Святые места Турции православные

Паломническая поездка в Турцию

Паломничество в Турцию является захватывающим путешествием к истокам православной веры. Величественный Софийский собор в старые времена был местом крещения святой равноапостольной княгини Ольги. Дороги Турции и древние города помнят апостолов. Апостола Павла ставшим основателем здешней церкви, Иоанна Богослова, проповедника в Эфесе. Апостола Филиппа, которого распяли за Христа в Иераполисеа, так же множество других мучеников за святую веру.

Каппадокия славится своими пещерными монастырями, которые связаны с подвигами Василия и Григория Великого. Все это вас ждет в паломническом туре в Турцию от туристической компании «Эден Тур», которая подготовила разнообразную экскурсионную программу по достопримечательностям Турции. Открывает ваше путешествие в Константинополь, который до 1453 года был средоточием мира православных. Он и сейчас таким остался, правда, как мечта о православной империи. На каждой шагу перед глазами паломников приезжающих в эту страну о всего мира открывается двух тысячелетняя история великого града. Это и подземные хранилища для воды, которое больше напоминают дворцы и Влахернская церковь, в которой было явление Покрова самой Богородицы.

Паломничество в Турцию

Именно это, а также могучие стены крепостей, резиденция Патриарха и, естественно, Босфор. Он соединяет Европу и Азию – все это называлось в давние времена Византией. Теперь это Турция, в которую мы отправляемся, приобретая паломнические туры. Сегодня Турция, куда имеются паломнические туры – мусульманская страна. Исторически она все-таки является прародительницей веры православной. Именно отсюда христианство пришло на Русь, из Византии приезжали священники. Именно иконописная традиция этой страны положила начало для русской иконописи.

Паломнические туры в Турцию покажут вам много древних православных монастырей и церквей. Много бывших церквей преобразовано в мечети. Именно такое преобразование случилось со зданием, которое когда-то считалось православным храмом – константинопольской Святой Софией. Строительство это храма длилось на протяжении пяти лет. Святая София считается мировым шедевром зодчества времен средневековья. Именно по образцу этого храма строились Софийские храмы в Новгороде и в Киеве.

Паломнические туры в Турцию

Паломничество в Турцию покажет церковь, которая поражает великолепием бесценной мозаики, ставшей великолепным примером монументальной византийской живописи. С 1453 года эта церковь по указу султана Мехмеда II преобразовали в мечеть, которая была главной мечетью Османской империи более пяти веков. Сегодня это место стало музеем, с которым вам предстоит познакомится во время паломнического тура в Турцию. Продолжением вашего знакомства при поездке в паломнические туры Турция со святынями станет церковь Влахернской Богородицы. Она нас сегодняшний день является действующей. Этот храм возведен над источником в пятом веке. Вода из источника считается целебной и святой. Эта церковь знаменита и тем, что здесь на протяжении некоторого времени хранилась риза и часть пояса Богородицы. К ней имеется постоянное паломничество в Турции.

Здесь в 910 году юродивый Андрей увидел Пресвятую Богородицу, в окружении сонмом святых и ангелов шла по воздуху. Об этом рассказывают во время паломнических туров в Турцию. Особым местом паломничества в Турции считается древний город Эфес. Он знаменит тем, что здесь проповедовал ученик Христа, сам апостол Иоанн. Именно ему церковь приписывает авторство одного из нескольких канонических текстов Евангелия. На месте его погребения когда-то существовала небольшая базилика, которая перестроенная в шестом веке по приказу Юстиниана. До сих пор можно увидеть во время паломнических туров в Турцию развалины этого храма.

Святыни паломнического тура в Турцию

Эфес знаменит и домиком Девы Марии, именно в этих местах, согласно предания, окончила свое земное житие Богоматерь. Местные христиане имеют обычай посещения спрятанной в горах часовни в день, когда празднуется Успение Пресвятой Богородицы. Вы обязательно посетите гигантский музей христианских святынь – область Каппадокия, где находятся пещера долины Гёpeмe. Она ведет свою историю еще со времен бытности ранних христиан. Сегодня в Каппадокии примерно пять сотен скальных церквей. Здесь чаще всего можно встретить пещерные церкви, имеющие крестово-купольное строение, колонны и алтари. Одни из них находятся в простых помещениях, другие – сооружения, имеющие своды и купола.

Стены украшены фресками со сценами из Нового Завета и Ветхого Завета. Пещерные поселения, расположенные в Каппадокии, куда ведут паломнические туры в Турцию и Национальный парк в районе Гёреме. Мимо него не проходит паломничество по Турции, находятся под охраной ЮНЕСКО. Для бронирования паломнического тура в Турции заполняйте предварительную форму заказа.


Собор Святой Софии в Стамбуле
На территории Турции расположено огромное количество древних православных церквей и монастырей. Многие бывшие церкви стали мечетями. Так произошло со зданием, которое некогда было главным православным храмом мира – Святой Софией в Константинополе (Стамбуле). Строительство храма продолжалось пять лет — с 532 по 537 год. Святая София является признанным шедевром средневекового зодчества. Именно по образцу этой церкви строились русские Софийские храмы в Киеве и Новгороде. Ее огромный купол диаметром в 31 метр на протяжении многих веков восхищал путешественников, а сама церковь на протяжении примерно тысячи лет была самым высоким зданием в мире, не считая египетских пирамид. Церковь украшена бесценными мозаиками, которые считаются наиболее значительными примерами византийской монументальной живописи.
В 1453 году султан Мехмед II Завоеватель, сразу же после взятия Константинополя, велел обустроить в церкви мечеть. Святая София была главной мечетью столицы Османской империи на протяжении почти пяти веков. В 1935 году основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк распорядился сделать Святую Софию музеем.
Мечетью стала и древняя церковь святых Сергия и Вакха. Эта церковь датируется VI веком. До 1506 года здание было православным храмом, а потом его превратили в мечеть: фрески и мозаики были закрашены. В XVIII веке к мечети пристроили новый минарет (нынешний минарет заменил старый в пятидесятых годах прошлого века). Этот храм занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Еще древнее церковь святой Ирины – она была построена в IV веке. Когда-то на этом месте стоял храм Афродиты, но Константин – первый император, принявший христианство – повелел разрушить святилище и поставить на этом месте церковь. Именно в этой церкви прошел Первый Вселенский собор (325).
Сохранившееся до настоящих времен здание было построено в VI веке.

Церковь Святой Ирины в Стамбуле
Фото flickr.com/John Picken
После завоевания Константинополя в 1453 году церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в ее внешнем виде не происходило. Благодаря этому храм Святой Ирины является единственной византийской церковью, сохранившей до наших дней свой первоначальный атриум (просторное высокое помещение при входе в церковь).
На протяжении XV–XVIII веков церковь использовалась османами в качестве оружейных складов, а начиная с 1846 года храм был превращен в Археологический музей. В 1869 году церковь Святой Ирины была преобразована в Императорский Музей. Через несколько лет, в 1875 году, его экспонаты из за недостаточного количества места были перевезены в Изразцовый павильон. Наконец, в 1908 году в церкви был открыт Военный музей.
Сегодня церковь служит, главным образом, как концертный зал из за превосходной акустики и внушительной атмосферы.
Самая известная действующая церковь Стамбула – церковь Влахернской Богородицы. Храм был построен в V веке над источником, который издавна считался святым и целебным, и знаменит тем, что когда-то здесь хранились риза, головное покрывало и часть пояса Пресвятой Богородицы.
Построил храм император Лев Великий специально для хранения этих святынь. В 860 году риза Богородицы спасла Царьград от атаки славянских кораблей, появившихся в Босфоре под предводительством князя Аскольда. В честь этого события был установлен праздник Положения ризы – 2 июля.
Здесь же, во Влахернском храме, в 910 году произошло чудо Покрова Богородицы. Тогда Константинополь осаждали сарацины мусульмане. 1 октября во время всенощного бдения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидели идущую по воздуху Пресвятую Богородицу с ангелами и сонмом святых. Пресвятая Дева молилась за христиан, а затем распростерла Свой Покров над всеми молящимися в храме. Вскоре сарацинские войска отступили. В XV веке храм сгорел, но на его месте построили новый.
На территории Вселенского (Константинопольского) Патриархата расположена церковь Великомученика Георгия, построенная в начале XVIII века. Здесь хранятся драгоценные христианские святыни. Справа от иконостаса помещена колонна; к ней, по преданию, был прикован Иисус Христос во время предкрестных истязаний. Из колонны до сих пор торчит остаток кольца, к которому и приковали Христа. Считается, что эту святыню привезла в 326 году из Иерусалима св. царица Елена.

Недалеко от Патриархата расположена церковь Марии Монгольской. Церковь построена в XIII веке, а своим современным обликом и названием обязана дочери императора Михаила VIII Палеолога Марии Монгольской. Царевну из дипломатических соображений выдали замуж за монгольского хана, но и после этого она не прервала связей с родиной и пожертвовала деньги на строительство храма Богородицы, который впоследствии стали называть храмом Богородицы Монгольской. Церковь знаменита тем, что она единственная в городе никогда не закрывалась и не переходила в руки турок. Такой милости храм удостоился благодаря его прихожанину, греческому зодчему Христодулу, который построил для султана Мехмеда Завоевателя множество мечетей, и в частности мечеть Фатих. Грозный владыка издал особый фирман (указ), который запрещал закрывать церковь или превращать ее в мечеть.
Недалеко от Константинополя с древних времен почитали еще один целебный источник. Византийский историк XIV века Никифор Каллист пересказал предание о воине Льве, будущем императоре Льве Маркелле (V век), которому Сама Богородица указала на чудотворный источник и повелела построить на этом месте храм. Храм был построен и высоко чтился благодаря многочисленным чудесам, происходившим в нем. С Живоносным Источником связана и соответствующая иконография: Богородица с Младенцем на руках в купели, из которой изливаются струи воды. Ежегодно в Светлую пятницу к храму Живоносного Источника совершался крестный ход. В Россию же, по мнению исследователей, праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» пришел приблизительно в XVI веке.
Храм Живоносного Источника находится в монастыре Балыклы, что в переводе с турецкого означает «красная рыбка». Есть народное предание, что рыбы, водившиеся когда то в купели Живоносного Источника, были необычно красного цвета. Монастырские здания, которые сейчас стоят над источником, построены в XVIII XX веках, а к самому источнику пускают редко: на Светлой седмице (первая неделя после Пасхи) и в другие особые дни. Зато пузырьки с водой из Живоносного Источника стоят в большом количестве в притворе храма. Отсюда же, из притвора храма, можно попасть в небольшой внутренний дворик, в последние два века ставший местом упокоения константинопольских патриархов.
Город Эфес, Турция
Фото flickr.com/Veyis Polat
Местом паломничества в Турции является и древний город Эфес (в окрестности города Сельчук). Именно здесь находился один из первых мировых центров христианства. В Эфесе проповедовал любимый ученик Христа, апостол Иоанн, которому церковная традиция приписывает авторство одного из четырех канонических текстов Евангелия. Из Эфеса он руководил жизнью христианских общин в городах Малой Азии – Смирне, Пергаме.
Согласно легенде, апостол Иоанн окончил свои дни в Эфесе, когда ему исполнилось 99 лет. Как то в воскресенье он по заведенному порядку собрал людей в церкви, построенной в его честь. После проповеди Иоанн попросил выкопать яму рядом с алтарем, а вырытую землю вынести из храма. Когда его пожелание было исполнено, он спустился в яму, простер руки к небу и прочитал молитву. Внезапно на Иоанна снизошел небесный свет, и он исчез.
На месте кончины Иоанна действительно существовала небольшая базилика, перестроенная в VI веке по приказу императора Юстиниана. Развалины храма сохранились до наших дней. Их можно увидеть в близлежащем городе, Сельчуке, у холма, на вершине которого высится крепость византийских времен.
Еще одним местом паломничества в районе Эфеса является домик Девы Марии. Он находится в 4 км от древнего Эфеса, на высоте 358 м. По преданиям, сохранявшимся с давних времен у жителей Эфеса, именно в этих местах завершила свой земной путь Богоматерь. У местных христиан существовал обычай посещать спрятанную в горах часовню в день праздника Успения Пресвятой Богородицы.
История распространения христианства оставила в Эфесе еще одно свидетельство. Это памятник христианским мученикам, который называют часто «Семь спящих юношей». В легенде рассказывается, как при императоре Деции в Эфесе семь юношей были брошены в подземелье на долгую мучительную смерть. Когда через 200 лет, при Феодосии II, темницу открыли, то обнаружили, что юноши остались живы. Все это время они спали.
Настоящим гигантским музеем христианских святынь является историческая область Каппадокия. Одно из самых примечательных мест в регионе — пeщepы дoлины Гёpeмe, ведущие свою историю со времен ранних христиан. Уникальный комплекс поселений создавался на протяжении многих веков, начиная с I тыс. до н. э. Пещеры пoчти пoлтopы тыcячи лeт были пpиcтaнищeм гpeчecкoй xpиcтиaнcкoй oбщины. От этoй нeбoльшoй кoлoнии остались килoмeтpы пoдзeмныx кoмнaт, пepexoдoв и цepквeй, cкaльныe xpaмы и oбopoнитeльныe coopужeния, фpecки, дocтoйныe лучшиx музeeв миpa.
Сaмыe извecтныe xpaмы Гёpeмe – двe бoльшиe купoльныe цepкви – Тeмнaя (Кapaнлык Килиce) и Яблoчнaя, пpocлaвившиecя caмыми дpeвними и xopoшo coxpaнившимиcя oбpaзцaми фpecoк. Цepкoвь Святой Вapвapы и Тoкaлы Килиce нaибoлee coxpaнившиecя цepкoвныe coopужeния peгиoнa.
Всего в Каппадокии не менее 500 скальных церквей. Чаще всего встречаются пещерные церкви с крестовокупольным сводом, колоннами и алтарями. Некоторые из них расположены в простых помещениях, другие представляют собой целые сооружения со сводами и куполами. Стены расписаны интересными фресками со сценами из Ветхого и Нового Заветов.
Национальный парк Гёреме и пещерные поселения Каппадокии входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
РИА Новости

Святые места Византии. Паломнические туры, церкви, памятники и религиозные достопримечательности Турции.

Сейчас поездкой в Турцию уже никого не удивишь: русские люди активно, сотнями тысяч, посещают «турецкий берег». Чтобы погреться на солнышке, искупаться в теплом южном море. И лишь очень немногие посещают достопримечательности страны, памятники давно минувшей эпохи, православные святыни. Да, не удивляйтесь: на территории мусульманской Турции их немало! Ведь когда-то здесь была православная Византийская империя, а ее столица Константинополь (который наши предки называли Царьград) — это нынешний Стамбул. Поэтому люди верующие отправляются в турецкие края со вполне определенной целью — в паломничество.

В декабре 2009 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла большая группа паломников, более 70 человек из Москвы, Екатеринбурга, Твери, Ростова отправилась в паломничество в Турцию. Поездка была приурочена ко дню преставления святителя Николая Чудотворца, а главным событием паломничества должно было стать богослужение в храме Святителя Николая в древних Мирах Ликийских.

Во времена Византийской империи Константинополь был городом, как бы мы сказали, с большой буквы. Он и теперь сохраняет свой духовный смысл. Церковные люди иногда так и называют его по-гречески: «Полис». Удивительно, но именно от этого слова и возникло современное наименование Константинополя — Истанбул. Считается, что это непонятное и чуждое для православного уха слово возникло от греческого выражения «ис тин полин», то есть — «в город». Постепенно это греческое выражение «натурализовалось» и приобрело другое звучание. Как новое имя хранит в себе напоминание о славной истории города византийского императора Константина, так и современный Истанбул не может укрыть от испытующих взоров следы славного Царьграда.

Сначала паломники посетили монастырь святого Георгия Победоносца и резиденцию Константинопольского Патриарха Варфоломея на набережной Фанар. Некогда там находился главный маяк столицы Византийской империи (именно от этого названия и возникло русское слово «фонарь»). В Патриаршем Георгиевском храме хранятся многочисленные святыни: столб бичевания Иисуса Христа, а также мощи святой Евфимии, святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, блаженной царицы Феофании, равно как и чудотворные иконы Богородицы.

Затем паломники посетили Влахернский храм — место Покрова Богородицы и поклонились там чудотворной Влахернской иконе Божией Матери. Всеобщее восхищение вызвал единственный в мире сделанный из железа болгарский храм первомученика Стефана. А в монастыре Живоносный источник паломникам рассказали красивую легенду о местном святом роднике, в котором плавают красивые светло-черные рыбки. Однажды монах в монастыре жарил рыбу. За этим занятием его и застала весть о взятии города турками. Монах не поверил и сказал: «Скорее эти рыбы оживут, чем может пасть город». Тотчас рыбы, с уже обжаренным одним боком, выпрыгнули со сковороды и попадали в источник. С тех пор у рыбок в источнике один бок черный, а другой — светлый. Во дворе монастыря — красивые мраморные гробницы Константинопольских Патриархов.

На другой день путешествия паломники посетили монастырь Хора (сейчас — музей), храм которого славится своими великолепными византийскими мозаиками и фресками, и знаменитую Святую Софию. Нередко люди путаются от этого названия, и недоумевают, о чем же идет речь? Под Софией подразумевается Иисус Христос — Божия Сила и Божия Премудрость. За внешней простотой фасада скрывается красота, к которой были так чувствительны древние греки, называвшие мир словом «космос», что в переводе на русский значит «красота». Здесь ощущаешь особое величие. Не случайно император Юстиниан воскликнул после возведения храма: «Я превзошел тебя, Соломон!» Особенно впечатляет быстрота строительства: храм был возведен всего за пять лет, и это при технологиях того времени. Мозаики собора — особая история. Хотя их сохранилось очень мало, впечатление от встречи с ними трудно выразить словами: сегодня мы можем только примерно представить, каким был этот храм во всей своей красе. Именно здесь крестились первая русская паломница — святая великая княгиня Ольга, а затем послы святого князя Владимира. Паломникам удалось попасть и в находящийся неподалеку храм святой мученицы Ирины (сейчас в нем — концертный зал). К сожалению, мозаик и фресок не сохранилось, но всех поразили величие и гармония церковных сводов, а также великолепная акустика.

Рядом со Святой Софией находится и цистерна — огромный подземный резервуар для воды на случай вражеской осады. Сооружение вполне бытовое, но при этом прекрасной архитектуры. В полумраке — подсвеченные колонны, многие из которых — настоящие произведения искусства, восхищающие и удивляющие одновременно. Особенно много туристов возле тех из них, где на основании изображено женское лицо горгоны Медузы.

Во времена Византийской империи Константинополь был городом, как бы мы сказали, с большой буквы. Он и теперь сохраняет свой духовный смысл. Церковные люди иногда так и называют его по-гречески: «Полис».

Вечером второго дня поездки паломники перелетели из Стамбула в Анталию. Еще лет двадцать назад этот красивый современный город был захолустным местечком с небольшим населением. Казалось бы, какие тут святыни? Однако в местном музее, помимо сделанных в окрестностях города археологических находок, хранятся мощи святителя Николая. В свое время их из Мир Ликийских выкрали итальянские купцы и отвезли в Бари, а уже в новое время турки потребовали вернуть мощи назад — в город Демре (Миры). В результате итальянцы вернули часть мощей великого святого. И действительно, за стеклом музейной витрины в небольшом мощевике хранятся отдельные косточки и икона святителя.

И вот конечный пункт поездки — Демре. Здесь святитель Николай по Божией воле творил чудеса, благодаря которым стал известен и любим по всему миру. Здесь он и скончался. Первый храм, впоследствии уничтоженный землетрясением, возвели в 4 веке, сразу после кончины великого святого. Затем воздвигли базилику, которую разрушили арабы в 7 веке. Современное, также порушенное здание храма датируется 8 веком. Сейчас храм получил статус музея, здесь сохраняется гробница, в которой пребывали мощи святого до переноса их в Бари. И снова, как когда-то, под сводами древнего храма звучат слова православной молитвы. После богослужения паломники совершили трапезу в ресторане, расположенном на берегу залива близ пристани. Именно таким путем двигались мощи святителя по дороге к кораблю, увезшему их в Бари. Солнце и голубое небо сделали день особенно праздничным.

Затем русских путешественников повезли в древний город Эфес. Но перед этим они посетили Патары, родину святителя Николая. Сейчас на месте остатков древнего поселения никто не живет, лишь овцы мирно щиплют травку среди каменных руин. Сохранились остатки храма, других зданий, большого амфитеатра. Подумать только: в этих местах когда-то бегал маленьким мальчиком будущий святитель.

Дорога в Эфес идет вдоль морского побережья. Средиземное море сменяет Эгейское. Открывается красивейшая панорама греческих островов. Некоторые из них совсем рядом: их видно невооруженным глазом.

Предыдущая фотография 1/1Голубая мечеть в Стамбуле В соборе Святой СофииРуины в Эфесе

В предпоследний день поездки паломники посетили Эфес, бывший в свое время вторым городом после Рима как по размерам, так и по значению. Население его достигало громадной по тем временам цифры в 200 000 жителей. Главная причина его упадка заключалась в том, что от этого портового города отступило море: сейчас развалины Эфеса находятся на расстоянии шести километров от побережья — древние улицы, огромный театр на 25 000 человек. В Эфесе два года жил апостол Павел. А вот и развалины первого в мире храма, посвященного Богородице. И вновь, как и в Демре, звучат слова православной молитвы. Затем группа осмотрела пещеру Семи отроков эфесских — христианских мучеников, живших в 3 веке.

А неподалеку от Эфеса в современном городе Сельчук есть развалины другого древнего храма — апостола Иоанна Богослова, который возвели при императоре Юстиниане над предполагаемым местом захоронения святого. Храм также не имеет сводов, сохранились колонны и фрагменты стен. Он располагается на возвышенности, так что оттуда виден город. Паломникам показали и место языческого капища в честь Артемиды Эфесской, считавшегося одним из чудес света и полностью уничтоженного. В 19 веке британские археологи нашли лишь одну колонну от огромного некогда сооружения. Считается, что камни, из которых был построен языческий храм, использовали для сооружения других зданий, в том числе собора Святой Софии в Константинополе.

Море и солнце сделали южное побережье Турции популярным и притягательным лишь двадцать лет назад — и в долгосрочной, исторической перспективе нельзя даже приблизительно сказать, как долго это будет продолжаться. Поменяется вдруг ситуация на туристическом рынке — и поедут отдыхающие в другие места. Для паломников же вся эта конъюнктура не имеет никакого значения. И сто, и двести, и тысячу лет назад верующие почитали святителя Николая и старались попасть на места его духовных подвигов. Так будет и впредь.

Архиепископ Егорьевский Марк, главный редактор журнала «Православный паломник».

Популярные направления паломнических туров

Все статьи о паломнических турах на «Тонкостях»

  • Европа: Греция (Афон), Италия
  • Россия: Дивеево, окрестности Санкт-Петербурга
  • Израиль: Иерусалим
  • Иордания
  • Ближний Восток (Сирия и Ливан)
  • Турция (по святым местам Византии)

Тонкости паломнических туров

  • История православного паломничества
  • География паломнических туров
  • Паломничество и религиозный туризм — сходства и отличия
  • FAQ о паломнических турах

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *