Святые места иерусалима

Содержание

Израиль (святыни)

Израиль

Из всех святых мест Палестины здесь указаны лишь те, в которых находятся святые мощи, чудотворные иконы, а также гробницы ветхозаветных патриархов, праведников и пророков. Наибольшее число святынь в Палестине находится в храмах и монастырях Иерусалимской Православной Церкви.

ИЕРУСАЛИМ.

Собор Воскресения Христова (Храм Гроба Господня) (поделен между православными, католиками, армянами, коптами, эфиопами и яковитами):

  • Кувуклия (часовня Гроба Господня)
  • Камень помазания
  • Праотец Адам (глава) (под Голгофой),
  • правв. Никодим и Иосиф Аримафейский (гробницы в одноименных пределах),
  • свт. Григорий Чудотворец (десница),
  • икона Божией Матери, перед которой молилась прп. Мария Египетская,
  • «Скорбящая» икона Божией Матери.

Православный монастырь Св. Константина и Елены (около храма Гроба Господня). Мощи и икона:

  • прп. Феодосий Великий,
  • «Иорданская» икона Божией Матери.

Православный Монастырь Великой Панагии (Иерусалим) (около храма Гроба Господня). Мощи и иконы:

  • муч. Омир (Анвар) (XVI в.),
  • мц. Иулитта (IV в.) (рука),
  • икона Божией Матери «Большая Панагия».

Яковитский храм Св. Апостола Марка в Старом Городе:

  • «Сирийская» икона Божией Матери.

Армянский собор Святого Иакова (Иерусалим) (открыт с 6 до 7.30 и с 15 до 15.30). Мощи:

  • Апостол Иаков Зеведеев (глава),
  • свт. Макарий Иерусалимский (IV в.).

Синагога на горе Сион:

  • гробница св. царя Давида (?).

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Елеон):

  • Гробница Пресвятой Богородицы
  • гробницы прав. Иосифа Обручника, Иоакима и Анны,
  • «Иерусалимская» икона Божией Матери.
  • Гробницы Пророков Аггея и Малахии на склоне горы Елеон.

Монастырь св. Марии Магдалины (Иерусалим). Мощи и икона:

  • прмц. вел. кн. Елисавета и инокиня Варвара Яковлева (ХХ в.),
  • «Смоленская» икона Божией Матери.

Монастырь Вознесения Господня (Иерусалим) (православный женский монастырь):

  • икона Божией Матери «Елеонская Скоропослушница»,
  • икона Божией Матери «Взыскание погибших»,
  • чтимая могила архим. Антонина (Капустина) (XIX в.).

Православный монастырь Св. Пелагии на горе Елеон:

  • прп. Пелагия Палестинская (V в.).

Иосафатова долина:

  • гробница Пророка Захарии (принадлежит иудеям).

Собор Святой Троицы (Иерусалим) (Русская Духовная Миссия):

  • икона «Благовещение Пресвятой Богородицы»,
  • икона свт. Николая.

Горненский монастырь (район Эйн-Карем):

  • «Казанская» икона Божией Матери,
  • чтимые могилы убиенных в 1983 г. монахинь Варвары и Вероники.

БЕЙТ-ЛАХМ (ВИФЛЕЕМ) (Палестина):

Храм Рождества Христова (Вифлеем):

  • Пещера Рождества
  • «Вифлеемская» икона Божией Матери,
  • Мощи 14000 Вифлеемских младенцев (в пещере около храма),
  • гробница прав. Рахили (между Иерусалимом и Вифлеемом; принадлежит иудеям).

Церковь Николая Чудотворца (Бейт-Джала):

  • икона свт. Николая.
  • частица мощей свт. Николая

Мужской монастырь прп. Саввы Освященного, закрыт для женщин. Мощи:

  • прп. Савва Освященный (V в.),
  • прп. Иоанн Дамаскин (VIII в.) (челюсть),
  • главы древних преподобномучеников.

Монастырь Феодосия Великого (Палестина). Мощи:

  • прп. Иоанн Мосх,
  • прп. Евлогия (мать прп. Феодосия Великого),
  • прп. София (мать прп. Саввы Освященного),
  • прп. Феодотия (мать св. Космы и Дамиана) (гробницы в пещере),
  • главы древних преподобномучеников.

ЭЛЬ-ХАЛИЛЬ (ХЕВРОН) (Палестина):

гробница Махпела (принадлежит иудеям и мусульманам). Мощи и святыни:

  • прав. Авраам, Исаак, Иаков, Сарра, Ревекка и Лия, Иосиф Прекрасный (?).

Монастырь Святой Троицы (Хеврон) (Русская Духовная Миссия):

  • Мамврийский дуб (место явления Святой Троицы Аврааму).

гробница прав. Руфи и Иессея (принадлежит иудеям).

ХАЛЬХУЛЬ (ок. 7 км. к северу от Хеврона):

  • гробница Пророка Нафана (принадлежит мусульманам).

БАНИ-НАИМ, близ Хеврона:

  • гробница прав. Лота (принадлежит мусульманам).

ТЕЛЬ-АВИВ. Горненский монастырь, подворье праведной Тавифы (район Яффо):

  • прав. Тавифа (гробница в пещере).

ПАЛЬМАХИМ, близ Ришон-ле-Циона:

  • гробница прав. Рувима (сына Иакова).

КЕФАР-САВА (ок. 25 км. к северо-востоку от Тель-Авива):

  • гробница прав. Вениамина (сына Иакова; принадлежит иудеям).

БЕЙТ-ШЕМЕШ (ок. 20 км. к западу от Иерусалима):

  • гробница прав. Самсона (принадлежит иудеям).

Православная Фаранская Лавра (Скит св. Харитона Исповедника (Вади Фара)) (Палестина, к юго-западу от Иерихона). Мощи:

  • прп. Харитон Исповедник (IV в.).

Монастырь св. Георгия Хозевита (Вади Кельт) (Палестина, к юго-западу от Иерихона). Мощи:

  • прп. Георгий Хозевит (VII в.),
  • прп. Иоанн Хозевит (VI в.) (глава),
  • прп. Иоанн Новый, Нямецкий (ХХ в.),
  • главы древних преподобномучеников.

НАБЛУС (СИХЕМ):

  • гробница прав. Иосифа Прекрасного и прав. Ефрема и Манассии (сыновей Иосифа).

ПРАВОСЛАВНЫЙ МОНАСТЫРЬ СВ. ФОТИНИИ САМАРЯНКИ (близ Наблуса, на колодце Иакова). Мощи:

  • прмч. Филумен Святогробец (+1979 г.).

Д. АВАРТА, близ Наблуса:

  • гробница прав. Елеазара.

КИФЛ-ХАРЕС (Палестина, близ Сальфита):

  • Гробницы правв. Иисуса Навина и Халева.

Монастырь Преображения Господня (гора Фавор) (православный греческий женский монастырь) (к юго-востоку от Назарета):

  • икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет».

ТИВЕРИЯ. гробница Праматерей (принадлежит иудеям). Мощи:

  • прав. Мариам (сестра Аарона),
  • прав. Сепфора (жена Моисея).

Д. МАШХАД (Северный округ). Мечеть Наби-Юнус. Мощи:

  • прор. Иона.

ХОЛМ ТЕЛЬ-КЕДЕШ, Северный округ:

  • гробница прав. Деворы, Варака И Иаили.

ЦЕФАТ. Синагога Сима и Евера:

  • гробница прав. Сима (?) и Евера (?).

Кладбище:

  • гробница прор. Осии (принадлежит иудеям).

Мужской монастырь прп. Герасима Иорданского (православный мужской монастырь) (к северу от Иерихона). Мощи и иконы:

  • главы древних преподобномучеников,
  • икона Божией Матери «Млекопитательница»,
  • икона Божией Матери «Герондисса».

Места паломничества в Храме и режим «status quo»

На территории Храма Гроба Господня находятся шестнадцать мест поклонения и часовен, в большинстве своём связанных с Распятием, Погребением и Воскресением, и с другими святынями:

1. Камень Помазания — место, где Иосиф подготавливал тело Христа к погребению.

2. Место женщин, с которого святые женщины и Иоанн наблюдали Распятие.

3. Голгофа — место Распятия и нахождения Креста

4. Гробница Иисуса в центре ротонды. Гробница Иисуса включает две отдельные комнаты: вестибюль и погребальную камеру. Современный Балдахин позволяет сохранить этот план. Гробница же, изначально вытесанная в скале, затем была облицована мрамором архитектором Комниносом.

5. Могила Иосифа Аримафейского , вытесанная в скале, находится в задней части Балдахина.

6. Место «Не прикасайся ко Мне» — место явления Христа после Его Воскресения и явления перед Марией Магдалиной, где Он сказал ей: «Не прикасайся ко Мне » (Иоанн. 20 : 17).

7. Столб Бичевания, Католическая часовня, в центре которой сохранилась большая часть колонны, к которой, как считается, был привязан и претерпел муки Христос.


Совместная литургия православных архиереев в Храме Гроба Господня во время Православного конгресса, состоявшегося в Иерусалиме в июне 2000 года


Блаженный патриарх Иерусалимский Диодорос на церемонии в Св. Дворе


Церемония Омовения в Великую Пятницу

8. Тюрьма Иисуса и часовня Плача находится в глубине аркады Храма Гроба Господня, где, как считается, Христос был временно задержан и Его мучители сжали Ему ноги доской с двумя отверстиями.

9. Часовня центуриона (сотника) Лонгиноса, расположена в левой части коридора, окружающего католическую часть храма. По традиции, центурион Лонгинос, римский офицер, видевший Распятие, уверовал в Христа и мученически погиб.

10. Часовня Жребия. Здесь, согласно традиции, солдаты после Распятия, «… об одежде Моей бросали жребий «(Иоанн. 19 : 24).

11. Часовня Св. Елены и грот находки Животворящего Креста расположены в натуральной скале — крипте, в которую ведут 42 вырубленные ступени, где Св. Елена обнаружила Крест Христа, гвозди и кресты двух грабителей.

12. Часовня Бичевания и Тернового Венка. Под святым столом часовни сохранилась часть колонны, на которой, согласно традиции, надели на Христа багряницу и возложили на Его голову терновый венок (Матф. 27:27-29).

13. Часовня Адама. Находится под возвышением Голгофы. По древнейшей традиции, Христос крестился над могилой черепа первочеловека Адама и тем самым смыл первородный грех. Место крещения Христа получило название Черепное место, или Голгофа на иврите.

14.-16. Часовня 40 Мучеников и Брата Божьего Яакова , хотя и не связана со Страстями Иисуса, относится архитектурно к Храму Гроба Господня. Она находится на западе Святого двора и была присоединена к местам поклонения в годы правления императора Константина Мономаха (11 в.).


Надгробная Церемония в молитвенном зале Храма Гроба Господня

Греческий служитель Храма Гроба Господня с ключом от Храма

Церемония Святого Огня в Великую Субботу

Православные паломники, участвующие в одной из церемоний Храма Гроба Господня

Кроме шестнадцати часовен, описанных выше, существует в Храме и множество других, относящихся к различным христианским общинам, как, например, Коптская, Сирийская и Армянская часовни, посвященные истории Страстей Христовых и другим святым. В общем, Храм и места паломничества, находящиеся в нём, относятся к различным христианским общинам и патриархиям Иерусалима. Годы борьбы за владение Храмом и его местами паломничества, начавшиеся после ухода крестоносцев в 1187 г., являются тёмной и тяжелейшей главой в христианской истории Святых мест Палестины. Ненависть, соперничество, фанатизм и частые кровавые стычки между христианскими общинами использовали мамелюки и позднее оттоманцы, превратив святые места паломничества в выгодный торг, продавая их тому, кто давал больший выкуп. Такое положение продолжалась вплоть до середины девятнадцатого века, и лишь после вмешательства Сообщества европейских государств в 1857 г., соперничающие христианские общины пришли к соглашению, подписав знаменитый Договор режима мест паломничества, известный также, как «status quo».

Иудейские могилы, высеченные в скале позади священного Балдахина

Вход в Храм Гроба Господня и Святой двор перед ним

Согласно старохристианской традиции, первомученик Стефан был побит камнями за восточной стеной Иерусалима, вблизи местечка Гефсимания в долине Кедрон.

Современный монастырь Св. Стефана был построен кипрским монахом Храма Гроба Господня, архиепископом Аркадием.

Место паломничества в монастырь первомученика Стефана в долине Кедрон

Гефсимания

Гефсимания находится на востоке Иерусалима, в русле ручья Кедрон, известного также под библейским названием долина Иосафат. Начинаясь в Иерусалиме, он протекает через Иудейскую пустыню, огибает Лавру Св. Саввы и впадает в Мёртвое море. Согласно христианской традиции, в ручье Кедрон, именно в районе Гефсимании, произойдёт страшный суд. Эта традиция имеет отношение к имени Иосафат, происходящего от ивритского Яхве-Шафот, означающее бог судит (Иоил. 3, 2).

Гефсимания, согласно создателям Евангелия (Матф. 26, 36. Марк. 14,32. Лук. 22, 39. Иоан. 18) связывается с молитвой Христа перед крестом, предательством Иуды и арестом Иисуса. Другими словами, отсюда начались Страсти и Крестный путь Богочеловека.

В четвёртом веке события Страстей и Предсмертной молитвы Иисуса были зафиксированы топографически и признаны местами паломничества и культовыми центрами.

Местечко Гефсимания и его места паломничества

На месте предсмертной молитвы Иисуса в годы правления императора Феодосия Великого (378-395 гг.) была возведена христианская базилика, развалины которой можно видеть и сегодня внутри современной католической церкви Всех Наций (или Церкви Страстей Иисусовых).

Масличные деревья, окружающие район сегодня, существовали и в древности, откуда и произошло название Гефсимании, означающее на иврите перетирание маслин.

Существует поверье, что многие из сегодняшних масличных деревьев — ровесники времён Христа.

Грот Измены в Гефсимании

Гефсиманский сад последней молитвы

Могила Богородицы

Гефсимания связывается не только с предсмертной молитвой и Страстями Христа, но и с могилой Его Матери Богородицы.

Интерьер церкви Могилы Богородицы в Гефсимании

После того, как Пятый Вселенский синод признал и узаконил догму божественности Богородицы, с середины 5 века её могила стала местом паломничества.

Фасад церкви Могилы Богородицы в Гефсимании

Современная огромная крипта, покрывающая могилу, — лишь остатки двухэтажной церкви, построенной императором Марцианом (450-457 гг.) и первым патриархом Иерусалима, Ювеналом.

Могила Богородицы в Гефсимании

Бассейны Силоам (Шилоах)

Бассейны Силоам, находящиеся на западной стороне ручья Кедрон, на территории современной одноимённой арабской деревни, начиная с библейской эпохи являлись для жителей Иерусалима, одним из важнейших резервуаров питьевой воды.

Вода из источника Гихон поступала в резервуары по подземному водопроводу, вытесанному в годы правления царя Хизкияху (Езекии). (2 Парал., 32:2-4).

Царь Ирод (37-4 гг до .н. э.) преобразовал район бассейнов, добавив общественные здания и мраморные колоннады. Воды бассейнов Силоам считаются целебными, и Христос послал к ним слепого, чтобы он обмылся и вылечился (Иоан. 9).

В 450 г. императрица Евдокия построила здесь трёхнефную христианскую базилику, развалины которой сохранились и сегодня. Хотя базилика была разрушена персами в 614 г., бассейны продолжали считаться местом паломничества на протяжении всех последующих веков и по сегодняшний день.

Овечий источник

Овечий источник расположен в мусульманском квартале Иерусалима, возле Львиных ворот и северного крыла разрушенного Иудейского Храма. Он был построен в период Маккавеев (2 в. до н. э.) в виде пятикамерного резервуара, воды которого использовались для нужд Храма. Поверье гласило, что воды источника являются целебными, благодаря чему его посещало большое число больных в надежде на излечение (Иоан. 5,13).

Овечий Источник Вефесды

Овечий источник с церковью крестоносцев Св. Анны.

После основания Адрианом Элии Капитолины в 136 г., место резервуара превратилось в идолопоклоннический культовый центр, посвященный богам Серапию и Асклепию. Построенные в честь этих богов храмы соединялись между собой сотнями лечебных ванн.

В византийскую эпоху, в середине пятого века, резервуар был признан местом паломничества, и над ним была построена трёхнефная базилика, посвященная Богородице, поскольку согласно традиции, здесь находился дом Её родителей, Иоакима и Анны.

В одиннадцатом веке над византийской базиликой крестоносцы построили новую церковь и посвятили её Св. Анне. Эта церковь сохранилась и поныне.

Вефесда с храмом Св. Анны эпохи крестоносцев

Преторий

Преторием, официальной резиденцией римского прокуратора в Иерусалиме эпохи Христа, являлась крепость Антония, находившаяся в северо-западном углу двора, относящегося к архитектурному комплексу Иудейского Храма. Здесь Пилат принял решение о казни Христа через распятие. В этом же дворе римские солдаты издевались над Ним, надели на Него терновый венок и дали Ему крест, — так начался Крестный Путь Страстей Господних.

Церковь Претория

Часть лисостратуса (мостовой), с вырезанным изображением римской игры

Тюремные камеры Римского Преториума

Графическая реставрация Претория эпохи Христа

Лисостротус в Претории.

Отдельные части лисостратуса.

Воробьиная цистерна под лисостратусом.

Развалины римского Претория рассеяны в сегодняшнем Иерусалиме по трём различным христианским монастырям.

Часть плиточного пола двора претория, известного как лисостротус (мостовая) (Иоан. 19 : 13), хранится во францисканском монастыре Ессе Homo. Ещё одна часть литостратуса, подземные цистерны, построенные для нужд Иудейского Храма и трёхдверная апсида, известная под названием «Се Человек» (Ekke Homo ), находятся в женском монастыре Сестёр Сиона. Согласно традиции, отсюда Пилат представил Христа Фарисеям, требовавшим Его осуждения. В третьем монастыре — Греческом Претории — сохранились различные гроты, высеченные в скале. Считается, что один из них использовался для временного задержания Христа в Претории, а другой, более низкий, служил тюрьмой грабителю Варраве.

Католическая церковь Претория с апсидой Се Человек.

Крестный путь

Кроме теологического значения Страстей и предсмертной молитвы Христа во время Распятия, Крестный Путь имеет хронологическое и топографическое значение. Он включает в себя все Страсти Иисуса в Иерусалиме, начиная с Его ареста и заканчивая погребением. Другими словами, Крестный путь должен был начаться с Гефсиманского сада и окончиться Голгофой и Гробницей.

Крестный путь в Великую Пятницу

Греко-православный патриарх на Крестном Пути в Великую Пятницу

Крестный Путь — Via Dolorosa

Однако, начиная с одиннадцатого века, иерусалимские христиане определили этот путь как начинающийся Его осуждением в Претории и кончающийся Святой Гробницей в Храме Гроба Господня. В современном Иерусалиме маршрут и продолжительность Пути, который не превышает и километра, не обязательно должен совпадать с тем, который проделал Христос две тысячи лет назад, поскольку планировка города претерпела коренные изменения во втором и пятом веках. Однако, общее направление Пути осталось почти без изменений. Крестный Путь (Via Dolorosa) на своём протяжении включает 14 остановок, которые связаны с событиями Мук и Страстей Господних. Первые две из них находятся на территории Претория, следующие семь — в городе, и остальные — на территории Храма Гроба Господня. 14 остановок включают:

1. Лисостротос и осуждение Пилатом Иисуса

2. Получение Креста

3. Первое падение Иисуса (согласно традиции)

4. Иисус, встречающий свою Мать (согласно традиции)

5. Крест, отданный Симону из Киринайки (согласно Евангельским свидетельствам: Матф. 27 : 32. Марк. 15 : 21, Лук. 23 : 26)

6. Вероника, вытирающая покрытое потом лицо Иисуса (древняя христианская традиция)

7. Второе падение Иисуса (средневековая традиция)

8. Иисус, утешающий иерусалимских дев (Лук. 23,18-27)

9. Третье падение Иисуса (средневековая традиция)

10. Иисус, раздеваемый для распятия (Иоан. 19 : 30)

11. Пригвождение Иисуса к Кресту

12. Иисус, отдающий Душу Свою (Иоан. 19 : 40)

13. Снятие с Креста и подготовка к погребению (Иоан. 19 : 40)

14. Погребение Иисуса (Иоан. 19 : 41-42).

Православная церемония с участием архиереев всего мира

Сион

Слово Сион (Цион на иврите) используется Ветхим Заветом для названия различных районов Святой Земли, как то: Иудейские горы (Псалм. 132.3), гора Хермон (Второзак. 4, 49), Иерусалим (Псалм. 76,2) и т.д.

В более поздней еврейской традиции то же название означает Иудейское Царство, всю землю Израиля, народ Израиля и, главное, Иерусалим и духовную связь с ним еврейского народа, где, как говорит пророк Михей,» … Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, … «(Мих. 4, 2). Вместе с тем, существовала и древняя еврейская традиция, отождествляющая название Сион с западным холмом Иерусалима. Отцы церкви с первых христианских лет признали эту традицию и связали её со многими религиозными деятелями и событиями. Согласно христианской традиции, на холме Сион произошли следующие события:

Тайная вечеря и таинство Святого причастия, нисхождение Святого Духа на апостолов и создание первой христианской церкви (Деян. 2.). Другими словами, Отцы церкви видели, как сбываются на горе Сион слова пророка Михея об Учении Господнем.

Позднее, в 5-ом и 6-ом веках, Сион связывался с другими событиями, как то: Отречение Петра, Успение Богородицы, Погребение Яакова, брата Божьего, Погребение библейского царя Давида и т. д.

Гора Сион с христианскими местами паломничества

Патриархальная школа Сиона

Могила Давида на горе Сион

Католическое место паломничества «петух прокричал» на горе Сион.

Часовня Тайной Вечери и Нисхождения Святого Духа.

Важнейшим и древнейшим (2 в. н. э.) на Святой Земле христианским местом поклонения является горница Тайной вечери , двухэтажное здание, в котором состоялась Тайная вечеря и нисхождение Святого Духа на апостолов.

В четвёртом веке на вершине Сиона, на месте горницы Тайной вечери, была построена большая базилика, названная Церковью Св. Сиона. Сионская базилика была разрушена персами в 614 г., отстроена патриархом Модестом и снова разрушена мусульманами в 966 г. После ухода крестоносцев горница Тайной вечери была превращена мамелюками в мечеть и долгое время использовалась как мусульманский храм.

Хотя сегодня горница Тайной вечери принадлежит мусульманам, она доступна всем христианам как место паломничества и молитвы.

Панорама холма Сион и его христианские места паломничества

Масличная гора

Масличной горой (Хар-ха-Зейтим на иврите или Тжабаль-э-Тур на арабском) называется горная гряда высотой 730 метров над уровнем Средиземного моря, расположенная на востоке Иерусалима. Она упоминается как в Ветхом (Зах. 14,4), так и в Новом (Матф. 24. Марк. 13. Лук. 26. Деян. 1, 4 -12) Заветах. Её три вершины: северная — гора Скопус (Хар-Хацофим на иврите) с построенным на ней еврейским Университетом, средняя, на которой расположена больница Августа Виктория и южная э-Тур или вершина Вознесения, где сконцентрированы все христианские места паломничества, церкви и монастыри, связаны для христиан с двумя важными событиями в жизнедеятельности Христа: Нагорной проповедью (Матф. 24, Лук. 21) и Вознесением. В четвёртом веке на месте Нагорной проповеди Св. Елена построила большую базилику, которую назвали Элеонской Церковью. Развалины этой базилики находятся сегодня внутри католической церкви Отче Наш (Pater Noster).

В 387 г. на месте Вознесения была построена большая восьмиугольная церковь — часовня Вознесения, как называли её византийцы, светящийся крест которой был виден всему Иерусалиму. Церковь Вознесения была разрушена персами и восстановлена крестоносцами практически по тому же плану.

Православная Вербная церемония.

Православная Вербная церемония

Православный монастырь Св. Онуфрия в поле Акелдама

Базилика Элеони и окружающий её район. Базилика была построена Св. Еленой в 4 в. на гроте, в котором последний раз учил Христос.

Паломническое место-часовня Вознесения эпохи крестоносцев

Скала Вознесения с отпечатком ступни Иисуса.

В 1187 г. она была превращена в мечеть Саладдином, а места паломничества, находящиеся вокруг неё, розданы мусульманским семьям Иерусалима. Кроме этих двух важнейших паломнических мест в 5-6 веках на Масличной Горе были построены 24 других христианских учреждения, и среди них церкви, монастыри и гостиницы для паломников. Одними из важнейших паломнических мест, находящихся сегодня на северной вершине Масличной Горы, являются Греческая церковь Галилейских Паломников (Viri Galilei, место встречи Христа с Апостолами после воскресения (Матф. 28,10)), русский монастырь с церковью Св. Иоанна Крестителя, новопостроенная греческая церковь Вознесения, паломническое место Вознесения, находящееся и сегодня во владении мусульман, католические церкви Отче Наш (Pater Noster) и Плач Господа (Dominus Flevit), а также русский монастырь Кающейся Магдалины, расположенный на западе вершины.

Величественный православный храм в Малой Галилее на Масличной горе

Вифагия

Место паломничества Вифагия упоминается в Евагелии, как исходная точка триумфального входа Христа в Иерусалим (Матф. 21,12. Марк. 11,12) и находится в восточной части Масличной Горы. Со 2-го века до н. э. и на протяжении римской и византийской эпох на этом месте располагалась маленькая деревня, жители которой занимались земледелием и скотоводством.

Местечко Вифагия и её места поломничества

С 4-го века оно было освящено как христианское место паломничества. Первая церковь была построена в эпоху крестоносцев. Современная Греческая церковь Вифагии была построена недавно архиепископом Тверии Григорием.

Место паломничества Вифагия и построенная архиепископом Тивериады Григорием церковь.

Место паломничества к базилике побитого камнями первомученика Стефана

Св. Стефан, дьякон первой христианской общины Иерусалима, был первым христианином, наказанным побитием камнями за веру в Христа и христианство (Деян. 7). По этой причине он был причислен церковью к лику святых и назван Первомучеником. Место побития его камнями и его страдания (Бейт-Хаскела на иврите) находилось, согласно еврейской традиции, в северной части Иерусалима, за пределами городских стен , около скалы пророка Иеремии. Тело побитого камнями святого было погребено христианами, согласно традиции, в его родном городе Гамла. В начале пятого века, когда обнаружили могилу первомученика, его останки были перезахоронены на горе Сион в Иерусалиме. Пару лет спустя, епископ Ювеналий, будущий патриарх Иерусалима, перенёс кости святого в Гефсиманский сад и захоронил их в церкви, построенной в его честь. В 460 г. империатрица Евдокия, жена Теодора Второго, построила на традиционном месте побития камнями большую Базилику — Мартириум, в которой в третий раз были перезахоронены останки святого. Отцы доминиканцы, обнаружившие развалины этой базилики, в 1881 г. построили на них новую базилику, расположенную несколькими метрами севернее Дамасских ворот. Православное место паломничества к первомученику Стефану в Гефсимании — это место, на котором архиепископом Ювеналием, была построена церковь, где были вторично захоронены останки Святого.

Древнехристианская базилика Св. Стефана в Иерусалиме (5 век)

Места паломничества: базилика, посвященная посещению Елизаветы Девой Марией; церковь Св. Иоанна Крестителя

Два этих места паломничества принадлежат Католической Церкви и находятся в западной части Иерусалима в маленькой деревне Эйн -Карем (Виноградный Источник). Этот холм, расположенный сегодня в черте города, в эпоху Христа назывался нагорная страна (Лук. 1:39). В пятом веке над этими двумя местами паломничества Иерусалимская Патриархия построила две величественные трёхнефные базилики с полом из цветной мозаики, одна из которых была посвящена Иоанну Крестителю, а другая — посещению Елизаветы Девой Марией. Позднее на развалинах этих двух базилик были построены новые католические церкви.

Место паломничества в русский монастырь Св. Иоанна Крестителя в горном районе

Древний христианский мозаичный пол византийской церкви святого Иоанна Крестителя в Эйн Кареме

В Эйн-Кареме находятся также Русский православный монастырь Св. Иоанна Крестителя и греческая церковь, посвящённая тому же

Монастырь Симеона праведника (Катамоны)

Монастырь Симеона праведника расположен на холме, называющемся Катамон (или Катамоны) (название, происходящее от греческого ката-монас (в стороне), так как холм этот находился далеко от центра города). Средневековая христианская традиция определяет нахождение могилы Симеона Праведника на холме Катамон. Его могилу, вытесанную в скале и находящуюся в здании монастырской церкви, показывают и сегодня.

Монастырь и церковь Симеона праведника в Катамонах

Согласно той же традиции, Симеон праведник участвовал в переводе Ветхого Завета с иврита на греческий (перевод известный как Septuaginta) и, зная о приходе Мессии, попросил Бога дать ему возможность увидеть Мессию прежде, чем умереть. Его просьба была исполнена, и это был именно он, который указал на Богородицу с младенцем Иисусом в Храме, говоря «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, Ибо видели очи мои спасение Твоё, Которое Ты уготовал перед лицом всех народов, …» (Лук. 2: 25-32). Первые монастырь и церковь в Катамонах были построены грузинскими монахами Святого Креста в двенадцатом веке. После их ухода из Иерусалима, монастырь был заброшен и опустел. В 1879 г. монах Авраамий восстановил его, присоединив могилу Симеона праведника к северному крылу церкви.

Иудейский Храм и Стена Плача

Знаменитый Иудейский Храм был построен на холме Мория, который расположен на востоке Иерусалима. История холма Мория как иудейского культового центра начинается с десятого века до н. э., когда царь Давид купил его у Орнана Евосейского для того, чтобы на этом месте построить алтарь-жертвенник Яхве (24:18-25). В 960 г. до н. э. царь Соломон на месте алтаря построил знаменитый Иудейский Храм, являющийся единственным культовым центром иудаизма. Этот первый Храм был разрушен вавилонянами в 586 г. до н. э. и спустя несколько лет, в 520 г. до н. э., отстроен заново Зоровавелем (Езд. 3:8-9).

Царь Ирод (37- 4 гг. до н. э.) перестроил Храм и воздвиг новый, гораздо более внушительный. Новый Храм был построен на высоком и просторном ограждённом месте. Внешние стены Храмового комплекса — это то, что осталось сегодня от Храма Ирода. Стена Плача -священнейшее для евреев всего мира место паломничества — не что иное, как внешняя западная стена этого комплекса. Здание Храма в эпоху Христа состояло из собственно Храма, Святая Святых, большого алтаря для жертвоприношений, просторных крытых галерей и дворов, сооружений для очищения и многих вспомогательных помещений.

Стена Плача во время молитвы

Подземный переход вдоль Стены плача эпохи Христа

В восточном углу ограды Ирод построил большое здание в форме базилики, которое использовалось как центральный рынок и служило местом встречи паломников. Из галереи этой базилики изгнал разгневанный Христос менял и торговцев (Иоан. 2 :13). В 70 г. н. э. Храм был разрушен и сожжён легионерами римского императора Тита. С тех пор место, где стоял Храм, оставалось заброшенным и не использовалось вплоть до арабского завоевания Иерусалима.

Мечети Омара и Эль-Акса

Через шестьдесят лет после арабского завоевания Иерусалима, приблизительно в 643 г. н. э., халиф Маруан построил над развалинами ограды Иудейского Храма знаменитую мечеть, получившую название Мечеть Омара. В центре здания находится огромная скала, с которой, согласно мусульманской традиции, Магомет вознёсся на небо. Эта скала на самом деле была гумном Орнана Евосейского, которое купил царь Давид, чтобы построить алтарь Яхве.

Мечеть Омара во время молитвы

Христианская и иудейская традиции отождествляют эту скалу также и с жертвоприношением Авраама и с большим Алтарём-жертвенником Иудейского Храма.

Интерьер мечети Омара со скалой, с которой Магомет вознёсся на небо

Мозаика, украшающая интерьер мечети Омара

Семьдесят лет спустя, приблизительно в 710 г. н. э., другой халиф, Абед эль-Малик, построил над северной частью ограды Иудейского Храма большую мечеть Эль — Акса. Позднее считалось, что Эль-Акса была построена на христианской базилике, известной под названием Неа («Новая» по-гречески), построенная императором Юстинианом.

Сегодня, после того как были обнаружены развалины этой огромной христианской базилики в восточной части Еврейского Квартала, это предположение стало неактуальным.

Крестоносцы превратили мечеть Омара в церковь, посвящённую Господу (Templum Domini), а мечеть Эль-Акса переделали во дворец иерусалимских царей (Templum Solomonis или Palatium).

В 1118 г. в этом дворце крестоносцев был основан Орден тамплиеров (храмовников).

В 1187 г. Саладдин возвратил этим зданиям их начальное предназначение — мусульманских мечетей, которые после Мекки являются наиболее священными мусульманскими местами паломничества.

Интерьер мечети Эль-Акса

Израиль – Святая земля для христиан, иудеев и мусульман, поскольку все наиболее значимые исторические события, связанные с тремя основными религиями мира, произошли именно на территории этой страны.

Ежегодно миллионы верующих людей направляются в Еврейское государство, чтобы поклониться святыням и прикоснуться к истории.

Святые места в Израиле – это, прежде всего, те, которые связаны с жизнью и деятельностью Иисуса Христа – проповедями и совершенными чудесами. Здесь он был предан Иудой и распят на Кресте, воскрес и вознесся на небо.

Христианские святыни в Израиле являются памятниками одному из периодов жизни Спасителя. На израильской территории возведено множество церквей, храмов и монастырей, куда стремятся попасть паломники со всего мира.

Паломничество по святыням Израиля

Приезжая в Израиль, туристы стремятся побывать в первую очередь, в Иерусалиме – городе, в котором удивительным образом перемешались разные народы, их традиции и культура. Здесь находятся такие известные места, как: Храмовая гора, Стена Плача, Храм Гроба Господня, Масличная гора с местом Вознесения Христа, Гефсиманским садом, гробницами Божьей Матери и Царя Давида.

Другие святые места в Еврейском государстве:

  • Тверия (древний город Иерихон, Гора искушений, Сорокадневный монастырь, гора Фавор, река Иордан).
  • Назарет (гора Благовещения, церковь Архангела Гавриила, гора Свержения и национальный парк Сепфорис).
  • Лидда – место рождения святого Георгия Победоносца и город, в котором хранится нерукотворная икона Божьей Матери, появившаяся при ее жизни.
  • Вифлеем – второй по святости израильский город после Иерусалима. Здесь родился Иисус Христос, поэтому самым известным местом является Пещера Рождества и базилика, построенная над ней.
  • Окрестности озера Кинерет – места почти всех Евангельских событий. Здесь можно увидеть Капернаум, гору Блаженств, церковь Двенадцати апостолов, Табху и др. На берегах Кинерета Иисус Христос проповедовал, исцелял больных и совершал различные чудеса.

Иерусалим – центр трех мировых религий

Иерусалим считается первым святейшим городом Еврейского государства. Здесь находится множество святых для иудеев, христиан и мусульман мест.

  1. Храмовая гора. Почитается евреями, поскольку ранее на этом участке стоял иудейский Храм, который дважды разрушали, и от которого сохранился лишь участок Западной Стены (Стены Плача). В Первом Храме находился Ковчег Завета со Скрижалями. Ковчег исчез перед падением Храма, и археологи его ищут до сих пор.

Это место является святым и для мусульман, так как здесь построили Купол Скалы с мечетью Аль-Акса.

Путешествие по святым местам Израиля

2. Стена Плача – одна из главных святынь иудаизма, которой более 2 000 лет. Это уцелевшая часть западной стены Второго Храма и центр паломничества. Тысячи туристов ежегодно посещают Стену Плача, чтобы помолиться, оставить записку с просьбой о здоровье или сокровенном, а также с целью ознакомления с историей города.

Путешествие по святым местам Израиля

3. Голгофа – место, где распяли Иисуса Христа. По преданию, под горой располагалась глубокая яма, в которую сбрасывали тела казненных преступников. Крест, на котором распяли Христа, также был засыпан в этой яме. Спустя несколько столетий его обнаружили, проводя раскопки. Гвозди, которыми прибили руки и ноги Спасителя, тоже сохранились.

В настоящий момент на Голгофе находятся греческий и католический престолы и размещены лампадки и свечи.

Путешествие по святым местам Израиля

4. Храм Гроба Господня – это целый архитектурный комплекс, включающий Голгофу, Гроб Господень (главный алтарь Храма), храм святой Елены, соборный храм Иерусалимской церкви и монастыри. Экскурсионная программа построена таким образом, чтобы паломники могли пройти Крестный Путь полностью.

Путешествие по святым местам Израиля

5. Дорога Скорби Виа Долороса – это путь, который прошел Христос от места приговора до места распятия. Дорога начинается в мусульманском районе возле Львиных ворот. На ней расположены 14 станций, где Иисус делал остановки на пути к Голгофе. Сейчас на этих участках находятся часовни или храмы.

Путешествие по святым местам Израиля

Святые места Вифлеема

Паломники приезжают в Вифлеем, чтобы посетить место, где родился Иисус Христос. Сам город находится под контролем Палестинской автономии. Основные достопримечательности:

  1. Храм Рождества Христова – это византийская мозаика, колонны с удивительными росписями, уникальные фрески и икона с изображением улыбающейся Богородицы. Вход в церковь достаточно низкий, и входящий человек должен поклониться, чтобы попасть внутрь храма.
  2. Гробница Рахили находится на окраине Вифлеема. Это место, где была похоронена праматерь Рахиль. Здесь же находится синагога.
  3. Церковь святой Катерины – католический храм, имеющий большое значение. Службы из этой церкви транслируют во многих странах в мире.

Путешествие по святым местам Израиля

Святые места Назарета

Назарет – город в северной части Израиля, в котором жила Дева Мария и прошло детство Иисуса Христа. Самыми посещаемыми святынями являются:

  1. Собор Благовещения. Храм был возведен над гротом, в котором Мария получила весть о скором материнстве. Собор строился на развалинах церквей, разрушенных во время нескольких набегов мусульман. Святыня находится на 2-х уровнях: реликвии и зал для богослужений.
  2. Церковь Архангела Гавриила (XVIII в.) является греческим храмом, возведенным на месте древней византийской церкви, по всей видимости, построенной крестоносцами. Оставшиеся с того период камни остались нетронутыми. Рядом находится источник, возле которого Архангел Гавриил явился Марии с благой вестью.
  3. Гора Свержения находится в двух километрах от Назарета. Это место, в котором по преданию, иудеи пытались свергнуть Христа с горы после проповеди в синагоге Назарета. На вершине горы располагается смотровая площадка, а на западном ее склоне – пещера, в которой в ходе раскопок нашли 13 скелетов неандертальцев. Сейчас в эту пещеру туристов не пускают.
  4. Парк Сепфорис – археологический памятник, находящийся в 6 км от Назарета, в котором проводят раскопки. Здесь была обнаружена синагога VI в., представляющая собой удлиненное здание с колоннадой и мозаичным полом, на котором изображены знаки зодиака и библейские сцены, а также написаны названия месяцев еврейского календаря.

Путешествие по святым местам Израиля

Храм Георгия Победоносца в Лидде

В Лидде (Лод) родился и вырос великомученик Георгий Победоносец. Сюда же были перенесены его останки после смерти.

Греческая церковь Георгия Победоносца была построена в IV в. Храм пережил несколько нашествий персов, разрушался и восстанавливался, был захвачен мусульманами и превращен в мечеть, и только в XIX в. его отреставрировали и вновь освятили.

В серебряном ковчеге, находящемся в центральном приделе слева от царских ворот, хранится часть мощей святого.

Окрестности Галилейского моря и Евангельские события

На побережье озера Кинерет проповедовал Иисус Христос. Здесь он исцелял людей и совершал чудеса. Паломники едут в Тверию, чтобы помолиться на могилах еврейских мудрецов и посетить Капернаум (древний город, который упоминается в Новом Завете) и Ярденит (здесь можно пройти обряд крещения по примеру Христа, находится в месте, где Иордан выходит из Кинерета). Больше информации читайте .

Путешествие по святым местам Израиля

Река Иордан также привлекает туристов и паломников. О целебных водах реки слышали многие. Люди стремятся окунуться в Иордан, чтобы избавиться от болезней и недугов.

Путешествие по святым местам Израиля

Табха – место чудес. Эта рыбацкая деревня расположена поблизости от Капернаума. Здесь Спаситель накормил людей двумя рыбами и пятью хлебами, прошел по воде, успокоил шторм и явился перед учениками после воскрешения. Именно поэтому в Табхе возвели Монастырь Умножения Хлебов и Рыб.

Путешествие по святым местам Израиля является одним из популярнейших направлений в туризме этой страны. Большинство паломников направляется, конечно же, в Иерусалим, но многие отправляются и в другие святые города, чтобы увидеть как можно больше религиозных достопримечательностей.

Если вы хотите посетить больше святынь, берите авто в аренду. Такая поездка гарантирует комфорт. Вы сможете самостоятельно составить маршрут, и вам не надо будет подстраиваться под расписание экскурсий и общественный транспорт. На машине вы быстро доберетесь в пункт назначения и тогда, когда это будет удобно.

Просмотры: 37>Христианский квартал Иерусалима

Христианский квартал. История.

В конце XII столетия город был захвачен Салах ад-Дином. Все святыни в городе по его приказу начали преобразовывать в мечети либо разрушать. Оставили только Храм Гроба Господня, разрушенный в XVI столетии землетрясением. Нынешнее здание было отстроено после сильного пожара, а о Крестовых походах напоминает лишь его фасад.

В XIX столетии страны Европы пытались всяческим образом снизить влияние Османской империи и взять под свой контроль Иерусалим. Для этого начали возводить в квартале различные сооружения. Османские правители решили пресечь это и приняли порядок покупки земельных участков. В итоге кайзеры Германии и Австрии настояли на строительстве религиозных зданий, которые возводились рядом с мусульманскими святыми местами.

В конце XIX столетия на ограниченной территории крепостными валами Иерусалима в христианском квартале закончилось свободное для построек место. В это же время открыли Суэцкий канал, и в Иерусалим перебралось немало христиан. Из-за этого началась борьба за влияние между странами Европы. Французы отстраивали церкви, больницы и гостиничные дворы, образуя французский район в городе. Недалеко Российская империя основала Русское подворье.

Крепостные стены были препятствием, которое доставляло массу неудобств. Чтобы попасть до новых застроек, необходимо было проходить через Дамасские или Яффские ворота. Граждане стали роптать, и османское правительство решило пробить Новые ворота, чтобы верующие без труда могли посещать христианские святые места. Если есть возможность – их следует посетить.

Достопримечательности Христианского квартала.

Вход сюда доступен через Яффские, Дамасские или Новые ворота. Все строения христианского квартала в Иерусалиме (отели, школы, монастыри) являются религиозными и построены для христиан. На карте квартала можно увидеть 40 старинных святынь и древнюю улицу Карго.

Храм Гроба Господня

Он расположен в самом центре и, согласно легенде, был возведен на месте распятия Иисуса Христа. Попасть в святыню можно по Христианской улице (свернув налево с улицы Давида). По ней следует идти до улицы св. Елены, спустившись по которой виднеются ворота, ведущие к строению.

Святыня считается памятником Христу, ведь с ним связано все, что находится внутри. Войдя, можно увидеть камень Помазания, который является долгой плитой. Легенда в христианстве гласит, что на камень положили Христа после распятия, чтобы подготовить его для погребения. Справа от камня Помазания есть две лестницы, которые ведут в место, где стоял крест для распятия. Немного далее есть лестница, которая ведет в зал покрытый полумраком. В нем присутствует огромное количество колонн и подпорок, установленных после землетрясения.

Рядом с лестницей стоит часовня, в которой были похоронены христианские владыки Иерусалима. В самом центре зала виднеется еще одна часовня с куполом, которую поставили на месте захоронения Христа. В ней гробница, в которую ведет невысокий проем. Пройтись по нему можно лишь согнувшись пополам. В стену гробницы вделано надгробие из мрамора, освещаемое оригинальными лампадами.

В дальнем углу зала располагается пристройка перед входом в греческую церковь, в которой установлена ваза из камня внушительных размеров. Она является символом трона патриарха. В противоположном углу – русская православная церковь, на алтаре которой установлены иконы тончайшей работы.

Церковь Христа Искупителя

Представляет собой немецкую лютеранскую церковь, которая стоит в Муристане. Во время крестовых походов здесь находился орден госпитальеров. Немцы появились в городе в начале XIX столетия, которые с помощью правительства Германии начали воздвигать новую святыню со своей архитектурой. На освящении побывал немецкий кайзер. Северный вход строения был закрыт и декорирован знаками Зодиака.

Во второй половине XX столетия здание было подвержено работам по строительству и реконструкции, при которых мастера добавили мозаику. С колокольни открывается отличный вид на все кварталы Старого города. В святыне имеется приятный внутренний дворик, который окружен галереями. Здесь также присутствует органных зал, где устраивают концерты.

>Иерусалим для всех или зачем нужно ехать в святые места

Иерусалим и его история, древняя как сама Библия

Святыни Иерусалима: куда стремятся все паломники, но будет интересно и туристу-атеисту

Собственно, столицей Израиля Иерусалим стал совсем недавно (в 1949 году), хотя история этого древнего города насчитывает тысячелетия.

Известно, что Иерусалим захватывали, разрушали и отстраивали заново множество раз. Например, в 70-х годах н.э. при подавлении великого иудейского восстания против римлян Иерусалим был полностью превращен в руины. В 132-135 годах н.э. и само место было переименовано. И только в 325 году римский император Константин I вернул городу название Иерусалим и распорядился о строительстве в городе христианских святых мест, в том числе и Храм Гроба Господня (в 335 году).

Ученые считают, что самая известная улица священного города Виа Долороса — это не что иное, как попытка средневековых монахов оживить Библию. Но люди едут сюда совсем не за исторической правдой. Хотя Иисус Христос и не ходил по современной Виа Долороса, в любом случае Иерусалим — это кладезь культурной и исторической информации.

Иерусалим называют городом трех религий: ислама, христианства и иудаизма, так как в одном городе хранятся священные реликвии трех совершенно разных конфессий. Святым местом, общим для всех трёх религий, является Храмовая гора.

Предлагаем и вам совершить небольшую видеопрогулку по центру Иерусалима.

Старый город и Крестный путь

Исторически с начала XIX века старый город делят на четыре квартала: Христианский, Мусульманский, Еврейский и Армянский.

В Христианском квартале расположен главный храм — Храм Гроба Господня. Здесь же заканчивается Крестный путь, или Дорога скорби (улица Виа Долороса, Via Dolorosa), которая повторяет путь Христа к месту казни на Голгофе.

На Виа Долороса принято делать девять из четырнадцати остановок плюс еще пять – на территории Храма Гроба Господня:

  • 1. Место вопрошения Понтием Пилатом Иисуса, место суда и вынесения приговора.
  • 2. Второе место, отмеченное аркой Экке Хомо. Здесь, по преданию, Пилат вывел Иисуса перед первосвященниками, и указывая на Христа, сказал: «Се человек». Это же место взятия Иисусом Креста.
  • 3. Место первого падения.

Четвертая остановка Христа: встреча с Матерью

  • 4. Место встречи Христа с Матерью.
  • 5. Место встречи Христа с Симоном Киринеянином.
  • 6. Место, где святая Вероника вытерла лицо Христа своим покрывалом.
  • 7. Место второго падения.
  • 8. Место встречи с плачущими женщинами.
  • 9. Место третьего падения.

Площадь перед Храмом Гроба Господня

  • 10. Место лишения одежды Христа и её разделение.
  • 11. Место распятия на Кресте.
  • 12. Место смерти.
  • 13. Место снятия Иисуса с Креста.
  • 14. Место положения Иисуса Христа во гроб.

Начало Пути Скорби — Ворота Девы Марии, или Львиные ворота. Через них Иисус вошел в город в Вербное воскресение. Здесь начался его путь к Божьей Славе через страдание.

Имейте ввиду: большая часть «пути» по Виа Долороса проходит по арабскому кварталу, а это значит, что по сути дорога идет через рынок. А для торговцев всякий прохожий — это потенциальный покупатель. По возможности идите путем Христа в утренние часы, тогда путь ваш будет более спокойным и умиротворенным.

Храм построен в 335 году, расположен на месте распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа. Это центр христианского паломничества. Здесь также находятся такие святыни, как Камень Помазания, Гроб Господень и Голгофа.

Храм принадлежит одновременно сразу ШЕСТИ! (греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской) конфессиям. Время служб строго распределено по дням, часам и даже минутам. Такое деление служило и служит причиной конфликтов, поэтому чтобы снять «напряжение» между конфессиями, ключи от храма с 638 г. хранятся в арабско-мусульманской семье Джудэ. А право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье — Нусейбе. Права эти на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну. Семьи эти очень уважаемы и известны далеко за пределами Израиля.

Внутри Храма, напротив входа, лежит Камень помазания (также известен как Камень миропомазания, Камень умащения) — одна из главных христианских святынь, является 13-й остановкой Крестного пути.
Предметы, прикоснувшиеся к нему, считаются освященными.

Храм Гроба Господня. На первой фотографии Часовня Гроба Господня, или Кувуклия, находится слева от Камня помазания. В Великую Субботу в ней зажигается Благодатный огонь.

Стена плача

В Еврейском квартале одним из основных священных памятников является Стена Плача — часть каменной стены вокруг Храмовой горы Старого города. Возле Стены всегда очень шумно: миллионы туристов специально едут в Иерусалим, чтобы помолиться и оставить между камнями записку с просьбой к Всевышнему.

Также внимание туристов и паломников неизменно привлекают руины города времен Ирода, находящиеся здесь же.

Дорога к Стене Плача

Женская и мужская территории разделены: мужчины подходят к Стене Плача слева, а женщины — справа.

Храм погребенья Девы Марии

Будучи в Иерусалиме запланируйте посещение подземной церкви Девы Марии в Гефсимании. Храм находится одновременно в собственности Иерусалимского греко-православного патриархата и Армянской церкви. Согласно священным текстам, здесь произошло погребение Девы Марии и над ее гробницей была возведена необычная подземная церковь — Успения Пресвятой Богородицы. Храм считается греко-православным, но для обрядов богослужения в церковь имеют доступ и другие христианские направления.

Храм Девы Марии находится под землей. Вход в него с юга, от входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. С потолка свисают сотни лампад тонкой ручной работы.

Современный Иерусалим

Паломники и туристы едут в Иерусалим со всего мира: наибольшее количество туристов в Израиль прибывает из США, второе место по турпотоку занимает Россия. Современный Иерусалим разросся далеко за пределы границ Старого города. В Новом городе множество отелей на любой вкус, крупных торговых центров и аутентичных ресторанов.

Ресторан Eucalyptus (рядом со старым городом, 14 Khativat Yerushalayim), где готовит харизматичный шеф-повар Moshe Basson. Он даже обычную подачу блюд превращает в увлекательное шоу! Кухня в основном традиционная израильская, есть специализированное меню для веганов и кошерные блюда. Шеф-повар с удовольствием общается с посетителями, ходит от стола к столу, рассказывает об особенностях израильской кухни.

Что привезти из Иерусалима

Паломникам и верующим:

Так принято называть связку из 33 свечей — по числу лет земной жизни Иисуса Христа. Ее необходимо купить заранее перед посещением Храма Гроба Господня. Свечи нужно зажечь от Благодатного огня и потушить там же. После это вы можете подарить связку свечей (только целиком, не разделяя) своим близким и они всегда будут гореть только Благодатным огнем.

Красная нить

Оберег, ставший популярным достаточно недавно, однако, уже приобретший множество поклонников. Не стоит покупать их у уличных торговцев, огромное количество которых вы встретите по пути к Стене Плача. Берут их на месте и только в обмен на пожертвования.

Тахини, тхина или кунжутная паста

Кунжутная паста или тхина (тахина) считается незаменимым компонентом блюд восточной кухни. Купить можно по всему городу в обычных магазинах. Но поверьте, вы не пожалеете о потраченном времени, если найдете старую фабрику тахини на улице рядом с Виа Долороса, в Старом городе.

Фабрика тахини и Ицках — ее владелец

Семья Аль Джабрини владеет фабрикой уже более 150 лет, а вообще она непрерывно работает вот уже 2 столетия. На производстве используют только традиционные технологии: семена кунжута перетирают на старых базальтовых жерновах. Ицках гордится своим производством. «На современном, — говорит он, — используют жернова из другого камня, который быстро стирается. Частицы камня попадают в тахини, и более тяжелый по плотности камень осаждает мякоть кунжутной пасты.» Поэтому его тахини, утверждает он, в отличие от произведенного на современных заводах, никогда не расслаивается. Его продукция хранится больше года без холодильника. Единственный секрет, в нее не должно попасть ничего постороннего, даже капельки воды могут ее испортить.

В тхинный соус можно макать кусочки мяса, свежие овощи или хлеб. Без тахини не получится полноценного хумуса.

Тхинная фабрика Ицкаха

Классическую белую тхину делают из очищенного кунжута.

Бежевую тхину — из неочищенного.

Красная тхина продается редко и купить ее довольно сложно. Семечки кунжута при ее изготволении держат в печке не менее 10 часов.

Черная тхина готовится не из кунжута, а из растения «каца» (на арабском «семечки благословения»). Ее едят мусульмане по ложечке в день, исключительно в религиозных целях.

Еще на фабрике можно приобрести кунжутную халву и виноградный мед (сок, который в течение 10 часов уваривают до консистенции, похожей на мёд).

Кунжутные козинаки

Лакомство, которое придется по вкусу и детям, и взрослым. Кроме того, именно кунжутные козинаки считаются одними из самых полезных, благодаря богатому составу минеральных и биологически полезных веществ.

Рынок в Старом Городе в Иерусалиме

Кунжутное масло

Кунжутное масло хорошо подходит для жарки, его можно нагревать до 400 градусов и хранить до 5 лет.

Халва

Израильская халва нежнее на вкус, чем российская. Готовят ее на оливковом масле. Выбор огромный: халва без сахара, с орехами, ванилью, какао и т.д.

Специи

В Израиле, как и по всему Средиземноморью, специи используют очень активно. Чаще всего вы услышите про добавление в блюдо иссопа. Не удивляйтесь, это не наш традиционный иссоп лекарственный, который растет у многих на дачах. Это душица сирийская (Origanum siriacum, Origanum Maru ), иногда (ошибочно) ее продолжают называть Сирийским майораном (Majorana syriaca), используют и название заатар (Za’atar).

Магазинчик специй в старом Иерусалиме

Рынок в старом Иерусалиме

Старый Город в Иерусалиме

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *