Святые мученики

Примеры употребления слова акакий в литературе.

Родился Акакий Акакиевич против ночи, если только не изменяет память, на 23 марта.

Но Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки, и только разве если, неизвестно откуда взявшись, лошадиная морда помещалась ему на плечо и напускала ноздрями целый ветер в щеку, тогда только замечал он, что он не на середине строки, а скорее на средине улицы.

Фальконетова монумента, — словом, даже тогда, когда все стремится развлечься, — Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению.

Увидевши, в чем дело, Акакий Акакиевич решил, что шинель нужно будет снести к Петровичу, портному, жившему где-то в четвертом этаже по черной лестнице, который, несмотря на свой кривой глаз и рябизну по всему лицу, занимался довольно удачно починкой чиновничьих и всяких других панталон и фраков, — разумеется, когда бывал в трезвом состоянии и не питал в голове какого-нибудь другого предприятия.

Взбираясь по лестнице, ведшей к Петровичу, которая, надобно отдать справедливость, была вся умащена водой, помоями и проникнута насквозь тем спиртуозным запахом, который ест глаза и, как известно, присутствует неотлучно на всех черных лестницах петербургских домов, — взбираясь по лестнице, Акакий Акакиевич уже подумывал о том, сколько запросит Петрович, и мысленно положил не давать больше двух рублей.

Источник: библиотека Максима Мошкова

В рамках проекта «Пиши с нами, пиши лучше нас: вас приглашает магистратура «Литературное мастерство»!» студенты первого курса программы вспоминают поступление, рассказывают о любимых курсах и объясняют, что такое Creative Writing.

Фото из личного архива Андрея Мучника

О поступлении

Как ты узнал о программе «Литературное мастерство»?
В 2010-2011 я жил и работал в Нью-Йорке и два семестра ходил на Creative Writing-курсы в New School University. За это время я написал больше, чем когда-либо ещё, и хотел повторить этот опыт. В 2016 г. я открыл для себя Creative Writing School в Москве и снова стал писать художественные тексты, теперь уже по-русски. Именно так я и услышал о программе «Литературное мастерство» – из рассылки Creative Writing School.
Почему все-таки решил поступать?
В 2017 году я решил поступать сразу, как только узнал о программе. К сожалению, на бесплатные места я тогда не прошел и отложил эту идею на будущее. В 2018 году я долго думал, пробовать повторно или нет и решил, что, наверное, не стоит. Но неожиданно получил рассылку для тех, кто не прошел в 2017, и решил попробовать. Главное здесь, конечно, писать, не важно, для себя или для публикации, потому что именно творческий конкурс — самый главный.
За какое время ты начал готовиться к поступлению?
Готовиться начал буквально за несколько недель до экзаменов, но у меня за плечами уже был опыт поступления в 2017, то есть я уже примерно знал и как будет проходить собеседование, и прочел львиную долю литературы.

Какой вопрос на собеседовании поставил тебя в тупик?
Меня вообще сложно поставить в тупик.

Об учебном процессе

Какие дисциплины в университете для тебя – самые интересные?
В первую очередь это, конечно, «Творческий семинар”. Именно из-за таких занятий я и поступал на программу. «Эгодокументы” с Е.Э. Ляминой оказался очень полезным для меня курсом, так как я пытаюсь использовать реальную переписку и дневниковые записи в своем творчестве. Сценарное мастерство с М.Л. Степновой – тоже очень интересный опыт: я постепенно набиваю руку на коротких сюжетах, поэпизодных планах и сценариях.
Какие страхи или комплексы помогли преодолеть занятия?
У меня это были скорее не комплексы, а творческая лень. Часто очень легко придумывается сюжет, ты записываешь его в телефон и забываешь. Порой сложно заставить себя сесть и начать писать, прорабатывать сюжетные линии, облекать сюжет в какую-то форму. Тут творческий семинар и конкретные дедлайны мне очень помогают.
Как изменилась твоя жизнь после поступления в магистратуру?
Привычный мне образ жизни сильно изменился. Во-первых, стало гораздо меньше свободного времени. Я почти не хожу в театр и на концерты, а сериалы и фильмы, которые успеваю смотреть, зачастую связаны с учебой. Во-вторых, я могу работать только на полставки, и все отпуска планирую вокруг занятий. В отпуск всегда беру пару книг по учебе и пытаюсь писать хотя бы какие-то наброски на самолетах и в поездах.
В каких проектах программы «Литературное мастерство» ты участвуешь? Чем вы занимаетесь?
Я пишу репортажи и статьи для проекта «Многобукв — всё о Creative Writing». Главная гордость на сегодняшний день — литературный гид по городу Екатеринбургу. Я также принимал участие в проекте «9 месяцев». Это совместный проект Высшей школы экономики и Литературных мастерских Creative Writing School. В течение учебного года начинающие писатели встречались с мэтрами современной литературы и тренировали свои навыки. А студенты играли роль помощников преподавателей — писали рецензии на домашние задания и участвовали в дискуссиях.

О литературном мастерстве

Что такое Creative Writing?
Для меня Creative Writing – возможность написать текст, не связанный напрямую с зарабатыванием денег и услышать мнение других студентов и опытных преподавателей об этом тексте. Прежде всего, это то, что по-английски называется workshop, где начинающие авторы обмениваются идеями.
Есть ли у тебя любимая методика «творческого письма»?
Я стараюсь писать о местах и вещах, о которых что-то уже знаю, основываясь на своем опыте или опыте знакомых. И я стараюсь писать «с натуры”. Скажем, если мой герой едет в метро Нью-Йорка, я буду смотреть на схему метро и на карту города и думать, как ему лучше добраться, а если действие происходит в более доступном месте – Воронеже или Ростове Великом, я выберу выходные и съезжу туда, чтобы «обновить” впечатления.

30 января Православная церковь чтит память преподобного Антония Великого (ок. 251 – 356) – основателя христианского отшельнического монашества.

Не считай себя мудрым: иначе гордостию вознесется душа
твоя, и ты впадешь в руки врагов твоих.
прп. Антоний Великий

Божественное призвание

Антоний родился в Египте в семье коптов-христиан, бывших весьма богатыми и благородными по своему происхождению. Лишившись родителей в 20 лет, Антоний стал исполнять Евангельские слова о нестяжании. Он раздал наследство нищим и местным жителям, вверил малолетнюю сестру добродетельным девам и предался уединению, совершая молитвенные подвиги под руководством одного старца. Вскоре Антоний удалился в пустыню, где продолжал монашеские подвиги в течение 20 лет. Лишь многочисленные просьбы о помощи в организации монашеской жизни других отшельников и начатые императором Максимином гонения на христиан заставили Антония после 305 года возвратиться в мир. Но в 313 году, когда волнения стихли, Антоний снова ушел в пустыню, еще дальше, чем прежде, изредка принимал страждущих. По настоятельной просьбе архиепископа Александрийского Афанасия Великого Антоний незадолго до кончины принял участие в борьбе против арианской ереси. Великий святой упокоился в возрасте около 105 лет, заранее повелев, чтобы похоронили его тайно, поскольку языческие традиции были еще сильны и его могли обожествить.

Первый монах?

Строго говоря, Антония Великого нельзя считать первым христианином, удалившимся в пустыню. Известно, что в II веке уже были те, кто становился отшельником и вел аскетический образ жизни. Обычно это происходило из-за гонений на христиан или ради духовных подвигов. Антоний отличился тем, что не основывал монастырей, не мечтал о роли духовного водителя и стал основателем отшельнического монашества, организация которого заключалась в следующем: несколько монахов жили раздельно, трудились раздельно, лишь наставник был общий. Такое объединение называлось лаврой. А основателем общежительных монастырей (таких, к каким мы привыкли) считается современник Антония Великого, Пахомий Великий.

Искушение святого Антония

Наследие и память

Во времена правления императора Юстиниана I Великого (527–565 годы) мощи святого Антония всё же были найдены в египетской пустыне и доставлены в Александрию, а затем перенесены в Константинополь. Сейчас они хранятся во Франции. Антоний не был церковным писателем в традиционном смысле. Однако до нас дошли тексты, составленные на основе его бесед. Среди них трактовки христианских монашеских добродетелей, послания к монастырям, посвященные духовной борьбе, и увещевания к монахам, а также правила монашеской жизни. В конце V века на основе поучений Антония Великого был составлен сборник изречений, отражающих идеал, к которому должны стремиться монахи. Большая часть наставлений преподобного вошла в известный и важный для христиан сборник «Добротолюбие».

Монастырь святого Антония (Египет)

Ольга Клюкина

Святые в истории. Жития святых в новом формате. VIII–XI века

Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви ИС Р14-411-1182

От издательства

Святость – состояние, к которому призваны все христиане. Недаром, в первые века святыми именовали не выдающихся подвижников, а сообщество христиан в целом. Одновременно с этим складывалось и особое почитание мучеников, из которого впоследствии выросло почитание святых – не только погибших за веру, но и достигших своей праведной жизнью особой близости к Богу. «Друзьями Божиими» назвал святых преподобный Иоанн Дамаскин в VIII веке. Как бы ни были далеки от их подвига простые верующие, в Церкви Христовой все обретают единство, ведь святые – это люди Церкви, воплотившие призыв к святости, который обращен к каждому христианину.

Жизнь святого всегда воспринималась как пример. В житиях – жанре, достигшем наивысшего расцвета в Средние века, – слушателей и читателей интересовали в первую очередь не исторические подробности, а воплощение подвижником христианского идеала святости. Многие

жития создавались по образцу других, более ранних текстов, спустя не только годы, но и столетия после смерти святого, о котором порой не имелось практически никакой информации. Неудивительно, что современному читателю нередко бывает сложно за житийным образом разглядеть реального человека из плоти и крови.

Книга, которую вы держите в руках, продолжает серию «Святые в истории». Ее автор, писательница Ольга Клюкина, обращается к историческим свидетельствам, чтобы воссоздать биографии святых различных эпох. Каждый рассказ помещен в широкий исторический контекст, позволяющий более ярко представить реальную жизнь подвижников веры. Несмотря на обилие исторических фактов, книга читается удивительно легко, на одном дыхании. Рассказывая о святых прошлых столетий живым современным языком, автор делает их близкими и понятными сегодняшнему читателю. Серия выстроена по хронологическому принципу. Ключевые моменты истории Церкви и святости каждого периода раскрываются через жизнеописания девяти святых.

Третья книга серии охватывает период VIII–XI веков. В VIII веке Восточная Церковь столкнулась с ересью иконоборчества. Это противостояние, длившееся почти полтора столетия, способствовало не только развитию богословской мысли в Византии, но и появлению новых святых, отстаивавших чистоту веры. Укоренившись на территории Римской империи, христианство в этот период активно выходит за ее пределы, и в лоно Вселенской Церкви вливаются венгры, скандинавы, славянские народы. Крещение Руси стало поворотным моментом в истории страны, включенной в орбиту византийской христианской культуры.

Преподобный Иоанн Дамаскин

(† до 753/4)

Преподобный Иоанн Дамаскин. Фрагмент фрески. Мануил Панселин. Церковь Успения Богородицы в Протате, Афон, Греция. Нач. XIV в.

Ведь цель – не победить, но протянуть руку подвергающейся нападению истине…

Турки-сельджуки явились с востока, встали на горе Ал-Кайсакил и оттуда начали осаду Великой Антиохии.

Хватило трех дней, чтобы воины Сулеймана ибн Кутулмыша ворвались в город, безжалостно истребляя всех его жителей.

Спаслись только те, кто успел взобраться на гору и спрятаться за стенами городской крепости, да немногие антиохийцы, укрывшиеся от резни в подвалах и других укромных местах.

Монаху Михаилу из монастыря Святого Симеона тоже удалось притаиться в каком-то темном подземелье. Дождавшись ночи, он выбрался наружу и ужаснулся: на улицах Великой Антиохии не осталось ни одной живой души, повсюду лежали убитые, воздух был пропитан дымом и гарью.

Монах решил пробираться в крепость и, стараясь остаться незамеченным, начал бесшумно взбираться на гору. Чем выше он поднимался, тем труднее было оглядываться назад: при лунном свете следы разрушений и пожарищ в Великой Антиохии напоминали запекшуюся кровь, город казался мертвым.

На рассвете Михаил достиг крепости и увидел, как из ворот выезжает конный вооруженный отряд.

Мужчины-антиохийцы не стали дожидаться, когда войско Сулеймана начнет осаду их последнего убежища. Подкупив отряд турок, стоявший в крепости Артах, они вместе выступили против врага.

Пока Михаил обдумывал, как ему войти в крепость: обойти ее то ли с одной, то ли с другой стороны, – конный отряд уже обратился в бегство, преследуемый турками Сулеймана. А дальше вообще началось что-то невообразимое…

Еще не взошло солнце, как турки собрали всех, кто находился в крепости: мужчин, женщин, детей, стариков, коней, вьючных животных, – и скопом погнали вниз.

Среди пленных был и Михаил, ругавший себя за то, что зачем-то покинул свое укрытие. Он был уверен: пришел последний день его жизни, и, пока турки гнали антиохийцев, как стадо, по склону горы, стал вспоминать, какое сегодня число и день недели.

Неужели 4 декабря, праздник святой великомученицы Варвары?

Обычно в этот день улицы Антиохии были заполнены веселыми и нарядными горожанами.

Ежегодно на большой праздник верхом на мулах и верблюдах целыми семьями приезжали жители из окрестных деревень.

Многим непременно хотелось попасть на богослужение в церковь Святой Варвары. Там собирались самые знатные горожане, а службу совершал Патриарх Антиохийский. Все громко славили великомученицу Варвару, а еще некоего авву Иоанна Дамаскина, чья память тоже приходилась на этот день.

Михаил стал горячо молиться этим святым, чтобы они помогли ему избавиться от плена, и не прерывал молитвы, когда турки приказали всем сесть на землю и начали доставать свои кривые сабли. Но вдруг явились глашатаи и объявили приказ Сулеймана: все жители Великой Антиохии могут разойтись по домам, их никто не тронет. Долина огласилась криками ликования!

Ровно через год, 4 декабря 1085 года, монах Михаил с особым благоговением и благодарностью отмечал праздник святой Варвары в своем монастыре. Ему захотелось как можно больше узнать об Иоанне Дамаскине, но все сведения были слишком неопределенными: монах или, может быть, пресвитер, родом из Дамаска, жил примерно триста лет назад…

Кто-то знал одно только имя, другие читали книги Иоанна Дамаскина, третьи могли исполнить сочиненные им церковные песнопения, но ни в одной библиотеке не удавалось найти хоть какого-то связного рассказа о жизни этого святого.

Тогда Михаил, одинаково хорошо владевший греческим и арабским языками, задался целью собрать все сохранившиеся на тот момент сведения об Иоанне Дамаскине и составить его биографию. Это сочинение, известное как «Арабское житие Иоанна Дамаскина», написанное в конце XI века с чувством большой благодарности к святому, сохранилось и до наших дней.

Иоанн Дамаскин (арабское имя Мансур ибн Серджун Ат-Таглиби) родился приблизительно в 675 году в Дамаске, столице Сирии. Его биография настолько мало известна и овеяна легендами, что историки лишь предположительно называют даты его рождения и смерти.

Большинство из них сходятся на том, что появление на свет Иоанна-Мансура пришлось на вторую половину VII века, когда Сирия уже больше трех десятилетий находилась под властью арабов. Начиная с 661 года город Дамаск, где жили Мансуры, считался столицей Арабского халифата.

Дед Иоанна, Мансур ибн Серджун (родовое имя Мансур означает «победительный», ибн Серджун – «сын Сергия»), был в Дамаске известнейшей личностью. Он занимал должность великого логофета, «хранителя сокровищ» (что-то наподобие нынешнего министра финансов, руководителя налоговой администрации и советника главы государства в одном лице).

Показательно, что городскими финансами (по некоторым сведениям – и денежными средствами всей Сирии) он руководил и тогда, когда Дамаск находился под властью персов, и после того, как город был снова отвоеван византийцами. Скорее всего, в 628 году именно великий логофет занимался выплатой контрибуции в размере тысячи динаров за освобождение Дамаска византийскому императору Ираклию.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *