как добраться до этих святых мест? Село лежит выше в горах (по отношению к Сухуми). Если двигаться на север, то через 12 км можно попасть в село Шрома (Гума), за которым у слияния Западной и Восточной Гумист и расположен искомый объект.

Дорога пролегает мимо знаменитого обезьяньего питомника, через ущелье Гумисты, затем через село Михайловку со Спасо-Преображенской церковью. Посетить эти святые места, находящиеся в получасовой езде (если передвигаться на авто) от Сухуми, можно по программе «По святым местам Абхазии». С каждым годом все более популярным становится направление «Каманы, Абхазия. Монастырь». Как доехать туда — знает абсолютно каждый житель этой страны, кроме того, существует множество указателей, продаются путеводители, так что не заблудитесь.

4 июня по новому стилю Православная церковь чтит память святого мученика Василиска.

Святой Василиск, племянник святого великомученика Феодора Тирона, родился в городе Амасии, в благочестивой семье. В селении Кумиальском проживала его семья: мать с тремя братьями.
Правитель, осудивший святого Феодора Тирона на смерть в 306 году, скончался, и на его место был назначен Агриппа, который с той же жестокостью стал преследовать христиан. Он повелел привести к себе двух братьев, Евтропия и Клеоника, которые особенно были дружны со святым великомучеником Феодором Тироном, а также его племянника Василиска. Эти христиане во время своего заключения в темнице обратили ко Христу много язычников, содержавшихся вместе с ними.
Правитель подвергал Евтропия и Клеоника пыткам, но они доблестно все терпели и после многочисленных мучений были осуждены на крестную казнь. Василиска бросили в темницу для того, чтобы не сбылось желание друзей предстать перед Господом вместе.
В темнице святой Василиск со слезами просил Господа послать ему венец мучения. Господь явился ему в сонном видении и предсказал мученическую смерть и погребение в Команах. Пробудившись, святой Василиск преисполнился радости и возблагодарил Бога. Затем он увидел, что двери темницы открыты, но стал ждать рассвета, когда пробудится стража. Василиск попросил стражников отпустить его на 4 дня в родное селение попрощаться с родней. Воины уступили его просьбе и несколько стражников пошли вместе с Василиском в его селение.
Собрал Василиск утром всех родственников и наставлял их в истинах христианского учения: объяснял, что только путем скорбей можно войти в царство Христово. Когда святой окончил свою речь, поднялся сильный плач и рыданье, и люди стали просить святого молиться о них Господу.
Получив благословение на смерть от матери своей, Василиск с воинами отправился в обратный путь, в темницу. В это время в город Амасию прибыл правитель Агриппа и, созвав всех «почетнейших» граждан, вошел в храм языческий и принес жертву своим нечистым богам.
На следующее утро правитель потребовал к себе Василиска, так как слышал о нем и хотел свой суд начать с него. Градоначальник не нашел святого в темнице и привел стражника на суд. И тотчас правитель послал с тем стражем магистриана — помощника правителя области — и дал ему поручение схватить Василиска и направить его в Команы, куда отправляется сам правитель.
Магистриан велел сделать медные сапоги со множеством острых железных гвоздей внутри и отправился в селение Василиска. Прибыв в селение, воины схватили Василиска, связали его двойными цепями, а на ноги надели медные сапоги с гвоздями внутри. В пути к Команам мучители сильно били святого. С плачем провожали его мать, братья и множество народа.
Достигнув селения Дакозария, магистриан и воины захотели отдохнуть. Владелица того селения пригласила их в свой дом, предложив им обильное угощение. Они ели, пили, а Василиск стоял привязанный к сухому дубу. Возле него собралось множество народа. Видя мучения святого, все умилялись и выражали ему соболезнование.
Святой молился Богу, взывая явить чудеса и показать милость. Внезапно произошло землетрясение и медные сапоги на ногах мученика растаяли, а вериги спали. Сухой дуб зазеленел, а на том месте, где стоял святой, и где земля обагрилась его кровью, потек источник воды.
После этого многие уверовали во Христа и привели больных и прокаженных, которых святой исцелял прикосновением руки и словом. В тот же вечер стадо волов, шедшее с пастбища в селение, пало перед Василиском на колени. Магистриан и его воины, увидев чудеса, раскаялись в содеянном.
На следующий день путники вышли из селения и продолжили путь в Команы. Во время шествия святой на каждом высоком и красивом месте преклонял колени и молился Господу. Василиск отказывался от пищи и воды, говоря, что его питает небесное слово Божие и благодать Святого Духа.
Достигнув города Команы, путники услышали, что правитель казнит всех, кто не согласится принести жертву идолам. Правитель приказал привести святого Василиска в храм Аполлона. Вошедши в храм, Василиск помолился Богу, попросив его сокрушить идола. В тот же миг земля затряслась и идол разбился. Все выбежали из храма, а Василиск опять помолился и на этот раз храм сгорел.
Правитель разгневался на Василиска и приказал усечь главу его мечом и бросить тело в реку. Святой Евсигий повествует, что когда Христов мученик был убит, явилось много ангелов, вознесших его душу на небо. Христиане подкупили палача, чтоб он не сбрасывал тело Василиска в реку. Ночью святые мощи вынесли на вспаханное поле и похоронили. Когда копавшие могилу захотели пить воды, они помолились святому Василиску, и тотчас близ могилы показался источник. Источник этот существует и по сей день, вода в нем считается целебной.
После этого на Агриппу напал нечистый дух, и правитель отправился на место, где был усечен Христов мученик, нашел там несколько капель его крови и, собрав ее своими руками вместе с земной пылью, завязал ее в свой пояс. В тот же миг Агриппа излечился и уверовал в Иисуса Христа.
Спустя некоторое время гражданин Комана, Марин, построил церковь во имя святого мученика Василиска и, вынув из земли его святые мощи, перенес их в эту церковь.
День Василиска Команского в православной церкви празднуется 22 мая/4 июня.
————-
Это — житие святого. А далее — мои впечатления о Команах, месте его мученической кончины (это отрывок из моей статьи, написанной для нашего приходского издания).
Недалеко от границы с Грузией существовало древнее селение Команы с двухтысячелетней историей. Команы переводится как «святое место». Однако в результате грузино-абхазского конфликта древнее селение полностью разрушено, ведь в нем велись наиболее активные боевые действия во время грузино-абхазского конфликта 1992-93 гг.
Жители ушли. Остались только разрушенные стены домов и заросшие бурьяном и травой некогда прекрасные фруктовые сады… Грустное зрелище. Вся земля Коман полита кровью мучеников за веру и воинов, за Отечество свое живот положивших.
В Команах находится монастырь в честь святого Иоанна Златоуста. До прихода в эти края Советской власти монастырь был женским, но новая власть беспощадно расправилась с монахинями… Сейчас в Команах небольшой мужской монастырь.
Главной святыней храма является каменная гробница, в которой 30 лет находились мощи святого Иоанна Златоуста. Тело св. Иоанна Златоуста хранилось в этом саркофаге тридцать лет, после чего с почестями было перенесено в Константинополь. Здесь, в отрезанном от мира храме, стоит эта драгоценная святыня.
История мощей святителя Иоанна Златоуста самым тесным образом связана с именем святого мученика Василиска Команского – племянника Феодора Тирона, который пострадал вместе с братьями Евтропием и Клеоником во время гонения на христиан императора Максимиана Галерия (305-311 гг.). Святые мученики Клеоник и Евтропий были распяты на крестах, а мученик Василиск был отправлен в Команы, где его держали в темнице. Правитель Агриппа, прибыв в Амассию, начал преследовать христиан, и святой Василиск готовился к мученическому подвигу. Во сне ему явился Сам Господь, укрепил Василиска и предсказал мученическую кончину в Команах.
Предание гласит, что в знойный полдень воины отправились отдохнуть и подкрепиться пищей, а мученика Василиска привязали к сухому дереву. Стоя в тяжких оковах под раскалённым солнцем с окровавленными ногами, святой молился Богу. Внезапно свершилось чудо. Произошло землетрясение, и послышался Голос свыше: «Не бойся, Я с тобой». После этого медные сандалии с гвоздями на ногах мученика мгновенно расплавились, цепи спали, а сухой дуб зазеленел. На том месте, где стоял святой, возник источник воды, который сохранился и по сей день.
По молитвам святого мученика Василиска и сегодня совершаются исцеления и подаётся помощь. В самом же источнике иногда находят камни с кровавыми пятнышками – каплями крови.
Святому Василиску отрубили голову, а тело его бросили в воду. Это случилось в 308 году.
Христиане тайно выкупили мощи святого мученика Василиска за 30 золотых монет и погребли его. Через некоторое время на месте его погребения была выстроена церковь во имя святого мученика Василиска. Сейчас в Команах есть вновь отстроенная небольшая Церковь в честь святого Василиска.
Могила святого находится возле Церкви под открытым небом. Местное предание свидетельствует, что незадолго до революции 1917 года была сделана попытка поднять мощи святого из земли для всеобщего почитания. Однако, когда над захоронением раскопали верхний слой камней, из могилы неожиданно вырвалось пламя. Смиренный мученик Василиск не пожелал прославления своих мощей.

Василиск Команский

Василиск Команский


Мученики Евтропий, Клеоник и Василиск (фрагмент иконы «Минея годовая», 1-я половина XVI века)

Родился

III век
Амасья, Каппадокия

Умер

308
Команы Понтийские

Почитается

в православной и католической церквях

В лике

мученика

День памяти

в Православной церкви: 3 (16) марта, 22 мая (4 июня), в Католической церкви: 3 марта, 22 мая.

Васили́ск Кома́нский (греч. Βασιλίσκος) — христианский святой, мученик. Был племянником святого мученика Феодора Тирона; пострадал с братьями Клеоником и Евтропием во время гонения императора Максимиана Галерия (305—311) на христиан.

Житие

Мученики Василиск, Клеоник и Евтропий родились в г. Амасье. За христианство их представили перед правителем Амасьи Асклепиодотом, их жестоко избили, но им было видение Господа и святого Феодора Тирона, они сразу же исцелились от всех ран. Множество язычников, удивленные этим чудом, обратились к Христу, за что были обезглавлены. Увидев, что силой не может обратить святых в язычество, Асклепиодот решил поменять стратегию: он их разделил и пытался убедить и уговорить их лестью и обещаниями отказаться от христианской веры. Жалкая его попытка провалилась. Святой Клеоник, вместо того, чтобы поддаться на подкуп, смеялся над правителем. Молитвами святые Василиск, Клеоник и Евтропий заставили опрокинуться статую Артимиды, что повлекло к их кровавому мученичеству.

В землю врыли высокие деревянные колья, привязали к ним мучеников и поливали кипящей смолой, рвали их тела железными крючьями и посыпали раны смесью горчицы, соли и уксуса. Утром 3 марта Евтропия и Клеоника распяли, а Василиска же отправили в Команы Абхазские, где содержали в темнице. Правитель Агриппа, прибыв в город Амасью, начал преследовать христиан. Святой Василиск в темнице готовился к предстоявшему мученическому подвигу. Во сне ему явился Господь, обещавший мученику Свою помощь, и предсказал ему мученическую кончину в Команах.

Святой Василиск просил темничных стражей отпустить его в родное селение проститься с родными. Его отпустили, так как почитали за святость жизни и совершаемые чудеса. Придя домой, святой Василиск сообщил родным, что видится с ними в последний раз, и убеждал их твёрдо стоять за веру. Когда Агриппа узнал, что святой Василиск отпущен к родным, то пришёл в ярость. Жестоко наказав темничных стражей, он послал за мучеником отряд воинов во главе с жестоким магистрианом (помощником правителя). Встретив возвращавшегося святого Василиска, магистриан надел на него тяжёлые оковы, а ноги обул в медные сапоги с вбитыми в подошвы гвоздями, и отправил в Команы. Дойдя до одного селения, в знойный полдень путники остановились в доме женщины Трояны. Воины пошли в дом отдохнуть и подкрепиться пищей, а святого мученика Василиска привязали к сухому дереву. Стоя в тяжких оковах под раскалённым солнцем, святой молился Богу. Внезапно послышался Голос свыше: «Не бойся, Я с тобою». Земля заколебалась, и из скалы забил источник. Магистриан, воины и Трояна, испуганные землетрясением, выбежали из дома. Поражённые происшедшим чудом, они освободили мученика. К святому мученику приходили больные жители селения и получали исцеления по его молитве.

Когда наконец мученик предстал перед Агриппой, тот повелел ему принести жертву языческим богам. Мученик ответил: «Я всякий час приношу Богу жертву хвалы и благодарения». Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с Неба сошёл огонь, который сжёг капище, а стоявших в нём идолов сокрушил в прах. Тогда Агриппа в бессильной ярости приказал отсечь святому Василиску голову, а тело его бросить в реку. Кончина мученика последовала в 308 году.

Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле. Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика Василиска, в которую перенесли мощи. По святым молитвам мученика стали совершаться исцеления.

Литература

Мученик Васили́ск Команский

Краткое житие мученика Василиска Команского

Свя­той му­че­ник Ва­си­лиск был пле­мян­ни­ком свя­то­го му­че­ни­ка Фе­о­до­ра Ти­ро­на (па­мять 17 фев­ра­ля) и по­стра­дал с его бра­тья­ми Ев­тро­пи­ем и Клео­ни­ком во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на Га­ле­рия (305–311). Свя­тые му­че­ни­ки Клео­ник и Ев­тро­пий бы­ли рас­пя­ты на кре­стах (па­мять их 3 мар­та), а му­че­ник Ва­си­лиск был от­прав­лен в Ко­ма­ны, где со­дер­жал­ся в тем­ни­це. Пра­ви­тель Агрип­па, при­быв в го­род Ама­сию, на­чал пре­сле­до­вать хри­сти­ан. Свя­той Ва­си­лиск в тем­ни­це го­то­вил­ся к пред­сто­яв­ше­му му­че­ни­че­ско­му по­дви­гу. Во сне ему явил­ся Гос­подь, обе­щав­ший му­че­ни­ку Свою по­мощь, и пред­ска­зал ему му­че­ни­че­скую кон­чи­ну в Ко­ма­нах. Свя­той Ва­си­лиск про­сил тем­нич­ных стра­жей от­пу­стить его в род­ное се­ле­ние про­стить­ся с род­ны­ми. Его от­пу­сти­ли, так как по­чи­та­ли за свя­тость жиз­ни и со­вер­ша­е­мые чу­де­са. При­дя до­мой, свя­той Ва­си­лиск со­об­щил род­ным, что ви­дит­ся с ни­ми в по­след­ний раз, и убеж­дал их твер­до сто­ять за ве­ру.

Ко­гда Агрип­па узнал, что свя­той Ва­си­лиск от­пу­щен к род­ным, то при­шел в ярость. Же­сто­ко на­ка­зав тем­нич­ных стра­жей, он по­слал за му­че­ни­ком от­ряд во­и­нов во гла­ве с же­сто­ким ма­ги­стри­а­ном (по­мощ­ник пра­ви­те­ля). Встре­тив воз­вра­щав­ше­го­ся свя­то­го Ва­си­лис­ка, ма­ги­стри­ан на­дел на него тя­же­лые око­вы, а но­ги обул в мед­ные са­по­ги с вби­ты­ми в по­дош­вы гвоз­дя­ми, и от­пра­вил в Ко­ма­ны.

Дой­дя до од­но­го се­ле­ния, в зной­ный пол­день пут­ни­ки оста­но­ви­лись в до­ме жен­щи­ны Тро­я­ны. Во­и­ны по­шли в дом от­дох­нуть и под­кре­пить­ся пи­щей, а свя­то­го му­че­ни­ка Ва­си­лис­ка при­вя­за­ли к су­хо­му де­ре­ву. Стоя в тяж­ких око­вах под рас­ка­лен­ным солн­цем, свя­той мо­лил­ся Бо­гу. Вне­зап­но по­слы­шал­ся Го­лос свы­ше: «Не бой­ся, Я с то­бою». Зем­ля за­ко­ле­ба­лась, и из ска­лы за­бил ис­точ­ник. Ма­ги­стри­ан, во­и­ны и Тро­я­на, ис­пу­ган­ные зем­ле­тря­се­ни­ем, вы­бе­жа­ли из до­ма. По­ра­жен­ные про­ис­шед­шим чу­дом, они осво­бо­ди­ли му­че­ни­ка. К свя­то­му му­че­ни­ку при­хо­ди­ли боль­ные жи­те­ли се­ле­ния и по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния по его мо­лит­ве.

Ко­гда, на­ко­нец, му­че­ник пред­стал пе­ред Агрип­пой, тот по­ве­лел ему при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам. Му­че­ник от­ве­тил: «Я вся­кий час при­но­шу Бо­гу жерт­ву хва­лы и бла­го­да­ре­ния». Его по­ве­ли в ка­пи­ще, где на свя­то­го Ва­си­лис­ка мгно­вен­но с неба со­шел огонь, ко­то­рый сжег ка­пи­ще, а сто­яв­ших в нем идо­лов со­кру­шил в прах. То­гда Агрип­па в бес­силь­ной яро­сти при­ка­зал от­сечь свя­то­му Ва­си­лис­ку го­ло­ву, а те­ло его бро­сить в ре­ку. Кон­чи­на му­че­ни­ка по­сле­до­ва­ла в 308 го­ду. Хри­сти­ане вско­ре вы­ку­пи­ли свя­тые мо­щи му­че­ни­ка и но­чью тай­но по­греб­ли на вспа­хан­ном по­ле. Через неко­то­рое вре­мя на этом ме­сте бы­ла по­стро­е­на цер­ковь во имя свя­то­го му­че­ни­ка Ва­си­лис­ка, в ко­то­рую пе­ре­нес­ли мо­щи. По свя­тым мо­лит­вам му­че­ни­ка ста­ли со­вер­шать­ся ис­це­ле­ния. Свя­ти­те­лю Иоан­ну Зла­то­усту (па­мять 13 но­яб­ря) пе­ред его кон­чи­ной, про­ис­шед­шей в Ко­ма­нах, явил­ся во сне свя­той му­че­ник Ва­си­лиск и про­из­нес: «Зав­тра бу­дем вме­сте». О по­дви­ге свя­то­го му­че­ни­ка Ва­си­лис­ка по­ве­дал ми­ру оче­ви­дец его стра­да­ний, свя­той Ев­сиг­ний (па­мять 5 ав­гу­ста).

См. так­же: «Стра­да­ние свя­тых му­че­ни­ков Ев­тро­пия, Клео­ни­ка и Ва­си­лис­ка» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

См. так­же: «Стра­да­нье свя­то­го му­че­ни­ка Ва­си­лис­ка» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Сотни паломников приехали в Каманы в день Святого Василиска

Наала Авидзба, Sputnik.

Село Каманы, расположенное в 15 километрах от Сухума на западном течении реки Гумиста, — одно из самых почитаемых христианами мест. Эти места связаны с именами трех великих христианских святых. Здесь в 308 году умер и был погребен Святой мученик Василиск. Позднее, в 407 году, по пути в ссылку в Питиунт в Каманах умер и был погребен Святитель Иоанн Златоуст. В IX веке в Каманах состоялось третье обретение главы Святого пророка Иоанна Предтечи.

В День памяти Святого Василиска сюда съезжаются абхазские прихожане храма Святителя Иоанна Златоуста и многочисленные паломники из разных уголков России и других стран.

Екатерина приехала в Каманы из Сочи. 13 лет назад она впервые попала сюда и узнала о святом месте.

— Я очень люблю Василиска Каманского, и он мне помог. У меня сильно болят ноги, и он мне их излечивает. Я искупаюсь, и потом несколько лет мне хорошо. Я даже ночами не спала, а искупаюсь – и все сразу проходит, — рассказала Екатерина.

Ольга каждый год приезжает в Каманы из Хосты. Эти места для нее священны. Ольга давно заметила, что утром 4 июня всегда идет дождь, а потом погода проясняется и появляется солнце. Так произошло и сегодня. В середине дня дождевые облака рассеялись, и небо стало голубым.

— Мы приехали к Василиску Каманскому. Когда прихожу к его гробнице, мне кажется, что мне не надо никуда идти. Я бы тут и осталась. После службы пойдем петь акафист. Это такая благодать, славить Бога, славить Святого Василиска, — говорит Ольга.

© Sputnik / Томас Тхайцук

Впервые в этом году водой из святого источника облилась паломница по имени Вера – окунуться полностью не решилась.

— Говорят, чудеса происходят. Я пришла с верой исцелиться, — признается она.

— А я приехала из Москвы, — присоединяется к разговору писатель, поэт, переводчик Екатерина Маркова. – В Каманах в третий раз.

— Что вас приводит сюда?— спрашиваю я.

— Вера. Это святое место. Здесь был Иоанн Златоуст, которого я очень люблю. Здесь даже прятали голову Иоанна Крестителя. Очень святое место – Абхазия. Чудес я не жду, и не в чудесах вера. Она именно в том, чтобы их не ждать. Лев Николаевич Толстой перед смертью сказал, что самое главное в жизни – попытаться услышать провидение и следовать ему. Вот я еду по этим местам, чтобы услышать провидение, а потом по мере сил следовать, — говорит Екатерина Маркова.

Святой Василиск, племянник святого мученика Федора Тирана, принял мученическую смерть в Каманах. Мощи Святого мученика Василиска находятся в Каманах. Они покоятся среди развалин древнего храма.

© Sputnik / Илона Хварцкия

Как рассказывал настоятель монастыря Святого Иоанна Златоуста игумен Игнатий (Киут), были случаи, когда люди пытались обрести мощи.

«Во время их попытки выкопать мощи, с этого места шел огонь. Второй раз была попытка обретения мощей — и повторилось то же самое. Также и в третий раз тоже пошел огонь», — говорил отец Игнатий.

Верующие поняли, продолжал игумен Игнатий, что согласно Божьей воле мощи Святого Василиска должны находиться в Каманах, где от них происходят многие исцеления.

Согласно житию Святого Василиска, исцеления происходили даже при его страданиях. Сухое дерево, к которому был привязан Святой Василиск, зазеленело, а у ног его забил святой источник, который есть и по сей день. Многие люди, приезжают и исцеляются от болезней у источника. Об этом рассказывает и священнослужитель, и сами паломники.

Василиск, Клеоник и Евтропий были приговорены к смертной казни во время правления императора Максимиана Галерия. С селом Каманы связаны имена трех христианских святых. В Каманах на пути в последний пункт своей ссылки Питиунт (Пицунда) окончил свои дни Святитель Иоанн Златоуст. Здесь же произошло третье обретение главы Иоанна Крестителя и принял мученическую смерть Святой Василиск.

Свя­той му­че­ник Ва­си­лиск был пле­мян­ни­ком свя­то­го му­че­ни­ка Фе­о­до­ра Ти­ро­на (па­мять 17 фев­ра­ля) и по­стра­дал с его бра­тья­ми Ев­тро­пи­ем и Клео­ни­ком во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на Га­ле­рия (305–311). Свя­тые му­че­ни­ки Клео­ник и Ев­тро­пий бы­ли рас­пя­ты на кре­стах (па­мять их 3 мар­та), а му­че­ник Ва­си­лиск был от­прав­лен в Ко­ма­ны, где со­дер­жал­ся в тем­ни­це. Пра­ви­тель Агрип­па, при­быв в го­род Ама­сию, на­чал пре­сле­до­вать хри­сти­ан. Свя­той Ва­си­лиск в тем­ни­це го­то­вил­ся к пред­сто­яв­ше­му му­че­ни­че­ско­му по­дви­гу. Во сне ему явил­ся Гос­подь, обе­щав­ший му­че­ни­ку Свою по­мощь, и пред­ска­зал ему му­че­ни­че­скую кон­чи­ну в Ко­ма­нах. Свя­той Ва­си­лиск про­сил тем­нич­ных стра­жей от­пу­стить его в род­ное се­ле­ние про­стить­ся с род­ны­ми. Его от­пу­сти­ли, так как по­чи­та­ли за свя­тость жиз­ни и со­вер­ша­е­мые чу­де­са. При­дя до­мой, свя­той Ва­си­лиск со­об­щил род­ным, что ви­дит­ся с ни­ми в по­след­ний раз, и убеж­дал их твер­до сто­ять за ве­ру.

Ко­гда Агрип­па узнал, что свя­той Ва­си­лиск от­пу­щен к род­ным, то при­шел в ярость. Же­сто­ко на­ка­зав тем­нич­ных стра­жей, он по­слал за му­че­ни­ком от­ряд во­и­нов во гла­ве с же­сто­ким ма­ги­стри­а­ном (по­мощ­ник пра­ви­те­ля). Встре­тив воз­вра­щав­ше­го­ся свя­то­го Ва­си­лис­ка, ма­ги­стри­ан на­дел на него тя­же­лые око­вы, а но­ги обул в мед­ные са­по­ги с вби­ты­ми в по­дош­вы гвоз­дя­ми, и от­пра­вил в Ко­ма­ны.

Дой­дя до од­но­го се­ле­ния, в зной­ный пол­день пут­ни­ки оста­но­ви­лись в до­ме жен­щи­ны Тро­я­ны. Во­и­ны по­шли в дом от­дох­нуть и под­кре­пить­ся пи­щей, а свя­то­го му­че­ни­ка Ва­си­лис­ка при­вя­за­ли к су­хо­му де­ре­ву. Стоя в тяж­ких око­вах под рас­ка­лен­ным солн­цем, свя­той мо­лил­ся Бо­гу. Вне­зап­но по­слы­шал­ся Го­лос свы­ше: «Не бой­ся, Я с то­бою». Зем­ля за­ко­ле­ба­лась, и из ска­лы за­бил ис­точ­ник. Ма­ги­стри­ан, во­и­ны и Тро­я­на, ис­пу­ган­ные зем­ле­тря­се­ни­ем, вы­бе­жа­ли из до­ма. По­ра­жен­ные про­ис­шед­шим чу­дом, они осво­бо­ди­ли му­че­ни­ка. К свя­то­му му­че­ни­ку при­хо­ди­ли боль­ные жи­те­ли се­ле­ния и по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния по его мо­лит­ве.

Ко­гда, на­ко­нец, му­че­ник пред­стал пе­ред Агрип­пой, тот по­ве­лел ему при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам. Му­че­ник от­ве­тил: «Я вся­кий час при­но­шу Бо­гу жерт­ву хва­лы и бла­го­да­ре­ния». Его по­ве­ли в ка­пи­ще, где на свя­то­го Ва­си­лис­ка мгно­вен­но с неба со­шел огонь, ко­то­рый сжег ка­пи­ще, а сто­яв­ших в нем идо­лов со­кру­шил в прах. То­гда Агрип­па в бес­силь­ной яро­сти при­ка­зал от­сечь свя­то­му Ва­си­лис­ку го­ло­ву, а те­ло его бро­сить в ре­ку. Кон­чи­на му­че­ни­ка по­сле­до­ва­ла в 308 го­ду. Хри­сти­ане вско­ре вы­ку­пи­ли свя­тые мо­щи му­че­ни­ка и но­чью тай­но по­греб­ли на вспа­хан­ном по­ле. Через неко­то­рое вре­мя на этом ме­сте бы­ла по­стро­е­на цер­ковь во имя свя­то­го му­че­ни­ка Ва­си­лис­ка, в ко­то­рую пе­ре­нес­ли мо­щи. По свя­тым мо­лит­вам му­че­ни­ка ста­ли со­вер­шать­ся ис­це­ле­ния. Свя­ти­те­лю Иоан­ну Зла­то­усту (па­мять 13 но­яб­ря) пе­ред его кон­чи­ной, про­ис­шед­шей в Ко­ма­нах, явил­ся во сне свя­той му­че­ник Ва­си­лиск и про­из­нес: «Зав­тра бу­дем вме­сте». О по­дви­ге свя­то­го му­че­ни­ка Ва­си­лис­ка по­ве­дал ми­ру оче­ви­дец его стра­да­ний, свя­той Ев­сиг­ний (па­мять 5 ав­гу­ста).

См. так­же: «Стра­да­ние свя­тых му­че­ни­ков Ев­тро­пия, Клео­ни­ка и Ва­си­лис­ка» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

См. так­же: «Стра­да­нье свя­то­го му­че­ни­ка Ва­си­лис­ка» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *