Святые о православии

30 января 2016 года исполняется 235 лет со дня рождения Христиана Христиановича Стевена (1781-1863), отечественного ботаника и энтомолога шведского происхождения. Основатель и первый директор (1812-1824) Никитского ботанического сада, для которого собрал более 450 видов экзотических растений. Автор многочисленных трудов, посвящённых флоре Крыма и Кавказа, систематике семенных растений и насекомых.

Книги о Х.Х.Стевене

Голубева И.В. Основатель Никитского ботанического сада Христиан Христианович Стевен: Краткое жизнеописание. – Симферополь: Редотдел Крымского комитета по печати и информационным коммуникациям, 1997 г.

Памятник Х.Стевену в Никитском ботаническом саду

Необычный бюст Х.Стевена стоит в библиотеке Сада. Он изготовлен из дуба. Автор неизвестен, вероятно, что автором бюста был один из немецких военнопленных, которые работали в Никитском ботаническом саду после окончания Великой Отечественной войны.

Клён Стевена на плато около горы Ай-Петри, Ялта, Крым

Недалеко от скал Зубцы на Ай-Петри стоит старое дерево.

    Просмотров: 3 032

    Православный кафедральный храм свв. Кирилла и Мефодия, фото: Ондрбей Томшу

    Владимир Петршек Представители церкви Владимир Петршек, Вацлав Чикл и Ян Сонневенд спрятали Йозефа Габчика и Яна Кубиша, как и других участников диверсионной операции «Антропоид», целью которой была ликвидация нацистского протектора, в крипте православного храма свв. Кирилла и Мефодия в Праге. 18 июня немецкие войска провели штурм кафедрального собора, что привело к гибели всех парашютистов и казни церковных служителей, проявивших незаурядное мужество и самоотверженность. Все трое являлись самыми важными помощниками Кубиша, Габчика и остальных пяти членов подпольной группы, предоставившими парашютистам последнее убежище и принимавшими активное участие в их снабжении продовольствием и всем необходимым.

    Русская служба Radio Prague International беседует с нынешним священником храма Вацлавом Ежеком.

    – «Чешское телевидение» в субботу сообщило о канонизации трех священников – Владимира Петршека, Вацлава Чикла и Яна Сонневенда, однако на деле последний не был священником, а, скорее всего, представителем церковного совета?

    Вацлав Чикл – Канонизация и включение этих новопрославленных святых в православный церковный календарь касается мучеников, которые помогали нуждающимся и следовали примеру нашего владыки, епископа Горазда, умершего мученической смертью – его застрелили нацисты. Речь идет о Владимире Петршеке, Вацлаве Чикле и Яне Сонневенде. Сонненевд действительно не был рукоположен в сан священника и являлся главой церковного Совета Старейшин.

    Святыми были признаны также члены семей и церковный хор

    5 сентября установлен как день памяти этих новомучеников. Святыми чешской православной церковью были признаны также члены семей этих мучеников, ризничий храма Орнест и весь церковный хор, рассказал Вацлав Ежек.

    – Подтверждением этому служит и икона, на которой написаны также лики родственников трех упомянутых мучеников. Икона написана в честь новомучеников, в том числе их родственников и членов церковного хора, которых ликвидировали нацисты, в целом восемнадцати человек. Она была выставлена в день канонизации и хранится в нашем храме свв. Кирилла и Мефодия на улице Рессловой. В ближайшее время икону можно будет увидеть примерно через две недели, так как сейчас она находится на оформлении. Все эти лица были канонизированы не только из-за своей смерти от рук нацистов, но также как группа людей, непосредственно связанная с огромной жертвой, принесенной парашютистами, которые укрывались в нашем храме.

    Фото: Ондржей Томшу

    Продолжение процесса канонизации связано с почитанием епископа Горазда

    Именем священномученика епископа Горазда названы улицы и площади ряда чешских городов. После того, как епископ, узнав об аресте клириков, скрывавших убивших Гейдриха парашютистов, сообщил о готовности разделить наказание, он был расстрелян вместе со служителями своего кафедрального собора свв. Кирилла и Мефодия. Чешская православная церковь оказалась под запретом, духовенство подвергли арестам и заключению. Двенадцать представителей православной церковной общины из второго района Праги были казнены.

    Святой Горазд, фото: Ондржей Томшу Упомянутая икона была написана сербским иконописцем Радмилой Несторович и привезена в пражский храм из Белеграда в начале этого года. Изображен ли на ней также Горазд, память которого совершается 22 августа по юлианскому календарю?

    – Владыка Горазд был канонизирован православной церковью Чешских земель еще в 1987 году, поэтому на данной иконе он не изображен. Именно в то время стали раздаваться голоса, что в рамках канонизации отца Горазда следовало бы причислить к лику святых также его сподвижников, разделивших ту же участь. Двое из них были застрелены нацистами в тот же самый час 4 сентября (в 14.35 на стрельбище в пражском районе Кобылисы — прим. ред.), как и епископ Горазд, а Владимир Петршик днем позже. Однако в 1980-е по разным причинам процесс канонизации этих новомучеников не состоялся, поэтому можно считать, что нынешнее причисление представителей церкви к святым, по сути, является продолжением процесса канонизации 1987 года, связанного с почитанием епископа Горазда.

    – Порядок канонизации в римско-католической церкви отличается от правил канонизации в православной церкви, что в последнем случае было поставлено во главу угла?

    – Причтение к лику святых в православной церкви связано, можно сказать, с внутренним духовным устремлением в ситуации, в которой оказывается церковь в конкретный исторический момент. Православный синод отреагировал на чаяния верующих, которые регулярно обращались к нему и другим представителям церковной власти с просьбой канонизировать этих самоотверженных людей, и поэтому на основе этого принял соответствующее решение именно в данный момент. Это связано также с поиском церковью нового источника вдохновения в лице людей (в том числе епископа Горазда), чей пример достоин подражания.

    Ян Сонневенд Верующие испытывали такую потребность, так как воспринимают этих людей как своих заступников. В рамках процесса канонизации мы не исследовали, совершали ли кандидаты в святые какие-либо чудеса или происходили ли какие-то необъяснимые вещи в связи с их деятельностью, доказывающие их святость. Наоборот, среди верующих обнаружилось единодушие по поводу провозглашения их святыми. Еще одно важное для нас обстоятельство – в Сербии этих новомучеников, которых мы сейчас канонизировали, уже ранее стали почитать как святых в рамках целой группы жертв Второй мировой войны, связанных именно с церковью. В некоторых странах, как, например, в Сербии традиция почитания этих наших жертв уже прежде существовала,

    – пояснил Вацлав Ежек.

    В крипте православного храма в Праге люди прятались еще до 1942 года

    Владимир Петршек, Вацлав Чикл и Ян Сонневенд подключились к движению Сопротивления сразу после оккупации Чехословакии. Они, помимо прочего, выдавали подложные метрики гражданам еврейской национальности, чтобы те избежали транспорта в концлагеря. В крипте православного храма в Праге еще до 1942 года, то есть до появления парашютистов группы «Антропоид», скрывались люди, нуждавшиеся в помощи, которую обеспечивали Петршек и Сонневенд. Парашютисты начали скрываться в соборе с 28 мая 1942 года, через день после покушения на Гейдриха,

    — рассказал историк Властислав Яник.

    По мнению некоторых исследователей, существовал план переброски парашютистов в другое убежище – их собирались перевезти, спрятав в пустые гробы. Осуществить план, однако, не удалось.

    Кафедральный храм свв. Кирилла и Мефодия, Фото: Ондржей Томшу

    ЭТОЛИЙСКИЙ И АХЕЙСКИЙ СОЮЗЫ

    Совершенно новым явлением в политической жизни полисов эллинистической Греции стало возникновение двух крупных союзов – Этолийского и Ахейского. Необычность этих альянсов заключалась в том, что, построенные на основах равноправия членов, они фактически были государственными объединениями федеративного типа, не имевшими полиса-гегемона. Характерен и тот факт, что оба союза сформировались в тех областях страны (Этолия на западе Средней Греции и Ахайя на севере Пелопоннеса), которые ранее являлись отсталыми и не играли значительной роли в жизни греческого мира. Теперь, когда древние центры античной цивилизации пришли в упадок, на первый план выдвинулись эти регионы.

    Созданный еще в классическую эпоху (ок. 370 г. до н. э.), Этолийский союз в эллинистический период греческой истории значительно усилился. Став одной из самых влиятельных сил в Балканской Греции, он мог даже на равных противостоять Македонии. В III в. до н. э. этолийцы распространили свою власть почти на всю Среднюю Грецию, на часть Фессалии и некоторые государства Пелопоннеса. Они осуществляли контроль над панэллинским святилищем в Дельфах.

    О структуре Этолийского союза известно мало. Полисов в собственном смысле слова в Этолии практически не было, так что союз сохранял элементы архаичного племенного устройства. Высшим органом власти было народное собрание, проводившееся дважды в год в городе Ферм, являвшемся религиозным центром союза. Народное собрание ежегодно избирало должностных лиц, высшим из которых был стратег, командовавший войском и возглавлявший исполнительную власть. Помимо народного собрания, существовал Совет, заседавший достаточно часто. Управление Этолийским союзом было еще весьма неупорядоченным. Не случайно многие античные авторы характеризуют союз как «разбойничье государство». Очень большую роль во внешней политике этолийцев играли войны с целью обогащения за счет военной добычи.

    Больше сведений сохранилось об Ахейском союзе. Это объединение, которое производит впечатление упорядоченного государства, было создано в 281 г. до н. э. четырьмя полисами области Ахайя, но впоследствии постоянно расширялось. Знаменательным моментом в истории союза стал 251 г. до н. э., когда в него вошел Сикион – первый город, находившийся за пределами Ахайи. Именно из Сикиона был родом полководец и политик Арат, который в течение нескольких десятилетий, будучи бесспорным лидером Ахейского союза, определял его внутреннюю и внешнюю политику. Под руководством Арата союз превратился в одно из сильнейших государств Греции, к которому присоединялись все новые полисы (в некоторых из них одновременно ликвидировались промакедонские тирании). В 243 г. до н. э. членом союза стал Коринф, из которого был изгнан македонский гарнизон, в 234 г. до н. э. – Мегалополь, в 229 г. до н. э. – Аргос.

    Затем Ахейский союз временно попал в зависимость от Македонии, но в начале II в. до н. э. вступил в союзнические отношения с Римом и при его содействии восстановил свое могущество и добился новых успехов: в 192—191 гг. до н. э. в союз вошли Спарта, Мессения, Элида. Теперь созданное ахейцами федеративное государство занимало весь Пелопоннес и являлось самым крупным и сильным политическим образованием эллинистической Балканской Греции. В период наибольшего расцвета союз включал около 60 полисов. В это время его признанным лидером был полководец Филопемен, прозванный «последним эллином».

    Ахейский союз является наиболее ярким примером древнегреческого федеративного государства. Союзные полисы обладали широкой автономией во внутренних делах, но вопросы внешней политики, ведения войны и заключения мира, а также чеканка союзной монеты находились в исключительном ведении союзных властей. Граждане полисов, входивших в этот союз, обладали двойным гражданством – союзным и своего полиса.

    Государственное устройство Ахейского союза было умеренно-демократическим, с некоторыми олигархическими элементами. Несколько раз в год проводились народные собрания союзников, как регулярные, так и экстраординарные. Вначале местом их проведения был город Эгий в Ахайе, а затем собрания начали назначаться и в других городах. Принимать участие в народном собрании могли все граждане союза в возрасте старше 30 лет. Народное собрание избирало сроком на год стратега – главное должностное лицо, имевшее высшие военные и гражданские полномочия. Ежегодное переизбрание запрещалось (даже влиятельнейший Арат мог занимать должность стратега лишь раз в два года). Другим важным должностным лицом, также избиравшимся ежегодно, был гиппарх – военный заместитель стратега и начальник союзной конницы. В гражданской администрации важную роль играла коллегия из 10 дамиургов. Существовал в Ахейском союзе и Совет, но его роль и способ комплектования не вполне ясны. Полисы, входившие в союз, имели единообразное государственное устройство, во многом копирующее союзные органы.

    Государственное устройство Ахейского союза схематично можно представить так

    По греческим масштабам, Этолийский и Ахейский союзы были серьезной политической силой. Однако достаточно неоднородная внутренняя организация, постоянная борьба объединительных и сепаратистских тенденций обрекли в конечном счете эти структуры на распад. Еще одним негативным фактором была непоследовательная, подчас разрушительная внешняя политика обеих федераций. Этолийцы и ахейцы постоянно соперничали друг с другом, то враждовали, то мирились с Македонией. Но камнем преткновения для обоих союзов стали отношения с Римом. Они развивались по весьма схожей схеме: дружественные связи союза с римлянами – разрыв отношений и начало конфликта между двумя сторонами – поражение греков ввиду явного неравенства сил и признание римского владычества (этолийцы подчинились Риму в 189, а ахейцы – в 146 г. до н. э.).

    Источники

    Крупнейшим представителем исторической мысли эпохи эллинизма был Полибий – выходец из Балканской Греции, в молодости занимавший высокие должности в Ахейском союзе. В 167 г. до н. э. вместе с другими ахейскими аристократами он был отправлен в Рим в качестве заложника. В Риме, где он прожил многие годы, Полибий сблизился с представителями правящей элиты, в том числе с полководцем Сципионом Эмилианом. Лишь после подчинения Греции римскому владычеству в 146 г. до н. э. Полибий возвратился на родину. В последние годы своей жизни он принимал участие в организации управления на покоренных Римом греческих землях и одновременно работал над фундаментальным трудом «Всеобщая история» (из 40 книг сохранились полностью первые пять, от остальных дошли большие фрагменты).

    «Всеобщая история» вполне соответствовала своему названию: она описывала историю практически всего Средиземноморья и охватывала период c середины III до середины II в. до н. э. Цель своего труда Полибий видел прежде всего в объяснении причин установления римского владычества над эллинистическим миром. Поэтому историк стремился не только излагать события в их реальной последовательности, но и находить причинно-следственные связи этих событий (он называл такой подход «прагматической историей»). Критическим подходом к событиям прошлого Полибий внес важный вклад в развитие исторических методов в античной историографии. Историк испытывал антипатию к распространенной в его время «риторической» школе в историописании, больше заботившейся о занимательности повествования, чем о его достоверности (сам он излагает материал сухо и однообразно). Эталоном для Полибия являлся строго научный труд Фукидида.

    Политическую направленность «Всеобщей истории» Полибия можно в целом охарактеризовать как проримскую. Автор был убежден в преимуществе римского государственного устройства над любым другим и, как следствие, в неизбежности мирового господства римлян. Предпосылками подобной концепции стало не только хорошее знание историком успехов Рима, но и его политическое учение. В основе этого учения лежало представление о циклической смене трех «правильных» форм государственного устройства (монархия, аристократия, демократия) и трех «отклоняющихся» форм (тирания, олигархия, охлократия). Предпочтение же историк отдавал «смешанному» государственному устройству, соединяющему преимущества лучших его форм, государству, пребывающему в состоянии равновесия и поэтому неподвластному законам цикла. Образцом такого государственного устройства Полибий считал именно Римскую республику.

    Труд Полибия является самым важным письменным источником по истории греческого мира эпохи эллинизма (а также Римской республики). Достоверность его сообщений, основанных как на личных впечатлениях, так и на глубоком знании исторической традиции, оценивается весьма высоко, хотя в ряде случаев несомненен его субъективный подход к трактовке того или иного вопроса.

    В последующие столетия историографы были в основном уже более или менее добросовестными компиляторами, заимствовавшими материал у «ранних» авторов. Впрочем, это позволило довести до нашего сведения немало ценной информации. Крупнейшим из исторических трудов компилятивного характера является «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского, составленная в I в. до н. э. Произведение Диодора (из 40 книг сохранилось около половины) охватывало историю всего известного автору мира от легендарной древности до 60 г. до н. э. Диодор не проводил самостоятельных исследований, а опирался в основном на труды своих предшественников. Несмотря на ряд недостатков (неточности в хронологии, отсутствие собственного научного осмысления, склонность к пересказу анекдотов и т. п.), «Историческая библиотека» все же является ценным источником по истории греческого мира, особенно Сицилии.

    Ряд книг Диодор посвятил эпохе эллинизма – от походов Александра Македонского до времени жизни самого историка. Здесь интересны сведения о войнах диадохов и деятельности сицилийского правителя Агафокла (Диодор опирается на труды весьма авторитетных авторов, в том числе Тимея из Тавромения, а также Иеронима из Кардии – историка, принимавшего активное участие в войнах преемников Александра).

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.
    Читать книгу целиком
    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    Христиан Томазий

    Томазий (Thomasius) Христиан (1 января 1655, Лейпциг — 23 сентября 1728, Галле) — немецкий философ, правовед, один из основателей просветительского движения в Германии, первым стал читать лекции и издавать научно-популярные и публицистические журналы на немецком языке. Основополояжник так называемой линии Томазия в немецкой философии 18 века, которая в противоположность рационалистической метафизике вольфианства ориентировалась на традиции британсксой сенсуалистической гносеологии и эмпирической психологии, принципы здравого смысла. Рассматривая ощущения и дан ные опыта в качестве источников и границ надежного достоверного познания, считал, что главным предметом науки и философии должны быть не абстрактные понятия метафизические проблемы, а конкретный человек и его жизненные потребности. В качестве «мирской мудрости» (Weltweisheit) философия должна ориентироваться на принцип практической полезности, активно служить общему благу справедливости, содействовать обновлению и развитию общества и его культуры, формированию просвещенного и добродетельного человека. Будучи последователем Гроция и Пуфендорфа, внес заметный вклад в утверждение принципов естественного права в Германии, а также в разработку вопросов соотношении морали и права.

    В. А. Жучков

    Далее читайте:

    Философы, любители мудрости (биографический указатель).

    Сочинения:

    Ausiibung der Vernunftlehre. Halle, 1691;

    Ausiibung der Stenlehre. Halle, 1696; Grund-Lehren des Natur- und Volker-Rech Halle, 1705.

    Литература:

    Деборин А. M. Из истории раннего немецкого просвещения. «Вестник истории мировой культуры», 1960, № 6, с. 32—43; Деев Н. Разграничение права и морали в естественно-правовом учении Христиана Томазия,— «Проблемы государства и права на совреме ном этапе», 1974, вып. 8, с. 55—63; Жучков В. А. Немецкая филосфия эпохи раннего Просвещения. М., 1989, с. 51—59; Bienert W. Е Philosophic des Chr. Tomasius. Halle, 1934; Lieberwirth R. Chr. Tomasii Sein wissenschaftliches Lebenswerk. Weimar, 1955; Schneiders Naturrecht und Lebensethik: Zur Geschichte der praktisch Philosophic im Hinblick auf Chr. Tomasius. Hildesheim—N. Y., 1971.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *